УДК 168
Логика Декарта как органон достижения истинного знания
И. М. Горбачева1, Е. Н. Пронина2
1 Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
2 Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова
Акцентируется внимание на творчестве блистательного философа и математика Рене Декарта, в частности на разработке единого общего метода, который должен был связать все человеческое знание, стать органоном теоретического мышления и образцом рационалистического познания. Утверждается, что данный метод призван указать человеку оптимальный путь к истинному познанию и очертить его границы. Приводится данная Декартом критика традиционной логики, на смену которой должна прийти логика в качестве метода научного познания, руководства по развитию мышления.
Ключевые слова: органон; теоретическое мышление; логика познания; метод научного познания; методическое сомнение; «универсальная математика»; разум; математические конструкции; предметная логика; единичная вещь; абсолютная вещь; интуитивная истина; дедуктивный синтез.
Блистательный философ и математик Рене Декарт [1] упущением всей предшествующей философии считал недооценку значения метода как незаменимого инструмента исследования. В процессе размышления над методом новой науки Декарт критикует принцип средневекового мышления «верую, чтобы знать» и подвергает методическому сомнению все прежние идейные ценности. Необходимо было отыскать абсолютно истинное начало знания. А истинным может быть только нечто безусловно очевидное и не вызывающее сомнений. Подтверждение тому — математика, которая на основе именно несомненных, неоспоримых истин смогла создать единую, непрерывающуюся логическую цепь рассуждений, ведущих к достоверному знанию.
Истинное знание мыслилось Декартом как бесконечная цепь идей, вытекающих одна из другой. Знания,
© Горбачева И. М., Пронина Е. Н.
опосредованные чередой логических операций разума, т. е. получаемые посредством дедукции, существуют во всех естественных науках, но собственно дедуктивной наукой является математика. Однако математический метод обычного доказательства ограничен, так как не применим для понятий, которые нельзя выразить посредством символов и фигур. Для процесса познания не применима та дедукция, основу которой составляет учение о силлогизме, поскольку выводы она делает исходя из рассмотрения исключительно формальных отношений между терминами. Согласно Декарту, роль дедукции, приспособленной к достижению достоверного знания во всякой области, может выполнять исключительно «универсальная математика» (mathesis universalis).
Сама идея универсальной математики восходит к Античности. Древнегреческие философы, а вслед за ними
Горбачева И. М, Пронина Е. Н.
мыслители последующих эпох полагали, что математика выражает саму суть человеческого разума и демонстрирует его могущество.
В Новое время утвердилась вера в то, что разум способен продуцировать знание о мире сообразно математически исчислимым объективным законам и заранее оценивать все сущее. Предпринята попытка реализовать идею mathesis universalis как универсальную парадигму научной рациональности и критерий научности.
Декарт развивал мысль о заложенной в разум тенденции к построению математических конструкций. Исходные математические истины человек не может вывести из опыта или наблюдения, поскольку им надлежит быть всегда неизменными при всех состояниях наших чувств в любых обстоятельствах. Мышление способно дедуцировать истинное знание из себя самого. Именно эту способность ума Декарт принял в качестве универсального метода, работающего во всех областях знания, без исключения. Мир, который открывается нам через ощущения и не описывается правилами универсального метода, считается непознанным.
Назначение метода — определить то, что доступно познанию, и выявить то, что в принципе является непостижимым, дать исчерпывающую полноту знания о предмете и привести к истине наиболее оптимальным путем. Таким образом, изначальная укорененность в человеческом разуме определенных математических конструкций вовсе не гарантирует человеку безграничные возможности познать абсолютно все.
Декарт мечтал поставить универсальную математику на место схоласти-зированной логики Аристотеля. Он критиковал формальную логику, поскольку она лишь констатировала известные факты, но не выступала инструментом
познания. Непригодность традиционной логики к открытию истинного знания он надеялся преодолеть посредством осознания логических условий достоверности точных наук и создания новой логики.
Новой логике предстояло также преодолеть и ограниченность схоластической логики, а именно пренебрежение к различию предметов мышления. Неправомерно прилагать одну и ту же логическую мерку к вещам, имеющим различную природу. Природой материальных вещей Декарт считал протяжение и фигуру, а интеллектуальных вещей — знание и сомнение. Поэтому недостаточно оперировать общими для всех предметов мыслительными формами. Логика должна быть предметной, т. е. обращать внимание на природу вещей и учитывать порядок их существования. Только в этом случае логика познания будет содействовать ученым в постижении природы единичных вещей.
Однако чтобы понять закономерность существования единичных вещей, необходимо открыть их «чистую и простую природу», которая образуется абсолютными вещами. Все конкретные вещи вырастают из вещей абсолютных. Поиск основания вещей, составляющих конкретный ряд и связанных строго определенной последовательностью, Декарт признавал единственно возможной схемой теоретического мышления.
Итак, в понимании Декарта логика — это не столько учение о правильном мышлении, сколько руководство по развитию теоретического мышления, органон мышления, метод научного познания. Поэтому свою логику, чтобы отличить ее от традиционной, он называл просто методом.
Суть метода проявляется в аналитико-синтетической деятельности разума, руководствующегося простыми и точными
Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке: материалы научно-практической конференции (1)
правилами. Первое правило предписывает начинать познание с интуитивного усмотрения истины. Это означает, что познание должно отвечать условиям очевидности: легкости, отчетливости и простоте понимания. Второе правило, выражающее аналитичность, неразрывно связано с третьим правилом, относящимся к дедуцированию. Роль анализа сводится к поиску наиболее элементарных и простых положений, с которых начинается дедуктивный синтез. Таким образом, Декарт подчеркивает, что соединение в сознании уже известных истин есть не силлогистическое умозаключение, а некий акт творчества, дедуктивный синтез. Интуицией он называет не только очевидные принципы познания, но и целую последовательность дедуктивных актов, т. е. саму дедукцию одного положения из другого. Четвертое правило требует систематизации познаваемого. Это необходимое условие завершающего этапа интеллектуального прозрения неоспоримых истин, основанного на интуиции и дедукции. Его итогом становится теория как строгая система теоретических выводов и положений.
Непревзойденная заслуга Декарта заключается в том, что в истории философии Нового времени он первым поставил и разработал вопрос о принципах построения научной теории. Дедукцию, которая опирается на самоочевидные, интуитивно постигаемые аксиомы математики и математического естествознания, он превратил в органон достижения истинного знания и сделал логикой науки.
Литература
1. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. / Пер. с лат. и фр.; сост., ред. и авт. вступ. ст. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989-1994.
Горбачева Ирина Михайловна — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Пронина Елена Николаевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и общественных наук Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. E-mail: [email protected]