JI.B. Мартыненко,
КГУ « У/пщкая средняя школа отдела образования акимата Сарыколъского района» Костанайской области
Негиг'1 свздер: жога-ры децгейдег! ойлау, бшм, ойлау дагдылары, сын тургысынан ойлау, оку.
Ключевые слова: мышление высокого уровня, образование, навыки мышления, критическое мышление, обучение.
Keywords: higherorder thinking, education, thinking skills, critical thinking, learning.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЫШЛЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ацдатпа
Айтылмыш макалада жогары децгейдеп ойлаудьщ дагдысыныц куралымыныц мэселелер1 математиканьщ сабактарында карастырылды. Жогары децгейдеп ойлаудьщ езшдш озгешелштер1 сараланды. Жогары децгейдеп ойлаудыц куралымыныц жолдары: тэл1м-тэрбиенщ жузеге асуыныц аркылы, сурактарда молшерл1; же-ке-багдарланган бш1мнщ технологиясыныц, сын тургысынан ойлау дамуыныц технологиясыныц, жобальщтыц технологиясыныц; оку табыстыц багалау турльтурл1 эд1-стердщ игерушш1п; тапсырманыц колданысыныц топта-стыруга, окытылган жуйелеуше.
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы формирования навыков мышления высокого уровня на уроках математики. Проанализированы характерные особенности мышления высокого уровня. Намечены пути формирования мышления высокого уровня через: реализацию обучения, основанного на вопросах; применение технологии личностно-ориентированного образования, технологии развития критического мышления, проектных технологий; использование разнообразных способов оценивания учебных достижений; применение заданий на классификацию, систематизацию изученного.
Annotatoin
This article examines the problem of formation of higher-order thinking skills in mathematics lessons. Analyzed the characteristics of higher-order thinking. The ways of formation of high level are set through the implementation s of learning based on the issues, the application of technology <3 student - centered education, technology of the development О of critical thinking, design technology, the use of various p£ methods of evaluation of educational achievements, О application tasks on the classification and systematization of к the material studied. О
Человеку всегда трудно оценить свой труд, особен- ^
но труд педагогический. Что должно стать главным в к
этой шкале оценки? Может качество знаний учащих- §
ся? Но не все знания, полученные в школе, необходимы о
в жизни. Может число выпускников, ставших педаго- S гами? Но обществу нужны люди и других профессий.
в; s
m
о
го £
w О
L
О §
ш Е-
S
Рч
о
W Е-
Может оценка окружающих, но она зачастую носит личностную окраску и не всегда бывает объективной. Может количество успешных, реализованных, а потому счастливых людей? Думаю, что это главное. А как построить педагогический процесс, чтобы наши выпускники умели и могли стать менеджерами собственной жизни? Какова роль учителя математики в данном процессе?
Поиск ответов на эти вопросы подтолкнули меня к выбору темы самообразования: «Формирование навыков мышления высокого уровня на уроках математики». И этот выбор не случаен, так как в числе многообразных проблем, связанных с повышением качества образования, особую значимость приобретает проблема социального становления личности учащегося как будущего члена общества. В сегодняшнем образовательном процессе речь идет не только о передаче знаний, но и о воспитании мотивированной, инициативной, «доминантной» личности ученика, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию своего профессионального и жизненного пути. Поэтому движение в области академических стандартов в последнее десятилетие значительно сместилось в сторону формирования у учащихся навыков мышления высокого уровня.
Под мышлением высокого уровня (Higher Order Thinking Skills) понимается такой стиль мыслительной деятельности, когда учащийся умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований[6].
Мышления высокого уровня характеризуется совокупностью разных типов мышления: аналитического, направленного, творческого, оценочного, конструктивного, целеустремлённого.
Задача учителя, на мой взгляд, создавать условия для формирования навыков мышления высокого уровня незави-
симо от предмета, который он преподаёт.
В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom's Taxonomy), включающая в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня [2].
Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют: правильно ставить цели в обучении; правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся; подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям; правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.
Учащиеся осваивают навыки мышления, занимаясь решением актуальных проблем с различных точек зрения, формулируя продуманные мнения и эффективно представляя свои мнения другим людям. Создание таких условий является непростой задачей для учителя, требует от него серьёзной подготовки. Однако обучение в такой атмосфере доставляет радость не только учащимся, но и самому учителю. Для того чтобы развить в себе навыки мышления, по мнению А. Коста и Б. Калика, учащихся нужно учить идти на риск, т.е. относиться к неясности, неопределенности и риску неудачи как к нормальным явлениям [1]. Умение видеть в преодолении препятствий интерес, вызов, возможности роста и извлекать уроки из своих ошибок.
Из опыта работы над темой самообразования, по результатам участия в международном проекте «Инновационная школа 21-го века» (2010-2012гг), а также успешного прохождения уровне-вых курсов первого (продвинутого) уров-
ня были определены следующие пути формирования мышления высокого уровня:
—реализовать обучение, основанное на вопросах ;
—применять технологии лично ст-но-ориентированного образования, технологию развития критического мышления, проектные технологии, ИКТ;
-использовать разнообразные способы оценивания учебных достижений;
—широко применять задания на классификацию, систематизацию.
Обучение мышлению происходит с помощью «языка мышления», которым пользуются и учитель, и учащийся. Язык позволяет сделать акцент на процессе осмысленного обучения и проследить различия между поверхностным и глубоким мышлением. Обсуждение помогает людям думать, а ученикам - обучаться мышлению.
Одним из наиболее распространенных языковых средств являются вопросы учителя. Существуют вопросы разных типов. Каждый тип предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» (закрытые вопросы, «тонкие» вопросы) и «высшего» (открытые вопросы, «толстые» вопросы) порядка.
Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.
Вопросы низшего порядка (закрытые вопросы, «тонкие» вопросы) :
-ориентированы на проверку фактического знания;
—содержат ограниченный спектр
возможных правильных ответов;
—направляют мысль обучаемого;
—обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы.
Пример: Если человек каждый месяц откладывает 200$ на сбережения по вкладу 1.5% ежемесячно, сколько времени ему потребуется, чтобы накопить 1 миллион долларов?
Вопросы высшего порядка (открытые вопросы, «толстые» вопросы):
—строятся на основе фактического знания;
—требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом;
—имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск;
—требуют более глубокого обдумывания темы;
—побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос;
—обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему и каким образом;
—вопросы почему часто требуют рассмотрения отношений между переменными и анализа информации;
—вопросы каким образом ведут к решению проблемы и синтезу информации;
—вопросы который ведут к продуманному принятию решения, а вопросы что - к рефлексии;
—возможно использование других ключевых слов, но реже.
Пример: Задание №1 Как вы
должны инвестировать свои деньги, чтобы на пенсии быть миллионером?
Задание №2 Оцени, что выгоднее для бюджета твоей семьи - содержание 10 куриц или 10 кроликов, если 1 курица за месяц съедает 3 кг зерна, а кролик —4 кг зерна и 3 кг сена, если 1 кг зерна стоит 32 тг, 1 кг сена стоит 50 тг. Польза
т
о
го £
РЧ
О в; х
1-4
о §
к
Рч
о
от содержания куриц: яйцо, мясо, перо, цыплята.
Польза от содержания кролика: мясо, шкурка, приплод.
Задание №3 Оцени роль действий с многочленами при решении уравнений. Составь и реши задачи о количестве домашних животных на личном подворье, применяя данную тему.
Задание №4 Порассуждай, где в жизни твоей семьи встречается сравнение рациональных чисел и приведи примеры.
Зачастую забытой оказывается такая важная составляющая осмысленного обучения, как вопросы учащихся. В традиционной системе образования учащиеся только отвечают на вопросы, а не задают их. Годами учащиеся просиживают в классах, где учителя задают вопросы, на которые они сами уже заранее знают ответы [3]. Настоящая проблем-ность, которая является неотъемлемой частью любого обучения, при этом возникает редко. Как считают методисты и психологи, культура осмысленного обучения должна строиться на сложных вопросах, которые действительно являются проблемными для учителей и учеников. Любой вопрос связан с риском, поскольку, задавая его, мы, тем самым, признаем недостаточность своих знаний в данной области. Тем не менее, для развития навыков мышления принципиально важно § создать обстановку, в которой учащиеся
^ могли бы свободно задавать вопросы о ю
О предмете изучения, адресовать их учите-
^ лю и друг другу.
РЧ
О Дж.Т. Диллон, профессор педагоги-
К ки, дает ряд советов о том, как создавать и _
О мотивацию учащихся на то, чтобы они
О задавали вопросы [4]:
и • предоставляйте возможность уча-
5 щимся задать вопросы после своего объ-3 яснения;
Рч
О • периодически просите учащихся
н записывать вопросы по изучаемой теме, которые у них возникли;
• предлагайте учащимся задавать вопросы вам или другим учащимся во время обсуждений;
• обучайте учащихся задавать вопросы к текстам или другим учебным материалам;
• поощряйте вопросы;
• помогайте учащимся в поиске ответа на вопрос;
• выясняйте, в чем, по мнению учащихся, суть вопроса;
• высоко оценивайте знания учащихся, проявившиеся в вопросе;
• демонстрируйте подлинный интерес к вопросу.
Задание №1 Сформулирую вопросы по теме урока
Основополагающий Учебной темы Содержательные (частные)
Итак, для формирования навыков мышления высокого уровня использую вопросы. Вопросы — это тот инструмент, который мы часто используем, чтобы помочь нашим ученикам продумать сложную проблему или спорный вопрос. Наши вопросы должны быть тщательно разработаны, иначе мы не получим от учащихся предполагаемый результат. Хорошо продуманные открытые вопросы особенно важны. У учащихся следует развивать мыслительные умения более высокого уровня, позволяющие глубже понимать факты, анализировать их, делать хорошо обоснованные выводы и видеть общую картину явлений.
Известно, что различные графические способы представления информации играют важную роль в мыслительных процессах, а именно:
1-е использованием графических схем легче увидеть изучаемую проблему; 2 - графика помогает наглядно и
понятно для себя ученикам представить структуру решаемой задачи;
3 - когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
4 - повышается мотивация, становится легче воспринимать идеи: человеческому мозгу всегда нужны графические образы;
5 - с использованием графических схем можно «раскачивать » свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;
6 - существует множество проверенных временем способов повысить креативность, и многие из них включают в себя методы, основанные на графических изображениях. Даже простой пространственный образ будет стимулировать мозг к выработке новых идей гораздо эффективнее, чем множество слов.
Пример: Задание №1 Установи, какие числа больше нуля, какие меньше нуля и представь свои примеры, используя схему «Рыбная кость».
Задание №2
Рассмотрите три вида неполных квадратных уравнений: ах2 = 0, ах2 + Ьх = 0, ах2 + с = 0 и способы их решения. Во время работы учащиеся делают на полях пометки:
Чтение текста с пометками: + я это знал, — я этого не знал, ! это меня удивило, ? хотел бы узнать подробнее. Полученные данные обучающиеся заносят в таблицу.
Итак, как можно научить навыкам мышления высокого уровня?
На мой взгляд, чтобы обеспечить формирование навыков мышления высо-
кого уровня на уроках математики, учителю следует придерживаться данных практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы; научить ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности.
Формирование мышления высокого уровня становится ценностно-смысловым ориентиром современного образования. Возникшая острая необходимость не просто обучать учащихся, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Мы должны четко осознавать, чего мы хотим получить от ученика, что они должны достичь и как к этому результату прийти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Anderson, L.W., Krathwohl, D.R. (2001). A taxonomy for learning, teaching, and assessing. - New York: Longman. 2000.
2. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman., 1994.
3. Буланова-Топоркова, M.B., Духав- ^ нева, A.B., Кукушкин, B.C., Сучков, Г.В. 3 Педагогические технологиих[Текст]:У- ^ чебное пособие для студентов педагоги- $ ческих специальностей,—М., 2004. ^
4. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., §
~ к
Муштавинская, И.В. Учим детей мыс- С
лить критически [Текст].— СПб.,- 2003. g
5. Дайана Халпер, Психология кри- ^ тического мышления.
S
6. Финкелыптейн, Э.Б. Теоретичес- « кие основы активных методов обучения. § [Текст]-М., 2002. и