Научная статья на тему 'Материальная культура российских немцев Западной Сибири: традиции, трансформация и современное состояние'

Материальная культура российских немцев Западной Сибири: традиции, трансформация и современное состояние Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
907
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальная культура российских немцев Западной Сибири: традиции, трансформация и современное состояние»

118 ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Т. Б. Смирнова

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: традиции, трансформация и современное состояние

Несмотря на массовую эмиграцию российских немцев в Германию, которая продолжается хотя и в меньших, чем десять лет назад, масштабах до настоящего времени, Западная Сибирь остается регионом, где проживает наибольшее количество немцев. По переписи населения 2002 г. в России зафиксировано 597 212 немцев. Из них 279 716 чел. проживают в Западной Сибири: в Алтайском крае - 79 502 чел., в Кемеровской области - 35 965, Новосибирской - 47 275, Омской -76 334, Томской - 13 444, Тюменской области - 27 196 чел. [1]. Достаточно высокая численность немцев в Сибири по сравнению с другими регионами России связана с особенностями формирования немецкого населения в нашем регионе. Оно формировалось в результате двух крупных миграционных потоков: добровольного переселения немецких крестьян в конце XIX - начале XX в. и принудительного -депортации 1941 г. Расселение немцев проходило в основном в сельской местности. В последние годы наметилась явная тенденция к увеличению доли городского населения, но немцы по-прежнему проживают в основном в деревнях и селах. Например, в Омской области в сельской местности проживает 58,4 %, в Алтайском крае - 69,5 % немцев [Там же]. Сельский характер расселения обусловил достаточно высокую степень сохранности немецкой традиционной культуры.

Основным источником для изучения материальной культуры послужили материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета, проводившихся в 1989-2005 гг. в 139 сельских населенных пунктах в Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской и Омской областях. При сборе материалов использовался метод включенного наблюдения, опросы информантов по специально разработанным программам, фотофиксация объектов материальной культуры, аудиозаписи рассказов старожилов, сбор фотогра-

фий и документов из семейных архивов, сбор предметов культуры и быта, которые составили немецкую этнографическую коллекцию. Все собранные материалы хранятся в Музее археологии и этнографии Омского государственного университета.

На формирование материальной культуры российских немцев значительное влияние оказал фактор миграции. В течение короткого промежутка времени в 200-240 лет с момента переселения в Россию немцы меняли место своего обитания неоднократно, и оказавшись в конце концов в Сибири, продемонстрировали великолепные адаптивные свойства национальных культурных форм. Об этом свидетельствуют и быстрый рост численности немцев в Сибири, и высокие экономические показатели развития немецких групп, и формирование устойчивого комплекса культуры, обладающего выраженной этнической спецификой.

По своему составу немецкое население Сибири является сложным. Оно формировалось в основном в конце XIX - начале XX в. из переселенцев материнских колоний Поволжья и Украины. Значительную массу среди немецкого крестьянства Сибири составляли выходцы из немецких колоний Саратовской, Самарской, Таврической и Екатеринославской губерний. Меньшими по численности были переселенцы из Крыма, с Кавказа, Волыни. Все эти группы обладали определенной хозяйственно-культурной спецификой. В условиях Сибири, отличавшихся от прежних условий обитания, стали формироваться новые формы жилища, одежды и пищи, которые интегрировали в себе элементы и традиционные, и заимствованные у окружающего населения, и инновации, связанные с развитием технологии и промышленного производства.

Поскольку природно-климатические условия Сибири значительно отличались от условий Поволжья и Причерноморья, основной проблемой для переселенцев являлась

1ББЫ 1818-7919.

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография © Т. Б. Смирнова, 2006

хозяйственная адаптация к новым условиям обитания, которая повлекла за собой изменения в материальной культуре немецкого населения.

Первоначально переселенцы пытались применять привычные приемы агротехники и выращивать те сельскохозяйственные культуры, которые были распространены в материнских колониях. Однако со временем немцам пришлось отказаться от выращивания культур, которые было трудно вырастить в условиях короткого сибирского лета. Например, у переселенцев из Крыма и южных районов Украины существовало правило, по которому заложить дом можно было только после того, как был заложен сад. Поэтому многие пожилые люди вспоминают, что все хутора и поселки раньше были окружены садами, от которых сейчас, к сожалению, мало что осталось.

Первым переселенцам, разумеется, приходилось очень сложно. В южных районах нужно было поднимать целину, а в северных - вырубать лес. В этих условиях не могло идти речи о воспроизводстве тех традиций строительства, питания, производства одежды, которые существовали в материнских колониях.

Первоначально все переселенцы жили в землянках и полуземлянках. Эти жилища строились без соблюдения каких-либо правил и традиций, поскольку воспринимались всеми переселенцами как временное жилище, необходимое для того, чтобы перезимовать и начать строить дом.

Первыми домами были так называемые «пластянки». В начале ХХ в. основным строительным материалом в немецких поселениях в лесостепной и степной местностях был дерн. Строительство жилищ из дерновых кирпичей практиковалось в южных районах Сибири и на Алтае некоторыми группами тюркских народов и русских, но не было распространено широко [3. С. 39; 5. С. 33, 70, 141; 7. С. 111, 196]. Строительство «пластянок», или «дерну-шек», требовало большого количества труда и времени, а долговечностью такие постройки не отличались, поэтому местное население использовало дерн лишь для временных построек и крыш. У немцев же, испытывавших дефицит других строительных материалов, «пластянки» стали основным видом жилых и хозяйственных построек по крайней мере до конца первой трети ХХ в. Об этом рассказывают старожилы практически всех населенных пунктов южных районов Сибири.

«Пластянки» разрушались в течение 5-15 лет и почти не сохранились до наших дней, поэтому получить информацию о таких домах можно было лишь по рассказам. В 2002 г. нашей экспедиции удалось найти «пластянку» в д. Бабайловка Любинского района Омской области. Сохранилась она потому, что была построена достаточно поздно, в 1935 г. В этом заболоченном районе, бедном и лесом и глиной, земляные дома продолжали строить и в 1930-е гг. Сохранению этого дома способствовало и то, что он был построен с использованием каркаса из бревен, обмазан снаружи и изнутри глиной и неоднократно ремонтировался. В настоящее время «пластянка» используется для хранения комбикорма и зерна.

Дерн для возведения стен домов брали на лугах или в лесах, нарезая лопатой или плугом прямоугольные пласты земли размером 50 х 50 или 50 х 70 см; толщина пластов была около 10 см. Из пластов выкладывали стены, трава при этом не срезалась. Пласты между собой ничем не скреплялись, лишь иногда для скрепления пластов использовали раствор глины. Стены были несущими, на них укладывали жерди, крышу укрывали дерном, соломой или камышом. Такая «пластянка» могла простоять около пяти лет, пока не высыхали корни трав в пластах, после чего строение рассыпалось. Более длительное время сохранялись «пластянки», построенные каркасным способом: в центре дома (параллельно коньку крыши) и по углам строения вкапывали столбы, которые скреплялись сверху венцом для опоры крыши. Пространство между столбами закладывали пластами земли. Внутренняя и наружная стороны стен обмазывались раствором глины и мелкого унавоженного сена. Крышу делали пологой двускатной. Пол в таких домах был земляным либо делался из глины, навоза и песка и, так же как крыша, каждый год обновлялся. Такие жилища обычно были двухкамерными и состояли из кухни и спальни. Печь, чаще голландского типа, устанавливалась посередине; их могло быть две. По воспоминаниям старожилов, такие дома были очень теплыми. «Пластянки» служили жилищем до постройки капитального дома, а после этого использовались в качестве хозяйственной постройки.

Для строительства постоянных домов немцы использовали лес или саман, в зависимости от местности. Строительная техника практически не отличалась от техники окружающего насе-

ления, в основном русских и украинцев. Для изготовления саманных кирпичей в земле выкапывалась яма вытянутой формы. В нее засыпалась глина, конский навоз, мелко нарубленное сено и заливалась вода. Эта масса перемешивалась и выкладывалась в деревянные формы, а из форм - на заранее подготовленную площадку. Сохли кирпичи на солнце несколько дней; скреплялись в кладке при помощи раствора из глины и воды. Потом стены штукатурили (раствором глины с конским навозом) и белили. Стены такого дома были толщиной около 40-50 см, ставили их прямо на землю без фундамента. Крышу делали двускатной из наиболее доступного материала: камыша, соломы. Пол в таком доме, как правило, стелился уже деревянный. Потолок, в зависимости от доступности материалов, мог быть из досок либо, как это делали на Алтае, из хвороста, обмазанного глиной. Саманные дома были менее теплыми, чем «пластянки», но более долговечными. Сейчас жилые дома из самана строят редко, хотя саман делать продолжают, так как это недорогой строительный материал, используемый для хозяйственных построек.

Древесина в строительных целях всегда использовалась немцами в Западной Сибири, но не во всех районах она являлась доступным материалом. В начале XX в. древесина была доступна лишь в северных районах. Рубленые дома строили в Тарских урманах начиная с самого начала переселения и продолжают строить до сих пор. Во второй половине века древесину начинают использовать по всей территории Западной Сибири, но в различных формах: кроме рубленых домов и домов из бруса, в 1970-1980-е гг. стали строить щитовые дома. Заказывал и оплачивал щитовые дома, как правило, колхоз. Внешне эти дома ничем не отличались от окружающих жилищ, так как из щитов были только стены, а внешняя отделка дома оставалась традиционной - штукатурка и побелка либо покраска.

Кирпичные дома стали появляться в последнее время, когда кирпич стал более доступным материалом. Появилось много домов, построенных из шлакоблоков. Часто при строительстве домов сочетаются разные строительные материалы. Например, в послевоенные годы строили много насыпных домов: между двумя рядами досок насыпали землю, между досками набивали солому или камыш. У украинских и поволжских немцев встречаются дома, которые они сами называют «камышовыми».

Однако основным строительным материалом был шлакобетон, а камыш скорее вспомогательным. Из камыша с помощью дранки делали щиты, вставляли эти щиты между досками и заливали свободное пространство раствором из цемента, песка и шлака. В степных и лесостепных районах можно встретить саманные дома, обложенные кирпичом или обшитые досками. В последние годы для строительства жилых домов часто стали использовать кирпич и новые материалы, созданные по современным технологиям, например пластик.

Несмотря на значительные изменения в материалах и технике строительства, планировка усадьбы и жилища изменилась мало. В жилищно-усадебном комплексе немцев Западной Сибири можно выделить следующие типы застройки по планировке усадьбы.

1. Слитная однорядная планировка. Этот тип имеет свои территориальные особенности и подтипы:

а) жилой дом и хозяйственные постройки расположены перпендикулярно линии улицы. Хозяйственные постройки пристроены к задней части жилого дома со стороны огорода. Характерен для меннонитов и поволжских немцев, распространен по всей территории Сибири;

б) жилой дом и хозяйственные постройки расположены параллельно линии улицы. Этот тип характерен для меннонитов, проживающих в Табунском и Немецком национальном районе Алтайского края.

2. Свободная планировка. Этот тип застройки встречается по всей территории Западной Сибири, но наиболее характерен для Омской и Новосибирской областей. Этот тип известен у всех групп немцев за исключением менно-нитов. (У меннонитов свободный тип планировки не встретился ни разу.)

3. «П»-образная планировка. Этот тип планировки характерен для волынских, некоторых групп украинских и поволжских немцев. Встречается повсеместно, но наиболее распространен в Любинском, Исилькульском, Тарском и Азовском Немецком национальном районах Омской области.

4. Параллельная планировка. Жилой дом расположен с правой стороны усадьбы, хозяйственные постройки - с левой стороны (как правило, окнами на улицу выходит летняя кухня, к ней последовательно пристраиваются другие хозяйственные помещения). В центре усадьбы - двор, за которым начина-

ется огород. Этот тип планировки является характерным для некоторых групп поволжских и волынских немцев. Встречается в Немецком национальном районе Алтайского края и Любинском районе Омской области.

Жилые постройки немцев Западной Сибири можно классифицировать по планировке следующим образом.

1. Фронтонные дома, обращенные фасадом к улице и расположенные перпендикулярно линии улицы. Вход в жилище находится с боковой стороны. Справа от входа - жилая часть, в центре находится кухня, слева - хозяйственные помещения. Этот вид планировки раньше был характерен для выходцев с Украины, сейчас распространен во всех районах расселения немцев в Западной Сибири.

2. Дома, расположенные параллельно линии улицы. Вход в дом расположен с противоположной улице стороны. Деление дома -поперек конька крыши. Такое расположение дома характерно для выходцев из Поволжья и Крыма и часто встречается по всей территории расселения немцев в Алтайском крае; можно встретить в Тарском и Нижнеомском районах Омской области.

3. Дом-«крестовик». Помещения в доме расположены крестом вокруг одной главной печи. Эти дома, как правило, построены до 1970-х гг., они часто встречаются в Алтайском крае и Новосибирской области, также нередки и в Омской области.

Постройки, в которых жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей, встречаются очень часто, особенно у волынских немцев и меннонитов. Именно в планировке усадьбы и жилища этих групп немцев можно увидеть прямое следование строительным традициям Германии. Так, соединение жилищных и хозяйственных помещений под одной крышей и продольно-раздельный план (параллельно коньку крыши) являются признаками, характерными для северонемецкого жилища. В Средней Германии был широко распространен так называемый франконский, или средненемецкий, тип двора, в котором хозяйственные помещения выделены в надворные постройки. Для внутренней планировки средненемецких домов характерно поперечное по отношению к коньку крыши деление. Входная дверь, расположенная на длинной стороне дома, ведет через сени в жилую часть. Жилой дом составляет одну из построек, окружающих двор в виде буквы «П», и стоит перпендикулярно улице. Па-

раллельно к дому и под прямым углом к нему вдоль задней стороны двора располагали сарай и помещение для скота [4. С. 789-791]. Эти два типа усадебно-жилищного комплекса наиболее распространены у немцев в Сибири.

Особенно много специфических черт сохранилось в жилище волынских немцев. Это связано с тем, что условия проживания немцев на Волыни и в Сибири имели определенное сходство. Несмотря на более суровый климат, ландшафт был сходным: холмистая болотистая местность, сплошь заросшая лесом, пересеченная небольшими речками. Переселенцы размещались в лесных районах Тобольской губернии, поэтому основным строительным материалом был лес. Так же как и на Волыни, основным типом поселений в Тарских урманах были хутора. В период коллективизации Скарлинские, Вишневские, Литковс-кие и другие хутора были поселены совместно, и сейчас в Тарском районе осталось одно немецкое село - Литковка. Так как село находится довольно далеко от Омска (400 км) и в труднодоступных местах, в нем традиции сохранились очень хорошо. В качестве примера приведем описание хлева, который есть в каждой литковской усадьбе: хлев обычно располагается напротив ворот. Его строили добротным и теплым, чтобы животные не мерзли зимой, которая в этих краях очень суровая. В зависимости от того, сколько видов животных содержалось в хлеву, на столько помещений он и делился. Эти помещения располагались справа и слева от входа, в центре находилась площадка для зерна. Дверей в хлеву было две - одна напротив другой. Эти двери состояли из двух половинок - верхней и нижней. Через верхнюю половину в хлев попадал свет, а нижняя не давала возможности животным уйти из помещения или домашним птицам попасть в него. Точно такое же описание хозяйственных построек встречается в литературе, посвященной немецким колониям на Волыни [2. С. 137].

Однако говорить о прямом переносе традиционной планировки в Сибирь нельзя. Особенно это касается поволжских немцев, которые расселялись на поселенческие участки (менно-ниты, например, землю в основном арендовали или покупали). Помимо изменения при переселении окружающих естественных условий существовали инструкции с планами застройки Переселенческого управления. В Поволжье проектирование и строительство колоний было возложено на Контору опекунства иност-

ранных: были разработаны типовые планы застройки колоний, по которым дома располагались вдоль главной улицы шириной 30-32 м, которую пересекали небольшие поперечные улицы шириной 6 м. В центре колонии, на пересечении главной улицы и поперечной, планировалось сооружение церкви, школы и других общественных зданий [6. С. 121]. Большинство колонистов в Поволжье вселялись в уже готовые дома, построенные по инструкциям властей русскими мастерами, поэтому говорить о прямом переносе строительных традиций из германских земель в поволжские колонии не представляется возможным. И далее, при переезде в Сибирь, поволжские немцы не имели возможности воспроизводить домостроительные традиции в полном объеме даже в начале ХХ в., не говоря уже о депортации 1941 г.

Тем не менее жилище всех групп немцев, живущих в Сибири, очень отличается от жилища окружающего населения. Можно сказать, что в нем сочетаются традиции всех тех мест, где проживали немцы, прежде чем переселились в Сибирь, и новые традиции, возникшие в Сибири и закрепившиеся в народной памяти как «немецкие». К таким наиболее устойчивым традициям можно отнести прежде всего планировку усадьбы и дома. Также сохраняется ориентирование домов по сторонам света и расположение дома относительно улицы. У многих групп немцев сохранялось традиционное совмещение жилых и хозяйственных построек под одной крышей. Обязательными элементами немецкой усадьбы оставались передний (парадный, с цветником) двор и задний для скота, летняя кухня, коптильни и летние печи для хлеба и кормов. Во многих домах сохранялись печи-«голландки». Старые дома сохранили традиционную планировку с продольным или поперечным коньку крыши членением на помещения.

При освоении новой территории немцы в основном сохранили традиционную систему питания, чему способствовало развитие зернового и мясомолочного направлений в хозяйстве, традиционных для метрополии. По-прежнему в пищевом рационе значительное место занимали изделия из пресного и дрожжевого теста. В сельской местности многие хозяйки сами пекут хлеб из пшеничной муки в специальных печах; опару для хлеба ставят на молоке или воде, на собственных дрожжах из хмеля. Кроме хлеба самым распространенным в будни, праздники и во всех обрядах является

пирог с посыпкой - «ривелькухе»; на Пасху пекут фигурное печенье в виде зайца. Также характерным для всех немцев блюдом является «нудльсуп» - куриная домашняя лапша. Сохранилась традиция употребления кофе с молоком или сливками. Из мяса наиболее употребительными являются свинина и птица.

К новациям в системе питания немцев Сибири следует отнести употребление в пищу местных ягод, грибов и трав. Шло в пищу и мясо диких зверей и птиц, у местного населения были заимствованы способы ловли и заготовки рыбы; иными словами, недостаток традиционных продуктов пополнялся за счет местной флоры и фауны. Большое значение в Сибири имела заготовка продуктов на зиму, а именно замораживание, сушение, копчение и соление. Соль добывалась из местных озер, чем часто занимались дети, на мелководье нащупывавшие босыми ногами кристаллы соли и выбрасывавшие их на берег. Так как в южных районах Сибири, особенно в Кулундинс-кой степи, очень много соленых озер, многие жители летом заготавливали соль.

Процесс адаптации переселенцев занимал примерно одно поколение, то есть за 25 лет жизни на новом месте у переселенцев были выработаны такие интегрированные формы культуры, сочетавшие в себе традиции и новации, которые были полностью адаптированы к новым условиям обитания. Соотношение традиций и новаций в зависимости от сферы культуры было различным.

Например, в одежде традиционных элементов было очень мало. Дело в том, что народный крестьянский костюм во время переселения немцев в Сибирь уже практически перестал существовать, одежда была городского типа и шилась из покупных тканей. Исключение составляют северные районы расселения немцев в Сибири, где в течение первых десятилетий ХХ в. выращивали лен и изготавливали льняные ткани. Суровый климат Сибири привел к появлению у немцев зимнего комплекта одежды, многие элементы которого были позаимствованы у местного населения. И все же одежда немцев имела отличия от одежды других этнических групп: например, длительное время в женском комплекте одежды сохранялись чепцы и украшенные вышивкой фартуки. Своеобразной была обрядовая, например свадебная и похоронная, одежда, существовали традиции ряженья во время календарных праздников, во

многих семьях изготавливали обувь на деревянной подошве. В настоящее время незначительная специфика сохраняется лишь в одежде пожилых людей.

Понятно, что никто из переселенцев не ставил своей целью во что бы то ни стало сохранить в неизменном виде традиционную культуру. Напротив, переселенцы стремились как можно быстрее приспособиться к новым условиям, активно перенимая у местного населения те элементы культуры, которые уже доказали свою жизнеспособность.

Основной причиной трансформации традиционной культуры российских немцев были процессы, которые носили на-дэтнический характер: процессы урбанизации и унификации материальной культуры. Оказали влияние и политические события, например депортация поволжских немцев в 1941 г. Депортация привела к многократному увеличению численности немцев в Сибири, а режим спецпоселения, репрессивная политика сделали их жизнь замкнутой, закрытой для новаций. В 1960-1970-е гг., когда проводилось укрупнение колхозов и совхозов, в крупные населенные пункты были сселены из небольших деревень представители разных групп немцев, что привело к стиранию локальных различий в материальной культуре немецких групп.

В начале 1990-х гг. начинается массовая эмиграция российских немцев в Германию. Основными причинами подъема эмиграционного движения были начало перестройки, экономические проблемы в России и мероприятия Германии по приему немцев из бывшего СССР. За прошедшие годы из областей Сибири выехало более 250 тысяч российских немцев. В бывшие немецкие деревни и села вселяются мигранты из Казахстана и Средней Азии, среди них много российских немцев, но большинство составляют русские. В результате миграционных процессов коренное население в местах компактного проживания немцев в Сибири сейчас не превышает 30 %, в некоторых населенных пунктах состав населения обновился полностью.

Эти процессы оказали влияние и на материальную культуру. Изменился в худшую сторону сам облик немецких сел, многие из них пришли в запустение. Исключение составляют только немецкие национальные районы: Немецкий национальный район на Алтае с центром в с. Гальбштадт и Азовский немецкий национальный район Омской области. Про-

ведение в этих районах особых мероприятий способствует сохранению культурного наследия российских немцев; в некоторых селах национально-культурная специфика продолжает сохраняться благодаря активной деятельности религиозных общин меннонитов, баптистов, лютеран.

В заключение следует сказать, что немцы, проживающие в Сибири, являются носителями своеобразной, уникальной культуры. В ней органично сочетаются традиции, существовавшие еще в германских землях и сформировавшиеся в материнских колониях европейской части России до переселения в Сибирь. То, что в Сибири немцы проживали в непосредственной близости и общались не только с русскими, но и с казахами, татарами, украинцами, латышами, эстонцами, поляками, чувашами и другими народами, привело к взаимному проникновению многих элементов в различных сферах культуры. Миграционные процессы играли и играют большую роль в формировании материальной культуры российских немцев Сибири. И этнографические источники, материалы этнографических экспедиций позволяют достаточно полно и объективно проанализировать и представить этническую культуру как результат адаптации немецкого населения к условиям постоянных миграций.

Список литературы

1. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения // http:// www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_04_01.xls

2. Костюк М. П. Шмецю колони на Волиш (XIX - початок ХХ ст.). Тернопшь: Пщручни-ки i пойбники, 2003. 384 с.

3. Липинская В. А. Поселения, жилище и одежда русского населения Алтайского края // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М., 1969. С. 9-76.

4. Народы Зарубежной Европы. М.: Наука, 1964. Т. 1. 1000 с.

5. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 1. Кн. 2. Поселения и жилища. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 286 с.

6. Плеве И. Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. М.: Готика, 1998. 448 с.

7. Соколова З. П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). М.: ИПА «ТриЛ», 1998. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.