нальной архитектуре, однако еще не столь глубоко осмысливали разницу между средневековыми постройками и современными сооружениями, воспроизводящими формы старых замков и соборов. Лишь в первой половине XIX в. характерное для 18-го столетия понимание готических мотивов как своеобразной «экзотической декорации», служившей для театрализации окружающей среды, сменилось глубоким знанием формообразующих принципов средневекового зодчества и стремлением воплотить особенности стиля прототипа в произведениях различных жанров искусства.
Литература
1. Баранова М.Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. (на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов): дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2004. - 240 с.
2. Всеволодский-Генгросс В.Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII в. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - 262 с.
3. Голубева О.Н. Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века: автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 2005. - 30 с.
4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / вступ. ст. Г.П. Макогоненко; прим. М.И. Иванова. - М.: Правда, 1988. - 544 с.
5. Коноплева М.С. Театральный живописец Джузеппе Валериани. - Л., тип. им. Володарского - тип. Гос. Эрмитажа. - 54 с., 17 л. ил.
6. Кулакова Л.И., Княжнин Я.Б. // Русские драматурги XVIII-XIX вв. Монографические очерки: в 3 т. / ред. кол.: Г.П. Бердников. - Л. - М.: Искусство, 1959. - Т.1, С. 291337.
7. Сиповский В. Императрица Екатерина II и русская бытовая комедия ее эпохи // История русского театра. - М.: Объединение, 1914. - Т.1, 364 с.
8. Хачатуров С.В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII в./ Ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. - М.: ПРОГРЕСС - Традиция, 1999. - 183 с.
Сведения об авторах Василькова Мария Михайловна - аспирант кафедры рисунка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected].
Data on authors Vasilkova Maria Mikhailovna - postgraduate student, department of drawing, A.I.Herzen Russia State Pedagogical University, St. Petersburg, e-mail: vasilk-ovamm @ mail .ru.
УДК 303.446.2
В.Н. Сурай
РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩА НЕМЦЕВ В СИБИРИ
Самым долговременным элементом материальной культуры является жилище. С постепенными изменениями хозяйственно-бытового уклада и образа жизни немцев в Сибири происходила медленная трансформация жилища, которое приспосабливалось к этим изменениям.
Ключевые слова' диффузия, славянское наследие, культура германцев, ассимиляция, славянский субстрат, кучевое село, фахверк, линейная планировка, глинобитный дом, саманный дом, дерновые плиты, крестовый дом, нивелирование культуры.
V.N. Souray
THE DEVELOPMENT OF DWELLING OF GERMANS IN SIBERIA
The most long-lasting element of material culture is dwelling. Along with gradual changes in economy, mode and way of life of Germans in Siberia, the slow transformation of dwelling took place that adapted to these changes.
Keywords: diffusion, Slavonic heritage, German culture, assimilation, Slavonic substrate, stack village, timber framing, linear planning, wattle and daub house, adobe house, sod slabs, groined vault house, disregard of culture.
Массовые переселения людей, взаимные культурные влияния, контакты, широкая диффузия отдельных элементов и комплексов культуры в той или иной форме имели место во все эпохи существования человечества. Так, славяно-немецкие культурные контакты своими корнями уходят в далекое прошлое. Еще в XV - XII вв. до новой эры, согласно теории академика Б.А. Рыбакова, славяне заселяли восточные зем-
ли современной Германии [7, с. 10]. Одинаковые социально-исторические условия расселения и постоянное соседство и общение выработали в культуре древних славян и германцев много аналогичных черт. Это касалось, прежде всего, характера хозяйства (скотоводство, переложное земледелие с применением металлических орудий). Общие черты находим в религии с ее многобожием, в фольклоре, в мифологических и
героических песнях древних германцев. В характере германского фольклора можно видеть перекличку с древнерусским былинным эпосом. В источниках мы встречаем упоминания и о певцах-сказителях у германцев, напоминавших таких сказителей у славян, как полулегендарный Боян [6, с. 80]. Находились и следы материальной культуры славян и германцев, свидетельствующие о их определенной близости. У тех и других основной хозяйственной единицей была кровнородственная община.
В эпоху волнообразного переселения народов вандальские группы восточногерманских племен в IV в. н.э. двинулись на запад, а на опустевших территориях стали селиться шедшие с востока славянские племена. Однако в X - XI вв. наметилось обратное движение немецкого этноса на восток. При этом военно-политическая экспансия германских феодалов сочеталась с массовой немецкой крестьянской колонизацией. Постепенно эти сложные процессы привели к ассимиляции подавляющей части славян, которые вливались в состав немецкого этноса. Процессы эти протекали в разных частях Германии и полностью не завершены до сих пор. Долее всех славянское население со своим языком и обычаями удерживалось до конца XVII в. в югозападной части герцогства Мекленбург и до первой половины XVIII в. в Нижней Саксонии, где на протяжении нескольких веков наряду с ассимиляцией местного славянского населения происходили мощные миграции, начиная с Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Из этих районов наряду с другими эмиграционное колонизационное движение направлялось и в государства восточной Европы, в том числе и в Россию, поэтому в культуре немцев-колонистов сохранились некоторые следы славянского культурного наследия, которое они принесли со своей первоначальной родины.
Факт славянского воздействия на немецкую культуру подтвердили материалы, собранные в рамках комплексной программы «Germania Slavica» Научного центра по изучению истории и культуры Восточно-Центральной Европы в Лейпциге. Следы славянского влияния изучались в районах, разделяемых Эльбой: Ябельхай-де (Передняя Померания) и Вендланде (Нижняя Саксония). Речь идет об изучении процесса этнической трансформации, в ходе которого постоянное население, славянское по происхождению, сменило свою этническую ориентацию, превратившись из славян в немцев. Эта проблематика имеет прямое отношение и к исследованию вопроса межкультурного взаимодействия в Сибири русских (самого многочисленного этно-
са в регионе) и немцев, в культуре которых присутствует славянский культурный субстрат [5, с. 570].
Наглядным примером взаимопроникновения культур является сравнение двух типов жилища у русских и немцев, которые, переселяясь в Сибирь, приносили сюда строительные традиции тех мест, откуда они пришли и были родом. Еще до переселения в Сибирь материал и способ постройки в различных районах немецкого поселения обнаруживали значительные различия, связанные с местными влияниями. Так, в Ленинградской области колонистский дом напоминал северно-русское крестьянское жилище, образующее бревенчатый сруб, с характерной деревянной резьбой, балкончиком перед чердачным окном. В немецких домах на Украине и в волжских колониях нередко перед входной дверью имелось крылечко, поддерживаемое двумя колонками. С постепенными изменениями хозяйственно-бытового уклада и образа жизни в Сибири происходила дальнейшая медленная трансформация жилища, которое приспосабливалось к этим изменениям.
Немецкое жилище претерпело изменение уже при переселении немцев из Германии в Россию в XVIII в. На это повлиял как характер местности, так и скудость традиционного материала для крестьянских домов (камня и леса в южных степях). На родине колонистов, в средней и южной Германии, типичной местной формой являлось «кучевое село», в котором крестьянские дома и дворы расположены в беспорядке. Круглые деревни (их планировка ориентирована на центральную доминанту - дерево, пруд), которые и сегодня типичны для некоторых районов Германии, воспринимаются как проявление славянского культурного наследия. В настоящее время в деревнях преобладают сооружения типа фахверк (деревянная несущая конструкция, проложенная соломой, смешанной либо с глиной, либо кирпичами). Такие старинные дома сохраняются, но с модернизацией интерьера заменяются домами обычной кирпичной кладки. Еще до конца XIX в. отдельные части конструкции дома именовались по-славянски. Крыши традиционных жилищ и хозяйственных построек чаще всего крыты черепицей, но нередко с этой целью продолжают употреблять тростник, что считается продолжением древней славянской строительной практики. Сооружения типа фахверк в Сибири отсутствуют.
Таким образом, в развитии жилища немцев в России велика роль славянского культурного субстрата. Но постепенно явления, фиксиро-
вавшиеся в качестве славянских по происхождению, отмирают.
Значительную роль сыграли инструкции царских чиновников в России, предписывающих колонистам определенную планировку сел, расстановку домов. Поэтому вместо типичной для Западной Германии кучевой формы поселений появилась линейная, типичная для немецких деревень России. Несмотря на регламентацию, сохраняются определенные специфические черты, которые можно объяснить лишь традицией.
Первые дома немцев-колонистов в Сибири были построены из пластов земли. Эти дома были теплыми даже в условиях Сибири. Сохранение в течение длительного времени практики строительства земляных жилищ обусловлено, по-видимому, отсутствием других строительных материалов, а именно леса в необходимом количестве и глины для изготовления саманных кирпичей.
В первый год освоения семейного надела в Сибири не все новоселы имели свой дом. Характерная черта обычаев в строительстве - коллективный труд, вознаграждением за который служило угощение и взаимная помощь строителей. Обыкновенно одна-две семьи возводили общее жилище. После завершения работ другой хозяин приглашал односельчан на строительство. Этот обычай имел повсеместное распространение у немцев Сибири и устойчиво сохранялся до 60-х гг. XX в. Коллективные работы в крестьянской среде носили характер взаимной услуги. Обычаи совместной работы у русских носили название «помочи». В этих действиях, направленных на проявление помощи, наиболее открыто проявлялись добрососедские взаимоотношения.
В Сибири немцы, сочетая национальные традиции с локальными заимствованиями, выработали свой собственный тип дома, не схожий ни с жилым домом германского крестьянина, ни с русской избой. В постройках немецких колонистов можно видеть такие национальные особенности, как расположение дома по отношению к улице и его планировка, объединение всех помещений под одной крышей (в отличие от построек крестьянина-сибиряка), отсутствие типичной русской печи, своеобразная конструкция крыши, окраска потолка, конструкция и окраска пола, печей, наличие особых коптилен.
В то же самое время в Сибири способ постройки и ее форма в различных районах немецкого поселения обнаруживали значительные различия, связанные с местным влиянием. Так, печи с росписью распространены во многих немецких селах, но встречаются уже не часто, так как для росписи требуется много времени. В но-
вых домах немцев печи различного типа нередко объединяются вместе. В доме кроме традиционной «немецкой» печи имеется печь для выпечки хлеба, в шестке которой расположена небольшая плита. В некоторых домах стенообразная немецкая печь с жаровыми нишами объединена в одно целое с хлебной печью и плитой, что придает ей внешнее сходство с русской печью, однако без характерного сводчатого устья, с иным расположением дымоходов и самой печи в доме. У Эммы и Роберта Рунц (Нижняя Буланка, Красноярский край) была обнаружена сложная многофункциональная печь старинной кладки. На кухне, как обычно, расположена плита, а с другой стороны печи (в комнате) - не только типичная русская печь, но и небольшое овальное отверстие. В то время, когда не было электричества, в таких отверстиях жгли лучину и долгими зимними вечерами ткали, пряли, вязали и шили при свете лучин [1, с. 177]. Конструкция новой печи - пример взаимодействия двух культур. Являясь носителями «материнской» культуры, в процессе адаптации к конкретным формам существования немцы сохраняют черты прежней жизни в особенностях жилища. С другой стороны, некоторые переселенцы, например, волынские немцы, имели отдельно стоящие постройки. В некоторых районах в домах колонистов постепенно нарушается последовательность расположения всех строений в один ряд, например, коровник и сенник могут располагаться отдельно от дома, как у русских, что на первых порах является скорее исключением, чем правилом.
Характерными для немецких сел Сибири в степной зоне в доколхозный период были два типа домов: глинобитный и саманный четырехкомнатный. Глинобитные дома - это фронтонные дома, широко распространенные в Германии. В первые годы поселения в России их складывали из дерновых плит с линейным расположением помещений, располагая узким фронтоном к улице. Глинобитные дома в некоторых местах со временем стали строить не поперек, а вдоль улицы под влиянием климатических условий. Оказалось, что в условиях Сибири в степи фронтонные дома более подвержены снежным заносам, чем дома, расположенные вдоль ветра, и колонисты были вынуждены «поворачивать» свои дома. С ростом благосостояния колонистов эти примитивные жилища заменялись на «крестовые» дома.
Саманный четырехкомнатный дом - типичная постройка богатого немца-колониста. Здесь помещения расположены уже не последовательно, что типично для немецкой застройки, а кре-
стом, вокруг одной главной печи с очагом. Крестообразное расположение помещений, типичное для кулацких домов начала XX в. и для большинства современных построек немцев-колонистов, распространилось, по-видимому, под влиянием «крестовых» домов русских переселенцев, которые представляли собой помещение, разделенное внутри крестообразно двумя капитальными стенами. В некоторых саманных домах пристраивается небольшое крыльцо, которое является важным элементом дома русского переселенца. До революции пол в жилой комнате такого дома был деревянным, а в остальных - земляным; в настоящее время деревянные полы настелены во всех комнатах.
К домостроению часто привлекались мастера из старожилов, кроме того, немцы-переселенцы часто покупали уже возведенный дом. В результате форма, внешний вид и внутренняя планировка большинства жилищ мало чем отличались от построек сибирских старожилов. Иногда дома перевозили из других деревень, разбирали по бревнам, а затем вновь собирали на выбранном месте. В некоторых местах поселения, например в сельских районах Верхнего Приобья, было достаточно дерева, поэтому хозяева могли строить сами. Здесь стены делали бревенчатыми. Их возводили из сосны или березы. Фундамент делали из толстых бревен, а в тех местах, где были выходы горных пород или каменистые берега рек, - из камня. Для дробления камня использовали способ, известный местным старожилам. Под камнями разжигали огонь, нагревали их. А затем поливали их водой из реки, чтобы камни раскололись от перепада температур. Крыши в зависимости от достатка крыли тесом, соломой, иногда насыпали землю. Входные двери в доме открывались наружу, они могли быть сплошными или створчатыми, украшались, на русский манер, наличниками.
Некоторым переселенцам в Сибири, например меннонитам из Украины, предоставлялось типовое жилье. На Украине не были известны бани, и мылись, следовательно, на кухне или на улице. В настоящее время в дворах-усадьбах меннонитов бани являются необходимой хозяйственной постройкой.
При вселении в новый дом соблюдали ритуальные правила. Вначале вносили стол, хлеб и соль. Новоселье устраивали лишь хозяева с достатком, обычно в этот день подавали водку, много браги. Считалось, как и у русских, неприличным здороваться через порог. Чтобы уберечь домочадцев от сглаза, немцы, так же как русские сибиряки, под порог дома и стайки прибивали подкову.
На своеобразие постройки влияло и появление смешанных семейных (немецко-русских и других) браков. Среди жилых построек встречались однокамерные (одно жилое помещение -изба, хата), двухчастные (изба, хата - сени, прихожая), двухкамерные (два жилых помещения, примыкающих друг к другу, - пятистенок без сеней), трехчастные (два жилых помещения и сени - пятистенок с сенями (прихожей), многокамерные (три и более жилых помещений и сени - крестовик) и другие сложные формы [2, с. 128]. Наибольшее распространение получили пятистенки с сенями. В семьях, где русский язык был принят в качестве внутрисемейного, для комнат дома применялись названия, типичные для данного села. Так, в немецко-русских семьях комната с печью называлась избой, при-хожкой, хатой, парадная комната без печи или с голландской печью («галанкой») - горницей, комнатой. Справа от входа в домах располагалась большая глинобитая печь с плитой. Кое-кто складывал кирпичную печь. Особое внимание уделялось первому затапливанию, когда, оценивая работу мастера, проверяли тягу.
У немцев стойко сохраняется традиционное отношение к своему дому не только как к жилищу, но и как к символу престижности, культурной и духовной ценности. У русского сибиряка дом тоже - коренное понятие крестьянского сознания. Сегодня в немецких селениях Сибири, как у русских, часто проводятся соревнования на «лучший дом», «лучшее подворье». Азовский немецкий район (в котором дома построены по образцу европейских) и сегодня заметно отличается от близлежащих внешним видом и внутренним устройством, аккуратным и продуманным разделением площадей, земли и зданий, подметенными улицами, палисадниками, цветами.
Сейчас у немцев Сибири сохранились дома русского, «крестового» типа, фронтонные дома. Печь «голландского» (называлась у русских переселенцев «галанка», «механка», «теремок») типа чаще всего находится в центре дома, обогревая сразу несколько комнат. В современных постройках сохранились некоторые традиционные черты жилища немцев-колонистов: украшение домов зубчатой резьбой по всему периметру под крышей, украшение фасадов зданий и заборов - нарисованные цветы и птицы (чаще лебеди); планировка, окраска и конструкция отдельных элементов (двери, запоры), особенности построек, такие как котлы, отдельные коптильные печи. Обязательное объединение всех построек у немцев под одной крышей сейчас не соблюдается, как и у русских. Хозяйственный и
чистый дворы могут находиться на некотором расстоянии от дома. Типичный элемент усадьбы немцев и русских - летняя кухня - располагается отдельно параллельно дому. Обязательный элемент жилища в Сибири - баня. На процессы в сфере материальной культуры наибольшее влияние оказывают процессы урбанизации и стандартизации. С начала 1960-х гг. в связи с широким строительством в сельской местности более благоустроенных домов по типовым проектам различия между жилищами немцев и инонациональных соседей начинают стираться. Внутренняя планировка сельских домов подверглась значительным изменениям. Тенденция нивелировки жизни в деревне с приближением ее к городским стандартам проявляется в перепланировке интерьера традиционного жилого дома. Теперь в домах, как правило, две-три комнаты, кухня, в которую подведен водопровод, теплый туалет. У всех есть водяное отопление. Стены теперь редко белят известью. Большинство предпочитают оклеивать их обоями.
Таким образом, при строительстве жилища в Сибири немцы, с одной стороны, пытались выработать свой собственный тип дома с сохранением собственных национальных традиций; с другой стороны, на развитие жилища оказали влияние местные природные условия, взаимодействие и взаимопроникновение двух культур, подъем материальной культуры, что привело к постепенному нивелированию культуры жилища. Современное жилище - сложное переплетение элементов традиционной культуры с новыми явлениями. Меняющиеся условия жизни влекут исчезновение некоторых элементов традиционной культуры, сохранение и развитие дру-
гих. Сохраняя свои традиции в домостроении, немцы одновременно приобретали дополнительные рациональные навыки, умения, знания, помогавшие адаптироваться в новых условиях.
Литература
1. Иванова И.П. Взаимодействие и взаимопроникновение контактирующих этнических культур на юге Красноярского края // Сохранение и взаимопроникновение национальных культур как фактор устойчивого развития Прие-нисейского края: материалы науч. конф. 4-5 ноября 2003 г. - Красноярск, 2004. - С. 173-178.
2. Майничева А.Ю. Особенности культуры жизнеобеспечения немцев в условиях иноэтнического окружения (Верхнее Приобье, первая треть XX в.) // Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитарных исследований. - Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2000. - Вып. 2.- С. 127130.
3. Малиновский Л.В. Жилище немцев-колонистов в Сибири // Советская этнография. - 1968. - №3. - С. 97-105.
4. Мыльников А.С. По следам исчезнувших славян. К итогам этнографической экспедиции 2000 г. в Северную Германию // Немцы в России: три века научного сотрудничества: сб. статей. / отв. ред. Г.И. Смагина. - СПб., 2003.- С. 569-571.
5. Смирнова Т.Б. Немцы // Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнические процессы. - Новосибирск: Наука, 2002. - С. 90-155.
6. Рыбаков Б.А. Исторический взгляд на русские былины // История СССР.- №6. -1961.- С.80-82.
7. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1988. -724 с.
Сведения об авторах Сурай Валентина Николаевна - доцент кафедры иностранных языков Сибирского федерального университета, г. Красноярск, e-mail: [email protected].
Data on authors Suray Valentina Nikolaevna - associate professor, department of foreign languages, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, e-mail: [email protected].
УДК: 7.07:929 А/Я Н.В. Зайчик
РОЛЬ ОСАНАИ КАОРУ В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ТЕАТРА РОССИИ И ЯПОНИИ В XX в.
На основе анализа материалов японского режиссера Осанаи Каору, а также современников и исследователей его творчества автор хочет показать большое значение деятельности Осанаи Каору в развитии меж-культурных взаимосвязей театра России и Японии в XX веке. Кроме того, отразить его роль в процессе влияния русской театральной школы на развитие новой японской театральной культуры.
Ключевые слова: Осанаи Каору, система Станиславского, Мейерхольд, кабуки, русский театр, японский театр, творческий метод, исполнительская техника, взаимовлияние, проект международного театра.