Научная статья на тему 'Математическое измерение в социальной теории Я. П. Козельского'

Математическое измерение в социальной теории Я. П. Козельского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЗЕЛЬСКИЙ ЯКОВ ПАВЛОВИЧ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / МАТЕМАТИКА / МЕХАНИЦИЗМ / ПЕРЕВОДЧИК / ПЕДАГОГ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Асланов Рамиз Муталлим Оглы, Дербеденева Наталья Николаевна, Иванова Тамара Алексеевна, Дорофеев В Сергей Николаевич

Статья анализирует основные моменты социальной теории просветителя, переводчика, писателя, ученого, математика XVIII века Якова Павловича Козельского (1728-1794). Авторы считают, что данная социальная модель возникает под влиянием математической методологии и просветительской культуры 18 века. Предложенный механизм решения социальных задач выстраивается в контексте математических взглядов ученого путем механического перенесения методики решения математических уравнений на социальную среду. По этой причине проект преобразования российского общества Я.П. Козельского, предлагая трансформировать социальную систему (социальные институты и социальные структуры, социальные отношения и социальные связи) российского общества на основе принципа всеобщего равенства, выступает в качестве социальной утопии, эпохи правления Екатерины II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Асланов Рамиз Муталлим Оглы, Дербеденева Наталья Николаевна, Иванова Тамара Алексеевна, Дорофеев В Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическое измерение в социальной теории Я. П. Козельского»

УДК 316

Зейналов Гусейн Гардаш оглы

доктор философских наук, профессор кафедры философии, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева zggo@mail.ru

Асланов Рамиз Муталлим оглы

доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом научно-технической информации, Институт математики и механики Национальной Академии Наук Азербайджана r_aslanov@list.ru

Дербеденева Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева nnderbedeneva@mail.ru

Иванова Тамара Алексеевна

доктор педагогических наук,

главный научный сотрудник управления

научной и инновационной деятельности,

Мордовскийгосударственный

педагогический институт

имени М.Е. Евсевьев

ivanova41ta@yandex.ru

Дорофеев Сергей Николаевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и математического образования, Тольяттинский

государственный университет komrad.dorofeev2010@yandex.ru

Guseyn G. Zeynalov

Doctor of Philosophy,

Professor of the Department of Philosophy, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev zggo@mail.ru

Ramiz M. Aslanov

Doctor of Pedagogical Sciences,

Professor, Head of the Scientific

and Technical Information Department

of the Institute of Mathematics

and Mechanics of the National Academy

of Sciences of Azerbaijan

r_aslanov@list.ru

Natalia N. Derbeneva

Candidat of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev nnderbedeneva@mail.ru

Tamara A. Ivanova

Doctor of Pedagogical Sciences, Chief Researcher Department of Science and Innovation, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev ivanova41ta@yandex.ru

Sergey N. Dorofeev

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department Higher Mathematics and Mathematical Education, Togliatti State University komrad.dorofeev2010@yandex.ru

Математическое измерение

в социальной теории я.п. козельского

Аннотация. Статья анализирует основные моменты социальной теории просветителя, переводчика, писателя, ученого, математика XVIII века Якова Павловича Козельского (1728— 1794). Авторы считают, что данная социальная модель возникает под влиянием математической методологии и просветительской культуры 18 века. Предложенный механизм решения социальных задач выстраивается в контексте

Mathematical measurement

in ya.p. kozelsky's social theory

Annotation. The article analyzes the main points of the social theory of the enlightener, translator, writer, scientist, mathematician of the XVIII century Yakov Pavlovich Kozelsky (1728-1794). The authors believe that this social model arises under the influence of mathematical methodology and educational culture of the 18th century. The proposed mechanism for solving social problems is built in the context of the scientist's mathematical

математических взглядов ученого путем механического перенесения методики решения математических уравнений на социальную среду. По этой причине проект преобразования российского общества Я.П. Козельского, предлагая трансформировать социальную систему (социальные институты и социальные структуры, социальные отношения и социальные связи) российского общества на основе принципа всеобщего равенства, выступает в качестве социальной утопии, эпохи правления Екатерины II.

Ключевые слова: Козельский Яков Павлович, социальная теория, математика, механицизм, переводчик, педагог, просветитель.

views by mechanically transferring the method of solving mathematical equations to the social environment. For this reason, the project to transform the Russian society of Ya.P. Kozelsky, proposing to transform the social system (social institutions and social structures, social relations and social ties) of Russian society on the basis of the principle of universal equality, acts as a social utopia, the reign of Catherine II.

Keywords: KozelskyYakov Pavlovich, social theory, mathematics, mechanism, translator, teacher, educator.

Отеч ественн ая научно-иссл едовател ьская практика советской эпохи и до него изучали творчество Я.П. Козельского односторонне, обращая внимание, в первую очередь, на его политико-правовые и философские учения. Социокультурные условия современной России XXI века,всплеск технического развития и интереса научному знанию прошлого [3], требуют целостного исследования творчества Я.П. Козельского. Новизну в методологию поиска могут внести междисциплинарный, полипарадигмар-ный подходы, системный, интегративный принципы современной постнеклассической научной рациональности.

Просветитель-энциклопедист, переводчик, писатель, ученый, математик XVIII века Яков Павлович Козельский (1728-1794) всвоих философско-политических трактатах «Философические предложения» и «Рассуждения двух индейцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» создал яркую систематически продуманную социальную теорию. Он впервые предлагал модель социального преобразования России по западному образцу. Его борьба против крепостничества и единовластия, беззакония и бесправия превратили его образ в советской научно-исследовательской практике и до него в самую крупную фигуру российского просвещения.

Социальные взгляды Козельского сформировались под влиянием идеологии европейского Просвещения, и впитали в себя все основные естественнонаучные идеи, которые определяли сущность и содержание общественного сознания. В период учебы с 1752 по 1957 годы в Академическом университете он осваивал знания в области арифметики, геометрии, тригонометрии, географии, фортификации, физики, истории, изучил латинский, немецкий и французский языки, занимался с переводом с других языков. Все эти научные знания в совокупности сформировали его в качестве носителя идеологии энциклопедизма и определили сущность его социальной теории. Энциклопедизм в России выступает последствием европеизации и реализации философии Просвещения, раскрывается в трех направлениях: всестороннее образование, освоение существующих научных знаний во всех областях науки своего времени, получение, систематизация и рациональная организация идей.

Метафизическая философия XVIII века понимала мир как сложный механизм. Математика и механика формируют научную картину мира. Постепенно его математические и естественнонаучные идеи переносятся и на социальную систему. Естественно творчество Козельского не является исключением. В начале творческого пути математика и механика входят в его преподавательскую деятельность. Он, будучи преподавателем Артиллерийского и инженерного корпуса, по настоянию и рекомендации директора корпуса А.Н. Вильбоа разрабатывает учебники для кадет, в 1764 году «Арифметические предложения», а в 1765 году «Механические предложения».

Я.П. Козельский принимал активное участие в организованном Екатериной II просветительском мероприятии, в «Собрании, старающемся о переводе иностранных книг». [5, с. 463-464]. С 1764 по 1770 годы в творческом плане оказываются наиболее плодотворными. Он переводит и издает 11 книг [5, с. 475]. Среди них был двухтомник Л. Хольберга, известного просветителя Скандинавии, «Датская история». Переводы Козельского знакомят российского читателя трудами и взглядами Л. Хольберга, Томаса От-вея,Мозера, Роллена, КревнераШафиньи и Гол-бергаи других.

Инновационность в переводах Козельского заключалась в том, что он снабжал свои переводы с «... предисловиями и обширными комментариями» [5, с. 464], в рамках которых он старался выступить критиком российской действительности и аналитиком ее перспективы. Многие идеи социальной теории Козельского для феодально-крепостной России были революционными и были предтечей идей А.Н. Радищева.

Классическая линейная математика составляла методологию научного познания XVIII века, а механицисткая физика применялась для анализа механизма социальных процессов. По этой причине многие идеи Козельского о свободе, равенстве, правам человека в социальной модели по преобразованию российской империи были механически заимствованы от западноевропейских просветителей.

Козельский проводит противопоставление естественного права человека с гражданским и пред-

почтение отдает последнему. «Человек должен отказаться от своего естественного права на «натуральную вольность», на все то, что его искушает и что он может достичь. Взамен этого через общественный договор он приобретает гражданскую вольность и право на собственность» [2, с. 21].»Рассматривая различные формы правления, он отдает предпочтение республике... Однако и с просвещенной абсолютной монархией он связывает надежды на справедливые преобразования.» [5, с. 464]. В этом плане его можно считать сторонником законодательного ограничения государственного произвола власти над российским обществом.

Атрибутивные элементы классической рациональности - монизм, элементаризм, универсализм, находят свое социальное выражение в идее равенства. Математическая методология становится основанием для объяснения социального равенства. Таким образом, Я. П. Козельский выступает в качестве создателя первой уравнительной утопии в России. Его утопия обеспечивает равноправие между народами на основе международного права. Данная идея всеобщего мира созвучна с идеей «вечного мира» известных европейских гуманистов XVIII века (И. Кант и др.). В его идеальном обществе в результате отмены крепостного права и единого закона люди не притесняют и презирают друг друга. Таким образом, он «... пытается определить основные характеристики идеального общественного устройства, исходя из «натуральных» человеческих потребностей, реализуемых в процессе всеобщего и обязательного труда. Он полагал, что только в трудовых отношениях, может быть реализован высокий принцип идеального человеческого общежития - гармония общего и личного интереса» [2, с. 21].

Козельский выступает против социального неравенства и существующего в российском обществе одностороннего богатства, неумеренности и излишества дворянства [5, с. 464]. Будучи математиком, применяет методы и принципы математики для решения социальных проблем. В первую очередь, методы и принципы построения математического уравнения ложатся в основание модели идеального общества. Принцип всеобщего равенства выступает основанием в просветительском проекте Козельского для трансформации социальной системы российской империи, где все социальные институты и социальные структуры, социальные отношения и социальные связи российского общества должны равновесно уравнивать друг друга и формировать единую власть. С одной стороны уравнения находится абсолютная просвещенная власть, а с другой стороны - народ просвещенный.

Очевидно, социальный мыслитель старается заменить всеобщее бесправие с политико-право-

Литература:

1. Асланов Р.М. Предшественники современной математики. Историко-математические очерки : в 5 т. / Р.М. Асланов, Л.Н. Матросова, В.Л. Матросов. М. : «Прометей» МПГУ, 2009. Т. 1, Ч. 2. С. 302-305.

вым равенством перед единым законом российской империи. Он «... в своих рассуждениях придерживался концепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. Целью договора об образовании государства, по мнению Козельского, является достижение всеобщего блага. В том случае, если правители не соблюдают условий договора и не выполняют возложенных на них задач, народ имеет право на его насильственное расторжение...» [5, с. 464].

Он считал, что абсолютизация власти в одних руках приносит пользу только в период военного времени, а в Мирное время должно установиться всеобщее равенство, и каждый человек получить право на пользование социальными благами. В данном случае, автор выступал в качестве идеолога государства всеобщего благоденствия [5, C. 464]. Он мечтал об обществе, где не будет ни богатых, ни бедных. Все люди станут жить своим трудом, работая по восемь часов в сутки, где частная собственность не ликвидируется, но существенно ограничивается. Ее обладателями становятся все члены общества [5, с. 464].

Таким образом, для математика и просветителя Козельского социальное пространство идеального общества отождествляется с гармоничным, пропорциональным и симметричным геометрическим пространством, где социальная система построена по модели математического уравнения.

Козельский Я.П., критикуя существующий социальный строй российской империи XVIII века, выступал в качестве идеолога зарождающегося третьего сословия - крупной и мелкой буржуазии, разночинной интеллигенции. Выступая против привилегий дворянства, в 1784 году от императорского двора он получил грамоту о принадлежности к дворянскому сословию. Идеивсеоб-щего равенстваи отмены крепостного правабы-лисердцевиной его социальной теории. С 1773 года он пожизненно владел 793 душами крепостных (по ревизии 1782 года) обоего пола, жившие в 60 дворах села Крутой Берег, Петровка и хутор Вязовцы (ныне Лубенский район Полтавской области Украины).

Итак, научное наследие Я. П. Козельского вызывает исследовательский интерес ученых нашего времени. Появляются статьи и диссертационные работы современных ученых [1; 2; 4]. Большинство из них продолжают научные традиции советской эпохи [5]. На наш взгляд, рассмотрение просветительского проекта Козельского в контексте математической методологии XVIII века и постнеклассической рациональности открывает широкий горизонт для современных междисциплинарных исследований.

Literature:

1. Aslanov R.M. The forerunners of modern mathematics. Historical and mathematical essays : in 5 vol. / R.M. Aslanov, L.N. Matrosova, V.L. Matrosov. M. : «Prometheus» MPGU, 2009. T. I, Part 2. P. 302-305.

2. Гпоба Т.А. Философская мысль в России во II половине XVIII века (Г.С. Сковорода и Я.П. Козельский) : автореф. дис. ... на соиск. уч. степени канд. Филос. наук по спец. 09.00.03. - история философии. Мурманск, 2009. 23 с.

3. Зейнапов Г.Г. Роль Русского технического общества в формировании основ промышленности и технического образования // Учебный эксперимент в образовании. 2018. № 1 (85). С. 5-10.

4. Костин А.А. Новые материалы к биографии Я.П. Козельского // XVIII век. Сборник 28. М.; СПб. : Альянс-Архео, 2015. С. 473-483.

5. Козельский Я.П. История политических и правовых учений : учебник для вузов / Под общ. ред.

B.С. Нерсесянца. 4-е изд. М. : Норма, 2004.

C. 463-465.

2. Globa T.A. Philosophical Thought in Russia in the II half of the XVIII century (G.S. Skovoroda and Ya.P. Kozelsky) : Abstract of thesis for the degree of candidate of philosophical sciences. Specialty 09.00.03. - history of philosophy. Murmansk, 2009. 23 c.

3. Zeynalov G.G. The role of the Russian technical society in the formation of the foundations of industry and technical education // Educational experiment in education: scientific and methodical journal. 2018. № 1(85). P. 5-10.

4. Kostin A.A. New materials for the biography of Ya.P. Kozelsky // XVIII century. Collection 28. M.; SPb. : Alliance-Archeo, 2015. P. 473- 483.

5. Kozelsky Ya.P. History of political and legal studies : textbook for universities / Under total. ed. V.S. Nersesyants. 4th ed. - M. : Norma, 2004. p. 463-465.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.