Научная статья на тему 'Экономическое измерение медиареальности: пространство текста и образа'

Экономическое измерение медиареальности: пространство текста и образа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDIA REALITY / TEXT / IMAGE / TOPOLOGY / CONSUMER SOCIETY / CULTURE / ECONOMY / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / ТЕКСТ / ОБРАЗ / ТОПОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еникеев Анатолий Анатольевич, Баранов Даниил Олегович

Статья посвящена решению вопроса об экономическом измерении медиареальности. Авторы постулируют символический характер «общества потребления», состоящего из текстов и образов. Делается вывод о необходимости продолжения исследований медиареальности с использованием методов «топологической аналитики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic dimension of mediareality: space text and image

The Article is devoted to the solution of the question about the economic dimension of reality. The authors postulate symbolic nature of the “consumer society”, consisting of texts and images. The conclusion about the need for further research of media reality using methods a “topological” analysis.

Текст научной работы на тему «Экономическое измерение медиареальности: пространство текста и образа»

The economic dimension of mediareality: space text and image

тод, занимает особое место в системе наук. Такая природа абстрагирования и служит пониманию действительности. Можно сказать так, что каждое математическое понятие содержит в себе специфические черты абстрагирования

— это может быть символическим или в виде слов, предложений или высказываний, содержащих основное свойство (или свойства) вещей, понятий, которые они считают объектом понимания.

Список литературы:

1. Философия: учебник/под. ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2007. - 688 с.

2. Философия: учебник/под. общей ред. Л. Н. Москвичева. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 688 с.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1991. - 383 с.

4. Современные основы школьного курса математики: Пособие для студ. Пед. ин-тов./Н. Я. Виленкин, К. И. Дуничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.

5. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. Составители: Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.

6. Akperov M. S. Philosophical problems of mathematics. - Baku: Элм, 1992. - 201 р.

7. Александров А. Д. Проблемы науки и позиции ученого - М.: Мысль, 1988. - 384 р.

8. Ruzavin G. I. Science philosophy. - М: ЮНИТИ, 2005. - 387 р.

9. Ruzavin G. I. Philosophical problems. - М: ЮНИТИ, 2005. - 182 р.

10. Ruzavin G. I. The concept of modern natural sciences. - М.: Gardarika, 2005. - 240 р.

11. Stepin V. S. Filosofija of a science: the General problemy. - ТЬ: Gardarika, 2006. - 380 р.

Enikeev Anatoly Anatolyevich, Kuban State Agrarian University, PhD, Associate Professor of philosophy E-mail: rizoma69@yandex.ru Baranov Daniil Olegovich, Kuban state agrarian University, Student of economic faculty

E-mail: denilson1998@yandex.ru

The economic dimension of mediareality: space text and image

Abstract: the Article is devoted to the solution of the question about the economic dimension of reality. The authors postulate symbolic nature of the "consumer society", consisting of texts and images. The conclusion about the need for further research of media reality using methods a "topological" analysis. Keywords: media reality, text, image, topology, consumer society, culture, economy.

Еникеев Анатолий Анатольевич, Кубанский государственный аграрный университет, Канд. филос. наук, доцент кафедры философии E-mail: rizoma69@yandex.ru Баранов Даниил Олегович, КубГАУ, Студент экономического факультета E-mail: denilson1998@yandex.ru

Экономическое измерение медиареальности: пространство текста и образа

Аннотация: Статья посвящена решению вопроса об экономическом измерении медиареальности. Авторы постулируют символический характер «общества потребления», состоящего из текстов и образов. Делается вывод о необходимости продолжения исследований медиареальности с использованием методов «топологической аналитики».

Ключевые слова: медиареальность, текст, образ, топология, общество потребления, культура, экономика.

Бес^оп 10. РИПоворИу

Особенностью современного постиндустриального общества является экономическое измерение культурных процессов. Это означает, что культура современного общества становится частью процесса экономического производства и потребления. Не случайно многие исследователи говорят об «обществе потребления» как сложившейся системе отношений, присущих современности [4]. Ключевым механизмом функционирования данного общества является появление «медиареальности» в качестве особого онтологического измерения культуры [10]. Медиаре-альность становится не только актуальной реальностью современной культуры, но и частью экономических процессов современного общества, поэтому данный феномен требует своего теоретического осмысления.

Впервые об экономическом измерении современной массовой культуры стали говорить в рамках Франкфуртской школы социальных исследований, в частности в работах В. Беньямина, который указал на изменение статуса произведений искусства в эпоху их «технической воспроизводимости» [2, 190-234], а также стал говорить об «авторе как производителе» [2, 133-163]. Впоследствии идея медиакультуры как составляющей экономического процесса общества потребления активно разрабатывалась известным теоретиком глобализации М. Маклюэном [9].

Современные же исследования медиареальности исходят из необходимости «теоретического осмысления образов», которые существуют в культурном пространстве. Здесь важным является вопрос о месте (топосе), которое занимает образ в процессе культурного воспроизводства и поэтому приоритетной является «топологическая проблематика» [10; 7]. В то же время следует учитывать то обстоятельство, что «насилие визуального образа», о котором говорят современные аналитики, требует новых стратегий «прочитывания образа», избегания реальности и поиска новых пространств выражения субъективности [5]. Образ прочитываем в том смысле, что вся реальность современной культуры представляет собой один большой текст или, точнее, множество текстов, объединенных в некий «гипертекст» [6]. Экономическое измерение данного текста — задача «экономики текста» в качестве актуального исследования медиареальности [8].

В. Савчук говорит о своеобразном «иконическом повороте», когда образ является условием существования культуры, поскольку он считает, что онтологический и лингвистический поворот современный философский дискурс уже пережил. Тогда уместно говорить об экономическом измерении текста и образа, своеобразной «переоценке ценностей», а также определении стоимости культурного пространства — это задача современной философской рефлексии и аналитики [10; 7]. Если традиционная экономика модернизма еще учитывала фактор «реального производства», то экономика эпохи постмодерна имеет дело только с символическими формами или «симулякрами» [3], ценность которых определяется конвенционально.

Р. Барт в работе «Риторика образа» делает ряд ценных замечаний для понимания ситуации, которая сложилась в современной медиареальности. Во-первых, изображение всегда определенным образом «сопротивляется смыслу», поэтому возникает вполне закономерный вопрос: «где кончается смысл? И что находится по ту сторону смысла?» [1, 298]. Говоря современным языком, можно задаться вопросом: какую реальность репрезентирует реклама, какую реальность онтологизирует фотография? Какой язык нужен для рефлексии этой реальности? Во-вторых, по мысли Барта изображение всегда сопровождается текстом и потому возникает вопрос: «Избыточно ли изображение по отношению к тексту, дублирует ли оно информацию, содержащуюся в тексте, или же, напротив, текст содержит дополнительную информацию, отсутствующую в изображении?» [1, 303]. Анализ данной ситуации позволил Барту обозначить две функции языкового сообщения по отношению к иконическому: закреплять и связывать.

«Закрепить» — это ответить на вопрос «что это такое?», то есть остановить «плавающую цепочку означающих», которая тревожит и вызывает беспокойство у зрителя. Буквально поименовать, чтобы выбрать «правильный уровень восприятия», направить взгляд, топологически обозначить ракурс и точку зрения. Текст в этом смысле выполняет идеологическую и репрессивную функцию, с его помощью зрителю навязывается «правильный взгляд» на вещи, образ же сохраняет нейтральность (многозначность и вариативность). Связующая функция — это сотрудничество образа и текста в пространстве медиареаль-ности, которые могут быть поняты на уровне сюжета, то есть более широкого смыслового контекста. Однако нет никакого «чистого изображения», поскольку за любым образом (особенно это видно в рекламе) стоит отдельная языковая реальность (медиареальность), которая обладает своими кодами, значениями и смыслами, расшифровка которых задача аналитики.

В этом смысле текст как бы первичен по отношению к образу, но нужно встречное движение текста аналитического, чтобы понять изначальный текст (архе-текст) рекламы или фотографии. И вовсе не обязательно, что он репрессивно призывает нас к каким-то действиям (совершить покупку, например) и даже если он является «сообщением самим по себе» [9, 9-26], то за ним всегда имеется другая реальность, собственно медиареальность, загадочный свет которой притягивает к себе смыслы и концепты. Барт утверждает, что нет и быть не может буквального изображения, даже если создать «наивное» изображение оно тут же станет знаком собственной наивности, всегда имеет место символический и знаковый характер описываемой реальности [3].

Намечая перспективы дальнейших исследований в данном направлении следует отметить ряд обстоятельств. Во-первых, необходимо учитывать символический характер медиареальности, проявляющийся в отсутствии буквального значения и реальной стоимости тех или

The idea of the "perfect man" in the doctrine of the Sufism

иных «медиатекстов». Во-вторых, пространство медиа-реальности перенасыщено текстами и образами, которые требуют упорядоченности и «топологической аналитики» [7]. В-третьих, экономическое измерение медиарель-ности предполагает способность исследователя использовать имеющиеся тексты и образы для репрезентации

собственной субъективности. В данном случае это означает не только определение своего собственного места в культурном пространстве современного «общества потребления», но и способность правильно оценивать значимость тех или иных культурных явлений и процессов, что предполагает развитие художественного вкуса и воображения.

Список литературы:

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

2. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей. - М.: РГГУ 2012. - 288 с.

3. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - М.: Академический проект, 2007. - 335 с.

4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.

5. Еникеев А. А. Антропология «приватных впечатлений» В. Беньямина//Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть1. - Краснодар: КГУКИ, 2014. - С. 204-211.

6. Еникеев А. А. Гипертекст в пространстве современного социально-гуманитарного дискурса: проблема философского обоснования//Гипертекст как объект лингвистического исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Самара: ПГСГА, 2010. - С. 43-46.

7. Еникеев А. А. Методология топологической аналитики в социально-гуманитарном дискурсе ХХ века (Исторический экскурс и постановка проблемы)//Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 3(54). - С. 34-36.

8. Кропотов С. Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1999. - 408 с.

9. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2014. - 464 с.

10. Савчук В. В. Топологическая рефлексия. - М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2012. - 416 с.

Zafarova Sitora Zafarovna, Senior scientific researcher, The Samarqand State Institute of Foreign Languages E-mail: naumenko06@mail.ru

The idea of the "perfect man" in the doctrine of the Sufism

Abstract: In this article the aim, basis categories and idea of education of the perfect man in the doctrine of the Sufism are considered.

Keywords: Sufism, Sufi, tasawwuf, perfect man, God, Divine Love, path of love, spirit, spiritual world.

The Sufism (also Sufi Islam or tasawwuf), presumably from the Arabic "suf" (wool) — mystical movement in Islam. This term is uniting all Islamic teachings, the purpose of which is to develop the theoretical foundations and practi-

cal ways, providing the possibility of direct communication with God. The Sufism is the path of purifying of the soul from evil qualities (nafs) and instilling commendable qualities of the spirit (Ruh).

After the era of Muhammad the Islamic heritage was transformed in the various sciences: Fiqh, science of Hadith, science of the Quran [4]. With the expansion of the Caliphate, and the focus in it's enormous wealth among the Muslims prevailed material aspirations. However, the works on fiqh became more "dry": they are more described details of execution rituals, punishments and other similar questions. At this time began to appear the scientists who began to call people to return to the simple lifestyle. They emphasized the sincerity, the struggle with his nafs, the eradication of such diseases of

the soul as envy, arrogance, avarice. This direction received the name of tasawwuf (Sufism).

This way the murid ("the seeker", "thirsty") is held under the guidance of a Murshid ("spiritual guide"), already reached the end of the path and received from his Murshid the resolution (idjaz) to mentoring alone or in the presence of well-developed natural intuition (inner teacher).

The Sufi sheikhs are part of a chain of continuity of doctrine, which, according to the canons, dates back to Muhammad. The one that does not have the above "idjaz" ("stamp of heart") from his Sheikh in the counsel of the murids is not a true Sheikh and has no right to train interested persons in the Sufism (tasawwuf, tariqa).

The theologian al-Ghazali (1058-1111) considered that the Sufism is the very essence of Islam. The merit of al-Ghazali is that he tried to eliminate the contradictions between the Islamic Orthodoxy and the Sufism. According to al-Ghazali, Sufism, the true criterion is the absence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.