Недостатки планировки и оборудования больничных зданий, допущенные в проектах, дефекты в строительстве лучше всего выявляются в процессе эксплуатации вновь сооруженных больниц. Поэтому надо организовать систематическое изучение опыта больничного строительства.
Современная больница представляет собой сложный комплекс различных по назначению, устройству и оборудованию помещений, разнообразных санитарно-технических сооружений и установок, за которыми необходим квалифицированный санитарный надзор с широким применением лабораторных и инструментальных исследований воздушной среды в операционных, специальных кабинетах, палатах, комнатах для ожидания, боксах и других помещениях, эффективности работы вентиляции, очистных сооружений, канализации и др.
Особенно важна и ответственна работа санитарных органов по предупредительному надзору за лечебно-профилактическими учреждениями.
Экспертиза проектов лечебно-профилактических сооружений и контроль за больничным строительством требуют от санитарного врача высокой квалификации, специальных знаний, большого опыта. В тесной связи с разрешением гигиенических проблем должна осуществляться научная разработка вопросов методики санитарного надзора за лечебно-профилактическими учреждениями. Этому разделу необходимо уделить больше внимания в программе преподавания коммунальной гигиены. Следует также предусмотреть проведение специальных семинаров для санитарных врачей по больничной гигиене и санитарии при некоторых институтах усовершенствования врачей.
Поступила 13/VI 1966 г.
THE MORDEN HYGIENIC PROBLEMS OF HOSPITAL BUILDING
A. I. Shtreis
The paper deals with hygienic problems to be solved in the field of hospital building. It is necessary to substantiate the hygienic standard values of air and floor space and the microclimate of wards. A method of preventive and current sanitary control of hospital and sanatorium buildings is suggested.
УДК 613.155.3:547.495.1
МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ
КОНЦЕНТРАЦИИ СЕВИНА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
В. С. Яким
Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и
Кишиневский медицинский институт
/
Севин (Ьнафтил-Ы-метилкарбамат)—инсектицид широкого спектра действия — применяют в сельском хозяйстве для борьбы против насекомых различных генетических групп.
В результате наших экспериментальных исследований установлено, что среднесмертельная доза (LD50) севина при однократном введении в желудок белой мыши равна 363 (432-*-294) мг/кг, белой крысы — 721 (789-^653) мг/кг и кошки — 150 мг/кг. Вычисление проведено методом Беренса и Шлоссера (при Р = 0,05). Каждую дозу севина испытывали на 10 животных.
При аппликации севина на кожу 6 кроликов в дозе 500 мг/кг гибели их не отмечалось. Активность холинэстеразы в сыворотке крови достоверно снизилась в 1-е сутки опыта на 39% и в эритроцитах крови— на 35%. Полное восстановление активности холинэстеразы до исходного уровня произошло через 72 часа. Раздражения кожи при этом не было. Нанесение кроликам на слизистые оболочки глаз 10% суспензии и 50 мг порошка севина вызывало быстро проходящий миоз и гиперемию.
Клиническая картина отравления севином у различных видов животных однотипна; она характеризовалась действием препарата на холинергические системы организма. При введении токсических и смертельных доз инсектицида у животных через 5—10 мин. наступали признаки отравления — возбуждение, переходящее в угнетение, тремор, фибриллярные подергивания мышц, судороги, нарушение координации движений, обильная саливация и слезотечение, затрудненное дыхание и нарушение функции мочевого пузыря и кишечника.
Кумулятивные свойства севина выражены слабо. Так, при ежедневном введении в желудок 6 крысам Vs LD50 инсектицида отмечена гибель 2 животных, получивших суммарно по 18 и 26 LD50. При введении Ую LD50 погибла 1 из 6 крыс: она получила 3,2 LD50; У20 LD50 гибели крыс в течение 6 месяцев не вызвала, хотя каждая из них получила суммарно по 7,8 LD50.
Пяти кошкам вводили в желудок ежедневно Ую LD50 севина в течение 73 дней. На 74-й день опыта, когда каждое животное получило по 6 LD50 инсектицида, была проведена нагрузка с введением одной LD50; в результате наступила гибель 2 кошек. Погибли те животные, у которых активность холинэстеразы была сравнительно меньше угнетена. Вероятно, их организм оказался не приспособленным к условиям избыточного содержания ацетилхолина. После введения им большой дозы препарата кошки погибли при явлениях острой интоксикации ядом.
Для гигиенического нормирования севина в воздухе рабочей зоны большое значение имеет изучение токсических свойств препарата при поступлении его в организм через дыхательные пути. Опыты (острые и хронические) поставлены на кошках в камере для динамического воздействия яда в пылевой форме, при 6-часовой экспозиции. Севин в воздухе камеры определяли колориметрическим методом М. А. Клисенко, основанным на взаимодействии инсектицида с диазобензолсульфо-кислотой.
Однократному воздействию дуста севина подвергли 3 группы животных (по 4 кошки в каждой): 1-я группа — в концентрации 0,082 (0,0837—0,0802) мг/л, 2-я — 0,037 (0,0422—0,0317) мг/л и 3-я — 0,02 (0,0212—0,0187) мг/л (при Р = 0,05). Гибели животных не наблюдалось. Севин в концентрации 0,082 мг/л вызвал у кошек видимые признаки отравления, которые после прекращения затравки исчезали. Активность холинэстеразы в сыворотке крови сразу после экспозиции понизилась по сравнению с исходными данными на 39—55% и в эритроцитах на 53—71%, но полностью восстановилась у 2 кошек и частично восстанавливалась у 1 кошки через 72 часа. Воздействие севина в концентрации 0,037 мг/л привело к достоверному понижению активности хо-линэстразы в сыворотке крови сразу после экспозиции на 23% и в эритроцитах на 41%. Нормализация наступила через 48 часов. Севин в концентрации 0,02 мг/л обусловил понижение активности холинэстеразы сыворотки крови на 11—24% и эритроцитов на 15—28%; полное восстановление активности фермента произошло через 24 часа. Результаты опытов с однократным воздействием дуста севина показали, что концен-
1 Активность холинэстеразы определяли колориметрическим методом по Хестрину.
трация его 0,02 мг/л может быть принята за пороговую; так как при этом у кошек обнаруживался минимальный эффект со стороны специфического показателя воздействия севина — активности холинэстеразы.
Многократному ингаляционному воздействию севина также подвергали 3 группы кошек (по 4 в каждой). В 1-й группе концентрация севина в зоне дыхания составляла в среднем 0,016 (0,0166-^0,0153) мг/л (при Я = 0,05). Видимых клинических признаков отравления на протяжении всего опыта у животных не выявлено. Активность холинэстеразы изменялась волнообразно (рис. 1). Кошки 2-й группы ежедневно в течение
1111111 I I I I_|_|_|_| I
^ | / 2 3 7 И г/ 3/ 41У/ 64 79 34 /0312348 5л й Мни Опыта
~ о.
Рис. 1. Изменения активности холинэстеразы сыворотки (I) и эритроцитов (II) крови 4 кошек при многократном, в течение 4 месяцев, ингаляционном воздействии дуста севина в средней концентрации 0,016 мг/л (индивидуальные кривые).
1 — кошка 24; 2 — кошка 25; 3 — кошка 26; 4 — кошка 27.
месяца вдыхали дуст севина в средней концентрации 0,063 (0,0642— 0,0611) мг/л (при Я = 0,05). У животных периодически отмечалась саливация; наиболее обильной она была в первые 2 часа экспозиции. Изменения активности холинэстеразы носили фазовый характер. Так, сразу после первой экспозиции она достоверно снизилась в сыворотке крови на 15—42% и в эритроцитах на 16—40%. На 20-й день опыта 1 кошка погибла при выраженных симптомах интоксикации севином. У выживших животных к концу опыта активность фермента была достоверно снижена в сыворотке на 31—40%, в эритроцитах на 41—58%. В 3-й группе средняя концентрация севина в зоне дыхания кошек составляла 0,04 (0,0433—0,0374) мг/л (при Р = 0,05). Опыт продолжался 2 месяца. У этих животных наряду с определением активности холинэстеразы крови исследовали условнорефлекторную деятельность. Условные рефлексы
изучали по двигательно-пищевой методике с объективной регистрацией показателей (Е. И. Спыну). Животных брали в опыт лишь после того, как у них был выработан прочный стереотип и установлен исходный фон показателей условных рефлексов и активности холинэстеразы. Концентрация препарата 0,04 мг/л вызвала некоторое понижение ус-ловнорефлекторной реакции, наиболее выраженное после первой затравки. Данные об изменении условных рефлексов и активности холинэстеразы у одной кошки приведены на рис. 2.
В дальнейшем отмечалось усиление или ослабление дифференци-ровочной реакции, что, по-видимому, зависело от типа высшей нервной деятельности животных. Активность холинэстеразы в отдельные дни
Рис. 2. Изменения активности холинэстеразы сыворотки и эритроцитов крови и условнорефлекторной деятельности кошки при многократном, в течение 2 месяцев,
ингаляционном воздействии дуста севина в средней концентрации 0,04 мг/л. Активность холинэстеразы: / — сыворотки; 2 — эритроцитов. Показатели условных рефлексов. Время скрытого периода реакции: 3 — на зуммер; 4 — на свет. Время перебежки: 5 — на зуммер;
6 — на свет. Дифференцировка: 7 — наличие; 8 — отсутствие.
опыта была понижена на 50% и более. Нормализацию условных рефлексов на фоне такого понижения активности холинэстеразы можно объяснить приспособлением корковых клеток к работе в условиях избыточного содержания ацетилхолина в организме.
Изменения морфологического состава периферической крови у животных, подвергавшихся воздействиям севина как в острых, так и в хронических опытах, выразились в увеличении числа лейкоцитов после первой затравки; в дальнейшем, однако, оно нормализовалось. Закономерных изменений количества эритроцитов, процентного содержания гемоглобина и лейкоцитарной формулы не оказалось.
Таким образом, результаты хронических 1 ингаляционных опытов позволяют считать концентрацию дуста севина 0,016 мг/л для кошек пороговой, а концентрацию 0,063 мг/л — токсической.
Наряду с экспериментальными исследованиями была проведена гигиеническая оценка условий труда при применении севина в сельском хозяйстве. Препарат использовали для обработки растений авиационным и тракторным способами. В контакте с севином люди находились
1 Продолжительность опытов, указываемых автором, не дает основания считать
их хроническими.— Ред.
3—4 дня по 4—6 часов ежедневно. На различных рабочих местах был проведен отбор проб воздуха с целью определения содержания инсектицида. Температура воздуха во время работ с севином колебалась от 17 до 29°, относительная влажность составляла 55—80% и скорость движения воздуха не превышала 3—4 м/сек. Концентрация препарата на заправочных площадках и в зоне дыхания трактористов составляла в среднем 0,002 мг/л, в кабине пилота — 0,0007 мг/л и в зоне дыхания сигнальщиков — 0,004 мг/л.
Для оценки влияния севина на организм параллельно с определением содержания препарата в воздухе рабочей зоны исследовали активность холинэстеразы цельной крови, морфологический состав крови и некоторые физиологические показатели (частота пульса, температура тела, уровень артериального давления, рефлекс Ашнера, дермографизм, орто-клиностатическая проба). Обследовано 19 человек до и после работы. Активность холинэстеразы цельной крови оказалась пониженной после работы у сигнальщиков на 13—30%, У трактористов на 20—24% и у лиц, работающих на заправочной площадке, на 11—22%- Патологических сдвигов в морфологическом составе крови и физиологических показателях не обнаружено.
На основании изложенных данных рекомендована предельно допустимая концентрация (ПДК) севина в воздухе рабочей зоны на уровне 1 мг/м3. Эта концентрация на один порядок ниже пороговой для животных в хронических опытах и несколько ниже той, которая в производственных условиях вызывает у людей, работающих с севином, небольшое понижение активности холинэстеразы. Рекомендуемая ПДК севина в 2 раза больше соответствующей концентрации хлорофоса и фосфамида (0,5 мг/м3) и в 10 раз больше концентрации метилмеркап-тофоса и М-81 (0,1 мг/м3). Это согласуется с данными о меньшей токсичности севина по сравнению с указанными инсектицидами (Ю. С. Каган). Рекомендуемая ПДК севина принята комиссией по установлению предельно допустимых концентраций вредных веществ при Министерстве здравоохранения СССР.
ЛИТЕРАТУРА
Каган Ю. С. Токсикология фосфорорганических инсектицидов и гигиена труда при их применении. М., 1963. — Клисенко М. А. Ж. аналит. химии, 1965, в. 5, с. 634. — Спыну Е. И. В кн.: Химия и применение фосфорорганических соединений. Киев, 1957, с. 336. — СтацекН. К. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, с. 234. — Hestrin S., J. biol. Chem., 1949, v. 180, p. 249.
Поступила 8/VI 1965 r.
DATA FOR SUBSTANTIATING THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF SEVINE IN THE AIR OF WORKING ZONES
V. S. Yakim -^
The author studied the toxicity of sevine (I-naphthyl-N-methylcarbamate), an insecticide of a very wide activity range, on its introduction into the animal body through the gastraintestinal tract, the respiratory organs and mucous membranes and the existing working conditions in the use of sevine in agriculture. The finding was that sevine is less toxic than methylmercaptophose, M-81, chlorophose (inhalation effect) and phosphatide. On the basis of experimental data obtained and the field observations made, the maximum permissible concentration of sevine in the air of a working zone is recommended to be set at a level of 1 mg/m3.
3 Гигиена и санитария, № 4