Научная статья на тему 'Мастерская и студия в процессе подготовки бакалавров педагогического образования'

Мастерская и студия в процессе подготовки бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МАСТЕРСКАЯ / СТУДИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Е. И.

В статье представлен сравнительный анализ мастерской и студии как педагогических средств подготовки бакалавров педагогического образования. На основе изучения научных источников обобщены сущностные характеристики мастерской и студии как форм организации учебного процесса педагогического вуза и как способов его осуществления; обозначены особенности и ожидаемые результаты их применения при подготовке бакалавров в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС3 ++) по направлению 44.03.05 (педагогическое образование с двумя профилями подготовки), актуализированном на основе профессионального стандарта 01.001. В ходе теоретического анализа выявлено, что педагогическая мастерская предполагает работу с малой группой студентов в доверительной атмосфере активного диалогичного взаимодействия, с низкой степенью регламентации действий участников, с равной позицией всех. Сравнивая сущностные характеристики мастерской и студии в подготовке бакалавров педагогического образования выявлено, что студия это место, где студент учиться наблюдать свой характер, познаёт свой потенциал, это способ познания, при котором происходит преобразование изученной педагогической теории, её творческое воплощение с учётом реалий и представлений современных студентов. Проведенный анализ возможностей мастерской и студии в аспекте индивидуализации подготовки бакалавров педагогического образования показал, что мастерская в большей степени ориентирована на конкретную практическую разработку и помогает студенту самоопределиться с предпочтениями в выборе содержания, способов, форм разрабатываемого продукта педагогической деятельности. Студия в большей степени способствует профессиональному осмыслению или переосмыслению педагогической позиции, развитию педагогического мышления. Практическим результатом исследования является подтверждение целесообразности применения мастерских и студий для решения образовательных задач по развитию группы универсальных компетенций будущих педагогов (системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация); группы общепрофессиональных компетенций (этические основы профессиональной деятельности, научные основы педагогической деятельности), группы профессиональных компетенций, связанных с предметным содержанием педагогической деятельности. Особую значимость эти педагогические средства имеют для развития субъективности и индивидуального творческого раскрытия студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастерская и студия в процессе подготовки бакалавров педагогического образования»

УДК 378, ББК 74.480, З 347 © Е. И. Зарипова

Е. И. Зарипова

МАСТЕРСКАЯ И СТУДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен сравнительный анализ мастерской и студии как педагогических средств подготовки бакалавров педагогического образования. На основе изучения научных источников обобщены сущностные характеристики мастерской и студии как форм организации учебного процесса педагогического вуза и как способов его осуществления; обозначены особенности и ожидаемые результаты их применения при подготовке бакалавров в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС3 ++) по направлению 44.03.05 (педагогическое образование с двумя профилями подготовки), актуализированном на основе профессионального стандарта 01.001.

В ходе теоретического анализа выявлено, что педагогическая мастерская предполагает работу с малой группой студентов в доверительной атмосфере активного диалогичного взаимодействия, с низкой степенью регламентации действий участников, с равной позицией всех.

Сравнивая сущностные характеристики мастерской и студии в подготовке бакалавров педагогического образования выявлено, что студия - это место, где студент учиться наблюдать свой характер, познаёт свой потенциал, это способ познания, при котором происходит преобразование изученной педагогической теории, её творческое воплощение с учётом реалий и представлений современных студентов.

Проведенный анализ возможностей мастерской и студии в аспекте индивидуализации подготовки бакалавров педагогического образования показал, что мастерская в большей степени ориентирована на конкретную практическую разработку и помогает студенту самоопределиться с предпочтениями в выборе содержания, способов, форм разрабатываемого продукта педагогической деятельности. Студия в большей степени способствует профессиональному осмыслению или переосмыслению педагогической позиции, развитию педагогического мышления.

Практическим результатом исследования является подтверждение целесообразности применения мастерских и студий для решения образовательных задач по развитию группы универсальных компетенций будущих педагогов (системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация); группы общепрофессиональных компетенций (этические основы профессиональной деятельности, научные основы педагогической деятельности), группы профессиональных компетенций, связанных с предметным содержанием педагогической деятельности. Особую значимость эти педагогические средства имеют для развития субъективности и индивидуального творческого раскрытия студентов.

Ключевые слова: индивидуализация, мастерская, студия, субъективный опыт, субъективность, подготовка бакалавров, педагогическое образование.

настоящее время современная

В педагогическая наука и практики занимаются поиском форм и методов обучения студентов, позволяющих не только формировать и развивать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, но и которые способствуют приобретению субъективного опыта, раскрытию индивидуального потенциала каждого студента. Предлагаем проанализировать в этом аспекте возможности мастерской и студии при подготовке бакалавров педагогического образования.

Разделяя взгляды В.И. Слободчикова, Т.М.Ковалевой, Т.В. Бурлаковой, обратимся к признакам проявления субъективности студента в процессе обучения. По мнению учёных таковыми являются целенаправленность студента; наличие у студента индивидуального стиля и логики в учебной и учебно-исследовательской деятельности; его относительная автономность в самоопределении и в рефлексии; единство самореализации и самоотдачи студента; его направленность на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуально - профессионального стиля деятельности. Этим характеризуется субъективный опыт (опыт построения себя) в

образовательном процессе. При этом субъективность измеряется изменениями в направленности личности, в её ценностных ориентациях, в учебной мотивации, характеризуется проявлением инициативности и самостоятельности студента. Субъективность студента развивается при создании определённых условий в образовательном процессе, при реализации принципа индивидуализации. В научных источниках [3; 5] принцип индивидуализации рассматривается как способ обеспечения каждому студенту права и возможности формирования собственной образовательной траектории, удовлетворения собственных образовательных запросов, проектирования и реализации собственного образовательного будущего за счёт:

■ реализации на занятии собственных образовательных целей и задач;

■ возможности выбора студентом в рамках обозначенной темы своего содержания и действий по достижению собственной цели;

■ возможности осознания своих учебных и образовательных перспектив.

Для анализа возможностей мастерской и студии для приобретения студентом субъективного опыта, раскрытия индивидуального потенциала в процессе подготовки бакалавров педагогического образования рассмотрим сущностные характеристики

мастерской и студии как форм организации учебного процесса педагогического вуза и как способов его осуществления.

В статье Н.С. Авдониной [1] представлен анализ теоретических основ применения мастерской как педагогического средства процесса подготовки журналистов. Для нашего аспекта важным является понимание мастерской как формы организации педагогом малой группы обучающихся (7-15 человек) с доброжелательной, творческой атмосферой и понимание мастерской как способа организации сотрудничества педагога и студента в разных профессионально обусловленных видах деятельности (Г.К. Се-левко), при этом педагог-мастер демонстрирует образцы действий, а студенты повторяют и учатся выполнять эти действия самостоятельно, создавая групповой творческий продукт (Е.В. Пискунова). Работа в педагогической мастерской предполагает совместное продвижение педагога и студентов по следующим этапам: индукция, самоконструкция, социоконструк-ция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия (Г.К. Селевко). Среди признаков мастерской, выделенных А.П. Панфиловой и Н.С. Авдониной, отметим признаки, которые имеют значение для раскрытия индивидуального потенциала каждого студента, приобретения им субъективного опыта:

■ ориентация на совместный успех;

■ включенность и активная позиция участников;

■ диалогическое и дискуссионное взаимодействие, равноправие в поиске решений;

■ низкая степень регламентации действий участников;

■ наличие возможностей для проявления самостоятельности и инициативы, разных позиций в предлагаемых заданиях и свободы выбора содержания, способов, техник, форм, средств деятельности, что предполагает импровизированный характер работы;

■ внешняя и внутренняя оценка работы.

При изучении педагогических дисциплин в Омском государственном педагогическом университете учебные занятия-мастерские проводились на филологическом факультете у студентов 2-го и 3-го курсов, в группах по 8-12 человек в течении 2 семестров. В каждой группе было проведено по 9 мастерских. На занятиях по педагогическому сопровождению мастер делиться опытом по организации и процедуре педагогического сопровождения в современной школе, затем студенты последовательно, на основе предложенных монографических характеристик школьников, определяют тип проблемы конкретного ребенка, (ситуативная, устойчивая, значительная) обсуждают и выбирают вариант педагогической поддержки и сопровождения, разрабатывают поэтапное содержание (диагностические материалы, карту индивидуальной поддержки и сопровождения). По теме «Технологии современного урока» студентами, под руководством педагога-мастера, разрабатывается «Банк идей» проектов для школьников по учебному предмету; создается сценарий проведения дис-

куссии и дебатов на уроках по конкретной проблеме в соответствии с учебной программой; проектируются действия учителя и учеников при применении кейс-метода; конструируются примеры использования приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы; разрабатываются требования и критерии к современному уроку, анализируются видео-уроки учителей-практиков. Особенно запомнился студентам мастер-класс (разновидность мастерской) участника Всероссийского конкурса «Учитель года». На нём учитель-мастер проводил урок и давал комментарии, методические рекомендации, а участники одновременно выполняли роль школьников и студентов. В мастерской по организации внеурочной деятельности в школе студенты проектировали и защищали свои программы. Для овладения студентами умений по выбору и применению современных средств оценивания образовательных результатов школьников, организовывалась работа мастерской, на которой осуществлялся обоснованный выбор видов аутентичного оценивания образовательных результатов школьников для предложенных мастером конкретных ситуаций. Для мастера важно было показать, что оценочная деятельность педагога осуществляется в интересах социально-психологического развития ребенка и для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной. На занятиях по теме «Педагогическая задача как единица образовательного процесса и технология её решения» решались учебно-педагогические задачи, которые выбирал студент самостоятельно.

В целом, при проведении мастерских было замечено, что студенты на таких занятиях ощущают себя почти что профессионалами, которые под руководством наставника справляются с актуальными для современного образования задачами. Это придаёт им уверенность в своих силах, повышает мотивацию к осуществлению педагогической деятельности, помогает познать современную школу.

Ещё одним педагогическим средством для раскрытия индивидуального потенциала студента может быть студия. В разных словарях слово «студия» имеет разные трактовки, но общим остаётся связь с творческой деятельностью, творческой практикой человека.

Педагогическое понятие «студия» получило широкое применение в профессиональной театральной педагогике. Согласимся с сущностным определением студии К.С. Станиславским как местом «где человеку надо научиться наблюдать свой характер, свои внутренние силы, где ему надо выработать привычку мыслить ...» [2, с.27].

В исследованиях Т.Н. Гущиной, М.Г. Тусее-вой, Н.Е. Щурковой [4, 6, 7] описывается педагогический потенциал студии для достижений образовательных целей подготовки современного учителя. М.Г. Тусеева исследует потенциал студии при реализации современных образовательных технологий, связанных с индивидуализацией образовательного процесса, отмечает повышение культурного и профессионального уровня обучаемых, улучшение взаимодействия между ними от работы обучающихся в

студии. Единая цель педагогических студий, в соответствии с методикой Н.Е Щурковой, вне зависимости от их тематики - профессиональное осмысление или переосмысление педагогической позиции и профессиональное оснащение педагогическим мастерством. Общая модель студии, которая обеспечивает продуктивность учебного занятия, включает:

пролог — для инициирования активной работы студентов, активизации их мыслительной деятельности;

этюд — содержательная часть занятий;

экспликация - включает изложение научной точки зрения и подготовку общих выводов;

практикум — для формирования первичного профессионального опыта студента;

рефлексия — этап осмысления каждым студентом значимости полученных выводов, психологическая разгрузка.

Основными принципами деятельности студии являются добровольность участия; соблюдение личностных интересов; самоопределение; сотрудничество участников; активность деятельности участников [6]. Участники студии (педагоги, работодатели, студенты) встречаются для решения психолого-педагогических кейсов по интересующей их теме. Руководителями студии могут быть разные профессионалы, имеющие опыт педагогической деятельности, способные спокойно выслушивать, толерантно относиться к разным точкам зрения, сохранять положительный эмоциональный фон, создавать атмосферу психологического комфорта для осуществления обратной связи между студийцами.

В течение последних лет преподавателями кафедры педагогики ОмГПУ разработаны и апробированы студии по следующим темам:

— «Высшее искусство педагога - умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний» (2016г.). Цель работы студии - самореализация в педагогическом искусстве, в искусстве быть педагогом. Основными методами работы студии являются методы театральной педагогики;

— «Педагогика как алмаз, который гранят классики, а каждый из нас может помочь им» (2017г.). Назначение студии - идентификация участников в педагогической деятельности;

— «Счастье воспитания» (2018г.). В работа студии предлагается каждому участнику самоопределиться с формулой педагогического счастья;

— «Человек будущего» уже среди нас» (2019). Студия имеет прогностическую направленность и основана на работе с технологией «дополненной реальности» (рЯ-код технология).

Формирование и развитие «привычки мыслить» характеризует студию, а педагогическая студия соответственно направлена на развитие педагогического мышления каждого из участников.

Задача первого этапа работы студии - это мотивация, которая помогает участникам принять общую цель работы и сделать её личностно значимой. На первом этапе происходит знакомство с темой через отрывок из эссе, художественного произведения,

метафоры и т.д. Описанная в отрывке ситуация помогает оформить проблемные вопросы и обозначить форму итоговой творческой разработки студийцев. Например,

— «Подумайте, в чем проявилось искусство А.С. Макаренко как педагога. Назовите составляющие искусства педагога»;

— «Какие характеристики профессиональной идентичности педагога вы могли бы выделить? Опишите свой образ-метафору, раскрывающий ваше представление о педагогической профессии»;

— «Какие составляющие педагогического счастья вы могли бы выделить? Можно ли вывести универсальную формулу педагогического счастья? Представьте, как могла бы выглядеть ваша собственная формула?»;

— «Какими мы увидим детей, родителей и педагогов в будущем? Расшифруйте, что могли нам написать ученики, родители и учителя из будущего?».

Второй этап заключается в проигрывании этюдов. Подборка этюдов обеспечивает реальное представление, конкретный и яркий образ того явления, которое должно быть осмыслено. Например, для определения составляющих педагогического искусства студийцами были проиграны следующие этюды: «Эстетическая выразительность внешнего вида педагога», «Педагогическое воображение», «Речь учителя», «Основы мимической и пантомимической выразительности учителя». Структура каждого этюда включала: предисловие (вводную часть, миниатюру) и само задание. Предисловие содержит дополнительную информацию для выполнения этюда. Задания ориентированы на решение творческих задач: «Выберите фотографии эстетически выразительной одежды учителя для конкретного целевого назначения - для открытого урока по вашему предмету; для проведения тематического классного часа; для выезда с классом на природу; для родительского собрания ...»; «Выразите своё представление о педагогическом мастерстве через графическую символику. Дайте устное пояснение»; «Прочтите диалоги из пьесы Г. Полонского «Доживем до понедельника» и ответьте на вопросы ...»; «Мимикой и жестами объясните присутствующим значение слов, записанных на карточке»; «Произнесите доставшуюся вам фразу в разных контекстах»; «Восстановите логику действий учителя и учеников, изображённых на фотографии - охарактеризуйте эмоциональное состояние учителя и класса, поставив себя в предлагаемую ситуацию, определив её содержание и чувства, вызываемые данными обстоятельствами. Для обоснования своего ответа назовите признаки опознавания».

Проигрывание каждого из этюдов осуществляется группой в целом, но с распределением ролей. Подборка и разнообразие этюдов обеспечивает полноту ресурсов для индивидуального творческого раскрытия при решении студентами общих творческих задач.

На третьем этапе работы студии выполняется заключительное задание, в котором происходит обобщение выводов, полученных при выполнении

этюдов и даётся ответ на основной вопрос, сформулированный на первом этапе работы. В завершении предусмотрена индивидуальная и общегрупповая рефлексия.

Каждая студия неповторима в сочетаниях методов, средств и личностного элемента, привносимого руководителем студии и каждым участником в общение и взаимодействие.

Таким образом, обобщая выше изложенное, заметим, что студия в образовательном процессе педагогического вуза имеет следующие преимущества:

■ отличается широкой направленностью, разнообразием содержания, методов и средств, вариативностью выбора;

■ есть возможность послушать разные точки зрения, обсудить разные аспекты профессиональной деятельности педагога;

■ все участники получают удовольствие;

■ в работе происходит интенсивное групповое взаимодействие, объединение сил и человеческих ресурсов, каждый чувствуют себя продуктивным членом команды;

■ студенты разделяют с педагогом ответственность за результат;

■ созданы условия для индивидуального творческого раскрытия.

На основе апробации разработанных мастерских и студий при подготовке бакалавров в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС3 ++) по направлению 44.03.05, актуализированном на основе профессионального стандарта 01.001 можем предположить о результатах их работы. На наш взгляд участник студии и мастерской преимущественно овладевает следующими компетенциями:

универсальные компетенции - разработка и реализация проектов, командная работа, коммуникация;

общепрофессиональные компетенции -разработка основных и дополнительных образовательных программ; построение

воспитывающей образовательной среды на основе базовых национальных ценностей; контроль и оценка формирования результатов образования; использование психолого-педагогических

технологий, необходимые для индивидуализации обучения; взаимодействие с участниками образовательного процесса;

профессиональные компетенции - способен реализовать различные виды речевой деятельности в учебном, научном и педагогическом общении.

Обобщая полученные выводы заметим:

1) педагогическая мастерская как форма предполагает работу с малой группой студентов в доверительной атмосфере активного диалогичного взаимодействия студентов между собой и с педагогом-мастером с равной позицией всех в поиске решения, имеет низкую степень регламентации действий участников, импровизационный характер работы. Мастерская как способ осуществления учебного процесса при подготовке бакалавров педагогического образования предполагает демонстрацию педагогом-мастером образцов действий, выполнение студентами этих действий самостоятельно и создание группового творческого продукта в условиях свободы выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности, ориентируясь на общий успех и проводя внутреннюю и внешнюю оценку работы;

2) в отличии от мастерской, студия не ограничивает количество участников и позволяет каждому студенту познавать себя, изучать свои возможности, соотносить взгляды по отношению к изученной педагогической теории в процессе её творческого преобразования и с учётом современных реалий и представлений, формировать свои педагогические позиции и развивать педагогическое мышление;

3) в целом анализ научных источников и практического опыта показал, что мастерская и студия являются педагогическими средствами для развития субъективности студента, раскрытия его творческого потенциала в процессе подготовки бакалавров педагогического образования.

Библиографический список

1. Авдонина, Н.С. Организационно-педагогические условия организации творческой мастерской на занятиях у студентов-журналистов [Текст] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4 (55). - С. 203-211.

2. Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918 - 1922 гг. Записаны заслуженной артисткой РСФСР К. Е. Антаровой [Электронный ресурс] / Ю. С. Калашникова. - Режим доступа: http://knigi1.dissers.ru/books/library1/8300-1.php, свободный

3. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография [Текст] / Т.В. Бурлакова. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. - 179 с.

4. Гущина, Т.Н. Педагогические студии в системе курсовой подготовки слушателей [Текст] // Вестник ИПК работников образования. - Ярославль, 2000. - № 1. - С. 104-110.

5. Зарипова, Е.И. Индивидуальная образовательная программа студента как средство индивидуализации магистерской подготовки [Текст] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования: научный журнал. - 2014. -№ 1(2). - С. 124-129.

6. Тусеева, М.Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителя в системе методической работы общеобразовательного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Тусеева Марина Георгиевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. -Москва, 2009. - 228 с.

7. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щуркова — М.: Педагогическое обще-

ство России, 2002. — 224 с.

Сведения об авторе:

Елена Игоревна Зарипова -кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г.Омск, наб.им.Тухачевского, 14, e-mail: e.i. zaripova@,o mgpu.ru)

Статья поступила в редакцию 11.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.