Научная статья на тему 'Материалы Трофейной комиссии в годы первой мировой войны в собрании военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи'

Материалы Трофейной комиссии в годы первой мировой войны в собрании военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
461
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы Трофейной комиссии в годы первой мировой войны в собрании военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи»

РАЗДЕЛ I

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Ильина Т.Н.,

кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры РФ

МАТЕРИАЛЫ ТРОФЕЙНОЙ КОМИССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СОБРАНИИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ1

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи,

Санкт-Петербург

Учреждение Трофейной комиссии связано с деятельностью П.И. Белавенца. Петр Иванович Белавенец (1873-1936), капитан 1 ранга (1917), окончил Морской корпус, Артиллерийский офицерский класс, Петербургский и Московский археологические институты. Он был выдающимся знатоком русской военной истории, величайшим специалистом в области геральдики, знаменоведения . Император Николай II 17 мая 1910 года назначил его членом Особого Совещания при министерстве юстиции для выяснения вопроса о национальных цветах и поручил провести историческое исследование о российском государственном флаге и императорском штандарте. Против введения нового национального флага цветов: черного, желтого и белого Петр Иванович возражал категорически. Изучая историю русского национального флага, П.И. Белавенец осмотрел не только российские знаменные коллекции. Вот что Петр Иванович писал об этих событиях: «В бытность мою в командировке по Высочайшему соизволению в Стокгольме мне было поручено осмотреть Русские знамена, находящиеся в Шведском плену и, главным образом, взятые под Нарвой. Эти Русские знамена со всеми трофеями находились в Рюдерхольмской кирке3, где хоронились все Шведские короли, но

1 Ilyina T.N. Materials of the trophy commission in days of the 1-st world war in meeting of the military-historical museum of artillery, engineering armies and communication armies.

2 М.С. Глинка. Хранитель. К 100-летию со дня рождения В. М. Глинки. СПб. 2003. С. 90-91.

3 Риддархольмская церковь в Стокгольме - Riddarholmskyrkan (The Riddarholm Church). В этой церкви по традиции вывешиваются щиты с изображением гербов всех награжденных высшим орденом королевства -орденом Серафимов. Со времени учреждения ордена - 1748 года, им было награждено 823 человека. Среди них

теперь я нашел там редчайший экземпляр рисунков всех знамен, взятых шведами в разные войны у разных государств. Эта рукопись включает в себя множество изображений уже не существующих, которых все сокрушающее время совершенно уничтожило. Работа является величайшим и единственным памятником доблести шведского воинства за минувшие года. Рукопись сделана в одном экземпляре, и потому не доступна никому, и, если бы не личное разрешение Самого Короля, который во время данной мне аудиенции, милостиво разрешил доступ к этой величайшей святыне Шведского Государства, которую даже из шведов почти никто не знает, а тем более, к ней не допускают иностранцев»4. Уникальная рукопись была выполнена в начале XVIII века шведским художником Олафом Гофманом. Вернувшись из Стокгольма, П.И. Белавенец подал докладную записку, в которой «высказал необходимость создания у нас подобного рода работы.

По докладной записке П.И. Белавенца, поданной 21 декабря 1910 года, был составлен доклад начальника Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества (1906-1915) генерал-майора (с 1909) князя Владимира Николаевича Орлова (1868-1927) о необходимости учреждения «Комиссии по описанию боевых трофеев Русского воинства и старых русских знамен». 5 марта 1911 года император доклад утвердил. Председателем комиссии стал гвардии полковник В.К. Шенк. В 1912 году его сменил полковник С.И. Петин.

Была составлена «Памятная записка о задачах и назначении Высочайше учрежденной Трофейной комиссии», согласно которой комиссии надлежало «теперь же повсеместно объявить о присылке описаний боевых трофеев. Может быть, таким путем обнаружатся те воинские части и герои, благодаря беззаветному мужеству которых вражеские знамена склонялись перед Русскими Государями. Составление такого полного описания будет служить вечным памятником боевой славы наших предков, познание которых воспитывает последующие поколения в любви к Престолу и Родине»5 (Рис.1,2).

В короткий срок были разосланы по всей стране печатные обращения комиссии о доставлении к ней сведений о боевых трофеях. Комиссия получила 461 ответ с описаниями подвигов и трофеев от губернаторов, исправников,

42 русских подданных. Первой королевским орденом Серафимов была награждена Екатерина II в 1763 году, последним - в 1897 - великий князь Константин Константинович // Per Nordtnvall. Kungliga Serafimerorden 1748-1998. Kungl Maj:ts orden. 1998. S.525.

4 ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв. №11/68-53.

5 ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв. №11/68-9.

14

войсковых частей. Извлекая из архивов сведения о трофеях, Комиссия нашла около 10000 почти неизвестных ранее документальных описаний подвигов героев в разных войнах.

ВЫСОЧАЙШЕ

УЧРЕЖДЕННАЯ КОМИСС1Я по

ОМИСЛШЮ БОЕВЫХЪ ТРОФЕЕВ!,

РУССКАГО ВОИНСТВА

СТАРЫХЪ РУССКИХЪ ЗНАМЕНЪ,

состоя шля при Военно-Походной Канцелйрж

ЕГО ИМПЕРАТОРСНАГО ВЕЛИЧЕСТВА

——

/91 г.

г. С.-Петербургъ, Захарьсвская 17.

Цирку.!ИрШ>. /х'от'я.

Драгоц-Ьнное достояже Россшской Державы—боевые трофеи. кровью добытые нашимъ воинствомъ, легко могутъ уничтожиться отъ времени. Такимъ образомъ, этотъ наглядный памятникъ боевой славы нашихъ доблестныхъ предковъ гро-зитъ исчезнуть, лишая посл-Ьдующы пoкoлtнiя знажя великихъ дЪлъ прошлаго, которыя служатъ высокимъ примЪромъ въ дЪлЪ воспитажя потомства въ горячей любви къ Престолу и РодинЪ.

Большинство такихъ трофеевъ размещены по различнымъ церквамъ и музеямъ во всЬхъ концахъ Россш, но до сихъ поръ не имеется общей описи и перечня, гдЪ именно они хранятся, откуда и когда поступили въ мЪстохранилище, а также названы воинскихъ частей и именъ героевъ, благодаря беззав-Ьтному мужеству которыхъ непр1ятельсюя знамена и проч1е трофеи склонялись передъ Русскими Государями.

Поэтому, образованная по Высочайшему повел-Ьжю при Военно-Походной Канцелярж ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА комисая по описажю боевыхъ трофеевъ Русскаго воинства и старинныхъ Русскихъ знаменъ проситъ Васъ не отказать ответить на нижесл'Ьдукище вопросы:

ИмЪются ли и въ какихъ именно подвЪдомственныхъ Вамъ казенныхъ учреждежяхъ и мЪстныхъ музеяхъ:

I. Непр1ятельсн1 я знамена, значки, флаги, бунчуки, город-сюе и крЪпостные ключи, булавы, пушки и т. п., доставш!еся нашимъ войскамъ какъ боевые трофеи.

(Желательно отвЪтъ на этотъ вопросъ, по возможности, дополнить указажемъ, кЪмъ, при какихъ обстоятельствахъ и когда были взяты съ бою эти трофеи, а равно откуда и когда они поступили въ настоящее м-Ьстохраненгё. Даже малЪйиля указажя въ этомъ направлены значительно облегчатъ труды комиссж).

II. Руссмя старыя знамена, оруд1я и проч1я войсковыя

регапш.

Рис. 1. Письмо Трофейной комиссии с просьбой о выявлении боевых трофеев русской армии. 1911 г. Страница 1.

Рис. 2. Письмо Трофейной комиссии с просьбой о выявлении боевых трофеев русской армии. 1911 г. Страница 2.

Знамена, как священные реликвии, хранились в музеях, соборах и церквях. Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства выдало капитан-лейтенанту Белавенцу удостоверение на право «беспрепятственного осмотра церквей военного и морского ведомств и имеющихся при них хранилищ, а также снятия нужных фотографических копий»6.

О том, с какой активностью взялись за дело члены комиссии и как они скрупулезно работали, свидетельствует сохранившаяся инструкция художникам, привлеченным к работе по описанию знамен, значков и флагов. «Инструкция художникам, работающим в Высочайше учрежденной Трофейной комиссии.

При работе акварелью - раскраске знамен, художники должны руководствоваться нижеследующими требованиями:

а) Раскраска знамен делается исключительно английскими красками Виндзор -Ньютон, которые художники могут приобретать в Трофейной комиссии по установленным минимальным ценам.

б) Акварели знамен должны предъявляться к оплате в чистом виде, причем никакие подчистки и залитие красок за контуры не допускаются.

в) Тона красок должны быть по возможности чистые и как можно ближе к натуре, причем пользоваться белилами не допускается...

е) При изображении знамени без сложного рисунка, особое внимание должно быть обращено на передачу материи (сукна, пеньки и т.д.), причем следует помнить, что сукно дает в складке плавный переход от света к тени и рвется тупо, а шелк остро.

л) Каждое знамя должно быть написано акварелью на выданном комиссией ватмане, в 5 экземплярах, причем, по изготовлении оригинала представить таковой на просмотр лица, заведывающего художественной работой в местохранилище знамен и только после его утверждения и его подписи приступить к изготовлению 4-х копий с этого оригинала, которые (т.е. оригиналы и копии) как по рисунку, так и по тонам, должны быть совершенно одинаковы..».

Весьма активно заработала «фотографическая часть» Трофейной комиссии. Заведовал фотоработами все тот же П.И. Белавенец, хорошо с ними знакомый. Еще будучи кадетом, он получал за свои работы награды на фотографических выставках. В помощь ему был нанят фотограф профессионал для заведования

6 ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв. №11/67-72.

17

фотолабораторией. Кроме того, в состав комиссии набирали инженерных кондукторов, знакомых с фотоделом. Знатоком фотографии был и председатель комиссии - полковник В.К. Шенк. Вдвоем с П.И. Белавенцом они придумывали различные изобретения для съемки знамен. В состав этой «части» входили несколько «бесплатных» сотрудников, как профессиональных фотографов, таких как фотограф Мазур, так и любителей, причем некоторые из них работали со своими фотографическими аппаратами. Среди них постоянный член хозяйственного комитета Петербургского патронного завода полковник Мшанецкий - член Санкт-Петербургского фотографического общества. Комиссия приобрела у фотографа Ивана Егоровича Дремина7 и у фирмы Карла Цейса фотографические аппараты, но их при большом объеме работы не

о

хватало .

С августа 1914 года главной задачей Трофейной комиссии стал сбор реликвий и трофеев Первой мировой войны. Была составлена программа работ комиссии, состоящая из четырех пунктов:

1. Трофеи, взятые частью. В этот раздел работы входило «описание знамен, орудий, пулеметов, минометов, летательных аппаратов, крепостей, городов и так далее. Если есть, то с фотографическими снимками с этих трофеев.

2. Подвиги части и её чинов, связанные со взятием трофеев и выдающиеся подвиги (наброски подвигов, фотографии полей сражений и позиций, копии с донесений и реляций).

3. Сведения о георгиевских кавалерах вообще: а) гг. офицерах, имеющих ордена святого Георгия или Георгиевское оружие. б) о нижних чинах, имеющих все четыре степени Георгиевского креста, а равно представленных к первой степени или же совершивших особо выдающиеся подвиги (портреты героев, а если возможно, то и наброски картин их подвигов или схем).

4. Памятники на братских могилах и на могилах отдельных чинов (описания, фотографии или наброски)». Присылать все это полагалось по адресу Трофейной комиссии: Петроград, улица Захарьевская, 19. Председателю комиссии генерал-майору Петину9.

С поступлением в комиссию штабс-капитана Колобова (позднее полковника, председателя соединенной комиссии по сбору и переписи

7 И.Г. Дремин. СПб. Столярный переулок, 6. Адрес указан по справочнику «Весь Петербург. Адресная и справочная книга на 1911 г. СПб., 1910 // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. Апрель 2007. С.112.

8ВИМАИВ и ВС. 1 исторический фонд. Инв.№11/67-61, 63.

9 Архив ВИМАИВ и ВС. Ф.52.0п.110/14.Д.12.Л.20.

трофеев), начались поездки на фронты с литераторами, художниками и фотографом, из которых привезли множество фотографий, записей о подвигах и зарисовок. Художники делали ценные для будущих работ эскизы. Кроме поездок Колобова по фронтам и два раза в ставку, были две поездки П.И. Белавенца с художниками и литераторами в Гельсинфорс и Ревель, давшие ценные рисунки подвигов моряков Балтийского флота. Эти поездки были короткими - лишь три-четыре недели, тогда как поездки Колобова длились по несколько месяцев.

Художественная экспедиция полковника В.К. Шенка, профессора Самокиша и его учеников ездила на западный фронт, Черное море, Кавказ и дала блестящие результаты. Военно-художественный отряд во главе с профессором батальной живописи Н.С. Самокишем вошел в состав комиссии в 1915 году10. 13 апреля 1915 года император дал разрешение на организацию из учеников батального класса Академии художеств отряда во главе с профессором Самокишем для поездки на два месяца на театр военных действий. Отряду придавалась военная организация. Членам отряда полагалось носить военную форму, профессору Самокишу с погонами полковника, студентам - с погонами прапорщика. В отряд профессора вошли его ученики П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трохименко, Р.Р. Френц. Отряд работал на германском фронте в городе Ломже, Осовце, Остроленке. Затем отправился на Кавказский фронт - в Карс, Саракамыш, Батум.

Деятельность военно-художественного отряда стоит несколько обособленно от деятельности остальных художников Трофейной комиссии. Члены этого небольшого отряда поехали в действующую армию как художники баталического класса Академии художеств с учебной целью, посчитав невозможным писать войну, не видя её собственными глазами. Их художественная практика проходила на фронте. Сборы на фронт начинались с получения обмундирования и обучения отданию чести. На обороте многих рисунков художников отрядов сохранилась круглая печать «Военно-художественный отряд». По окончании разрешенного срока отряд отправился в обратный путь, увозя с собой около 400 работ, множество фотографий и огромную коллекцию турецкой одежды и вооружения. Выставка фронтовых

10 Самокиш Николай Семенович (1860-1944), профессор живописи Императорской академии художеств. В 1937 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Выдающийся художник, действительный член Академии художеств, профессор батальной живописи, замечательный рисовальщик и анималист, талантливый педагог, воспитатель молодых художественных кадров // Полканов А.И. Николай Семенович Самокиш. Жизнь и творчество. К 100-летию со дня рождения. Крымиздат, Симферополь, 1960. 120 с.

19

работ Военно-художественного отряда была открыта в залах Академии художеств в 1916 году. После выставки работы поступили в министерство императорского двора. Авторам разрешено было сделать с них копии.

Работа других художников, привлеченных к работе Трофейной комиссии, имела несколько иной характер. Она имела конкретную цель и направленность: иллюстрировать подвиги героев войны, писать их портреты (Рис. 3). Объем работы Трофейной комиссии все увеличивался. В планы входил выпуск брошюр и листовок, посвященных подвигам героев войны. К работе Трофейной комиссии были привлечены и другие художники.

Рис. 3. Офицер на биваке. Художник А. Семенов. 1915 г. Рисунок с натуры из собрания Трофейной комиссии.

В «списке нижним чинам, командированным для работ в Трофейной Комиссии, коих следует зачислить на провиантское, приварочное, чайное и мыльное довольствие» значатся 27 молодых художников. Среди них «Лейб-гвардии Финляндского полка Юлиан Шаркевич, Феодор Золотиков, Василий Машечкин...Но и этими именами число художников, привлеченных в годы войны к работе Трофейной комиссии, не исчерпывается. Всего в постоянном составе Трофейной комиссии числились 10 художников, и еще 78 было прикомандировано11. Все они в окопах и госпиталях, под пулями и снарядами

11 Там же. Инв.№11/67.

делали зарисовки эпизодов войны, писали портреты её героев. С гордостью можем констатировать, что один из художников, Николай Ругай, прикомандированный в Трофейную комиссию в качестве рядового запасного батальона Лейб-гвардии Литовского полка, приказом от 15 ноября 1916 года № 574 был награжден Георгиевской медалью 4-й степени № 860159 за то, что произвел рекогносцировку германской позиции. Находясь в течение четырех дней под огнем противника, он отлично выполнил задачу, несмотря на явную для жизни опасность. Представленная им панорама служила отличным пособием для ориентировки при управлении боем12.

В 1915 году Императорское общество ревнителей истории, при участии Трофейной комиссии, Артиллерийского исторического музея устроило в Петрограде выставку «Наши трофеи». Выставка была открыта ежедневно в манеже Главного адмиралтейства, вход через главные ворота из Александровского сада. Входная плата заменялась добровольными пожертвованиями. Весь сбор поступал на благотворительную помощь пострадавшим воинам и их семьям.

Вдохновленные успехом выставки, её организаторы обратились к народу с воззванием: «Выставка превзошла всякие ожидания её устроителей, собрав в течение 78 дней свыше 560 тысяч посетителей, чего до сих пор не достигала ни одна выставка в нашей столице.

Такое внимание русских людей к нашей выставке окончательно убедили устроителей её в необходимости безотлагательно приступить к устройству при Императорском обществе Ревнителей истории Музея Великой Борьбы Народов, в котором необходимо сосредоточить все то, в чем отразилась война. А потому, мы обращаемся к Вам, русские люди, у которых имеются вещественные памятники происходящей борьбы, поделитесь, кто, чем может, и помогите нам достойно увековечить беспримерную доблесть русского воинства и всего

13

русского народа» .

В июле-октябре 1916 года работала еще одна выставка «Боевых трофеев настоящей войны» - плавучая. Эту выставку готовил Особый комитет под председательством заведующего Артиллерийским историческим музеем генерал-майора Д.П. Струкова.

Эту выставку организовал Георгиевский комитет, состоящий под председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила

12 ВИМАИВ и ВС. 1 исторический фонд. Инв.№11/68-7.

13 ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв.№11/68-8

21

Александровича, при деятельном участии П.И. Белавенца. Выставка открылась 3 июля 1916 года в Петрограде, а закончила свою работу 8 октября в Астрахани. На водном пути Нева-Волга выставка посетила 45 населенных пунктов, вызывая большой интерес населения. Материальный успех выставки выразился в собранных с благотворительными целями 250000 рублях.

Вторая Трофейная комиссия под руководством генерал-адъютанта Д.А. Скалона была создана по повелению Николая II 22 марта 1916 года14. Она называлась «Комиссия для сбора, переписки и хранения Трофеев настоящей войны и увековечения ея в памяти потомства», располагалась в Петрограде, Фонтанка, д. 90.

22 июня 1916 года приказом по военному ведомству № 329 был утвержден штат этой комиссии. Для руководства в её работе на основании «программы сбора», приложенной к приказанию начальника штаба верховного главнокомандующего №40 от 14 мая 1916 года, была разработана «Классификация по отделам, разрядам и группам трофеев и военной добычи», изданная отдельной брошюрой в Петрограде типографией В.Д. Смирнова в 1916 году.

Все собираемые материалы делились на три отдела, каждый делился на разряды, а каждый разряд на группы. Первый отдел составляли «Трофеи». Второй отдел назывался «Военная добыча». Третий отдел назывался «Документы». Богатые и разнообразные материалы и памятники войны собирала комиссия. Позднее П.И. Белавенец констатировал, что эта комиссия собрала, главным образом, интендантское и артиллерийское имущество15.

После учреждения второй комиссии (будем ее называть комиссией Скалона), основным содержанием работы первой Трофейной комиссии, стал сбор материалов о героях войны.

5 января 1916 года император Николай II одобрил доклад, поданный командующим Императорской Главной Квартирой генерал-адъютантом графом Владимиром Борисовичем Фредериксом (1838-1927). Текст этого замечательного доклада, повторявшего обоснования, представленные для высочайшего рассмотрения членами Трофейной комиссии, таков: «Нынешняя война народов проявила многочисленные примеры доблести русских людей. Многие герои этой беспримерной в истории и великой войны народов удостоились награждения орденом Св. Георгия, Георгиевским

14 П.И. Белавенец писал: осенью 1915 года // ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв.№11/67.Л. 160.

15 ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв.№11/67.Л.161.

22

оружием и Георгиевскими крестами четырех степеней, а некоторые, хотя и получили лишь один крест, но совершили выдающиеся подвиги. К большому сожалению, подвиги многих уже безвозвратно пропали для потомства и даже для современников, ибо герои, вернувшись обратно на поле брани, сложили свои доблестные головы в борьбе за славу родины (рис.4).

Рис.4. Георгиевский кавалер подпрапорщик 7-го стрелкового полка Павловский. Фото Трофейной комиссии.

В настоящее время необходимо немедленно приступить к записыванию подвигов со слов самих же героев, теперь же зарисовать картину, ибо необходимые детали для правильного изображения могут быть собраны лишь только теперь, а то уйдут в бой, многие будут убиты, и после войны все разойдутся по домам, и тогда будет почти невозможно собрать полное описание.

Необходимо живое слово, дабы живое слово передавалось живому поколению. А оживить краткие донесения былого, воскресить обстановку и влить в неё кипучую жизнь события положительно невозможно. Вот почему Высочайше учрежденная Комиссия по описанию боевых трофеев Русского воинства полагала бы снять фотографии с таких героев, записать их подвиги и зарисовать картинку с их слов, но с полной проверкой, послать все это к ним на родину к родителям и семье, в село и в полки, где они служат теперь. Такие портреты имели бы громадное воспитательное значение и особенно теперь; для сего необходимо безотлагательно начать рассылку с извещением о подвигах отдельных лиц в самые отдаленные края нашей обширной родины, что будет иметь значительное влияние на воспитание молодежи и всего населения призывного возраста.

Такая работа создаст достойный памятник доблести русского воинства и он, будучи разослан в самые отдаленные местности России, принесет туда весть об их родном односельчанине. Дети в школе будут видеть лицо героя их села. Посылать такие карточки-таблицы надо сейчас же, не откладывая на долгий срок, и добрый результат скажется теперь же, во время войны. Мы вообще немного занимались воспитанием героизма в населении, и только сравнительно недавно проснулось самосознание, что мы русские и должны любить, прежде всего, нашу родину. Началось воинское воспитание детей, и оно уже хорошо сказалось. Враги наши давно занимались этим вопросом, и целые поколения проникнуты любовью к родине и своему кайзеру. Их сплачивает единство, на которое всегда тратилось много денег.

Программа работы такова: С героя снять фотографию, с его слов записать подвиг, проверив его документально по данным в Орденских войсковых Думах. Со слов очевидца нарисовать, если возможно, картинку-иллюстрацию.

Напечатать в красках таблицы, украшенные Георгиевским крестом, и в русском стиле (Рис. 5). В таковую таблицу впечатывать портрет, воспроизведенный автотипным способом, и текст: краткую биографию и описание самого подвига,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24

Рис. 5. Георгиевская таблица, посвященная первому летчику - Георгиевскому кавалеру В.М. Ткачеву. Издана Трофейной комиссией в 1916 году.

а если есть картинка подвига, то и картинку. Таблицы предполагалось бы послать:

1. Родителям и семье - 3

2. В школы и на родину - 10

3. В полк, где служит (или служил) - 30

4. В Государеву Ратную Палату, Артиллерийский музей, Публичную библиотеку и Военный архив - 10

5. Оставить в запасе - 7. Всего 60 экземпляров.

Императору благоугодно было одобрить доклад, и уже 12 марта 1916 года начальник штаба верховного главнокомандующего генерал от инфантерии Алексеев издал приказание № 19, которое гласило: Государь Император 5 января сего года приказал приступить к составлению и изданию Георгиевских памяток - таблиц героев нынешней великой народной войны16. При поддержке высочайшего приказа члены комиссии широко развернули работу: они рассылали обращения с просьбой присылать и приносить новые материалы к ним по адресу Петроград, улица Захарьевская, 19. Находившихся в Петрограде Георгиевских кавалеров приглашали по этому адресу для съемки.

Будучи на фронте, художники не успевали сделать законченную художественную работу. Поэтому они делали сюжетные зарисовки подвига героя, набросок его портрета и записывали для себя детали облика людей и окружающей обстановки, чтобы вернувшись домой, завершить работу. Так, например, на одном из рисунков художник И.К. Дряпаченко записал для памяти: «№17 (номер анкеты -Т.И.) поручик Сергей Ипполитович Папков полка 9-го Ингерманландского Петра Великого. В ночь на 16 декабря 1914 года. Взяты 4 орудия полевой австрийской артиллерии. Мешки сняты, котелки тоже, на фоне 2-х орудий в 10 шагах. Нижние чины в шинелях с патронташами и винтовками. Открытое поле, снегу почти не было. Момент: австрийский офицер, стрелявший в Папкова, был приколот штыком нижним чином. В фуражке, шинели с винтовкой в руке, бинокль на ремне слева сбоку. Убитые австрийские нижние чины». Рядом с записью художник сделал зарисовки портрета героя, его бинокля, крепления штыка, погона (Рис.6). Вторым направлением популяризации подвигов героев было издание недорогих брошюр и их широкое распространение, как тогда говорили, «бойкой продажи публике в киосках, у разносчиков, у мальчиков и пр.». Справедливо отметить, что первые Георгиевские памятки и брошюры издал на свои средства П.И.

16 ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв.№11/68-197.

26

Белавенец.

Рис.6. Поручик С.И. Папков. Фронтовая зарисовка художника И.К. Дряпаченко

Созданный П.И. Белавенцом и художником А. Майзитом проект обложки брошюр был принят. Первый выпуск брошюры «Герои и трофеи Великой народной войны» открывал портрет императора с орденом святого Георгия 4-й степени на груди работы художника М. Максимова и текст его обращения к Георгиевским кавалерам 20 декабря 1915 года. Второй выпуск - фотография наследника цесаревича. Третий и четвертый выпуски открывали портреты наместника на Кавказе великого князя Николая Николаевича и князя Олега Константиновича - первым из членов императорского дома получившего орден

святого Георгия 4-й степени (посмертно). Эти портреты также выполнил талантливый художник Максим Мартынов. В каждый из выпусков члены Трофейной комиссии включали 3-5 рассказов о подвигах Георгиевских кавалеров, иллюстрированных фотографиями и рисункамиО том, что успела сделать за время своего существования Трофейная комиссия, лучше всех расскажет она сама. Приведем текст сохранившегося письма Трофейной комиссии, написанного после февраля 1917 года, с отчетом об ее деятельности

17

и аргументацией необходимости увеличения ассигнований и штата :

«На протяжении четырех лет (до войны - Т.И.) Комиссия сделала немало для достижения цели своего назначения. Много было спасено от разрушения и уничтожения различных трофеев, разбросанных по самым отдаленным местам России. Архив Комиссии наполнился описаниями и изображениями редчайших и ценнейших памятников боевой славы наших доблестных воинов; здесь же было собрано множество подробных описаний и художественных изображений выдающихся подвигов.

Таким образом, за пятилетний период своего существования, Комиссия в составе лишь председателя, сперва двух, а затем трех членов и десяти солдат, зарисовала свыше двух тысяч знамен (с деталями до 4000 акварелей) и составила 59 тысяч карточек своего архива.

В нынешнюю Великую Народную Войну Комиссия явилась уже совершенно подготовленной для достижения своих дальнейших целей.

Благодаря одобрению, воспоследовавшему 5 января 1916 года на издание Георгиевских таблиц-памяток, а 6 февраля того же года на издание брошюр под названием «Герои и Трофеи Великой Народной Войны» - Комиссией уже собрано значительное количество описаний новых трофеев. Записано, зарисовано и зарегистрировано героев, имеющих офицерские Георгиевские кресты или Георгиевское оружие, все четыре степени солдатского Георгиевского креста, или один крест, полученный за выдающиеся подвиги -1554 человека.

Сделано фотографических снимков - 1000. Зарисовано знамен - 96 (с деталями 260). Нарисовано портретов- 150.

Нарисовано картин: масляными красками и акварелью - 120. Нарисовано пером - 1000.

Напечатанные до сего момента четыре выпуска брошюр «Герои и Трофеи

17 Сохранена орфография документа.

Великой народной Войны» с начала августа 1916 года разошлись в 37542 экземплярах. Георгиевские таблицы-памятки, выпущены пока на 58 героев и бесплатно разосланы семьям этих героев, учебным заведениям, где они получили образование, и в полки, где они служили и служат».

В июне 1917 года обе комиссии (С.И. Петина и Д.А. Скалона) были объединены в единую «Комиссию для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечения её в памяти народа», находившуюся в подчинении кабинета Военного Министра. Временно исполняющим обязанности председателя был назначен полковник М.В. Колобов. Располагалась она по адресу «Петроград, Крепость, Иоанновские ворота. Тел. 52-55, 621-1»18.

Приказом Революционного Военного Совета республики № 443 от 24 декабря 1918 года комиссию М.В. Колобова упразднили. На её основе была создана «Комиссия по организации и устройству Народного военно-исторического музея войны 1914-1918 годов», председатель - Николай Николаевич де-Рошефор», бывший до этого заместителем председателя «Комиссии для сбора, переписи и хранения трофеев минувшей войны и увековечивания ея в памяти народа» М.В. Колобова и начальником литературно-документального отдела этой комиссии.

30 мая 1919 года Малый Совет Народных Комиссаров постановил упразднить и эту комиссию, а все материалы передать в Народный Комиссариат просвещения, закрепив за Военной секцией Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины. 20 июля 1919 года последовал приказ Всероссийского Главного штаба № 199, объявлявший об упразднении Трофейной комиссии19.

Итак, к лету 1919 года все комиссии по увековечению памяти о Первой

20

мировой войне были ликвидированы20. В августе-ноябре состоялась передача собранного имущества в Наркомпрос. В августе 1919 года его детище -уникальное «знаменное отделение» будущего Единого Военно-исторического музея также передали из военного ведомства в ведение Наркомпроса. П.И. Белавенца назначили его заведующим. Правда, вскоре из штата в тринадцать человек он остался один. В смутное время революционной вакханалии,

18 ВИМАИВ и ВС. 1-й исторический фонд. Инв. № 11/67-93.

19 Трошин Д.Ю. К истории деятельности Трофейной комиссии в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. (По материалам ВИМАИВ и ВС)// Материалы первой международной военно-исторической конференции «Первая мировая». СПб., 2009.С.151-156.

20 Барановский А. Галерея Георгиевских кавалеров Великой Отечественной войны 1914г. // Мера. 1995. №2. С.100-104.

Гражданской войны, голода Петр Иванович сохранял собранные материалы, продолжал зарисовывать для истории знамена этого переломного этапа в жизни Родины.

Таким образом, подводя итоги изложенному, следует констатировать: революционные вихри разметали коллекции Трофейной комиссии. В разных музеях, архивах оказались уникальные знамена, рисунки как сохранившихся, так и утраченных со временем знамен, флагов и штандартов; произведения художников и фотографов, сохранивших для потомков облик мировой войны и её героев, документы делопроизводства самой Трофейной комиссии. В Артиллерийском историческом музее, в то время одном из крупнейших военно-исторических музеев Европы, собиравшем памятники русской и мировой военной истории при высочайшей помощи и покровительстве, совершенно оправданно и справедливо оказались, и потому сохранились материалы Трофейной комиссии. Эти материалы 1911-1918 годов являются важнейшими историческими памятниками, а для будущих поколений -источниками для изучения российской и мировой истории.

В музее хранятся документальные исторические источники: законодательные акты (приказы, в том числе высочайшие, регламентирующие деятельность Трофейных комиссий); делопроизводственная документация комиссии, её письма, запросы, отчеты, счета, документы личного происхождения - воспоминания, переписка.

Письма, справки, отчеты в адрес комиссии из полков и бригад. Члены комиссии составили десятки тысяч учетных карточек и анкет Георгиевских кавалеров. Пусть сохранились они не все, но их значение чрезвычайно важно для исследований. Благодаря этим карточкам и анкетам мы узнаем основные биографические сведения о героях войны. Особое значение имеют прикрепленные к анкетам записи с воспоминаниями героев или описания их подвигов, составленные со слов однополчан. Прикрепляли эти записи к анкетам только после проверки сведений в Георгиевских думах.

Важнейшую часть сохраненных музеем материалов Трофейной комиссии составляют фотодокументы. К ним относятся фотопортреты Георгиевских кавалеров, которые так старательно и настойчиво собирала Трофейная комиссия, а также те многочисленные уникальные сюжетные фотографии, которые члены комиссии или сопровождавшие их профессиональные фотографы снимали в действующей армии, на выставках трофеев.

Восторг и уважение всех исследователей вызывает уникальная коллекция таких исторических источников, созданных Трофейной комиссией, как изобразительные материалы. Создание портретов Георгиевских кавалеров и рисунков, иллюстрирующих их боевые подвиги, было важнейшей задачей Трофейной комиссии. Великолепные портреты (тушь, перо, карандаш, сангина, акварель) художники писали с натуры, сохранив для потомков облик тех, чьи деяния потомки изучают десятилетия спустя. Сюжетные рисунки в большинстве своем иллюстрируют конкретные подвиги конкретных людей. Но, не только. Художники рисовали войну и человека на войне, передавая события, облик людей в бою, окопах, землянках и госпиталях.

Все эти источники несут достоверную информацию о некогда забытой войне и её героях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.