Научная статья на тему 'Развитие навыков критического мышления на уроках истории, как основы формирования нового общественного сознания у студентов'

Развитие навыков критического мышления на уроках истории, как основы формирования нового общественного сознания у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ДЕБАТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СЫНИ ОЙЛАУ / СЫНИ ОЙЛАУДЫ ДАМЫТУ ТЕХНОЛО-ГИЯСЫ / ПіКіРТАЛАС ТЕХНОЛОГИЯСЫ / CRITICAL THINKING / TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT / DEBATE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хан Т.Н.

В статье раскрываются основные цели и задачи преподавания истории на современном этапе развития общества в условиях модернизации общественного сознания. Исследуется процесс формирования навыков критического мышления посредством дебат-ной технологии.Мақалада қоғамдық сананы жаңғырту жағдайында қоғам дамуының қазіргі кезеңіндегі оқыту тарихының негізгі мақсаттары мен міндеттері көрсетіледі. Пікір-талас технологиясы арқылы сыни ойлау дағдыларын қалыптастыру процесі зерттеледі.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the main goals and objectives of teaching History at the present stage of society development under the conditions of public consciousness modernization. The process of critical thinking skills formation through debate technology is studied in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков критического мышления на уроках истории, как основы формирования нового общественного сознания у студентов»

Т.Н. Хан,

преподаватель общественных дисциплин, Рудненский социально-гуманитарный колледж имени ИЛлтынсарина, Костанайская область

He?ii?i свздер: сына ойлау, сыны ойлауды дамыту техноло-гиясы, тюрталас технологиясы.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, дебат-ная технология.

Keywords: critical thinking, technology of critical thinking development, debate technology.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ

Ацдатпа

Макал ада когамдык сананы жангырту жагдайында когам дамуыньщ Ka3ipri кезещндеп окыту тарихыньщ непзп максаттары мен мшдеттер1 керсетшедг Пшр-талас технологиясы аркылы сыни ойлау дагдыларын калыптастыру npoueci зерттеледг

Аннотация

В статье раскрываются основные цели и задачи преподавания истории на современном этапе развития общества в условиях модернизации общественного сознания. Исследуется процесс формирования навыков критического мышления посредством дебат-ной технологии.

Annotation

The article reveals the main goals and objectives of teaching History at the present stage of society development under the conditions of public consciousness modernization. The process of critical thinking skills formation through debate technology is studied in the article.

Глава нашего государства Назарбаев Н.А. в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркивает, что масштабные преобразования в стране невозможны без ос преобразования общественного сознания [1].

Исходя из этого, главная задача истории - воспи- ^ тать гражданина Казахстана, активного, способного N к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в 2

демократическом самоуправлении, чувствующего от- и

ветственность за судьбу своей страны и человеческой ^ цивилизации, патриота родной культуры.

Уроки истории должны учить обучающихся не = столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентировать- ^ ся в массе исторических сведений, находить при- 2 чинно-следственные связи между историческими ~ явлениями, отделять существенное в историческом ~ процессе от второстепенного.

Необходимо воспитывать историзм - умение пони- — мать и оценивать события прошлого в их взаимосвя-

зи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.

Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

В рамках нового подхода к обучению истории главным является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога, и учащихся, является порождение новых знаний, способов действий.

Требования к учебному процессу истории:

1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной не напряженной обстановке.

5. Давать учащимся возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций так, что-

в- бы они смогли понять их прикладное значе-| ние [2].

щ В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического 2 мышления.

Цель данной образовательной технологии

и

ш - развитие мыслительных навыков учащихся, О необходимых не только в учебе, но и обычной с жизни (умение принимать взвешенные реше-~ ния, работать с информацией, анализировать ~ различные стороны явлений и др., т.е. комму-О никативные и рефлексивные умения и дей-п ствия учащихся).

Применение технологии критического з: мышления на уроках истории и обществозна-5 ния позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития

мыслительных способности школьников.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность.

Так Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют критическое как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критически мыслящие способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем. Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт [3, с.123].

Структура уроков по развитию навыков критического мышления имеет три части: вызов, осмысление, рефлексия.

Сегодня современный преподаватель должен стремиться к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении студентов. Это и есть та самая коллаборативная среда, которая способна раскрыть индивидуальные способности каждого обучающегося.

Поэтому на протяжении всего процесса обучения истории основным критерием успешности стало развитие у студентов навыков критического мышления.

т

Так, например, этап вызова урока по теме «Казахско-джунгарские войны» я начала с просмотра отрывка исторического фильма «Жаужурек мьщ бала». Студенты, посмотрев отрывок, должны были рассказать о том, какие чувства он у них вызывает, что они думают по поводу увиденного. После обсуждения в парах интересно было услышать мнения о событиях начала 18 века, рассказывающие о казахско-джунгарских отношениях, показанные в фильме. Они потрясли их, многие студенты даже не ожидали, что отечественный исторический фильм может так затронуть и заинтересовать их. Студенты смело высказывали свою точку зрения, рассказывали о своих переживаниях. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний. Я сочетала индивидуальную и групповую работу: индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

На этапе осмысления, когда учащиеся уже работали с текстом, было видно как активно они ищут ответы на те вопросы, которые у них возникли на этапе вызова. Обмен мнениями способствовал выработке идей, которые подчас были неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиску ответов, которые будут стимулировать дальнейшее изучение материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.

Рефлексия проводилась с помощью стратегии «Бортовой журнал», при заполнении которого студенты пытались не просто записать то, что они узнали нового, но и переоценить, пересмотреть то, что знали раньше по этой теме. Сильные студенты смогли сделать вывод о том, какую роль данные исторические события сыграли в дальнейшей судьбе казахского народа. Первоначально планировалось, что все студенты самостоятельно придут к такому выводу. Ожидаемый результат достигнут был не всеми, так как студенты данной группы слабо владеют приемами анали-

за, синтеза и еще предстоит большая работа в этом направлении. Считаю, что рефлексию необходимо проводить на каждом занятии, поскольку именно на этом этапе происходит самое главное на уроке. Преподаватель не просто получает обратную связь, но и выявляет проблемы, которые необходимо решить. Это есть рефлексивное преподавание, которое предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует дальнейшего исследования и изменения.

На одном из занятий, работая в группах, на этапе осмысления, студенты должны были составить два дебатных кейса. Первая группа составляла кейс по теме «Эта палата считает, что присоединение Казахстана к Российской империи оправдано», вторая группа делала оппозиционный кейс «Эта палата считает, что присоединение Казахстана к России неоправданно». Сама структура кейса (дефиниции, статус кво, ценность, аргументы, факты, вывод) побуждает студентов к активному поиску информации по заданной теме, причем в строгой логической последовательности. В кейсе одно утверждение должно вытекать из другого. Составление кейса научило студентов анализировать, обобщать, сравнивать. Для меня было очень важно, то, как студенты смогут сформулировать самостоятельно основную идею или ценность своего кейса и выразить ее одной точной фразой. Совместная работа в группе по составлению дебатного кейса нау- -чила студентов самостоятельному и творче- ^ скому мышлению.

Весьма примечательной была философия Я оппозиции на данном занятии. Это были ело- ^ ва И.Гете из бессмертного «Фауста»: «Лишь О тот достоин жизни и свободы, кто каждый ~ день за них идет на бой» [4].

Выдвигаемые аргументы подтверждались 5 историческими фактами. Кейс правительства Е заканчивался самостоятельным выводом о = том, что именно в рамках Российской импе- ^ рии удалось сохранить и развить казахскую О народность в 18 веке.

Студенты отмечают, что совместное со- m ставление кейса развивает у них такие каче- i ства, как: готовность к планированию, гиб- -кость, настойчивость, готовность исправлять

ошибки, поиск компромиссных решений.

Дебаты отличаются от исследовательской и кумулятивной беседы тем, что во время дебатов создается конкурентная среда, соперничество, а не сотрудничество, сталкиваются различные точки зрения, что дает возможность развитию ораторских способностей у студентов. Исследовательская и кумулятивная беседа также приметаются на уроке истории. Например, исследовательская беседа использовалась студентами при написании проектов по теме: «Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны».

На занятии мы со студентами на этапе осмысления использовали стратегию «Тур по галерее». Группы очень интересно представили свои выступления, каждый студент пытался внести свою посильную лепту в презентацию группы. Данная работа позволила выявить тех студентов, которые были ранее не активны, не проявляли интереса к учебе. Активизировалась работа на занятии всей группы. Результатом работы на этом занятии стало: повышение эффективности восприятия информации, умение критически мыслить; умение работать в сотрудничестве с другими, повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся: осуществляют контакт с новой информацией; сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентируем ют свое внимание на поиск ответов на возник-Е шие вопросы и затруднения; обращают вни-^ мание на неясности, пытаясь поставить новые 5 вопросы; стремятся отследить сам процесс о: знакомства с новой информацией, обратить

0 внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему; гото-

2 вятся к анализу и обсуждению услышанного —г

или прочитанного.

Таким образом, и происходит развитие й навыков критического мышления у студен-

1 тов. Учитель на данном этапе: может быть О непосредственным источником новой ин-

3 формации, в этом случае его задача состоит со в ее ясном и привлекательном изложении, з: отслеживает степень активности работы, 5 внимательности при чтении, если студенты

работают с текстом, предлагает для организа-

ции работы с текстом различные приемы для вдумчивого чтения. При составлении исследовательских вопросов по теме студенты учились работать по таксономии Блума. На этапе рефлексии мы использовали стратегию «Ромашка по Блуму». Работая в паре, студенты заполняли лепестки ромашки. Данная стратегия отлично развивает познавательные способности, логическое мышление. Во время осмысления учащиеся, взаимодействуя друг с другом, занимаются совместным поиском ответов на вопросы и постановкой проблем, которые необходимо исследовать. Это требует от студентов, в подавляющем большинстве случаев, самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования.

Р. Бустром отмечает: «Рефлексия - особый вид мышления ... Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывали все этапы нашей работы, но имели разные формы и функции. Развитие критического мышления, рефлексивного мышления - это теперь одно из самых главных направлений современной педагогической деятельности учителей истории [5,с. 198], поэтому использованию на уроках придаю первостепенное значение.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания. [Электронный ресурс] www.akorda.kz

2.ВяземскийЕ.Е.,СтреловаО.Е.Как сегодня преподавать историю в школе. [Электронный pecypc]http://texts.news/istorii-prepodavaniya-metodika/kak-segodnya-prepodavat-istoriyu-shkole.html

3.Руководство для тренера. Учебное пособие. Назарбаев Интеллектуальная школа, 2015. - 168с.

4.Гете И, Фауст. - М., 2013. - 448с.

5.Руководство для студента. Учебное пособие. Назарбаев Интеллектуальная школа, 2015. - 198с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.