Научная статья на тему 'Материалы к научной биографии В. П. Бирюкова (к 105-летию уральского краеведа)'

Материалы к научной биографии В. П. Бирюкова (к 105-летию уральского краеведа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы к научной биографии В. П. Бирюкова (к 105-летию уральского краеведа)»

I: А. ГУБАНОВА, Б. И. КОГАН

МАТЕРИАЛЫ К НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ В. П. БИРЮКОВА

(к 105-летию уральского краеведа)

Имя уральского краеведа и фольклориста Владимира Павловича Бирюкова широко известно не только на Урале, но далеко за его пределами. В Челябинске в память о выдающемся земляке вот уже более 20 лет проводятся ставшие традиционными Биркжовские чтения, на которые собираются ученые, краеведы всей страны. Благодаря этим чтениям открываются все новые страницы в краеведческих исследованиях и деятельности самого Бирюкова. Многогранная, поистине титаническая работа ученого-ураловеда и его уникальная личность далеко еще не изучены." Многое может рассказать архив самого В. П. Бирюкова и, в частности, его переписка с другим выдающимся земляком-шадринцем, ученым, книговедом и библиографоведом Николаем Васильевичем Здобновым и другими адресатами.

На протяжении многих лет В. П. Бирюкова и Н. В. Здобнова связывала не только большая личная дружба, но и беззаветная преданность общему делу изучения родного края, развития краеведческого движения в стране1. Их переписка представляет исключительный ин терес2, поскольку позволяет не только по-новому посмотреть на историю краеведческого движения на Урале, но и открыть некоторые драматические эпизоды из жизни В. П. Бирюкова,- пережившего боль непонимания и неприятия бюрократической системой его научной и просветительской деятельности.

Известно, что еще в 1910 году на основе личных этнографических и фольклорных коллекций В. П. Бирюков в родном селе Першинское организовал первый на Урале краеведческий музей. Но особенно бурную деятельность он развертывает в 20-е годы в Шадринске. Там создает уникальный культурный и музейный центр - Шадринское Научное Хранилище (П1НХ). При музее действовал постоянный лекторий, проводились массовые экскурсии. «С 1 янв. по 1 октября 1924 г. мы пропустили через краеведческий музей 28951 посетителя и через с.-х. музей 12911, итого 41862 человека; за весь год предполагаем 55-60 тысяч»,- сообщает он Н. В. Здобнову (13 октября 1924 г.). Кроме того, В. П. Бирюков ведет большую организационную работу в районах Шадринского округа. «...17-18 сентября в Курьях состоялся районный краеведческий съезд, прошедший с большим успехом. Если буду работать в Ш[адрин)ске [в дальнейшем], то непременно организую также съезды во всех остальных 18 районах округа и в самом Шадринске»,- пишет он в том же письме.

Однако Владимир Павлович не ограничивается просветительской работой. Он делает попытку организации очень редкого и смелого по тем временам мероприятия - создания собственного журнала. И это ему удается. В 1923 году вышло 3 номера «Журнала Шадринского общества краеведов», а в 1924 году - 6 номеров журнала, но уже под новым названием - «Шадринское Научное Хранилище». В первой статье «От издателя» подчеркивалось, что основная программа журнала - быть «копилкой краеведческих сведений».

Ученые, многие краеведы очень скоро заметили и высоко оценили плодотворную деятельность В. П. Бирюкова. «Ваша работа в Питере, как и в Москве, на хорошем счету3,- пишет Н. В. Здобнов.- Дайте такую же репутацию и Вашему журналу»(21 июня 1923 г.). Несколько позже он с воодушевлением добавляет: «...Видел недавно А. Е. Ферсмана4. Говорит -был у Вас. Впечатление от Научного Хранилища у него осталось великолепное» (9 февраля 1925 г.).

13* 99

Уже в первых номерах журнала «ШНХ» стали публиковаться ценные краеведческие материалы, в частности, «Очерки краеведческой работы» и «Краевой словарь говоров Исетского Зауралья» В. П. Бирюкова5. Н. В. Здобнов высоко оценил эти публикации. «Вы можете гордиться своим детищем,- писал он Бирюкову 30 мая 1923 г.,- украшение журнала - Ваш словарь. Наконец-то он увидел свет! ...Этот словарь дает популярность всему журналу... -Интересны и нужны Ваши «Очерки краеведения». ...Жаль, что мал тираж. Но «Очерки», вероятно, удастся переиздать». И позже в письме от 19 мая 1924 г., дав профессиональные советы о содержании журнала, пишет: «Жду с нетерпением, когда начнете продолжать свой словарь. Ценнейшая работа!».

Интерес вызвала и разработанная В. П. Бирюковым программа школьных работ по краеведению6. «На программу обращено внимание ЦБК,- сообщает Н. В. Здобнов,- и она будет им использована (6 февраля 1924 г.).

Здобнов неоднократно писал В. П. Бирюкову о необходимости публикации в журнале местного-фольклора. Особенно примечательно в этом плане письмо от 12 марта 1924 г.: «...фольклор и вообще этнографию Вы напрасно отметаете. Во-первых, мне кажется, он может расширить круг читателей журнала, а во-вторых, что самое главное, печатание этих материалов дает толчок к собиранию их. Ведь быт и фольклор меняются. Старое уходит безвозвратно. Каждый день несет все новое и новое. Надо спешить, чтобы успеть собрать и сохранить. Мне кажется, фольклором и этнографией можно было бы заинтересовать сельское учительство и духовенство. Оно могло бы сделать большое, полезное дело. Припомните А. Н. Зырянова. Какое огромное дело сделано им! Ведь если бы не он, мы не имели бы целой трети многотомных сказок Афанасьева7, Сказок, записанных Зыряновым, Вы теперь в Шадринской деревне не встретите. Они забылись. А шадринских песен, которых он почему-то не записывал, мы совсем не знаем. Они поются и забываются. Ловите их. Это ценный материал. Конечно, все печатать невозможно. Печатайте немногое, более значительное, а остальное храните. То, что будет напечатано, побудит других к собиранию». В. П. Бирюков прислушивался к советам друга, и фольклорный материал вскоре появляется на страницах «ШНХ». Спустя два месяца, Николай Васильевич пишет: «С удовольствием прочел мехонские частушки. Материал интересный и нужный» (12 мая 1924 г.)9.

Журнал и музей Бирюкова испытывали серьезные материальные затруднения. Местные власти не оказывали никакой поддержки, поскольку уже тогда боялись активной поисковой работы краеведов. В. П. Бирюков, считая «Научное Хранилище» делом своей жизни, вкладывал в.него не только все силы, знания и страсть души, но и личные, как он говорил, «последние копейки». «Бывают моменты, когда кажется, что твоя зарплата,- пишет Бирюков 23 авг. 1927 г. в одном из писем (адресат не установлен),- единственный источник для покрытия текущих расходов по Н. Х-щу и ссудная касса для сотрудников его...» Известно, что сам, Владимир Павлович и его семья жили крайне скромно. «С самых дней студенчества,- пишет он дальше,- я не имел теплой одежды и только в прошлом году, когда стал получать вм[есто] 27 рублей 60, то обзавелся тяжелой, чуть не пуд, на бараньем меху, шубой. С тех пор стал позволять себе щеголять в щиблетах и галошах». Но когда Шадринский исполком в 1924 году решил отнять у Научного Хранилища сельскохозяйственный музей и здание, в котором он находился, Владимир Павлович писал Здобнову: «...мы с женой10 решили организовать фонд на постройку нового здания для Н. X., для чего хотим отчислять в особый капитал по 5% от своих месячных заработков» (13 октября 1924 г.).

Краеведы на местах не только не получали поддержки, но постоянно испытывали давление со стороны власть имущих, не желавших развития широкого демократического движения. «Беззаконие провинциальных властей,- пишет Бирюков 11 сентября 1924 г.,- положительно осточертело. ...Право же, я не вижу исхода, не вижу надежды, что нашего брата признают за людей, а нашу работу не на бумаге, а на деле признают за большое и весьма важное дело, как мы о нем сами думаем». Видимо, только безвыходность вынудила Бирюкова написать далее такие горькие строки: «Признаюсь, каюсь, страшно каюсь, что связался с Шадринском и собрал здесь кучу добра, к которому прикован, б. м., весь свой век караулить, без возможности научно поработать, напечатать что-либо капитальное. Это - вечная подневольная каторга! Советские законы, от которых я ждал внимания и поощрения, к нам, научным работникам провинции, на этот счет совершенно и глухи, и немы, и бессильны».

В. П. Бирюков очень остро переживает разрушение памятников старины. Илюстрацией тому может служить история с Далматовским монастырем11. Этот старинный Памятник архитектуры местные власти решили закрыть. «Не знаю, что будет с Далматовским монастырем...-пишет он Здобнову 11 сентября 1924 г.- Думаю о нем много и тяжело... По-видимому, там будет какая-то тюрьма, церкви, конечно, закроются, и вся старина будет обречена на гибель...»

' Испытывая невероятные трудности, В. П. Бирюков все-таки не теряет надежды на выживание краеведческого движения. В этом отношении огромный интерес представляет письмо к председателю ЦБК П. Г. Смидовичу12 от 22 Июня 1928 г. Владимир Павлович высказывает тревогу о низкой эффективности работы ЦБК. Одну из причин этого он видит в бездействии многих его членов и корреспондентов на местах, а также в их некомпетентности. «Издательская деятельность ЦБК,- пишет он,- мало отвечает потребностям низовой работы,'так как печатаемое обычно пишется людьми, лишь состоящими при краеведении, а также не краеведами-общественниками. Хитроумные и многоэтажные программы, разработанные специалистами, часто только запутывают низовика, отпугивают его от работы». Авторами методических материалов по краеведческой работе должны быть, по мнению В. П. Бирюкова, активные члены ЦБК с мест, которые будут писать их не отчетом в канцелярии ЦБК ...а нутром во время работы на месте, страдая при каждой строчке. Только такая литература будет близка низовым краеведам и заставит их воодушевляться на своей работе». Конечно, у него, краеведа-ученого, были основания для таких суровых суждений. Ему приходилось руководствоваться циркулярами из центра, хотя, имея богатый опыт, он неоднократно сам составлял методические разработки и делал это весьма профессионально. Однако эти работы, вызывая интерес, не получили большого распространения, что, естественно, его удручало.

В этом же письме к Смидовичу В. П. Бирюков пишет о важности экскурсий по краеведческим «гнездам», «во время которых экскурсанты учились бы на достижениях и ошибках друг друга... Они для нас дороже всяких разговоров на пленумах и конференциях, и даже лучше всяких курсов»,- заключает он, имея в виду, конечно, свой опыт проведения массовых экскурсий. Это письмо уникально еще и тем, что В. П. Бирюков предлагает в нем создать стройную систему опытных краеведческих учреждений, в задачи которых должно входить: «а) собирание и 'обработка краеведческих сведений и вещественных материалов о местном крае, б) учет и охрана памятников природы и культуры, в) организация краеведческой общественности - создание краеведческих обществ, кружков и музеев как итогов первой, г) разработка музейно-технических

приемов, доступных небольшим провинциальным музеям, д) проведение краеведческого практикума, е) ведение просветительской работы и др.». Известно, что Бирюков через Здобнова пытался обратить внимание ЦБК на возможность создания одного из таких опытных учреждений на Урале - в Шадринске, на базе своего Научного Хранилища. Это предложение муссировалось и в центре, и в УОБК, -но поддержки не получило. Нужны были дополнительные материальные средства, а их не было.

Требования В. П. Бирюкова зачастую раздражали местные власти. Его начали подозревать в политической неблагонадежности, что, впрочем, явилось следствием общего отношения высших эшелонов власти, как ■уже отмечалось выше, к краеведческому движению. Для Владимира Павловича политическое недоверие стало самым большим испытанием. Он начал его чувствовать уже в середине 20-х годов. «...На УОЛЕ13 лежит клеймо контрреволюции,- пишет он Здобнову И сентября 1924 г.,- и все краеведческое движение рассматривается здесь именно с этой точки зрения. В глазах многих я - «прикоммунивающий». Словом, краеведение, как широко демократическое движение, здесь не в почете». О несправедливой критике журнала «Шадринское Научное Хранилище» В. П. Бирюков писал в ЦБК. «Читал Ваше письмо в Бюро краеведения о том, что Ваш журнал признают в Шадринске контрреволюционным,-сообщает ему Н. В. Здобнов.- От души смеялся. Показывал журнал некоторым видным коммунистам - и они от души посмеялись над шадринскими судьями. Видимо, убогая же у Вас там публика!» (19 мая 1924 г.). Тем не менее такого рода- критические выпады в свой адрес В. П. Бирюков переживал очень тяжело.

Обзор приведенных нами писем далеко не исчерпывает всего богатства эпистолярного наследия, связанного с именем Бирюкова. Хорошо бы собрать эти письма в одном месте, чтобы они были доступны всем ученым и краеведам. В них не только личная судьба, в них - часть истории нашего края, которую во многом нужно прочитать заново.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Подробно о дружбе Н. В. Здобнова и В. П. Бирюкова см.; Коган Е. И. На благо родных палестин// Уральский библиофил.- Челябинск., 1989.- С. 154-175.

2. Письма Н. В. Здобнова к В. П. Бирюкову см.: Из эпистолярного наследия Н. В. Здобнова/ Цубл. Коган Е. И.; Примеч. Коган Е. И., Ратпсра А. В.// Сов. библиогр. -1988. - № 6. - С. 56-63; К истории издания «Указателя библиографических пособий по Уралу»: Письма Н. В. Здобнова/ Предисл., публ. и примеч. Е. И. Коган// Актуальные проблемы библиографии.- Л., 1989.-С. 134-138.

3. Речь, видимо, идет об оценке работы В. П, Бирюкова в Центральном бюро краеведения (ЦБК), которое в первые годы своей деятельности располагалось в Петрограде. В Москве функционировало его отделение.

4. А. Е. Ферсман (1883-1945) - советский геохимик и минералог. В 20-е годы изучал минералогические ресурсы Урала.

5. Н. В. Здобнов имеет в виду «Краевой словарь говоров Исетского Зауралья» В. П. Бирюкова, выходивший, в качестве приложения к «Журналу Шадринского общества краеведения» в 1923 году.

6. Список краеведных тем для проработки в школах I и II ступени// ШНХ.- 1924.- № 1 .С. 11-15; № 2,- С. 16; № 3.- С. 8; № 4,- С. 7-8.

7. А. Н. Афанасьев (1526-1871) - русский литературовед, собиратель и издатель русского фольклора.

8. А. Н. Зырянов - краевед, ученый-самоучка. Во второй половине XIX в. организовал в Шадринске библиотеку для крестьян.

9. «Частушки Мехонского района» были опубликованы в 1924 году в 3-м и 4-м номерах журнала «Шадринское Научное Хранилище».

10. Бирюкова Лариса Николаевна - жена, помощница В. П. Бирюкова.

11. Речь идет об уникальном памятнике архитектуры - Далматовском монастыре, основанном в 1644'году близ Шадринска. В 1924 году в газете «Известия» (№ 59. 11 марта)1

была опубликована статья Н. В. Здобнова в защиту монастыря «Угроза памятнику старины и искусства».

12. Смидович Петр Гермогенович (1874-1935), участник революционного движения, советский государственный деятель; 1927-1930 гг.- председатель ЦБК, вел непримиримую борьбу со «старым» краеведением.

13. УОЛЕ - Уральское общество любителей естествознания, основано в 1870. году О. Е. Клером, просуществовало до 1930 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.