УДК: 39(=112.2) «18/19»
Денисенко Е. А.
Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
КУЛЬТУРА НЕМЕЦКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В КРЫМУ (2-Я ПОЛОВИНА Х1Х — ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХХ ВВ.)
Статья посвящена культурному наследию крымских немецких колонистов, их истории появления на полуострове, культуре поселений, особенностям бытовых традиций, связанных со строительством и украшением жилищ.
Ключевые слова: Крым, политика колонизации, немецкие колонисты, культура.
Первые немецкие переселенцы на территории Крыма появились в конце XVIII — начале XIX вв. Екатерина II в своем «Манифесте» от 4 декабря 1762 года приглашала на поселение в Россию жителей европейских государств для освоения вновь обретенных земель. 22 июля 1763 года был издан «Манифест», который регулировал условия переселения европейцев и устанавливал для них ряд льгот, освобождая от налоговых выплат. После принятия Колониального кодекса на территорию Российской империи (в Таврическую губернию) в первой волне переселенцев въехало 27 тысяч немцев.
Первые немецкие переселенцы на территорию Крыма должны были приехать в 1784 году, но в силу ряда причин к конечному пункту так и не прибыли. Спустя три года из Пруссии были приглашены коллежским советником Траппе более 300 колонистов. К 90-м годам XVIII века на территории Таврической губернии было зафиксировано 208 Данцигских колонистов. В их состав в основном входили люмпены, бедняки и солдаты. С первых лет жизни у переселенцев не все шло благополучно. Недостаточный опыт в ведении хозяйства и скудная материальная обеспеченность привели к голоду на Крымских землях. Некоторая часть переселенцев покинули новые территории, некоторые погибли [2].
Вторая волна массового переселения немцев на территорию Крыма приходится на период правления Александра I. Вследствие указа от 20 февраля 1804 года немецкие колонисты с территорий юго-западной Германии стали переселяться в Россию и, в частности, в Крым. Исходя из прошлого негативного опыта, одним из главных критериев подбора переселенцев был имущественный ценз. Вследствие этого Екатеринославскую и Херсонскую губернии и в Крым стали прибывать обеспеченные немцы.
Первоначально немцев, прибывавших в Крым, предполагалось селить в Симферополе. Однако, в соответствии с ранее принятым указом от 13 февраля 1798 года, немцам было разрешено поселяться на всей территории Крыма, кроме Севастополя, как стратегически важного порта. Поэтому переселенцы, после осмотра земли, нашли наиболее пригодной для сельскохозяйственной деятельности территорию между Симферополем и Карасу-Базаром.
Немецкие колонии были официально зарегистрированы в 1805 году. Всего этих колоний было семь: три в Симферопольском уезде: Нейзац (с. Красногорское), Фриденшталь и Розеншталь (Курортное и Ароматное Белогорского района) и четыре в Феодосийском уезде: Судак (в 1948 г. переименована в с. Уютное), Гейльбрун (с. Приветное Кировского района), Герценберг (с. Пионерское под Феодосией), Цюрихшталь (с. Золотое Поле Кировского района). В 1810 г. под Симферополем была основана колония Кроненталь (с. Кольчугино) [3].
Перечисленные колонии были «основными», а впоследствии, после Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., в результате роста численности переселенцев и улучшения их материального достатка, стали появляться «дочерние». В первую очередь, Крым заселяли
немецкие переселенцы из материковой части Украины, в меньшей степени — из Германии. Немецкие округа были преобразованы в волости, управляемые колонистами.
С самого начала жизни на новой для них крымской земле немцы бережно сохраняли свою культуру, язык, религию, заботливо передавая их последующим поколениям. Это помогло им сохранить свою самобытность. Однако, так как немцы России и Крыма более двух столетий практически не контактировали с немцами Германии, они сильно отличаются по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию.
По вероисповеданию немцы Крыма были представителями двух крупных направлений христианства — католицизма и протестантизма. К протестантам можно так же отнести и меннонитов, которые переселись на территорию Крыма из материковой части Украины в середине XIX века. Культура протестантов-немцев, в отличие от католиков, заключалась в аскетизме: они ценили не пышность и вычурность, а наоборот, изысканную простоту, в которой декор также был очень выдержан [1].
Селения немецких колонистов отличались от поселений прочих народов не только своей зажиточностью, но и благоустроенностью. Поселения по планировке принадлежали к уличному типу, т.е. располагались в одном направлении с двух сторон улицы. Палисадник, примыкавший к дому, немцы окружали каменным забором. Каждое немецкое село отличалось пышной растительностью: прежде всего, акациями, кленами, тополями. Основным материалом для постройки домов служили глина и глиняный кирпич (саман), и дерево. В середине XIX в. при строительстве стали использовать камень (известняк и ракушечник), крыши домов преимущественно покрывали черепицей. Полы в домах изначально были земляные, а впоследствии стали настилать деревянные. Стены строились толщиной до 60 см, вследствие чего они отличались прочностью, тепло- и звукоизоляцией.
В строительстве жилья сочетались национальные немецкие традиции с имевшимися в Крыму строительными материалами. В южных степных районах дома были саманными или глинобитными. Крыша двух- или четырёхскатная, из досок или черепицы. Встречалось несколько типов жилых домов: дом с линейным расположением помещений, поставленный узким фронтоном к улице (так называемый фронтонный дом); дома, расположенные осью вдоль улицы, когда окнами на улицу выходят несколько помещений, четырёхкомнатные дома, где помещения расположены не последовательно, а крестообразно, вокруг главной печи. Пол, потолок, печь в доме часто были окрашены. Фасад дома, ворота, заборы традиционно украшали орнаментом (резьба, роспись). В интерьере немецких домов главным признаком являлась практичность и сдержанность, при минимальном количестве декоративных элементов. Внутри немецких домов царили опрятность и чистота, интерьер украшала различная мебель с резными элементами, в большинстве случаев фабричного производства [4].
В наше время на территории немецких колоний можно увидеть уцелевшие четырехкомнатные дома. В восточной части таких построек находится самая большая и светлая комната, которая может вызывать особый интерес. Потолок комнаты украшен круглой розеткой, центре розетки находился металлический крюк, на который крепилась подвесная детская люлька. Вследствие этого в комнате находилось минимальное количество мебели для сохранения свободного пространства. Многолучевая розетка в декоре, создавалась под влиянием Европейского искусства эпохи Барокко. При ее создании использовались растительные орнаменты (вьющиеся ветви, листья, цветы) и элементы, связанные с религией немцев (кресты).
Также с религией немецких колоний связаны и надгробия, которые часто имеют на поверхности изображение креста. Других изображений на надгробиях нет, только текст эпитафии. В надписях используется шрифт готика, который широко распространен в немецком декоративно-прикладном искусстве.
В одежде на протяжении первой половины XIX в. крымские немцы сохраняли традиционный национальный костюм, характерный для той земли, откуда они были родом, и
имевший четкую градацию по временам года и сфере применения: для повседневной носки, работы, обрядов, праздников. В основном женская одежда состояла из яркой (красной, полосатой, синей) юбки и белой блузки, мужская — из брюк с пиджаком и шляпы. С течением времени у немцев стали появляться и элементы местной одежды, в зависимости от времени года [3].
18 августа 1941 г. была открыта еще одна драматическая страница в истории немецкого народа — насильственное переселение из Крыма в Ставропольский край, а затем в Новосибирскую, Омскую, Кемеровскую области, Алтайский край, Казахстан. Эта акция входила в комплекс мероприятий по организации обороны Крымского полуострова. В августе-сентябре 1941 г. из Крыма было выселено около 50 тысяч немцев, а в 1944 г. последовала вторая волна выселения — 2,2 тысячи человек. В 60-80-х годах немцы предпринимали попытки вернуться в Крым.
Выводы. Более двух столетий процветали немецкие колонии на территории Крыма. Их хозяйства являлись образцовыми, промышленная деятельность вносила весомый вклад в развитие государства. Немцы привнесли на территорию Крыма свою культуру. Возродили многие села, основав на их территории свои поселения, обогатили Крымскую землю своим колоритом. В наше время на территории Крыма находится множество памятников немецкой культуры, относящихся к периоду колонизации. К ним относятся уцелевшие здания, старые немецкие кладбища, предметы быта. Значительная часть этого наследия находится в экспозиции и фондах Крымского этнографического музея.
Литература
1. Лаптев Ю. Немцы Крыма. Дух жизнестойкости / Ю. Лаптев. Симферополь. — 190 с.
2. Дизендорф В. Ф. Немцы России: населённые пункты и места поселения: энциклопедический словарь / В. Ф. Дизендорф. — М.: Общественная Академия наук российских немцев, 2006. — 479 с.
3. Поляков В. Е. Крым. Судьбы народов и людей / В. Е. Поляков. — Симферополь, 1998. — 261 с.
4. Этнографический музей. Путеводитель. 2012 г. — 41 с.