Научная статья на тему 'МАТЕРИНСТВО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСАХ'

МАТЕРИНСТВО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багнюк О.

В статье рассматриваются предпосылки и условия развития психологической готовности к материнству в различных этносах. На готовность стать матерью влияет достаточное количество факторов: стиль семейного воспитания, детско-родительские отношения, установки и др.The article considers the prerequisites and conditions for the development of psychological preparedness for motherhood in various ethnic groups, since a sufficient number of factors influence the readiness to become a mother: the style of family upbringing, child-parent relations, settings, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИНСТВО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСАХ»

159.922.4

Багнюк О. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» Государственное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь МАТЕРИНСТВО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В

РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСАХ

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и условия развития психологической готовности к материнству в различных этносах. На готовность стать матерью влияет достаточное количество факторов: стиль семейного воспитания, детско-родительские отношения, установки и др.

Ключевые слова: родительское чувство, материнство, детско-родительские отношения, родительские установки, семья.

MATERNITY AND PECULIARITIES OF ITS FORMATION IN VARIOUS ETHNOSES

Annotation. The article considers the prerequisites and conditions for the development of psychological preparedness for motherhood in various ethnic groups, since a sufficient number of factors influence the readiness to become a mother: the style of family upbringing, child-parent relations, settings, etc.

Key words: parental feeling, motherhood, child-parent relations, parental attitudes, family.

Постановка проблемы. Психологические проблемы родительства являются значимыми для научных исследований в психологии. На готовность стать матерью и отцом и осознание себя родителем влияет достаточное количество факторов: стиль семейного воспитания, детско-родительские отношения, установки и др. Воспитанием и обеспечением психического, физического и социального благополучия детей занимаются родители, что и определяет актуальность нашего исследования.

Целью статьи является обзор теоретической литературы по проблеме формирования материнского чувства в различных этносах.

Основное изложение материала. Крупнейший вклад в изучение психологии материнства внесли такие ученые как Г. Г. Филиппова, Р. Ж. Мухамедрахимов, Н. П. Коваленко, И. В. Добряков, В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова, Е. X. Агнаева, Т. В. Леус, А. И. Захаров, М. Ю. Чибисова и другие[1].

В рассуждениях психологов о материнстве мы выделяем такое понятие, как «готовность к материнству». О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл, С. Ю. Мещерякова, В. С. Мухина, Г. Г. Филиппова, В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова считают, что готовность складывается и

развивается на протяжении всей жизни женщины. На формирование такой готовности влияет целый спектр биологических, социальных и других факторов, потому что с одной стороны, готовность к материнству - это комплекс инстинктов, а с другой - степень такой готовности приобретается ранее, в результате общения женщины в семейной системе[3].

Г.Г. Филиппова обозначила пять этапов готовности к материнству [4, с. 62-65]:

1.) Личностная готовность. Это общая личностная зрелость женщины -осознание себя женщиной, осознание себя достаточно взрослой и подходящей, чтобы стать матерью; способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность; контроль над собой и независимость; обладание всеми необходимыми личностными качествами для материнства; интерес к воспитанию и развитию другой личности; способность к совместной деятельности, творческий потенциал, эмпатия и умение получать удовольствие от всего этого.

2.) Адекватная модель родительства. Это правильно сформированные и расставленные в семье роли отца и матери, наиболее эффективные воспитательные и родительские установки и стратегии, материнское и отцовское отношение к ребенку и адекватные отношения родителей друг к другу.

3.) Мотивационная адекватность. Это четкое понимание женщины, что ребенок не является способом удержания партнера, достижения какого-то статуса или получения каких-либо материальных или других благ.

4.) Сформированность компетенций матери. Это адекватное отношение к ребенку как к субъекту переживаний, потребностей, общения. Так же это способность к правильному пониманию и реагированию на сигналы, поступающие от ребенка. В данную компетенцию входят все необходимые знания о психологическом и физическом развитии ребенка на разных этапах его жизни, об особенностях его общения с окружающим миром, а также способность к взаимодействию с ребенком с целью его воспитания, обучения и социальной адаптации, учитывая его личные физические, психические и возрастные особенности.

5.) Сформированность материнской сферы. Здесь материнство - это сторона личности, содержащая в себе ценностно-смысловой, операциональный и эмоционально-потребностный аспекты, формирующиеся постепенно на протяжении жизни и личностного становления женщины[5].

Мы можем говорить о том, что на формирование готовности женщины к принятию новой социальной роли матери влияет огромное количество сложно взаимодействующих факторов, изменяющих и тем самым подготавливающих сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до его рождения. Значение готовности к принятию роли матери для последующего развития ребенка невозможно недооценить. Также в культурных традициях роль матери всегда признавалась основополагающей. Однако, в отличии от науки и психологической

практики, культура занималась не исправлением того, что уже не очень хорошо получилось, а направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для «правильного» воспитания ребенка[5].

В культурных нормах общества отношения, складывающиеся между матерью и ребенком, нашли свое отражение, свой регламент. Основная часть правил и нравственных норм взаимодействий матери и ребенка передается внутри каждой, отдельно взятой семьи от поколения к поколению в виде взаимодействия членов семьи. Следовательно, данные нормы и понятия отсутствует, если ребенок растет вне семьи. Понимание и восприятие материнства и родительства не может адекватно состояться в психике и мировоззрении человека, поскольку нет образца[2].

Различные культуры отличаются представлениями о верных и неверных качествах личности, моделях взаимодействия человека с окружающим миром, представлением о том, как все должно быть. В частности, чем традиционнее культура, тем меньше остается на усмотрение человека и больше регламентируется. В любой культуре мы можем наблюдать важность и первостепенность роли матери в воспитании ребенка. Например, в Древней Спарте функционировало следующее правило: «Женщина-рабыня вырастит раба. Свободного человека вырастит только свободная женщина».

В каждой семье встречаются две семейных модели, такие как отцовская и материнская, которые сами по себе являются вариантами семейной модели своей культуры. Любая семья принадлежит к определенной культуре, а значит, позволяет рассмотреть и разделить функции родителей и семейные отношения, как общие, присущие всем семьям, принадлежащим к этой культуре и частные, характеризующие конкретную семью[1].

Выводы. В ходе анализа литературы по данной проблеме было определено, что основу материнского отношения составляют не только социально-культурный статус женщины в обществе, но и психологические особенности самой женщины на всех этапах ее материнства, как после, так и до рождения ею ребенка. Индивидуальное развитие материнства имеет несколько последовательных стадий, на которых и происходит адаптация, то есть привыкание женщины к осознанию себя матерью, а так же, формирование модели материнского поведения.

Использованные источники:

1. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству // С. Ю. Мещерякова. - Вопросы психологии, 2000. № 5.

2. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие // Р. В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт. - 496 с. 2006

3. Савенышева, С. С. Отношение к материнству у современных женщин. Вестник Санкт-Петербургского университета // С. С. Савенышева. - 2008. вып. 4. сер. 12. с. 45-55.

4. Филиппова, Г. Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода // Сост. А,Н, Васина. - М.: Изд-во УРАО, 2005. — 328с. - с. 62 — 65

5. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учеб. Пособие // Г. Г. Филлипова. - М., 2002.

УДК 4414

Баклагина О.В. преподаватель

ГБПОУКК «Пашковский сельскохозяйственный колледж»

Россия, г. Краснодар ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация: Изучение любой правовой дисциплины требует освоение большого количества информации: материалы учебных пособий, нормативные акты, образцы правовых документов, поэтому применение различных методов обучения является одним из способов вызывающих интерес у обучающихся к данным дисциплинам, позволяющим разнообразить их изучение, тем самым вызвать уважение к праву, повысить правовую культуру и правосознание.

Ключевые слова: Право, правовая культура, законодательство, правовое образование, правосознание.

Baklagina O. V., teacher of the State Education Establihmen of Peoples' Frienship University of the

Pashkovsky Agricultural College Russia, Krasnodar INCREASING THE EFFECTIVENESS OF LEGAL DISCIPLINES THROUGH HANDS-ON TRAINING

Abctract: The study of any right of discipline requires the mastery of a large amount of information: materials of teaching aids, normative acts, samples oflegal documents, so the application of various methods of instruction is one of the ways to initiate an interesting study of the discipline that helps to diversify their study, thereby inducing respect for law, culture and sense ofjustice.

Key words: Law, legal culture, legislation, legal education, legal awareness.

Проблема преподавания правовых дисциплин - одна из наиболее актуальных, так как связана, с одной стороны, с построением в нашей стране правового государства и гражданского общества, и с выполнением задачи, поставленной правительством РФ перед образованием о подготовке активной молодежи, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, изучение законодательства, дает возможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.