Mathematical abstraction and especially a system of scientific branches
Hajiyev Mahammad Shahbaz oglu, Doctor of Philosophy, Position executor professor of department«General Mathematics», Nakhchivan State University, The Azerbaijan Republic E-mail: [email protected]
Mathematical abstraction and especially a system of scientific branches
Abstract: In clause {article} «Mathematical abstraction and especially a system of scientific branches» is opened sense philosophy of sciences and them problematic problems {tasks}. Also it is considered {examined} on interrelation such problematic problems {tasks} with mathematical abstraction.
Use of mathematical methods in various sciences allows opening a structural generality of the laws underlying the description of the various phenomena and processes, and with not сходностей areas in which these laws operate.
Mathematics role in natural sciences, humanitarian and social studies consists in that she offers the general and accurate enough models for studying of the surrounding validity unlike more indistinct qualitative models, characteristic to a mathematical stage of development of the given science.
Keywords: stepped form, the mechanism of development of science, the family, the role of mathematics, the characteristic features of modern science, to describe various phenomena and processes.
Гаджиев Магомед Шахбаз оглы, Доктор философских наук, И. о. профессора кафедры «Общей математики» Нахичеванского Государственного Университета Азербайджанской Республики
E-mail: [email protected]
Математические особенности абстрагирование и системы научных отраслей
Аннотация: В статье «Математические особенности абстрагирование и системы научных отраслей» раскрывается смысл философия наук и их проблематических задач и взаимосвязи таких проблематических задач с математическим абстрагированием.
Использование математических методов в различных науках позволяет вскрыть структурную общность законов, лежащих в основе описания различных явлений и процессов, и с не сходностей областями, в которых действуют эти законы.
Роль математики в естествознании, гуманитарных и общественных наук заключается в том, что она предлагает общие и достаточно четкие модели для изучения окружающей действительности в отличие от более расплывчатых качественных моделей, характерных до математического этапа развития данной науки.
Ключевые слова: ступенчатый вид, механизм развития наук, семейство, роль математики, характеристические особенности современных наук, описания различных явлений и процессов.
Развитие математики и расширение области ее приме- многообразно. И эти умственные построения в процессе
нения показали, что в материальном мире существует ряд познания и понимания называют научными абстракциями.
объектов и отношений, математическое описание которых Роль математики в естествознании, гуманитарных и
не сводится в чистом виде к количественным отношениям общественных наук заключается в том, что она предлагает
и пространным формам. Выявилась роль таких структур, общие и достаточно четкие модели для изучения окружа-
как эквивалентность, порядок, близость, семейство и т. д. ющей действительности в отличие от более расплывчатых
В процессе познавательной деятельности человек отра- качественных моделей, характерных до математического
жает объекты и явления реальных действительностей либо этапа развития данной науки.
в форме чувственных образов, либо в форме понятий, явля- Использование математических методов в различных на-
ющихся приближенными описанными отражениями этих уках позволяет вскрыть структурную общность законов, ле-
действительных объектов или явлений объективного мира. жащих в основе описания различных явлений и процессов, и
Понятия образуются в сознании человека в результате от- с не сходностей областями, в которых действуют эти законы.
влечения от несущественного в изучаемом объекта, а также Разумеется, вышеупомянутые характерные черты ма-
в результате обобщения, которое упрощает изучение данно- тематики и в современном развитии отрасли наук, стали
го объекта обычно представленного в реальном мире весьма весьма актуальными.
Бес^оп 10. РИПоворИу
Перечислим важнейшие особенности математической абстракции, которые по сути отличают процесс абстрагирования в математике от аналогичного процесса в иных науках:
1. По сравнения с естествознанием вопрос абстрагирования в математике идет значительно дальше. По другим словам, где естествознание останавливается, математическое исследование только начинается.
2. Абстрагирование в математике чаще всего выступает как многоступенчатый процесс. Поэтому в математике весьма часто встречаются абстракции от абстракций. То есть математическая абстрагирование имеет ступенчатый вид, характер.
3. По всей истории математики можно выделить три больших этапа в развитии абстракций: а) на первом этапе отвлекаются от конкретной, качественной природы объектов; б) на втором этапе стали отвлекаться от конкретных чисел и величин; в) на третьем этапе, связанном с переходом к современной математике, стали отвлекаться не только от конкретной природы объектов, но и от конкретного смысла отношений между ними.
4. В процессе математической абстракции широко используются идеальные объекты. Примером таково можно назвать математический маятник.
5. Многие системы абстракций в математике, возникнув на базе опыта или даже в процессе чисто логического развития теории, не требуют в дальнейшем обращения к опыту.
Математические абстракции являются важным моментом в понимании вещей объективных действительностей.
Широкое использование в математике абстрактных понятий приводит к использованию для их изучения особых методов познания: аксиоматического моделирования.
Мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Методами называются более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных прием исследования и которые фиксируют совокупности определенных правил, законы характеризующих порядок познавательных операций. Ведущие философы методам научной познаний подразделять на три группы: специальные, общенаучные и универсальные. Специальные методы применяются только в рамках отдельных наук. К таким методам относятся, например, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии с применением математического аппарата, метод статического моделирования при изучении сложных систем и т. д. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. К ним относятся: методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, метод восхождения от абстрактного к конкретном и т. д. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех областях науки. И основой таких методов вступают философские методы.
С помощью возникновеня и формирования новых математических научных областей, математика стала широко применяться различными областям наук. Развитие науки — это процесс, который не нуждается в доказательстве. Ясно, что проблематичные задачи, связанные с развитием наук, получают более сложный характер. Проблемы современной философии невозможно решать только с помощью одной науки, так как, в результате глобальных изменений в мире и решения проблемных задач современного мира тесно связаны с развитием наук в определенном значении:
1) В чем состоит сущностью механизма развития наук?
2) Какова новизна, какие черты отличаются предыдущими научными знаниями, связанные с соответствующими предметами научных областей?
3) В чем отличается, характеристические особенности современных наук, предыдущих. Какие превосходящие особенности.
4) Зачем и для чего они удалены из системы (предыдущих) знаний сравнивая недавно полученных (новых)?
Естественно, что никакой современный исследователь не в состоянии иметь достаточно подробной информации о таких многосторонних научных областях. Современный исследователь в лучшем случае в состоянии иметь информацию о нескольких специальных предметах. Таким образом, применение новой модели в определенной области к другим научным областям связано с определенными трудностями. С этой точки зрения мы должны всегда задавать вопрос, что является общими чертами, связанными со всеми научными областями, какие их существующие, совместные, объективные и определенные особенности конкретной области наук и какие объединенные методы этой области, связаны с пониманием.
Развитие математики является естественным ответом на все возрастающую сложность и трудность проблем, с которыми она имеет дело. Поскольку такие проблемы прямо или косвенно возникают при решении задач других областей науки, эта сложность математических проблем отражает все возрастающую сложность и разветвленность современного естествознания и наук в обществе.
В настоящее время развитие математики происходит в процессе борьбы сплетающихся в ней противоположностей: конкретного и абстрактного, частного и общего, формального и содержательного, бесконечного и конечного, аксиоматического и конструктивного, дискретного и непрерывного. Эта борьба противоположностей, развивающаяся по законам, открытым диалектикой, приводит к их постоянному восстановлению и разрешению на все более приближающихся к действительности ступенях познания, к всему глубокому и полному пониманию объективной реальности, идущему по восходящей линии.
В заключении можно сказать, что в современном периоде развития математики, математика стала, и есть прикладной наукой большинства наук, особенно для наук природоведения, для наук экономических, социальных и др. И поэтому, математическое абстрагирование, как ме-
The economic dimension of mediareality: space text and image
тод, занимает особое место в системе наук. Такая природа абстрагирования и служит пониманию действительности. Можно сказать так, что каждое математическое понятие содержит в себе специфические черты абстрагирования
— это может быть символическим или в виде слов, предложений или высказываний, содержащих основное свойство (или свойства) вещей, понятий, которые они считают объектом понимания.
Список литературы:
1. Философия: учебник/под. ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2007. - 688 с.
2. Философия: учебник/под. общей ред. Л. Н. Москвичева. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 688 с.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1991. - 383 с.
4. Современные основы школьного курса математики: Пособие для студ. Пед. ин-тов./Н. Я. Виленкин, К. И. Дуничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.
5. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. Составители: Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
6. Akperov M. S. Philosophical problems of mathematics. - Baku: Элм, 1992. - 201 р.
7. Александров А. Д. Проблемы науки и позиции ученого - М.: Мысль, 1988. - 384 р.
8. Ruzavin G. I. Science philosophy. - М: ЮНИТИ, 2005. - 387 р.
9. Ruzavin G. I. Philosophical problems. - М: ЮНИТИ, 2005. - 182 р.
10. Ruzavin G. I. The concept of modern natural sciences. - М.: Gardarika, 2005. - 240 р.
11. Stepin V. S. Filosofija of a science: the General problemy. - ТЬ.: Gardarika, 2006. - 380 р.
Enikeev Anatoly Anatolyevich, Kuban State Agrarian University, PhD, Associate Professor of philosophy E-mail: [email protected] Baranov Daniil Olegovich, Kuban state agrarian University, Student of economic faculty
E-mail: [email protected]
The economic dimension of mediareality: space text and image
Abstract: the Article is devoted to the solution of the question about the economic dimension of reality. The authors postulate symbolic nature of the "consumer society", consisting of texts and images. The conclusion about the need for further research of media reality using methods a "topological" analysis. Keywords: media reality, text, image, topology, consumer society, culture, economy.
Еникеев Анатолий Анатольевич, Кубанский государственный аграрный университет, Канд. филос. наук, доцент кафедры философии E-mail: [email protected] Баранов Даниил Олегович, КубГАУ, Студент экономического факультета E-mail: [email protected]
Экономическое измерение медиареальности: пространство текста и образа
Аннотация: Статья посвящена решению вопроса об экономическом измерении медиареальности. Авторы постулируют символический характер «общества потребления», состоящего из текстов и образов. Делается вывод о необходимости продолжения исследований медиареальности с использованием методов «топологической аналитики».
Ключевые слова: медиареальность, текст, образ, топология, общество потребления, культура, экономика.