Научная статья на тему 'Методические и практические аспекты задачи моделирования и сценарного прогнозирования развития территориальной системы муниципального уровня'

Методические и практические аспекты задачи моделирования и сценарного прогнозирования развития территориальной системы муниципального уровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЦЕНАРИИ / РАЗВИТИЕ / ГОРОД / FORECASTING / MODELING / SCENARIO / DEVELOPMENT / TOWN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низамутдинов М.М., Орешников В.В.

Предмет. Формирование прогноза социально-экономического развития муниципального образования на примере городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. Цели. Обоснование ключевых параметров прогноза развития города как сложной системы, функционирующей в нестабильных макроэкономических условиях, на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Методология. Формирование прогноза основывается на учете требований комплексности и системности, которые могут быть реализованы за счет использования экономико-математических методов и моделей. Разработанный модельный инструментарий позволяет количественно обосновать основные параметры социально-экономического развития и оценить последствия реализации мер государственного и муниципального управления, а также влияния факторов внешней среды. Для учета нестабильности и вероятностного характера изменения параметров экономической системы, а также иных сопутствующих рисков в рамках формирования прогноза социально-экономического развития городского округа город Октябрьский рассмотрены три сценарных варианта: консервативный, базовый и умеренно-оптимистический. Результаты. Проведенное исследование показало, что социально-экономическое развитие муниципальных образований, даже крупных и промышленно развитых городских округов, во многом определяется внешними факторами. Модельные расчеты показали наличие у города Октябрьский хорошей базы для дальнейшего развития. Однако формирование неблагоприятных макроэкономических условий и внутренних рисков развития может привести экономику города к состоянию, близкому к стагнации. Базовый сценарий в существующих условиях представляется наиболее вероятным, а различия между сценариями в большей степени проявляются в долгосрочной перспективе. Выводы. Дальнейшее развитие и применение методов экономико-математического моделирования для решения задач прогнозирования и планирования на муниципальном уровне способно не только повысить точность прогнозно-плановых оценок за счет сочетания формализованных и экспертных методов, но и обеспечить эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Низамутдинов М.М., Орешников В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling and scenario forecasting of territorial system development at the municipal level: Methodological and practical considerations

Subject The article considers forecast generation of municipality's socio-economic development on the case of Oktyabrsky town, Republic of Bashkortostan. Objectives The aim of the research is to underpin key parameters of medium-term and long-term forecasts of town development as a complex system operating in unstable macroeconomic environment. Methods The forecast generation relies on complexity and consistency requirements that can be realized through the use of economic and mathematical methods and models. The developed models enable to quantitatively rationalize basic parameters of social and economic development and assess the implications of measures taken at the State and municipal level and the influence of environmental factors. To take into account uncertainty and probabilistic nature of changes in the parameters of the economic system as well as other related risks, we consider three scenarios of socio-economic development of Oktyabrsky. Results The study shows that socio-economic development of municipalities depends largely on external factors. According to model calculations, Oktyabrsky has a solid base for future development. However, unfavorable macroeconomic conditions and internal risks associated with the development may cause economic stagnation. The baseline scenario seems the most probable in the current circumstances, and differences between the scenarios to a greater extent appear in the longer term. Conclusions and Relevance Further development and application of economic and mathematical modeling in forecasting and planning at the municipal level may not only improve the forecast accuracy but also ensure efficient State and municipal management.

Текст научной работы на тему «Методические и практические аспекты задачи моделирования и сценарного прогнозирования развития территориальной системы муниципального уровня»

ISSN 2311-8725 (Online) Экономическое развитие

ISSN 2073-039X (Print)

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ*

Марсель Малихович НИЗАМУТДИНОВ"^, Владимир Владимирович ОРЕШНИКОВЬ

а кандидат технических наук, доцент, заведующий сектором экономико-математического моделирования, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, Уфа, Российская Федерация marsel_n@mail.ru

ь кандидат экономических наук, научный сотрудник сектора экономико-математического моделирования, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, Уфа, Российская Федерация voresh@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 15.02.2017 Получена в доработанном виде 23.05.2017 Одобрена 09.06.2017 Доступна онлайн 27.07.2017

УДК 338.27 JEL: R58

Ключевые слова:

прогнозирование, моделирование, сценарии, развитие, город

Аннотация

Предмет. Формирование прогноза социально-экономического развития муниципального образования на примере городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. Цели. Обоснование ключевых параметров прогноза развития города как сложной системы, функционирующей в нестабильных макроэкономических условиях, на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Методология. Формирование прогноза основывается на учете требований комплексности и системности, которые могут быть реализованы за счет использования экономико-математических методов и моделей. Разработанный модельный инструментарий позволяет количественно обосновать основные параметры социально-экономического развития и оценить последствия реализации мер государственного и муниципального управления, а также влияния факторов внешней среды. Для учета нестабильности и вероятностного характера изменения параметров экономической системы, а также иных сопутствующих рисков в рамках формирования прогноза социально-экономического развития городского округа город Октябрьский рассмотрены три сценарных варианта: консервативный, базовый и умеренно-оптимистический.

Результаты. Проведенное исследование показало, что социально-экономическое развитие муниципальных образований, даже крупных и промышленно развитых городских округов, во многом определяется внешними факторами. Модельные расчеты показали наличие у города Октябрьский хорошей базы для дальнейшего развития. Однако формирование неблагоприятных макроэкономических условий и внутренних рисков развития может привести экономику города к состоянию, близкому к стагнации. Базовый сценарий в существующих условиях представляется наиболее вероятным, а различия между сценариями в большей степени проявляются в долгосрочной перспективе.

Выводы. Дальнейшее развитие и применение методов экономико-математического моделирования для решения задач прогнозирования и планирования на муниципальном уровне способно не только повысить точность прогнозно-плановых оценок за счет сочетания формализованных и экспертных методов, но и обеспечить эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Методические и практические аспекты задачи моделирования и сценарного прогнозирования развития территориальной системы муниципального уровня // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - Т. 16, № 7. - С. 1204 - 1216. https://doi.Org/10.24891/ea.16.7.1204

Введение

В современных социально-экономических условиях, характеризующихся нестабильностью

* Статья подготовлена в рамках государственного задания Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук по теме «Технологии и инструментарий моделирования влияния трансформации человеческого капитала на пространственно-экономическое развитие территориальных систем».

1204

ситуации на глобальных рынках и обострением проблем финансового обеспечения на всех уровнях управления в Российской Федерации, задача повышения эффективности использования внутренних ресурсов территориальных систем становится все более актуальной. В основе ее решения лежат качественное прогнозирование и планирование [1].

Ключевым нормативным документом,

определяющим общие подходы в данной сфере является Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В соответствии с ним «по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегии социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования» (ст. 39 п. 2). Тем самым устанавливается взаимосвязь между процедурами прогнозирования и планирования на муниципальном уровне [2].

Однако же сама по себе задача прогнозирования развития муниципальных образований является крайне сложной ввиду как объективных, так и субъективных причин, среди которых следует отметить несовершенство статистического учета, существенное влияние внешней среды, жесткую ограниченность внутренних ресурсов и др. Применение при этом экспертных методов зачастую не позволяет в полной мере учесть всю совокупность воздействующих факторов [3, 4].

В связи с этим целесообразным представляется использование формализованных методов, в частности экономико-математического моделирования.

Структура экономико-математической модели

Конструкция разрабатываемой экономико-математической модели должна соответствовать структуре социально-экономической системы муниципального уровня с учетом особенностей ее функционирования и развития [5], позволять количественно обосновывать основные параметры развития территориальной системы и оценивать последствия реализации мер государственного и муниципального управления, а также влияния факторов внешней среды.

Учитывая определяющую роль крупных городов в развитии субъектов Российской Федерации и страны в целом, представляется наиболее перспективным и интересным в качестве объекта моделирования выбрать именно городской округ. Кроме того, исследователями особо отмечается тот факт, что концепции городских округов в системе местного самоуправления Российской Федерации развиваются по собственному вектору развития [6].

В Республике Башкортостан особый интерес с точки зрения обоснования параметров развития представляет г. Октябрьский, который обладает особенностями в части географического положения (на границе с другим субъектом Российской Федерации), исторического развития (относительно молодой город, изначально формировавшийся для решения народнохозяйственных задач), экономического состояния (сочетание положительных тенденций в промышленном производстве с отставанием в области инвестиций) и социально-демографических процессов (рост общей численности населения при повышении демографической нагрузки).

В отечественной и зарубежной литературе выделяют различные классификации подходов в области моделирования территориальных систем. В частности, можно выделить четыре агрегированных класса, отличающихся логикой построения систем, используемыми методами формализации и моделирования:

• модели общеэкономического равновесия;

• модели, основанные на использовании вероятностно-статистических методов;

• модели системной динамики и прочие модели имитационного типа;

• модели, основанные на использовании различных интеллектуальных информационных технологий1.

Проведенный анализ показал, что наиболее целесообразным для решения поставленных задач является использование моделей, сочетающих преимущества различных подходов. Наиболее разработанными в этом плане являются эконометрические модели, включающие системы балансовых соотношений.

В разработанной модели выделены пять вычислительных блоков по основным сферам экономики и социальной сферы города (демография, производственный сектор, финансы населения, рынок труда, бюджет города), в рамках которых производится логическая взаимоувязка и расчет более 130 показателей с использованием более чем 1,5 тыс. логических и аналитических зависимостей.

Взаимосвязь ключевых параметров модели представлена на рис. 1.

1 Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Моделирование развития экономики региона. М.: Экономика, 2017. 304 с.

Разработка экономико-математической модели и последующее моделирование осуществлены на основе статистических данных о результатах социально-экономического развития Октябрьского за 2003-2015 гг. Макроэкономические условия приняты соответствующими общим условиям развития Республики Башкортостан и Российской Федерации. В частности, учтены данные Прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2017 год и на период до 2019 года2, Долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики

Башкортостан на период до 2030 года3, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов4. Прогнозные условия в части внешнеэкономической конъюнктуры и тенденций развития мировой экономики базируются на расчетах Министерства экономического развития Российской Федерации и предполагают сохранение макроэкономической стабильности, постепенное повышение цены на нефть марки Brent. Расчет производился в ценах соответствующих лет с учетом динамики индекса потребительских цен, представленной в указанных документах.

Следующим этапом построения комплексной модели муниципального образования является формирование системы балансовых и эконометрических уравнений. В качестве примера рассмотрим моделирование производственного потенциала экономики муниципального образования, которое осуществляется на основе системы функций, определяющих зависимость между объемом отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ собственными силами и основными факторами производства - стоимостью основных производственных фондов, а также численностью занятых. При этом следует отметить, что в муниципальной статистике данные по видам экономической деятельности представлены только по крупным и средним предприятиям. Для исключения влияния инфляционной

составляющей изменения финансовых

показателей, расчеты осуществлялись в

2 Об одобрении прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан, основных направлений налоговой политики Республики Башкортостан: распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 08.09.2016 № 1013-р.

3 Об одобрении целевых ориентиров: распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 25.09.2015 № 1033-р.

4 Прогноз социально-экономического развития Российской

Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/2016241101

сопоставимых ценах 2005 г. В частности, объем отгруженной продукции собственного

производства, выполненных работ собственными силами в ¿-м году по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» Хдпш в рамках разработанной модели рассчитывается по следующей формуле:

Хдпи = -283,46 +0,193 СОФДПИ + 0,63 ЧЗщт,

где СОФдпи - стоимость основных производственных фондов по полной учетной стоимости по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» в ¿-м году;

ЧЗдпи - среднесписочная численность работников по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» в ¿-м году.

В пользу качества уравнения свидетельствуют значения статистик Фишера F(2,8) = 99,27, Стьюдента t = 3,27 при переменной СОФдпи, t = 8,08 при переменной ЧЗдпи, коэффициента детерминации Я2 = 0,96.

Более подробно данные аспекты рассмотрены в опубликованной ранее статье, посвященной вопросам прогнозирования развития социально-экономических систем муниципального уровня с применением модельного инструментария5. Применение методов экономико-математического моделирования при разработке прогнозов социально-экономического развития

муниципальных образований позволяет повысить сбалансированность и научную обоснованность прогнозных оценок по сравнению с применением экспертных методов.

В целом новизна разработанного модельного инструментария обоснования стратегий развития муниципального образования состоит в комплексном использовании методов системного анализа на этапе формализации структуры и механизмов взаимодействия субъектов социально-экономической системы муниципального уровня, методов эконометрического моделирования как инструмента выявления и формализации факторных взаимосвязей элементов экономики муниципального уровня, методов теории принятия решений как инструмента формализации стратегий регионального развития и в конечном счете в системном интегрировании предложенных методов в единый вычислительный комплекс.

5 Фаттахов Р.В., Орешников В.В. Прогнозирование развития социально-экономических систем муниципального уровня с применением модельного инструментария (на примере г. Уфы) // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 13. С. 2-15.

Сценарии развития

Для учета нестабильности и вероятностного характера изменения параметров макросреды, а также иных сопутствующих рисков [7], в рамках формирования прогноза рассмотрены три сценарных варианта:

• консервативный - основывается на умеренных оценках темпов социально-экономического развития, сочетании неблагоприятных внешних факторов и замедлении темпов роста экономики Российской Федерации и Республики Башкортостан;

• базовый - является отражением наиболее ве роятных тенденций развития макроэкономической ситуации, предполагает сохранение ключевых условий функционирования экономического комплекса города;

• умеренно-оптимистический - характеризуется улучшением общих макроэкономических условий и учитывает формирование благоприятных условий. Данный сценарий сформирован исходя из целевого варианта прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан6.

Факторами формирования сценариев явились как внешние (динамика социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации), так и внутренние (динамика инвестиций в основной капитал, темпы роста заработной платы, а также составляющие бюджетной политики [8]) параметры.

В качестве индикаторов модели определено множество из 11 количественно измеримых показателей, характеризующих результативность реализации принимаемых мер социально-экономической политики в рамках таких направлений, как демография, экономика, рынок труда, уровень жизни населения, муниципальные финансы. Темпы изменения данных показателей зависят от выбора того или иного сценария развития Октябрьского и основываются на изменении управляемых параметров, параметров макросреды.

Прогноз по консервативному сценарию

В рамках консервативного сценария, развитие города определяется исходя из пессимистичных оценок как внутренней, так и внешней среды. Основной задачей в данном случае является

6 Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан.

URL: https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/makrojekonomika/prog noz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/prognoz-ser-rb

минимизация для населения и бизнеса рисков, вызванных ухудшением макроэкономической ситуации. При этом по большинству из рассматриваемых индикаторов ожидается снижение темпов роста. В частности, изменение возрастной структуры населения приведет к уменьшению доли населения в трудоспособном возрасте (до 54,1% к 2030 г.), что приведет к сокращению резервов рабочей силы и потребует изменений в характере экономического развития

[9].

Развитие экономики города характеризуется номинальным ростом объема отгруженной продукции на 127% к 2030 г. Однако реальный прирост ожидается лишь на уровне 31,3%, а индекс промышленного производства снизится до уровня 99,3%. Спрос на факторы производства также сократится, что приведет к формированию роста величины инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах лишь на 118,3% к 2030 г. по отношению к базовому уровню.

Схожие процессы будут наблюдаться и на рынке труда. Несмотря на номинальный рост уровня оплаты труда в 2,1 раза к 2030 г., реальный рост составит лишь 1,19 раза.

Указанные процессы негативно отразятся на уровне жизни населения, рост доходов которого обеспечивается в существенной мере за счет социальных трансфертов. Вместе с тем подобные изменения могут вызвать рост теневой экономики

[10]. Снижение темпов роста объема поступлений в бюджет города за счет налоговых и неналоговых доходов отразится на бюджетной обеспеченности, которая к 2022 г. в реальном выражении снизится на 12% по сравнению с уровнем 2015 г. (на 29% к 2030 г.). При этом существенная часть доходов бюджета должна будет обеспечиваться за счет межбюджетных трансфертов [11].

Таким образом, Октябрьский имеет достаточно хорошую базу для дальнейшего развития, однако в случае формирования неблагоприятных условий экономика города по ряду значимых показателей может оказаться в состоянии, близком к стагнации. Это может негативно отразиться не только на самом городе, но и на развитии всего региона, так как, по мнению исследователей, крупные города являются системным ресурсом развития прилегающих территорий и страны в целом и должны таковыми оставаться [12].

Прогноз по базовому сценарию

Базовый сценарий социально-экономического развития городского округа город Октябрьский в

целом основывается на сохранении сложившихся к началу рассматриваемого периода тенденций развития по основным социально-экономическим показателям и определяющим их факторам. Результаты реализации данного сценария представлены в табл. 1 (в ценах соответствующих лет).

Анализ последствий реализации этого сценария показывает положительную динамику всех ключевых параметров социально-экономического развития города по сравнению с консервативным сценарием развития ситуации. В частности, численность населения в 2030 г. возрастет на 0,4 тыс. чел., а снижение уровня рождаемости окажется менее существенным (до 12,9 промилле к 2030 г.). Однако происходит постепенное изменение возрастной структуры населения (рис. 2) [13]. Уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте наблюдается не только в абсолютном выражении (до 60,1 тыс. чел. к 2030 г.), но и в относительном (с 59% в 2015 г. до 50,8% - к 2030 г.). Существенный рост прогнозируется в отношении количества лиц старше трудоспособного возраста. Доля данной категории населения к 2030 году прогнозируется на уровне 28,9%. Демографическая нагрузка к 2022 г. возрастет на 20,6%, а к 2030 г. - на 39,3%.

Более существенный прогресс возможен в сфере производства. Рост объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ собственными силами к 2022 г. оценивается на уровне 153,3% и 215,2% к 2030 г. по отношению к уровню 2015 г. Указанный рост производства базируется на повышении объема инвестиций в основной капитал на 53,5% к 2022 г. и на 115,5% к 2030 г. по отношению к базовому уровню. Однако реальный рост будет существенно ниже - 112,3% и 124,5% соответственно. Именно инвестиции, с одной стороны, определяют дальнейшее развитие экономики города, а с другой - являются индикатором как текущего положения, так и ожиданий производителей [14, 15]. При этом динамика роста величины инвестиций в прогнозные периоды оценивается на уровне несколько более низком, чем в предыдущие годы, что во многом обусловливается ожидаемым снижением уровня инфляции.

Развитие экономики потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов, что будет стимулировать рост уровня оплаты труда. К 2022 г. заработная плата возрастет в 1,69 раза (в 1,24 раза в сопоставимых ценах), а к 2030 г. - в 2,76 раза (в 1,6 раза в сопоставимых ценах) по отношению к уровню 2015 г. Денежные доходы на душу

населения к 2030 г. возрастут на 127,9%. Структура денежных доходов населения претерпит ряд изменений (табл. 2).

Наиболее существенным изменением является рост доли социальных трансфертов в доходах населения с 13,5% в 2015 г. до 17,2% в 2022 г. и 20,7% в 2030 г. Данный рост обусловливается существенным увеличением численности и доли пенсионеров7 как следствие общей тенденции старения населения города.

Прогноз по умеренно-оптимистическому сценарию

Умеренно-оптимистический сценарий социально-экономического развития города предполагает формирование благоприятных условий и дополнительных возможностей для развития экономики города [16]. Численность населения возрастет до 118,9 тыс. чел. Однако изменение возрастной структуры будет иметь схожую тенденцию с предыдущими сценариями, что в свою очередь окажет существенное влияние на экономическое развитие территории [17].

Рост объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ собственными силами к 2022 г. оценивается выше, чем по консервативному и базовому сценариям на 10,1 и 6,1 п.п. соответственно, а к 2030 г. - на 29,9 и 18,2 п.п. Сопоставление сценариев по данному показателю представлено на рис. 3.

Рост объема инвестиций в основной капитал оценивается на уровне 268,8% к уровню 2015 г. (в сопоставимых ценах - 155,2%). Следствием этого являются существенные изменения иных составляющих прогноза [18].

Значимым отличием данного сценария является увеличение среднесписочной численности работников на крупных и средних предприятиях. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата также возрастет и составит к концу рассматриваемого периода 96,9 тыс. руб., что в 1,2 раза выше аналогичного показателя по базовому сценарию. При этом денежные доходы на душу населения к 2030 г. увеличатся на 151% по отношению к уровню 2015 г. (в реальном выражении рост составит 45%).

Заключение

Проведенное исследование показало, что социально-экономическое развитие муниципальных образований, даже крупных и промышленно

7 Без учета возможного повышения пенсионного возраста для граждан Российской Федерации.

развитых городских округов, во многом определяется внешними факторами. Функционируя в рамках общего экономического пространства, данные территории зачастую выступают в роли точек роста, однако без стратегии, согласованной с другими уровнями управления, их развитие не может носить стабильный характер [19].

Комплексная модель экономики города в сочетании с применением методов сценарного прогнозирования позволяет оценивать влияние тех или иных мер государственной и муниципальной политики на различные сферы жизнедеятельности общества. В отношении городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан модельные расчеты показали наличие хорошей базы для дальнейшего развития.

При этом формирование неблагоприятных макроэкономических условий и внутренних рисков развития может привести экономику города к состоянию, близкому к стагнации. Развитие в рамках умеренно-оптимистического сценария потребует изыскания не только дополнительных внутренних ресурсов, но и наличия благоприятных условий внешней среды. Базовый вариант развития представляется наиболее вероятным, а отличия между сценариями наиболее очевидны в долгосрочной перспективе. При этом следует отметить, что развитие города не должно рассматриваться в отрыве от развития региона и учитывать необходимость снижения диспропорций [20].

Следует отметить, что, на наш взгляд, дальнейшее развитие и применение методов экономико-математического моделирования в данной области позволит:

• расширить перечень включенных в модель параметров, что будет способствовать повышению ее функциональности;

• повысить точность формируемых прогнозно-плановых оценок за счет сочетания формализованных и экспертных методов;

• повысить эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сформировать комплексную модель экономики субъекта Российской Федерации, включающую в себя частные модели отдельных муниципальных образований и учитывающую межмуниципальное взаимодействие.

Таким образом, применение экономико-математических моделей в рамках разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации позволяет решить задачи, поставленные в рамках Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и обеспечить органы власти инструментарием поддержки принятия решений.

Таблица 1

Прогноз основных показателей социально-экономического развития Октябрьского до 2030 г. по базовому сценарию

развития

Table 1

Forecast of key figures of socio-economic development of Oktyabrsky up to 2030 under a baseline scenario

Показатель 2015 2016 2017 2022 2030

Численность постоянного населения на начало года, 112,5 112,8 113,2 115,4 118,4

тыс. чел._

Уровень рождаемости на 1 тыс. чел., чел._15,1_14,8_14,6_13,8_12,9

Отгружено товаров собственного производства 34 896,9 37 633,4 40 465,3 53 498,6 75 107

и выполнено работ собственными силами, млн руб._

Индекс промышленного производства 127,6 102,4 105,4 103,7 103,1

к предыдущему году, %_

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех 3 896,5 4 207,7 4 524,3 5 981,5 8 397,4

источников финансирования, млн руб._

Среднесписочная численность работников на 27 448 27 473,6 27 486,8 27 398,7 26 735,1

крупных и средних предприятиях, чел._

Уровень безработицы, %_084_0,85_084_082_0,81

Среднемесячная номинальная начисленная 28 936,9 32 310,6 35 071,5 48 927,7 79 944,1

заработная плата, руб._

Денежные доходы на душу населения, руб./мес._28 898,5 31 457,7 33 587,5 44 380,2 65 849,2

Обеспеченность жильем на душу населения, м2_23_23,4_23,7_25,8_30

Налоговые и неналоговые доходы бюджета города, 1 134,4 1 250,6 1 324,7 1 692,3 2 341,5 млн руб._

Источник: авторская разработка по данным Росстата

Source: Authoring, based on Rosstat data

Таблица 2

Прогноз структуры денежных доходов населения Октябрьского до 2030 г., % Table 2

Forecast of the structure of population income in Oktyabrsky up to 2030, percentage

Показатель 2015 2022 2030

Оплата труда и другие доходы, получаемые наемными работниками от организаций 24,4 25 25,3

Доходы от предпринимательской деятельности 8,8 8,7 8,3

Доходы от собственности 17,9 14,5 11,1

Социальные трансферты 13,5 17,2 20,7

Другие доходы 35,4 34,6 34,6

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Ключевые параметры модели экономики города Figure 1

Key parameters of the town's economy model

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Прогноз возрастной структуры населения Октябрьского до 2030 г., чел. Figure 2

Forecast of the age pattern of the population of Oktyabrsky up to 2030, number of people

•Младше трудоспособного □ Трудоспособного

Источник: авторская разработка по данным Росстата Source: Authoring, based on Rosstat data

Рисунок 3

Прогноз объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ собственными силами до 2030 г., млн руб.

Figure 3

Forecast of the volume of shipped own-produced goods and performed in-house works up to 2030, million RUB

Источник: авторская разработка по данным Росстата Source: Authoring, based on Rosstat data

27222683

Список литературы

1. Нурмашова Ф.А. Методы разработки стратегии социально-экономического развития городов // Вопросы экономических наук. 2009. № 2. С. 97-102.

2. Мартышенко С.Н. Анализ данных мониторинга социально-экономических процессов в муниципальных образованиях // Информационные технологии моделирования и управления. 2012. № 6. С.506-512.

3. Дикунов С.А., Бровко А.С., Дикунова М.С. Институты развития региональной инновационной структуры // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10-4. С. 27-31.

4. Строев П.В. Трансформации пространственной структуры России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. № 4. С. 61-70.

5. Зиннурова Г.Р. Особенности оказания муниципальных услуг в условиях усиления агломерационных процессов // Молодой ученый. 2016. № 25. С. 276-279.

6. Кайсарова В.П., Утеева А.С. Оценка эффективности стратегических направлений развития: параллели согласования на национальном и локальном уровнях управления // Современная наука. 2011. № 5. С. 65-70.

7. Кабашова Е.В. Статистическое моделирование в исследовании благосостояния населения: материалы международной научной конференции «Современные технологии управления - 2014». Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С. 356-364.

8. Печаткин В.В., Перфилов В.А. Инструментарий оценки влияния реализации кластерных проектов на устойчивость развития регионов России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11-2. С. 181-185.

9. Эпштейн Д.Б. Изменение в экономической политике - минимально необходимые шаги // Экономическое возрождение России. 2015. № 2. С. 43-48.

10. Буньковский Д.В. Теневая экономика: анализ развития // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. № 4. С. 107-116.

11. Алтуфьева Т.Ю. Финансовая устойчивость территориальных систем: методика оценки и результаты апробации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 4. С. 44-50.

12. Владимирова И.Л. Градостроительная деятельность в стратегиях социально-экономического развития крупных городов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2008. Т. 1. № 5. С. 39-44.

13. Низамутдинов М.М. Влияние тенденций демографического развития на формирование центров роста в регионах и городах // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 4. С. 394-398.

14. Овсянникова А.В., Соколова И.С. Роль регионального маркетинга в повышении инвестиционной привлекательности региона // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5. URL: http://naukovedenie .ru/PDF/64EVN515.pdf

15. Губанова Е.В. Опыт реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности в условиях современной геополитической обстановки на уровне региона // Теоретико-методологические подходы к формированию системы устойчивого развития предприятий, комплексов, регионов: коллективная монография. Пенза: ПГУ, 2016. С. 69-82.

16. Пахомова А.И. К вопросу об изменении социально-экономического приоритета развития современного города // Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 20. № 2. URL: http: //www.ivdon. ru/ru/magazine/archive/n2y2012/783

17. Орешников В.В. Информационно-логическая схема управления поведением агента «Человек» // Молодой ученый. 2016. № 5-4. С. 26-29.

18. Ходачек А.М. Инвестиционная стратегия в развитии крупного города // Финансы и бизнес. 2014. № 1. С. 65-79.

19. Уляева А.Г., Атаева А.Г. Исследование факторов формирования и развития городских агломераций как направления усиления межтерриториального взаимодействия в регионе // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1. С. 369-373.

20. Мызин А.Л., Татаркин А.И. Моделирование состояния национального богатства регионов России // Экономика региона. 2013. № 4. С. 53-65.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Economic Advancement

MODELING AND SCENARIO FORECASTING OF TERRITORIAL SYSTEM DEVELOPMENT AT THE MUNICIPAL LEVEL: METHODOLOGICAL AND PRACTICAL CONSIDERATIONS

Marsel' M. NIZAMUTDINOV^, Vladimir V. ORESHNIKOVb

a Institute of Socio-Economic Research, Ufa Science Centre of RAS, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation marsel_n@mail.ru

b Institute of Socio-Economic Research, Ufa Science Centre of RAS, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation voresh@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 15 February 2017 Received in revised form 23 May 2017 Accepted 9 June 2017 Available online 27 July 2017

JEL classification: R58

Keywords: forecasting, modeling, scenario, development, town

Abstract

Subject The article considers forecast generation of municipality's socio-economic development on the case of Oktyabrsky town, Republic of Bashkortostan.

Objectives The aim of the research is to underpin key parameters of medium-term and long-term forecasts of town development as a complex system operating in unstable macroeconomic environment.

Methods The forecast generation relies on complexity and consistency requirements that can be realized through the use of economic and mathematical methods and models. The developed models enable to quantitatively rationalize basic parameters of social and economic development and assess the implications of measures taken at the State and municipal level and the influence of environmental factors. To take into account uncertainty and probabilistic nature of changes in the parameters of the economic system as well as other related risks, we consider three scenarios of socio-economic development of Oktyabrsky.

Results The study shows that socio-economic development of municipalities depends largely on external factors. According to model calculations, Oktyabrsky has a solid base for future development. However, unfavorable macroeconomic conditions and internal risks associated with the development may cause economic stagnation. The baseline scenario seems the most probable in the current circumstances, and differences between the scenarios to a greater extent appear in the longer term.

Conclusions and Relevance Further development and application of economic and mathematical modeling in forecasting and planning at the municipal level may not only improve the forecast accuracy but also ensure efficient State and municipal management.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Nizamutdinov M.M., Oreshnikov V.V. Modeling and scenario forecasting of territorial system development at the municipal level: Methodological and practical considerations. Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, iss. 7, pp. 1204-1216.

https://doi.org/10.24891/ea.16.7.1204

Acknowledgments

The article was prepared under State job assigned to the Institute of Socio-Economic Research of the Ufa Science Centre of RAS, project Technologies and Tools for Modeling the Impact of Human Capital Transformation on the Territorial Systems' Spatial and Economic Development.

References

1. Nurmashova F.A. [Methods to develop a strategy of socio-economic development of cities]. Voprosy ekonomicheskikh nauk = Issues of Economics, 2009, no. 2, pp. 97-102. (In Russ.)

2. Martyshenko S.N. [Analyzing the monitoring data of social and economic processes in municipalities].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Informatsionnye tekhnologii modelirovaniya i upravleniya = Information Technology of Modeling and Management, 2012, no. 6, pp. 506-512. (In Russ.)

3. Dikunov S.A., Brovko A.S., Dikunova M.S. [Institutions of regional innovation structure development]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2016, no. 10-4, pp. 27-31. (In Russ.)

4. Stroev P.V. [Transformation of the spatial structure of Russia]. Vestnik Instituta Ekonomiki Rossijskoj Akademii Nauk, 2014, no. 4, pp. 61-70. (In Russ.)

5. Zinnurova G.R. [Specifics of municipal services delivery in the face of agglomeration processes enhancing]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 25, pp. 276-279. (In Russ.)

6. Kaisarova V.P., Uteeva A.S. [Performance evaluation of strategic directions: Parallels of coordination at national and local levels of government]. Sovremennaya nauka = Modern Science, 2011, no. 5, pp. 65-70. (In Russ.)

7. Kabashova E.V. [Statistical modeling in the study of the welfare of the population]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii "Sovremennye tekhnologii upravleniya - 2014" [Proc. Int. Sci. Conf. Modern Management Technologies - 2014]. Kirov, Mezhdunarodnyi tsentr nauchno-issledovatel'skikh proektov Publ., 2014, pp. 356-364.

8. Pechatkin V.V., Perfilov VA. [Tools to assess the impact of cluster project implementation on sustainable development of Russian regions]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2014, no. 11-2, pp. 181-185. (In Russ.)

9. Epshtein D.B. [Changes in economic policy - minimum required steps]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2015, no. 2, pp. 43-48. (In Russ.)

10. Bun'kovskii D.V. [Shadow economy: Analysis of development]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,

2015, no. 4, pp. 107-116. (In Russ.)

11. Altufeva T.Yu. [Financial stability of territorial systems: A methodology for assessment and testing results].

Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal = Economics and Management, 2014, no. 4, pp. 44-50. (In Russ.)

12. Vladimirova I.L. [Town-planning activities in strategies of socio-economic development of big cities].

Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo = Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2008, vol. 1, no. 5, pp. 39-44. (In Russ.)

13. Nizamutdinov M.M. [The impact of demographic development trends in the formation of growth centers in regions and cities]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2016, no. 4, pp. 394-398. (In Russ.)

14. Ovsyannikova A.V., Sokolova I.S. [The role of regional marketing in increasing the investment attractiveness of the region]. Naukovedenie, 2015, vol. 7, no. 5. (In Russ.) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/64EVN515.pdf

15. Gubanova E.V. Opyt realizatsii mer po povysheniyu investitsionnoi privlekatel'nosti v usloviyakh sovremennoi geopoliticheskoi obstanovki na urovne regiona. V kn. : Teoretiko-metodologicheskie podkhody k formirovaniyu sistemy ustoichivogo razvitiya predpriyatii, kompleksov, regionov: kollektivnaya monografiya [Experience in implementing measures to improve investment appeal in today's geopolitical situation at the regional level. In: Theoretical and methodological approaches to the formation of the system of sustainable development of enterprises, systems and regions: a collective monograph]. Penza, PSU Publ.,

2016, pp.69-82.

16. Pakhomova A.I. [On changing the social and economic priority modern city development]. Inzhenernyi vestnik Dona, 2012, vol. 20, no. 2, pp. 271-276. (In Russ.) URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/783

17. Oreshnikov V.V. [Information and logical schema of 'Human being' agent behavior control]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 5-4, pp. 26-29. (In Russ.)

18. Khodachek A.M. [Investment strategy in the large city development]. Finansy i biznes = Finance and Business, 2014, no. 1, pp. 65-79. (In Russ.)

19. Ulyaeva A.G., Ataeva A.G. [Research of factors of urban agglomerations formation and development as the direction of strengthening the inter-territorial cooperation in the region]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2015, no. 12-1, pp. 369-373. (In Russ.)

1. Myzin A.L., Tatarkin A.I. [Modeling the condition of the national wealth of Russian regions]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2013, no. 4, pp. 53-65. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.