Научная статья на тему 'Материальная мотивация государственных гражданских служащих: современное состояние и проблемы'

Материальная мотивация государственных гражданских служащих: современное состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1256
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МОТИВАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОПЛАТА ТРУДА / ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ВЫПЛАТЫ / PUBLIC SERVICE / MOTIVATION / FINANCIAL INCENTIVES / SALARY / FINANCIAL ALLOWANCE / PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покидова Маргарита Вячеславовна

В статье обозначены основные составляющие материальной мотивации на государственной гражданской службе. Проведён сравнительный анализ некоторых положений нормативных правовых актов субъектов РФ в части оплаты труда гражданских служащих. Выявлены основные проблемы современной материальной мотивации и сделан прогноз на её дальнейшее развитие.The article outlines the main components of financial incentives in the civil service. A comparative analysis of some provisions of the regulatory legal acts of the constituent entities of the Russian Federation regarding the remuneration of civil servants has been carried out. The main problems of modern financial incentives are revealed and the forecast for its further development is made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальная мотивация государственных гражданских служащих: современное состояние и проблемы»

УДК 35

МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Покидова Маргарита Вячеславовна, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тамбов

E-mail: margopokidova@yandex.ru

Научный руководитель: Шуклинова Марина Валерьевна, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тамбов

Аннотация. В статье обозначены основные составляющие материальной мотивации на государственной гражданской службе. Проведён сравнительный анализ некоторых положений нормативных правовых актов субъектов РФ в части оплаты труда гражданских служащих. Выявлены основные проблемы современной материальной мотивации и сделан прогноз на её дальнейшее развитие.

Abstract. The article outlines the main components of financial incentives in the civil service. A comparative analysis of some provisions of the regulatory legal acts of the constituent entities of the Russian Federation regarding the remuneration of civil servants has been carried out. The main problems of modern financial incentives are revealed and the forecast for its further development is made.

Ключевые слова: государственная служба, мотивация, материальная мотивация, оплата труда, денежное содержание, выплаты.

Key words: public service, motivation, financial incentives, salary, financial allowance, payments.

Главным условием улучшения качества государственного управления выступает созданная система мотивации государственных гражданских служащих к достижению общественно значимых результатов, повышению эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. Не возникает сомнений, что уровень мотивации зависит как от материальных, так и нематериальных факторов, однако центральное место занимает оценка результативности профессиональной деятельности и базирующиеся на такой оценке механизмы материального стимулирования.

В идеале денежное содержание должно гарантировать гражданскому служащему и его семье качество жизни, которое будет соответствовать уровню развития государства и общества, соизмеряться с заработной платой сотрудника соответствующей специальности в негосударственном секторе экономики, обеспечивая конкурентоспособность и привлекательность гражданской службы. Уровень оплаты труда должен поддерживать долговременное, эффективное и добросовестное исполнение гражданскими служащими своих должностных обязанностей [9; с.36].

В настоящее время уровень мотивации государственных гражданских служащих в Российской Федерации остаётся невысоким. Это связано, прежде всего, с низким уровнем денежного содержания, отсутствием заинтересованности в повышении эффективности служебной деятельности ввиду недифференцированного подхода к определению размера денежного содержания.

Поэтапное увеличение расходов на материальную мотивацию государственных служащих, предусмотренное проектом федерального бюджета на 2019-2021 годы, ставит на повестку дня проблему эффективности системы материального поощрения на государственной службе [8]. Прежде всего, необходимо разобраться, что собой представляет система материальной мотивации гражданских служащих и изучить её основные проблемные положения.

Законодательство о государственной гражданской службе не содержит понятия «заработная плата», а применяет аналогичное понятие «оплата труда». Оплата профессиональной служебной деятельности гражданских служащих названа денежным содержанием и служит основным средством материального обеспечения на соответствующей должности государственной гражданской службы. Финансовой основой гражданской службы служит исключительно государственный бюджет [1].

Денежное содержание гражданских служащих включает основную и дополнительную части. Основная часть - это оклад месячного денежного содержания, состоящий из должностного оклада и оклада за классный чин. Дополнительная часть включает в себя следующие компоненты: ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет (10-30%), за особые условия гражданской службы (до 200%), за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Как видим, размер денежного содержания гражданских служащих зависит от уровня занимаемой должности, выслуги лет, квалификации, сложности

заданий, но не зависит от фактических результатов его деятельности, от качества выполненных работ, а также от общего социально-экономического развития региона или страны в целом. Вместе с тем законодательство не устанавливает нижние и верхние пороговые значения некоторых видов денежных поощрений и премий, что создаёт впечатление управленческого и финансового простора действий органов государственной власти при решении вопросов материальной мотивации гражданских служащих. Но данное предположение совсем не соответствует управленческой действительности, поскольку ограничителем верхних пороговых значений объёма денежного поощрения и премий выступает предельный уровень суммарного фонда оплаты труда гражданских служащих и работников отдельного государственного органа.

Вопросы денежного содержания гражданских служащих субъектов РФ могут регулироваться законами и иными нормативными правовыми акта субъектов РФ. В связи с этим наблюдаются существенные региональные различия в перечне и размерах предоставляемых дополнительных выплат. Так, в качестве дополнительных компенсационных выплат, не предусмотренных федеральными законами, в различных субъектах РФ установлены:

- ежемесячная надбавка за ученую степень (Республика Крым, Республика Татарстан, Воронежская область, Республика Хакасия, Омская область);

- надбавка за почетные звания РФ (Забайкальский край, Воронежская область, Республика Хакасия, Омская область);

- ежемесячные компенсационные выплаты за специальный режим работы, сложность и напряженность работы (Республика Татарстан, Чеченская Республика);

- надбавка за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной сети (Воронежская область);

- надбавка сотрудникам подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в этих подразделениях (Воронежская область).

- денежное вознаграждение за безупречный труд и образцовое исполнение трудовых обязанностей (Республика Крым);

- доплата за исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности (Еврейская автономная область).

В 2017 году денежное содержание гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти варьировалось от 29681 рублей (Республика Ингушетия) до 96176 рублей (Чукотский автономный округ), а в органах исполнительной власти субъектов РФ - от 25571 рублей (Республика Ингушетия) до 184459 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ) [10].

В большинстве субъектов РФ ежемесячное денежное поощрение гражданского служащего колеблется от одного до нескольких должностных окладов. Его минимальный размер зафиксирован в Калужской области - от 0,25

до 0,35 должностного оклада [3]. Наибольшей величины ежемесячного денежного поощрения (от 1 до 13,5 должностного оклада) удостоились гражданские служащие Воронежской области [2].

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ пунктом 14 ст. 50 предусматривает возможность применения особого порядка оплаты труда, при котором оплата труда зависит от установленных показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Установление данного порядка возможно лишь для отдельной категории гражданских служащих, с которыми заключен срочный служебный контракт [1].

Законодатель вводит особый порядок оплаты труда ввиду того, что установление зависимости между размером денежного содержания гражданского служащего и эффективностью и результативностью его службы способствует повышению мотивирующего воздействия указанного вознаграждения и обеспечивает стремление каждого служащего исполнять свои служебные обязанности на высоком профессиональном уровне. Однако практика показывает, что за минувшее с момента принятия федерального закона время процесс формирования нормативной базы, регламентирующей применение особого порядка оплаты труда гражданских служащих, так и не был завершён. Отсутствие показателей эффективности и результативности на федеральном уровне, а также определённого перечня должностей, утверждение которого возложено на Президента РФ по представлению Правительства РФ, фактически исключает вероятность применения такого порядка оплаты труда.

В связи с тем, что в сфере государственного управления оплата труда по результатам служебной деятельности пока находится на этапе становления, соответствующие документы на уровне регионов являются единичными. Если система оценки деятельности руководителей органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти в целом ещё в некоторой степени налажена, то оценка деятельности отдельного гражданского служащего вызывает массу затруднений.

Так, например, по данным Федеральной службы государственной статистики численность работников, замещающих должности гражданской службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, на конец 2017 года составила 569082 человек [10]. Из них большинство приходится на следующие субъекты РФ: г. Москва (44260 чел.), г. Санкт-Петербург (22037 чел.), Московская область (20298 чел.), Краснодарский край (17855 чел.) и Тюменская область (16869 чел.) Суммарная численность гражданских служащих перечисленных субъектов РФ составляет пятую часть от общего числа гражданских служащих, однако даже в этих субъектах отсутствует методика оценки эффективности и результативности профессиональной деятельности гражданских служащих. Таким образом, их денежное содержание не привязывается к индивидуальным результатам труда, а

регулируется соответствующими законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Исключение составляет г. Санкт-Петербург, Правительство которого приняло в 2018 году постановление о порядке оценивания деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В соответствии с ним руководитель органа должен определять размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих способом корректировки при помощи коэффициентов в зависимости от результатов оценки деятельности данного органа власти [7].

Некоторые субъекты РФ предприняли попытку разработки своей методики оценки эффективности и результативности деятельности. Так, в Воронежской области утверждена методика оценки эффективности и результативности руководителей исполнительных органов области. Согласно методике, руководителем формируется карта эффективности и результативности на основе показателей, характеризующих целевое конечное состояние объекта управления и условий, необходимых для достижения данного целевого состояния. Помимо указанных показателей в карту включаются ещё 3 показателя: показатель финансово-бюджетной дисциплины, показатель эффективности формирования кадрового состава и показатели удовлетворенности граждан и предпринимателей работой исполнительного органа области [6].

Постановлением губернатора Пензенской области утверждён перечень должностей, по которым может применяться особый порядок оплаты труда [7]. Должностной регламент гражданского служащего Иркутской области предусматривает следующие показатели эффективности и результативности: количество и качество выполненных работ, соблюдение срока выполнения работ, характер и сложность выполненных работ и масштаб руководства деятельностью

[5].

На самом деле достаточно трудно сформировать единую универсальную методику оценки профессиональной деятельности гражданских служащих различных категорий, замещающих должности в государственных органах разной отраслевой направленности и сферы деятельности. Вследствие этого целесообразнее поручить создание нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда по результатам деятельности непосредственно органам государственной власти субъектов РФ.

В действительности система материальной мотивации на гражданской службе сохраняет субъективный характер, а большинство применяемых на практике показателей эффективности направляют деятельность служащего не на достижение конечных результатов, а на формальное исполнение должностных обязанностей. В данном случае центральное место среди факторов, определяющих размер премии, выступают оценка руководителя и исполнительская дисциплина.

Законодательством предусмотрены определенные ограничения на возможность получения гражданскими служащими других доходов помимо

основного места работы, поэтому денежное содержание и поощрения рассматриваются как главное средство материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности [1]. Однако существующая на сегодняшний день оплата труда гражданских служащих мало соответствует экономическим реалиям, а её уровень значительно ниже, чем в коммерческих структурах.

Как показывает практика, низкий уровень материальной мотивации гражданских служащих является одним из основных сдерживающих факторов для привлечения на службу высококвалифицированных специалистов, а установленные социальные гарантии служащих не компенсируют в полной мере сложность их деятельности и высокую степень ответственности.

Многие аналитики и экономисты делают прогнозы о том, что в 2019 году произойдёт повышение фиксированного оклада, в то время как остальные выплаты не сохранят прежних объёмов. Теперь они не будут повсеместными, а распространятся только на тех, кто честно выполнит или перевыполнит все должностные нормативы, что нужно будет доказывать в индивидуальном порядке.

На материальную мотивацию из федерального бюджета на период 20192021 годы планируется выделить сумму свыше 630 млрд рублей. Акцент будет сделан на оплате труда молодых специалистов, для привлечения новых профессиональных кадров в ряды государственных служащих.

Таким образом, существующие недочёты системы оплаты труда снижают мотивационную функцию денежного содержания и выступают одним из факторов демотивации служащего, оказывающим негативное влияние на лояльность гражданского служащего. Материальные поощрения, которые призваны оказывать мотивирующее воздействие к более эффективной службе, зачастую носят компенсационный характер. Поэтому оценка результатов деятельности государственного органа должна исходить из того, что каждый служащий внёс соответствующий вклад в результаты деятельности своего органа и должен быть материально награждён в индивидуальном порядке пропорционально эффективности и результативности проделанной работы.

Список использованных источников:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.

2. О государственной гражданской службе Воронежской области: закон Воронежской области от 30 мая 2005 г. № 29-ОЗ // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/18173906/ (дата обращения: 13.12.2018)

3. О Реестре государственных должностей Калужской области и должностей государственной гражданской службы Калужской области, оплате труда лиц, замещающих государственные должности Калужской области, и государственных гражданских служащих Калужской области: закон Калужской области от 27 декабря 2006 г. № 275-ОЗ // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/15920984/ (дата обращения: 13.12.2018)

4. Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Пензенской области, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда: постановление Губернатора Пензенской области от 15 июня 2011 г. № 68 // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: http:// base.garant.ru/17431705/ (дата обращения: 13.12.2018)

5. Об утверждении примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих Иркутской области: распоряжение Губернатора Иркутской области от 26 августа 2016 года № 112-р // Информационно-правовая система «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - URL: http://docs.cntd.ru/document/543745126 (дата обращения: 13.12.2018)

6. Об утверждении Методики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области: постановление Правительства Воронежской области от 11 ноября 2015 г. № 872 // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/voronezh/672061/ (дата обращения: 13.12.2018)

7. Об утверждении Порядка оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 января 2018 г. №4 // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/43441018/ (дата обращения: 13.12.2018)

8. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: проект федер. закона № 556362-7 // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55138.html/ (дата обращения: 13.12.2018)

9. Вагина Л.В. Оплата труда: государственная гражданская служба: монография. М.: Изд-во РАГС. - 2008. - 212 с.

10. Государство, общественные организации // Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/ b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/56.htm (дата обращения: 13.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.