ФОТОГРАФИЯ КАК ОСНОВА АНАЛИЗА ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ И ПРОЦЕССОВ
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты фотографии как значимые факторы позволяющие провести анализ социальных институтов и процессов. Проводится сравнительный анализ фотографий применяемых в популярных медиа-ресурсах периода Советского Союза и современной России. В статье описывается как происходило изменение социальной фотографии и что этому способствовало.
Ключевые слова: фотография, социальные институты и процессы, визуальная социология, социология влияния, труд, политика, семья, образование.
StanMav Semenov PHOTOGRAPHY AS A TRANSFORMATION OF SOCIAL
INSTITUTIONS AND PROCESSES ANALYSIS
Annotation. The article considers the aspects of photography as important factors, which allow to analyze social institutions and processes. The comparative analysis ofphotographs which are used in popular media resources of the USSR and modern Russia is being developed. The article describes the changes in social photography and the results of them.
Keywords: photography, social institutions and processes, visual sociology, sociology of influence, work, politics, family, education.
Визуальные образы часто применяются в социальной среде, они отображают жизненные реалии, ценности, обычаи, традиции и многое другое. Фотография способна передать объективную визуальную информацию, существенным аспектом при этом является объективизм и как казалось бы изначально отсутствие субъективизма, который присущ художнику. Фотография благодаря своей беспристрастной документальности позволяет отследить определенные изменения, касающиеся общества, что является важным аспектом с социологической точки зрения. При проведении социологического анализа содержания фотографии берется серия снимков тех объектов и явлений которые, позволяют уловить разницу и даже выявить тенденции. Исходя из поставленной проблемы вопроса исследования ведется анализ содержания фотографии, предметом чего служат внешние элементы снимка, являющиеся чем-то другим, чем герменевтическая, семиотическая или структуралистская интерпретации изображения, стремящиеся к выявлению невидимого простым глазом смысла [8]. Фотография позволяет отображать социальные институты - труд, политические организации, семью, образование. Она показывает не только их внешнюю сторону, но и позволяет понять способ их функционирования, влияния на личность, лояльность и поведение. Она имеет возможность фиксировать изменения в обществе [7].
1. Визуализация социальных институтов труда и политики. Советская фотография отличается характерным олицетворением трудовой деятельности, что являлось важным констатирующим и конструирующим элементом в сознании у людей, строящих социализм. Фотография труда носит информативный характер и оказывает воздействие. По ней можно определить, каким трудом занято население какого либо региона и в какой период времени. Это можно проанализировать по изображенным элементам на фотографии. Как правило на фотоснимке изображены орудия труда, условия производства, какие либо ресурсы. А анализируя состояние производства, настрой трудящихся, масштабность, можно определить смысловую значимость фотоснимка, а также является эта фотография объектом воздействия на общество или всего лишь информационным документом [3].
Анализ фотографии периода Советского Союза, имеющей широкое распространение в социуме посредством таких журналов как «Огонек», «Крестьянка», «Советское фото», «Пионер», «Круго-
УДК 316.32 С.А. Семёнов
© Семёнов С.А., 2015
зор», позволяет определить социальную значимость, а также выявить особенности конструирования в медийной сфере трудовой деятельности. Таким образом, фотографии периода Советского Союза отличаются положительным настроем на труд. Это выражается во взгляде, жестах, эмоциях, окружающей обстановке, при которых даже самая тяжелая и грязная работа преподносится как достойный труд. В советских фотографиях часто встречается конструкт групповой идентичности - «учитель», «наставник», «мастер». Это один из легко узнаваемых образов. Институт наставничества был широко развит и являлся важным компонентом профессионального и нравственного воспитания.
Фотографии, олицетворяющие трудовую деятельность, не могут оставить без влияния политические процессы. Собрания, митинги часто встречаются в печатных медиа и трудовые моменты зачастую носят в себе политический характер. Митинги во славу КПСС, труда, мира трудно разделить и противопоставить друг другу, так как информационная нагрузка (труда и политики), содержащаяся в них, достаточно переплетена. Фотографии выражают рвение к труду, стабильности среднего трудового класса. В советский период отношение к политической фотографии как и к фотографиям, изображающим труд, носило пропагандирующий характер. Фотографии, печатающиеся в газетах и журналах, отображали интересы партии. Фотография формировала общественное мнение и являлось мощным оружием пропаганды.
Однако с периода перестройки отношение к труду и к власти кардинально меняется, это становится заметно и в издаваемых популярных журналах. Люди, занятые ударным трудом, с улыбкой на лице и положительным зарядом эмоций уже практически не встречаются на обложках и страницах журналов. Уже далеко не все фотографии направлены на формирование положительного отношения к труду. Особенно ярко это прослеживается в журналах 1990-х гг., когда страна теряет свою стабильность и первенство на мировой арене. По итогам проведенного контент-анализа фотографии того временного периода характеризуются негативным отношением к труду, подчеркивается нищета и бедность, все, что когда либо оставалось за кадром, стало выплывать наружу. В журналах постперестроечного периода отсутствует четкая идеологическая пропаганда. На первое место выдвигается фотография успешной, легкой жизни. Содержательный контекст минимален и не несет четко сформулированной позиции.
2. Визуализация института семьи. Семейная фотография представляет собой особый вид фотографии и источник социологических данных. Начало распространения относится к 20-30-м гг. XX в. В эти годы фотография становится общедоступной, перестает принадлежать только к элитарной области популярной культуры.
Понимая фотографию как некое субъективное представление реальности, можно почерпнуть совершенно особую информацию из пояснений, сопровождающих семейные альбомы. Процесс нар-ративизации содержания семейных альбомов (т.е. рассказ о некоторых фотографиях из альбома) характеризуется рядом особенностей. Во-первых, происходит разрыв между вербальным и визуальным планом реальности (что-то из того, что мы видим, включается в рассказ, а что-то - нет). Фотография может даже увеличивать дискретность биографического повествования, так как память может сохранить только то, что было запечатлено на фотографии. Следовательно, биографическими фактами можно манипулировать. Примером манипуляции такого рода служат разрезанные, разорванные фотографии, выступающие как защита человеком своей идентичности. Во-вторых, наблюдается дистанцирование человека по отношению к самому себе на снимках, происходящее по двум причинам: 1) снимки сделаны в прошлом (даже если это прошлое было несколько секунд назад); 2) человек видит себя не своими глазами, а «со стороны», т.е., имеет место «эффект зеркала», глубоко анализировавшийся как философами, так и культурологами. Многие события при нарративизации не столько всиоминаются, сколько конструируются - подгоняются под свою личную имплицитную теорию -концепцию повседневного знания о разных периодах личной жизни человека [5].
Биография отмечена и размечена ритуалами, которые наполняют жизнь человека событиями, тем, о чем можно рассказать. Ритуалы сопровождаются биографическим импульсом (стремлением окинуть взглядом свою жизнь и рассказать о ней) и одновременно стремлением запечатлеть события, которые символизируют эти ритуалы. Следовательно, биографический импульс совпадает с фотографическим импульсом.
Существует народная эстетика, которая диктует выбор объектов, сюжетов и композиционных компонентов, способов хранения и демонстрации фотографий. Речь идет о том, что в обществе всегда существуют образцы - стандартные клише и канцеляризмы в рассказе, «типичные» снимки. Эти образцы народной эстетики определяются системой ценностей групп и классов. У индивидов они формируются под влиянием так называемой «культурной компетенции» - владения культурным репертуаром, включенности в данную социокультурную среду, знания принятых в ней культурных форм самовыражения.
Таким образом, семейная фотография может служить не только способом фиксации личной и фамильной памяти, но и ценным источником социологической информации, раскрывающим те или иные общественные тенденции своего времени.
Сравнительный анализ семейной фотографии советского периода и современной России показал значительные различая. Институт семьи - исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, направленной на побуждение к демографическому росту и соблюдению семейных традиционных ценностей. Так, семья часто отображается в печатных медиа Советского Союза. Уделяется большое значение детям традиционному семейному складу. На переднем плане всегда обеспеченная, среднего класса семья, иногда встречаются и знаменитые люди, Герои Советского Союза. Но по своему внешнему виду они (одежде, поведению, эмоциям, жестам) всегда схожи с рабочим классом. Задним планом обычно является улица или домашняя скромная обстановка, интерьеры не пестрят роскошью, не привлекают к себе особого внимания. Акцент поставлен на семью, в большинстве случаев на фотографиях присутствуют и дети. Большинство советских фотографий, опубликованных в печати, несет конкретный идеологический контекст, призывая сохранять институт семьи в традиционном виде. Однако в период перестройки, развала Советского Союза, нестабильности в стране институт семьи перестает функционировать в традиционном виде. В 1990-х гг., в печатных медиа, трудно встретить фотографию, имеющую идеологическую направленность на формирование традиционных ценностей. Как пример можно привести что на семейных фотографиях меняются социальные роли. Стоящий муж и сидящая на стуле жена - нередкое явление в современных медиа. Это никак не вписывалось в рамки советской фотографии и уж точно противоречило нормам фотографии царской России, где в семейном фотопортрете главный социальный статус занимал муж, он демонстрировался опорой и главой семьи, следом по статусу шла жена и только потом дети. Муж на фотографиях мог сидеть, жена же стояла за мужем, но никак не наоборот, а подле них стояли дети. Постановка кадра была крайне дисциплинирована.
Семейная фотографии периода Советского Союза начинает отличаться своей динамичностью, энергетикой. Фотографии, используемые в печати, подчеркивают значимость взаимодействия супругов, всегда демонстрируют дружный, равноправный тандем. В 1990-х гг. XX в. для проведения сравнительного анализа трудно подобрать достаточный материал, используемый в российских медиа. Фотографии, идеализирующие институт семьи, практически отсутствуют. Семья теряет свое значение, так как в журналах даже если и встречается семейная фотография, то она в большинстве своих случаев несет не вполне тот контекст который бы демонстрировал традиционные семейные ценности. В семейных фотографиях 1990-х гг. демонстрируются конфликты, трагедии, переживания, нищета и голод. Но это и происходит в обществе, фотография тем самым отражает реалии и формирует некий смутный новый образ института семьи [6].
С приходом 2000-х гг., при появлении стабильности в стране, постепенно начинают возвращаться ценности семьи. Большинство семейных фотографий встречающихся в современных медиа, представляют собой рекламу какого либо продукта. Ребенок вырывается на первый план, и занимает главную роль.
3. Визуализация образовательного процесса. Следующей группой анализируемых фотографий являются фотографии, посвященные образовательному процессу. Фотография в данном случае охватывает те слои общества, которые находятся на разных ступенях своего развития. Благодаря этим фотографиям можно оценить характерные черты получаемого образования в школах, вузах, колледжах, техникумах, ПТУ, выявить в каких условиях содержатся обучающиеся, каково их рвение к знаниям, каковы их ценности, какова гражданская социализация учащихся в контексте инновационных процессов [1]. Правда, это не всегда можно четко отследить, так как фотографии выполняются для общественного, публичного наблюдателя. Но фотография способна показать, что информация может несколько искажать действительность. Фотографии безусловно отразят в кадре всю действительность, только необходимо определить, является конкретный снимок постановкой или же снят документально, что поможет избавиться от уводящих в заблуждение деталей, что может отразится на потенциале гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса [4].
В фотографиях советского периода явно прослеживается постановочная работа, что необходимо учитывать при анализе. Задача таких фотографий - показать потенциал молодежи, ее социальную значимость и в них почти всегда закладывался и идеологический смысл. Только все эти идеологии, заложенные в фотоснимках, меняются в зависимости от временного периода. Таким образом актуальные фотографии 1950-х, 1960-х гг. будут несколько отличаться от фотоснимков 1980-х гг. и наибольшие отличая будут заложены в фотографиях 90-х гг. прошлого века и 2000-х гг., меняя в существенной степени свою смысловую нагрузку. По каждому периоду времени, фотографии касаемо образовательного процесса наглядно демонстрируют прогресс либо регресс в инновационном техническом развитии. Как пример, можно привести изображение меловой доски, что являлось столь популярным средством в процессе обучения в XX в., а в XXI в. это уже вытесняется более современными электронными системами, такими как интерактивные системы, 3Б технологии [2]. То же самое касается и моды на учебную форму, дисциплину, подход к образовательному процессу.
Проведя сравнительный анализ фотографий образовательного послевоенного периода СССР с фотографиями постперестроечного периода, наблюдаем определенные видоизменения визуальных образов в медиа. Советские фотографии отличаются строгой дисциплинированностью учеников, большинство фотографий кажутся постановочными, что также отмечают и опрошенные респонденты. Данные фотографии не исключение, они также пронизаны идеологией коммунизма, социализма. Фотографии периодов перестройки, 1990-х и 2000-х годов существенно отличаются друг от друга. В популярных журналах и газетах 1990-х годов практически не встречаются фотографии, визуализирующие учебный процесс, с большей частотой встречаются изображения ребенка школьного возраста, занимающегося подработкой, попрошайничеством и даже бизнесом, но ни как не учебным процессом. С 2000-го г. фотографии в медиа на данную тематику несколько меняются. Возвращается внимание к процессу обучения. Фотографии также зачастую являются постановочными, но в них уже прослеживается некая свобода, уже нет жестко регламентированной формы, фотографии визуализируют эмоциональное состояние. Эти фотографии оказывают влияние на зрителя, что формирует то или иное отношение к системе образования определенного периода.
Заключение. К термину «Визуальная социология» прибегает большинство западных и отечественных социологов, работающих в области изучения визуальных данных. «Визуальная социология» ищет существующие социологические концепции, чтобы оправдать и обогатить собственные исследовательские стратегии и подходы к изучению социальных явлений. Ведь для анализа визуаль-
ных данных российским социологам приходится пользоваться западными концепциями, что требует сопоставление терминологических аппаратов. Но так или иначе все равно проявляются недостатки разработанности в специфике подхода визуального анализа. Большинство респондентов принявших участие в интервью и анкетировании по анализу фотографий из популярных медиа-источников отмечают социальную значимость фотографий, охватывающих политическую, трудовую, семейную, образовательную сферы, оказывая значительное влияние на социальные институты и процессы.
Библиографический список
1. Ананишнев, В. М. Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании / В. М. Ананишнев, Т. Н. Денисова, С. И. Сергейчик // Инновации в образовании. - 2002. -№ 3. - С. 46-62.
2. Ананишнев, В. М. Современные социологические теории и школы: монография / В. М. Ананишнев. - М. : Инженер. - 2011. - Т. 5. - 272 с.
3. Ананишнев, В. М. Актуальные проблемы и опыт гражданской социализации учащейся молодежи в условиях рыночной экономики / В. М. Ананишнев, Т. Н. Денисова, С. И. Сергейчик // Инновации в образовании. - 2002. - № 2. - С. 42-61.
4. Ананишнев, В. М. Технологизация управления образованием / В. М. Ананишнев // Системная психология и социология. - 2014. - № 4(12). - С. 91-105.
5. Гостев, А. Н. Рационализация системы социального проектирования дополнительного образования молодежи крупного города / А. Н. Гостев, В. М. Ананишнев, Т. С. Демченко, В. В. Кочетов // Системная психология и социология. - 2013. - № 8. - С. 101-108.
6. Семенов, С.А. Фотография как социальное явление / С.А. Семенов // Системная психология и социология. - 2014.-№ 4(12). - С. 114-117.
7. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник / П. Штомпка. - М. : Логос, 2007. - 168 с. + 32 с. цв. ил.
8. Ball, М. S. Analyzing Visual Data / М. S. Ball, G. W. H. Smith. - London : Sage, 1992.