Г.А. Халимова, А.С. Кобыскан
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структура коммуникативной компетенции, математическая модель коммуникативной компетенции, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция. рефлексивный компонент коммуникативной компетенции, оценивание результатов.
Аннотация: Статья посвящена анализу различных точек зрения о структуре коммуникативной компетентности, определены ее подсистемы, компоненты и элементы, сделана попытка математического описания метода оценки результатов освоения коммуникативных универсальных учебных действий младшими школьниками.
Современному обществу необходима активная, коммуникативно развитая личность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует деятельность педагога на развитие у ученика речемыслительных операций и формирование коммуникативной компетенции. В рамках реализации ФГОС НОО формирование языковой личности осуществляется посредством развития коммуникативных универсальных учебных действий, освоение которых позволяет ребенку учитывать позицию собеседника, способствует развитию умений слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить с ними и со взрослыми успешное межличностное взаимодействие.
Актуальность исследования характеризуется социальной значимостью проблемы изучения русского языка и литературного чтения как одного из условий формирования языковой личности, а также необходимостью создания методической системы формирования речевой готовности учащихся на начальном этапе освоения коммуникативной компетенции.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных компетенций у младших школьников на ступени начального общего образования.
Предмет исследования - параметры коммуникативной компетенции младших школьников.
Цель работы математически оценить результаты освоения школьниками коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах.
Достижение данной цели предполагается путём решения следующих задач:
1. Определить состояние и степень разработанности проблемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
2. Уточнить структуру и содержание коммуникативной компетенции младших школьников как результата начального общего образования.
3. Разработать и апробировать математическую модель оценки результатов освоения коммуникативной компетенции младших школьников.
Методы исследования обусловлены целью и задачами исследования. Основной метод - описательный, реализованный с помощью сбора, систематизации, обобщения и интерпретации материала.
Практическая значимость исследования - разработка оценки сформированности коммуникативных компетенций у младших школьников.
Американский лингвист Н. Хомский в 1965 году ввел в научный оборот понятие «компетенция», тем самым определив ее как способность, необходимую для выполнения речевой деятельности при общении на родном языке. В 1972 году Д. Хаймс ввел в научный оборот понятие «коммуникативная компетенция», обозначив его как знание правил, необходимых для понимания и создания как информативного, так и социального содержания речи партнеров по общению.
Напомним, что компетенция в переводе с латинского (competentia) означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом» [13,
пепягогнчвситй ЖЫРНПЛ СПШНОПТОСТПНП N 6(79). Й01в 63
пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз
134].
В научных источниках до сих пор нет единого определения коммуникативной компетенции ввиду того, что зарубежные и отечественные ученые раскрывают содержание понятия через его структуру, отмечая многокомпонентный состав коммуникативной компетенции, затрудняя теоретическое обоснование и единое согласованное определение. Поэтому, для выяснения сущности коммуникативной компетенции необходимо проанализировать ее компоненты.
Структура коммуникативной компетенции была рассмотрена в работах Д. Хаймса, М. Канали, М. Свейна, Д. Изаренкова, Л. Жумаевой, В. Звегинцева, Р. Мильруда, И. Максимовой, Г. Кумариной, Е. Толикиной и других. Обзор компонентов, входящих в коммуникативную компетентность, рассматриваемых каждым из исследователей, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты коммуникативной компетенции, выделяемые в работах различных исследователей_
Автор Компоненты коммуникативной компетенции
Д. Хаймс 1) грамматическая компетенция; 2) стратегическая компетенция; 3) социолингвистическая компетенция; 4) дискурсивная компетенция [15, 270].
М. Канали, М. Свейн 1) грамматическая компетенция; 2) социолингвистическая компетенция; 3) стратегическая компетенция; 4) дискурсивная компетенция [14, 48].
Д. Изаренков 1) речевая компетенция; 2) лингвистическая компетенция; 3) прагматическая компетенция; 4) предметная компетенция [4Ошибка! Источник ссылки не найден., 55].
Л. Жумаева 1) лингвистический компонент; 2) тематический компонент; 3) социокультурный компонент [2, 172].
В. Звегинцев 1) лингвистический компонент; 2) дискурсивный компонент; 3) прагматический компонент; 4) стратегический компонент; 5) социокультурный компонент [3, с. 310].
И. Максимова, Р. Мильруд 1) лингвистическая компетенция; 2) прагматическая компетенция; 3) когнитивная компетенция; 4) информативная компетенция [8, 30].
Г. Кумарина 1) когнитивный компонент; 2) аксиологический компонент; 3) интерактивный компонент [5, 44].
Е. Толикина 1) лингвистическая компетенция; 2) социолингвистическая компетенция; 3) рефлексивный компонент [11Ошибка! Источник ссылки не найден., 193].
Как следует из проведенного обзора теоретической литературы, большинство исследователей выделяют в структуре коммуникативной компетенции лингвистическую, грамматическую, речевую, дискурсивную, предметную, тематическую, информативную, социолингвистическую, когнитивную и другие виды компетенции. При этом необходимо отметить, что некоторые виды компетенции являются синонимичными, например: предметная и тематическая; интерактивная и социолингвистическая.
Для оценки сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников за основу была взята модель Е. Толикиной, которая, на наш взгляд, наиболее точно позволяет оценить уровень развития компетенции во взаимосвязи с лингвистическим, социолингвистическим и рефлексивным компонентами.
Коммуникативная компетенция является интегральной характеристикой, то есть ее можно рассматривать через призму системного подхода как явление, обладающее характерными признаками сложной системы. Важным этапом системного анализа является построение модели структуры исследуемой системы. Модель коммуникативной компетенции учащегося можно представить в виде иерархической функциональной структуры (рис. 1), состоящей из подсистем, компонентов и измеряемых элементов.
Рис. 1. Модель коммуникативной компетенции в виде иерархической структуры.
В общем виде модель оценки коммуникативной компетенции с математической точки зрения можно представить в виде следующей формулы:
{£}= £ + £ + £ +... + £, где {Б} - коммуникативная компетентность (суперкритерий), Бп, - подсистема компетентности (критерии 1-го уровня), п - количество видов компетентности.
Значения критериев 1-го уровня рассчитываются как сумма результатов оценки его составляющих (критериев 2-го уровня) по формуле:
£
= 1
где / - число составляющих (критерии 2-го уровня) в п-м критерии 1-го уровня. Для нашей модели компонент Б? - лингвистическая компетенция, компонент Бг -социолингвистическая компетенция, компонент Бз - рефлексивный компонент.
В многокритериальных задачах возникает необходимость объективной оценки важности отдельных критериев в общем суперкритерии. Весовые коэффициенты должны качественно отражать важность соответствующих частных критериев. Важность п-го критерия над другими критериями задает величина Лп. Весовые коэффициенты Лп должны удовлетворять условию:
ЕЛ =1
Таким образом, применительно к нашей модели оценить коммуникативную компетентность можно по следующей формуле:
{£} = Л ' £ + Л ' £ ^ Л ' £.
В связи с этим возникает вопрос о том, как выбрать численные значения весовых
65
к
1=1
п = 1
пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз
коэффициентов Хп. Получить ответ на этот вопрос можно, если имеется дополнительная информация о важности частных критериев, для чего необходимо применять метод экспертных оценок.
Процедура ранжирования частных критериев проводится методом экспертных матриц, то есть когда эксперты попарно сравнивают оцениваемые частные критерии и заполняют таблицы, в которой по горизонтали и вертикали обозначаются сравниваемые объекты. При парном сравнении проставляется балл тому критерию, который, по мнению эксперта, имеет более высокие качества или более важен по сравнению с другим. При использовании метода можно составить матрицу размером п х п, где п - количество сравниваемых критериев (таблица 2).
__Таблица 2.
1 2 п
1 - а 12 а1п
2 а21 - а2п
-
п &п1 ап2 -
При сравнении объектов матрица заполняется элементами а¡] следующим образом:
2 - если критерий I предпочтительнее критерия у (I > у);
1 - если установлено равенство критериев (I = у);
0 - если критерий у предпочтительнее критерия I (I < у).
На основе таблицы 1, полученной при сравнении критериев от каждого эксперта, строится таблица 2, показывающая процентное отношение случаев, когда фактор по строке оказывался более значимым, нежели фактор по столбцу. Далее по строкам суммируются присвоенные по каждому критерию баллы, составляется рейтинг каждого критерия. В общем числе полученных оценок суммарная относительная оценка каждого фактора делится на их сумму, что в итоге дает возможность получить нормированную относительную значимость каждого фактора.
Применительно к педагогическим исследованиям справедливо говорить о том, что экспертное оценивание - это процедура оценки проблемы (результатов исследования) на основе мнения специалистов (экспертов) с целью принятия решения, осуществления выбора [9, 12]. Для повышения достоверности опроса целесообразно увеличивать количество экспертов, участвующих в оценке. Пригодность эксперта к участию в экспертизе должна быть подтверждена специальной оценкой компетентности, осуществляемой на этапе подбора экспертов [10, 131]. При оценке компетентности экспертов может применяться метод анкетных данных, проведенный на основе следующих показателей:
а) педагогический стаж;
б) почетное звание, ученая степень или звание;
в) квалификационная категория;
г) количество методических материалов, разработанных экспертом в образовательном учреждении;
д) участие в экспертизах, в работе методических комиссий, в проведении социологических исследований в образовательном учреждении.
В то же время подобрать абсолютно одинаковых экспертов затруднительно, то есть при анализе результатов экспертизы большое значение имеет степень согласованности мнений экспертов, оцениваемая по величине рангового коэффициента корреляции (в
случае двух экспертов) или по величине коэффициента конкордации (в случае, когда в экспертизе участвуют более двух экспертов).
Коэффициент конкордации (Щ вычисляется по следующей формуле:
т 2(п3 - п)'
где Б - сумма квадратов отклонений суммы рангов, полученных каждым испытуемым, от средней суммы рангов; т - число экспертов; п - число объектов изучения.
В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации может находиться в пределах 0<Щ<1. Значение 0 - при отсутствии согласованности, 1 - полное единодушие экспертов. Принято считать, что при Щ < 0,3 имеет место слабая, при Щ=0,3 - 0,7- средняя, а при Щ >0,7 - сильная согласованность мнений экспертов. Таким образом, чем ближе значение коэффициента конкордации к 1, тем выше согласованность мнений.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Современные ученики часто испытывают трудности в речевом общении, не всегда могут четко и правильно выразить свои мысли, подобрать аргументацию, выстроить рассуждение по заданной теме. Поэтому создание оптимальных условий для формирования у учащихся различных коммуникативных и языковых компетенций является целью уроков русского языка и литературного чтения. Формирование коммуникативных умений на уроках русского языка и литературного чтения - это, прежде всего:
1) умение раскрывать тему, основную мысль;
2) находить материал к высказыванию;
3) систематизировать материал, собранный к высказыванию;
4) строить высказывания правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
5) определять авторскую позицию;
6) выражать собственное отношение.
Лингвистическая компетенция (компонент Б?) представляет собой лингвистические (языковые) знания, умения и навыки. Определить уровень данной компетенции можно с помощью сочинения с грамматическим заданием, направленного на выявление знаний и умений в области основных разделов языкознания. Грамотность, содержание сочинения и грамматическое задание можно оценить по традиционной пятибалльной системе.
Социолингвистическая компетенция (компонент Бг) предполагает способность осуществлять речевую деятельность в различных коммуникативных ситуациях. Е. Толикина выделяет следующие критерии оценки коммуникативных компетенций социолингвистической направленности разных форм по следующим блокам: коллективная работа, публичное выступление, организация диалога.
Каждый планируемый результат освоения коммуникативных компетенций по учебным предметам «Литературное чтение» и «Русский язык» должен соответствовать определенным требованиям. В данной работе выявлены 10 показателей (требований), которых, на наш взгляд, достаточно для оценки учителем социолингвистического компонента коммуникативной компетенции младшего школьника. Среди выявленных показателей семь показателей соответствуют семи критериям речи, выделенных М.Р. Львовым: содержательность, логичность, точность, языковая правильность речи, ясность, коммуникативная целесообразность, выразительность [7, 281]. В работе были добавлены три дополнительных критерия, обусловленные требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: умение слушать и задавать вопросы; умение учитывать позицию собеседника; умение формулировать собственное мнение. Критерии сформированности коммуникативных
пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз
компетенций социолингвистической направленности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Критерии сформированности коммуникативных компетенций социолингвистической направленности_
Критерии Планируемые результаты освоения коммуникативных компетенций по ФГОС НОО Критерии 2-го уровня
Владение навыками диалогической и монологической формами речи 1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации S2 1 1)содержательность
S2 2 2)точность
S2 3 3) языковая правильность речи
S2 4 4) ясность
S2 5 5) коммуникативная целесообразность
S2 6 6) выразительность
2.Задавать вопросы S2 7 7) умение слушать текст и задавать правильные вопросы к тексту
Навыки коллективной работы 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве S2 8 8) сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника (оценивание по методике Ж. Пиаже (для 1-го класса - задание «Левая и правая стороны») или методика Г.А. Цукерман (для 2-4-х классов -задание «Кто прав?»)
Навыки публичного выступления 1. Формулировать собственное мнение и позицию S2 9 9) умение формулировать собственное мнение
2. Строить понятные для партнёра высказывания S2 10 10) логичность (связность) текста -расставить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли
Учителем для оценки социолингвистического компонента коммуникативной компетенции предлагается использовать балльную систему, присвоив каждому показателю определенный уровень, например: высшему уровню - 2 балла, среднему уровню - 1 балл, низкому уровню - 0 баллов.
Рефлексивный компонент (компонент Бз) отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности. Диагностику рефлексивного компонента коммуникативной компетентности младших школьников можно провести методом анкетирования. Например, с помощью анкеты «Легко или тяжело?», в которой учащимся предлагаются вопросы следующего типа:
1. Легко или тяжело тебе отвечать у доски?
2. Легко или тяжело тебе рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания?
3. Легко или тяжело тебе переспросить, если ты что-то не расслышал?
4. Легко или тяжело тебе говорить (пересказывать) перед классом?
5. Легко или тяжело тебе сделать перед классом сообщение, опираясь на свои записи в тетради?
6. Легко или тяжело тебе пересказывать последовательно и не потерять нить рассуждений?
7. Легко или тяжело тебе увлечь одноклассников своим ответом?
8. Легко или тяжело тебе при ответе смотреть на слушателей?
9. Легко или тяжело тебе внимательно и заинтересованно слушать своих одноклассников?
Школьники должны сами оценить степень освоенности ими тех или иных коммуникативных умений и навыков. Вопросы анкеты составляются на усмотрение учителя,
уровень сформированности коммуникативной компетентности оценивается в баллах по количеству ответов «Легко»: от 0 до 3 таких ответов - низкий уровень сформированности, от 4 до 6 подобных ответов - средний уровень, от 7 до 9 - высокий уровень.
Общий результат освоения коммуникативной компетентности ребенком можно оценить, подставив в формулу для оценки коммуникативной компетенции (суперкритерия) баллы по каждому частному критерию, полученные от учащегося и от экспертов (с учетом весовых коэффициентов). Иными словами, рассмотренный метод оценки результатов освоения младшими школьниками коммуникативных компетенций дает возможность оценить уровень полученного учащимися образовательного результата, а также позволяет, в случае необходимости, своевременно корректировать деятельность педагога.
1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред.
A.Г. Асмолова. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 151 с.
2. Жумаева, Л.А. Формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке специалиста культуры XXI века [Текст] // Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность: Материалы межвузовской научно-практ. конф. - Москва : МГУКИ, 2001. - С. 171-178;
3. Звегинцев, В.А. О предмете и методах социолингвистики [Текст] / В.А. Звегинцев. - Москва : Изд-во АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1976. - № 4. - С. 308-320.
4. Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов [Текст] / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом. - 1990. - № 4. - С. 54-60.
5. Кумарина, Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения ФГОС [Текст] / Г.Ф. Кумарина. - Москва : Перспектива, 2011. - 44 с.
6. Кухтинская, И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / И.В. Кухтинская // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
7. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов,
B.Г. Городецкий, О.В. Сосновская. - 3-е. изд. - Москва : Академия. - 2007. - 464 с.
8. Максимова, И.Р. Обеспечение качества обучения иностранным языкам [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2011. - N 6. - С. 29 - 32.
9. Орлов, А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие [Текст] / А.И. Орлов. - Москва : ИВСТЭ. - 2002. - 224 с.
10. Практикум по социологии [Текст] / под ред. И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов, В.Я. Нечаев, А.М. Долгоруков. -Москва : Изд-во Моск. ун-та. - 1992. - 196 с.
11. Толикина, Е.А. Коммуникативная компетентность как современный образовательный результат [Текст] / Е.А. Толикина // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - №4 (23). - С. 192-195;
12. Чернов, А.В. Система комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России на основе квалиметрической модели [Текст]: автореф. дис. ... кандидата тех. наук / Чернов Алексей Викторович. - Москва, 2011. - 22 с.
13. Энциклопедический словарь // под ред. Б.А. Введенского. - Москва : Большая советская энциклопедия, 1954. - Том 2. - 719 с.
14. Canale, M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / М. Canale, М. Swaine // Applied Linguistics. - 1980. - № 1. - Р. 47-54;
15. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293.