УДК 614.777:670.1.023.1 +628.191:876.1.023.1
Б. Я. Бродская, Ю. Б. Шафнров, 3. С. Калинина, Т. В. Головкова
МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ОТБЕЛИВАТЕЛЯ БЕЛОФОРА КБ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
ЦНИИ бумаги, пос. Правдинский, Московская обл.
При изготовлении бумаги высокой степени белизны используется оптически отбеливающее вещество — белофор КБ. Он представляет собой порошок желтого цвета, являющийся смесью динатриевой соли 4,4-бис-(2"-метокси-4""-фе-ниламино-1"", 3" 5"-триазнн-6"-иламнно) -стильбен-2,2"-дн-сульфокислоты с небольшим количеством поваренной соли и мочевины. Препарат вводится непосредственно в бумажную массу или же наносится на поверхность бумажного полотна. При этом существует реальная опасность попадания его в водные объекты.
Целью настоящего исследования было научное обоснование ПДК белофора КБ в воде водоемов хозяйственно-питьевого водопользования.
Предварительную оценку токсичности белофора КБ проводили на 64 мышах и 6 кроликах. Препарат в виде 11 % водной суспензии вводили в желудок, наносили на кожу и слизистые оболочки глаз животных. По результатам сделан вывод о малой токснчмосги препарата при различных путях поступления в организм: не отмечено развития острой интоксикации при максимальных дозах, слабо выражен кумулятивный эффект продукта, он не оказывает раздражающего и кожно-резорбтнвного действия.
Экспериментальные исследования осуществляли в соответствии с «Методическими указаниями по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов» (М., 1976). Использовали методы, принятые в санитарно-токсикологическом эксперименте. Статистическую обработку результатов проводили на ЭВМ.
Растворы белофора КБ и концентрации 0,5—50 мл/л не имеют запаха и не окрашиваются. Ложное представление об окрашенности раствора создается за счет мутности, так как он представляет собой суспензию. Фотометрическим методом нами была определена мутность растворов различных концентраций. Пороговой по мутности оказалась концентрация вещества 50 мг/л. В разведении 100 мг/л препарат вызывает появление окраски и мутности, образование неустойчивой пены (исчезающей за 1 мин), при меньших концентрациях этого не наблюдалось. Биологическое потребление кислорода определяли для концентраций белофора 0,5—50 мг/л. Установлено, что в концентрациях более 1,5 мг/л он снижает БПКго. но не воздействует на процессы минерализации органических веществ. Под влиянием белофора очень незначительно снижается количество микрофлоры. Пороговой по влиянию на санитарный режим водоема следует считать концентрацию препарата 1,5 мг/л.
Проведенный нами эксперимент по установлению верхних параметров токсичности на белых крысах подтвердил результаты предварительного опыта: гибели животных в группе не отмечено, не изменились также в течение 2 нед наблюдения внешний вид н повеление животных (максимальная введенная доза 10 г/кг).
Для выявления кумулятивного эффекта использована доза в 10 раз меньше— 1 г/кг. Белофор вводили ежедневно внутрижелудочно в виде водной суспензии из .расчета 1 мл 10 % суспензии на 100 г массы тела животного в течение 21 дня. В период эксперимента гибели животных не наблюдалось (в опытной группе было 15 особен), поведение и внешний вид крыс не изменялись, масса тела увеличивалась, суммарно-пороговый показатель оставался в контроле и эксперименте 17 усл. ед. Исходя из приведенных данных, белофор КБ не обладает выраженными кумулятивными свойствами.
Хронический 6-месячный саннтарно-токсикологический эксперимент проведен на 4 самцах белых крыс массой 150— 200 г. Все животные содержались в виварии и находились
на одинаковом рационе. Испытывали 3 концентрации белофора КБ: 25, 2,5 и 0,25 мг/л. В группах было (3 опытных и 1 контрольной) по 10 животных. Водные суспензии белофора вводили в желудок зондом ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) натощак из расчета 1 мл на 100 г массы.
После определения фоновых данных все показатели определяли только к концу 2-го месяца воздействия и далее ежемесячно. Последнее было вызвано также малой токсичностью исследуемого препарата, поскольку доза 1 г/кг не оказывала вредного воздействия на организм в течение 21 дня введения.
В период эксперимента не отмечено достоверных изменений изученных физиологических показателей (массы и температуры тела, частоты дыхания и суммационно-порого-вого показателя). Не изменились также и гематологические показатели (количество гемоглобина, лейкоцитов и эритро-^ цнтов, лейкоцитарная формула). Встречавшиеся иногда отк-|^ лонения следует отнести к случайным, так как они обнаруживались у животных всех групп н не носили закономерного характера.
Количество общего белка в крови определяли рефрактометрически (его оказалось 7,76—8,14 %), белковые фракции — экспресс-методом. Содержание угл°булинов в процессе эксперимента колебалось у крыс всех групп. Однако следует отметить, что этот показатель был выше к концу опыта у животных всех групп, оставаясь при этом в пределах физиологической нормы (у крыс, получавших белофор в дозах 25 и 0,25 мг/л, 148 и 11'8 % по сравнению с контролем, принятым за 100%, Р>0,05).
Тенденция к увеличению содержания в сыворотке крови подопытных животных \-глобулинов, очевидно, связана с ролью, какую они выполняют, участвуя в защите организма при различных интоксикациях.
В нашем эксперименте не отмечено статистически достоверных изменений количества остаточного азота у животных всех групп, что подтверждает нормальное состояние белковообразовательной функции печени.
Активность холинэстеразы в течение 6 мес сохранялась^ на одном уровне. ™
Кроме того, изучен качественный и количественный состав микрофлоры кожи (в модификации Н. Н. Клемпарской и О. Н. Алексеевой, 1972), который отражает напряженность и полноценность естественного иммунитета. Установлено, что по общему числу колоний микроорганизмов различий у животных всех групп в динамике эксперимента не было. Лишь у крыс, которым вводили белофор в концентрации 25 мг/л, периодически появлялись единичные красные колонии, свидетельствующие о наличии патогенной микрофлоры, однако это могло носить случайный характер.
По коэффициентам массы внутренних органов крысы разных групп также не различались.
При гистологических исследованиях экспериментального материала не обнаружено морфологических изменений патологического характера. Ряд выявленных сдвигов (увеличение перибронхиальных лимфатических узлов, эмфизематозные изменения и др.) не являлся результатом токсического воздействия белофора.
После 6 мес эксперимента мы провели исследования по выявлению влияния препарата на репродуктивную функцию животных. С этой целью самцы из' опытных и контрольной групп были спарены с интактными самками (по С в каждой группе). На 19-й день самок забивали. Подсчитывали общее число беременных крыс и плодов в группе, резор-бированных плодов и с наличием уродств. Все показатели рассчитывали на 1 беременную самку. Статистически досто^
Дверных различий изученных показателей во всех группах не отмечено.
Таким образом, белофор КБ — малотоксичное вещество с очень незначительными кумулятивными свойствами. Лими-
тирующим признаком вредности является общесанитарный. ПДК препарата в воде по указанному признаку вредности рекомендуется на уровне 1,5 мг/л.
Поступила 29.11.83
УДК 614.777:547.426.11-07
В. А. Кондратюк. Т. В. Пастушенко, В. Н. Сергета, А. Д. Буэько, В. Я. Перейма. Л. Б. Маруший, А. Р. Тушич, М. С. Гнатюк
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ГЛИЦЕРИНА В ВОДЕ
ВОДОЕМОВ
Тернопольский медицинский институт
Глицерин представляет собой бесцветную прозрачную жидкость, полностью растворимую в воде. Эмпирическая формула: СэНвОз. Молекулярная масса 92,0, плотность при 20 С 1,258—1,261 г/см3, показатель преломления 1,4728— 1,4744.
Исследования по гигиеническому нормированию глицерина в воде открытых водоемов проводили согласно методической схеме этапного гигиенического регламентирования
Ц химических веществ промышленного загрязнения водоемов [1, 2] и начинались с первого этапа регламентирования по сокращенному варианту исследований, т. е. установления пороговых концентраций по органолептическому и общесанитарному признакам вредности, проведения острых опытов и расчета параметров хронической токсичности. Последовательно, по мере необходимых показателей в эксперименте или расчетным путем определяли степень опасности изучаемого вещества.
Учитывая, что глицерин практически не обладает запахом, его пороговую органолептическую концентрацию устанавливали по влиянию на привкус воды. На основании закрытой бригадной дегустации пороговая концентрация (ПКорг) по привкусу (интенсивность 1 балл) для глицерина 480,7 мг/'л, а практический порог (интенсивность 2 балла) 1026 мг/л.
Стабильность глицерина в водной среде определяли косвенным методом — путем наблюдения за длительностью сохранения привкуса воды. Результаты экспериментов показали, что изучаемый препарат, согласно классификации Г. Н. Красовского и соавт. [3], можно отнести к стабильным веществам.
Опыты по исследованию воздействия глицерина на общий санитарный режим водоемов проводили с концентрациями препарата 0,05, 0,5, 5 и 50 мг/л. Установлено, что глицерин влияет на процессы естественного самоочищения воды водоемов от органических загрязнений, что проявлялось ускорением БПКго, повышением окисляемости воды, снижением содержания растворенного в ней кислорода, угнетением процессов нитри- и нитрофикации, повышением образования солевого азота аммиака и угнетением роста сапрофитной микрофлоры. Пороговая концентрация глицерина по влиянию на общий санитарный режим водоемов (ПКс.) определена на уровне 0,5 мг/л (стимуляция БПКго).
Острую токсичность глицерина изучали на белых крысах, мышах и морских свинках. Препарат вводили внутри-желудочно. ЬОм, рассчитанные по методу В. Б. Прозоровского [4], составили для крыс-самцов 32 002,5 (29 961,4— 34 043,7) мг/кг, для мышей-самцов — 27 997,"3 (26 739,98— 29 254,7) мг/кг. ЬОзд для белых крыс-самок и морских свинок, рассчитанные по методу «одной точки» [5] равны соответственно 32 800 ± 1 355,5 и 26 700± 1 462,5 мг/кг. По результатам острых опытов глицерин является малоопасным веществом.
На основании результатов острых опытов рассчитывали пороговые и максимально недействующие (соответственно ПД и МНД) дозы глицерина на основании корреляционно-регрессионных уравнений, которые можно было применить непосредственно к изучаемому веществу в соответствии с
«Методическими указаниями по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов» № 1943—78 (М., 1979). В качестве исходной расчетной величины использовали LDso для белых крыс.
При последовательной оценке количественных характеристик максимально недействующей концентрации (МНК), МНК/ПКорг, МНК/ПКс«в, LDm/МНД определяли класс опасности глицерина по показателям наибольшей опасности. Расчетные параметры хронической токсичности, показатели опасности и ПДК глицерина следующие: ПД 42,7 мг/кг, МНД 2,65 мг/кг, МНК 53 мг/л, ПКс»,, 10 мг/л, ПДК 0,5 мг/л, IV класс опасности.
Анализ экспериментальных и расчетных данных, полученных на первом этапе регламентирования, показал, что глицерин по всем показателям (за исключением МНК/ /ПКорг) можно отнести к IV классу опасности (умеренно опасным веществам). В эксперименте установлено, что глицерин не обладает запахом, незначительно влияет на привкус воды, а его лимитирующий признак вредности общесанитарный, поэтому ПКорг при обосновании ПДК можно не учитывать. ПКс»« почти в 960 раз меньше от ПКорг.
Таким образом, для глицерина оказалось возможным ограничить исследования первым этапом и считать полученные результаты достаточными для обоснования ПДК в воде водоемов на уровне 0,5 мг/л по общесанитарному признаку вредности.
Для подтверждения класса опасности глицерина, установления его ПД и экспресс-экспериментального прогнозирования МНД препарат был изучен в объеме второго этапа исследования, который предусматривал проведение подост-рого эксперимента с определением гонадотоксического действия. Глицерин вводили внутрижелудочно белым крысам-самцам на протяжении 30 дней в дозах, равных '/ю, '/г,о, '/250 и '/гооо LDso, что составляло соответственно 3200, 640, 128 и 16 мг/кг. Изменение функциональных и биохимических показателей регистрировали в динамике на 1,3, 5, 10, 15, 20 и 30-е сутки эксперимента.
Учитывая данные литературы и результаты проведенных нами острых опытов, для суждения о функциональном состоянии организма животных в подостром эксперименте избрали следующие показатели: общее состояние животных, прирост массы тела, общий анализ крови (количество гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов), активность лактатдегидрогеназы (ЛДГ), холинэстеразы, аланннамнно-трансферазы (АЛТ), аспартатаминотрансферазы (ACT), щелочной фосфатазы в сыворотке крови, активность цито-хромоксидазы в печени, содержание холестерина, общих липидов, р-липопротеидов н триглицеридов в сыворотке крови, глюкозы, молочной и пировиноградной кислот в цельной крови и аскорбиновой кислоты в надпочечниках. В конце эксперимента проводили гистологические и гистохимические исследования внутренних органов. Гонадотокскче-ское действие глицерина оценивали согласно «Методическим указаниям по изучению гонадотоксического действия химических веществ при гигиеническом нормировании в воде водоемов» (М., 1981).
На протяжении всего эксперимента подопытные животные своим поведением н внешним видом не отличались от