Научная статья на тему '«Математизация природы»: натурфилософия и метафизика науки Декарта'

«Математизация природы»: натурфилософия и метафизика науки Декарта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1190
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКАРТ / МАТЕМАТИКА / НАТУРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / МЕТАФИЗИКА / DESCARTES / MATHEMATICS / NATURAL PHILOSOPHY / METAPHYSICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кауфман И. С.

В статье исследуется значение учения Декарта для генезиса философии науки. Главным образом раскрываются два вопроса: место математики (анализа и синтеза) в методологии Декарта и соотношение между натуральной философией и метафизикой в «Первоначалах философии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematization of nature: Descartes natural philosophy and metaphysics of science

The article aims to discuss the meaning of Descartes philosophy for the philosophy of science. It studies the problems of place, which mathematics (analysis and synthesis) takes in Descartes methodology and the relation between natural philosophy and metaphysics in the Principia Philosophiae.

Текст научной работы на тему ««Математизация природы»: натурфилософия и метафизика науки Декарта»

УДК 1(091)

И. С. Кауфман

«математизация природы»: натурфилософия и метафизика науки декарта

Работ, посвященных исследованию места философии Декарта в философии и методологии науки, существует так много, что их обзор потребовал бы отдельной работы. Объединяет их один аспект: научная и методологическая программа Декарта, имеющая много общих моментов с идеями других «творцов» научной революции, рассматривается как обладающая уникальным положением. Так, в отличие от Бэкона, Декарту принадлежит ряд несомненных научных результатов; с другой стороны, у Ньютона богатство эмпирических исследований сочетается с относительной бедностью методологической программы. Декарт же, если использовать более современную терминологию, впервые формулирует вопрос: можно ли найти для каждого научного открытия философско-методологическое осмысление и обоснование, можно ли философски реконструировать процесс научного открытия?

Важность философии Декарта для понимания природы научной рациональности связана с тем, что все его философские и научные работы показывают, как формируется новая научная рациональность, каким сложным является данный процесс. Таким образом, реконструкция научной рациональности требует понимания не только философских текстов и фрагментов, но и эволюции всей научной программы Декарта.

Необходимо это по следующей причине: в XVIII в. уже у Ньютона и далее у Юма, Д’Аламбера и Канта мы видим не только развитие натуральной философии, но и разработанную философию науки («метафизику естествознания» или «идею природы») [1-2; 6; 9]. Однако ее генезис остается скрытым за общими фразами («математизация природы», «разрушение космоса»). Мы полагаем, что возникновение философии науки связано с определенным этапом генезиса классической науки, а именно с формированием новых систем натуральной философии. Именно у Декарта мы находим ряд ключевых положений о математизации науки о природе. Более того, у него можно найти примеры решения конкретных проблем не только математики, но и эпистемологии, натуральной философии и метафизики посредством «математического метода». Декарт прямо говорит о том, что в формировании новой метафизики он намерен опираться на математику как источник подлинного метода.

Итак, в реконструкции основ научной рациональности у Декарта мы сталкиваемся с вопросом о месте математики. Выражение «математизация природы» в случае

© И. С. Кауфман, 2009

Декарта может иметь различные значения: многие авторы видят в нем преобразователя античной математики, в то время как другие выделяют технический аспект его работ [5; 10]. Как же в действительности понимал математику Декарт? Он выделял математику в качестве науки, являющейся источником знаний и положений безусловной достоверности в силу того, что только математика исходит из самоочевидных принципов, из положений, являющихся основаниями для последующих выводов, не требуя при этом оснований для собственной достоверности.

Декарт мог опираться на традицию в математике и философии XVI в., согласно которой математические доказательства обладают максимальной достоверностью и принадлежат к «высочайшему» типу доказательства, каузальному [7. Р. 8-33]. Декарт был отнюдь не первым, кто обнаружил, что положение, доказанное в математике, является безусловно достоверным. Однако во многих работах по философии науки говорится, что Декарт считал необходимым построение более строгой и полной математики. Далее, утверждают интерпретаторы, он полагал, что необходимо сформировать метафизику и натуральную философию в качестве наук, основанных на достоверных принципах и пользующихся дедукцией. По распространенному мнению, Декарт однозначно рассматривал математику и геометрию в качестве модели для метафизики и натуральной философии.

Действительно, подобная интерпретация имеет определенные основания. В «Размышлениях о первой философии» и «Принципах философии», как и в «Рассуждении о методе», Декарт сообщает о своей надежде объяснить, как науки могут достичь степени достоверности, равной математической. Математический анализ, т. е. геометрия и алгебра («некий род арифметики»*) является подлинным методом открытия в любой науке. На первый взгляд, ход мысли Декарта в «Рассуждениях» и «Принципах» напоминает математические трактаты: поиск несомненных истин и построение на их основе теоретического знания посредством дедукции. Подобным образом «Начала» Евклида открываются изложением неоспоримых определений; однако «Начала» имеют дедуктивную структуру, а «Рассуждения» раскрывают проблемы посредством аналитического и медитативного мышления.

Разумеется, Декарт использует дедукцию в «Размышлениях». Однако отождествление ее с аксиоматически-дедуктивным (синтетическим) доказательством проблематично. Сравнив «Начала» Евклида, «Размышления» и «Геометрию» Декарта, мы видим, что «Геометрия» не состоит из дедуктивных доказательств, основанных на аксиомах, но не напоминает и «Размышления». Во введении излагается геометрическое выражение арифметических операций, далее Декарт переходит к исследованию проблемы построения кривых. Таким образом, он использует не дедукцию (синтез), а проблематический метод. Можно заметить, что в математике подлинный метод открытия никак не связан с аксиоматически-дедуктивным, или синтетическим. Декарт с иронией говорит, что античные создатели алгебры «опасались, что эта наука обесценилась бы, став общедоступной, и предпочли показать нам как результаты своей науки кое-какие бесплодные истины, доказанные на основании умозаключений, вместо того чтобы учить самой науке, которая не оставила бы никаких поводов для удивления». «Бесплодные» истины означают истины, доказываемые из первых принципов [8. Х, 373].

Утверждение Декарта, что метафизика и натуральная философия должны строиться на достоверных принципах, часто понимают как указание на то, что образцом должно послужить аксиоматически-дедуктивное, или синтетическое доказательство. Но он не рассматривает синтез как идеал и модель доказательства. Декарт ссылается на Паппа

и Диофанта, у которых можно найти предвосхищение подлинного метода открытия. Однако метод Паппа состоит из двух частей: аналитической и синтетической. У Декарта же синтетическим доказательствам предшествуют решения, полученные путем анализа. Поэтому место математики у Декарта связано с пониманием и ограничением им роли синтеза.

Значение синтетического доказательства в философии Декарта можно истолковать по-разному. Часто в нем видят метод представления полученных результатов. Так рассматривали синтез логики XVI в. Однако Декарт говорит о синтезе и анализе как о двух путях доказательства и открытия. Декарт не приводит синтетическое доказательство вместо аналитического (как просил Мерсенн во «Вторых возражениях»). В «Ответах» оно следует за аналитическим. В «Геометрии» Декарт приводит синтетическое доказательство также после аналитического (после решения проблемы подлинным методом). Это позволяет утверждать, что синтетическое математическое доказательство не могло быть моделью для натуральной философии и метафизики Декарта. Он прямо пишет, что синтез не показывает, как изучаемая вещь была открыта [8. VII, 155-156].

Декарт писал Мерсенну, что он и до синтетического изложения, используя анализ, следовал геометрическому порядку. Поэтому необходимо внимательнее рассмотреть декартовское понимание анализа, включающее ряд важных моментов. Анализ связан с доказательством неизвестного посредством известного: с построением неизвестных линий (в геометрии) и уравнений (в арифметике). Поэтому не только синтез, но и анализ является конструктивным доказательством. Анализ является, в сущности, логикой открытия и путем, ведущим к подлинным началам природы. Анализ связан с понятием «простая природа», с открытием пропорций между «простыми природами» (знание которых есть интуиция), образующими сложные явления. Все знание, пишет Декарт, состоит из ясных и отчетливых восприятий того, как простые природы составляют все вещи. Анализ в силу этого равно применим к натуральной философии и к математике.

Поэтому анализ, как обнаруживает Декарт, имеют более сложное значение, нежели синтез. Анализ является не исключительно математической процедурой, а более универсальным случаем.

Размышления Декарта о соотношении анализа и синтеза, о сущности анализа открывают важнейшую особенность его философии. Изначально Декарт был уверен в том, что математика является моделью универсального метода науки. Декарт полагал, что математика также нуждается в реформе. Математику нельзя понимать как силлогистику; метод математики—это анализ. Однако анализ имеет схожие ограничения, в чем он мог убедиться в «Ответах». В метафизике анализ не может применяться аналогично математике; здесь он не дает столь же надежные результаты.

Ранние сочинения Декарта (1618-1619), написанные после встречи с Бекманом, показывают важные ориентиры для его философских и научных размышлений. После встречи с Декартом Бекман записывает в дневнике слова Декарта, что он не встречал никого, кто, подобно Бекману, соединял бы физику и математику. «Физико-математика» нашла отражение в ранних сочинениях Декарта, посвященных прикладным математическим проблемам.

В конце 1619 г. Декарт начинает работать над «Правилами». В данной работе он утверждал, что математика—модель для построения любого знания, что проявляется в «машине» для построения любых средних пропорциональных («мезолябий») [10. С. 76]. Подобная «машина» позволяет решать как арифметические, так и геометрические проблемы. Декарт предположил, что основа этого—неизвестная математика, превосходящая

арифметику и геометрию. Данная математика охватывает прикладную математику и представляет собой не аксиоматически-дедуктивную систему, а технику решения задач; всеобщую математику Декарт отождествил с алгеброй. Именно эту математику он называет mathesis universalis. Декарт также полагал, что «всеобщая математики» является частью некоего «всеобщего метода», излагаемого в «Правилах».

Сущность «всеобщего метода», согласно Правилам 12-14,— представление проблемы посредством ясных и четких идей. В правиле 14 уточняется: алгебраические абстракции представляются посредством линейных величин, что делает их истинность или ложность очевидными. Однако алгебра открывает проблемы, для которых представление посредством геометрических величин невозможно: таковы извлечения корней из уравнений более высокого порядка (Правила 19-21, написанные только в виде заголовков). Таким образом, «всеобщая математика» скорее не является частью «всеобщего метода», а противоречит ему. Неоконченные за почти 9 лет «Правила» означают отказ Декарта от идеи математики как образца для любого знания [3. P. 9-10, 59-60]. Интересно, что Декарт сохраняет в «Рассуждении» четырехчастную структуру (логика, метафизика, этика, физика), а в «Принципах» логика исчезает, что свидетельствует о сомнении в универсальности математики [3. P. 54].

В чем же видит свой ориентир Декарт? В беседах с Бурманом Декарт рекомендовал не посвящать много времени метафизике, а сосредоточиться на натуральной философии [8. V, 165]. Согласно изначальным замыслам Декарта, его натуральная философия не была связана с наиболее проблематичными науками: логикой, метафизикой и теологией. В определенных аспектах Декарт рассматривает натуральную философию как автономную дисциплину (неопубликованный «Мир»). Тем не менее, «Мир» включает метафизический анализ ряда вопросов («дескриптивную метафизику»): о сущности пространства, материи, движения и об отношении Бога и природы.

Отметим, что в действительности в «Принципах» тоже говорится об автономной натуральной философии. Декарт пишет, что в натуральной философии нет иных принципов кроме физических, отнюдь не метафизических: «Чтобы иметь возможность обосновать посредством доказательства все, что я буду выводить, я не принимаю в физике никаких начал, которые не были бы также началами математики; и этих начал достаточно, тем более что посредством их могут быть объяснены все явления природы». Хотя он пишет, что принимает принципы «геометрии или абстрактной математики», в пояснении уточняется, что содержание принципов исключительно физическое: «мне неизвестна иная материя телесных вещей, как только всячески делимая, могущая иметь различную фигуру и движимая различным образом... которую геометры называют величиной и принимают за объект доказательств; я ничего в этой материи не рассматриваю, кроме ее деления, фигур и движений; и ничего не сочту достоверным относительно нее, что не будет выведено с очевидностью, равняющейся математическому доказательству. И так как этим путем... могут быть объяснены все явления природы, то не следует в физике принимать других начал» [ 8.VIII a, P. 78-79].

Декарт ясно пишет, что натуральная философия могла бы существовать без метафизики. Однако создание подобной системы привело его к пониманию того, что автономная натуральная философия, отличная от «традиционной», требует метафизической разработки определенных вопросов, по меньшей мере, как критерия выбора его программы натуральной философии**. Однако метафизическое обоснование, предназначенное для автономной натуральной философии, изменило сущность метафизики: метафизика для

Декарта становится обоснованием («фундирующей метафизикой»); метафизика становится не знанием о началах природы, а обоснованием науки о природе. Это важнейший шаг к трансформации метафизики как знания о природе в метафизику науки, реализованную в двух вариантах — в критической и дескриптивной метафизике науки.

Наш краткий анализ можно завершить следующим. В современной философии науки распространено мнение, что Декарт отказывается от создания автономной логики и следует логике науки (анализу проблем и гипотез). Это отчасти так: для Декарта логика начинается с методов науки. Однако мы видим отличие логики Декарта: она исчезает в метафизике, поскольку категории логики или метафизики являются не абстракциями бытия, а самим бытием: такова важнейшая категория—субстанция. Метафизика завершается не теорией начал и причин природы, а анализом нашего познания природы. Принципы природы (законы) излагаются натуральной философией. Что же остается в сфере метафизики? Во-первых, мышление или сознание; однако это не замкнутое на себя, абстрактное мышление силлогистики. В сфере метафизики остается таинственная для Декарта разумность природы, соответствие порядка бытия и порядка сознания. Эта перспектива определяет наиболее известные варианты картезианской метафизики науки: Лейбница, Ньютона и Канта.

* Правила, 4 [8. X, 373].

** Конкурирующими программами были «химическая» философия, ренессансная натуральная философия, «математическая» философия, атомизм. К метафизике Декарт относил исследование связи души и тела, а также отношение Бога и природного мира. Традиционная терминология, в сущности, используется для постановки проблемы необусловленной причины.

литература.

1. Between Leibniz, Newton and Kant: philosophy and science in the eighteenth century / ed. by W. Lefevre. Dordrecht, 2001.

2. Gascoigne J. Ideas of nature // Cambridge history of science. Cambridge, 2003. Vol. 4. P. 285-304.

3. Gaukroger S. Descartes’ system of natural philosophy. Cambridge, 2003.

4. Gaukroger S. The sources of Descartes’ procedure of deductive demonstration in metaphysics and natural science // Idem. The genealogy of knowledge. Ashgate, 1997. P. 153-166.

5. Gauvin J.-F. Artisans, Machines, and Descartes’ Organon // History of science. 2006. Vol. 44. P. 187-216.

6. Iliffe R. Philosophy of science // Cambridge history of science. Cambridge, 2003. Vol. 4. P. 267-284.

7. Mancosu P. The philosophy of mathematics and mathematical practice in the seventeenth century. Oxford, 1995.

8. Oeuvres de Descartes / ed. C. Adam, P Tannery: in 11 vol. Paris, 1974-1984.

9. Wilson F. The logic and methodology of science in early modern thought. Toronto, 1999.

10. КатасоновВ.Н. Форма и формула // Исторические типы рациональности: в 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 53-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.