В последнее время в Кемерово процесс обогащения городской среды произведениями монументальной скульптуры малых форм. Идет постепенный отход от больших задач в синтетизации архитектурной среды. Акцент ставится больше на камерность, интимность, развлекательность монументально-декоративных средств, составляя своего рода временное убранство. Такие просчеты требуют отдельного анализа и исследования на примере так называемых «памятников» ковбою, санитарам, собаке, бабушке с внучкой и другие, расположенные в скверах, парках, набережной, внутри дворов. Уже сейчас можно сделать ряд заключений, что в системе "среда - человек" не нашли своего выражения современные эстетические потребности общества к качеству городского пространства; в системе "скульптура - архитектура" не найдены пути их композиционного и организационного содружества.
Библиографический список
Таким образом, произведения монументально-декоративного искусства, вписанные в городскую среду Кемерово в XX веке, становятся сегодня художественно и эстетически определенным, самоценным по характеру, преобразующим всю нашу жилую и общественную среду, видом деятельности. Практическая деятельность художников, которые работают со средой, становится предметом осмысления, теоретического осознания. Сегодня, сталкиваясь с проблемой понимания роли монументально-декоративного искусства как искусства, работающего в городской среде, наполненной историческими художественными традициями, необходимо решать проблемы развития современного искусства и вопросов преемственности, освоения традиций и новаторства, поиска художественного своеобразия.
1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б.Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов [и др.]; под общей редакцией Г.Б. Минер-вина и В.Т. Шимко. - М., 2004.
2. Балибанов, И.А. Кемерово вчера, сегодня, завтра. - Кемерово, 1982.
3. Новиков, Ф.А. Зодчие и зодчество. - М., 2003.
4. Толстой, В.П. У истоков советского монументального искусства. - М., 1983.
5. Историческая справка Центрального района г. Кемерово // Администрация города Кемерово [Э/р]. - Р/д: http://www.kemerovo.ru/ administration/istoricheskaya_spravka.html
6. Зодчий // Кузбасс. - 2009. - № 115. - 1 июля.
Bibliography
1. Dizayjn. Illyustrirovannihyj slovarj-spravochnik / G.B.Minervin, V.T. Shimko, A.V. Efimov [i dr.]; pod obtheyj redakcieyj G.B. Minervina i V.T. Shimko. - M., 2004.
2. Balibanov, I.A. Kemerovo vchera, segodnya, zavtra. - Kemerovo, 1982.
3. Novikov, F.A. Zodchie i zodchestvo. - M., 2003.
4. Tolstoyj, V.P. U istokov sovetskogo monumentaljnogo iskusstva. - M., 1983.
5. Istoricheskaya spravka Centraljnogo rayjona g. Kemerovo // Administraciya goroda Kemerovo [Eh/r]. - R/d: http://www.kemerovo.ru/ administration/istoricheskaya_spravka.html
6. Zodchiyj // Kuzbass. - 2009. - № 115. - 1 iyulya.
Статья поступила в редакцию 20.11.11
УДК 76.01: 004
Turlyun L.N. MATHEMATICS AT SOURCES OF COMPUTER ART. Article is devoted sources of computer art. In article basis Ben Laposki's creativity has laid down. The author focuses the attention on mathematical methods in computer art. Such concepts as an oscillograph, oscillons, harmonograph, curve Lissajous reveal.
Key words: ^mputer Art oscillograph, oscillons harmonograp, mathematical methods in computer art.
Л.Н. Турлюн, канд. Искусствоведения, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail:barturagu@mail.ru
МАТЕМАТИКА У ИСТОКОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена истокам компьютерного искусства. В основу статьи легло творчество Бена Лапоски. Автор акцентирует свое внимание на математических методах в компьютерном искусстве. Раскрываются такие понятия как осциллограф, осциллоны, гармонограф, кривые Лиссажу.
Ключевые слова: компьютерное искусство, осциллограф, осциллоны, гармонограф, математические методы в компьютерном искусстве.
Союз искусства и науки в области компьютерных технологий отражают время, в котором мы живем. Для большего осмысления и понимания синтеза искусства и науки требуется междисциплинарный подход к данной проблеме. В 1948 году художник и теоретик Джозеф Шиленгер в статье «Математические основы технического искусства» написал, что машина может создать произведение искусства, если этапы создания изображения прописать на языке математики. Компьютерное искусство и компьютерная графика тесно связано с метаматематикой. Начало компьютерной графики положили математики, многие математические функции обладают высокими эстетическими свойствами. С помощью математических формул создаются новые художественные формы, обладающие математической точностью и рациональностью. В основе компьютерного творчества лежали геометрические фигуры и числа, чередуя алгоритм чисел и геометрических фигур, компьютерный художник создавал сложные геометрические и природные формы, формируя новые художественные образы и стили. Абстрактный мир математики, объединенной с возможностью машины, отдалял художников от традиционных форм и образов в изобразительном искусстве. Использование прикладных математических методов в компьютерном твор-
честве не освобождает от знания теоретических основ, из которых эти методы были получены, кроме того, компьютерное искусство брало свое начало с аналоговых механических инструментов и чертежных машин, которые создавали графические образы на листах бумаги.
Американский математик и художник Бен Laposky нарушил границы между искусством и наукой, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. Бен Laposky был примером для будущих ученых и программистов в создании художественных образов техническими средствами. В 1952 году Бен Лопоски создал при помощи котодовой трубки осциллографа первые композиции «Электронные абстракции». Первый осциллограф был изобретён французским физиком Андре Блонделем в 1893 году. Осциллограф (лат. oscillo - качаюсь + греч. гсбцщ - пишу) - прибор, предназначенный для исследования электрических сигналов во временной области путём визуального наблюдения графика сигнала на экране либо записанного на фотоленте, а также для измерения амплитудных и временных параметров сигнала по форме графика. С помощью осциллографа наблюдают за связью между двумя величинами - к примеру, за развертыванием элект-
рического сигнала во времени [1]. Суть идеи Бена Лапоски заключалась во всевозможных перемещениях электронных лучей на флуоресцентной поверхности катодной трубки осциллографа. В дальнейшем полученные Беном Лапоски изображения были записаны на высокоскоростную пленку. По словам самого Лапоски, идея создания «Электронных абстракций» возникла благодаря его экспериментам с различными математическими системами; свою работу Лапоски называл «визуальной музыкой» [2]. Цвет в композиции создавался с помощью специальных фильтров, установленных на осциллографе. Осциллографическое искусство можно рассматривать, как визуальную музыку, так как основные художественные формы электронных абстракций напоминают звуковые волны. Используя и трансформируя синус волны, Бен Лапоски рисовал, квадратные, треугольные формы, деформируя и комбинируя их в различных сочетаниях, создавая сложные абстрактные композиции. Бен Лапоски менял форму и размер изображения, на экране, перемещая по горизонтальной и вертикальной плоскости электронный пучок света, тем самым изменял яркость и резкость цветового пятна. Важно отметить, что Бен Ла-поски настраивал свой инструмент для создания более сложных композиций, некоторые осциллоны состояли больше чем 70 различных параметров и комбинаций фигур, созданных на экране осциллографа. Бен Лапоски также создавал цветные осциллоны с использованием красного, зеленого и синего люминофора или кругового цветного колеса, вращающего с различной скоростью, работая на Осциллографе, Бен Лапоски заложил основу работы на компьютере, осциллографическое искусство было связующим звеном между абстрактной анимацией кинетическим искусством и компьютерной графикой. Изображения, созданные Беном Лапоски, производят впечатление пространственной глубины, движения объектов в пространстве. Художник взаимодействовал с компьютером для производства сложных фигур, которые не имеют аналогов в предыдущих художественных формах. В основном в творчестве Лапоски нет случайных элементов, каждый объект, каждая форма, продуманна, просчитана художником и задан нужный алгоритм для создания абстрактной композиции с использованием осциллографа [3].
Одна из важных особенностей в творчестве Бена Лапоски -это использование для создания композиций Фигуры Лиссажум. Фигуры Лиссажум - замкнутые траектории, прочерчиваемые точкой, совершающей одновременно два гармонических колебания в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Впервые фигуры Лиссажум были изучены французским учёным физиком Ж. Лиссажу ^1. Lissajous; 1822-80). Вид фигур зависит от соотношения между периодами (частотами), фазами и амплитудами обоих колебаний. В простейшем случае равенства обоих периодов фигуры представляют собой эллипсы, которые при разности фаз 0 или р вырождаются в отрезки прямых, а при разности фаз р/2 и равенстве амплитуд превращаются в окружность. Если периоды обоих колебаний неточно совпадают, то разность фаз всё время меняется, вследствие чего эллипс всё время деформируется. При существенно различных периодах фигуры Лиссажу не наблюдаются, однако, если периоды относятся как целые числа, то через промежуток времени, равный наименьшему кратному
Библиографический список
обоих периодов, движущаяся точка снова возвращается в то же положение - получаются фигуры Лиссажу более сложной формы. Фигуры Лиссажу вписываются в прямоугольник, центр которого совпадает с началом координат, а стороны параллельны осям координат и расположены по обе стороны от них на расстояниях, равных амплитудам колебаний. Жан Лиссажу создавал сложные криволинейные фигуры, используя механические маятники. Механические маятники и электронные системы создавали симметричные и асимметричные движения, вырисовывая фигуры Лис-сажу. В двадцатом столетии, число Лиссажум стало популярным как схема для создания абстрактных композиций. Многие экспериментировали с гармонографам для создания изображений. В 1951 году Иван Москович экспериментировал с различными механизмами для создания рисунка, используя математические кривые, в том числе и фигуры Лиссажу. Художественные образы, состоящие из математических кривых и фигур Лиссажу которые создавались на аналоговых чертежных машинах гармонографах и электронных осциллографах, были параллельны раннему компьютерному искусству. Гармонограф - это механический аппарат с маятниками для создания геометрических изображений. Рисунки, созданные на гармонографе - это кривые Лиссажу. Гармоног-рафы, которые начали появляться в середине 19-го века и достигли пика популярности в 1890-е годы. Хью Блэкберна, профессора преподавтеля математики в Университете Глазго, считают изобретателем Гармонографа [4]. Простой, так называемой "боковой' гармонограф при создании рисунка, использует два маятника, контролируют движение пера относительно поверхности. Один маятник движется вдоль одной оси, а другой маятник создает рисунок на поверхности перпендикулярно первой оси, изменяя частоту движения маятников, относительно друг друга создаются различные абстрактные рисунки. Даже простой гармо-нограф может создавать эллипсы, спирали, восьмерки и другие фигуры Лиссажу. Более сложные гармонографы состоят из трех и более маятников или связанных маятников вместе, например, один маятник прикреплен к другому, чтобы создавать вращательные движения в любом направлении.
В 70-ых годах, Бен Лапоски свяжет свою работу с кинетическим искусством, тем не менее, Бен Лапоски заложил основу компьютерного искусства, создавая на осциллографе и гормоногра-фе разнообразные абстрактные формы, некоторые абстракции имитируют трехмерное изображение на двухмерной поверхности "почти скульптурного качества" [5]. Электронные абстракции, созданные Бенном Лапоски, тесно связаны с модернистскими направлениями в изобразительном искусстве: оптическим искусством кубизмом и футуризмом. Творчество Бена Лапоски было связующим звеном между аналоговыми и цифровыми устройствами. Конечно, те формы, которые создавались на осциллографе можно создавать без использования аналоговых или цифровой компьютерной системы, без электронно-лучевой трубки, однако, электронные методы значительно расширяют возможности в получении новых художественных форм. Гормонограф и осциллограф в 50-е годы ХХ века были новой творческой средой для художников, и предназначались для создания новых художественных форм в изобразительном искусстве.
1. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org
2. Ruth Leavitt, Artist and Computer, 1976.
3. Ben F. Laposky, "Oscillons: Electronic Abstractions". - Autumn, 1969.
4. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org
5. Popper, F. Art of the Electronic Age. - L., 1993.
Bibliography
1. Material iz Vikipedii - svobodnoyj ehnciklopedii [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org
2. Ruth Leavitt, Artist and Computer, 1976.
3. Ben F. Laposky, "Oscillons: Electronic Abstractions". - Autumn, 1969.
4. Material iz Vikipedii - svobodnoyj ehnciklopedii [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org
5. Popper, F. Art of the Electronic Age. - L., 1993.
Статья поступила в редакцию 20.11.11