Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ДЛИТЕЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ШУМА'

МАТЕРИАЛЫ КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ДЛИТЕЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ШУМА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA OF CLINICAL AND PHYSIOLOGICAL EXAMINATIONS OF PERSONS SUBJECTED TO A PROLONGED NOISE EFFECT

An examination oi a group of workmen engaged in nail production and subjected to an intensive high frequency noise effect has revealed that majority of persons had functional disturbances of central nervous system, such as: considerable lengthening of the latent period in conditioned motor reflex for light irritant, a prolonged optic chronaxy and disturbed thermoregulating reflex. The pathological shifts in the functions of the central nervous system occurred in the persons under investigation long before the onset of changes in the auditory sensitivity. An increase in the incidence of pathological changes in worKmen with long service record points to its being related with the prolonged action of noise and to the necessity of elaborating special measures for the improvement of working conditions in the nail production.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ДЛИТЕЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ШУМА»

МАТЕРИАЛЫ КЛИНИКО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ДЛИТЕЛЬНОМУ

ВОЗДЕЙСТВИЮ ШУМА

М. Л. Хаймович

Из кафедры гигиены труда с клиникой профессиональных заболеваний Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

В условиях современного производства с максимальной механизацией трудоемких процессов, применением мощного и высокопроизводительного оборудования шум становится одним из наиболее распространенных факторов производственной среды, имеющим важное гигиеническое значение. До последнего времени вопрос о воздействии шума чаще всего рассматривался локалистически — только с точки зрения патологии органа слуха. Влияние же длительного воздействия шума на состояние центральной нервной системы изучено недостаточно, а имеющиеся в литературе данные по этому вопросу противоречивы

В настоящей работе мы предприняли попытку выяснить влияние шума на состояние центральной нервной системы у рабочих-гвоздильщиков. С этой целью, помимо обычного клинического обследования, были применены специальные клинико-физиологические методы, которые, по нашему мнению, должны были способствовать выявлению и пониманию сдвигов, возможных при воздействии изучаемого производственного фактора.

Шум в гвоздильном производстве является основной профессиональной вредностью. Источник его образования—работа гвоздильных автоматов ударного и прессового действия. Уровень силы шума на рабочих местах гвоздильщиков колебался от 97 до 106 дб, в преобладающем большинстве случаев он был в пределах 100—102 дб. При измерении спектра исследуемых шумов третьоктавным анализатором ЛИОТ максимум звуковой энергии приходился на высокие частоты, главным образом на зону частоты 1250 гц. В процессе работы гвоздильщики подвергались воздействию шума на протяжении всей смены.

В течение 1958—1959 гг. тщательному медицинскому обследованию в условиях клиники профессиональных заболеваний Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института было подвергнуто 153 рабочих гвоздильных цехов трех ленинградских заводов. В разработку не были включены лица (21 человек), у которых имеющиеся признаки поражения нервной системы могли быть обусловлены другими этиологическими моментами (травмы, алкоголизм и пр.). Динамически (через один год) прослежено состояние здоровья 46 человек. Преобладающий возраст обследованных 20—40 лет, стаж работы — от нескольких месяцев до 24 лет. Одновременно было осмотрено 102 рабочих, которые по возрасту и трудовому стажу соответствовали группе гвоздильщиков, но не подвергались воздействию интенсивного шума или других профессиональных факторов, вызывающих нарушение ней-родинамики.

Характеризуя состояние здоровья рабочих-гвоздильщиков, необходимо отметить, что почти две трети обследованных предъявляли различные жалобы: на головную боль, головокружение, общую слабость, быструю утомляемость, вялость, нарушение сна, повышенную раздражительность. Субъективные нарушения, относящиеся как к нервной системе, так и к другим органам и системам, встречались значительно реже.

При объективном исследовании состояния центральной нервной системы у большинства обследованных установлены повышение или понижение сухожильных рефлексов, тремор пальцев вытянутых рук, не-

устойчивость в позе Ромберга, стойкий красный или розовый дермографизм, повышенная потливость, акроцианоз. Таким образом, кроме характерных субъективных расстройств у значительной части рабочих-гвоздильщиков, наблюдались и объективно определяемые изменения состояния нервной системы. Все они носили характер функциональных нарушений. Симптомов органического поражения нервной системы не отмечалось. Функциональные нарушения нервной системы у обследованных проявлялись в форме астенического, астено-невротического синдромов и вегетативной дисфункции. Надо отметить выраженную корреляцию функциональных расстройств нервной системы у обследованных, имеющих большой стаж работы в гвоздильном производстве: функциональные расстройства нервной системы по числу случаев и степени тяжести увеличивались с увеличением стажа работы.

При повторном обследовании группы рабочих через год у нескольких человек отмечалась тенденция к прогрессированию неврологической симптоматики. Значительная частота функциональных нарушений нервной системы у гвоздильщиков (более чем у половины рабочих) и связь этих заболеваний со стажем работы позволяют, по-видимому, считать профессиональное влияние шума одним из основных факторов, способствующих развитию неврозов. Это тем более вероятно, что в контрольной группе изменения состояния нервной системы были обнаружены в 5 раз меньше, чем у рабочих основной группы.

Следует указать, что клиническая картина изменений нервной системы не имела каких-либо специфических проявлений. В связи с этим при диагностике патологических сдвигов, обусловленных воздействием шума, необходимо в каждом отдельном случае тщательно оценивать динамику заболевания, детально изучать анамнез больного и санитарно-гигиенические условия его работы.

Для изучения состояния высшей нервной деятельности у рабочих-гвоздильщиков мы воспользовались речедвигательной методикой с предварительной словесной инструкцией. По мнению большинства авторов (Н. А. Рокотова, 1954; М. Р. Могендович, 1954; А. С. Дмитриев, 1956, и др.), применение этого варианта речедвигательной методики в практике клинических и гигиенических исследований является плодотворным и перспективным. При помощи данного метода изучали латентный период условного двигательного рефлекса у 110 рабочих-гвоздильщиков. В качестве условных раздражителей применяли свет и звук — сильные и слабые сигналы.

Ввиду специфических изменений в слуховом анализаторе у обследованных рабочих латентный период условного двигательного рефлекса на звуковые раздражители в разработку не включали. Звуковой раздражитель был использован для исследования соотношения между реакциями на сильный и слабый звук. Приводим данные исследования рабочих основной и контрольной группы (см. таблицу).

Из таблицы видно, что средняя величина латентного периода условного двигательного рефлекса на сильный и слабый световой раздражитель у рабочих основной группы закономерно удлиняется с нарастанием профессионального стажа. Стойких фазовых состояний обнаружить не удалось. Удлинение латентного периода условного двигательного рефлекса у рабочих-гвоздильщиков по сравнению с рабочими контрольной группы в зависимости от стажа работы, по-ви-

Средняя величина латентного периода условного двигательного рефлекса на сильный и слабый световой раздражитель (в условных единицах)

Стаж Латентные период

сильный свет слабый свет

До 5 лет . . . От 5 до 10 лет 10 лет и больше Контроль . . . 262 299 347 231 292 333 387 259

3 Гигиена и санитария, № 9

3

димому, свидетельствует о неблагодриятном влиянии шума на состоя ние центральной нервной системы. Удлинение латентного периода может рассматриваться как понижение подвижности корковых процессов. Оно связано по всей вероятности с ослаблением раздражительного процесса и появлением патологической инертности.

Для определения функционального состояния центральной нервной системы мы применили также широко распространенный физиологический метод исследования оптической хронаксии. При решении поставленной задачи мы исходили из того, что одним из показателей достовер ности всякого исследование является совпадение результатов, полученных разными методами, взаимно объясняющими и дополняющими друг друга. Работами многих отечественных ученых (Ю. М. Уфлянд, 1945; Ф. М. Василевская, 1955, и др.) было установлено, что величина зрительной хронаксии определяется состоянием высших нервных центров — зрительной зоны коры. Исследуя оптическую хронаксию, можно' получить определенные закономерности, характеризующие функциональное состояние центральной нервной системы.

Хронаксиметрические исследования мы проводили конденсаторным хронаксиметром по методике, рекомендованной Ю. М. Уфлянд (1941). Было обследовано 104 гвоздильщика. Для сравнения взяты результаты исследований 24 практически здоровых рабочих контрольной группы.

Анализируя полученные данные, мы отметили, что у значительной части гвоздильщиков (65,4%) наблюдалось удлинение величин оптической хронаксии по сравнению с таковой у лиц контрольной группы; эта же закономерность установлена и при сопоставлении величин оптической хронаксии у гвоздильщиков в зависимости от стажа их работы. Показатели же оптической реобазы у исследованных лиц были в пределах физиологической нормы, за исключением 5 человек, у которых отмечалось ее увеличение.

Исследованиями Е. А. Яковлевой (1944) показано, что удлинение хронаксии обусловливается усилением тормозных процессов в коре головного мозга. Данные оптической хронаксии подтверждают результаты клинического обследования и исследования речедвигательной методикой.

Учитывая то обстоятельство, что изменения вегетативной нервной системы являются одним из чувствительных показателей функционального состояния организма, мы попытались изучить у обследуемых лиц состояние вегетативных функций центральной нервной системы. С этой целью определяли характер терморегуляционного рефлекса по методу А. Г. Щербака в модификации Я. Я. Тернера (1939). По данным М. И. Сандомирского (1951), К. Д. Гориной (1954) и др., терморегуляционный рефлекс является объективным критерием состояния вегетативных функций высших отделов центральной нервной системы. Терморегуляционный рефлекс определялся у 111 гвоздильщиков. Результаты исследований показывают, что у подавляющего большинства рабочих (72°/о) он оказался патологически измененным, причем частота случаев нарушения терморегуляционного рефлекса у обследованных возрастала с увеличением стажа работы. Преобладающим в патологии терморегуляционного рефлекса являлось его понижение или инертность.

Таким образом, данные клинического обследования и использованные нами физиологические методы исследования указывают на нарушения нейродинамики у лиц, подвергающихся длительному воздействию шума. Обнаруженные сдвиги в деятельности высших отделов центральной нервной системы, как нам кажется, позволяют подойти к раскрытию механизма возникновения изменений различных функций организма под влиянием шума. Применение физиологических методик помогало объективизировать диагноз функциональ-

ных нарушений центральной нервной системы и служило надежным подспорьем к клиническому обследованию.

Мы сочли также интересным сопоставить полученные данные изменения центральной нервной системы с нарушением слуховой чувствительности у рабочих изучаемой группы, так как временные санитарные правила нормирования шума на производстве разрабатывались только на основании изменений состояния органа слуха. Исследование слуховой чувствительности производилось аудиометром А-2 у 105 гвоздильщиков с нормальной отоскопической картиной.

При обследовании было установлено, что у рабочих со стажем работы до 5 лет сколько-нибудь выраженного понижения остроты слуха не имелось. По мерп увеличения стажа работы у исследованных лиц отмечалось закономерное понижение слуховой чувствительности; при этом более значительное понижение наблюдалось в области высоких частот (2048, 4096, 8129 гц); максимальная степень понижения остроты слуха отмечена на частоте 4096 гц.

Из проведенных исследований вытекает, что изменения слуховой чувствительности у большинства обследованных возникают позднее, чем функциональные изменения состояния центральной нервной системы. Поэтому при нормировании рассматриваемого нами производственного фактора это необходимо учитывать.

Патологические изменения, найденные у рабочих обследованной группы, ставят неотложную задачу коренного оздоровления условий труда в гвоздильном производстве. Профилактика должна проводится по линии как звукоизоляции и звукопоглощения, так и применения индивидуальных защитных приспособлений. Немаловажное значение в профилактике заболеваемости имеют тщательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Выводы

1. Воздействие высокочастотного шума значительной интенсивности может приводить к нарушениям состояния центральной нервной системы.

2. Применение клинико-физиологических методик дает возможность объективно установить функциональные нарушения нервной системы.

3. Патологические сдвиги в состоянии центральной нервной системы у обследованных рабочих-гвоздильщиков возникали значительно раньше, чем изменения слуховой чувствительности.

4. Частота обнаруженных патологических изменений нарастала с увеличением профессионального стажа, что позволяет связать их с длительным воздействием шума и указывает на необходимость специальных оздоровительных мероприятий в гвоздильном производстве.

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриев А. С. Журн. высш. нервн. деят., 1956, т. 6, в. 6, стр. 905. — М о-гендович М. Р. Труды Пермского мед. ин-та, 1957, в. 26, стр. 3.— Рокото-ва Н. А. Физиол. журн. СССР, 1954, т. 40, в. 6, стр. 727. — Сандомирский М. И. Бюлл. эксп. биол. и мед., 1951, т. 32, № 7, стр. 36. — Тернер Я. Я. В кн.: Сборник трудов Ин-та физических методов лечения и курортологии в г. Томске, 1939, стр. 125. — Уфлянд Ю. М. Теория и практика хонаксиметрии. Л., 1941.—Он же. Бюлл. экспер. биол. и мед., 1945, т. 19, в. 4—5, стр. 26.— Яковлева Е. А. Труды Физиологической лаборатории им. акад. И. П. Павлова, 1944, т. 11, стр. 121.

Поступила 12/1У 1960 г.

DATA OF CLINICAL AND PHYSIOLOGICAL EXAMINATIONS OF PERSONS SUBJECTED TO A PROLONGED NOISE EFFECT

M. L. Khaimovich

An examination of a group of workmen engaged in nail production and subjected to an intensive high frequency noise effect has revealed that majority of persons had functional disturbances of central nervous system, such as: considerable lengthening of the latent period in conditioned motor reflex for light irritant, a prolonged optic chronaxy and disturbed thermoregulating reflex. The pathological shifts in the functions of the central nervous system occurred in the persons under investigation long before the onset of changes in the auditory sensitivity. An increase in the incidence of pathological changes in worxmen with long service record points to its being related with the prolonged action of noise and to the necessity of elaborating special measures for the improvement of working conditions in the nail production

Ъ -fr i!r

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕИРОДИНАМИКИ У ЛИЦ,

ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ КОМПЛЕКСНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА И ВИБРАЦИИ

Г. И. Зуев

Из кафедры гигиены труда с клиникой профессиональных заболеваний Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Проблема влияния вибрации и шума на организм работающих привлекает внимание многочисленных исследователей. Из работ, посвященных данному вопросу, многие освещают действия на некоторые функции центральной нервной системы каждого из указанных факторов в отдельности. Совместное же влияние вибрации и шума на функциональное состояние центральной нервной системы рассматривается

лишь отдельными авторами. Вместе Таблица I с тем «в условиях производства неред- » Характеристика Туровня силы шума ко встречается именно одновременное при обрубке металлического литья воздействие вибрации и шума на работающих. В частности, совокупному действию этих факторов подвергаются обрубщики металлического литья.

Ввиду отсутствия данных о ней-родинамических сдвигах, которые могут возникать у рабочих-обрубщиков в результате влияния производственных факторов, 'нами была предпринята попытка изучить функциональное^ состояние центральной нервной системы у этой группы лиц. С указанной целью обследовано 110 обрубщиков, работающих с пневматическими рубильно-чеканными молотками Р-3, и изучены санитарно-гигиенические условия их труда.

Анализ виброграмм, записанных при различных операциях в процессе обрубки литья, позволили установить, что вибрация, генерируемая указанными молотками, обладая сравнительно небольшой основной частотой (23—30 гц) и незначительными амплитудами, характеризуется наличием высоких гармоник. Уровень силы шума, воздействующего на работающих, приводится в табл. 1.

рубильно-чеканным мэлэтком Р-3

(предельно допустимый уровень для спектра данного шума—80 дб)

Производственная операции

Уровень силы шума (в дб)

Ошуровка коротким ^зубилом .........

Ошуровка длинным зуби -

лом.........

Обрубка коротким зубилом » длинным »

Чеканка........

Чистовая обрубка наружной поверхности детали Чистовая обрубка внут-

ренней тали .

поверхности де-

100

103 107 110

105

115 118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.