Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MATHEMATICAL MODELING / DEVELOPMENT STRATEGY / PLANNING / FORECASTING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Ильясова Айше Ниязовна

Планирование развития муниципальных образований в современных условиях хозяйствования рассматривается как один из наиболее перспективных и эффективных механизмов реализации их долгосрочной политики. Обоснована необходимость использования эффективных моделей социально-экономического развития муниципальных образований на основе применения математического аппарата в планировании и прогнозировании, описаны основные методы разработки прогнозов. Предложена методология оценки последствий реализации программ стратегического развития, и методика построения прогнозов на примере муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Ильясова Айше Ниязовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODELING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR PLANNING AND FORECASTING IN THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

Planning the development of municipalities in modern economic conditions is considered as one of the most promising and effective mechanisms for the implementation of their long-term policy. It substantiated the necessity of using effective models of socio-economic development of municipalities based on the usage of mathematical apparatus in planning and forecasting, it described the main methods of developing forecasts. It proposed a methodology for assessing the consequences of the implementation of strategic development programs, and a method for constructing forecasts on the example of the municipality - city district Armyansk of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

2. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 22.12.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (data obrashcheniya: 07.01.2021)

3. Mihnenko E.V. Upravlenie gosudarstvennym dolgom: sovremennoe sostoyanie i puti uluchsheniya // Nauka, obrazovanie, innovacii: aprobaciya rezul'tatov issledovanij Materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. - №12. - S. 271-274.

4. Ministerstvo finansov RF. Gosudarstvennyj vnutrennij dolg RF i (2011-2020 gg.). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/ (data obrashcheniya: 07.01.2021)

5. Ministerstvo finansov RF. Gosudarstvennyj vneshnij dolg RF (2011-2020 gg.). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/?id_38=69444-gosudarstvennyi_vneshnii_dolg_rossiiskoi_federatsii_2011-2020_gg. (data obrashcheniya: 07.01.2021)

6. Ryabicheva O.I. Analiz sostava i struktury vneshnego gosudarstvennogo dolga RF // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2019. - N° 57-6.

7. Sobolev V.I. Upravlenie gosudarstvennym dolgom v celyah obespecheniya sbalansirovannosti gosudarstvennogo byudzheta Rossii // Aktual'nye problemy nauki XXI veka. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - M.: Mezhdunarodnaya issledovatel'skaya organizaciya «Cognitio», 2019. - 126 s.

8. Soldina S.A. Process formirovaniya i upravlenie gosudarstvennym dolgom // Rol' rynka v social'no-ekonomicheskom razvitii obshchestva. Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. - S. 66-82.

9. Bekmurzaev I.D., Hazhmuradov Z. D i dr. Sushchnost', metody i problemy upravleniya vneshnim gosudarstvennym dolgom // Elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2020 - №1. - S. 11-18.

10. Matyunina M.V., Andriyanov O.I., Nikolenko YU.B. Dinamika nalogovyh postupleniya v byudzhet Respubliki Krym // Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem/ Otv. red. A.V. Olifirov. 2020. - S. 229-232.

11. Matyunina M.V., Kostyleva YA.A. Rezul'tativnoe byudzhetirovanie v Rossijskoj Federacii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2020. № 4.

МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте (matjunina@ukr.net).

ДЫРЧЕКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - студентка Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте (dyrchenkova99@mail.ru).

MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after Vernadsky in Yalta (matjunina@ukr.net).

DYRCHEKOVA, YULIA A. - student of the Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after IN AND. Vernadsky in Yalta (dyrchenkova99@mail.ru).

УДК 332.02 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-146-152

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., ИЛЬЯСОВА А.Н. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Ключевые слова: математическое моделирование, стратегия развития, планирование; прогнозирование; социально-экономическое развитие.

Планирование развития муниципальных образований в современных условиях хозяйствования рассматривается как один из наиболее перспективных и эффективных механизмов реализации их долгосрочной политики. Обоснована необходимость использования эффективных моделей социально-экономического развития муниципальных образований на основе применения математического аппарата в планировании и прогнозировании, описаны основные методы разработки прогнозов. Предложена методология оценки последствий реализации программ стратегического развития, и методика построения прогнозов на примере муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым.

TIMIRGALEEVA, R.R., ILYASOVA, A N. MATHEMATICAL MODELING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR PLANNING AND FORECASTING IN THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

Key words: mathematical modeling, development strategy, planning; forecasting; socio-economic development.

Planning the development of municipalities in modern economic conditions is considered as one of the most promising and effective mechanisms for the implementation of their long-term policy. It substantiated the necessity of using effective models of socio-economic development of municipalities based on the usage of mathematical apparatus in planning and forecasting, it described the main methods of developing forecasts. It proposed a methodology for assessing the consequences of the implementation of strategic development programs, and a method for constructing forecasts on the example of the municipality - city district Armyansk of the Republic of Crimea.

Социально-экономическое развитие муниципального образования, его внутренняя стабильность и конкурентоспособность, внешнее позиционирование тесно связаны с правильно прогнозируемой тенденцией развития, конкретностью поставленных целей и выбором методов их достижения. Планирование и прогнозирование территориального развития является эффективным способом государственного регулирования и регламентирования использования территории в целях достижения целей сбалансированного пространственного развития и должно быть направлено на обеспечение качественной среды жизнедеятельности населения территории.

Применение прогнозирования и планирования на уровне отдельно взятого муниципального образования способствует разработке научно-обоснованных целей его функционирования, стратегических и текущих планов, основанных на различных вариантах прогнозов, что помогает избежать негативных тенденций.

Анализ литературных источников [3-6] показал, что прогнозирование и планирование являются механизмами формирования и внедрения стратегии развития территории. При этом особенность управления реализацией стратегии территориального развития основана на аппарате прогнозирования. Авторы ряда научных публикаций достаточно обоснованно отмечают, что прогноз является сложной научной и еще не до конца решенной проблемой. Вместе с тем, уже проработано более 150 методов, которые нашли применение при разработке прогнозов развития муниципального образования, среди которых выделяют интуитивные и формализованные. Наиболее эффективным показал себя метод эконометрического моделирования, применяемый для решения задач управления экономическим развитием территориального образования.

Что касается применения экономико-математических методов на муниципальном уровне управления, то они не получили должного применения [4]. Данные проблемы можно устранить посредством установления горизонтальных связей между различными хозяйствующими субъектами, группами населения, органами власти. Фундаментальная основа прогнозирования социально-экономического развития территории предполагает изучение экономического, социального, финансового, научно-технического, промышленно-производственного, сельскохозяйственного, природно-ресурсного и других потенциалов, для чего представляется целесообразным применять эконометрические модели.

Выделяют следующие уровни системы прогнозирования и планирования в РФ: федеральный, региональный и муниципальный [8]. При этом муниципальные органы за основу часто используют документы, принятые на федеральном и региональном уровне (таблица 1.).

Таблица 1. Система прогнозирования и планирования в Российской Федерации (уровни)

Уровень Прогнозирование Планирование и программирование

Федеральный - прогноз научно-технологического развития РФ; - стратегический прогноз РФ; - прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; - бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; - прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период - основные направления деятельности Правительства РФ; - государственные программы РФ; - государственная программа вооружения; - схемы территориального планирования РФ; - планы деятельности федеральных органов исполнительной власти

Региональный - прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период; - бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; - прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период - план мероприятий по реализации социально-экономического развития субъекта РФ; - государственные программы субъекта РФ; - схема территориального планирования субъекта РФ

Муниципальный - прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; - бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период - план мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития муниципального образования; - муниципальная программа

Составлено авторами по: Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Начиная с 1965 года и по сегодняшний день, модели прогнозирования, которые вначале состояли из нескольких сотен уравнений, продолжают совершенствоваться в направлении сокращения их количества. Они используются для имитации альтернатив экономического развития. Значительная часть существующих недостатков системы прогнозирования находится в плоскости научно-методического обеспечения разработки и обоснования прогнозов и сценариев развития, что требует усиления внимания к методологическому и инструментальному аппарату прогнозирования.

Функции прогнозирования развития территориального образования заключаются в выявлении ожидаемого состояния процессов развития территории в будущем с учетом диалектической детерминации прогнозируемых явлений и определенной вероятностью прогнозируемых результатов их реализации в условиях расширения самостоятельности

территорий и направлений деятельности. Для качественного прогнозирования развития муниципального образования необходимы новые идеи и методы их реализации, направления деятельности на сближение и сбалансированность интересов развития субъектов хозяйствования.

Очевидно, что развитие процессов жизнедеятельности в современных быстроизменяющихся условиях не может восприниматься как экстраполяция существующих тенденций и закономерностей их эволюции. Это требует перехода от трендового прогноза к системному поиску путей решений проблем будущего. Также следует учесть увеличение масштабов и разнообразия экономической деятельности, рост темпов развития процессов, глубина негативных последствий, что уменьшает вероятность достижения ожидаемых результатов вследствие реализации планов развития муниципального образования.

Данные тенденции подтверждают значение прогнозирования будущего, что должно осуществляться в любой социально-экономической системе, в том числе, и в муниципальном образовании, где крайне необходимо сознание системы муниципального прогнозирования, а также своевременное качественное предвидение, выявление проблем будущего и поиск путей предотвращения их возникновения.

Отметим, что прогноз социально-экономического развития территории осуществляется на основе использования методов моделирования, с учетом сценарных условий и управляемых параметров, и индикаторов. Для разработки подобной модели следует решить ряд вопросов:

- выявление потребностей населения, бизнеса, органов управления и различных заинтересованных лиц - стейкхолдеров муниципального образования;

- выявление возможностей населения, бизнеса, органов управления и стейкхолдеров муниципального образования для удовлетворения выявленных потребностей в будущем;

- оценка результатов социального и экономического развития в направлении обеспечения необходимого уровня удовлетворения выявленных потребностей;

- поиск наиболее эффективных и оптимальных путей достижения ожидаемых результатов;

- выявление ресурсов, необходимых для реализации выявленных потребностей;

- определение проблем, препятствующих дальнейшему развитию, путей их предупреждения и преодоления;

- поиск комплекса научных, законодательных и организационных мер для решения выявленных проблем.

При формировании модели необходимо определить функциональное содержание деятельности муниципального образования как системы, а также его организационно-управленческой структуры. Основное назначение этой модели - формирование последовательных этапов интегрированного процесса прогнозирования и создание условий для его реализации.

В свою очередь, модель должна быть разработана в условиях логической взаимосвязи показателей на основе корреляционно-регрессионного анализа. Для построения модели необходимы обоснованные показатели и индикаторы, которые в наибольшей степени отражают уровень социально-экономического развития конкретного муниципального образования. Также для полного анализа необходимо учесть индикаторы, которые в наибольшей степени характеризуют социально-экономическое развитие муниципального образования (численность населения, среднемесячная номинальная заработная плата и пр.).

Методологию оценки последствий реализации программ стратегического развития и методику построения прогнозов рассмотрим на примере муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, исходя из результатов его социально-экономического развития за период 2014-2017 гг. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым является важнейшим и основополагающим документом стратегического планирования, который разрабатывается на основе стратегических целей и приоритетов развития Российской Федерации и Республики Крым. В административно-территориальном устройстве Республики Крым город Армянск является городом республиканского подчинения, при этом город Армянск, как муниципальное образование, имеет статус городского округа. Армянск является крупнейшим промышленным центром Республики Крым.

Основные макроэкономические условия приняты соответствующими общим условиям развития Российской Федерации и Республики Крым. Параметры внешней среды соответствуют

базовому варианту развития Республики Крым, отраженному в прогнозе Министерства экономического развития Республики Крым.

По данным территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Крым оценочная численность населения в городском округе по состоянию на 1 января 2016 года составляет 24445 чел. или 1,3% от общей численности населения Республики Крым. 90,02% составляет городское население. Крупными являются сельские поселения Суворово (5,56% населения) и Перекоп (3,76%). В сельском поселении Волошино проживает всего 0,62% населения городского округа Армянск.

Демография города в 2010-2014 гг. характеризуется негативными показателями. За данный период численность населения снизилась на 1416 человек, и в 2014 году составила всего 94,50% от численности населения в 2010 году. Наблюдается депопуляция населения (рисунок 1).

25 744

25 634

25 482

25 469

24 328

24447

24445

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Рисунок 1. Динамика изменения численности населения городского округа Армянск за период 2010 - 2016 гг.

Вместе с тем, приграничный статус города формирует дополнительный источник притока населения. Данное население характеризуется как дополнительной нагрузкой на социальную инфраструктуру (школы, больницы, детские сады), так и дополнительным уровнем дохода местного бюджета, а также более высокой покупательной способностью жителей города.

Половозрастная структура населения по состоянию на 2014 год приведена на рисунке 2.

Половозростная структура населения го Армянска по результатам переписи 2014 года

от 90 лет до 94 лет от 80 лет до 84 лет от 70 лет до 74 лет от 60 лет до 64 лет от 50 лет до 54 лет от 40 лет до 44 лет от 30 лет до 34 лет от 20 лет до 24 лет от 10 лет до 14 лет от 0 лет до 4 лет

1 33

114

247

711 673

868

1044

924

892 891 888 889 881

1060

653

527 548

703 743

-1500

-1000

-500

500

1000

Женщины ■ Мужчины

Рисунок 2. Половозрастная структура населения по состоянию на 2014 год.

6

0

В 2015 году наблюдается стабилизация и незначительный рост численности населения (на 119 человек), однако он не связан с естественным приростом населения, а формируется за счет миграционного роста численности населения. Городской округ Армянск становится приграничной территорией и на нем активно формируется новый для региона сегмент жителей - пограничники, таможенники и их семьи.

Приведенный анализ половозрастной структуры показывает, что численность населения в возрасте от 20 до 44 лет (наиболее активное в последующие 10 лет, составляет 8612 человек, в том числе 4410 мужчин, 4202 женщин). При этом процесс замещения выбывающего в течение последующих 10 лет трудоспособного населения составит не более 65%.

Учитывая, что важным параметром, характеризующим уровень социально-экономического развития муниципального образования, является демографический, была осуществлена математическая формализация построенной модели, где для блока демографических показателей выделено 20 возрастных групп. При этом выявлено, что на численность первой группы наибольшее влияние оказывает число родившихся в тот или иной период времени, определяемое по формуле (1):

Б1 = -3431,4 + 0,034 х Е—1 + 481,708 х (Б^) 0,18, (1)

где: Бг - число родившихся в £-й период времени;

Е-1 - численность населения в трудоспособном возрасте в предыдущий период времени;

801-1 - уровень оплаты труда в предыдущий период в ценах базового года.

Полученное начение коэффициента детерминации (Я2), составившее 0,68, свидетельствует о достоверности и целесообразности практического применения полученного уравнения (1). Проведенный дисперсионный анализ также подтверждает полученные результаты. В частности, расчетное значение критерия Фишера (Р=18,19) значительно превышает пороговый уровень.

В стратегии развития городского округа Армянск значительное внимание уделяется развитию малого бизнеса, как одному из методов снижения монопрофильности городского округа и повышения уровня конкурентоспособности территории.

Реализация стратегии в виде проекта «Развитие малого бизнеса» позволит активизировать экономическую активность субъектов малого бизнеса и будет способствовать диверсификации занятости населения в городском округе Армянск. Показатели достижения целей социально-экономического развития Армянска представлены на рисунке 3.

Численность экономически активного населения городского округа за 12 месяцев 2016 года составила 10,95 тыс.чел., а в 2015 году - 14,9 тыс.чел. Такой спад обусловлен тем, что 30% населения муниципального образования городского округа Армянск представлено молодежью, основной формой занятости которой является обучение в общеобразовательных, средне-специальных, высших учебных заведениях. При этом среднесписочная численность работников градообразующего предприятия на 01.01.2017г. составила 4059 человек. Среднесписочная численность занятого населения в отчетном периоде составила 9614 чел., что составляет 70,4% от общей численности трудовых ресурсов.

Объем реализованной промышленной продукции на

единицу населения

ТЫС.РУБ.

Рисунок 3. Объем реализованной промышленной продукции в 2011-2016гг.

Прогнозируемые результаты экономического развития муниципального образования определим на основании расчета одного из ключевых параметров, которым является величина объема производства, определяемая стоимостью основных фондов и численностью занятых в реальном секторе экономике конкретного муниципального образования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pt = 3988,55 + 0,232 х FAt + 0,139 х W, (2)

где: Pt - объем отгруженной продукции и выполненных работ собственными силами в t-й период времени;

FAt - стоимость основных производственных фондов на конец года; Wt - среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях. Коэффициент детерминации для полученного уравнения составил 0,75, что свидетельствует о высоком качестве полученного уравнения.

Величина доходов бюджета муниципального образования (Bit) определяется как функция от суммы ключевых его источников, включая налог на доходы физических лиц (PITt), налоги на совокупный доход (AITt), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (Prt), а также безвозмездные поступления (GRt), что представлено в формуле (3).

Bt = -59378, 12 + 1,135 х (Pm + Am + Prt + Gr), (3)

Коэффициент детерминации для полученного уравнения равен 0,81, а значение коэффициента Фишера превосходит 82,1, что говорит о достаточном его качестве.

В результате проведенных модельных экспериментов были получены следующие результаты. Так, в сфере демографического развития прогнозируется сохранение негативной динамики показателей. В соответствии с проведенными модельными экспериментами прогнозируется, что численность постоянного населения к концу рассматриваемого периода снизится до 22625 чел., т. е. на 5,03% по отношению к уровню начала 2030 года.

Развитие экономики города характеризуется номинальным увеличением объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ собственными силами на 58,2% к 2030 году по отношению к уровню 2016 года. Однако в сопоставимых ценах прогнозируется снижение данного показателя на 5,3% (рисунок 3). Таким образом, несмотря на закладываемое значение в программу развития, исходя из оценок Министерства экономического развития, снижение индекса потребительских цен до уровня 103,0% к 2030 году, номинальный рост экономики г. Армянска в данном случае формируется за счет ценового фактора. Изменение объема выпуска продукции во многом является следствием инвестиционной политики предприятий. Номинальный объем инвестиций в основной капитал к концу рассматриваемого периода составит 2,9 млрд руб. При этом в сопоставимых ценах величина данного показателя несколько снижается на прогнозном интервале 2018-2030 гг. [9].

Таким образом, учитывая накопившиеся проблемы в области демографии, инвестиционной и производственной деятельности, в социальной и бюджетной сферах, требуется разработка мероприятий, направленных на активизацию факторов развития муниципального образования, которые должны быть основаны на результатах, полученных в ходе применения математического моделирования, показавшего свою эффективность в планировании и прогнозировании.

Выводы. Как показал анализ, основополагающее место занимает выбор методики прогнозирования. Исследование доказало преимущества математического моделирования, позволяющего дать объективную оценку состояния социально-экономического развития муниципального образования и, на основе полученных результатов подойти к более точному стратегическому планированию.

Литература и источники

1. Амирова Э. Ф., Каримова Д.А. Роль и значение государственной собственности в современных условиях развития // Вестник современных исследований. - 2016. - № 3-2 (3). - С. 8-11.

2. Галеева Е.И. Оценка эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с помощью синергетической модели // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 3. - С. 311-319.

3. Губанова Е.В. Оценка инвестиционных рисков при разработке инвестиционной стратегии // Вестник Воронеж. ин-та экономики и соц. упр. - 2017. - № 3. - С. 28-34.

4. Орешников В.В., Аитова Ю.С. Применение методов экономико-математического моделирования // Вопросы территориального развития. - 2019. - Вып. 3 (48). - С.1-12.

5. Отоцкий П.Л., Десятов И.В., Кузнецов Е.П., Серегин С.Н., Сысо П.А., Шишов В.В. Анализ механизмов снижения рисков инновационной деятельности на базе кибернетического управления национальной: региональной или крупной корпоративной

инновационной системой // Исследовано в России. Электронный журнал. - 2006. - № 011/060201. - С. 94-122 // URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru /articles/2006/011.pdf. Загл. с экрана.

6. Пономарева М.А. Определение приоритетных направлений эколого-экономической политики региона на основе системы показателей устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - С. 113-120.

7. Пшидаток М.Р., Блягоз А.И. Теоретические аспекты исследования эффективности региональных социально-экономических систем // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - №1. - С. 69-72.

8. Татаркин А.И. Скрытый потенциал российских городов: от агломерационных объединений к программно-проектным стратегиям развития территорий // Экономическая наука современной России. - 2014. - № 2 (65). - С. 7-25.

9. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым на период до 2030 года. Режим доступа: http://armgov.ru/informaciya/strategiya_socialnoekonomicheskogo _razvitiya_municipalnogo_obrazovaniya_gorodskoj_okrug_armyansk_respubliki_krym_na_period_do_20

References and Sources

1. Amirova E.F., Karimova D.A. Rol' i znachenie gosudarstvennoj sobstvennosti v sovremennyh usloviyah razvitiya // Vestnik sovremennyh issledovanij. - 2016. - № 3-2 (3). - S. 8-11.

2. Galeeva E.I. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti hozyajstvuyushchih sub"ektov s pomoshch'yu sinergeticheskoj modeli // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2008. - № 3. - S. 311-319.

3. Gubanova E.V. Ocenka investicionnyh riskov pri razrabotke investicionnoj strategii // Vestnik Voronezh. in-ta ekonomiki i soc. upr. - 2017. - № 3. - S. 28-34.

4. Oreshnikov V.V., Aitova Yu.S. Primenenie metodov ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya // Voprosy territorial'nogo razvitiya. - 2019. -Vyp. 3 (48). - S. 1-12.

5. Otockij P.L., Desyatov I.V., Kuznecov E.P., Seregin S.N., Syso P.A., Shishov V.V. Analiz mekhanizmov snizheniya riskov innovacionnoj deyatel'nosti na baze kiberneticheskogo upravleniya nacional'noj : regional'noj ili krupnoj korporativnoj innovacionnoj sistemoj // Issledovano v Rossii. Elektronnyj zhurnal. - 2006. - № 011/060201. - S. 94-122 // URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru /articles/2006/011.pdf. Zagl. s ekrana.

6. Ponomareva M.A. Opredelenie prioritetnyh napravlenij ekologo-ekonomicheskoj politiki regiona na osnove sistemy pokazatelej ustojchivogo razvitiya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2011. - № 5. - S. 113-120.

7. Pshidatok M.R., Blyagoz A.I. Teoreticheskie aspekty issledovaniya effektivnosti regional'nyh social'no-ekonomicheskih sistem // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2009. - №1. - S. 69-72.

8. Tatarkin A.I. Skrytyj potencial rossijskih gorodov: ot aglomeracionnyh ob"edinenij k programmno-proektnym strategiyam razvitiya territorij // Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. - 2014. - № 2 (65). - S. 7-25.

9. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya gorodskoj okrug Armyansk Respubliki Krym na period do 2030 goda. Rezhim dostupa: http://armgov.ru/informaciya/strategiya_socialnoekonomicheskogo_razvitiya_municipalnogo_obrazovaniya_gorodskoj_ okrug_armyansk_respubliki_krym_na_period_do_20

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта (timirgaleeva@mail.ru).

ИЛЬЯСОВА АЙШЕ НИЯЗОВНА - кандидат педагогических наук, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Армянск (ilyasova@mail.ru).

TIMIRGALEEVA, RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Yalta. ILYASOVA, AISHE N. - Ph.D. in Pedagogical Sciences, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Armyansk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.