Научная статья на тему 'Материалы российско-финской конференции «Проблемы качества первичной медицинской помощи», прошедшей в Санкт Петербурге 25 ноября 2009 года'

Материалы российско-финской конференции «Проблемы качества первичной медицинской помощи», прошедшей в Санкт Петербурге 25 ноября 2009 года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы российско-финской конференции «Проблемы качества первичной медицинской помощи», прошедшей в Санкт Петербурге 25 ноября 2009 года»

УДК 614.812:35.077.5(470.23-25)

МАТЕРИАЛЫ РОССИЙСКО-ФИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ», ПРОШЕДШЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 25 НОЯБРЯ 2009 ГОДА

MATERIALS OF THE RUSSIAN-FINNISH CONFERENCE «PROBLEMS OF THE QUALITY IN PRIMARY HEALTH CARE», HELD IN ST-PETERSBURG ON 25 NOVEMBER 2009

МЕДИЦИНСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ РОССИЙСКО-ФИНСКОГО ПРОЕКТА «МОЛОДЕЖЬ, ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ»

Б. В. Эпельман

Администрация Московского района Санкт-Петербурга, Россия

Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи является одной из приоритетных задач современного российского общества. Согласно статистическим данным и исследованиям, в настоящее время среди детей, подростков и молодежи в России и в Санкт-Петербурге распространены различные виды рискованного поведения. Санкт-Петербург является одним из передовых субъектов Российской Федерации в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики девиантного поведения среди подростков и молодежи. В Московском районе реализуются целевые программы, в которых большое внимание уделено изучению состояния здоровья подростков и молодежи, повышению квалификации специалистов, методическому обеспечению профилактической работы. Так, в октябре 2007 г. в рамках реализации Российско-финского обучающего проекта «Молодежь, здоровье, безопасность» между Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга и Департаментом социального обеспечения и здравоохранения правления губернии Южная Финляндия было заключено соглашение о сотрудничестве. Для осуществления проекта, целью которого является усовершенствование социальной защиты семьи и детства, содействие здоровью подростков и молодежи, в качестве базовой площадки были выбраны два района города — Московский и Красногвардейский. Проект рассчитан на два года (2008-2009). Участниками проекта с российской стороны стали 30 человек, по 15 специалистов от каждого района. От Московского района в проекте принимают участие специалисты отделов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, СПб ГУ «Центр социальной помощи семьи и детям» (далее ЦСПСД), СПб ГУ «Социально-реабилитаци-

онный центр «Прометей» (СРЦ «Прометей»), СПб ГУЗ «Женская консультация № 5», СПб ГУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

В рамках реализации проекта прошли четыре семинара с участием российской и финской стороны: «Молодежь, здоровье, безопасность», «Профилактика здоровья молодежи», «Социальное, физическое и сексуальное здоровье подростков», «Насилие, травматизм и употребление психоактивных веществ в подростковой среде». В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты. Для подростков регулярно проводятся консультации в СПб ГУЗ «Женская консультация № 5» и СПб ГУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». На базе ЦСПСД открыто отделение одиноких отцов, создан клуб молодой семьи. Полученный опыт работы с ВИЧ-инфицированными успешно используется специалистами отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ЦСПСД и службы сопровождения ВИЧ-инфицированных матерей и несовершеннолетних СРЦ «Прометей». Между ГУ ЦСПСД и (СПб) Фондом социально-экономических программ заключено соглашение о сотрудничестве по реализации программы «Здоровая семья». Оформлен информационный стенд, подготовлен раздаточный материал. С 27 мая 2009 г. еженедельно проводится анонимное консультирование граждан с алкогольной зависимостью и членов их семей. Проведены 3 круглых стола с участием специалистов центра и общественных организаций. Специалисты отделения дневного пребывания ГУ ЦСПСД предоставили детские творческие работы на акцию «Мир без наркотиков», которая состоялась 24 сентября в Петербургском СКК. В СРЦ «Прометей» для совершен-

ствования работы всех субъектов профилактики безнадзорности и вредных зависимостей был проведен круглый стол со специалистами здравоохранения, образования, социальной защиты населения, его планируется проводить и в дальнейшем. В СРЦ «Прометей» с 1 февраля 2008 г. работает «Консультативно-информационный пункт» (КИП). Он успешно реализует программу по профилактике ранней наркотизации, алкоголизации, правонарушений и других форм девиантного поведения среди детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также жителей Московского района. Формами социально-психологического исследования эффективности работы КИП являются мониторинг уровня правонарушений среди целевой группы, методы психологической диагностики, а также наблюдение за поведением воспитанников. Ак-

тивное взаимодействие СРЦ «Прометей» со всеми учреждениями и ведомствами, имеющими прямое или косвенное отношение к поставленной проблеме (ОДН, КДН, образовательные и досу-говые учреждения, общественные организации) способствует эффективной координированной работе по выявлению и профилактике ПАВ и правонарушений среди воспитанников учреждения. В системе личных ценностей у детей и подростков здоровье занимает последнее место. Отсутствие ценности здоровья способствует распространению в детской среде различных форм саморазрушающего поведения. Поэтому важнейшим условием профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних является формирование осознания значимости собственного здоровья, умения укреплять его и заботиться о себе.

Адрес для контакта: Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 129, тел.: +7 (812) 576-88-10.

АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММ И ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В. Н. Филатов, О. А. Ризаханова, Ю. В. Павлов, З. М. Мазур, Е. А. Мельникова

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава,

Россия

В последнее время организационная основа системы последипломного образования врачей претерпела серьезные количественные и качественные изменения. В первую очередь это коснулось форм обучения и структур, занимающихся повышением квалификации специалистов здравоохранения. От полностью централизованной системы был осуществлен переход к децентрализованной организации, в которой последипломное образование предоставляется не связанными между собой академиями, институтами, медицинскими факультетами, учебными центрами, кафедрами, ассоциациями и т. д. Организационные формы и формы собственности этих структур различны — от федеральной собственности и некоммерческих организаций до частных обществ с ограниченной ответственностью. И как показывает опыт, установки этих организаций принципиально различны: если государственные федеральные и муниципальные учреждения, будучи некоммерческими, направляют свои усилия на совершенствование кадров системы здравоохранения, то коммерческие предприятия более ориентированы на прибыль, так как для них обучение является средством ее

формирования. В этом случае учитываются в основном личные интересы слушателя, а не задачи отрасли.

Несомненно, важным требованием времени выступает адаптация программ к нуждам потребителя (врача). Тем не менее образовательные структуры должны ориентироваться также на цели и задачи органов управления здравоохранением как основного заказчика, а часто и покупателя услуг. Таким образом, программы последипломного медицинского образования следует адаптировать к потребностям здравоохранения в целом. Такое соответствие может быть достигнуто через два совершенно противоположных механизма: интеграция единообразного подхода, контролируемого государством, представляющим интересы общества, и децентрализация содержания подготовки вплоть до индивидуального подхода.

Для изучения мнения врачей о качестве и формах последипломного образования был проведен многокомпонентный опрос слушателей путем анкетирования в течение 2005-2009 гг. Среди прочих изученных характеристик, были представлены данные о возможных вариантах обучения.

Результаты оказались ожидаемыми — для преобладающего числа слушателей личные цели являются доминирующими: 76% опрошенных ратуют за персональный подход в обучении, вплоть до составления индивидуального плана. Однако только 21% из них смогли четко сформулировать вопросы и темы, необходимые для углубленного изучения. Кроме того, рассмотрение большей части названных проблем и оцениваемых слушателями как «сугубо специфичные только для них» (19 из 24) и так входит в программу обучения.

Несомненно, часть респондентов просто не затруднила себя заполнением «трудоемкой» части анкеты, но тем не менее вполне обосновано предположение, что анкетируемые, выбирая индивидуальный подход, как a priori, по их представлениям, более адекватный личным интересам, не совсем представляют свои нужды и потребности в контексте сущности программы обучения.

Не секрет, что в соответствии с законами маркетинга необходимо в первую очередь выяснить характеристики покупателей и их требования к образованию, понять мотивы к получению данной услуги. Даже если, как это имеет место в случае бюджетного финансирования, речь идет о разобщенности получателя образования (персонал медицинского учреждения) и покупателя (государство), оплачивающего товар учебного учреждения предварительно и по нормативному прин-

ципу, удовлетворение требований учащихся оказывается обязательным.

Получается, что и сегодня большое число обучающихся не хочет брать на себя даже малую долю ответственности, причем всего лишь психологического характера, за получение качественной услуги в сфере образования. Значит, часть медицинских работников не реже одного раза в пять лет проходит обучение только для фиксации факта повышения квалификации, а далее и возможности аттестации на конкретную категорию (или подтверждения сертификата специалиста) и не возлагает на циклы повышения квалификации обучающей и информационной функции.

Но не стоит во всем винить слушателей: возможно, часть из них на начальном этапе и не может сформулировать свои требования к программе или уровень обучения, полученного ими ранее, не позволил сформировать у респондентов должный интерес. А это уже непосредственно работа преподавателей школы последипломного профессионального образования.

Что касается форм обучения, то оптимальным вариантом представляется разумное сочетание обоих механизмов, когда государственное единообразие относится к процессам сертификации и лицензирования, а прочие программы обучения строятся в соответствии с рыночными требованиями обучаемых специалистов, внося в систему индивидуальный подход.

Адрес для контакта: Россия, Санкт-Петербург, Заневский пр., 1/88, тел.: +7 (812) 445-35-97.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИЗЛОЖЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В. Н. Филатов, О. А. Ризаханова

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава,

Россия

Медицинское образование как часть здравоохранения зависит от многих факторов — состояния рынка медицинских услуг, экономики страны, политических влияний и т. п., однако его основной целью всегда остается совершенствование медицинской помощи путем адекватной подготовки соответствующих специалистов.

Наиболее важным фактором, определяющим выбор в получении последипломного образования, является содержание самого материала и форма его изложения.

Именно стиль и метод подачи учебного материала является основой качества и доступности восприятия обучающей информации. Безусловно, базой обучения остаются профессионализм преподавательского состава, практическая зна-

чимость материала, структурность изложения. Однако в современном мире необходимо осуществлять поиск новых подходов в самом учебном процессе. К ним относится использование возможностей так называемых высоких технологий, привлечение для подготовки специалистов потенциала Всемирной сети. Формирование учебных программ должно учитывать это обстоятельство и адаптироваться к нему, что означает в первую очередь существенное изменение не только содержания, но и технологий обучения.

Путем проведения социологического опроса слушателей кафедры социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава в период 2004-2009 гг. мы выяснили, что для них основными критериями

оценки подачи материала и формы его изложения являются: логичность (87%), системность (74%) и наглядность (71%) предложенной информации. При этом наглядность как показатель качества обучения высоко оценили слушатели возрастной категории до 40 лет, и именно эта группа позволила характеристике «наглядность» войти в тройку лидеров, опередив такие показатели, как «доступность изложения» и «побуждение к дискуссии». Выбранные респондентами критерии качества были оценены по пятибалльной шкале, и средние величины составили: логичность — 4,2 балла; системность — 4,4; наглядность — 3,8 балла.

В настоящее время существует большое количество возможностей «украсить» свой лекционный материал, преподнести его в новой, современной, динамичной и интересной форме и тем самым совершенствовать не только саму форму обучения, но и свой личный преподавательский профессиональный уровень.

Необходимо видеть перспективу и помнить, что все больше привлекает внимание использование так называемого проблемно-ориентированного образования, то есть междисциплинарного обучения, основанного на реальных или сконструированных ситуациях и охватывающего полно-

масштабную проблему, а не только один ее аспект. Этот подход дает всестороннее знание и строится на функциональных и должностных обязанностях специалистов, а поэтому признается в качестве высшей формы методологии.

Вместе с тем такую систему обучения невозможно внедрять в практику, опираясь на стандартную схему изложения материала, — сконструированные модели должны быть выстроены системно, логично и предложены всесторонне в наглядной форме; кроме того, они должны быть гибкими и постоянно пересматриваться в зависимости от достижений науки и нормативно-законодательной базы.

Несомненно, качество деятельности и состоятельности самого преподавательского состава напрямую зависит от финансового обеспечения вузов. Но вместе с тем особенностью последипломного обучения является еще и то, что у преподавателя должен быть организаторский опыт, управленческие навыки, склонность к реальной самооценке и, разумеется, социальный статус. Преподавателей нужно активно готовить в сфере организации учебного процесса, давать им возможность воплощать свои идеи в практическое обучение, мотивировать к постоянному обновлению своих знаний и умений.

Адрес для контакта: Россия, Санкт-Петербург, СПбМАПО, Заневский пр., 1/88, тел.: +7 (812) 445-35-97.

СТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ НА ДОДИПЛОМНОМ УРОВНЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

А. В. Шабров, М. С. Доценко

ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова, Россия

Подготовка кадров для общей врачебной практики (ОВП) остается одной из наиболее актуальных проблем реформирования всей системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Не вызывает сомнений необходимость этого реформирования. Поликлиническая система, получившая 30 лет назад положительную оценку специалистов во время Алма-Атинской конференции ВОЗ, превратилась за последующие годы в малоэффективную модель организации системы здравоохранения с точки зрения профилактики и укрепления здоровья населения.

Мировой опыт и 17-летний период развития института врачей общей практики (ВОП) в России продемонстрировали оптимальность модели врача первого контакта, представленной врачом общей практики (семейным врачом). Основными путями подготовки ВОП в настоящее время яв-

ляются: обучение на циклах первичной специализации (интернатура и клиническая ординатура) и циклах переподготовки стажированных врачей. С точки зрения числа переобучаемых врачей первичного звена, путь переподготовки является основным в Российской Федерации. Много говорилось о недостатках этого варианта переобучения. Это и короткий период переподготовки, и большой объем материала и практических навыков, которые должен освоить врач за отведенные 864 часа. А ведь в ряде случаев этот процесс идет без отрыва от лечебной работы, так как сегодняшняя ситуация с кадрами первичного звена не позволяет полностью подменить врача, уходящего на учебу. Если обратиться к учебной программе цикла переподготовки, можно отметить, что 1/6 всего времени (около 144 часов) отводится на изучение соци-

ально-экономических и медико-биологических проблем семейной медицины, общих принципов и методов профилактики. Не вызывает сомнений актуальность этих вопросов, но представляется нерациональным использование ограниченного времени переподготовки на те важные вопросы, которые необходимо освоить еще на додипломном уровне обучения.

Подготовка семейного врача означает прежде всего значительную перестройку психологии будущего специалиста семейной медицины, его ориентацию на профилактическую медицину, взгляд на проблемы здоровья пациента в контексте влияния внутрисемейных и социальных проблем. Нередко врачи, имеющие большой стаж работы, сложившиеся стереотипы и определенный стиль деятельности, с большим трудом адаптируются к новым требованиям работы в качестве семейного врача. Это в значительной степени делает более предпочтительной подготовку семейного врача, начатую еще с додип-ломного уровня. При определении рациональной программы подготовки на додипломном уровне необходимо найти «золотую середину» между сложившейся системой подготовки в медицинских вузах, отработанной в течение десятков лет и дающей право на получение диплома по специальности «лечебное дело», и программой, способствующей формированию идеологии семейной медицины уже на додипломном уровне обучения. Традиционно российская школа подготовки врачей ориентирована на изучение этиологии, патогенеза, клиники и лечения широкого круга заболеваний. Болезнь стала центральным объектом учебного процесса на додипломном уровне. Профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни, салютогенезу уделяется недостаточное количество времени.

Основной клинической базой для учебного процесса остаются стационары, где концентрируются «тематические» больные и происходит своеобразная селекция наиболее тяжелых форм заболеваний. А за пределами обучения нередко остается широкий спектр патологии от доклинических форм заболевания до его начальных и умеренных форм. Недостаточное количество времени уделяется изучению особенностей ведения пациентов в амбулаторных условиях. Выпускники вузов не готовы к решению проблем пациента, возникающих в результате взаимодействия медицинских, социальных факторов, факторов внутрисемейных отношений. В результате — выпускники оказываются неготовыми к работе в первичной медицинской помощи. Все это определяет необходимость формирования представления у будущих врачей первого контакта о реальном широком спектре

проблем в ПМСП. Кроме того, представляется важным перенос проблем обучения здоровому образу жизни, салютогенезу, проблем здорового питания и т. д. на додипломный уровень обучения. Это будет иметь значение не только с точки зрения формирования у будущего семейного врача идеологии, нацеленной на профилактику, но и позволит уделить больше внимания на постдипломном уровне подготовки специальным вопросам и мануальным навыкам.

Эти положения находят практическое решение в СПбГМА им. И. И. Мечникова с 2007 г., когда на первом курсе лечебного факультета стали выделяться четыре группы студентов для начальной подготовки ВОП. Проводится пересмотр программ теоретических кафедр первых курсов с точки зрения проблемно-ориентированного обучения, при этом в вопросы теоретического плана включают реальные жизненные проблемы пациента в амбулаторной практике. Сделана попытка сформировать ситуационные задачи, позволяющие объединять проблемы пациента и вопросы преподавания дисциплины. Поскольку студенты должны по окончании учебы получить диплом врача-лечебника, изменение программы обучения в этих группах происходит в пределах 15-20% допустимых изменений программы по правилам высшей школы. Следует отметить возросший интерес студентов к обучению подобным проблемно-ориентированным методом.

Вторым важным направлением в подготовке будущих врачей общей практики было введение с первого курса обучения психологии. Кафедрой психологии и педагогики СПбГМА им. И. И. Мечникова разработана сквозная программа преподавания психологии, рассчитанная на 6 лет додип-ломной подготовки с постепенным углублением изучаемых вопросов (начиная с общих вопросов с последующим погружением в семейные проблемы, медицинские аспекты психологии). Объем введенного курса психологии на первых курсах составил 60 часов лекционных и семинарских занятий. Цели введения этих занятий:

а) дополнительный интерес студентов к изучаемой профессии врача первого контакта;

б) важная роль психологической подготовки будущего врача общей практики. Существующая практика подготовки психологов из числа немедиков вселяла оптимизм в плане возможного обучения с первых курсов института, когда еще не освоены фундаментальные медицинские дисциплины. Полученный опыт обучения на первом курсе показал большой интерес студентов к данному предмету, что было отмечено наивысшими баллами при проведении анонимного анкетирования студентов.

Третьим аспектом подготовки было еженедельное посещение учреждений ПМСП (общие врачебные практики, центры семейной медицины, а также поликлиники города). Целью подобных визитов в течение учебного года было знакомство с работой первичного здравоохранения. При этом основной задачей на первом курсе было знакомство со всеми звеньями работы команды врача первого контакта (регистратур, работа медицинской сестры на приеме, в процедурном кабинете, работа врача общей практики на амбулаторном приеме, на дому). Студенты также знакомились с работой службы неотложной помощи, работой социальных служб. Если на первом курсе основной задачей было общее знакомство с работой ПМСП, то на последующих курсах происходит поэтапное углубленное зна-

комство с работой каждого звена ПМСП с особым акцентом на работе медицинской сестры и врача общей практики.

Положительные стороны подобной ознакомительной практики очевидны: знакомство, адаптация к работе в ПМСП, затем санитарно-про-светительная работа с пациентом и его семьей, пропаганда здорового образа жизни и т. д. Все это позволит будущему врачу быть готовым к особенностям ПМСП, увидеть весь спектр проблем (как медицинских, так и социальных), с которыми приходится сталкиваться в амбулаторной службе. Внедрение в процесс обучения принципов семейной медицины с первых лет додиплом-ной подготовки внесет дополнительный вклад в повышение качества дальнейшей подготовки ВОП на постдипломном уровне.

Адрес для контакта: Россия, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47, тел.: +7 (812) 225-15-21.

РОЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙ ВЫСОКОГО РИСКА РАЗВИТИЯ АТЕРОСКЛЕРОЗА В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СЕМЕЙНОЙГО ВРАЧА

И. В. Юбрина, В. И. Ларионова, Г. А. Кухарчик, Е. В. Кобыся ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова, Россия

Снижение факторов риска атеросклероза и его осложнений является важной составляющей в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, не уступающих лидирующих позиций среди причин смертности. Однако до настоящего времени качество профилактической работы на поликлиническом этапе остается низким. Объективные причины такому явлению — это и формы финансирования первичного здравоохранения, когда оплата по случаю визита ставит в зависимость не качество работы, а число принятых пациентов, и отсутствие конкретных рекомендаций по системному профилактическому подходу к пациентам, имеющим высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Выявление таких пациентов часто происходит стихийно, по мере их обращения за медицинской помощью, при этом большая часть пациентов, у которых уже имеются факторы риска развития атеросклероза, но отсутствуют признаки заболевания, вообще не наблюдается лечащим врачом. Главным принципом семейной медицины является профилактическое направление, особенно это важно по отношению к наиболее социально значимым заболеваниям. Семейный врач, наблюдающий несколько поколений в одной семье, включая детей, имеет реальную возможность анализа факторов риска развития атеро-

склероза у ее членов, оценки роли наследственных факторов в сочетании с социальными условиями проживания семьи.

Цель работы: выявление отдельных пациентов, а также семей высокого риска развития атеросклероза и его осложнений методом скрининг-анкетирования.

Исследование проводилось в отделении общей врачебной практики поликлиники № 54 Калининского района Санкт-Петербурга. У пациентов, перенесших инфаркт миокарда или инсульт, также имеющих подтвержденную ишемическую болезнь сердца в возрасте до 55 лет, изучены факторы риска, приведшие к данным осложнениям атеросклероза. По результатам исследования, учитывая данные литературы, были отобраны 10 наиболее значимых факторов: курение, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, избыточная масса тела; заболевания, играющие роль в нарушении ли-пидного обмена или возникновении гипертонической болезни (сахарный диабет, заболевания почек и щитовидной железы), гиподинамия, стрессовые состояния, нерациональное питание, ежедневное вождение автотранспорта. Такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, ишемический инсульт, гипертоническая болезнь, выделены в отдельную

группу с целью предположения наследственного характера их возникновения. В опросе участвовали пациенты в возрасте от 30 до 55 лет, обратившиеся к семейному врачу, независимо от причины обращения. Пациенты данного возраста в большинстве случаев контактируют с 34 поколениями своей семьи. В силу жизненного опыта они хорошо ориентированы как в социальных, так и в медицинских проблемах каждого члена своей семьи. Принцип скрининг-анкетирования заключался в том, чтобы пациент отметил факторы риска, имеющиеся не только у себя, но и у членов своей семьи. Для проведения анкетирования пациенты подписывали добровольное согласие и изъявляли желание или отказывались пройти специальное обследование всей семьей в случае выявления риска развития атеросклероза, а также уже возникших его осложнений.

За 6 месяцев работы анкетировано 298 человек, которые дали информацию о себе и 639 членах своих семей (всего 937 человек), включая 101 ребенка в возрасте от 1 до 18 лет. 47 пациентов, представлявших свои семьи, отказались от дальнейшего обследования. В результате анкетирования было обнаружено, что 56 человек (44 мужчины и 12 женщин) в возрасте до 55 лет имели осложнения атеросклероза (инфаркт миокарда, подтвержденную ишемическую болезнь, ишемический инсульт). У 322 человек (201 женщина и 121 мужчина) отмечалась артериальная гипертензия. У 393 человек (272 мужчины и 121 женщина), было выявлено 4 и более факторов риска разви-

тия атеросклероза и его осложнений. 27 детей (15 девочек и 12 мальчиков) от 2 до 18 лет имели избыточную массу тела, а у 3 детей (2 мальчика 11 и 14 лет и 1 девочка 5 лет) в дальнейшем были выявлены серьезные нарушения липидного обмена. Было установлено, что регулярно наблюдались и получали лечение у своего лечащего врача в разных районных поликлиниках города только 50,4% пациентов, которые имели в анамнезе инфаркт миокарда или подтвержденную ишемиче-скую болезнь сердца. Из 393 человек, имевших 4 фактора риска и более, 36,8% не придавали этому значения, поэтому к врачу не обращались.

В результате проведенной работы пациенты с признаками сердечно-сосудистых заболеваний, а также имеющие 4 фактора риска и более, были всесторонне обследованы: изучен семейный анамнез, выполнены ЭКГ и АД-монитори-рование, ЭхоКГ, анализ липидного спектра крови и гомоцистеина. По показаниям выполнены нагрузочные тесты и генетические исследования. У шести мужчин и одной женщины, не подозревавших о своих заболеваниях, были выявлены симптомы стенокардии, а в результате углубленного обследования им была проведена коронарография, по результатам которой трем мужчинам выполнено стентирование, одному запланировано аортокоронарное шунтирование. Семьи, отнесенные к группе высокого риска развития атеросклероза и его осложнений, были приглашены в школу профилактики атеросклероза, основной целью которой является приобретение навыков здорового образа жизни.

Адрес для контакта: Россия, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47, тел.: +7 (812) 225-15-21.

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ В ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

И. В. Юбрина, Л. А. Босова, Н. В. Туркина ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова, Россия

Несмотря на значительные успехи в диагностике и лечении атеросклероза и его осложнений, сердечно-сосудистые заболевания, остаются лидерами в причинах смертности и инвали-дизации населения. Устранение факторов риска развития этого заболевания имеет большое значение в проведении профилактических мероприятий. Однако профилактическая работа с пациентами, которая является главным компонентом первичной медицинской помощи как участковой службы, так и общей врачебной практики, организована недостаточно хорошо.

Одной из причин этого является тот факт, что до сих пор не определена роль медицинской сестры в данном виде деятельности.

Цель работы: определить функции медицинской сестры общей практики в выявлении пациентов, имеющих риск развития атеросклероза и его осложнений, а также в проведении профилактических мероприятий.

Задачей медицинской сестры было провести скрининг-анкетирование пациентов, обратившихся в отделение врачей общей практики, независимо от причины. В результате работы ме-

дицинская сестра выявляла пациентов, которые имели 4 фактора риска и более развития атеросклероза, но не обращались ранее к врачу в связи с данной проблемой, так как не имели признаков развития заболевания. Таким пациентам медицинская сестра выполняла лабораторный и инструментальный минимум обследований, включавший в себя анализы крови и мочи, исследования липидного спектра, электрокардиограмму, флюорографию, антропометрические измерения, рассчитывая индекс массы тела, а также индекс талия/бедро. Совместно с врачом медицинская сестра определяла степень риска развития атеросклероза и его осложнений не только у конкретного пациента, но и в семье в целом. Таким образом, участие медицинской сестры общей практики в проведении как эпидемиологической, так и клинической части работы среди пациентов, имеющих выявленные факторы риска развития атеросклероза, позволило врачу уделить больше времени больным, уже имеющим признаки осложнений в виде ишемической болезни сердца.

Пациенты и их семьи, отнесенные к группе высокого риска, были приглашены в школу профилактики атеросклероза, целью которой является обучение пациентов здоровому образу жизни.

Важным моментом организации профилактических школ является формирование групп по определенным признакам. Медицинская сестра, участвующая в проведении занятий в школе профилактики, специально обучена данным навыкам.

Независимо от наличия осложнений атеросклероза первую группу составили семьи, отнесенные к семьям высокого риска развития атеросклероза (3-4 семьи в каждой группе, только взрослые ее члены). Вторую группу составили отдельные пациенты, чьи родственники не пожелали обучаться в школе профилактики атеросклероза всей семьей. Занятия в обеих группах проводили медицинские сестры. Тематика

занятий касалась вопросов курения, гипертонической болезни, избыточной массы тела, рациональной диеты и др. В «семейной» группе были организованы занятия по обмену «опыта». В проведении занятий участвовали врачи, которым задавались вопросы, касающиеся лечения гипертонической болезни, проявлений ишемиче-ской болезни сердца. Также были предусмотрены занятия с психологами.

В течение 6 месяцев школу профилактики атеросклероза посетили 43 человека. В результате проведения занятий все пациенты отметили, что они стали более внимательно относиться к своему здоровью. Двое пациентов отказались от курения, 4 женщины, страдающие гипертонической болезнью, заметили, что после физических тренировок в виде утренней гимнастики и ходьбы пешком до работы и обратно, чего у них не было ранее, их артериальное давление стабилизировалось. На занятиях с семьями хозяйки делились опытом приготовления пищи, состав которой был рекомендован медицинскими сестрами.

В планах школы профилактики атеросклероза стоит организация детских групп начиная с младшего школьного возраста. С этой целью совместно с педагогами-психологами разрабатывается тематический план занятий. Предполагается, что основной акцент будет сделан на профилактике курения, физической активности, рациональном питании. Занятия будут проводиться как совместно, так и отдельно от родителей.

В результате проведенной работы были определены новые функции медицинской сестры общей практики: анкетирование пациентов на предмет выявления факторов риска и признаков осложнений атеросклероза, самостоятельного проведения клинического минимума пациентам высокого риска, формирования групп пациентов для занятий в школе профилактики атеросклероза и проведения занятий в них. Перечисленные функции должны быть отражены в соответствующих нормативных документах.

Адрес для контакта: Россия, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47, тел.: +7 (812) 225-15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.