Научная статья на тему 'Математическое моделирование термодинамических процессов в пневматических элементах с воздушным демпфированием'

Математическое моделирование термодинамических процессов в пневматических элементах с воздушным демпфированием Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
291
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ / ВОЗДУШНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СКАЧОК ЭНТРОПИИ / PNEUMATIC ELEMENTS / AIR DAMPING / MATHEMATICAL MODELING / ENTROPY JUMP

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Климентьев Евгений Владимирович, Корнеев Владимир Сергеевич, Корнеев Сергей Александрович

На основе общих положений механики сплошной среды и ряда упрощающих допущений предложен инженерный метод расчета термодинамических параметров газа в пневмоэлементе с воздушным демпфированием для гашения колебаний в подвесках автотранспортных средств и системах амортизации стационарных объектов. Введено понятие структурного (внутреннего) параметра, характеризующего текущее состояние клапанного устройства. Теплообмен с окружающей средой описан по закону политропного процесса. Уточнены условия существования установившегося режима работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Климентьев Евгений Владимирович, Корнеев Владимир Сергеевич, Корнеев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical modeling of thermodynamic processes in pneumatic elements air damping

On the basis of the general provisions of continuum mechanics and a number of simplifying assumptions proposes engineering method of calculation of the thermodynamic parameters of the gas in the pneumatic element air damping for vibration damping in the suspensions of vehicles and systems, depreciation of fixed objects. There is introduced the concept of structural (internal) parameter characterizing the current state of the valve device. Heat exchange with the environment is described by the law of polytrophic process. There are clarified the conditions of existence of steady state operation.

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование термодинамических процессов в пневматических элементах с воздушным демпфированием»

УДК 62-567.5:536-3

Е. В. КЛИМЕНТЬЕВ

B. С. КОРНЕЕВ

C. А. КОРНЕЕВ

Научно-производственное предприятие «Прогресс», г. Омск

Омский государственный технический университет

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ С ВОЗДУШНЫМ ДЕМПФИРОВАНИЕМ

На основе общих положений механики сплошной среды и ряда упрощающих допущений предложен инженерный метод расчета термодинамических параметров газа в пневмоэлементе с воздушным демпфированием для гашения колебаний в подвесках автотранспортных средств и системах амортизации стационарных объектов. Введено понятие структурного (внутреннего) параметра, характеризующего текущее состояние клапанного устройства. Теплообмен с окружающей средой описан по закону политропного процесса. Уточнены условия существования установившегося режима работы.

Ключевые слова: пневматический элемент, воздушное демпфирование, математическое моделирование, скачок энтропии.

Введение. Обзор литературных источников (см., например, [1—9]) показывает, что перспективным направлением развития систем амортизации стационарных объектов и передвижных самоходных установок для транспортировки крупногабаритных изделий является применение упругих и упругодемпфирующих пневматических элементов с воздушным демпфированием (пневмопружин и пневмоамортизаторов соответственно), не уступающих по своей эффективности традиционным упругим элементам (винтовым пружинам, листовым рессорам, торсионам и т.п.), работающим совместно с гидравлическими амортизаторами для демпфирования колебаний.

Типовая конструкция пневматического упру-годемпфирующего элемента (пневмоэлемента) состоит из крышки 1, резинокордной оболочки 2, плунжера 3, клапанного устройства 4 (рис. 1). Внутренняя полость плунжера 3 образует дополнительный объём V. Полость, заключённая между крышкой 1, резинокордной оболочкой 2 и плунжером 3, образует рабочий объём V. При движении корпуса 1 относительно плунжера 3 рабочий объём V изменяется за счёт перекатывания резинокордной оболочки 2 по боковым поверхностям корпуса 1 и плунжера 3, которые в общем случае могут быть криволинейными (на рис. 1 показан один из простейших вариантов). Клапанное устройство (клапан) 4, имеющее специальное (механическое или электромагнитное) управление, служит для сообщения (разобщения) рабочего и дополнительного объёмов в определённых положениях относительного движения корпуса 1 и плунжера 3. При включении клапана 4 газ практически без сопротивления пере-

текает из одного объёма в другой, благодаря чему происходит выравнивание давления и плотности газа, обеспечивающее эффект воздушного демпфирования.

Алгоритм управления клапаном 4 может быть организован по-разному. Зачастую реализуется алгоритм, когда клапан 4 включается в тех положениях, в которых направление относительного движения корпуса 1 и плунжера 3 меняется на противоположное [2, 3]. Через некоторый промежуток времени (малый по сравнению с периодом колебаний, но достаточный для выравнивания давления и плотности) клапан 4 выключается, разобщая рабочий и дополнительный объёмы. По второму алгоритму клапан 4 включается в начале хода сжатия и выключается в его конце

Рис. 1. Типовая схема упругодемпфирующего пневмоэлемента

V.

р

min

mm

V.

min

max

mm

mm

Рис. 2. Рабочие диаграммы упругодемпфирующего пневмоэлемента, соответствующие алгоритмам управления клапаном:

а — первому; б — второму; в — третьему

(или, другими словами, включается в конце хода отбоя и выключается в начале следующего хода отбоя) [1]. По третьему алгоритму клапан 4 включается при прохождении фиксированного (обычно среднего) положения корпуса 1 относительно плунжера 3 и выключается в момент смены направления относительного движения корпуса 1 и плунжера 3 на противоположное [8, 10]. Возможны и многие другие алгоритмы (механического, электромагнитного и т.п.) управления клапаном [9].

Рабочие p—V диаграммы, соответствующие указанным трём алгоритмам управления клапаном, представлены на рис. 2. При их построении режим работы пневмоэлемента полагался установившимся (при периодическом изменении рабочего объёма V между своими минимальным и максимальным значениями индикаторные диаграммы замкнутые), а время выравнивания давления после включения клапана — пренебрежимо малым.

Площадь петли гистерезиса (рис. 2) определяет количество энергии, диссипатируемой за один период колебаний. При установившемся режиме работы пневмоэлемента выделяющаяся теплота отводится в окружающую среду. Очевидно, что в случае адиабатической изоляции пневмоэлемен-та установившийся режим существовать не может. Поэтому когда ставится цель по разработке упруго-демпфирующих пневмоэлементов, не уступающих по эффективности демпфирования гидравлическим амортизаторам, тогда требуется достаточно полное теоретическое и экспериментальное исследование не только силового, но и теплового режима работы пневмоэлемента.

В настоящее время при инженерном расчёте характеристик пневматических амортизаторов полагается, что газодинамические процессы между коммутациями рабочего и дополнительного объёмов можно считать изотермическими [2] или адиабатическими [3]. С другой стороны, газодинамические процессы в пневматических пружинах рассматриваются как политропные процессы, показатель n которых зависит от скорости протекания процесса. Согласно [4] если сжатие газа (воздуха) происходит достаточно медленно (квазистатическое приложение нагрузки), то процесс можно считать изотермическим и n = 1.

При динамическом приложении нагрузки, которое в действительности имеет место при колебаниях, показатель политропы возрастает. Максимальное его значение, соответствующее адиабатическому процессу, для двухатомных газов, в том числе для воздуха, может быть принято 1,4. При колебаниях средней интенсивности рекомен-

дуется экспериментальное значение показателя политропы 1,3 [5] или 1,25 [11].

В этой связи актуальной является задача построения и всестороннего анализа математической модели пневматических элементов с воздушным демпфированием, которая объединяет и обобщает в себе существующие инженерные методы расчёта, основанные на (явном или неявном) предположении, что теплообмен с окружающей средой подчиняется закону политропного процесса. Это позволит прояснить ряд вопросов, которые не ставились в [1-3; 7-9].

1. Общие положения механики сплошной среды. Любой инженерный метод расчёта пневматических элементов (пневмопружин и пневмоамортизаторов) базируется на принятии тех или иных упрощающих допущений. Прежде чем их явно сформулировать, обратимся к некоторым общим положениям механики сплошной среды [12-14].

Пусть V — некоторый индивидуальный объём среды постоянной массы т. Для него по закону изменения энергии (первому началу термодинамики)

dE = dQext + dAx ,

(1)

где (Е — приращение полной энергии за время dt; ((О™1 — элементарное количество теплоты, подведённой от внешних источников; ((Аех1 — работа внешних сил, приложенных к объёму V. Полная энергия Е складывается из кинетической энергии К и внутренней энергии и: Е = К+и. Следовательно,

dE = dK + d^.

(2)

По теореме об изменении кинетической энергии АК = АЛ"' + АЛ'"'. (3)

Работа внутренних сил определяется как

интеграл по объёму V:

dA"" = -dt J tr(TVv)dV,

(4)

где T — тензор напряжений, Vv — градиент скорости среды v, — след тензора А, ё1 V — элементарный объём среды.

Перенос массы описывается уравнением неразрывности

— + ptr(Vv) = 0 , dt

(5)

где р — плотность среды.

Вычтем из (1) уравнение (3) и примем во внимание (2). Придём к теореме об изменении внутренней энергии

dU = dQ- dA'"1.

(6)

— газовая постоянная; с^ ср — удельные (на единицу массы) изохорная и изобарная теплоёмкости газа. Из теоремы об изменении внутренней энергии (6) совместно с (8) вытекает первое начало равновесной термодинамики

Согласно современным взглядам, соотношения (1) — (6) справедливы для любых процессов в сплошных средах.

Примем предположение, что тензор напряжений Т ^ - р1, где р — давление, I — единичный тензор. Тогда с учётом (5) выражение (4) для работы внутренних сил запишется следующим образом:

dA"

= -f p dp d'Y.

Y р

(7)

dA'

_p d£f d Y = -p dP Y = pdY,

p Y p

dP

(8)

dQet = mcdT.

(9)

Здесь dQex

dQ"" = adA'" =apdY.

(10)

U = mcvT, pY = mRT , где по уравнению Майера

R = cp - c

(11)

(12)

dQeX = dU + pdY. (13)

Подставляя в (13) выражения (9), (11), получаем

dT _ R dY

T ~ c - с Y '

(14)

Точно так же, подставляя в (13) альтернативное выражение (10), находим

Если принять дополнительное предположение, по которому в каждый момент времени I распределение давления р и плотности р по объёму V является близким к равномерному, то тогда из (7) будем иметь

dT / aR dY — = (a-1)--—.

T с Y

(15)

Интегрирование дифференциального уравнения (14) или (15) совместно с термическим уравнением состояния (11) приводит к уравнению политропы

где dV — приращение объёма V за время dt. При выводе (8) было учтено, что по последнему предположению р = m/V и поэтому

.(m \ dY dY dp = dl — I = -m—- = -p-,

{Y J Y2 Y

ибо для индивидуального объёма среды m = const.

2. Понятие политропного процесса. Как уже отмечалось, при описании термодинамических процессов в газах, протекающих, например, в пнев-моэлементах и поршневых компрессорах, широко используется понятие политропного процесса, частным случаем которого являются изохорный, изобарный, изотермический и адиабатический процессы. В этой связи для дальнейшего изложения крайне важно уточнить основные положения, лежащие в основе понятия политропного процесса.

По определению политропным называется квазистатический процесс с постоянным значением теплоёмкости [15—17]:

t=To i Y

p=p„

где с учётом уравнения Майера (12)

■ = а— k (а -1)

(16)

(17)

— показатель политропы; к = с / с — показатель

11 р V

адиабаты; р0, Vg, Т0 — давление, объём и абсолютная температура в некотором фиксированном состоянии газа, имеющем место при протекании по-литропного процесса.

И хотя полученные выражения (16) относятся к квазистатическим процессам в газах, они с успехом применяются в инженерной практике при описании динамических процессов в газах.

3. Упрощающие допущения. Сформулируем упрощающие допущения, принятия которых достаточно для проведения инженерного расчёта термодинамических параметров газа в пневматическом элементе с воздушным демпфированием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Рабочее тело в пневмоэлементе является невязким, идеальным газом:

количество теплоты, подводимой к

T = - pi, pY = mRT , U = mcvT.

(18)

газу массы т от внешних источников, с — удельная (на единицу массы) теплоёмкость процесса, dT — приращение абсолютной температуры газа Т в ходе процесса. Альтернативным является определение, по которому количество подводимой теплоты dQe*f и совершаемая газом работа dJ4шf = pdV из (8) прямо пропорциональны друг другу с постоянным коэффициентом пропорциональности а [18]:

2. Клапанное устройство (клапан) является идеальным в том смысле, что при его включении процесс выравнивания давления и плотности происходит мгновенно и полностью. В моменты времени непосредственно перед включением и сразу после включения клапана кинетическая энергия газа пренебрежимо мала по сравнению с его внутренней энергией:

E = K + U = U.

(19)

Для идеальных (совершенных [19]) газов калориметрическое и термическое уравнения состояния имеют вид

3. В промежутках времени, когда клапан нормально включен или нормально выключен, распределение давления и плотности в рабочем и дополнительном объёмах равномерное, а теплообмен с окружающей средой подчиняется закону поли-тропного процесса:

dQвй = mcdT.

(20)

n-1

c — c

p

" =

cc

v

Допущения (18), (20) объединяют и обобщают в себе существующие инженерные методы расчёта пневматических элементов с воздушным демпфированием [2, 3] и без него [4, 5]. С термодинамических позиций [15-17, 20, 21] принятые допущения фактически означают, что быстропротекающий процесс выравнивания давлений и плотности, протекающий в рабочем и дополнительном объёмах сразу после включения клапана, является сугубо неравновесным, тогда как термодинамические процессы (в рабочем и дополнительном объёмах) во все остальные моменты времени носят обратимый характер, подчиняясь первому и второму началам термодинамики равновесных процессов:

Аи = А^ - рА V, = Ж ,

где 5 — энтропия газа. В равновесных условиях удельная (на единицу массы) энтропия газа в = 5 / т определяется формулой [15-17, 21]

5 = 5 + с„1п(7 X)-Д1п(р/р0),

(21)

5 = су1пТ - Лпр.

(22)

стоит в том, что после «коммутации» в понимании работ [2, 3] клапан всегда выключен (рабочий и дополнительный объёмы разобщены), тогда как после «переключения» клапан может оставаться как во включенном состоянии, так и в выключенном состоянии в зависимости от того, по какому алгоритму осуществляется управление клапанным устройством пневмоамортизатора (см. рис. 2).

4.1. Параметризация структуры пневмоаморти-затора. Чтобы описать в математической форме работу пневмоамортизатора, введём в рассмотрение структурный (внутренний) параметр %, характеризующий текущее состояние клапанного устройства пневмоамортизатора:

Х =

1, клапан включен (окрът), 0, клапан выключен (закрыт).

Изменение структуры пневмоамортизатора определяется величиной

где — удельная энтропия в стандартном состоянии газа при температуре Т0 и плотности р0, значения которых могут быть выбраны произвольно. Без ограничения общности можно принять в0 = сЫТ0 - Шпр0. Тогда формула (21) примет более простой вид

где

А%(' ) = %(' + 0)-х(' " 0),

%{' - 0) = 1Цх(' - е)], %{' + 0) = Нш|х(' + е)]

4. Математическое моделирование термодинамических процессов. Работа пневмоамортизатора сопровождается чередованием последовательных включений и выключений клапанного устройства (клапана), что изменяет характер протекания термодинамических процессов в рабочем и дополнительном объёме. Особо выделяются моменты включения (открытия) клапана, так как сразу после включения клапана протекает сугубо неравновесный процесс, в ходе которого происходит интенсивное, практически мгновенное (согласно принятым допущениям) смешение газов в рабочем и дополнительном объёмах, приводящее к полному выравниванию давлений и плотности газа. Во все остальные моменты времени газ в рабочем и дополнительном объёмах находится состояниях термодинамического равновесия, описываемых (согласно принятым допущениям) уравнениями политропы (16).

Другими словами, если обозначить через t (о = 0, 1, 2, ...) моменты времени срабатывания клапана (моменты включения-выключения или, что то же самое, моменты открытия-закрытия), то следует выделить идеализированный мгновенно протекающий в момент времени t = tо термодинамический процесс при переключении клапана, который начинается, идёт и заканчивается в течение нулевого промежутка времени ^ , t +0], и термодинамический процесс между переключениями клапана, имеющий место во все остальные моменты времени.

Замечание. Чтобы избежать возможных недоразумений, следует отличать термин «переключение» от термина «коммутация», который используется в работах [2, 3] в понимании термина «включение клапана и мгновенное последующее выключение клапана». Итоговый результат «коммутации» такой же, как при «включении клапана»: полное выравнивание давлений и плотности газа в рабочем и дополнительном объёмах. Отличие со-

— левый и правый пределы функции для момента времени t. В моменты времени tо < К между переключениями клапана = 0, в мо-

мент времени t = t при включении клапана = 1 > 0, а при выключении = -1 < 0.

С течением времени рабочий объём пневмо-амортизатора меняется непрерывно. Поэтому левый и правый пределы функции V(t) в момент времени t = ^ равны друг другу: V(tо - 0) = V(tо + 0), т.е. сразу после переключения клапана рабочий объём пневмоамортизатора имеет такое же значение, как непосредственно перед переключением клапана. В дальнейшем будем использовать обозначение Vо = V(tо) для рабочего объёма пневмоамортизатора в момент времени t = tо.

4.2. Расчёт массы газа. Обозначим через т и тг массу газа в рабочем и дополнительном объёмах соответственно. По закону сохранения массы

т = т+т„,

(23)

где тх — суммарная масса газа в пневмоамортиза-торе (постоянная величина по причине отсутствия утечек газа). Для моментов времени tо < К между переключениями клапана, когда = 0,

можно записать

4 ) =

V (')+У

у ('), х = 1;

( Ах(') = 0 ) (24)

У + У

У, х = 0.

Верхнее выражение (24) соответствует случаю, когда клапан открыт (включен) и поэтому плотность газа в рабочем и дополнительном объёмах одинаковая. Нижнее выражение (24) отвечает случаю, когда клапан закрыт (выключен), поэтому масса газа в рабочем объёме такая же, как в момент времени ^сразу после (или непосредственно перед) последнего переключения клапана из состояния «включен» в состояние «выключен».

Введём обозначения

т- = т{'„ - °), т1= + 0)

Ъ

т

Ъ

для массы газа в рабочем объёме непосредственно перед переключением клапана и сразу после переключения клапана соответственно. При > 0 для момента времени I = t , когда происходит включение клапана, согласно формуле (24)

та = т(1а- 0)| =

|%=о у , + V

у а-1 ~ у *

у-,

т+ = т{га+ 0)|

т.

Е

у„ + V.

-к.

т- = т(г.- °)|г=1

-V.,

т+= т(г„ + 0) =-V.

. V. Аг=0 у + V

+ V

до значения

К+ V,

тТ

V + V

■V,. (Дх(0< 0)

Массу газа в дополнительном объёме газа V. можно определить по формуле

т„ = т - т,

вытекающей из (23) либо из формул тт

т.

Л' ) =

V (г)+V

V,, Х = 1,

(Дх(' ) = 0)

К, х = 0,

+ V " л '

+ V,

V,, т+ =

К + V

К + V

V,, (Дх(0< 0),

г (г )=

V + V.

V (г)+V,

-1П—1

[V )_ ,

, х = 1,

х = 0,

( лх(г )=0 ) (33)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а для газа в дополнительном объёме

(25)

При < 0 для момента времени t = t , когда

подаётся команда на выключение клапана, по формуле (24) находим

т:

к + V V (г)+V,

Х = 0.

х = 1,

( А%(г ) = 0 ) (34)

(26)

Как видим из (25), при переключении клапана из состояния «выключен» («закрыт») в состояние «включен» («открыт») происходит скачкообразное изменение массы газа в рабочем объёме от значения

Верхние выражения в (33), (34) соответствуют случаю, когда клапан открыт (включен), поэтому газ в рабочем и дополнительном объёмах деформируется как единое целое. Нижние выражения в (33), (34) отвечают случаю, когда клапан закрыт (выключен) и поэтому деформируется только масса газа в рабочем объёме. Здесь и далее используются обозначения

г = т (га- 0), т;= т (га + 0)

(35)

^-1, (Лх(0> 0) (27)

V. ( Ах(га)> 0 ) (28)

Согласно (26) при обратном переключении клапана из состояния «включен» («открыт») в состояние «выключен» («закрыт») изменения массы газа в рабочем объёме не происходит:

(29)

для температуры газа в рабочем объёме непосредственно перед переключением клапана и сразу после переключения клапана соответственно.

Замечание. Так как объём V. постоянен, то температура в дополнительной полости пневмоа-мортизатора при закрытом клапане также является постоянной величиной, равной Тп+ согласно (34). Иными словами, принятие допущения (20) эквивалентно допущению об адиабатической изоляции дополнительного объёма при закрытом клапане, если только удельная теплоёмкость процесса с принимает конечные значения (неизотермический процесс).

Чтобы найти значения (35), рассмотрим сначала случай, когда в момент времени t = t происходит включение клапана: > 0 (рис. 3).

Непосредственно перед включением клапана ^ = ta — 0) газ в рабочей полости занимает объём Va и имеет массу то-, определяемую выражением

(27):

(36)

(30)

т~ = —— К,;

а V ч + V

его температура Та- на основании (33) равна

-1П-1

V-!

т~= т(г - 0)1 = г+.

о \ о '1^=0 о-1

(37)

Соответственно, газ в дополнительном объёме при t = t — 0 имеет массу

■V., (ДхЮ>0) (31)

(32)

получаемым аналогично формулам (24), (27) — (29).

4.3. Расчёт температуры газа. Перейдём к определению абсолютной температуры газа Т и Т. в рабочем и дополнительном объёмах соответственно. Для моментов времени tп < К между переключениями клапана, когда Дх(0 = 0, температура газа подчиняется уравнению политропы (16), по которому для газа в рабочем объёме

Рис. 3. К определению температуры газа сразу после включения клапана

п—1

+

т.

+

т

ту

п-1

т

т

т

£

+

т

ст

+

т

т

£

£

т

£

+

т.„ = т - т„

(38) в развёрнутом виде записывается так:

а его температура Т , согласно (34), равна

Т> Т ('„ + 0^,=0 = ТТ^ Т ('п- 0Ь .

т-,=Т,{'а- °!о=т;_1,

(39)

Но в силу верхней формулы (33)

Сразу после включения клапана ^ = tо + 0) газ в рабочей полости занимает тот же объём V . Температура газа в рабочем и дополнительном объёмах одинаковая, её значение То+ является искомой величиной.

По ранее принятому допущению процесс смешения газов происходит мгновенно после открытия клапана. Вследствие этого работа внешних сил АеХ и количество теплоты О"^, подводимой от внешних источников, принимают нулевые значения:

т ('„- 0)^=т;_1

Поэтому

у+V

У.-1 + V

. (Лх(0< 0)

(42)

В совместной записи формулы (41), (42) принимают вид

Л- = | ал6" = 0, о* = | = 0.

На основании закона изменения полной энергии (1)

где

АЕ = О* + Л6*

АЕ = |АЕ = Е' + 0)-Е' -0)

т+

1 а-1

У_

У_

+1

Дх(0> 0;

(43)

Ах(0< 0.

4.4. Расчёт давления газа. Давление газа в рабочем и дополнительном объёмах проще всего определяется непосредственно из уравнения состояния Менделеева-Клапейрона (18):

— приращение полной энергии газа в рабочем и дополнительном объёмах. Таким образом, при включении клапана полная энергия газа остаётся неизменной:

Е{'«+ 0) = Е{'„- 0).

По предположению (19) кинетическая энергия газа пренебрежимо мала по сравнению с его внутренней энергией: Е = К+и = и. Поэтому

и ('„+ 0) = и ('„- 0).

(40)

тс Т = тс Т„ + с Т п

Ъ V а а V а *а V *а

р(Л_ т(')ЯТ(') р _ т,(')ЯТ,(')

рк'_ У(') ' р_ У "

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(44)

Однако в научной литературе, посвящённой расчёту пневмоамортизаторов, температуру газа исключают из рассмотрения. Поэтому для полноты общей картины приведём соответствующие преобразованные уравнения.

Подставим (24), (33) в первое уравнение (44). После несложных преобразований будем иметь для газа в рабочем объёме

Подставляя в (40) калориметрическое уравнение (18) и принимая во внимание используемые обозначения (рис. 3), получаем

Р(') =

Здесь

р:

у+У

у (0+У

х = 1;

У

[у (')]

( А%(') = 0 ) (45)

Х = 0.

Т+_ о т ~ | ст Т ~

р+ =

т к Т+

а

У + У

(46)

Отсюда с учётом соотношений (36)-(39) окончательно находим

т:=к А

У„-1

У- + У

У-1

У

+Н. (дх(0> 0).(41)

V, V ,.

о' о-1

— давление газа в рабочем объёме сразу после переключения клапана. Расчётная формула для величины ро+, не содержащая упоминания о температуре То+, получается подстановкой в (46) выражения (41):

р:=р^

У-1

У-1 + У

У-1

У

-1

Как видно из (41), температура газа после включения клапана То+ определяется температурой газа после предшествующего выключения клапана Т + и соответствующими значениями рабочего объёма

Другой случай, когда Д%(^ < 0 (в момент времени t = tо клапан выключается), более простой: для величин (35) имеет место равенство То- = То+, которое

Аналогичным образом выводятся расчётные формулы для давления газа в дополнительном объёме. Подставив (30), (34) во второе уравнение (44), будем иметь

"У + У ,

' (Дх(') = 0)

V (') + У р+, х = 0.

п-1

У + У

п-1

У-1 + У

п-1

1

У- + У

а

'='„-0

т; =

п-1

Ум + У

Т+

1 а-1

У + У

'='„ +0

'='о -0

п

или

тп

тп

п-1

п-1

1

Расчётные зависимости для давления газа в рабочем объёме (44) или (45) позволяют определять усилие, создаваемое пневмоамортизатором:

Р = (Л - Л™ К.

Здесь ратм — атмосферное давление, Fэ — эффективная площадь пневмоамортизатора [4, 5].

4.5. Расчёт энтропии газа. Изменение энтропии газа характеризует степень необратимости процесса диссипации механической энергии в теплоту. Поэтому расчёт энтропии газа занимает важное место при анализе эффективности работы пневмо-амортизатора.

Энтропия массы газа т, занимающей объём V, определяется выражением 5 = тв, где в — удельная энтропия газа (22). Отсюда на основании (24), (33) и (30), (34) получаются следующие выражения для энтропии газа в рабочем и дополнительном объёмах:

Наибольший интерес представляет производство энтропии за счёт внутренних источников в ходе необратимого процесса смешения газов, протекающего после включения клапана. Данное производство энтропии равно скачку суммарной энтропии газа в пневмоамортизаторе:

Д?Е = Sz(ta + 0L -Sz(ta-0l 0.

(51)

На основании (50) для скачка энтропии (51) получается выражение

с.ln|T!) + Rlni V + К

V„_, + К

V_+кк -1)-RH Vi

> 0,

которое с учётом (41) можно переписать в эквивалентном виде

S =

V (t)

V (t)+V х = 1;

cl lnT„++(n - l)li

V +V

V(t ) + V

-Rln

V (t)+V

cl lnT„++(n - l)li

R ln

Vl

Lv (t )J

V

+ ln

Lv (t )J

X = 0;

ASe = mA cvlni

V-1

V.-1 + К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vl±

V

-1

+n+

V- + vJ V- + V,

c(n -1)-R]ln|

(47)

l> 0.

Замечание. С помощью формул (50), (42) нетрудно убедиться, что при выключении клапана скачка суммарной энтропии не наблюдается:

S =

mV,

V (t) + К

X = 1,

cl lnT„++(n - 1)ln

V,+ К v (t)+К

-Rln

V (t) + К

cvlnr; - Rlnl

AST

sAt.+ 0L - SÄK- 0K =

+ ^{cvl^T^r I- cv(n -l)ln

V-1 + V,

Va+ К

Va+ V, X = 0.

Энтропия газа в пневмоамортизаторе равна сумме энтропии газа в рабочем и дополнительном объёмах:

SE(t ) = S(t) + S,(t). Подстановкой (47), (48) в (49) находим

5. Условие существования установившегося режима работы. Рассмотрим детально вопрос, при каком значении коэффициента политропы

(48) осуществим установившийся режим работы пнев-моамортизатора, в ходе которого от цикла к циклу повторяется одна и та же индикаторная диаграмма (рис. 2). По теореме об изменении внутренней энергии (6) для замкнутой (по массе) термодинамической системы в любом круговом процессе теплота, подведённая от внешних источников, равна ра-

(49) боте внутренних сил:

| dQext = | dAint.

(52)

S,(t ) =

lnr;+cv (n - 1)ln

VCT + V, V (t)+К

- Rlnl

V (t)+К

x = 1;

cvlnTn+ - Rlnl

V +V

V

Va+ V,

[cv (n -1)- R]ln

_Vl V (t )J

x = 0.

По определению политропного процесса теплота от внешних источников связана с работой внутренних сил соотношением (10), по которому

(50)

¿в"" =аёЛ'"' = apdV. На основании (52), (53) имеем

а§ Мп' Мп' .

(а- 1)АШ = 0,

(53)

(54)

+

^Sz = m

n-1

_

X

mjv

v„ + V

m

ь

V„+ V

+

0

mzV*

m

L

va + V

с

v

m

i

m

i

+

m

или

i

+

где А'п: — работа внутренних сил, равная площади индикаторной диаграммы (рис. 2). При Аш: Ф 0 равенство (54) выполняется только в том случае, когда а = 1 или, с учётом (17), когда п = 1. Другой случай выполнения равенства (54), когда А'п: = 0 и коэффициент а произволен, отвечает работе пневмо-амортизатора как пневмопружины.

Выводы. Построена математическая модель пневмоамортизатора, работа которого сопровождается чередованием последовательных включений и выключений клапанного устройства (клапана), изменяющих характер протекания термодинамических процессов в рабочем и дополнительном объёме.

В математической модели отражено, что в моменты времени сразу после включения (открытия) клапана протекает сугубо неравновесный процесс, в ходе которого происходит интенсивное, практически мгновенное смешение газов в рабочем и дополнительном объёмах, приводящее к полному выравниванию давлений и плотности газа. Во все остальные моменты времени газ в рабочем и дополнительном объёмах находится состояниях термодинамического равновесия, описываемых уравнениями политропного процесса.

Данные и другие положения, лежащие в основе разработанной инженерной методики расчёта пневмоамортизаторов с воздушным демпфированием, зафиксированы в строго сформулированных допущениях.

Введено понятие структурного (внутреннего) параметра, характеризующего текущее состояние клапанного устройства пневмоамортизатора. Благодаря этому полная система термодинамических соотношений разработанного расчётного метода позволяет единым образом описывать работу пнев-моамортизатора по любым возможным алгоритмам (механического или электромагнитного) управления клапаном.

К сожалению, из-за ограничений на объём в настоящей статье не приведены результаты численных расчётов работы пневмоамортизатора применительно к двум наиболее распространённым тестовым задачам с жёстким и мягким режимами нагружения соответственно: 1) исследование работы пневмоамортизатора при гармоническом законе изменения рабочего объёма, 2) исследование динамики одномассовой системы амортизации с пневмоамортизатором при кинематическом возбуждении колебаний. Это предполагается сделать в ближайших публикациях авторов.

Доказано, что в рамках математической модели, базирующейся на понятии политропного процесса, установившийся режим работы пневмоамортиза-тора осуществим только для изотермического процесса (п = 1), который неявно предполагает наличие идеальных условий теплообмена между газом в пневмоамортизаторе и окружающей средой. Если п Ф 1, то тогда при периодическом изменении рабочего объёма давление газа будет непрерывно повышаться от цикла к циклу с соответствующим ростом температуры.

В этой связи приобретает важное прикладное значение построение математической модели пневмоамортизаторов и пневмопружин с учётом реально протекающих физических процессов теплообмена с окружающей средой, который позволит получить более достоверные данные об их механических и термодинамических характеристиках.

Библиографический список

1. Акопян, Р. А. Пневматическое подрессоривание автотранспортных средств (вопросы теории и практики). В 2 ч. Ч. 1 / Р. А. Акопян. - Львов : Выща школа, 1979. - 218 с.

2. Калашников, Б. А. Системы амортизации объектов с дискретной коммутацией упругих элементов / Б. А. Калашников. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. - 344 с.

3. Хамитов, Р. Н. Системы амортизации крупногабаритных объектов с активными упругими и демпфирующими элементами / Р. Н. Хамитов, Г. С. Аверьянов. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 124 с.

4. Певзнер, Я. М. Пневматические и гидропневматические подвески / Я. М. Певзнер, А. М. Горелик. - М. : ГНТИМЛ, 1963. - 319 с.

5. Равкин, Г. О. Пневматическая подвеска автомобиля / Г. О. Равкин. - М. : ГНТИМЛ, 1962. - 288 с.

6. Трибельский, И. А. Расчётно-экспериментальные методы проектирования сложных резинокордных конструкций / И. А. Трибельский, В. В. Шалай, А. В. Зубарев [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - 240 с.

7. Фитилёв, Б. Н. К расчету характеристик пневмо-элемента с воздушным демпфированием / Б. Н. Фитилёв, В. А. Комочков, А. В. Поздеев // Прогресс транспортных средств и систем : материалы Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Волгоград, 2009. - С. 40-47.

8. Дьяков, А. С. Повышение демпфирующих свойств подвесок АТС путем изменения структуры и характеристик ре-зинокордных пневматических рессор : автореф. дис ... канд. техн. наук / А. С. Дьяков. - Волгоград, 2009. - 16 с.

9. Поздеев, А. В. Повышение виброзащитных свойств двухполостных пневматических рессор на основе синтеза оптимальных алгоритмов коммутации полостей : автореф. дис . канд. техн. наук / А. В. Поздеев. - Волгоград, 2012. - 16 с.

10. Пат. 2340468 РФ, МПК В 60 С 11/, Б 16 Б 5/00. Пневматическая подвеска / В. В. Новиков, Б. Н. Фитилев, А. С. Дьяков ; заявитель и патентообладатель ВолгГТУ. - № 2007117885/11 ; заявл. 14.05.2007 ; опубл. 10.12.2008, Бюл. № 34. - 6 с.

11. Проектирование полноприводных колесных машин. В 3 т. Т. 3 / Б. А. Афанасьев, Б. Н. Белоусов, Л. Ф. Жеглов [и др.] ; под ред. А. А. Полунгяна. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. - 432 с.

12. Ильюшин, А. А. Механика сплошной среды / А. А. Ильюшин. - М. : Изд-во МГУ, 1978. - 287 с.

13. Седов, Л. И. Механика сплошной среды. В 2 т. Т. 1 / Л. И. Седов. - М. : Наука, 1973. - 536 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Трусделл, К. Первоначальный курс рациональной механики сплошных сред / К. Трусделл. - М. : Мир, 1975. - 592 с.

15. Алексеев, Г. Н. Общая теплотехника / Г. Н. Алексеев. -М. : Высш. шк., 1980. - 552 с.

16. Вукалович, М. П. Термодинамика / М. П. Вукалович, И. И. Новиков. - М. : Машиностроение, 1972. - 672 с.

17. Техническая термодинамика / В. И. Кругов [и др.] ; под ред. В. И. Крутова. - М. : Высш. шк., 1991. - 384 с.

18. Пластинин, П. И. Поршневые компрессоры. В 2 т. Т. 1. Теория и расчёт / П. И. Пластинин. - М. : КолосС, 2006. - 456 с.

19. Абрамович, Г. Н. Прикладная газовая динамика / Г. Н. Абрамович. - М. : Наука, 1976. - 888 с.

20. Корнеев, С. А. Понятия и основы локально-неравновесной термодинамики сплошной среды / С. А. Корнеев. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. - 284 с.

21. Кубо, Р. Термодинамика / Р. Кубо. - М. : Мир, 1970. -304 с.

КЛИМЕНТЬЕВ Евгений Владимирович, главный конструктор комплекса № 3 отдела № 2 Научно-производственного предприятия «Прогресс»; аспирант кафедры сопротивления материалов Омского государственного технического университета (ОмГТУ).

КОРНЕЕВ Владимир Сергеевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры основ теории механики и автоматического управления ОмГТУ.

КОРНЕЕВ Сергей Александрович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафед-

рой сопротивления материалов ОмГТУ.

Адрес для переписки: korneyev@omgtu.ru, когеа_

home@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.08.2015 г. © Е. В. Климентьев, В. С. Корнеев, С. А. Корнеев

УДК 62-567.5:536-3

Е. В. КЛИМЕНТЬЕВ

B. С. КОРНЕЕВ

C. А. КОРНЕЕВ

Научно-производственное предприятие «Прогресс», г. Омск

Омский государственный технический университет

ЧИСЛЕННЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО АМОРТИЗАТОРА ПРИ СТАНДАРТНОМ РЕЖИМЕ НАГРУЖЕНИЯ И РАЗНЫХ АЛГОРИТМАХ УПРАВЛЕНИЯ

На примере численного решения двух тестовых задач проиллюстрирован разработанный авторами инженерный метод расчета термодинамических параметров газа в пневмоэлементе с воздушным демпфированием при разных алгоритмах управления клапанным устройством. Особое внимание уделено вопросу существования установившегося режима работы пневмоамортиза-тора и уровню достигаемых температур и давлений газа. Ключевые слова: пневматический элемент, воздушное демпфирование, установившийся режим, показатель политропы.

Введение. В настоящее время большое внимание уделяется разработке конструкций и методов расчёта пневмоамортизаторов (пневматических упругодемпфирующих элементов), в которых для гашения колебаний используется воздушное демпфирование, происходящее за счёт выравнивания давления и плотности при смешении газов (воздуха), находящихся в рабочем и дополнительном объёмах пневмоэлемента, при срабатывании специальных клапанных устройств в определённых положениях амортизируемого объекта [1-7].

Алгоритм управления клапанным устройством (клапаном) может быть организован по-разному. Наиболее часто реализуется алгоритм, приводящий к четырёхугольной петле гистерезиса (рис. 1а), когда клапан включается в тех положениях, в которых направление относительного движения корпуса и плунжера пневмоамортизатора меняется на противоположное [2, 3]. Через некоторый промежуток времени (малый по сравнению с периодом колебаний, но достаточный для выравнивания давления и плотности) клапан выключается, разобщая рабочий и дополнительный объёмы. По другому алгоритму, приводящему к треугольной петле гистерезиса (рис. 1б), клапан включается в начале хода

сжатия и выключается в его конце [1]. По третьему алгоритму, приводящему к петле гистерезиса в форме «бабочки» (рис. 1в), клапан включается при прохождении фиксированного (обычно среднего) положения корпуса относительно плунжера и выключается в момент смены направления их относительного движения на противоположное [5, 6]. Возможны и многие другие алгоритмы (механического, электромагнитного и т.п.) управления клапаном [7].

При построении рабочих p—V диаграмм, представленных на рис. 1, режим работы пневмоаморти-затора в [1—7] полагается установившимся (при периодическом изменении рабочего объёма V между своими минимальным и максимальным значениями индикаторные диаграммы замкнутые), а время выравнивания давления после включения клапана — пренебрежимо малым. При этом изменение абсолютного давления газа p описывается уравнением политропы pVn=const, где V — объём газа.

Как известно [8, 9], показатель политропы n существенно зависит от скорости протекания процесса. Если сжатие газа происходит достаточно медленно (квазистатическое приложение нагрузки), процесс можно считать изотермическим и n = 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.