ты предков и природных стихий, священных гор, деревьев, рек и пещер, проходились сквозь тысячелетия» [6, с. 9].
У многих народов голубой цвет отождествляется также с бесконечностью и Богом, это цвет мудрости, великодушия, щедрости, веры, славы и истины. В Казахстане голубой - это еще и цвет куполов мечетей, выражающий единство и гармонию с природой. Золотой (желтый) - классический цвет солнца, богатства, благополучия. Сине-золотое сочетание в целом символизирует идею свободы, демократизма и гуманности, любовь к своему народу и преданность к своей стране и ее древнем традициям, олицетворяя гармонию между человеком и природой. Какие эпитеты могут быть удачнее при объяснении выбор цвета государственной символики?! Безусловно, в данном случае разработана концепция позитивного бренда.
Библиографический список
Двухцветное сочетание голубого (бирюзового) и желтого (золотого) стало визуализацией концептуальной дуальности, олицетворением процветания и богатства (золотой) в сочетании с принципами гуманистического добрососедства (принципы Тенгри).
Таким образом, цветовое решение государственной символики стало главным каналом трансляции новых ценностей общества, опирающегося на собственное культурное наследие. Использование голубого и золотого (желтого) цвета в казахских символах несет также в себе сильную эмоциональную составляющую и энергетику. Золотой (желтый) цвет хорошо различим на голубом (бирюзовом) фоне, при этом использование золотого, как «дорогого» цвета, придает объекту характер «элитности».
1. Семенихин, П. Бренд - колористика в стиле Orang / П. Семенихин, М. Минский // Искусство продаж. - М.: ТОО «Эльмора», 2008.
2. Печкова, Т.А. Некоторые проблемы цвета промышленной продукции // Технич. эстетика. - 1985. - № 3.
3. Ефимов, А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990.
4. Сурина, М.О.Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - М, 2006.
5. Карабаев, У.Праздники природы. - Ташкент: Мехнат,1988.
6. Ергалиева, Р.А. Феномен степи // ж. ТОО «Арда +7». Древний и вечный дешт-и-кипчак глазами русских и европейских художников XIX-XX веков. - Алматы.
Bibliography
1. Semenikhin, P. Brend - koloristika v stile Orang / P. Semenikhin, M. Minskiyj // Iskusstvo prodazh. - M.: TOO «Ehljmora», 2008.
2. Pechkova, T.A. Nekotorihe problemih cveta promihshlennoyj produkcii // Tekhnich. ehstetika. - 1985. - № 3.
3. Efimov, A.V. Koloristika goroda. - M.: Stroyjizdat, 1990.
4. Surina, M.O.Cvet i simvol v iskusstve, dizayjne i arkhitekture. - M, 2006.
5. Karabaev, U.Prazdniki prirodih. - Tashkent: Mekhnat,1988.
6. Ergalieva, R.A. Fenomen stepi // zh. TOO «Arda +7». Drevniyj i vechnihyj desht-i-kipchak glazami russkikh i evropeyjskikh khudozhnikov XIX-XX ve-kov. - Almatih.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 76.01: 004
Turlyun L.N. MATHEMATICS AT SOURCES OF COMPUTER ART. Article is devoted sources of computer art. In article basis Ben Laposki's creativity has laid down. The author focuses the attention on mathematical methods in computer art. Such concepts as an oscillograph, oscillons, harmonograph, curve Lissajous reveal.
Key words: Computer Art oscillograph, oscillons harmonograp, mathematical methods in computer art.
Л.Н. Турлюн, канд. искусствоведения ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: barturagu@mail.ru
МАТЕМАТИКА У ИСТОКОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена истокам компьютерного искусства. В основу статьи легло творчество Бена Лапоски. Автор акцентирует свое внимание на математических методах в компьютерном искусстве. Раскрываются такие понятия как осциллограф, ос-циллоны, гармонограф, кривые Лиссажу.
Ключевые слова: компьютерное искусство, осциллограф, осциллоны, гармонограф, математические методы в компьютерном искусстве.
Союз искусства и науки в области компьютерных технологий отражают время, в котором мы живем. Для большего осмысления и понимания синтеза искусства и науки требуется междисциплинарный подход к данной проблеме. В 1948 году художник и теоретик Джозеф Шиленгер в статье «Математические основы технического искусства» написал, что машина может создать произведение искусства, если этапы создания изображения прописать на языке математики. Компьютерное искусство и компьютерная графика тесно связано с метаматематикой. Начало компьютерной графики положили математики, многие математические функции обладают высокими эстетическими свойствами. С помощью математических формул создаются новые художественные формы, обладающие математической точностью и рациональностью. В основе компьютерного творчества лежали геометрические фигуры и числа, чередуя алгоритм чисел и геометрических фигур, компьютерный художник создавал сложные геометрические и природные формы, формируя новые художественные образы и стили. Абстрактный мир математики, объединенной с возможностью машины, отдалял художников от традиционных форм и образов в изобразительном искусстве. Использование прикладных
математических методов в компьютерном творчестве не освобождает от знания теоретических основ, из которых эти методы были получены, кроме того, компьютерное искусство брало свое начало с аналоговых механических инструментов и чертежных машин, которые создавали графические образы на листах бумаги.
Американский математик и художник Бен Laposky нарушил границы между искусством и наукой, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. Бен Laposky был примером для будущих ученых и программистов в создании художественных образов техническими средствами. В 1952 году Бен Лопоски создал при помощи котодовой трубки осциллографа первые композиции «Электронные абстракции». Первый осциллограф был изобретён французским физиком Андре Блон-делем в 1893 году. Осциллограф (лат. osciUo — качаюсь + греч. гсбцщ — пишу) — прибор, предназначенный для исследования электрических сигналов во временной области путём визуального наблюдения графика сигнала на экране либо записанного на фотоленте, а также для измерения амплитудных и временных параметров сигнала по форме графика. С помо-
щью осциллографа наблюдают за связью между двумя величинами - к примеру, за развертыванием электрического сигнала во времени [1]. Суть идеи Бена Лапоски заключалась во всевозможных перемещениях электронных лучей на флуоресцентной поверхности катодной трубки осциллографа. В дальнейшем полученные Беном Лапоски изображения были записаны на высокоскоростную пленку. По словам самого Лапоски, идея создания «Электронных абстракций» возникла благодаря его экспериментам с различными математическими системами; свою работу Лапоски называл «визуальной музыкой» [2]. Цвет в композиции создавался с помощью специальных фильтров, установленных на осциллографе. Осциллогра-фическое искусство можно рассматривать, как визуальную музыку, так как основные художественные формы электронных абстракций напоминают звуковые волны. Используя и трансформируя синус волны, Бен Лапоски рисовал, квадратные, треугольные формы, деформируя и комбинируя их в различных сочетаниях, создавая сложные абстрактные композиции. Бен Лапоски менял форму и размер изображения, на экране, перемещая по горизонтальной и вертикальной плоскости электронный пучок света, тем самым изменял яркость и резкость цветового пятна. Важно отметить, что Бен Лапоски настраивал свой инструмент для создания более сложных композиций, некоторые осциллоны состояли больше чем 70 различных параметров и комбинаций фигур, созданных на экране осциллографа. Бен Лапоски также создавал цветные осциллоны с использованием красного, зеленого и синего люминофора или кругового цветного колеса, вращающего с различной скоростью, работая на Осциллографе, Бен Лапоски заложил основу работы на компьютере, осциллографическое искусство было связующим звеном между абстрактной анимацией кинетическим искусством и компьютерной графикой. Изображения, созданные Беном Лапоски, производят впечатление пространственной глубины, движения объектов в пространстве. Художник взаимодействовал с компьютером для производства сложных фигур, которые не имеют аналогов в предыдущих художественных формах. В основном в творчестве Лапоски нет случайных элементов, каждый объект, каждая форма, продуманна, просчитана художником и задан нужный алгоритм для создания абстрактной композиции с использованием осциллографа [3].
Одна из важных особенностей в творчестве Бена Лапоски - это использование для создания композиций Фигуры Лис-сажу. Фигуры Лиссажу — замкнутые траектории, прочерчиваемые точкой, совершающей одновременно два гармонических колебания в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Впервые фигуры Лиссажу были изучены французским учёным физиком Ж. Лиссажу Lissajous; 1822—80). Вид фигур зависит от соотношения между периодами (частотами), фазами и амплитудами обоих колебаний. В простейшем случае равенства обоих периодов фигуры представляют собой эллипсы, которые при разности фаз 0 или р вырождаются в отрезки прямых, а при разности фаз р/2 и равенстве амплитуд превращаются в окружность. Если периоды обоих колебаний неточно совпадают, то разность фаз всё время меняется, вследствие чего эллипс всё время деформируется. При существенно различных периодах фигуры Лиссажу не наблюдаются, однако, если периоды относятся как целые числа, то через
Библиографический список
промежуток времени, равный наименьшему кратному обоих периодов, движущаяся точка снова возвращается в то же положение — получаются фигуры Лиссажу более сложной формы. Фигуры Лиссажу вписываются в прямоугольник, центр которого совпадает с началом координат, а стороны параллельны осям координат и расположены по обе стороны от них на расстояниях, равных амплитудам колебаний. Жан Лиссажу создавал сложные криволинейные фигуры, используя механические маятники. Механические маятники и электронные системы создавали симметричные и асимметричные движения, вырисовывая фигуры Лиссажу. В двадцатом столетии, число Лиссажу стало популярным как схема для создания абстрактных композиций. Многие экспериментировали с гар-монографам для создания изображений. В 1951 году Иван Москович экспериментировал с различными механизмами для создания рисунка, используя математические кривые, в том числе и фигуры Лиссажу. Художественные образы, состоящие из математических кривых и фигур Лиссажу которые создавались на аналоговых чертежных машинах гармонографах и электронных осциллографах, были параллельны раннему компьютерному искусству. Гармонограф - это механический аппарат с маятниками для создания геометрических изображений. Рисунки, созданные на гармонографе - это кривые Лиссажу. Гармонографы, которые начали появляться в середине 19-го века и достигли пика популярности в 1890-е годы. Хью Блэкберна, профессора преподавтеля математики в Университете Глазго, считают изобретателем Гармонографа [4]. Простой, так называемой "боковой' гармонограф при создании рисунка, использует два маятника, контролируют движение пера относительно поверхности. Один маятник движется вдоль одной оси, а другой маятник создает рисунок на поверхности перпендикулярно первой оси, изменяя частоту движения маятников, относительно друг друга создаются различные абстрактные рисунки. Даже простой гармонограф может создавать эллипсы, спирали, восьмерки и другие фигуры Лиссажу. Более сложные гармонографы состоят из трех и более маятников или связанных маятников вместе, например, один маятник прикреплен к другому, чтобы создавать вращательные движения в любом направлении.
В 70-ых годах, Бен Лапоски свяжет свою работу с кинетическим искусством, тем не менее, Бен Лапоски заложил основу компьютерного искусства, создавая на осциллографе и гормонографе разнообразные абстрактные формы, некоторые абстракции имитируют трехмерное изображение на двухмерной поверхности "почти скульптурного качества" [5]. Электронные абстракции, созданные Бенном Лапоски, тесно связаны с модернистскими направлениями в изобразительном искусстве: оптическим искусством кубизмом и футуризмом. Творчество Бена Лапоски было связующим звеном между аналоговыми и цифровыми устройствами. Конечно, те формы, которые создавались на осциллографе можно создавать без использования аналоговых или цифровой компьютерной системы, без электронно-лучевой трубки, однако, электронные методы значительно расширяют возможности в получении новых художественных форм. Гормонограф и осциллограф в 50-е годы ХХ века были новой творческой средой для художников, и предназначались для создания новых художественных форм в изобразительном искусстве.
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org
2. Ruth, L. Artist and Computer, 1976.
3. Ben, F.L. Oscillons: Electronic Abstractions, 1969. - Vol. 2.
4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org
5. Popper, F. Art of the Electronic Age. - L., 1993.
Bibliography
1. Material iz Vikipedii — svobodnoyj ehnciklopedii [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org
2. Ruth, L. Artist and Computer, 1976.
3. Ben, F.L. Oscillons: Electronic Abstractions, 1969. - Vol. 2.
4. Material iz Vikipedii — svobodnoyj ehnciklopedii [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org
5. Popper, F. Art of the Electronic Age. - L., 1993.
Статья поступила в редакцию 27.07.11