Научная статья на тему 'Математическое описание режимов работы электропривода с энергосберегающим асинхронным двигателем'

Математическое описание режимов работы электропривода с энергосберегающим асинхронным двигателем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
128
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Косматов В. И., Мугалимов Р. Г., Провоторов Е. А., Танич В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическое описание режимов работы электропривода с энергосберегающим асинхронным двигателем»

УДК 62-83:621.313

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РЕЖИМОВ

РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

В.И. Косматое, Р.Г. Мугалимов, Е.А. Провоторов,

В. О. Танич

Магнитогорский государственный технический университет, им. Г.И. Носова, Россия, г. Магнитогорск zheka_gh@mail.ru

Электроприводы с асинхронными двигателями получили широкое применение во многих отраслях промышленности, на транспорте, сельском хозяйстве и быту благодаря ряду существенных преимуществ по сравнению с другими типами двигателей.

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором обладает простотой своей конструкции; не имеет ни коллектора, ни контактных колец, т.е. является бесконтактным двигателем; требует для своего изготовления меньше цветных и черных металлов, что делает его самым дешевым двигателем; значительно легче других двигателей, обладает меньшим моментом инерции при одной и той же мощности, т.е. явля-

.

Однако асинхронным двигателям с короткозамкнутым ротором присущи два серьезных недостатка:

1. Низкие регулировочные свойства без специальных преобразо-

.

2. Относительно низкий коэффициент мощности (coscp), т.к. для

-

щий ток, составляющий (30-70)% от номинального тока двигателя,

.

Длительное время асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором использовался, в основном, в нерегулируемых электроприводах. Это обширный класс механизмов, которые не предъявляли к дви-

-

тельности за счет изменения скорости двигателя (насосы, пылесосы, воздуходувки, вентиляторы и т.п.).

-

ременного тока с неизменными значениями напряжения U = const, частоты f = const в энергию с U = var и / = var первый недостаток

традиционного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с преобразователем частоты (ТАД с ПЧ) в настоящее время преодолен.

Что касается второго недостатка, то он может быть существенно преодолен путем создания энергосберегающих асинхронных двигателей (ЭАД) с дополнительной компенсационной обмоткой на статоре, замкнутой на конденсаторную батарею. При определенных параметрах компенсирующего конденсатора, возможно не только устранить потребление реактивной мощности из сети, но и обеспечить отдачу реактивной мощности в сеть [1].

В научных трудах [2, 3] широко освещены вопросы создания энергосберегающих асинхронных двигателей, проведены глубокие исследования свойств электроприводов насосных агрегатов, предложены методики электромагнитного расчета параметров энергосберегающих двигателей, осуществлено моделирование электропотребления насосных агрегатов, созданных на основе ЭАД и ТАД, широко проведены экспериментальные исследования и внедрение ЭАД в действующие .

В предлагаемой работе рассматривается математическое описание

-

.

Уравнения трехфазной асинхронной машины с компенсационной обмоткой на статоре

-

занных обмоток, причем взаимное положение этих обмоток в пространстве при вращении ротора ( см. рис. 1. а) непрерывно меняется. Взаимоиндуктивность между обмотками А (статора) и а (ротора) принимается с учетом принятых допущений, равной

МАа=Мпс о&0Аа, (1)

а между обмотками А' (статора) и а (ротора)

МАа=М32С05вАа, (2)

где М12 (М32) - максимальная величина взаимоиндуктивности, которая имеет место при совпадении осей А и а ( А' и а), Гн;

дАа = 6Аа = 02угол между осями обмоток статора и ротора, эл. градус.

Схематично асинхронная машина показана на рис. 1. б. Она содержит две трехфазные обмотки на статоре (рабочая 1 и компенсационная 3) и трехфазную обмотку на роторе 2. Рабочая обмотка статора подключена к симметричному трехфазному источнику напряжения иА, ив, ис. Параметры обмотки ротора и компенсационной обмотки при-

ведены к рабочей обмотке статора. Математическое описание такой машины базируется на известных законах электромеханики.

На основан™ второго закона Кирхгофа можно записать уравне-

.

Для обмотки 1 статора:

ид — ЯА1А +

^в — ^вЬ +

ис = ЯС1С +

Для обмотки 2 ротора:

О = ЯХ +

0 = Ль*ь +

О = клг +

сШ>трА <И

<и '

(И ' с№хрь

<Р¥фс <И '

(3)

(4)

Для компенсационной обмотки 3 статора:

0 = * А V

с1Ч>1рА-

+ —■—+ и

С А

О = +

О = ЯС1С- +

йч>грв

л +и-

■+иг

(5)

dt ' сс'

где ил. 11в, ис - мгновенные значения напряжений на зажимах фаз статора; +рА. 1ра,1рА - полное потокосцепление фаз А, а, А'; ЯА=КВ=ЯС=Я1 - активное сопротивление фаз рабочей обмотки 1 статора; /?а=/?й=/?с:=/?2 - активное сопротивление фаз обмотки 2 ротора; ЯА =ИВ=ПС=И,- активное сопротивление фаз компенсационной обмотки 3 статора; 1А. 1А. ¿а,- токи в фазах рабочей обмотки 1, компенса-

исс- - мгновенные

ционной обмотки 3 и обмотки 2 ротора; IIСА , (У

'св

значения напряжений на конденсаторах фаз компенсационной обмотки

1 г

3 статора, иСА= Е/ ■= 1/сс- =—]

С/Л

* и с

(С к в ^

~ ©

А & В& 0ф

1Л 1 1 с

©

А^ ^ С^

л- С к ~г С к ~г С к

Мп=Мг

©

(Л 1,41}

'М23=М32

6)

Рис. 1. Система магнитосвязанных обмоток компенсированного двигателя

Вторым используемым законом является закон Ампера, который связывает потокосцепление обмоток с токами, протекающими по обмоткам.

Для рабочей обмотки 1 статора

гЧ'фд = ЬАА1А + ЬДВ1В + ЬАС1С + ЬАа1а + ЬАЬ1Ь + ЬА(ЛС + ЬАА.1А: + Ьав4в. + ЬАСЛС:; | Ч^Фв = ^вди + ЬВВ1В + ЬВС1С + ЬВа1а + ЬВ1ДЪ + ЬВ(ЛС + ЬВАлА. + Ьввлв. + ЬВС4С. ; (6) I Ффс = ЬСА1д + ЬСВ1В + ЬС(4С + ЬСа1а + Ьсь1ь + ЬС(лс + ЬСАлА. + ЬСВ4В. + ЬССЛС.

Для обмотки 2 ротора

Г ^Фа = ^аА1А + ЬаБ1в + Ьа(4в + Ьаа1а + Ьаь1ь + Ьа(лс + ЬаД4А. + ЬаВлБ, + Ьаслс\

I Ч'Фь = ^ьа'А + ^ъв'в + ^ьс'в + Цга'а + ^ьь'ь + ^Ьс'с + ^ЬА^А' + ЦэВ'^В' + ¡-'ЬС'^С'' I Ч'Фс = ^са^А + Ьсв1в + ЬсС1в + Ьса1а + Ь^ь + ЬС(ЛС + ЬсА'1А' + + Ьсслс.

в

Для компенсационной обмотки 3 статора

(Ч'Фа' = ЬА'АаА' + ЬА'В'1В' + ЬА'сас- + ЬА'Д1Д + ЬД.В1В + ЬА.С1С + ЬА.аь, + ЬА.ь1ъ+ЬА.с1с; тЧ'Фв1 = 1-,в'А'1А' + ^в^в1 + ЬВ.С4С. + ЬВ.А1Д + ЬВЪ1В + Ьв.с1с + ЬВ'а1а + Ьв.ь1ь+Ьв.с1с; (8) I Ффс = ЬСАлА. + Ьсвлв. + Ьсслс + ЬСА1А + Ьсв1в + ЬСС1С + ЬСа1а + Ьс.ь1ь+1_,с(лс, где ЬАА ,Ьаа . 1А.Д. - полные индуктивности фазы рабочей обмотки статора, фазы обмотки ротора и фазы компенсационной обмотки статора, определяемые главными потокосцеплениями и потокосцеплениями в

> Laa — Lm(p + L2rT;LA.A. — Lmá) +

-'тф

фазах А, а, А': ЬАА = Ьтф + Lla L3rT;Lmф - главные индуктивности фаз; L1(T L2rT L3lJ- индуктивности рассеяния фаз обмоток; LAB, LAC - коэффициенты взаимоиндуктивности между рабочими обмотками 1 фазы статора и двумя другими его обмотками, сдвинутыми относительно её на 120 и 240 эл. градусов; Lab, Lac - то же, для обмотки ротора; LA'B', LA'C' - то же для компенсационной обмотки, Lab = Lac = Lab = Lac = La,b, = La,c, = LAA: =

Lab' = Lac = LA>A = LB A = LC,A = Lmф ■ cos = Lm^ " cos (~) = —0,5 ■ Lmф.

Коэффициенты взаимоинду кции, учитывающие влияние токов в фазах обмотки ротора на потокосцепление обмотки фазы А и А' обмоток статора ( см. рис. 1.6.), записываются в виде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LAa ~ LA'a ~ Lтф cos(62) '>

Laö — LAb — Ьтф cos ( 62 + ^ );

Lac — LA с — Lm(p cos

(б2"

2tt\ 2 n\

T/'

(9)

Коэффициенты взаимоиндуктивности, учитывающие влияние токов обмоток статора на потокосцепление обмотки ротора, записываются в виде:

LaA - LaA, - Ьтф cos(2tt - 02) - Ьтф cosö2 ;

■ LaB ~ LaBr — Ьтф cos(2tt/3 ■ Lac = Lac = Lmtj> cos(4tt/3

02) = Lm4, cos(02 -2тг/3); ■62) = ¿m^COS(62 + 2ТГ/3).

(10)

С учетом изложенного для фаз А, А' обмоток статора и фазы а ротора система уравнений, описывающих электромагнитные процессы, примет вид:

и

и1 А ~ А +

o=R3i1A,+

dt cKJ llA

dt 1

dt;

(11)

0=R2ha +

К ■ dt

tl и' -

*Pia — (^тф + LlS^i1A 0,5 Ьтф11В 0,БЬтф1АС 0,БЬтф11А Q>5Lmipi1B' — 0,5Ьтф11С' + 1тф (cos92i2a + cos (^2 + hb + cos (02-j-)i2c);

02a — {^тф + ^2s)ha ®'5Ьтф(12Ь + he) + '-'тф

(cos62i1A +

(e2 - у) ilB + cos (б2 + y) he + cosd2hx + cos (б2 -

cos

y) 11B' + COS

(13)

(14)

^Pia ~ {^тф + L3§^)i1A' 0,БЬтф11В' 0,5Ьтф11А 0,5Ьтф11В

Lшфке + Ьтф (cOS62i2a + COS (б2 + у) i2b + COS (в2 - у) ¿2с)-

Аналогично записываются уравнения для потокосцеплений

01В, 01О 02Ь'02о 01В'' 01 С'-

Девять уравнений равновесия вида (11), девять уравнений для потокосцеплений вида (12, 13, 14) образуют первый вид уравнений, входящих в систему дифференциальных уравнений короткозамкнутого асинхронного двигателя с компенсационной обмоткой на статоре.

Электромагнитная энергия обмоток асинхронной машины может быть определена по формуле

W

v * -зл

= -(.Фа1А + 0В^В +0CtC + 0<А + + 0Л +

(15)

Фа*А'+ФВ*В' + Фскд-Тогда электромагнитный момент определяется частной производной по геометрическому углу от общего запаса электромагнитной энергии

dW3M М = -гг—Р-п

д<Р,

(16)

где Рп - число пар полюсов двигателя.

Уравнение движения электропривода в условиях абсолютно жесткого приведенного звена при J = const запишется в виде

] dw3„

(17)

рп м

где ол гугловая скорость вращения ротора в электрическом пространстве, эл. рад/с; со = и>эл/Рп- угловая скорость вращения ротора в физическом пространстве; ] - момент инерции электропривода, приведенный к валу двигателя; Мс - приведенный к валу двигателя статический момент сопротивления.

Выражения (11, 12, 13, 14, 15, 16) и (17) образуют систему дифференциальных уравнений асинхронной машины. Эта система содер-

жиг 20 уравнений при 20 неизвестных - 9 токов. 9 потокосцеплений, электромагнитный момент, скорость вращения или угол поворота

Следует отметить, что в рассматриваемой системе используются понятия только электрического угла (рэл и соответственно скорости

^Фэл /1 1 \

вращения ши = что позволяет решать совместно уравнения (11),

(12), (13), (14) и (15, 16, 17).

С другой стороны в уравнениях электромагнитного момента и

-

ческих углов и скорости

_ ¡Рэл Ч^физ р

физ

1 п

Этим и объясняется наличие в формулах (16), (17) в качестве коэффициента число пар полюсов Рп. Такой подход позволяет использовать полученную систему уравнений при любом числе пар полюсов .

Выведенная система дифференциальных уравнений трудоемка при аналитическом решении. Она высокого порядка и содержит нелинейные уравнения с периодическими коэффициентами. В связи с этим

-

шины, записанная в реальных фазных величинах токов и потокосцеплений , должна быть преобразована в систему с постоянными коэффи-

.

Список литературы

1. Патент 2112307 Ш, МКИ 6 Н02К17. Асинхронная компенсированная электрическая машина/ А.Л. Савицкий, Р.Г.Мугалимов, Л.Д.Савицкая// Открытия. Изобретения. 1998г. №15

2. Мугалимов Р.Г. Асинхронные двигатели с индивидуальной

:

Монография. - Магнитогорск: МГТУ, 2011. 250с.

3. Мугалимов Р.Г. Математическая модель энергосберегающего индивидуально - компенсированного асинхронного двигателя. Известия вузов. Электромеханика. 2004. №2. С 69-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.