Научная статья на тему 'Материалы по экологии сапсана Falco peregrinus в Верхоянье'

Материалы по экологии сапсана Falco peregrinus в Верхоянье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Егоров Олег Васильевич

Второе издание. Первая публикация: Егоров О.В. 1958. Материалы по экологии сапсана в Верхоянье // Науч. сообщ. Якут. фил. АН СССР 1: 149-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы по экологии сапсана Falco peregrinus в Верхоянье»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1659: 4173-4179

Материалы по экологии сапсана Falco peregrinus в Верхоянье

О.В.Егоров

Второе издание. Первая публикация в 1958*

В ряде районов Якутии сапсан Falco peregrinus достигает довольно высокой численности. Условия жизни этого хищника существенно меняются в зависимости от естественно-географической обстановки различных местообитаний. Биология сапсана, особенно характер его питания в разных ландшафтных зонах, освещена ещё далеко не достаточно, что затрудняет оценку роли этого хищника в животной жизни охотничье-промысловых территорий.

Наши материалы по экологии сапсана были собраны преимущественно в бассейне среднего течения реки Адычи весной и летом 1956 года, частично осенью 1955 года. Река Адыча — правый приток реки Яны, берёт начало с западных склонов хребта Черского и имеет длину 715 км. Географическое положение этой местности соответствует широте полярного круга и частично захватывает Заполярье.

По характеру рельефа данная территория не однородна и слагается из гористой части, представленной юго-западной частью Адычин-ского нагорья и более равнинной, включающей восточную оконечность Табалахской впадины.

Две взрослых самки и 4 слётка сапсанов, добытые нами в долине реки Адычи, не имели достаточно достоверных признаков, позволяющих отнести их к тундровому подвиду F. p. leucogenys (C.L.Brehm, 1854) или якутскому F. p. kleinschmidti Dementiev, 1934. Г.П.Дементьев (1951) указывает, что на Яне, Индигирке и Колыме встречаются особи со смешанными признаками названных подвидов. Поэтому собранные нами материалы не могут быть специфичными только для одного из двух встречающихся здесь подвидов.

В пределах обследованной территории сапсан распространён по долине реки Адычи почти повсеместно. Наиболее высокой численности этот хищник достигает в горной части района, где чаще встречается сочетание высоких береговых обрывов, удобных для устройства гнезда, и широких надпойменных террас с лугами и небольшими озёрами — охотничьих угодий сапсана. Количество жилых гнёзд сапсана на данном участке долины Адычи достигает примерно 15-20 на 100 км береговой линии, т.е. почти приближается к уровню численности этого вида

* Егоров О.В. 1958. Материалы по экологии сапсана в Верхоянье // Науч. сообщ. Якут. фил. АН СССР 1: 149-154. Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1659 4173

на некоторых участках долины среднего течения реки Лены и несколько превышает таковую в бассейне реки Вилюй. Так, например, на 25 км участке долины реки Адычи от устья реки Нельгехе до впадения ручья Соревнование и 2-3 км выше последнего нам удалось насчитать 6 гнездящихся пар сапсанов, 1 пару кречетов Falco rusticolus и 5 пар пустельг Falco tinnunculus. На этом же участке на скалах гнездились 3 пары беркутов Aquila chrysaetos. Старых же гнёзд беркута удалось насчитать 11, причём 3 из них были на лиственницах, растущих в средней трети крутых склонов, а 8 — на зубцах отвесных скал. Сюда же нужно прибавить 2 или 3 пары воронов Corvus corax, которые в данных условиях являются типичными хищниками. Из ночных хищников отмечены 1 пара филинов Bubo bubo, по 2 пары болотных Asio flammeus и ястребиных Surnia ulula сов. Таким образом, общее количество гнездящихся хищников на данной территории будет равно примерно 22-23 парам, что указывает на очень высокую их концентрацию.

Примерно такая же численность сапсанов по долине Адычи сохраняется до посёлка Усть-Чаркы, ниже количество этих соколов в горной части района несколько уменьшается.

По долине реки Адычи ниже границы предгорий гнездящиеся сапсаны встречались реже. Их гнёзда неизменно оказывались приуроченными к высоким береговым обрывам, которые встречаются через каждые 15-20 км береговой линии. Свои гнёзда сапсаны устраивали здесь не в нишах и на карнизах скал, а прямо на верхнем краю надпойменной террасы под вывороченным пнём или валежиной. Одно гнездо было найдено даже на цементной плите под триангуляционной вышкой.

Численность сапсана на этом участке долины Адычи, несмотря на лучшие кормовые условия, была сравнительно невелика и соответствовала 5-6 парам на 100 км береговой линии. Примерно такая же картина наблюдалась нами в 1955 году по долине среднего течения реки Яны. Уменьшение численности сапсана в равнинной части района, по-видимому, связано с ограниченностью подходящих гнездовых участков, сравнительно лёгкой доступностью гнёзд и значительно большей хозяйственной освоенностью территории.

На данном отрезке долины реки Адычи происходит значительное сокращение количества соколов и резкое увеличение численности сов, особенно бородатой неясыти Strix nebulosa, выводки которой встречались через каждые 6-8 км.

Прилёт сапсана в бассейне реки Адычи в 1956 году отмечен в самом начале мая. Первая пара сапсанов появилась 2 мая, затем через день было встречено ещё 2 пары. К моменту прилёта сапсанов большая часть территории южных остепнённых склонов давно уже освободилась от снега, тогда как на остальных участках глубина снегового

покрова ещё достигала 25-30 см, т.е. была примерно такой же, как во второй половине зимы.

В отличие от других районов Якутии, где прилёт сапсана обычно совпадает или несколькими днями предшествует появлению болотной и водоплавающей птицы, этот хищник в течение первых двух недель мог добывать в пищу только местных зимующих птиц. Из них сапсану наиболее легко было добывать тундровую куропатку Lagopus mutus, самцы которой в это время совершают регулярные брачные полёты и бывают менее осторожны.

В районе устья ручья Соревнование весенний прилёт птиц в 1956 году наблюдался сравнительно поздно. Первым был зарегистрирован 6 мая прилёт сибирского вьюрка Leucosticte arctoa, затем белой трясогузки Motacilla alba — 14-го, обыкновенной чайки Larus ridibundus — 23-го и лишь 24 мая встречены на реке первые утки, а 26-го — азиатские бекасы Gallinago stenura. Таким образом, в первое время после прилёта сапсан в этом районе имеет возможность добывать сравнительно ограниченное количество объектов питания. Видимо, поэтому нам неоднократно приходилось наблюдать охоту сапсана на пустельгу. Вполне вероятно, что по этой причине из 4 пар пустельг, первоначально обосновавшихся на гнездовье в районе устья ручья Соревнование, через некоторое время осталось только 2, тогда как прилетевшие в начале мая 2 пары сапсанов так и остались в районе своей гнездовой территории.

После прилёта сапсан занимает определённую гнездовую территорию, которой придерживается почти до начала отлёта. Наименьшее расстояние между ближайшими гнёздами сапсанов равнялось 1.5-2 км, примерно с таким же минимальным интервалом были расположены и гнёзда пустельги.

Сапсан начинает кладку значительно позже пустельги. Только что вылупившиеся из яиц 3 пуховых птенца сапсана в устье ручья Соревнование были найдены 3 июля, тогда как в гнезде пустельги по ручью Синтачан 11 июля птенцы уже были покрыты хорошо отросшим дефинитивным пером и вскоре должны были покинуть гнездо. В устье реки Нельгехе 25 июля в гнезде сапсана были обнаружены 3 крупных пуховых птенца с едва пробивающимися рулевыми перьями, а в расположенном поблизости гнезде пустельги были найдены 3 слётка. Взятый нами из гнезда пуховой птенец сапсана мог делать небольшие перелёты только 3 августа. Первые слётки сапсанов были обнаружены сидящими на суховершинных деревьях у берега Адычи 5 и 6 августа, таким образом, у этого сокола весь процесс вывода молодняка до стадии слётка в условиях Верхоянья занимает примерно месяц.

Об интенсивности размножения сапсанов в бассейне реки Адычи можно судить по тому, что в 2 гнёздах нами было найдено по 3 птенца,

4 выводка с 3 слётками в каждом и 1 выводок с 2 слётками. Сотрудниками метеостанции в районе устья реки Чаркы из гнезда было взято 4 птенца сапсана. Среднее число птенцов по 8 выводкам оказалось равным 3.

Последних сапсанов в. бассейне реки Адычи в 1955 году удалось наблюдать 19 сентября. Исчезновение их из этого района произошло раньше окончательного отлёта водоплавающей птицы.

Материалы по питанию сапсана в бассейне реки Адычи получены на основании определения костей, шерсти и перьев из остатков трапезы и погадок этого хищника. Данные, характеризующие питание сапсана, собраны из 5 гнёзд, расположенных в следующих пунктах:

1. Район устья ручья Соревнование — 2 гнезда, расположенных в неглубоких нишах, выходящих на узкие труднодоступные карнизы в верхней трети береговых обрывов. Охотничьи участки в районе этих гнёзд представлены лугами и небольшими болотами на широкой верхней надпойменной террасе, а также сравнительно узкими галечными и песчаными косами по берегу реки Адычи.

2. Левый берег реки Нельгехе в 1 км от её устья. Гнездо расположено на небольшом карнизе в верхней трети берегового обрыва. Охотничьи угодья аналогичны с теми, какие мы указали для двух первых гнёзд.

3. Левый берег реки Адычи в 3 км ниже посёлка Оюн-Хомото. Гнездо расположено под валежиной на вершине крутого отвесного берегового обрыва. Охотничьи угодья представлены многочисленными озёрами и лугами на надпойменных террасах и широкими береговыми косами.

4. Правый берег реки Адычи примерно в 60 км ниже посёлка Оюн-Хомото. Гнездо находилось на цементной плите в основании триангуляционной вышки вблизи сравнительно невысокого берегового обрыва. Охотничьи угодья такие же, что и в районе предыдущего гнезда.

В последних трёх гнёздах, ввиду их лёгкой доступности, остатки трапезы и погадки сапсана сохранились только за последний год. В двух первых гнёздах накопление остатков происходило в течение многих лет. Три первые гнезда расположены в горной части района, два последних — в равнинной.

Помимо данных о питании, полученных на основании анализа остатков трапезы и погадок, мы располагаем материалами вскрытий 6 сапсанов, добытых в различных пунктах реки Адычи.

Так как сбор материала по питанию сапсана производился почти исключительно на гнёздах, то приведённые данные в основном будут отражать характер питания этого хищника в гнездовой период.

Из таблицы видно, что основу питания сапсана в бассейне Адычи составляют птицы (71.5%) и млекопитающие (28.5%). В горной части

района млекопитающие имеют больший удельный вес в питании сапсана, чем в равнинной. Нахождение млекопитающих среди объектов питания сапсана нами отмечено только для бассейна Адычи. При просмотре большого количества погадок и остатков трапезы этого сокола в бассейне Средней Лены (6 гнёзд) и в бассейне Среднего Вилюя (10 гнёзд) млекопитающие обнаружены не были. Впрочем, в литературе имеются указания на выкармливание якутским сапсаном своих птенцов длиннохвостыми сусликами Spermophilus undulatus (Ларионов 1943) и нахождение в гнёздах сапсана на Вилюе «мышей» (Маак 1886).

Питание сапсана в бассейне реки Адычи на основании анализа остатков трапезы и погадок, собранных под гнёздами

Виды животных Горная часть района, гнёзда №№ 1, 2, 3 Равнинная часть района, гнёзда №№ 4 и 5 Всего

Абс. % Абс. % Абс. %

Белая куропатка 9 7.1 - - 9 4.7 •

Тундряная куропатка 16 12.7 - - 16 8.3

Глухарь, самка 1 0.8 - - 1 0.5

Пепельный улит 1 0.8 - - 1 0.5

Перевозчик 2 /. 6 - - 2 1.0

Азиатский бекас 15 11.9 4 6.0 19 9.9

Мелкие кулики 4 3.2 8 11.9 12 6.2

Озёрная чайка - - 2 3.0 2 1.0

Полярная крачка - - 1 1.5 1 0.5

Шилохвость 2 1.6 2 3.0 4 2.1

Чирок-свистунок 3 2.4 10 14.8 13 6.8

Чирок клоктун 12 9.5 5 7.5 17 8.8

Свиязь - - 1 1.5 1 0.5

Пуховые птенцы уток - - 6 8.9 6 3.1

Кукша 1 0.8 4 6.0 5 2.6

Кедровка 5 4.0 2 3.0 7 3.6

Трясогузка 3 2.4 2 3.0 5 2.6

Мелкие воробьиные 12 9.5 5 7.5 17 8.8

ВСЕГО птиц 86 68.3 52 77.6 138 71.5

Белка 1 0.8 - - 1 0.5

Бурундук 9 7.1 5 7.5 14 7.3

Длиннохвостый суслик 1 0.8 1 1.5 2 1.0

Лесной лемминг 10 8.0 1 1.5 11 5.7

Красная полёвка 9 7.1 8 11.9 17 8.8

Северосибирская полёвка 6 4.7 - - 6 3.1

Заяц, молодой 3 2.4 - - 3 1.6

Пищуха 1 0.8 - - 1 0.5

ВСЕГО млекопитающих 40 31.7 15 22.4 55 28.5

ВСЕГО: 126 100.0 67 100.0 193 100.0

Большой удельный вес млекопитающих в питании сапсана в бассейне реки Адычи может быть объяснён низким уровнем численности основных объектов его питания — птиц, в результате чего этот типич-

ный орнитофаг частично переключился на добычу несвойственных ему животных. В пользу этого говорит то обстоятельство, что в равнинной части района, где большого развития достигают луга и озёра, изобилующие болотной и водоплавающей птицей, млекопитающие в питании сапсана имеют меньший удельный вес.

Добыча сапсаном млекопитающих облегчается тем, что они очень часто выходят на лишённые растительности галечные и песчаные прибрежные косы, а также переплывают реки. Принципиальной же разницы в способах охоты этого хищника за пуховыми птенцами водоплавающей дичи и млекопитающими нет.

Из данных таблицы видно, что по количеству экземпляров животных в питании сапсана в горной части района на первом месте стоят бурундук Tamias sibiricus и мелкие мышевидные грызуны, затем идут тетеревиные птицы, воробьиные и, наконец, кулики и утки.

В равнинной же части района ведущее место в питании сапсана занимают утки, затем идут бурундук и мелкие мышевидные грызуны, далее воробьиные и кулики. Тетеревиные птицы — один из основных объектов питания сапсана в горной части района, в равнинной части среди остатков трапезы и погадок этого хищника не фигурируют. Это может быть объяснено почти полным отсутствием тундряной куропатки в равнинной части района и несколько иным стационарным распределением белой куропатки Lagopus lagopus, которая здесь редко выходит на открытые прибрежные косы.

Нами также были получены материалы по питанию сапсана путём вскрытия добытых птиц: 2 взрослых и 4 слётков. У одного взрослого сапсана желудок был пуст, у другого в нём находились остатки чирка-клоктуна Anas formosa. У слётков в желудках оказалось следующая добыча: 1) кукша Perisoreus infaustus, 2) бурундук, 3) красная полёвка Clethrionomys rutilus и 4) три стрекозы и две кобылки. Все сапсаны были добыты в равнинной части района.

Таким образом, принципиальной разницы в характере питания сапсана, по материалам вскрытия и данным анализа остатков трапезы и погадок, нет. Исключение могут составлять лишь насекомые, которых охотно ловят слётки сапсанов в других районах Якутии, однако этот вид корма трудно поддаётся учёту, так как в этот период молодые птицы уже не ночуют на гнезде и разбрасывают свои погадки на большой площади. Добыча слётками сапсана летающих насекомых, по-видимому, составляет важный элемент в приобретении этим хищником навыков к схватыванию птиц на лету.

Переходя к оценке хозяйственного значения сапсана, необходимо признать, что около 70% экземпляров птиц и млекопитающих, учтённых среди объектов его питания, являются охотничье-промысловыми животными или полезными в других отношениях видами. Поэтому со-

хранение столь высокой численности этого хищника в условиях данного района следует признать нежелательным. Истребление сапсанов легче всего производить на гнёздах в период насиживания или выкармливания молодняка.

Литератур а

Дементьев Г.П. 1951. Отряд хищные птицы Acipitres или Falconiformes // Птицы Советского Союза. М., 1: 70-341. Ларионов П.Д. 1943. Экологические наблюдения над якутским длиннохвостым сусликом // Зоол. журн. 22, 2: 234-246. Маак Р. 1886. Вилюйскнй округ Якутской области. Ч. 2. СПб: I-CVII, 1-368.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1659: 4179-4187

О некоторых редких и малоизвестных птицах Курильских островов

А.Г.Велижанин

Второе издание. Первая публикация в 1977*

В основу настоящего сообщения положены материалы, собранные автором при посещении Курильских островов в 1963, 1966 и 1968 годах. В 1963 году обследована береговая зона всех островов; в 1966 году наблюдения велись на островах Шикотан, Парамушир и Шумшу; в 1968 году - на острове Итуруп. За время посещения островов собрана большая коллекция птиц, значительная часть их передана в Зоологический музей Биологического института СО АН СССР.

Lagopus mutus kurilensis N.Kuroda, 1925. Систематическое положение тундряной куропатки, обитающей на Курильских островах, из-за отсутствия коллекционного материала до сих пор не выяснено (Иванов и др. 1951; Михеев 1952). Курода (Kuroda 1925) описал её как самостоятельный подвид, но ссылаясь на Хартерта, тут же усомнился в правомочности своего описания. Нам удалось собрать 4 экз. куропаток с острова Парамушир (из них 2 самцов в летнем наряде).

Самец в летнем оперении, добытый 12 августа 1966 в истоках реки Тайна, имеет общую темно-бурую окраску. Перья головы чёрные с желтовато-буроватыми вершинами. Перья спины также чёрные, но с более светлыми вершинами, варьирующими до белой каймы. Зоб, грудь, бо-

* Велижанин А.Г. 1977. О некоторых редких и малоизвестных птицах Курильских островов // Орнитология 13: 25-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.