Научная статья на тему 'Математическая модель тепломассообмена при испарении топлива в дизеле'

Математическая модель тепломассообмена при испарении топлива в дизеле Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Гаврилов В. В.

Предложена модель неравновесного испарения топлива, предназначенная для решения задач проектирования дизеля. Сложная модель испарения представляет собой систему простых моделей модели осредненного движения неиспаряющейся струи, регрессионной модели турбулентности и модели конвективного переноса массы и теплоты при испарении. Показано, что учет турбулентных пульсаций особенно важен при расчете тепломассообмена в периферийных зонах поперечного сечения струи. Представлены расчетное и экспериментальное распределения температуры в испаряющейся струе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF THE HEAT-MASS EXCHANGE AT FUEL VAPORIZATION IN A DIESEL

The model of the non-equilibrium fuel vaporization aimed at solving the problems of diesel designing is offered. The composite model of vaporization represents the system of simple models, i.e. the models of the averaged motion of the non-vaporable squirt, the regression turbulence model and the model of convective transference of mass and heat at vaporization. It is shown, that the account of the turbulent pulsations is especially crucial at the heat-mass exchange calculation in the peripheral zones of the squirt cross-section. The design and experimental temperature distributions in the vaporable squirt are represented.

Текст научной работы на тему «Математическая модель тепломассообмена при испарении топлива в дизеле»

Таблица. Данные численного расчета распределения функ-

X R

0,316 0,63225 0,9485 1,26475

0 3,923 3,889 3,896 3,866

0,5 2,388 2,351 2,358 2,306

1 1,378 1,338 1,348 1,276

чения: Ро0=120, Вц^з^КИ, N=6, М= О,1Д22, /^=0,316, /?2= 1,581. В результате численного расчета получены значения тепловыделения (Ро) и температуры (0).

На рисунке изображено изменение тепловыделения и температуры вдоль оси одной из пространственных координат - радиуса в сечении исследуемого полого цилиндра для трех различных областей: ЛГ=0;0,5и 1.

В представленных на рисунке узловых точках вдоль оси Л логарифм отношения тепловыделения к температуре остается величиной постоянной.

Например, на поверхности полого цилиндра (Т=0) при изменении радиуса (/{,</{<Я2) величина ф(0,Д)=3,9 - постоянна. Следовательно, кривые 1пРо(0,Д) и 1п<7(0,Л) - эквидистантны. Это утверждение справедливо и при других значениях ) и подтверждено данными таблицы.

Таким образом, на основе полученного уравнения (2) соотношение между тепловыделением и избыточной температурой в полом цилиндре запишется в виде

ду (х, г) = (Т(х,г)- Т0 )1/Ь2- ехр[ф(Х, Л)].

Температура Т(х,г) [3] и величина определяется на основе эксперимента по данным тепловыделения и температуры на поверхности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Логинов B.C. Теплообмен в пластине при действии внутренних источников тепла при малых числах Фурье (Fo<0,001) // Известия Томского политехнического университета. - 2003. - Т. 306, № 2. - С. 40-41.

2. Логинов B.C., Молодежникова Л.И., Бучная И.А. К тепловому расчету цилиндрического активного эле-

мента электромагнита // Известия вузов. Электромеханика. - 1988. - № 3. - С. 105-108.

3. Логинов B.C., Дорохов А.Р. Температурные режимы твэлов. Часть 2: Методическое пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 1998.- 92 с.

4. Моделирование тепловыделяющих систем: Учебное пособие / А.Р. Дорохов, A.C. Заворин и др.; под ред. Н.И. Шидловской. - Томск: Изд-во НТЛ, 2000. -234 с.

УДК 621.436

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕПЛОМАССООБМЕНА ПРИ ИСПАРЕНИИ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЕ

В.В. Гаврилов

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет E-mail: [email protected]

Предложена модель неравновесного испарения топлива, предназначенная для решения задач проектирования дизеля. Сложная модель испарения представляет собой систему простых моделей ~ модели осредненного движения неиспаряющейся струи, регрессионной модели турбулентности и модели конвективного переноса массы и теплоты при испарении. Показано, что учет турбулентных пульсаций особенно важен при расчете тепломассообмена в периферийных зонах поперечного сечения струи. Представлены расчетное и экспериментальное распределения температуры в испаряющейся струе.

Введение

Для обеспечения высоких технико-экономических показателей дизеля при его проектировании необходимы разработка и применение современной математической модели комплекса внутрицилинд-ровых процессов. Указанный комплекс включает в себя процессы топливоподачи, распада топливной струи, ее движения и взаимодействия со стенками камеры сгорания, испарения топлива, самовоспламенения и горения топливовоздушной смеси. Требуется, чтобы разрабатываемая модель, с одной стороны, позволяла локально описывать процессы, с другой стороны, - была достаточно простой. Последнее свойство должно обеспечить приемлемое "быстродействие" соответствующей программы рас-

чета при оптимизации конструктивных и регулировочных параметров дизеля.

Испарение топлива в дизеле представляет собой сложный процесс тепломассообмена, протекающий в условиях двухфазного многокомпонентного турбулентного нестационарного струйного течения при существенной неоднородности скоростных, концентрационных и температурных полей.

Можно считать доказанным исследователями вывод о том, что скорость испарения определяется интенсивностью процессов диффузии паров в окружающей среде, а не скоростью испарения из поверхностного слоя жидкости. Также установлено, что в струе распыленного топлива имеет место, в основном, конвективный тепломассообмен, в ко-

тором существенную роль играют турбулентные пульсации объемов среды. Молекулярный перенос теплоты и массы представляет собой малую часть общего переноса.

В известных методах расчета испарения капель топлива широко используются модели равновесного фазового превращения. Однако для условий форсированных дизелей на всех стадиях процесса и для любых дизелей на стадиях присутствия в цилиндре пламени модель равновесного испарения не применима [1]. Очевидно, поэтому все большее распространение получают модели нестационарного испарения [2, 3].

При разработке модели, отвечающей указанным выше требованиям, за основу принята модель испарения единичной капли в неподвижной среде [3]. Задача состоит в том, чтобы дополнительно учесть концентрационную и температурную неоднородности смеси, турбулентность потоков, а также диффузию образующихся паров в реальной смеси.

Модель

В целях обеспечения приемлемого уровня сложности модели испарения примем ряд допущений. Так же как в абсолютном большинстве известных работ, в данном случае можно пренебречь влиянием термодиффузии, теплообмена излучением, фракционирования топлива, непосредственным взаимодействием его капель. Ввиду того, что внутреннее термическое сопротивление теплопроводности капли мало по сравнению с внешним сопротивлением теплообмену в пограничном слое, можно пренебречь наличием градиента температуры в капле.

Ориентируясь на численный метод решения задачи тепломассообмена, запишем исходные уравнения модели, принятой за основу [3], применительно к контрольному объему (КО) с номером п,т для ¡'-ого шага счета по времени. В этом случае уравнения массопереноса, движения, теплоотдачи и энтальпии имеют вид:

ткЫт = -7Ч2Рр„ (С„ - с„„),

с1Нк /йх = с1()к /Ос + (А,, + ) («Ли. / А), где р - коэффициент массоотдачи; Сп- коэффициент сопротивления; а - коэффициент теплоотдачи; и> - скорость; Я, /г - соответственно полная и удельная энтальпия; Rf - теплота парообразования для топлива. Индексы: к - капля; а - газовая фаза; у - пар; га - пар на поверхности капли; \а - пар в смеси с газом; - топливо при температуре насыщения.

Текущие диаметр капли йк и скорости у/к, н-ав КО рассчитываются по разработанным нами ранее моделям распада и движения топливной струи. При этом зависит от координат КО в расчетном пространстве: крупные капли содержатся в контрольных объемах, расположенных вблизи оси струи,

а мелкие - на периферии поперечного сечения струи. При нахождении текущего йк учитывается уменьшение размера капли от испарения, рассчитанное на предыдущем шаге счета по времени.

Строго говоря, ввиду того, что капли в струе имеют различные размеры, следовало для уравнений (1) использовать диаметры, осредненные различными способами: для уравнения массообмена - средний объемный диаметр, для уравнения движения - средний объемно-поверхностный (по Заутеру), для уравнения теплоотдачи - средний поверхностный. Но так как расчетные порции капель сформированы делением впрыскиваемого топлива на размерные группы, в пределах которых капли можно считать одинаковыми, то применения указанных различных способов осреднения не требуется.

По аналогии с моделью [3] введены безразмерные переменные:

N11 = ^., а/Ха, = Бс = \аЮ,

Рг = уврв,с,в1./Я.в,ье = 8с/Рг, (и;,

где рк - плотность капли; Б - коэффициент диффузии; V - кинематическая вязкость; ср-теплоемкость при постоянном давлении; X - коэффициент теплопроводности. Индексом кр обозначены критические параметры топлива.

В результате система (1) может быть приведена к безразмерному виду:

Л

Л сИ

.3^1

2 р

г К1

АР-~1бр„

С0 Яе 8с-

(2)

Р"Цис,„,(е-9д),

Л 2 ря/ Ье срк1 г2 ,

срк,т«р 1 & '

где значения критериев Шервуда и Нуссельта определяются по уравнениям Ранца-Маршалла

БЬ = 2+0,6 Бс17311е1/2, № = 2+0,6 Рг1/3 Яе"2, (3) концентрация пара на поверхности капли - по соотношению =рУ5/(р„5+ра), а коэффициент сопротивления С0 - по формулам: С0 = 24 / II е - при Ле<1; С0 = 24у[1 + (1/б)Ке"4/3]/Ке -

при Яе > 1 (формула Л.А. Клячко), где у - поправочный коэффициент, зависящий от формы капель, параметров турбулентности газового потока и дру-

гих факторов. Значение у определяется в ходе идентификации параметров математической модели путем сопоставления расчетов с экспериментальными данными.

Коэффициент диффузии Д м2/с, зависит от температуры, давления и свойств диффундирующих веществ. /) паров топлива определяется молекулярной массой углеводородов и строением молекул. Наибольшие значения Б имеют нафтены, а наименьшие - ароматики [1]. Если уравнение Фика записано для градиента концентраций, то указанный коэффициент может быть выражен зависимостью

Я = О0рКаТа(рй1руа)(Т„а1Та)т,

где в первом приближении может быть принято: 1)(]р - коэффициент диффузии при нормальных физических условиях, отнесенный к градиенту парциальных давлений, с, /)0/) = 0,31-Ю"9, с (Н.Ф. Разлейцев); /я=1,5...2,0 [1]. Значения констант следует уточнить при идентификации параметров математической модели.

Зависимость физических свойств компонентов смеси от температуры можно описать эмпирическими выражениями [4]:

Ру £

кр

■ 0,592 ехр[-12,8(1-9)],

при 0,5 < 6 < 0,995;

Pv

= 1-6,25(1-9)

1/2

при 0,995 < О <1; Р

3,95-1,979 -0,592 ехр[-12,8(1-9)] ,

кр

при 0,5 < 0 < 0,995;

Ркр

при 0,995 < 6 < 1;

= 1+6,25(1-9)"

У _ 0,977 (1-е)"3

^ р к I ^кр

'рог

1,6+2,53(0-0,525)'

срк, 1,6 + 2,53(0-0,525)'

Известно, что в процессах тепломассообмена важную роль играет турбулентность потока. Осложнение картины турбулентности вызывает наличие в струе жидких частиц, турбулентная податливость которых зависит от их размеров. С другой стороны, присутствие частиц подавляет турбулентность газового потока. Ввиду сложности проведения эксперимента в условиях двухфазного нестационарного течения достоверные сведения о характеристиках турбулентности в струе дизельной форсунки отсутству-

0 0,5 1,0 1,5 у/у0 5 2,5

Рис 1. Распределение относительной турбулентности в поперечном сечении струи

ют. поэтому в первом приолижении придется воспользоваться результатами экспериментов, выполненных на гомогенной газовой струе [5]. Незначительность объемной концентрации частиц в данном случае оправдывает такое решение. Из указанной работы можно сделать вывод о том, что изменение относительной интенсивности турбулентности

—12

и/ / \\> вдоль оси нестационарной струи суще-

тп

ственно увеличивается лишь в относительно узкой зоне ее фронта. В расчетах увеличением можно пренебречь и принять допущение о неизменности профиля этой величины в поперечном сечении струи на всех расстояниях от сопла в пределах длины струи.

Обобщив результаты экспериментов [5], мы нашли зависимость относительной интенсивности турбулентности от относительного радиуса сечения струи

/2 177.

Ыт =0,22ехр

-0,5(у/уО5-0,5)2

(4)

где н> - средняя скорость пульсационного движения; м!т -средняяскоростьосредненногодвижения на оси струи; - радиус точки в ее поперечном сечении, в которой скорость равна уРт / 2. Расчетная кривая (4) и соответствующие ей опытные точки показаны на рис. 1. Некоторое искажение действительного характера зависимости при малых значениях у/ у0 5 существенного значения не имеет.

При оценке совместного влияния осредненной и пульсационной скоростей потока на характеристики тепломассообмена используем принцип аддитивности, приемлемость которого в случае, аналогичном рассматриваемому в данной работе, доказана В.М. Бузником [2]. Сделан вывод о том, что в описании процессов тепломассообмена критерий Рейнольдса следует рассчитывать по актуальной скорости пото-ка м>аа некоторая представляет собой сумму средних скоростей в осредненном и пульсационном движениях. Распределение осредненных скоростей в поперечных сечениях струи может быть выражено универсальным профилем Г. Шлихтинга, который, как показано в работах Г.Н. Абрамовича, пригоден для описания движения не только однофазных, но и двухфазных сред. Суммируем ординаты профиля Шлихтинга с соответствующими ординатами (4) и получим профиль актуальных скоростей

УУ

1,25 1,00 0,75 0,50 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'ч к х —ш -«"и

— Щ 1*1

0,5

1,0 1,5 у/у05 2,5

Рис. 2. Распределение осредненной и актуальной скоростей газовой фазы в поперечном сечении струи

+ 0,22 ехр

1-0,207(у/у0,5)--0,5(^/^-0,5)

(5)

который представлен на рис. 2.

На рисунке также показано расчетное распределение осредненных скоростей м/а / . Разделив соответствующие ординаты указанных двух кривых, получим распределение отношения скоростей ыас1 / й>я. Важно отметить, при увеличении относительного радиуса у/у0>5 от 0 до 2,5 это отношение растет от 1,2 до 6,2. Следовательно, учет турбулентных пульсаций особенно важен при расчете тепломассообмена в периферийных зонах сечения струи.

Скорости, рассчитанные по формуле (5), используем в уравнениях (2) и (3), опустив при этом индекс "асГ и знак осреднения (черту над буквенным обозначением).

Сложную картину тепломассообмена при испарении топлива в камере сгорания дизеля определяет существенная температурная и концентрационная неоднородность рабочего тела. Интенсивность парообразования и концентрация пара в различных локальных зонах существенно различны, что, как известно, является причиной диффузии пара. Происходящий при этом массообмен вызывает дополнительное конвективное движение среды (стефа-новский поток), являющееся в рассматриваемых условиях существенной причиной распространения пара.

Встает вопрос о способе учета описываемых факторов. Предлагаемый путь решения задачи состоит в том, что, следуя принятому в данной работе принципу суперпозиции явлений и их моделей, осуществляем наложение поля скоростей стефановского потока на поле скоростей газа, рассчитанное по модели движения неиспаряющейся струи.

Наиболее просто реализовать этот путь в расчетах можно методом контрольных объемов в сочетании с алгоритмом, предложенным Филиппсом [6]. При этом рассчитывается массообмен между отдельными КО.

Расчет выполняется в два этапа. На первом этапе считается, что КО Ут„ представляет собой закрытую термодинамическую систему с непроницае-

мыми перегородками, для которой уравнение состояния

V V -т Я Т (6)

гт,ш т,п т,т т,п I т,т '

где Ят„1~ газовая постоянная смеси паров топлива и воздуха, которая может быть вычислена по формуле из работы [2]: Ят„-Яа С-0,85, где Яа - газовая

постоянная воздуха; С, - превышение массы паровоздушной смеси в КО относительно массы воздуха, занимающего весь КО при том же давлении.

Масса и температура смеси в (6) определяются с учетом их приращений Атт п 1 и Д Тт я на текущем шаге счета, которые вычисляются соответственно по первому и третьему уравнениям системы (2) при конечно-разностном их решении. Исходя из изо-хорности процесса (изменением объема жидкого топлива в КО можно пренебречь), вычисляем давление рт п, в рассматриваемом КО.

На втором этапе считается, что условные перегородки мгновенно убираются и под действием местных перепадов давлений между соседними КО происходит массообмен, который в соответствии с уравнением Бернулли может быть представлен так [6]:

А т

т,п т,л+1

Рт,п+1 Рт,п

Ат

т,п+1

Рт,п

хГ

т,п т,п+]

2 РЯ,л+1 ~Рт,п

Рт,п т,1

п+1

где рт>пт п+1 - плотность смеси, осредненная по двум рассматриваемым КО; Рт пт>пН - площадь соприкосновения рассматриваемых КО. При этом скорость дополнительного движения смеси, вызванного тепломассообменом

Сложением в расчетном пространстве скоростей указанного дополнительного движения и основного, рассчитанного по уравнениям для неиспаряющейся струи, получается поле скоростей результирующего движения.

Результаты расчета и эксперимента

Пример результатов расчета процессов движения и испарения топливной струи в дизеле типа ДН 23/30, выполненный по нашей программе [7], представлен на рис. 3. Здесь показано поле температуры газовой фазы струи в момент времени 0,25 мс от начала впрыскивания топлива в цилиндр. На рисунке ДГ- локальное снижение температуры по сравнению с ее средним уровнем в камере сгорания. Профиль относительного перепада температуры &'Г/&Тт (где АТт - ее снижение на оси струи) в поперечном сечении струи может быть описан функцией

AT

1,5 у/у,, 2,5

Рис. 3. Расчетное распределение температуры газовой фазы Рис. 4. Распределение относительного перепада температу-

в испаряющейся топливнои струе в дизеле типа ДН 23/30

ры в поперечном сечении испаряющейся топливнои струи

А Т/АТ

1-0,2^/jv)''6

(7)

(где 0 < у/уй Ь < 2,74), которая весьма близка к аналогичной зависимости, полученной нами аппроксимированием опытных точек из работы ЦНИДИ |8]:

АТ/АТ=

1-0,206 (^/у0,5)1,73

3,1

На рис. 4 показаны график функции (7) и опытные точки для струй дизельного топлива и бензина [8].

Хорошее совпадение представленных результатов расчетов с экспериментальными данными при описании температурных полей можно рассматривать в качестве одного из доказательств адекватности предложенных моделей движения фаз в топливной струе и тепломассообмена между ними.

Выводы

Предложенная модель испарения топлива в дизеле отвечает предъявляемым к ней противоречи-

вым требованиям локальности описания тепломассообмена и ее относительной простоты. Локальность описания позволяет рассчитывать на адекватное моделирование процессов воспламенения, горения топлива и, что особенно важно, - на правильность расчета образования окиси азота. Простота модели обеспечивает возможность решения задач оптимизации конструктивных параметров дизеля.

Последнее свойство получено за счет сочетания взаимосвязанных простых моделей - модели осред-ненного движения неиспаряющейся струи, регрессионной модели турбулентности и модели конвективного переноса массы и теплоты.

Исследование показало, что учет турбулентных пульсаций особенно важен при расчете тепломассообмена в периферийных зонах поперечного сечения струи.

Результаты экспериментальной проверки расчетов дают основание полагать, что использование предложенной модели испарения топлива на практике обеспечит повышение качества смесеобразования и сгорания в дизелях и, как следствие, - улучшение показателей их работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Камфер Г.М. Процессы тепломассообмена и испарения в дизелях: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1974.- 143 с.

2. Лебедев О.Н., Чирков С.Н. Теоретические основы процессов смесеобразования в дизелях. - Новосибирск: НГАВТ, 1999. - 370 с.

3. Дьяченко Н.Х., Мирошников В.И., Пугачев Б.П., Свиридов Ю.Б. Испарение капель топлива, распыленного форсункой // Труды ЦНИТА. - 1976. -Вып. 68. - С. 34-40.

4. Варгафтик Н.Б. Справочник по физическим свойствам газов и жидкостей. - М.: Наука, 1972. - 720 с.

5. Kinoshita S., Yamaguchi S., Isumi R. An experimental study on the turbulence characteristics of an opposed jet issued against a uniform stream (measurement of

turbulence quantities with a single hot wire) // Bulletin of ISME. - 1975. - V. 18. - № 126. - P. 1418-1424.

6. Кавтарадзе Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.- 592 с.

7. Гаврилов В.В., Щукин П.А., Мащенко В.Ю. Программа расчета топливоподачи, смесеобразования и сгорания в дизеле // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. тр. Междунар. науч.-техн. конф. 20-22 марта 2003 г. - СПб.: СПбГАУ, 2003. - С. 218-222.

8. Семенов Б.Н., Лазурко В.П., Киреичев Г.А., Фино-генов А.Н. Некоторые результаты исследования температурных полей факела распыленного топлива в объеме и при его взаимодействии со стенкой // Тр. ЦНИДИ. - 1975. - Вып. 68. - С. 27-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.