Научная статья на тему 'Мати и международное образовательное пространство'

Мати и международное образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мати и международное образовательное пространство»

моотношений между различными участниками реализации ГМП;

■ содействовать становлению социально компетентной личности, владеющей не только избранной профессией, но и опытом конструктивного взаимодействия с коллегами, представителями других профессионально-демографических категорий населения;

■ существенно усилить воспитательный и общественный потенциал университета.

Социальное партнерство в вузе предполагает организацию грамотно спроектированной совместной деятельности «взрослых» и «молодых». Она должна проявляться во всемерной поддержке администрацией различ-ныхмолодежных инициатив, в развитии студенческого самоуправления, наполнении его работы конкретными, полезными самим молодым людям, вузу, государству, обществу делами, акциями, проектами.

Социально ориентированные молодежные инициативы могут быть реализованы и в самом вузе, и за его пределами, могут быть обращены к различным демографическим и социальным группам населения (организация помощи ветеранам, ведение социально-педагогической работы с детьми и подростками и т.д.).

Ярким примером социального партнер-

ства является деятельность Московского студенческого педагогического отряда, созданного в 1999 г. на базе «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского. Сегодня это общественное формирование объединяет около тысячи студентов из почти сорока вузов самого разного профиля.

Потребность оказывать помощь детям в их социальном и личностном становлении, сделать их детство и юность более интересными, творческими, насыщенными приятным общением со старшими товарищами объединила орган студенческого самоуправления, администрацию университета, московские профсоюзы, управы нескольких районов города и Департамент семейной и молодежной политики Москвы. Совместно с представителями студенческого актива участники педагогического движения непосредственно влияют на формирование плана воспитательных, да и вообще всех молодежных мероприятий.

Таким образом, социальное партнерство администрации с вузовской молодежью - одна из значимых инноваций в деятельности современных учреждений высшего профессионального образования. Эта инновация должна стать хорошей традицией высшей школы.

А. ГРАБИЛЬНИКОВ, профессор, проректор

Современные экономические процессы, основанные на принципах глобализации и интернационализации, пронизывают все виды деятельности. Не остается в стороне от них и образование. Сегодня многие российские вузы активно интегрируются в международный рынок образовательных услуг, преодолевая при этом подчас весьма жесткую конкуренцию со стороны образо-

МАТИ и международное

образовательное

пространство

вательных систем Европы, США, Австралии и других стран. Небезразлична ситуация на международном образовательном рынке и для нашего университета, поскольку средства, получаемые от обучения иностранных граждан, являются серьезной статьей дохода МАТИ. Рассмотрим общую ситуацию.

Распад СССР разрушил сложившуюся

60

Высшее образование в России • № 8, 2007

в стране систему обучения иностранных граждан. Были закрыты зарубежные российские культурные центры, потеряны традиционные образовательные связи в целом ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки. Переход России к рыночной экономике остро поставил вопрос о коммерциализации образования и подготовке кадров как для собственной страны, так и для других государств. При этом в начале 90-х гг. это был не просто вопрос престижа и возвращения утраченных позиций на образовательном рынке - это был еще и вопрос выживания, а также усвоения правил конкуренции в сфере предоставления образовательных услуг.

По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан может стать одним из самых прибыльных видов экспорта XXI в. Только Китай ежегодно расходует до 1 млрд. долларов США на подготовку своих специалистов за рубежом. В США, где в среднем обучается до 550 тыс. иностранных студентов в год, доход в виде оплаты за их обучение, проживание и другие виды сопутствующих услуг составляет до 13 млрд. долларов. Среди европейских стран безусловным лидером по обучению иностранцев является Великобритания -250 тыс. иностранных студентов. И это несмотря на то, что эта страна традиционно относится к числу самых дорогих. Например, годичный курс бакалавриата в 2000 г. в Великобритании стоил для иностранца в среднем от 26 до 34 тыс. фунтов стерлингов. Дополнительные расходы на проживание составляли от 7 до 10 тыс. фунтов в зависимости от города. Год обучения в магистратуре - до 35 тыс. фунтов, а год обучения соискателя степени Ph.D. - до 60 тыс. фунтов стерлингов. Вклад иностранных студентов в экономику Великобритании ощутим - до 5 млрд. долларов ежегодно, при сохраняющейся тенденции к росту.

Многие страны активно борются за этот рынок, а образование все в большей степени развивается как экспортная отрасль. Например, в США оказание образователь-

ных услуг иностранцам является пятой по значимости статьей экспорта. В Великобритании - третьей. Учебные заведения значительного числа стран переходят на принцип «академического капитализма», расширяют спектр предлагаемых образовательных услуг. В последние годы резко активизировались в этом направлении университеты Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура. Например, в крупнейшем Университете Монеш (Австралия) обучаются 40 тыс. студентов, в том числе 12 тыс. иностранцев. При этом к 2020 г. университет планирует довести долю иностранных студентов до 50%.

По данным ВТО, в 2005-2007 гг. финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг достигнут 90-100 млрд. долларов США в год. Такчто конкуренция на рынке будет только возрастать.

Каково место России и отечественных университетов в этом процессе?

В 80-е гг. СССР занимал 2-е место после США по количеству обучавшихся иностранцев. Более 12% иностранных студентов во всем мире обучались в советских вузах. В результате социально-экономических реформ количество иностранных студентов сократилось в 3-4 раза. Ситуация в настоящее время устойчиво меняется в положительную сторону, однако место, которое занимают российские вузы, явно не соответствует действительному потенциалу нашей системы образования. Ожидается, что в 2010 г. во всем мире общая численность иностранных студентов будет составлять 3,7 млн. человек. Из них на долю России будет приходиться лишь 160 тыс., т.е. не более 4%.

С началом «перестройки » перед МАТИ остро встала проблема поиска средств для выживания и сохранения педагогического и научного потенциала. Обучение иностранцев стало одним из средств решения острых экономических проблем. Сегодня МАТИ активно развивает международное сотрудничество в мировом масштабе. Число стран, с которыми наш университет ус-

тановил и активно развивает связи, уже давно перевалило за 20. Расширяются направления и области сотрудничества. Это уже не только взаимодействие в сфере образования, но и разнообразные конструкторские и технологические проекты, выполняемые международными командами. Более того. Если раньше мы были интересны как университет, специализирующийся в области авиационной и космической техники, то сегодня к нам обращаются для сотрудничества и в вопросах экономики, информационных технологий, в сфере социальных проектов. А ведь не так давно об этом было трудно даже мечтать. Преподаватели со стажем еще не забыли то время, когда МАТИ относился к так называемым «закрытым » вузам, недоступным для иностранцев. Сегодня все радикально изменилось. В стенах университета сегодня легко можно встретить студентов из Англии и Нидерландов, Китая и Мьянмы, услышать речь на многих языках. Именно наличие широких международных контактов и проектов является приметой современного университета.

После периода активного и подчас непродуманного установления связей с иностранными партнерами, периода, когда на зарубежных партнеров возлагались неоправданные надежды, целесообразно остановиться и определить вектор долгосрочных интересов университета, перспективы и эффективность будущего сотрудничества. С этой точки зрения имеет смысл проанализировать «азиатское » направление и более конкретно - перспективы сотрудничества МАТИ со странами Юго-Восточной Азии.

Почему именно Юго-Восточная Азия? Ответ на этот вопрос сегодня многим очевиден. Резкий экономический рывок, который в последние годы сделали Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, а сегодня и Вьетнам, не оставляют без внимания все ведущие зарубежные компании. Сегодня Юго-

Восточная Азия - один из самых динамично развивающихся регионов, поражающих мир все новыми и новыми амбициозными по значению и инновационными по сути проектами. Однюдь не все страны этого региона рассматривают Россию как своего перспективного и долгосрочного партнера...

Во многих странахЮго-Восточной Азии аббревиатура «МАТИ » хорошо известна. Еще достаточно активны в своей профессиональной области выпускники МАТИ 50-60-х гг. в Китае, Вьетнаме, других странах. Хорошие позиции здесь занимают и выпускники постперестроечного периода. Визиты ректора МАТИ на Тайвань и во Вьетнам показали, что многие выпускники нашего университета не только не забыли русский язык, но и готовы всячески содействовать развитию научного и образовательного сотрудничества МАТИ с партнерами в этих странах на новом уровне.

Что может предложить наш университет в качестве предмета будущего сотрудничества? Очевидно, что для каждой страны должен быть выработан свой подход, особая методология партнерства. Например, Китаю с его грандиозными планами в области космонавтики и авиации мы мог-

62

Высшее образование в России • № 8, 2007

ли бы предложить разнообразные формы взаимодействия именно в этом направлении. Так, все больше китайских студентов поступают в МАТИ, планируя свою будущую трудовую деятельность в аэрокосмическом секторе китайской экономики. Обслуживание российской военной авиационной техники и потребность в персонале для работы на совместных российско-китайских авиационных предприятиях обусловливает необходимость разработки и реализации комплексной образовательной программы по подготовке кадров для аэрокосмической промышленности КНР. В связи с этим все больше китайских компаний приглашают преподавателей МАТИ для чтения лекций и консультаций, от китайских компаний поступают предложения по организации специализированных краткосрочных образовательных программ для высококвалифицированных специалистов. Имеет смысл внимательно отнестись к этим запросам со стороны китайских коллег и предложить программы в тех направлениях, где МАТИ имеет высокую конкурентоспособность. Это мог-

ли бы быть программы по материаловедению, технологии сборки, ремонта и обслуживания авиационных двигателей, сборке и эксплуатации спутников, вопросам телекоммуникации и т.п.

От университетов и министерства образования Тайваня в адрес МАТИ также постоянно поступают предложения о сотрудничестве. При этом многие вузы Тайваня готовы пригласить на стажировку аспирантов МАТИ, компенсируя затраты на авиаперелет и проживание. Однако если для материкового Китая часто достаточно знание только русского языка, то для поездки аспиранта на Тайвань хороший английский будет жизненно необходим.

Не забыт МАТИ и в Малайзии. В 90-е гг. преподаватели нашего университета активно участвовали в проекте по поставкам боевых самолетов МиГ-29 в эту страну. На военной базе Куантан хорошо помнят российских, в том числе и матийских, специалистов. К сожалению, финансовый кризис конца 90-х, поразивший многие азиатские страны, прервал наши контакты. По-видимому, сегодня настал момент, когда имеет

смысл вернуться к обсуждению перспектив сотрудничества с малазийскими партнерами на новом уровне и в новом формате. Тем более что МАТИ имеет действующие договора о сотрудничестве с ведущими университетами Малайзии, а поставки истребителей СУ-27 объективно стимулируют этот процесс.

Успешно развивается сотрудничество МАТИ с еще одной страной этого региона - Союзом Мьянма. Эта страна только встала на путь экономического развития, однако уже делает достаточно громкие заявления по поводу своей роли в регионе. Особой проблемой является то, что квалификация преподавательских кадров в государственных учебных заведениях Мьянмы пока еще не отвечает современным требованиям. Поэтому Россия откликнулась на просьбу правительства этого государства оказать помощь в подготовке дипломированных специалистов. В настоящее время более ста студентов из этой страны обучаются в нашем университете, а в этом учебном году был проведен уже пятый набор. Сегодня сотрудничество с Мьянмой строится на долгосрочной основе, и перспективы его развития представляются весьма обнадеживающими.

Интересным и эффективным может стать партнерство МАТИ и с вьетнамскими университетами. Сегодня Вьетнам поражает размахом позитивных изменений в экономике и социальной сфере. По темпам развития Вьетнам уступает только Китаю. Неудивительно, что недавнее совещание стран-участников APEC проводилось именно в Ханое. Однако есть и печальные для России приметы. Современная вьетнамская молодежь значительно мень-

ше интересуется Россией. Теряются традиции российско-вьетнамских взаимоотношений, русский язык уже не столь популярен. Однако общая история не ушла безвозвратно. МАТИ уже начал процесс восстановления связей в сфере образования. Два ведущих университета Вьетнама - Ханойский технологический и Ханойский открытый - предложили начать сотрудничество в области подготовки специалистов по информационным технологиям, спрос на которых во Вьетнаме растет день ото дня. Две кафедры нашего университета уже активно работают с вьетнамскими партнерами в рамках этого проекта. За это время сформировались рабочие группы, появляются первые пособия на русском и, что очень важно, на английском языке. Отрадно, что для участия в проекте удалось привлечь не только вьетнамских преподавателей, но и специалистов из Сингапура и Великобритании. Поэтому есть определенная уверенность, что Вьетнам для МАТИ не потерян.

Прошло то время, когда мы считали, что самое «лучшее», «полезное» и «эффективное» придет с Запада. Сегодня планы взаимодействия с западноевропейскими партнерами остаются в силе, однако вектор интересов МАТИ все больше смещается к Востоку.

Развитие международного сотрудничества в области образования, расширение сферы предоставляемых образовательных услуг, разработка и использование новых форм в образовательной деятельности - все это становится приоритетным направлением деятельности университета, обеспечивающим повышение его конкурентоспособности и престижа его выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.