Научная статья на тему 'Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике'

Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
профилизация / профили / математика / ЕГЭ / profiling / profiles / math exam

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Аушева Мадина Ахмедовна

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос профилизации средней школы, перспективы введения профильных классов для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике, проблемы, связанные с переходом к профилям, и алгоритм реализации профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Аушева Мадина Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematics education in school. The project profiling school to pass the exam in mathematics profile

Abstract: the article addressed the issue of profiling high school prospects for the introduction of specialized classes to pass the exam in mathematics profile, the problems associated with the transition to profelyam algorithm implementation profeley.

Текст научной работы на тему «Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике»

Mathematics education in school. The project profiling school to pass the exam in

mathematics profile

Fargieva Z , Ausheva M. (Russian Federation)

Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы

для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике

Фаргиева З.С. , Аушева М. А. (Российская Федерация)

2Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya - ассистент-преподаватель;

2.Аушева Мадина Ахмедовна / Аusheva Madina - старший преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет,

Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос профилизации средней школы, перспективы введения профильных классов для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике, проблемы, связанные с переходом к профилям, и алгоритм реализации профилей.

Abstract: the article addressed the issue ofprofiling high school prospects for the introduction of specialized classes to pass the exam in mathematics profile, the problems associated with the transition to profelyam algorithm implementation profeley.

Ключевые слова: профилизация, профили, математика, ЕГЭ.

Keywords: profiling, profiles, math exam.

В последние годы роль математики как в науке, так и в жизни общества в целом существенно возросла. Математические методы исследования все активнее используются не только в химии, биологии, экономике, но также в педагогике и медицине.

И сегодня очевидно, что классическая система образования, устоявшаяся поколениями, становится всё более несовершенной, ведь все стремительно меняется вокруг, и система образования также не может оставаться неизменной. Нужно движение вперед! Об этом говорят многие и пытаются создаватьразличные модели будущей школы, идеальной школы, реализуя на практике идею возможности управлять будущим. Ведь от того, каким мы сделаем наше сегодня, зависит наше спокойное и стабильное завтра. Ведь они -наши дети, приходящие в школу, в недалеком будущем станут хозяевами страны и мира. Может, довольно уже экспериментировать и пора задуматься об их благополучии, так как именно таким образом мы делаем шаг к управлению своим будущим.

Научной и педагогической общественностью нашей страны и республики Ингушетия также большой акцент делается на содержание математического образования в школе.

На данный момент во введении профильного обучения назрела острая необходимость. Это связано в первую очередь с ситуацией в стране, которая нуждается в квалифицированных кадрах и хороших специалистах. Это может обеспечить лишь индивидуализированное, функциональное и эффективное образование. В этом и состоит основная идея обновления старшей ступени общего образования.

Также немало важным аспектом при переходе на всеобщее профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы является психологический аспект, так как профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

Для введения профилизации общего образования во всех школах страны можно опираться на ряд законодательных документов. Как основу можно рассматривать «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования», а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которое на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение [2, с. 13-16]. Однако первый и очень важный шаг в этом деле - глубинный анализ предрасположенности подростка к изучению и практическому освоению тех или иных профильных предметов (дисциплин).

Профилизация, введение профильных классов не является новой идеей. Она вводилась и в конце 60-х гг. и в начале 80-х гг., и в 90-х гг. Однако до настоящего времени не до конца исследованной остается проблема создания организационно-педагогической модели математического образования в условиях профильной школы и мониторинга ее реализации.

И пока мы думаем и размышляем, наши дети - уже в новых условиях реализации современного образования.

Несмотря на спорные моменты в этом вопросе, в последнее время всё больше внимания в российском образовании уделяется профильному обучению, и это не случайно. Ведь одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы ребенка, его индивидуальность, неповторимость, отличительность. Профильная школа позволяет создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования А не это ли реализация мыслей о будущем?

Несомненно, современным российским школьникам можно позавидовать! У них появилась возможность выбирать уровень изучаемых учебных предметов, элективные курсы, составляя свой учебный план. Они еще в школе могут попробовать себя в различных видах деятельности, более или менее определиться в выборе будущей специальности, а не просто использовать два года старшей школы, чтобы подготовиться к ЕГЭ или к поступлению в ВУЗ. Они имеют возможность управлять в какой-то мере своим будущим! И в этом заслуга профильной школы. Актуальность этого вопроса заключается и в изменениях и модернизации общего образования и перспективах, которые даст профилизация всего старшего звена школы, учитывающие предпочтения школьников при выборе того или иного профиля.

При организации профилей основополагающим должен быть запрос учащихся и их родителей, а также потребности рынка труда конкретного региона, города, района. Неменее важный показатель — возможности школы (кадры, материально-техническая база). Конечно, при реализации эксперимента по введению профильного обучения есть и будет множество проблем:

Количество школ с настоящими, а не номинальными профильными классами мало. Фактически нет действенного распределения между обязательными и факультативными предметами (дисциплинами). Выбор профиля узок или является формальностью;

1. Нет возможности самостоятельно выбирать профиль обучения. Распределение между профильными классами (там, где они есть вообще) производится на основе успеваемости, класса или ученика, то есть, исходя из оценок, а это, как мы знаем, не показатель «призвания» ученика в той или иной деятельности.

2. Многие учащиеся в возрасте 13-14 лет просто не готовы выбрать профиль, впрочем, не только они, и родители и педагоги также в этом возрасте не могут в полной мере определить, что подходит ребенку.

3. Переобучение учителей, укрепление материально-технической базы, экзамены, подбор учебников.

Все эти проблемы связаны с первичной профориентацией, и прежде чем переходить к профилизации как

к системе со своими плюсами и минусами, необходимо понять, что это процесс двухэтапный:

- выбор специфики (профиля) обучения в старших классах школы (выбор колледжа, училища и т. п.);

- выбор будущей профессии и соответствующей специальности для получения высшего или специального образования.

А строительство новой профильной школы должно основываться на серьзных, в первую очередь, качественных изменениях, как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса и в форсированной подготовке кадров. Нужно иметь четкое представление, что такое профиль и профилизация, чтобы предложить школе, региону стране переход к этой системе.

Алгоритм работы по переходу к профильному обучению можно предложить такой:

1. Изучение желаний и потребностей старшеклассников и их родителей.

2. Структурирование возможностей образовательного пространства региона (города, района) и конкретно взятого образовательного учреждения.

3. Анализ деятельности образовательного учреждения и подготовка к реализации профильных программ.

4. Активизация работы педагогов-психологов в направлении профессиональной ориентации учащихся и оказание психолого-педагогической помощи при определении с профилем обучения.

5. Разработка собственной модели реализации профильного обучения в данном образовательном учреждении на основе существующих концепций, организация методической работы учителей-предметников и администрации учреждения.

6. Активизация исследовательской деятельности учащихся, поддержка инновационной деятельности педагогов в области профильного обучения.

7. Поддержка в разработке педагогами учреждения собственных учебных программ, элективных курсов для расширения индивидуальных образовательных возможностей учащихся.

Предполагается, что профилизация старшей ступени средней школы позволит оптимальным образом сочетать профильные предметы и предметы базового компонента, что в конечном итоге будет способствовать достижению высоких целей образования. Увеличение количества часов для изучения профильных предметов четко заявлено в концепции профильного обучения. Сказано, что увеличение часов на изучение профиля достигается за счет сокращения часов базового компонента. Главной фигурой в профильной модели обучения становится учащийся.

Приподготовке к ЕГЭ для сдачи профильного экзамена по математике, профилизация школы означала бы только его успешную сдачу, так как практика показывает, что с профильным экзаменом справляются небольшой процент сдающих этот экзамен. По республике Ингушетия в 2015 году было около 10000 выпускников, сдававших профильный экзамен, и около 20 000 выпускников, сдававших базовый экзамен. Большая часть учащихся школ, сдавших профильный экзамен по математике в этом году (2015 г.), получили невысокие результаты и, соответственно, несмогли поступить в те учебные заведения, куда планировали изначально. Так, напримере двух школ республики можно просмотреть общую картину результатов экзамена:

Таблица 1. ГКОУ СОШ№ 19 с п. Сагопши

Количество выпусников школы Количество выпусников, сдававших экзамен % от общего числа выпусников по республике Средний балл по ЕГЭ

65

Профильный экзамен по математике 30 0.3% 33,3

Базовый экзамен по математике 35 0,175% 36

Таблица 2. ГКОУ СОШ № 7 г. Назрань

Количество выпусников школы Количество выпусников, сдававших экзамен % от общего числа выпусников по школе Средний балл по ЕГЭ

14

Профильный экзамен по математике 8 0.08% 31,1

Базовый экзамен по математике 6 0.03 34,3

В некоторых школах были проведены небольшие эксперименты - с начала учебного года при подготовке к этому экзамену был задействован не только сам учитель математики выпускников, но и учителя математики, преподающие в других классах, чтобы у детей была возможность воспринимать материал от разных педагогов. Но, несмотря на все - результаты оставляют желать лучшего!

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятая Министерством образования РФ, вполне приемлема для нынешней школы. Все определенные условия для перехода к профильному обучению у нас есть. Однако еще предстоит отработать программное обеспечение, укрепить производственную и техническую базу теснее сотрудничать с вузами. За профильным обучением — будущее [1]. Будущее, которым мы обязаны управлять грамотно!

Литература

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aplik.ru/dokumenty/profilnoe-obrazovanie-problemy-i-

perspektivy-rol-gumanitarnogo-profilnogo-obucheniia/.

2. Профильное обучение в старшей школе: комментарий психолога / А. Н. Гефен // Эффективная педагогика - 2004. - № 6. - С. 13-16.

3. Собкин В., Адамчук Д. Социологическое исследование результатов ЕГЭ. 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.