ФОТОГРАФИЯ КАК МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Аннотация. В статье представлена фотография как объект социологического исследования. Рассмотрены медиареалъностъ фотографии, взгляд на общество через фотообраз, конституирование реальности, исторические особенности развития фотографии и значение фотографии по отношению к социальным процессам, протекающим в нем.
Ключевые слова: фотография, визуальная социология, медиареалъностъ, социология влияния, сущность фотографического изображения.
StanMav Semenov PHOTOGRAPHY AS A METHOD
OF VISUAL SOCIOLOGY
Annotation. In the article the photograph is depicted as an object of sociological research. Mediareality of photography, glance at the society through a photo image, institutionalization freality, historical peculiarities of photography development and the meaning of photography regarding social processes proceed in the society are examined in the article. Keywords: photography, visual sociology, media reality, sociology of influence, essence of a photo.
Рассматривая фотографию как объект социологического исследования, можно говорить о том, что она проявляет значительное психологическое воздействие на общество и общественные процессы, протекающие в нем, влияя на мировоззрение, ценности, культуру и др. Анализируя фотографические изображения разных временных периодов, можно увидеть обратное действие, проявляющееся во влиянии общества на развитие фотографии, что позволяет увидеть отраженные в фотоснимке социальные реалии, проблемы, ценности наиболее свойственные данному периоду времени и месту, что уже нельзя назвать просто картинкой. Целью при изучении фотографии как метода визуальной социологии является осуществление концептуализации и сопоставление подходов и стратегий анализа фотографии как объекта социологического исследования и выявление особенности конструирова-ния в медийной сфере.
Медиареальность фотографии. В истории развития и общества и науки фотография широко применялась учеными различных областей. В частности, и социологи время от времени использовали фотографическое изображение, фотографировали людей и места, которые они изучали, фотография служит запечатлением момента жизни, а социологии интересна запечатленная жизнь общества в конкретный период времени в определенном месте. А наличие достаточно большого объема визуальной информации по конкретному событию позволяет проанализировать то или иное явление более точно. Тем самым открывает возможность изучать научные аспекты социологии, политологии, философии и ряда других наук. Фотография отображает временное пространство, прошлое и бывшее. И это не одно и тоже. Ведь не все прошлое, что изображено, было по настоящему, но то, что было, является не просто прошлым, а и бывшим тоже, т.е. и сейчас. Точно так же есть фотография, визуализирующая грядущее, т.е. то что придет и есть будущее. И не все в грядущем будет в будущем, но то в грядущем, что будет в будущем, есть сейчас и было до этого в прошлом.
Фотография начинает представляться неким другим измерением, что является медиареально-стью, его можно отнести к имажинер. Имажинер по Жильберу Дюрану означает стихию воображения, это то, что воображает и что воображается и тот, кто воображает одновременно. По Корбену нет ничего кроме имажинера и именно имажинер отвечает за создание объекта и субъекта воображающе-
© Семёнов С.А., 2015
УДК 316.32 С.А. Семёнов
го, т.е. порождает внешний Мир и того, кто этот внешний Мир создает при визуализации окружающего мира.
Фотография является достаточно наглядным методом визуальной социологии, она заставляет представлять образ таким, каким он показан на снимке. В воображении этот объект начинает существовать. Возникает антропологический траект, который находящийся между субъектом и объектом изучения. Все запечатленное в фотографии становится реально и все представимо и максимально реально то, что максимально представимо. Оно порождает внешний и внутренний миры, так называемый антропологический траект. Антропологический траект позволяет нам получить некое воображаемое измерение из фотографии.
Взгляд на общество через фотообраз (социологический анализ). Исследуя воздействие фотографии на общество, визуальная социология обязует нас критически подходить к анализу любой визуальной информации. Особенно явным примером могут послужить средства массовой информации, так как СМИ хоть и называют свободными средствами предоставления информации, но в некоторых случаях им все же свойственно приукрашивать и искажать события в чьих то интересах. Фотография на своем примере визуализирует Мир. Эту роль отображения социальной действительности играют вещи, одежда, язык тела, что имеет большое значение для идентификации групп людей или отдельных индивидов, оказывая значительное воздействие на самоопределение и жизненную позицию [3].
Фотография до бесконечности повторяет то, что никогда уже не может повториться в плане экзистенциальном. А события в ней никогда не выходят за собственные пределы к чему-то другому. В историческом масштабе, фотография в отличие от своего предшественника живописи создает идентичность, двойственность реальности. И в отличие от живописи, фотография через некоторое время после своего появления становилась все более доступна. А живописный портрет, как бы он ни походил на оригинал, по сравнению с сходством с оригиналом не является фотографией. Она показывала не только жизнь определенного класса, но и всех слоев общества. Этому способствовала низкая стоимость, быстрота получения изображения и творческий интерес вызванный общественности к данной деятельности.
Акт принятия фотографии обществом, внес с собой новую культуру. Открывается новая история, «История Взгляда». Фотография начинает отображать общественные процессы в качестве некоего другого замерзшего двойственного измерения. Но до появления фотографии люди более всего го -ворили о двойственности, т.е. в умах людей созревали мысли о том, что каким то образом возможно реализовать идентичность реальности. Эту увлеченность можно и отметить в настоящее время. Приближение визуализации к максимальной реальности не оставляет в покое ученые умы и в настоящее время.
Проблема визуальной социологии состоит в том, что очень многие социологи используют ви-зуальные материалы в качестве иллюстраций, документальных подтверждений или архивных документов и не проводят с ними более детального анализа. Фотография стала предметом социологического анализа сравнительно недавно и попытки интегрировать новый технический медиа в широкий социологический смысл редко встречались в работах. Фотография в XIX в. занимала маргинальное пространство. Исключение составляют теоретики Вальтер Беньямин, Зигфрид Кракауэр, Ролан Барт, описывая фотографию с наиболее выраженным социологическим анализом.
Впервые же фотографии начал исследовать австрийский теоретик Фридрих Шпрингорум (Friedrich Springorum). В своей книге «Предмет фотографии. Философские штудии» [8] опубликованную небольшим тиражом в 1930 г. в которой провозглашает фотографию созерцательной сущностью образов. Немецкий мыслитель В. Флюссер имевший много общего со взглядами Ф. Шпрингорума предложил обратить внимании к технической стороне производства фотографии, порождающей но-
вый тип воображения, и спровоцировал в философии развернутую дискуссию на тему медиа. Основной прослеживающийся социологический вопрос фотографии по В. Флюссеру, это вопрос о свободе воли художника в мире, где правит технический прогресс и технологии [6]. Из постоянного развития фотографии проистекают вопросы, имеющие широкое социологическое значение: как оно влияет на человека и общество в целом, какое место занимает фотография в цивилизации современных технологий и устройств, как изменяется реальность под действием глобальной визуализации общественной реальности. В. Флюссер, пользуется традиционными понятиями: образ, программа, информация, постиндустриальное общество. Но размышляя о фотографии в начале 1980-х годов так, словно та уже сменила свою аналоговую природу на цифровую», а о самом фотографе говорит как о «функционере», челевеке-игроке, «НотоМеп8». В поисках ответов на вопросы В. Флюссер обобщает наблюдения на то как роботизируются наши мысли, чувства, желания и действия? Прочтение фотографии позволяет увидеть метафоричность его суждений и экстраполировать его выводы на исследование социальной практики.
Значение образов в обществе меняется и это связано не только с эволюцией техники, но и с развитием способности человека к интерпретации, декодированию образов. С точки зрения онтологии образы - «это означающие поверхности». И первичная способность человека выражается в его взгляде. Запоминая и придавая определенное значение материальным объектам, явлениям, взгляд может возвращаться к уже виденным элементам образа и устанавливать между ними временные связи [4]. Это пространство значений элементов образа представляет собой площадку для интерпретаций. Так рождается значение образа как синтез двух интенций: «той, что манифестирована в образе, и интенцией зрителя».
С позиции пространственно-временного существования образов Флюссер различает три структуры мира: доисторическая, историческая и постисторическая, которые следует учитывать при декодировании образов. Первая ступень - мир магии, мифов, в котором все лишено причинно-следственной связи. Зрители сами конструируют значительность контекста образов, создавая их такими, какими их хочет видеть человек. Как пример, изображения наскальной живописи, который понятен для человека своего временного периода. Но постепенно образы утрачивают свое значение. Человек перестает декодировать образы, а вместо этого проецирует их нерасшифрованными, тем самым этот мир становится образным - неким контекстом сцен, контекстом положений вещей. Вторым шагом в построении образной структуры мира является попыткой вынуть «элементы изображения из поверхности» и расставить их в соответствии с причинно-временной связью разместив их построчно. Это положило начало и борьбу письменности с изображением. Прорвавшись сквозь образы, общество все больше удаляется от реального мира, в месте с письменностью появляется новая способность -«понятийное мышление», позволяющее абстрагировать линии с поверхностей и создавать тексты. Прорвавшись сквозь образы, человек стремится понять сущность мира, все больше удаляясь от реального мира. Третьим шагом в появлении технического образа стало начало господства технического образа связано с появлением фотоаппарата. Фотообразы кажутся не символами, они выглядят довольно реалистично, оно становится «окном в мир» не зависимо от течения времени. Но Флюссер предупреждает о том, что «объективность технических образов - иллюзия» [6]. Они являются еще более абстрактными символами, чем традиционный образ, так как расшифровка их образа на самом деле есть более сложный процесс, за счет наличия в них большего объема информации. Декодирование образа требует понимания того, что задумал фотограф, создавая образ.
Фотография, рассмотренная Вилемом Флюссером как технический образ понятия реальности, обнаруживает новые свойства в контексте медианализа. Анализ фотографии как медиа, приводит к тому, что создается новая медиареальность. В рамках социальной феноменологии социальный мир признается как мир множества реальностей. Медиареальность - это новая система описания соци-
альной реальности через понятия медиа, что в фотографии является совокупностью различных данных, содержащих визуальную информацию [5]. Анализ понятия медиареальности, находящегося в междисциплинарной области, требует уточнения метода исследования. В этом смысле представляется продуктивным рассмотреть медиареальность в социальном контексте.
Конституирование реальности. Исследование влияния фотографии на конституирование реальности невозможно без анализа фотографии в контексте социальных практик. Практическая парадигма является площадкой для междисциплинарных исследований и интерпретируется как способ концептуализации проблем, возникающих в повседневной социальной жизни. Многочисленные публикации в области социологии, философии и исследований Джона Остина, позволили говорить о «прагматическом» повороте в социальных науках. Среди современных отечественных публикаций наиболее значимыми в исследовании социальных практик стали работы В. Подороги, В.В. Волкова и О.В. Хархордина. Они рассматривали теорию практик как принцип интерпретации, позволяющий увидеть иначе, чем оно изначально кажется, а именно влияние фотографии на конституирование реальности через повседневные, рутинизированные способы поведения и социальные отношения [1]. В основе любого зрительного восприятия лежит идея целостной структуры. Она содержит в себе фигуру и фон и является целостной композицией изображения. Отсутствие фона у фигуры лишает целостности или даже всего смысла содержащегося для восприятия происходящего на фотографии. Фон является условием восприятия фигуры, придающим ей смысловую определенность. В фотографии фон может и не замечаться, но может и сам играть роль фигуры выходя на передний план. Метафора фона заключается в том, что фигура никогда не воспринимается сама по себе, а всегда на фоне. Фон придает смысл, образу. Смысл определяет совокупность совместной деятельности, обычаев, образующих культурный фон, на котором осуществляется коммуникация.
Современными социологическими теориями в изучении общества, занимаются такие отечественные ученые, чьи труды полезны в исследовании влияния фотографии на конституирование реальности. С точки зрения теории практик конституирование осуществляется несколькими способами: как способ сохранения и передачи информации о реальных событиях; как способ познания и исследования реальности; как способ преображения и конструирования реальности [2]. Конституирование реальности по средством фотографии приводит к тому, что фотография позволяет репрезентировать то или иное общественное явление. Она становится более реальна, чем даже сама реальность и поэтому фотография должна быть инструментом в работе по изучению социальных явлений и общества. Конституирование реальности через повседневную практику, привлекает внимание исследователей фотографии все больше обращается к новой реальности, в которой образы и знаки отражают другие образы, вытесняя собой реальные впечатления и опыт. Образы, репрезентирующие образы, создают новый способ отношения к реальности, имитируя саму реальность. Визуальные имитации реальности становятся более реальными, чем сама реальность.
Массовое распространение фотографии за короткий исторический период времени сделало ее неотъемлемой частью визуальной среды. Основой массового использования фотографии, являются такие качества как память, достоверность, познание. В обычной жизни фотографии создаются с целью запечатлеть на память значимые для человека события, что должно сохранить реальность для будущего [7].
Библиографический список
1. Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология. - 2010. -№ 2. - С. 67-84.
2. Ананишнев В.М. Современные социологические теории и школы: монография. Т. 5 / В.М. Ананишнев. -М.: Инженер, 2011. - 272 с.
3. Ананишнев В.М., Денисова Т.Н., Сергейчик С.И. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося // Инновации в образовании. - 2002. - № 1. - С. 17-34.
4. Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Рационализация системы социального проектирования дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. - 2013. - № 8. - С. 101-108.
5. Семенов С.А. Фотография как социальное явление // Системная психология и социология. - 2014. -№ 4(12). - С. 114-117.
6. Флюссер В. За философию фотографии / В. Флюссер. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2008. - С. 22.
7. Batch en G. Each Wild Idea: Writing, Photography, History / en G. Batch. - Cambridge, London: MIT Press, 2002. - P. 57.
8. Springorum F. Der Gegenstand der Photographie. EinephilosophischeStudie / F. Springorum. - München: Verlag von Ernst Reinhardt, 1930.