Научная статья на тему 'Математическая модель механизма формирования опорной поверхности движения колесом перекатывающегося типа'

Математическая модель механизма формирования опорной поверхности движения колесом перекатывающегося типа Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
82
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСОМ ПЕРЕКАТЫВАЮЩЕГОСЯ ТИПА / КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ / MATHEMATICAL MODEL OF THE MECHANISM OF FORMING THE SUPPORT SURFACE BY MOVEMENT OF A ROLLING WHEEL / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE CHARACTERISTICS OF TRAFFIC

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Сергеев А. И., Черный И. В.

Разработана математическая модель механизма формирования опорной поверхности движения колесом перекатывающегося типа, позволяющая решать задачи, связанные с проектированием и расчетом колесных движителей разного конструктивного исполнения с определением их качественных и количественных характеристик при движении по разным поверхностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mathematics Model of Mechanism Forming the Spot Face of Rolling Wheel

The mathematics model of mechanism which forms the spot face of rolling wheel is offered. It allows solving tasks involved in design and calculation of wheel propeller of different constructions, determining theirs numerical and qualitative characteristics when moving on different types of surface.

Текст научной работы на тему «Математическая модель механизма формирования опорной поверхности движения колесом перекатывающегося типа»

Выводы

1. На пути от разработчика до эксплуатационника точность деталей и их сопряжений в дизеле не является постоянной и изменяется вследствие формирования погрешностей в процессе проектирования, разработки технологических процессов и осуществления подготовки производства, изготовления деталей и их сборки, испытания дизеля, транспортировки и монтажа на объекте и обкатки для ввода в эксплуатацию.

2. Вскрытие механизма образования и наследования погрешностей позволяет установить, что запас точности деталей и их количество, не укладывающиеся в поля допусков на размеры, а также вклад в это конструкторских, технологических, производственных, сбороч-но-монтажных, испытательных, транспортно- монтажных и обкаточных операций- с целью разработки научно обоснованных рекомендаций для достижения заданного или оптимального уровня точности деталей и сопряжений ДВС.

3. Закономерности изменения заданной точности деталей в ходе реализации технологических и производственных циклов изготовления, а также при вводе в эксплуатацию формирует исходную эксплуатационную точность, от которой начинается отчет срока службы деталей и зависит характер и динамика износа поверхностей трения дизеля и его узлов.

Математическая модель механизма формирования опорной поверхности движения колесом перекатывающегося типа

К.т.н., доц. Сергеев А.И., к.ф-м.н., доц. Черный И.В.

МГТУ "МАМИ", БГИТА

Механизм формирования опорной поверхности с точки зрения механики можно представить трансформацией голономной нестационарной связи в стационарную и удерживающую с формированием при этом траектории деформации контактирующих поверхностей (обод колеса и поверхность движения).

, г2 - 2(Ъ - р)г + Ъ2 - гк = 0

Траектория деформации, 4 к , являющаяся уравнением свя-

зи и представляющая реакцию опорной поверхности системы "колесо - опорная поверхность" К (далее просто системы), полученную двумя пересекающимися поверхностями,

х2 + (7 - Ъ)2 - г2 = 0 Т (рис. 1) цилиндрической ' к (т ) и параболическим цилиндром:

х2 - рг = 0 (ц

, (тт ) где интервалы определения функции по координатам х и 2 выражают смещение системы:

2I2 < х < Р(Ъ - р) + 2д/(Ъ - р) + р1 т1

2(Ъ-р)+ ъ[(Ь-р)2 + р2г1 < х < ^2(Ъ -р) + р)2 + р2Г

Ъ - р - д/р2 - 2Ър + гк < г < Ъ - р + д/р2 - 2Ър + гк

гк < 2 < Ъ - р + д/р2 - 2Ър + гк . Определим работу силы по формированию траектории деформации и выберем на ней

точку М, определяющую положение мгновенного центра вращения во внешнем потенциальном силовом поле.

Проекции действующего на точку М внешнего силового фактора ^^ на координатные оси в каждой точке поля можно определить по формулам

^ =ди / дх; ^ =ди / дг П

х 2 , где ^ является силовой функцией, зависящей от коорди-

М и(х, г)

нат точки 1У1 4 ' 7 .

Элементарная работа силы в этом случае на элементарном участке траектории деформации в окрестности точки М (рис. 2) определяется как скалярное произведение векторов

^ и йт

(1)

Рис. 1. Схема взаимодействия контактирующих поверхностей

Рис. 2. Расчетная схема формирования опорной поверхности движения колесом

перекатывающегося типа

Просуммировав (1) по всем элементарным участкам траектории деформации запишем:

ди J ди Л

ах +--аг

А = ММ о

ММ 0

дх

дг

(2)

В общем случае значение криволинейного интеграла (2) может зависеть или не зависеть от конкретного вида траектории деформации поверхности движения.

В рассматриваемом случае траектория деформации определяет характеристики взаимодействующих поверхностей и не влияет на величину работы деформации, которую можно

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. представить в виде полного дифференциала силовой функции в общем случае зависящей от координат начального и конечного положения точки М :

Ёйт = -йи (X, 2) (3)

В этом случае работа силы Г по конечному перемещению точки из положения М в

М о б

положение 0 будет равна:

М о

А = -\ dи(x, 2) (4)

и2)- и^ г0)

или

А = U - Uo (5)

0

тт г М, М0

Из (4) видно, что полная работа силы на перемещении 0 равна разности значе-

ний силовой функции U в конечной и начальной точке и от формы траектории деформации не зависит при условии, что силовая функция является однозначной.

Если силовое поле удовлетворяет условиям (3) и (4), то оно является потенциальным и

действующий на систему главный вектор внешних сил F в этом случае трансформируется

f (х, z); f2 (х, z)

через взаимодействующие поверхности 1 2 в градиент силовой функции т.е.

F = - gradU = -VU = ^,

дг

где: VU — векторный дифференциальный оператор набла.

Далее для обозначения градиента силовой функции gradU будем использовать запись в виде:dU / дг, под которой будем представлять вектор, в декартовых координатах равный:

dU dU, dU -г , ч

=-1 +-к. (6)

дг дх dz

^^dr = dU

Так как дг , то есть существует взаимное, однозначное соответствие между

скалярным полем, определяемым функцией U(г ) и потенциальным силовым полем F (г), где в каждой точке поля вектор силы F всегда направлен по нормали к эквипотенциальной

UU (г) = const

поверхности в сторону убывания потенциальной энергии.

Если главный вектор внешних сил, действующих на систему F (г ), (рис.1), то его силовую функцию можно представить в виде:

U (г) = -[ F (г )df + C (7)

Для определения скорости формирования опорной поверхности предварительно определим множители , в общем случае зависящие от траектории деформации, положения мгновенного центра вращения, а также градиентов скалярных функций и их модулей.

Из дифференциальной геометрии известно, что направление внешней нормали к поверхности совпадает с градиентом скалярной функции, и, следовательно, для нашего случая можем записать:

Л

х

Vх 2 + р2 V

р

2 2 X + р

к;

Л =

х

2 2 х + (г - Ь)

+

г

(8)

22 X + (2 - Ь)

Градиенты функций равны:

_ I 2 2 I 2 2

gradf1 =-у4х + 4р = 2д/ х + р ;

(9)

gradf2 = 2д/х2 + (г - Ь)2

Трансформация связи при формировании опорной поверхности и траектория деформации определяют характеристику скорости и общей реакции Я опорной поверхности при пе-

М и (X, 2) = С

реходе рассматриваемой точки м с одной поверхности уровня у ' 7 1 на дру-

гую

и (х, г) = С

2

Для определения общей реакции связи Я предварительно найдем производную по на-

правлению в момент времени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д/1

дЛ

' = 'о

дх м о

X

V

х + р

2 дг

\\

р

х2 + р2

■>) м,

д/2 [д/2

дЛ2 '0 дх V

х д/2 I - Ь

д/х2 + (г - Ь)2 дг ^]х2 + (г - Ь)

г - Ь

м о

УМ о

Взаимодействие контактирующих поверхностей в рассматриваемом случае сопровождается возникновением нормальных и тангенциальных напряжений, определяющих траекторию деформации, соответственно нормальную Яп и тангенциальную Ят, которые являются

составляющими общей реакции опорной поверхности Я [3].

С учетом (9) определим нормальную реакцию формирования опорной поверхности исходя из уравнения вида:

Яп = СЛ ('1) + С^Л1(г 2) = N1 + N2 (10)

где:

: Л,Л2 -

х г /

коэффициенты, в общем случае зависящие от координат и времени ;

С С -

1' 2 коэффициенты, характеризующие трансформацию связи взаимодействующих

поверхностей

и (х, г) = С1

при переходе системы с поверхности уровня

и (х, г) = С2

на поверхность уровня Если считать, что (8) всегда ортогональна к контактирующим поверхностям и, следовательно, коллиенарна с градиентом соответствующей функции (9), определяющей характеристику возникающей между взаимодействующими поверхностями связи, то этом случае рабо-

та консервативной силы

& mg будет

равна разности

А

М1М2

С - С

21

независимо от

формы траектории деформации. В рассматриваемой схеме консервативная сила всегда на-

I

о

о

2

правлена в сторону возрастания силовой функции и (или в сторону убывания потенциальной энергии П).

Исходя из выше изложенного, можно записать для деформируемой поверхности

х ^)

X - р

(-

к)

N = ^га^/^х, 2) = ^х2 + р2 у1х2 + р2 х (2x1 - 2 рк); Для поверхности /2 (Х 2) нормальная реакция будет равна:

/ X ^ 2 - Ь Гч - - ( I 2 2 1 + / 2 2 к) _ _

М2 = Л2 ^гай/2 (х, 2) = д/х + (2 - Ь)2 д/х2 + (2 - Ь)2 х (2 х1 + 2( 2 - Ь)к)

Я

Суммарная величина нормальной реакции п будет равна:

(

Я,

N1 + N 2 =

д/х2 + р2 д/х2 + (2 - Ь)

I +

р

+

2 - Ь

л/х2 + (2 - Ь)2

к;

(11)

Я

При этом модуль реакции п равен:

Яп

2 + 2

X - р(2 - Ь)

л/х2 + р27х2 + (г - Ь)2

= 42

1 +

X - р(2 - Ь)

^Х2 + р 2д/ X2 + (2 - Ь)2

(12)

Таким образом, мы получили математическую модель формирования опорной поверхности с идеальной связью (движение системы без учета сил трения). Для шероховатых поверхностей необходимо определить тангенциальную составляющую общей реакции.

Для определения тангенциальной составляющей общей реакции предварительно определим вектор Т вращательной составляющей плоского движения катка, для чего исходя из

схемы (рис.2) определим векторное произведение величин 1 2 .

Т = N х N2 = (2хГ - 2рк ) х (2XI + 2(2 - Ь)к) = 4х(х - Ь + р)],

при этом, по определению векторного произведения, вектор Т будет расположен перпендикулярно плоскости, образованной векторами Nl,N2.

Я

Определим тангенциальную составляющую т формирования опорной поверхности

т Я

движения из векторного произведения векторов 1 и п .

Ят= т х Я = [(с/ + С2к)х 4х(х - Ь + р)]] =

х

х

2

= 4х( - Ь + р)

( и >

р 2 - Ь

+

2 + р2 V"2 + ( - Ь )2

I -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

V"2 + р2 л/х2 + (2 - Ь)2

к.

№= 4 х( 2 - Ь + р)\2

1 +

х

- р(2 - Ь)

у[х2~+ р 2д/ X 2 + ( 2-

Гд/х2 + (2 - Ь)2

(13)

(14)

х

х

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Тангенциальная составляющая общей реакции представляет качественную характеристику взаимодействующих поверхностей.

Суммарную реакцию К, возникающую при формировании опорной поверхности движения после определения п и т можно представить в виде:

4рх{ - Ь + р) + х + 4х{ - Ь{ - Ь + р) + х)^

К =

^Хг+р2

т[ХХ2+ { - Ь 2

I +

+

4х2( - Ь + р) 4х2{ - Ь + р)-г + Ь

1

х2 + р 2

л/х2 + { - Ь)2

(15)

к,

Модуль реакции опорной поверхности равен:

К =

1

32х2 {г - Ь + р)2 + 2 +

+ 2 { - Ь + р)216х4 - р( - Ь) 6х2 {г - Ь + р) +1] +1

д/х2 + р2 Vх2 +( - Ь))

= 42

I

16 х2 {г - Ь + р )2 + {г - Ь + р)216х4 - р{г - Ь)[16х2 {г - Ь + р)2 +1] +1 ^х2 + р 2у1 х2 +{г - Ь)2

(16)

Разработанные математическая модель и метод представления характеристик контактирующих поверхностей [уравнение (10)] позволяет моделировать формирование опорных поверхностей движения практически для любых движителей транспортных средств.

Полученные выражения нормальной (11), (12), тангенциальной (13), (14), а также полной реакции связи (опорной поверхности) (15), (16) позволяет решать задачи, связанные с проектированием и расчетом колесных движителей разного конструктивного исполнения с определением их качественных и количественных характеристик при движении по разным поверхностям.

Литература

1. Сергеев А.И., Шарипов В.М. Транспортное средство. Патент РФ №2245259. Опубл. 27.01.2005. Бюл.№3.

2. Сергеев А. И. Определение общей характеристики формирования опорной поверхности движения и обоснование конструктивного исполнения движителя перекатывающегося типа. Межвузовский сборник научных трудов МГТУ" МАМИ", Вып.1, 2004.с.334.

3. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. М:. Наука, 1968. 479с.

Согласование показателей дизелей и трансмиссий тракторов

Титов А. И. "Промтрактор" г. Чебоксары. В настоящее время рабочие скорости тракторов по зарубежным литературным источникам составляют от 4 до 12 км/час. У нас узаконенных значений нет, ряд авторов называют эти скорости от 9 до 15км/час или другие значения.

Рабочие скорости должны обеспечивать работу трактора с имеющимся набором сельскохозяйственных машин при условии загрузки дизеля до номинальной мощности без перегрузки трактора больше максимальной силы тяги. С учётом реально существующих у отечественных серийных тракторов скоростей весь скоростной ряд обычно рассматривают со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.