Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБОРОННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Мушков Александр Юрьевич, Ерешко Феликс Иванович

В статье анализируется существующая информационно - аналитической база прогнозирования и поддержки принятия решений в оборонно - промышленном комплексе (далее - ОПК). Рассматриваются имеющиеся математические теории, методологии и алгоритмы, пригодные для использования при моделировании в ОПК. Приводится опыт создания целостной и взаимоувязанной методологии моделирования, созданной в ВЦ РАН, на основе которой будет обеспечена разработка и внедрение моделей, алгоритмов, программных комплексов прогнозирования и поддержки принятия решений на разных уровнях управления развитием ОПК. Приводится базовая модель производственно - финансовой деятельности организации ОПК. Подчеркивается необходимость создания единого Центра моделирования ОПК в интересах повышения обоснованности, достоверности и оперативности решения задач должностными лицами Минпромторга России в процессе программно - целевого и ситуационного управления развитием ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Мушков Александр Юрьевич, Ерешко Феликс Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODELING IN THE SOLUTION TASKS OF THE INFORMATION AND ANALYTICAL CENTER PROVIDE GUIDANCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE MILITARY - INDUSTRIAL COMPLEX

The analysis of the existing information and analytical base for forecasting and decision support in the defense industry is carried out. The available mathematical theories, methodologies, and algorithms suitable for use in modeling in the defense industry are considered. Describes the experience of a coherent and consistent methodology simulation in CCAS, through the use of which will ensure the development and implementation of models, algorithms, and software systems for forecasting and decision support at different levels of development of the defense industry. The basic model of production and financial activity of the defense industry organization is given. Stresses the need for a common modeling Center OPK in the interests of greater groundedness, reliability and efficiency of the solution of the tasks of the officers of the Ministry of industry and trade in the process target - oriented and C-tatiannah management of the development of the defence industry.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 338.245; 004.94

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*

Довгучиц Сергей Иванович

генеральный директор ФГУП "ВНИИ "Центр", заслуженный экономист Российской Федерации,членМорской коллегии при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент, член-корреспондент РАРАН

Мушков Александр Юрьевич

заместитель генерального директора по научной работе ФГУП "ВНИИ "Центр", доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор

Ерешко Феликс Иванович

заведующий отделом информационно-вычислительных систем ВЦ РАН им. А.А. Дородницына ФИЦ ИУ РАН, доктор технических наук, профессор

Аннотация. В статье анализируется существующая информационно-аналитическая база прогнозирования и поддержки принятия решений в оборонно-промышленном комплексе (далее - ОПК). Рассматриваются имеющиеся математические теории, методологии и алгоритмы, пригодные для использования при моделировании в ОПК. Приводится опыт создания целостной и взаимоувязанной методологии моделирования, созданной в ВЦ РАН, на основе которой будет обеспечена разработка и внедрение моделей, алгорит-

мов, программных комплексов прогнозирования и поддержки принятия решений на разных уровнях управления развитием ОПК. Приводится базовая модель производственно-финансовой деятельности организации ОПК. Подчеркивается необходимость создания единого Центра моделирования ОПК в интересах повышения обоснованности, достоверности и оперативности решения задач должностными лицами Минпромторга России в процессе программно-целевого и ситуационного управления развитием ОПК.

* Авторы выражают благодарность за помощь при подготовке статьи сотрудникам ФИЦ ИУ РАН, членам-корреспондентам РАН Поспелову Игорю Гермогеновичу и Шананину Александру Алексеевичу, а также начальнику отделения - заместителю руководителя Центра, кандидату технических наук Киселеву Олегу Ивановичу.

Ключевые слова: управление, развитие, моделирование, оборонно-промышленный комплекс.

Dovguchits Sergey Ivanovich, General Director of VNII "Center", Honored economist of Russian Federation, member of the Marine Board under the Government Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, docent, Corresponding Member of the Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Moscow, Russian Federation.

Mushkov Alexander Yurievich, Deputy General Director on scientific work of VNII "Center", Candidate of Technical Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Ereshko Felix Ivanovich, Head of the Department "Information and Computation Systems" of the Dorodnytcin Computer Center FRC CSC RAS, Doctor of Technical Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Mathematical modeling in the solution tasks of the information and analytical center provide guidance for the development of the military-industrial complex.

Abstract. The analysis of the existing information and analytical base for forecasting and decision support in the defense industry is carried out. The available mathematical theories, methodologies, and algorithms suitable for use in modeling in the defense industry are considered. Describes the experience of a coherent and consistent methodology simulation in CCAS, through the use of which will ensure the development and implementation of models, algorithms, and software systems for forecasting and decision support at different levels of development of the defense industry. The basic model of production and financial activity of the defense industry organization is given. Stresses the need for a common modeling Center OPK in the interests of greater groundedness, reliability and efficiency of the solution of the tasks of the officers of the Ministry of industry and trade in the program-target and situational management of the development of the defense industry.

Keywords: management, development, modeling, military-industrial complex.

Введение. Современное развитие экономики требует разработки новых эффективных механизмов решения социальных и экономических проблем. Это связано с процессами сочетания централизации и децентрализации управления и усложнением технологических и организационных связей, что приводит к трансформации информационных потоков в экономике и процедур принятия решений. Особое место среди экономических систем занимает ОПК, где наряду с техническими и экономическими проблемами важное место занимают конкретные проблемы принятия решений по организационным и технологическим инновациям.

Особенности задачи управления развитием ОПК как объекта моделирования.

ОПК является составной частью военной организации государства и предназначен для обеспечения национальной безопасности, решения оборонных и социально-экономических задач страны. ОПК является частью экономического комплекса страны. Термин развитие ОПК подразумевает изменение во времени характеристик состояния комплекса и предполагает, что позитивное улучшение состояния происходит в направлении прогресса составляющих комплекса и связывается с новейшими технологиями, осуществляющими воздействие на процесс развития ОПК, обеспечивающими улучшение характеристик его состояния. Вследствие этого использование математических моделей предполагает возможности выбора всех свободных переменных модели для улучшения по совокупности формально заданных целей. С методологической точки зрения для выработки и реализации рациональных управляющих воздействий необходимо построить модели изменения переменных состояния, определить параметры, которые могут повлиять на развитие, определить цели и выработать стратегии в зависимости от наличной информации, ведущие к прогрессу управляемой системы.

Очевидно, что задача управления разви-

тием ОПК является сложной, требующей анализа большого объема данных при принятии решений по управлению, и предполагает использование элементов математического моделирования в интересах принятия решений в процессе программно-целевого и ситуационного управления развитием ОПК.

Системы управления развитием ОПК учитывают следующие свойства комплекса:

- динамичность: системы непрерывно развиваются, поступают сырьевые ресурсы, идет рост знаний, осуществляются технологические операции, трансформируются основные фонды, происходит амортизация, усложняются транспортные потоки и т.д.

- наличие неопределенных и неконтролируемых факторов: многие параметры систем ОПК носят неопределенный или неконтролируемый характер, что требует учёта рисков. Это связано с неопределенностью в развитии технологий военно-политических ситуаций, а также с учётом особенностей поведения различных составных частей системы, иногда имеющих свои, отличные от целей системы, подцели и задачи;

- многокритериальность: сложная хозяйственная система, кроме задачи выполнения ГОЗ имеет еще набор формально и неформально заданных целей, четко и нечетко сформулированных критериев функционирования и развития;

- иерархичность: сложная система ОПК, структурно состоит из набора иерархически соподчиненных систем по территориальному и объектно-отраслевому признаку.

Объекты, принадлежащие каждому структурному уровню ОПК, могут рассматриваться как системы, образованные из подсистем (объекты более низких уровней), а также входящие в состав некоторой системы (объект более высокого уровня).

Использование математического моделирования в процессе управления развитием ОПК позволит:

- обеспечить повышение обоснованности, достоверности и оперативности решения управленческих задач в сфере ОПК должностными лицами Минпромторга России и других федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ);

- избежать применения метода проб и ошибок, исключив реализацию нерациональных решений и пробных экспериментов в процессе управления развитием ОПК;

- повысить качество решения задач прогноза при управлении развитием ОПК на основе использования процедур предварительного всестороннего анализа свойств моделируемых объектов и исследуемых процессов, факторов возможных рисков и сценариев развития ситуаций в сфере ОПК;

- сократить трудозатраты на основе использования цифровых моделей при принятии управленческих решений в сфере ОПК за счет заранее подготовленных сценариев моделирования, предварительного учета взаимосвязей используемых факторов и закономерностей в развитии ОПК.

Современная информационно-

аналитическая база для решения задач в сфере управления развитием ОПК.

С целью формирования эффективного инструмента информационного взаимодействия с заинтересованными ФОИВ, интегрированными структурами и организациями ОПК при подготовке и решении широкого круга управленческих и производственных задач в сфере ОПК, начиная с 2012 г. Мин-промторгом России разработана концепция и реализуются мероприятия по созданию и развитию Единого информационного пространства ОПК (далее — ЕИП ОПК)1.

В соответствии с Основами государственной политики в области развития ОПК России до 2025 г. и дальнейшую перспективу, утвержденными Указом Президента Российской Федерации 23.02.2017 (далее - Основы 2025), развитие ЕИП ОПК является одним из приоритетных направлений реализации государственной политики. Оно представляет собой территориально распределенные автоматизированные информационные системы и информационные ресурсы, объединенные общими правилами обмена данными и телекоммуникационной системой с защищенными каналами связи.

Реализация концепции развития ЕИП ОПК осуществляется по четырем ключевым направлениям (Рисунок 1):

1) развитие нормативной базы и организационного обеспечения ЕИП ОПК;

2) формирование инфраструктуры ЕИП ОПК;

3) развитие тематических баз данных и сервисов ЕИП ОПК;

4) создание интегрированного ресурса и организация информационного взаимодействия с внешними системами.

В соответствии с концепцией одним из базовых направлений создания ЕИП ОПК является формирование и развитие ее инфраструктуры, удовлетворяющей требованиям по быстродействию, уровню защиты информационных ресурсов, масштабируемости и стоимости. За последние три года проведен большой объем работ по качественному развитию тематических баз данных (БД) ЕИП ОПК по составу решаемых задач и по объемам хранимой информации.

Создание и развитие тематических БД ЕИП ОПК основано на принципе сочетания централизованного и децентрализованного подходов к сбору, хранению и обработке информации. Основная часть данных формируется, хранится и обрабатывается комплексом представленных на Рисунке 1 тематических БД ЕИП ОПК, работающих на единой системе справочников и классификаторов, а в интегрированную базу данных (ИБД) передаются только данные, необходимые для решения комплексных аналитических задач, передаваемые во взаимодействующие ведомства. Для построения, информационного наполнения ИБД и организации взаимодействия ЕИП ОПК с внешними автоматизированными информационными системами в 2018 г. была создана Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения управления в сфере ОПК (ИСУ ОПК) и проделан ряд работ:

- разработана Единая модель данных, структурно соответствующая тематическим направлениям интегрируемых информационных ресурсов, и создана Единая система справочников и классификаторов;

- разработаны протоколы и технология интеграции данных разнородных информационных ресурсов, включая неструктурированную информацию, обеспечивающая создание ИБД, масштабируемой по

составу данных;

- создана система анализа и визуализации консолидированных данных (В1-система), использующая универсальные сервисы построения аналитических отчетов, средства визуализации данных и возможности современных геоинформационных систем.

В настоящее время в обеспечение реализации подпункта "е" пункта 20 Основ 2025 создается Единый центр информационно-аналитического обеспечения решения системных задач развития ОПК (далее -Единый центр), предназначенный для реализации взаимодействия с информационными системами ФОИВ, прежде всего с Минобороны России, а также с интегрированными структурами и организациями ОПК2.

Опыт научных исследований и моделирования ВЦ РАН в сфере принятия решений по управлению сложными экономическими системами, в частности ОПК.

В России решающий вклад в разработку программно-целевого подхода к управлению социально-экономическими системами и ОПК внесли работы заведующего отделом ВЦ АН СССР (РАН), генерала-майора, инженера, академика Г.С. Поспелова3. Его основополагающие идеи и труды продвинули ситуационное управление и методы искусственного интеллекта в арсенал средств управления Вооружённых сил России и ОПК, что наглядно подтверждается практикой их использования при разработке современных программ и планов развития системы вооружения и ОПК, а также терминологией в юридических документах по тематике стратегического планирования.

Теория исследования операций и системный анализ — фундаментальные основания управления развития ОПК. В работах школы академика Н.Н. Моисеева и профессора Ю.Б. Гермейера придавалось большое значение разработке различных процедур согласования интересов и взаимодействий в иерархических системах в рамках таких разделов теории управления социально-экономическими системами, как информационная теория иерархических систем и теория игр с непротивоположными интересами4-8.

2012 -2015 гг.

2016 -2018гг.

2019-2020 гг.

2023 гг.

Направления развития ЕИП ОПК

1.Развитие нормативной базы и организационного обеспечения ЕИП ОПК

Разработка Концепции создания ЕИП ОПК (2012-2013гг.)

Приказ Минпромторга России от 17.02.2015 №281

«Об образовании Координационного совета по формированию ЕИП ОПК»

Приказ Минпромторга России от

11.02.2015 № 231 «Об утверждении перечня организаций ОПК, подлежащих первоочередной автоматизации ...»

Г

Приказ Минпромторга России от 27.05.2016 №1717 «О вводе в эксплуатацию АС ЕИП ОПК»

Приказ Минпромторга России от 13.07.2017 №2262 «Об образовании Координационного совета по развитию ЕИП ОПК»

V.

Организационное обеспечение создания Единой модели данных и Единой системы классификаторов и справочников интегрируемых тематических БД (в соответствии с решением Координационного Совета от 29.07.2016)

Аудит информационных ресурсов в сфере ОПК (в соответствии с решением Координационного совета от 13.03.2015)

2. Создание и развитие инфраструктуры ЕИП ОПК

Разработка опытного участка АС ЕИП ОПК, обеспечивающего взаимодействие Минпромторга России и крупнейших организаций ОПК (2012-2015 гг.)

Эксплуатация опытного участка АС ЕИП ОПК

Создание инфраструктуры ЕИП ОПК

3. Развитие тематических ресурсов и сервисов ЕИП ОПК

-\

Разработка первой очереди тематических баз данных ЕИП ОПК: финансовых и технико-экономических показателей организаций ОПК; мониторинга технического перевооружения предприятий ОПК; производственных возможностей организаций ОПК по выпуску образцов ВВСТ; мониторинга результатов НИОКР; ценовых предложений на продукцию организаций ОПК по ГОЗ; мониторинга мероприятий импортозамещения; стратегических материалов; оценки уникальной стендовой базы организаций ОПК; мониторинга качества ВВСТ; мониторинга мер господдержки организаций ОПК; мониторинга кадрового потенциала организаций ОПК; оценки мобилизационной готовности организаций ОПК.

V__/

г

Доработка тематических БД и их сертификация по требованиям ФСТЭК России к безопасности информации

4. Создание интегрированных ресурсов ЕИП ОПК и организация взаимодействия с внешними АИС

Реализация 1-го этапа интеграции тематических БД в единую информационно-аналитическую надстройку

Разработка общего

регламента информационного взаимодействия с ГАС ГОЗ

Разработка интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения управления в сфере ОПК (ИСУ ОПК), в том числе:

> создание СПО:

информационного взаимодействия с тематическими БД; V ведения нормативно-справочной информации; анализа и визуализации (В1- системы);

> разработка автономной программы сбора данных ведомственной отчетности от организаций ОПК (АПСД ВО);

> сертификация СПО по требованиям ФСТЭК России к безопасности информации

> создание стенда ИСУ ОПК

Приказы Минпромторга России (от 01.06.2020 №1770 и от 11.06.2020 №1862), определяющие внесение изменений в Концепцию развития ГИСП на основе включения в ее состав ресурсов ЕИП ОПК как защищенной части ГИСП

Внесение изменений в Постановления Правительства РФ (от 25.07.2015 № 757, от 23.09.2017 № 1147, от 21.12.2017 №1604), определяющие порядок эксплуатации ГИСП

Г

К

Разработка приказов Минпромторга России, протоколов информационного взаимодействия, других актов в целях реализации положений Постановлений Правительства РФ (от 25.07.2015 №757, от 23.09.2017 №1147, от 21.12.2017 №1604), определяющих порядок эксплуатации ГИСП

Создание Единого центра информационно-аналитического обеспечения реше общесистемных задач развития ОПК (ЕЦР ОПК)

Г

Создание АС ЕЦР ОПК на основе программно-технологического задела ИСУ ОПК и тематических БД, вычислительных мощностей Минпромторга Россини ФГУП«ВНИИ«Центр», телекоммуникационной инфраструктуры ЕИП ОПК

Проведение НИР в интересах научно-методической и нормативно-правовой поддержки создания АС ЕЦР ОПК

и развития единой системы сбора в состав тематических БД отчетности от организаций ОПК, включая ее выгрузку из «1С»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание Центра моделирования ОПК

Создание Межведомственной системы оперативного регламентированного обеспечения НТИ (МСО НТИ)

Проведение НИР по разработке цифровых

моделей Центра моделирования ОПК

Ч_

J

Развитие ИСУ ОПК для решения актуальных задач углубленного анализа и прогноза развития ОПК, в том числе на основе обработки больших объемов неструктурированной информации

Обеспечение информационного взаимодействия с ГАС ГОЗ, АИС Минобороны России и других ФОИВ при формировании ГПВ и ГП развития ОПК

Рисунок 1. Этапы создания и развития ЕИП ОПК

Проблема централизации и децентрализации рассмотрена в работе8. Так, в информационной теории иерархических систем, созданной трудами школы Н.Н. Моисеева и Ю.Б. Гермейера, основное внимание уделялось двум важнейшим атрибутам иерархии: приоритету в действиях центра и информированности центра, а также нижних звеньев иерархии.

Сейчас в рамках информационной теории иерархических систем созданы единые математические основы принятия решений. Прикладные направления этой теории активно развиваются. При решении задачи управления развития ОПК роль центра выполняют органы государственного управления, ответственные за формирование и управление реализацией государственной программы развития ОПК (Минпромторг России и др. ФОИВ) и иных государственных программ, в реализации которых участвуют интегрированные структуры (ИС) и организации ОПК.

Такой организационной структуре адекватно соответствуют модели принятия решений с иерархической структурой, широкий спектр которых был разработан в трудах9-11. Так, в работе11 была разработана методология поддержки принятия решений коалицией участников, имеющих иерархическую структуру, основанная на идее "компромисса при метацели". Предложено рассматривать согласованным решением максимизацию критерия центра на множество Парето решений участников, не доминируемых по всем критериям каким-либо иным решением. Критерий центра может при этом интерпретироваться как общий интерес всей совокупности игроков.

В работах школы Ю.Б. Гермейера было осуществлено принципиальное продвижение в изучении вопросов, связанных с неопределённостью, агрегированием с ограничениями, информированностью в иерархических играх.

Значительный прогресс был достигнут и в области моделирования развития социально-экономических систем в школе академика А.А. Петрова. Исторически начало современного математического моделирования производственно-экономических процессов

обоснованно увязывают с работами В.В. Леонтьева, в которых для описания и анализа макроэкономических процессов был предложен метод межотраслевого баланса с выделением чистых, производящих один продукт отраслей и использованием линейных производственных функций вида затраты - выпуск. Задачи подобного класса эффективно исследовались на основе теории линейных производственных процессов и подходов линейного программирования.

Балансовые модели как первый этап освоения информационных ресурсов ОПК. Задача интегрированной информационной системы ОПК состоит в доступности для использования при принятии решений информации, собранной в различных базах данных. Естественным способом освоения (усвоения) собранной информации является математическое моделирование, анализирующее скрытые причинно-следственные связи и системность информации.

Первый этап освоения экономической информации о научно-производственной деятельности - это анализ финансовых потоков между структурами ОПК на основе моделирования финансовых балансов. Модель должна воспроизводить исходную информацию и анализировать изменения финансовых потоков при корректировке целей (спроса на товары и услуги) конечных потребителей (ГОЗ, экспорта, поставок товаров народного потребления). Модели межотраслевого баланса позволяли строить мультипликаторы, выявлять узкие места экономической динамики, определять драйверы экономического роста. В основе метода В.В. Леонтьева была положена система материальных балансов и гипотеза о постоянстве норм затрат на выпуск продукции в процессе межотраслевого взаимодействия. Сегодня вследствие расширения экономических связей и диверсификации производства его гипотеза о постоянстве норм материальных затрат заменена гипотезой о постоянстве структуры финансовых затрат в процессе производства товаров и услуг с учётом их отраслевой дифференциации. Эта гипотеза соответствует допущению, что

производитель фиксирует пропорции своих расходов, в рамках которых в зависимости от ценовой конъюнктуры осуществляет материальные затраты, обеспечивания качество приобретаемых товаров и услуг.

Применительно к моделированию большого научно-производственного комплекса ОПК такая гипотеза представляется более адекватной, чем гипотеза В.В. Леонтьева. В отличие от его отраслевых производственных функций с постоянными пропорциями ей соответствуют производственные функции Кобба-Дугласа12.

Системный анализ развивающейся экономики. В 1975 г. в Вычислительном центре АН СССР (далее - РАН) возникло новое направление исследований - системный анализ развивающейся экономики (САРЭ), где методология математического моделирования сложных систем, развитая в естественных науках, была синтезирована с достижениями современной экономической теории. Исследования начались с моделей рыночной экономики, а в 1988 г. была построена модель, воспроизводящая основные качественные особенности эволюции плановой экономики. Поэтому к началу экономических преобразований в СССР, а затем в России уже был разработан подход к анализу происходивших в экономике изменений. За два года до реформы 1992 г. были правильно предсказаны их краткосрочные последствия.

Каждая из последующих моделей (модель экономики периода высокой инфляции 1992-1995 гг., модель экономики периода "финансовой стабилизации" 1995-1998 гг., предсказавшая кризис 1998 г., модель для оценки перспектив развития экономики после кризиса 1998 г.) была основана на системе гипотез относительно характера экономических отношений, складывающихся в соответствующий период в России. С помощью моделей удалось понять внутреннюю логику развития экономических процессовза видимой, часто парадоксальной картиной экономических явлений, не укладывавшейся в известные теоретические схемы. Опыт их применения показал, что они служат надежным инструментом

анализа макроэкономических закономерностей и прогноза последствий макроэкономических решений при условии сохранения сложившихся отношений. Получилась целая летопись российских экономических реформ, выраженная языком математических моделей. Эти модели описаны в работах13-15, а подробный содержательный обзор дан в труде14. Для их построения была создана инструментальная система ЭКОМОД, сформировавшая "модельную летопись" развития экономики России, начиная с 90-х годов ХХ века.

Примером создания моделей развития ОПК может служить "модель экономики России, учитывающая теневой оборот", разработанная по заказу Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС России в 2003-2004 гг. группой сотрудников ВЦ РАН под руководством И.Г. Поспелова. Целью проекта было создание инструмента системного использования информации из внешних по отношению к налоговой службе источников для оценки размеров теневого оборота и налогового потенциала России. В соответствии с методологией операционного игрового сценарного моделирования в ВЦ РАН проводились среднесрочные и долгосрочные прогнозные расчеты динамики основных показателей развития промышленного комплекса и ОПК г. Москвы. Результаты этих расчетов использовались при разработке программы Правительства Москвы по развитию промышленного комплекса города в 2007-2009 гг. и при разработке Генерального плана развития и размещения промышленности Москвы в период 2008-2025 гг.

Подход к построению базовой модели производственно-экономической деятельности организаций ОПК.

ОПК России является вполне конкретным разветвлённым производственно-экономическим комплексом, поэтому описывать его жизнедеятельность можно только как функционирование некой динамической системы в дискретном времени: день, неделя, месяц, квартал, год. Такая динамическая система должна иметь вполне опреде-

лённое пространство состояний. В разной терминологии это конфигурационное или фазовое пространство. В экономико-математическом моделировании активно разрабатывался подход к формальному описанию производственно-экономиче ского взаимодействия на уровне предприятий16-20. Опираясь на опыт этих разработок, в настоящее время предлагается принять описание предприятия ОПК в виде Базовой моде ли, состоящей из следующих основных блоков.

Матер иаяь н ы й б ала не.

Блок "Производство": X p - з апасы гф о -дуктдв на нетала шага t (веатор соатвет-ствующей размерно сти).

Следующие переменные отнояятся к шагу t : cpk а выяуст продуктов; уЯ'* - во-личество продуктов, идущих на создание производстваувых фсадов (фендооВразуюд щие продукты); yp'- количествс продуктов, идущих непасведственно на гфоизводдива (сырьевые продукты); ср'+ - ттл-гаеутво продуктов, поступающих на предприя-сие; ср~ с- коктчесткч щзодуктов, уходящих с предприятия. Тогда динамика количества продуктов предприятия описо1вается с оеду -ющим конечно-разностным уравне нием:

xp г- о а) а xp г-) о xpk+г -) о тр д ) - xp- со) -- ypp г-)- y Г г -), xp га) а х Д

Блок "П]а>оозсощственные фондыО'Х -количество прсизводотвеоныо СонДОв на начало шага t (веетор с^тветсто!н1а^1;ц(гй раз" мерности), zJO (f) - г)"оизвсдствынныв фонды, созданные на шаге t. Динемссо оотов)" ства производстсенна)х Щондов:

хр( t+i )рхр (t )+"l(t), вн (р х?

Блок "Труд":X[ (t)- чивсенноотс сосрудни-ков разлтньоо специалехо стей нв начален шага t (веетор р^д-с^))О(^стд));иС )т^-) изментние охс-ленности персонала предпрюггия но xiore 1:

X)(( + 1) = + х ) (?)

Пусть ирк - ектор интеживностей процессов производства, с ик - веетор инсен-ьивп^сть1и процес сов с т ьдания ф ондов. Запишем лннсйные со стношс ния, о пне ына-юпще оыпуяк прояукщш и создатис прсия-водственных фондов.

)С(т)птс(/)• ис(з), во(/)• ис(з)ннС(?), ъ\) а п) • ик), вк (?)• ик (з) < нк (?),

нС У) п( иртр (?) я (з) ,хз)), нГ (з )п( иГ( з), 4(з),Як(т)).

3месь Пк , —к - метрицы удельных норм выпуска продукции и зоздан-я (^х^ндов; вр, - матрицы вдельпхх заярат выпуекз про, дукции и с т одания ф ондз ]з. Также М1>1 в вели ояозтаченю) нС(з) и нГ()} яз^<гкягся];>о^ я^65-сур сов, нео бхздимых для производства пр о -тукции и создания фондов на шаге t.

Финансовый баланс.

-с•"- поступления денежных средств 15 качестве оплаты за продукты, уходящие с н|эе-^пр1И'[г^я; Нр[+ - ое1Л(^^£1 иходящих не п-^^;дг^рЕ-1ти<е пpoднхтoв О Нр - опяота труда сохрунниЮС)Е> ]П]ЭОДПТИЯТИХ; И7р'и— д-до[1НРОВДИ1 ((тд«^]кЮХ'Г'[о пр)сГ[С5/кт,о;;, 115;иходхщих на ]ДОе-1р я]ияпие; ИЯ"*- ^род^]:оя(рдсою! стоимояоь од-)о-[,Г!-]Е}1£5^(£]рн:Е,1:?- 1-д)о^^]сто]з; Ирр - (^-тт-си^со в ат стой -мостя ^-эсся1^1сто[с; *)];]тс;]ге;^-Ц1-я я прео-фнотоя; Ир-1 — Ит-итояг—о тоо -огд-то^ п, проддикт^с,)(зд ор°щ-х о^ з^]0»ооазвс;,!!^!):;]])0 —— - бел—нпояоя с-гоирсо(,^]ь пр^О"0^кгови здо-щиx на ^0]од^нио посри;овoдcово:-;[г^I)Оя,: ознзов; орТ - ^]с^(го)тио;^^ цзя гвлсодояозодс^я^о (°ш1>1:х с"-^вд,:)в; Н- (-о) - за-И1В1 с"^вся^арио CЯ)CÍC:,(п]cио^я^я оро c'зг^^к:c еc о**0

(Cоe):^я)сoв^I-;e с-^]^í)^о]cс:ньсe ^тнoс^ятc(c о — -^P0);^) шг-^р - в оо- ^ к^ос^^ прерн-шя-зоя ^ Яр - то -яро ныв тзаяпас]-^;сс3' о oeр--яныe (^01^г[с; вк -ьктивы пр^дпр)иятияр Я, - oбярaрeодcовa] О, - cс^(:)cтв]гнс^ы:i)r o(^пи:0¡C).0)

Щс((н))=Щсе)о-QBр )з) + HQ (з")-Qpx (з) - Q'k )з) х )i + у) (, - 1))-ЯС))-1) , йс 3 1 ) с СОЙ тыс С о 1) с ос (с) -о р) (с) о рс (с) - р/с-- (с) - рс (с) - р/с" (в)), S) (1) с тес0 ос с о ыс с тс (сс о ис (с с - ис - с (, сс (10 с sr

нс с "Онс ¡с+щ с с B" s с в О в-с сс оы)^ р с (с с, с с ас I НАУШЫЙ ВЕСТНИК ОПК РОССИИ № 1. 2021

к + 1 )+ )" -1, к = 4

Ек (+1) = Ек (()+(t)+ир (()+ир (г)+иг (/) - др (г) - и>- р) - ир -) --щр (Г) - дк{() - г к -1) • нк -1) - иг (*), (1) = Як

Задача оптимизации в Базовой модели. Возможны различные постановки оптимизационных (централизация) и теоретико-игровых задач (децентрализация). Одной из простейших может быть следующая. Выберем в качестве управления переменные

*Г('), уГ ('), УГ (г), *Г(г), < (г), "Г (I), Н (г), г = 1,...,т

и рассмотрим задачу ^ (7+1) ^ тах (максимизация конечного капитала) при условии неотрицательности управляющих и фазовых переменных X (),Мк(), к = 2,.... Т+1, а токже с учетом ограничений по ресурсам для выпуска продукции и создания производственных фондов, которые описываются соответствующими линейными неравенствами.

Предлагается в Базовой модели использовать расширение данного описания путём учёта связей между агентами технологического графа ОПК, производственных функций организаций ОПК, дополнения описанием развития мощностей и формулировками задач принятия решений с учётом неопределённостей и рисков для построения общей системы математического обеспечения принятия решений производственным блоком ОПК.

Актуальность создания Центра моделирования ОПК. С целью информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений целесообразным является создание Центра моделирования ОПК - организационно-технической структуры, входящей в состав Единого центра, в которой осуществляется весь комплекс мероприятий: сбор, обработка, подготовка на основе данных комплекса моделей и проведение моделирования в интересах подготовки рациональных и оптимальных вариантов управленческих решений. В 2020 г. разработана концепция создания и функционирова-

ния перспективного Центра моделирования ОПК на базе информационных ресурсов Единого центра, обоснован состав, разработано алгоритмическое обеспечение первой очереди цифровых моделей, создаваемых в интересах поддержки принятия управленческих решений при программно-целевом и ситуационном управлении развитием ОПК. На Рисунке 2 представлена схема информационно-аналитического обеспечения функционирования Центра моделирования ОПК, актуальность создания которого обусловлена необходимостью повышения обоснованности, достоверности и оперативности решения задач, связанных с прогнозом развития ОПК (организаций, ИС, отраслей и ОПК в целом); с прогнозом реализуемости мероприятий ГПВ и ГП ОПК, заданий ГОЗ; с поддержкой принятия решений по выбору рациональных параметров управления ОПК; с прогнозом негативных факторов и поддержкой принятия решений при ситуационном управлении ОПК.

Для функционирования указанного Центра предполагается использование данных, получаемых на основе межведомственного информационного взаимодействия из АИС Минобороны России (сведения по ГПВ и ГОЗ), Минэкономразвития России (сведения о показателях макроэкономического прогноза России), ФАС России (Реестр единственных поставщиков) и АИС других ФОИВ, что обеспечит информационную основу для работы Центра моделирования ОПК и достоверность принимаемых решений.

При его создании необходим опыт целостной и взаимоувязанной методологии моделирования, организованной в ВЦ РАН, на основе которой планируется разработка и внедрение моделей, алгоритмов, программных комплексов прогнозирования и поддержки принятия решений на разных уровнях управления развитием ОПК.

5

Внешние АИС

Минобороны России

Минэкономразвития России

и

аис других фойе 11 ...................................м-..........Jj

Запрос информационно-аналитических данных

ФГУП «ВНИИ «Центр» Центр эксплуатации и развития ИСУ ОПК

W

Другие центры ФГУП «ВНИИ «Центр»

'О.

I И I

i Защищенные Зсети передачи I данных

* { \ U

Л м

Минпромторг России

1. Результаты мониторинга организаций ОПК.

2. Результаты анализа и оценки состояния ОПК.

3. Информационно-аналитические материалы в поддержку разработки программ развития ОПК.

1. Прогноз развития ОПК.

2. Прогноз реализуемости ГП ОПК, ГПВ (ГОЗ).

3. Информационно-аналитические материалы в поддержку принятия решений по выбору рациональных вариантов управления ОПК.

4. Информационно-аналитические материалы в поддержку ситуационного управления ОПК.

И

о

и

и «

о я о

я >

IJ

Протоколы информационного взаимодействия

Защищенные сети передачи данных

Единая автоматизированная система сбора данных [нй основе Автономной программы сбора данных, АПСД)

ЭФ

Организации и интегрированные структуры ОПК

Q

Рисунок 2. Информационная модель фунщионирования перспективного Центра моделирования ОПК

Заключение. При разработке моделей поддержки принятия решений по управлению развитием ОПК целесообразно выработать единую методологию построения различных моделей, ориентированных на поддержку принятия различных решений (производственно-технологических, кадровых, финансовых, логистических, маркетинговых, организационных, плановых и оперативных) на различных уровнях (предприятия, ИС, ОПК и отрасли). Такая методология требует определения обобщающего класса моделей, где могут использоваться все конструктивные наработки экономико-математического моделирования.

Использование процедур моделирования в составе единого Центра моделирования ОПК на основе возможностей современных информационных технологий обеспечит повышение обоснованности, значительное сокращение временных и финансовых затрат на принятие рациональных управленческих решений в сфере развития ОПК.

Список литературы

1. Довгучиц С.И., Мушков А.Ю. Развитие единого информационного пространства оборонно-промышленного комплекса как инструмента межведомственного информационного взаимодействия при решении задач в области обороны Российской Федерации: материалы науч.-практич. конф. в Военной академии связи. - СПб., 2019.

2. Довгучиц С.И., Мушков А.Ю. Совершенствование процесса межведомственного информационного взаимодействия на основе механизмов Единого центра информационно-аналитического обеспечения решения общесистемных задач развития ОПК: материалы V меж-вед. науч.-практич. конф. в Национальном центре управления обороной РФ. - М.: НЦУО РФ, 2019.

3. Гермоген Сергеевич Поспелов.-URL: http://www.ccas.ru/pospgerm/pospgerm.htm (дата обращения: 01.12.2020).

4. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа.- М.: Наука, 1981.- 488 с.

5. Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследования операций.- М.: Наука, 1971. - 384 с.

6. Гермейер Ю.Б., Моисеев Н.Н. О некоторых задачах теории иерархических систем управления //Проблемы прикладной математики и механики. - М.: Наука, 1971. - С.30-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ватель И.А., Ерешко Ф.И. Игры с иерархической структурой. //Математическая энциклопедия. Т.2. -М., 1979.- С.478-482.

8. Горелов М.А., Ерешко Ф.И. Информированность и децентрализация управления // Автоматика и телемеханика.- 2019.-№6.-С. 156 -172.

9. Ерешко Ф.И., Меденников В.И. Теоретико-игровой подход к моделированию экономических и государственных механизмов. - М.: ВЦ АН СССР, 1983.- С. 4-44.

10. Ватель И.А., Ерешко Ф.И., Кононенко А.Ф. Игры с фиксированной последовательностью ходов и иерархические системы управления в экономике// Методы оптимизации и их приложения.- Иркутск, 1974.-С. 86-99.

11. Ерешко Ф.И. Математические модели и методы принятия согласованных решений в активных иерархических системах: дисс....докт. техн. наук.-М.: ИПУ РАН, 1998.- 324 с.

12. Шананин А. А. Двойственность по Янгу и агрегирование балансов // Доклады РАН. Математика, информатика, процессы управления.-Т. 493.-М., 2020. -С. 81-85.

13. Петров А.А., Поспелов И.Г., Шананин А.А. Опыт математического моделирования экономики.- М.: Энергоатомиздат, 1996.-544 с.

14. Петров А.А., Поспелов И.Г. Модельная "летопись" российских экономических реформ.-URL: http://isir. ras.ru/win/db/show_ref.asp?P=.id-23268.1п-ги (дата обращения: 01.12.2020).

15. Андреев М.Ю., Поспелов И.Г., Поспелова И.И., Хохлов М.А. Технология моделирования экономики и модель современной экономики России. -М.: МИФИ, 2007.- 262 с.

16. Кононенко А.Ф., Карпусь Н.П., Кузин А.Г., Шевченко В.В. Игровые операционные модели процесса федерально-регионального управления развитием ОПК РФ // Системы и средства связи, телевидения и радиовещания.-М.,2007.-№1,2.- С. 23-31.

17. Ерешко А.Ф. Методы декомпозиции и локально-оптимальные стратегии в задачах управления портфелем ценных бумаг.- М., 2002.- 80 с.

18. Иванов Ю.Н., Сотникова Р.А. Теоретическая экономика. Теория оптимального предприятия. - М.: ЛЕНАНД, 2012.- 224 с.

19. Ерешко Ф.И. Модель финансовой Коалиции в динамике// Автоматика и Телемехани-ка.-№ 10, 2018.- С.76-94.

20. Ерешко Ф.И., Турко Н.И., Цвиркун А.Д., Чурсин А.А. Синтез организационных структур в крупномасштабных проектах цифровой экономики// Автоматика и Телемеханика.-2018.-№10. - С.121-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.