Научная статья на тему 'Математическая модель канала обратной связи системы управления ЛА на основе емкостного измерителя сверхмалой высоты полета'

Математическая модель канала обратной связи системы управления ЛА на основе емкостного измерителя сверхмалой высоты полета Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
147
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая модель канала обратной связи системы управления ЛА на основе емкостного измерителя сверхмалой высоты полета»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

3. Крутчинский СТ. Особенность структурного синтеза принципиальных схем микроэлектронных устройств частотной селекции // Изв. РАН. Микроэлектроника. 1996. №4. С.259-264.

4. Крутч инский СТ. Синтез структур аналоговых интерфейсных устройств // Электроника и связь. 2000. Т.2. №8. С.320-324*

5. Крутч инский СТ. Синтез структур прецизионных аналоговых устройств // ТиСУ. 2000. №6. С.164-172.

УДК 621.396.96:551.46

АХ. Мушенко

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАНАЛА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛА НА ОСНОВЕ ЕМКОСТНОГО ИЗМЕРИТЕЛЯ СВЕРХМАЛОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

В настоящее время вопросы автоматизации посадки самолетов рассмотрены .

в условиях посадки на подготовленные аэродромы. Картина в корне меняется, если рассматривать задачи посадки гидросамолетов на водные аэродромы. В большинстве своем они являются неподготовленными акваториями, и поэтому возникает необходимость в коренной адаптации существующих систем автоматизации посадки либо в разработке принципиально новой системы. В процессе посадки ЛА весьма актуальна задача выдерживания заданной (мштой) вертикальной скорости [1]. Информацию о величине вертикальной скорости полета можно получить на основе данных о высоте (изменении высоты) полета самолета путем дифференцирования непрерывно измеряемого значения высоты. Однако традиционный радиолокационный способ измерения высоты на такой сверхмалой высоте полета дает недопустимо большую погрешность. Использование альтернативных высотомеров (л^ерных и др.) также недопустимо в силу использования в водной среде. В [2, 3] описаны принцип работы, конструкция и расчет чувствительности дискового емкостного датчика сверхмалой высоты. Особенностью такого измерителя является увеличение точности измерений с уменьшением высоты. Также предложена схема измерителя на основе емкостного датчика и промоделирована его работа. В результате получена тарировочная кривая датчика, позволяющая проводить аналитический синтез и числовое моделирование системы управления выдерживанием вертикальной скорости ЛА. Подобные системы могут применяться при управлении следующими видами ЛА: гидросамолетами на этапах взлета и посадки, экраноле-тами и экранопланами на всех этапах полета, а также другими типами ЛА, предполагающими полет на сверхмалых высотах над водной поверхностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарнакерьян А А., Захаревич ВТ., Лобач ВТ., Панатов Г. С., Явкин А. В. Радио океанографическое, навигационное и информационное обеспечение гидроавиации. Таганрог: ТРТУ, 1997.

2. ., .

чувствительности для измерения сверхмалой высоты полета гидросамолета // Известия вузов. Электромеханика. 2001. №1.

Секция систем автоматического управления

3. ., . -

стного измерителя сверхмалой высоты полета гидросамолета над водным зеркалом // Известия вузов. Электромеханика. 2001, №2.

УДК 681.313

..

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ДИНАМИЧЕСКОГО РЕГУЛЯТОРА ДЛЯ

ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Рассмотрена задача построения динамического регулятора для турбогенератора, работающего на энергосеть большой мощности. Исходный объект описыва-

[1],

управления: канал управления возбуждением синхронного генератора (СГ) и канал управления частотой вращения турбины. Задача управления усложнена тем, что, во-первых, из четырех координат состояния объекта измеряется только одна и, во, -щение. Требуется аналитически синтезировать динамический регулятор, который , -ских задач и гарантирует асимптотическую устойчивость в целом замкнутой сис-.

В основу построения такого динамического регулятора положен основной метод синергетической теории управления [2]: метод аналитического конструирования агрегированных регуляторов (АКАР). Результаты компьютерного моделиро-

,

выполнение всех сформулированных выше требований к системе управления. Отметим, что решение такой весьма сложной нелинейной задачи управления свидетельствует об уникальных возможностях метода АКАР и указывает на его существенное значение для прикладной теории управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. . . . :

Высшая школа, 1984.

2. КолесниковА.А. Синергетическая теория управления. М.: Энергоатомиздат, 1994.

УДК 537.86

..

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА КОРРЕЛЯЦИОННОЙ РАЗМЕРНОСТИ

Корреляционная размерность - одна из немногих характеристик «странного» аттрактора, которая рассчитывается по экспериментальным данным. Суть процедуры состоит в исследовании зависимости среднего числа точек от некой величины, расстояние между которыми меньше ее. Такой С (г, Ы) г Ос расчет требует больших временных затрат. Дополнительно стоит задача реконструкции аттракто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.