Научная статья на тему 'Мастер печатного слова'

Мастер печатного слова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
283
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер печатного слова»

М.Р. СИБГАТУЛЛИНА

МАСТЕР ПЕЧАТНОГО СЛОВА

Известный татарский просветитель, журналист и писатель Фатих Карими -один из самых интеллигентных представителей своего народа, личность, достойная уважения, подарившая своей нации плоды многогранной деятельности. Его литературное творчество и работа взаимно дополняли друг друга, служили претворению в жизнь творческих планов. Целью данной статьи являются обзор и оценка публицистической деятельности Фатиха Карими.

Уже в самом начале издания газеты Фатих Карими был достаточно известен в мусульманском мире как талантливый беллетрист, полностью посвятивший себя делу просвещения своего народа журналист. Речь идет об общественно-политической газете «Вакыт» («Время»), издававшейся при материальной поддержке золотопромышленников братьев Рамиевых в Оренбурге с

21 февраля 1906 г. по 26 января 1918 г. Выход этой газеты ждали давно. Об этом говорится и в статье Музаферова, опубликованной в газете «Оренбургский край»: «Сегодня, 21 февраля, в Оренбургском крае вышел первый номер первой и единственной в Оренбургском крае газеты на татарском языке «Вакыт». Все мусульмане России, у которых проснулось самосознание, могут гордиться этой полярной звездой, зажегшейся на национальном небосклоне. Для разностороннего освещения требований и потребностей мусульман газете «Вакыт» придется пройти тяжелый и сложный путь. (...) Нам остается лишь пожелать культурнопрогрессивной газете успехов в выполнении чрезвычайно тяжелой миссии, направленной на претворение в жизнь собственных идей нашей нации» [3].

Издание газеты не обошлось и без некоторых трудностей. Например, обязательная цензура, обыски, арест готовых номеров, наложение штрафов, обвинение в распространении панисламистской пропаганды и т.д. Однако эти неприятные события не смогли отвлечь редактора от дела служения своему народу.

Читатели же характеризируют газету только с положительной стороны. Не прошло и двух-трех лет с начала ее издания, и уже невозможно было представить, что такой газеты раньше не было. Язык газеты был не чисто татарским, а общетюркским, чтобы его могли свободно читать и представители других тюркских народов.

Что же касается содержания, газета искала ответы на многие вопросы. Среди них - реформа системы образования применительно к мусульманским учебным заведениям; ознакомление с работой Государственной Думы и правительства; женский вопрос; новые способы обработки земли для улучшения жизненного уровня населения; развитие торговли и ремесел; язык и литература, народное творчество; национальный театр и музыка; открытие национального музея в Оренбурге; преподавание русского языка в государственных школах и другие вопросы. В то же время в газете нашли свое место и новости зарубежья и России. Печатались произведения Л. Толстого, поэзия М. Лермонтова, переводы трудов М. Ломоносова и других авторов.

В этой связи невозможно обойти своим вниманием материалы, хранящиеся в фонде Ф. Карими Национального архива Республики Татарстан. Среди множества исторических документов здесь хранится и письмо Льва Толстого, написанное Ф. Карими 4 апреля 1901 г. В российских газетах 24 февраля 1901 г. было напечатано сообщение Святейшего Всероссийского Синода об

отлучении от Церкви русского писателя Л. Толстого, всколыхнувшее всю прогрессивную общественность России. То, что письмо адресовано редактору газеты «Вакыт», не случайно. Интересен тот факт, что письмо в редакцию газеты, которая всегда интересовалась новостями, написал человек, тесно связанный с текущими событиями. Значит, Карими был хорошо осведомлен о движении внутри русской общественности, возможно, сам написал письмо Л. Толстому и интересовался положением дел в данном вопросе. И великий писатель мог в дружественной форме написать мусульманину о своем понимании мира. Возможно, это событие нашло отражение и на страницах газеты. Л. Толстой писал, что после известных событий он получил от представителей русской общественности, православной церкви многочисленные письма с совершенно разным содержанием [4].

Еще один факт, свидетельствующий о том, что Карими шагал в ногу со временем, - его призыв к читателям газеты о созыве съезда для решения проблем образования. Насколько известно, такое же движение существовало и в русской общественности. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в России учителя, врачи, художники и представители некоторых других профессий созывали свои съезды, где рассматривали животрепещущие проблемы.

Среди российских газет начала ХХ в. «Вакыт» отличается своей основательностью и обстоятельностью. Этому способствовала плодотворная работа не только редактора и корреспондентов, но и большого круга постоянных авторов - Г. Атласи, З. Башири, М. Бигиева, З. Валиди, М. Гафури, Г. Ибрагимова, Ш. Камала, С. Сунчелея, Р. Фахретдинова, Б. Шарафа и других.

Как видим из описанного нами содержания, газета «Вакыт» была ведущим изданием для прогрессивной татарской буржуазной прослойки и интеллигенции.

Насколько газета отвечала современным требованиям, можно узнать из оценок, данных в те же годы. Они содержатся, например, в письмах известного венгерского тюрколога Армени Вамбери (1832-1913) редактору газеты «Times» (опубликовано 28 марта 19Q6 г.) [2, 17 б.] и в Оренбург в апреле 1913 г.; в публикациях татарского журналиста Сахи Рахмати; в воспоминаниях узбекского народного поэта Хамзы Ниязи (188Q-1929) [1] и литературоведа Г. Сагди [2, 18Q б.].

В 1923 г. журнал «Яна шэрык» («Новый Восток») писал о влиянии газеты «Вакыт» на интеллигенцию Средней Азии: «Молодежи и либеральному купечеству Бухарского ханства первыми организованно донесли мысли о революции татарские национальные средства массовой информации. Среди них -издававшийся в Бахчисарае «Тарджиман» («Переводчик»), в Казани (вместо Оренбурга Казань указана ошибочно. - М.С.) - «Вакыт», выпускавшийся в Тифлисе революционно-сатирический журнал «Ходжа Насреддин» и др. Хотя «Вакыт» нельзя смело назвать революционным изданием, его популярность в Средней Азии несомненна» [1].

После начала издания газеты «Вакыт» жизнь и деятельность Ф. Карими практически полностью были связаны с его редакцией, он прежде всего был публицистом, редактором. Вероятно, он и сам не мог представить свою жизнь без этой редакции и газеты. Каждый номер газеты начинался с его выступления. Кроме того, он писал и аналитические статьи. Лишь в свободное от этой работы время он мог заниматься составлением и выпуском учебников и переводом на татарский язык произведений русских и зарубежных авторов.

В достаточно успешную деятельность, пусть и не лишенную проблем, ворвались революционные потрясения. Как человек с активной жизненной позицией, Ф. Карими не мог не отражать их в своей литературно-публицистической

деятельности. В 1917 г. из-за разногласий с издателями газеты Ф. Карими был вынужден покинуть редакцию. Обязанности редактора стал выполнять Яруллы Вали. Как известно, в том же году Ф. Карими начал издавать газету «Яна вакыт» («Новое время»). Идеологическую направленность данного издания сам Ф.Карими определил так: «Редактор газеты «Яна вакыт» не большевик, даже не примкнувший к какой-нибудь партии социалист, он свободно мыслящий, прогрессивный и культурно-развивающийся националист. И находящийся под его правлением «Яна вакыт» - не подчиняющаяся ни одной партии, свободная и совершенно самостоятельная прогрессивно настроенная газета. «Яна ва-кыт» с совершенно свободными мыслями пытается осветить потребности родины и нации. И пишет об этом то, что сам знает, считает единственно правильным...» [5]. (С 1991 г. в Оренбурге вновь издается татарская газета под названием «Яна вакыт» как продолжательница дела Ф. Карими).

Однако жизнь новой газеты не была долгой. По обвинению в «буржуазности», по решению Советов, 26 января 1918 г. была закрыта газета «Вакыт»,

22 марта того же года - «Яна вакыт». Типография была национализирована. Во всех национальных газетах было опубликовано объявление редактора газеты «Вакыт» Яруллы Вали: «Подписчикам газеты «Вакыт». В 10 часов утра 26 января 1918 г. Оренбургским мусульманским военным революционным комитетом были конфискованы типография и бумаги газеты «Вакыт», которая в течение двенадцати лет служила нашему народу, издание газеты прекращено. И поскольку ее деньги в банке, это учреждение (типография) стоимостью более полумиллиона рублей перешли в ведение указанного выше комитета, перед подписчиками газеты «Вакыт» и журнала «Шура» ответственен он (данный комитет). Людей, благодаря скрытой и открытой деятельности которых стали возможны такие явления, история татарского народа, конечно же, не оставит без заслуженного подарка. Представитель издателей - Ярулла Вали» [3].

Обзор деятельности редакции газеты «Вакыт» за 12 лет, начиная с ее самых первых шагов, с точки зрения сегодняшнего научно-технического прогресса дает основание утверждать, что эта газета очень быстро «встала на ноги», завоевала авторитет, стала успешным изданием. Среди десятка татарских газеты, издававшихся в конце ХіХ - начале ХХ вв., «Вакыт» играла лидирующую роль. Ее отличали хорошее содержание, отличный дизайн и подача материала. В обоих случаях своим успехом газеты обязаны, прежде всего, редактору.

Литература

1. Ахунов А. Запечатленное слово Фатиха Карими / А. Ахунова // http://www.tatmir.ru.

2. Карими Ф.: Фэнни-бибилиографик жыентык / тозуче-авторлар Р. Мэрдэнов, Р. Миннуллин, С. Рэхимов. Казан: Рухият, 2000. 180 б.

3. Материалы научно-практической конференции // http://lira.jren.ru.

4. НА РТ. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 26. Л. 28.

5. Рами И.Г., Даутов Р.Н. Эдэби сузлек (Элекке чор татар эдэбияты Ьюм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек) / И.Г. Рами, Р.Н. Даутов. Казан: Татар. кит. нэшр., 2001. 322 б.

СИБГАТУЛЛИНА МИЛЯУШИ РАФИСОВНА родилась в 1971 г. Окончила Казанский государственный университет. Руководитель дирекции ОАО ГиРК «Новый век» утреннего и ночного вещания, главный редактор программы «Доброе утро, Татарстан!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.