Научная статья на тему 'Матрица таможенного контроля как инструмент совершенствования таможенных операций'

Матрица таможенного контроля как инструмент совершенствования таможенных операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1388
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИ-ЧЕСКИЙ АППАРАТ / МОНГОЛИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цагаанцоож Цэрэнчимэдийн

В статье исследуются научно-методологические аспекты совершенствования таможенного контроля посредством применения матрицы таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цагаанцоож Цэрэнчимэдийн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matrix of the customs control as an instrument of improvement of customs operations

The article is devoted to scientific and methodological aspects of improvement of customs control by means of application of a matrix of customs control

Текст научной работы на тему «Матрица таможенного контроля как инструмент совершенствования таможенных операций»

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

V

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

10.1. МАТРИЦА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Цагаанцоож Цэрэнчимэдийн, аспирант. Место учебы: Российская таможенная академия. E-mail: tsooj_0069@yahoo.com

Аннотация: В статье исследуются научно -методологические аспекты совершенствования таможенного контроля посредством применения матрицы таможенного контроля.

Ключевые слова: Таможенный контроль, таможенное администрирование, научно-методологический аппарат, Монголия.

MATRIX OF THE CUSTOMS CONTROL AS AN INSTRUMENT OF IMPROVEMENT OF CUSTOMS OPERATIONS

Tsagaantsooj Tserenchimediyn, postgraduate student. Place of study: Russian customs academy. E-mail: tsooj_0069@yahoo.com

Annotation: The article is devoted to scientific and methodological aspects of improvement of customs control by means of application of a matrix of customs control Keywords: Customs control, customs administration, scientific and methodological apparatus.

На сегодняшний день специалисты таможенных органов, анализируя направления совершенствования таможенного контроля, имеют неоднозначное понимание, как таможенного контроля, так и применяемых мер таможенного контроля при совершении таможенных операций. В частности, ряд специалистов полагает, что таможенный контроль начинается с момента пересечения товара таможенной границы, а деятельность таможенных органов (контрольные мероприятия), сопряженная с проверкой сведений о товаре, представленных электронным способом в рамках предварительного информирования, не относится к таможенному контролю. Вместе с тем, проверка документов и сведений является одной из форм таможенного контроля. Соответственно, если предварительное информирование как таможенная операция не является предметом контрольных мероприятий таможенных органов, возникает вопрос о целесообразности предварительного направления сведений в адрес таможенной службы, если такие сведения не являются предметом таможенного контроля.

Обратим внимание, что подача предварительной информации о товаре до прибытия его в пункт пропуска является обязанностью участника ВЭД, а не исполнение этой обязанности в международной практике влечет наступление ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Очевидно, что на этом этапе таможня проводит контрольные мероприятия по установлению факта предварительной подачи сведений о товаре. Развивая эту мысль, К.А. Корняков, Ю.А. Егоров отмечают, что одним из действенных способов повышения качества

проведения таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств является предварительное информирование таможенных органов о предстоящем ввозе товаров для реализации внешнеэкономической сделки. В то же время, реализация работы на границе по принципу «одна остановка» и «одно окно», создание единой базы для всех контролирующих органов, работающих на границе невозможно без внедрения системы предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, пересекающих таможенную границу.

Несмотря на это, практика таможенного администрирования и подходы к процессу организации таможенного контроля отличаются, нет и консолидированной позиции по рассматриваемому вопросу.

Таким образом, проблемой является не только понимания таможенных операций, в отношении которых осуществляется контрольно-надзорная деятельность таможенными органами, но и осознание того, что есть таможенный контроль при совершении таможенных операций. Более того, специалисты имеют неоднозначное понимание объектов и предметов таможенного контроля, равно как и применяемых мер контроля в контексте совершения таможенных операций. Например, можно ли рассматривать «формирование и использование информационных ресурсов» как способ таможенного контроля при совершении таможенной операции предварительного информирования?

С одной стороны, ученые и таможенные специалисты имеют видение того, что сокращение времени и финансовых расходов участников ВЭД на границе является следствием совершенствования таможенного контроля и содействует увеличению трансграничных товаро-потоков. В тоже время отдельные исследователи считают, что процесс совершенствования таможенного контроля - это совершенствование технологии таможенного контроля, а также технологических схем пункт пропуска, применение современных технических средств таможенного контроля и программного обеспечения. Однако технология таможенного контроля и ТСТК не является действием, или контрольнонадзорной деятельностью таможенного органа, а следовательно, не является и таможенным контролем. Это инструмент контроля, но не таможенный контроль непосредственно. Более того, применение ТСТК или соответствующих программ в международной практике таможенного администрирования является показателем таможенной инфраструктуры, но не таможенного контроля.

Эксперты Евразийской экономической комиссии, а также специалисты Подкомитета по таможенным процедурам Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в целях совершенствования таможенного администрирования и таможенного контроля считают необходимым развивать системы (институты) предварительного информирования, электронного декларирования, «единого окна», автоматического выпуска, 1

1 Корняков К.А., Егоров Ю.Н. Предварительное информирование и таможенный контроль: монография .-М.: Издательство Российской таможенной академии, 2011.-С. 3.

246

МАТРИЦА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Цагаанцоож Ц.

аудита после выпуска, уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО). Вместе с тем, на практическом и теоретическом уровне отсутствует анализ вопроса о соотношении, глубине, степени применяемых мер таможенного контроля при совершении таможенных операций для каждой из поименованных систем. Также остается неясным, каким образом проанализировать рассматриваемые перспективные институты совершенствования таможенного администрирования применительно к системе таможенного контроля.

По нашему мнению, одним из решением выше обозначенных вопросов является матрица таможенного контроля (далее - Матрица), которая в одной системе координат объединяет и позволяет моделировать применяемые меры таможенного контроля, его объекты и предметы при совершении таможенных операций. Предлагаемая нами Матрица также предоставляет возможность проводить анализ затрат времени и финансовых ресурсов участников ВЭД при совершении таможенных операций. В целях моделирования Матрицы таможенного контроля рассмотрим основные таможенные операции (этапы таможенной очистки) совершаемые в пунктах пропуска или во внутренних таможнях для выпуска товаров. Соответствующие этапы представлены на рис. 1

Определение объекта и предмета таможенного контроля необходимо для установления правовой сферы контроля деятельности уполномоченных органов, а также ограничения таможенного контроля от пограничного, санитарно-карантинного, карантинно-фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию или вывоза с этой территории. Согласно теории управления в таможенном деле объект контрольного правоотношения должен быть способен удовлетворить интерес подконтрольного субъекта. Объект - это то, что в первую очередь интересует контролирующего субъекта. Деятельность участников внешнеэкономической деятельности должна соответствовать, в частности, требованиям таможенного законодательства.

Существуют различные подходы к определению объекта таможенного контроля. Так, например, отдельные авторы не выделяют объект таможенного контроля, а приводят только определение объекта таможенного правоотношения - это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношений. Определяя объекты таможенного контроля, Киотская конвенция предусматривает, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами, налогами, подлежат таможенному контролю.

Объектами таможенного контроля являются:

- товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза;

- товары, подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством;

- таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено соответствии с таможенным законодательством;

- деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;

- физические лица, пересекающие таможенную границу.

О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко выделяют следующие категории объектов таможенного контроля:

- товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, включая международные почтовые отправления;

- транспортные средства;

- документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах;

- деятельность лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также деятельность иных лиц, выступающих в качестве, достаточном для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- соблюдение установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами;

- своевременная и полная уплата таможенных платежей.

Рассматривая таможенный контроль как совокупность действий, совершаемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в качестве субъектов, участвующих в этом процессе можно выделить лиц, осуществляющих таможенный контроль - таможенные органы и лиц, попадающих под такой контроль.

К лицам, попадающим под таможенный контроль исходя из объектов таможенного контроля, относятся:

- лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связан-ную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

- декларанты;

- лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела;

- лица, пользующиеся специальными упрощениями в соответствии с таможенным законодательством;

- физические лица, следующие через таможенную границу.

Предметом таможенного контроля выступает то, на что непосредствен-но направлена проверочная деятельность таможенных органов. Исходя из содержания форм таможенного контроля, можно выделить его предметы.

Так, применительно ко всем формам таможенного контроля, проверке подлежат сведения. В зависимости от конкретной формы таможенного контроля сведения могут выступать:

- в качестве основного предмета таможенного контроля;

247

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

- в качестве повода для проверки, предметом которой служат уже не собственно сведения, а товары и транспортные средства или документы.

Отдельные авторы под предметом таможенного контроля рассматривают различные действия участников внешнеэкономической деятельности по поводу заключения международных контрактов; получение разрешительных документов на право ввоза (вывоза) определенных товаров; оформление внешнеторговой (товаросопроводительной документации); доставка товаров в установленное время и место; декларирование товаров и транспортных средств, помещение их на склады временного хранения и под таможенные процедуры; уплата таможенных платежей и их обеспечение.

Кроме сведений, проверке подлежат товары и транспортные средства, как перемещаемые, так и перемещенные через таможенную границу государства. Следует обратить внимание, что каждая из анализируемых нами в Матрице таможенного контроля таможенных операций содержит свой уникальный набор объектов и предметом контроля. Так, на этапе прибытия товаров предметом контроля являются (1) товары, (2) сведения о товарах, (3) документы, (4) фактическое наличие или состояние товара. При этом объектами контроля является (5) сохранность средств таможенной идентификации, (б) полнота и своевременность уплаты таможенных платежей, (7) соблюдение запретов и ограничений, (8) деятельность лица. В то же время соблюдение целевого использования товара, а также факт выпуска товара не являются объектом таможенного контроля на этом этапе таможенной очистки, т.к. товар не выпущен и не был использован в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Рассматривая операцию по начислению таможенных платежей, отметим, что на этом этапе таможенной очистки товары не являются предметом контроля как на этапе прибытия товара. Контролирующий орган не проверяет фактическое наличие или состояние товара, сохранность средств таможенной идентификации, соблюдение целевого использования товара, факт выпуска товара, а также деятельность лица.

Для заполнения Матрицы таможенного контроля необходимо проанализировать объекты и предметы таможенного контроля для каждой из таможенных операций (этапов таможенной очистки). Объекту (предмету) таможенного контроля, в отношении которого не проводятся контрольные мероприятия, присваивается значение «0». В случае если в соответствии с действующими таможенными правилами рассматриваемый объект (предмет) становится подконтрольным, ему присваивается значение «1». Например, на этапе регистрации декларации таможенные органы контролируют следующие предметы контроля: товары, сведения, документы, а также объекты контроля - соблюдение запретов и ограничений и др. Соответственно в поименованных столбцах (ячейках) графы «регистрация декларации» проставляется значение «1». В то же время в ячейке «факт выпуска товара» - «0».

Важным элементом матрицы являются значения времени, затрачиваемого при совершении таможенных операций, поименованных в Матрице. На основе методики исследования времени выпуска, нами были установлены среднестатистические показатели времени, необходимого на совершении таможенных операций в пунктах пропуска на границе Монголии при импорте товаров.

№ Операции Время (мни.)

1 Предварительное информирование

2 СУР 1 3

3 Прибытие товара 20

4 Размещение в ЗГК 15

5 Вмешательство других органов 60

б Подача декларации 15

7 Регистрация декларации 35

8 СУР 2 3

9 Начисление платежей 10

10 Проверка товара 40

11 Выпуск 30

12 Посттаможеннын аудит

ИТОГО 231

Тлб.1. Время на совершение таможенных операций в пунктах пропуска при импорте товаров

Анализ данных показывает, что наибольшие затраты времени у участника ВЭД приходятся на совершение таможенных операций (импорт в Монголию), связанных с проверкой товаров со стороны других контролирующих органов (26%), регистрацией декларации на товары (15%), проверкой товара (17%), а также выпуском товара (13%).

Рис,2, Затраты времени при совершении таможенных операций

Анализ данных Матрицы 1 позволяет соотнести количество предметов (объектов) таможенного контроля в разрезе таможенных операций.

■ преди. (объекты) контр.)

Рис. 3. Кол-во объектов (предметов) таможенного контроля в разрезе таможенных операций при импорте товаров в Монголию

248

МАТРИЦА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Цагаанцоож Ц.

Применительно к монгольской специфике таможенного администрирования наибольшее количество объектов таможенного контроля приходится на таможенные операции при прибытии товаров (8), подачу декларации (8), регистрацию декларации и применение системы управления рисками, а также пост таможенный аудит (9). Соответственно, на каждую из поименованных таможенных операции приходится от 11% до 13% совокупного объема предметов (объектов) таможенного контроля от момента прибытия до выпуска ввозимого товара на таможенную территорию Монголии. В свою очередь, минимальное значение по

рассматриваемому показателю относится на операцию начисления таможенных платежей - 4 объекта и 4% соответственно.

Предложенная нами Матрица таможенного контроля, составленная по предметно-объектному критерию позволяет рассматривать и моделировать таможенные операции как процесс, в рамках которого таможенные органы осуществляют контрольные мероприятия в отношении предметов (объектов) таможенного контроля (товаров, сведений, документов, деятельности участника ВЭД и др). Вместе с тем, представленная модель не учитывает меры таможенного контроля, применяемые таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, и нуждается в корректировке.

Следуя предложенной нами методике, рассмотрим Матрицу (Матрица 2), отображающей процесс таможенного контроля и реализуемые контрольнонадзорные мероприятия. Для заполнения этой Матрицы, проанализируем формы, способы и методы таможенного контроля в разрезе таможенных операций. Как и при формировании матрицы таможенного контроля, составленной по предметно-объектному критерию (Матрица 1), нами анализируются 12 основных этапов (таможенных операций) с момента предварительного информирования участником ВЭД таможенного органа о предстоящем прибытии товара до проведения пост-таможенного аудита таможенными органами после выпуска товара включительно.

При заполнении Матрицы форме, способу или методу таможенного контроля, которые применяются таможенными органами при совершении одной из 12 группы таможенных операций, присваивается значение «1». В случае, если согласно действующим правилам или сложившейся практике таможенного администрирования одна из поименованных мер таможенного контроля не применяются, ей присваивается значение «0».

Например, на этапе «прибытия товара» должностные лица таможенных органов могут применить сле-

дующие формы таможенного контроля - проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков; способы таможенного контроля - проверка таможенной идентификации, формирование и использование информационных ресурсов, применение технических средств таможенного контроля; методы таможенного контроля - анализ и оценка рисков. Соответственно в поименованных столбцах (ячейках) графы «прибытие товара»

В то же время при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товара, не применяются меры таможенного контроля - таможенный осмотр помещений и территорий, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности по ним, таможенная проверка, взятие проб и образцов, привлечение специалистов и экспертов, исследование предметов и документов, идентификация и экспертиза. Соответственно в поименованных столбцах (ячейках) графы «прибытие товара» проставляется значение «0». По аналогии с предметно-объектной Матрицей таможенного контроля, для анализа применяемых мер таможенного контроля в динамике нами используются показатели затрат времени, необходимого на совершение таможенных операций.

Анализ данных Матрицы, составленной по признаку применения мер таможенного контроля, позволяет соотнести количество форм, способов и методов таможенного контроля, применяемых таможенными органами в разрезе таможенных операций.

Рис. 6. Применяемые меры таможенного контроля в psnpeie таможенных операций

Исследование полученных результатов показывает, что наибольший объем мер таможенного контроля, которые могут быть применены таможенными органами при совершении таможенных операций, приходится на таможенные операции в связи с прибытием товара

249

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

(13), вмешательством других контролирующих органов (9), проверкой товаров таможенными органами (17), а также регистрацией и проверкой декларации (9). В долевом отношении рассматриваемые показатели составляют 14 % (прибытие товара), 10 % (вмешательство других контролирующих органов), 19 % (проверка товаров) объема совокупности мер таможенного контроля, применяемых таможен-ными органами от момента прибытия товара до его выпуска и проведении пост-таможенного аудита.

Минимальные значения рассматриваемого показателя относятся к операциям подачи декларации (0), применение СУР (4) и выпуска товара (4).

На рисунке 5 представлены меры таможенного контроля, применяемые должностными лицами таможенных органов при совершении таможенных операций. Разработанный нами метод оценки таможенного контроля на основе Матрицы 1 и Матрицы 2 позволяет рассматривать и анализировать контрольно-надзорную деятельность таможенных органов как непрерывный процесс.

Например, сравнивая в единой системе координат кривые времени и применяемых мер таможенного контроля, можно выявит узкие (проблемные) звенья в системе таможенного контроля при совершении таможенных операций. В частности, исходя из графика к таким местам относится зона «А» и зона «Б», характеризующие контрольно-надзорную деятельность контролирующих органов на границе (зона «А»), а также деятельность таможенных органов (зона «В») [рис. 8].

В целях чистоты исследования необходимо отметить, что установленный нами набор применяемых мер таможенного контроля в разрезе таможенных операций носит условный характер и зависит от особенностей таможенного законодательства конкретного государства, а также сложившейся практики таможенного администрирования. Например, при совершении операций в связи с прибытием товара должностные лица таможенных органов могут применять устный опрос, получение объяснений как формы таможенного контроля или применение ТСТК как способ таможенного контроля. Вместе с тем, применение упомянутых мер таможенного контроля может не проводится ввиду того, что товар не попадает в группу риска, таможенный орган располагает необходимым объемом сведений о товаре, полученных на этапе предварительного информирования, а также отсутствует необходимость применения ТСТК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно максимальное значение применяемых мер таможен-ного контроля для рассматриваемого случая на этапе прибытия товара сокращается с 13 до 10 единиц, что в свою очередь составляет 10 % от

совокупного объема контрольных мер вместо 14% согласно Матрице таможенного контроля. Аналогичные выводы применимы для Матрицы, характеризующей предметы и объекты таможенного контроля.

Тем не менее, применяемый нами подход по систематизации мер таможенного контроля представляет интерес для целей моделирования таможенного контроля как процесса, допускает построение возможных его моделей, в т.ч. с графической визуализацией в разрезе категорий товаров, специфики функционирования пункта пропуска, особенностей правоприменительной практики таможенного администрирования, а также таможенных операций. Иными словами, предложенная модель позволяет отделить таможенный контроль от таможенных операций во временных рамках. По нашему мнению, предлагаемая Матрица таможенного контроля как процесс таможенного администрирования характеризует контрольно-надзорные мероприятия таможенных органов более полно при совмещении предметов и объектов таможенного контроля с применяемыми мерами в разрезе таможенных операций, если они соединены в единую систему координат. Выполнение этой задачи возможно при помощи интегрированной матрицы таможенного контроля.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день в научно-методическом аппарате применительно к таможенному контролю отсутствует модели, которые позволяют в единой системе координат провести анализ мер таможенного контроля, его объектов, а также затрат участников ВЭД при совершении таможенных операций; существует проблема установления соотношения форм и методов таможенного контроля, форм таможенного контроля и способов его проведения. Предложенная нами Матрица таможенного контроля, ориентированная на предмет и объект контрольно-надзорной деятельности таможенных органов, позволяет рассматривать и моделировать таможенные операции как процесс, в рамках которого таможенные органы осуществляют контрольные мероприятия в отношении предметов (объектов) таможенного контроля (товаров, сведений, документов, деятельности участника ВЭД и др). В тоже время применяемый автором подход по систематизации мер таможенного контроля имеет значение для целей моделирования таможенного контроля как процесса, допускает построение возможных его моделей, в т.ч. с графической визуализацией в разрезе категорий товаров, специфики функционирования пункта пропуска, особенностей правоприменительной практики таможенного администрирования, а также таможенных операций. Предложенная модель позволяет отделить таможенный контроль от таможенных операций во временных рамках.

Список литературы

1. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учебник.- М.: Проспект, 2009.

2. Бакаева. О.Ю. Таможенное право: учебник - М : Норма, Инфра-М. 2012.

3. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В., Таможенное право России: учебник. - М.: Проспект, 2003.

4. Корняков К.А., Егоров Ю.Н. Предварительное информирование и таможенный контроль: монография.-М.: Издательство Российской таможенной академии, 2011.

5. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник - М : Юрайт. 2012.

250

МАТРИЦА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Цагаанцоож Ц.

6. Ермакова В. В. Правовая стратегия совершенствования правовых основ создания единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в рамках ЕврАзЭС // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №5.

7. Латыпов Р.З. Модели организации таможенного аудита // Бизнес в законе. - 2014. - №1.

Literature list

1. Bekyashev K.A., Moiseyev E.G. Customs law: textbook. - M.: Prospectus, 2009.

2. Bakayeva. O. Yu. Customs law: the textbook - M: Norm, Infra-m 2012.

4. Kornyakov K.A., Egorov Yu.N. Preliminary informing and customs control: monograph. - M.: Publishing house of the Russian customs academy, 2011.

5. Pokrovskaja V. V. Customs: the textbook - M: Юрайт. 2012.

Рецензия

На статью аспиранта Российской таможенной академии Цэрэнчимэдийн Цагаанцоожа «Матрица таможенного контроля как инструмент совершенствования таможенных операций»

Существующий в настоящее время научнометодический аппарат для совершенствования таможенного контроля ввозимых товаров не обеспечивает в должной мере учет интересов таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, не достаточно учитывает современные инструменты таможенного администрирования - предварительное информирование, «единое окно», автоматический выпуск, институт уполномоченного экономического оператора, аудит после выпуска товаров и др. На сегодняшний день существует необходимость в гармонизации и унификации применяемых международным таможенным сообществом подходов к оценке и управлению таможенным контролем на основе стандартов и рекомендаций Всемирной таможенной организации, а также передовой практики таможенного администрирования. Не менее важным аспектом является упрощение таможенных операций при ввозе товаров на основе интегрированного управления границей.

В этом контексте нельзя не отметить положительное значение статьи Цэрэнчимэдийн Цагаанцоожа, в которой он предлагает модель (матрицу таможенного контроля), характеризующую контрольно-надзорную деятельность таможенных органов (таможенный контроль) в динамике. Предложенная автором матрица контроля позволяет анализировать контрольную деятельность, совмещая предметы и объекты таможенного контроля с применяемыми мерами в разрезе таможенных операций в одной системе координат. По своей сути предложенный подход является перспективной новацией в теории таможенного дела.

Статья Цэрэнчимэдийн Цагаанцоожа актуальна, представляет научно- практический интерес и может быть опубликована в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Рецензент:

Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия», канд. юрид. наук Мозер С. В.

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.