Известия ТРТУ
Специальный выпуск
3. Крутчинский СТ. Особенность структурного синтеза принципиальных схем микроэлектронных устройств частотной селекции // Изв. РАН. Микроэлектроника. 1996. №4. С.259-264.
4. Крутч инский СТ. Синтез структур аналоговых интерфейсных устройств // Электроника и связь. 2000. Т.2. №8. С.320-324*
5. Крутч инский СТ. Синтез структур прецизионных аналоговых устройств // ТиСУ. 2000. №6. С.164-172.
УДК 621.396.96:551.46
АХ. Мушенко
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАНАЛА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛА НА ОСНОВЕ ЕМКОСТНОГО ИЗМЕРИТЕЛЯ СВЕРХМАЛОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА
В настоящее время вопросы автоматизации посадки самолетов рассмотрены .
в условиях посадки на подготовленные аэродромы. Картина в корне меняется, если рассматривать задачи посадки гидросамолетов на водные аэродромы. В большинстве своем они являются неподготовленными акваториями, и поэтому возникает необходимость в коренной адаптации существующих систем автоматизации посадки либо в разработке принципиально новой системы. В процессе посадки ЛА весьма актуальна задача выдерживания заданной (мштой) вертикальной скорости [1]. Информацию о величине вертикальной скорости полета можно получить на основе данных о высоте (изменении высоты) полета самолета путем дифференцирования непрерывно измеряемого значения высоты. Однако традиционный радиолокационный способ измерения высоты на такой сверхмалой высоте полета дает недопустимо большую погрешность. Использование альтернативных высотомеров (л^ерных и др.) также недопустимо в силу использования в водной среде. В [2, 3] описаны принцип работы, конструкция и расчет чувствительности дискового емкостного датчика сверхмалой высоты. Особенностью такого измерителя является увеличение точности измерений с уменьшением высоты. Также предложена схема измерителя на основе емкостного датчика и промоделирована его работа. В результате получена тарировочная кривая датчика, позволяющая проводить аналитический синтез и числовое моделирование системы управления выдерживанием вертикальной скорости ЛА. Подобные системы могут применяться при управлении следующими видами ЛА: гидросамолетами на этапах взлета и посадки, экраноле-тами и экранопланами на всех этапах полета, а также другими типами ЛА, предполагающими полет на сверхмалых высотах над водной поверхностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарнакерьян А А., Захаревич ВТ., Лобач ВТ., Панатов Г. С., Явкин А. В. Радио океанографическое, навигационное и информационное обеспечение гидроавиации. Таганрог: ТРТУ, 1997.
2. ., .
чувствительности для измерения сверхмалой высоты полета гидросамолета // Известия вузов. Электромеханика. 2001. №1.
Секция систем автоматического управления
3. ., . -
стного измерителя сверхмалой высоты полета гидросамолета над водным зеркалом // Известия вузов. Электромеханика. 2001, №2.
УДК 681.313
..
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ДИНАМИЧЕСКОГО РЕГУЛЯТОРА ДЛЯ
ТУРБОГЕНЕРАТОРА
Рассмотрена задача построения динамического регулятора для турбогенератора, работающего на энергосеть большой мощности. Исходный объект описыва-
[1],
управления: канал управления возбуждением синхронного генератора (СГ) и канал управления частотой вращения турбины. Задача управления усложнена тем, что, во-первых, из четырех координат состояния объекта измеряется только одна и, во, -щение. Требуется аналитически синтезировать динамический регулятор, который , -ских задач и гарантирует асимптотическую устойчивость в целом замкнутой сис-.
В основу построения такого динамического регулятора положен основной метод синергетической теории управления [2]: метод аналитического конструирования агрегированных регуляторов (АКАР). Результаты компьютерного моделиро-
,
выполнение всех сформулированных выше требований к системе управления. Отметим, что решение такой весьма сложной нелинейной задачи управления свидетельствует об уникальных возможностях метода АКАР и указывает на его существенное значение для прикладной теории управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. . . . :
Высшая школа, 1984.
2. КолесниковА.А. Синергетическая теория управления. М.: Энергоатомиздат, 1994.
УДК 537.86
..
АЛГОРИТМ РАСЧЕТА КОРРЕЛЯЦИОННОЙ РАЗМЕРНОСТИ
Корреляционная размерность - одна из немногих характеристик «странного» аттрактора, которая рассчитывается по экспериментальным данным. Суть процедуры состоит в исследовании зависимости среднего числа точек от некой величины, расстояние между которыми меньше ее. Такой С (г, Ы) г Ос расчет требует больших временных затрат. Дополнительно стоит задача реконструкции аттракто-