Научная статья на тему 'Мастер-классы — форма передачи профессиональных навыков'

Мастер-классы — форма передачи профессиональных навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуртова Г.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер-классы — форма передачи профессиональных навыков»

Мастер-классы -форма передачи профессиональных навыков

Г.Л. Гуртова,

ст. преподаватель кафедры издательского дела и редактирования

Высшее профессиональное образование - важнейший социальный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированных различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать. Образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию: она становится гибкой, дифференцированной. Необходимо находить новые формы передачи профессиональных навыков, те, что позволят студенту стать конкурентоспособным на рынке труда. Одной из таких форм могут стать мастер-классы.

Мастер-класс - интерактивная форма организации обучающего или демонстрационного занятия, передача профессионального опыта, последовательные действия, ведущие к заранее выверенному результату, проводимый специалистом цикл занятий по совершенствованию профессионального мастерства.

Интерактивность здесь понимается как активное взаимодействие студента и преподавателя с представителями «внешней среды». Интерактивность позволяет осуществить и ознакомление с необходимым теоретическим материалом, и тренинг по выполнению некоторых действий и формированию предусмотренных образовательным стандартом компетенций.

Мастер-классы обеспечивают прямой контакт студентов с представителями отрасли, что важно для профессиональной ориентированности студента. Выход за рамки контактов «студент - университет -преподаватель» помогает студенту реально оценить свой потенциал на рынке труда, понять, какими компетенциями, прежде всего профессиональными, он должен обладать.

162

По преследуемым целям существуют два вида мастер-классов: обучающий, где основная цель - овладение обучаемым лицом изучаемым материалом, знаниями, умениями, навыками; демонстрационный, где основная цель - демонстрация возможностей и достижений в профессиональной сфере. Именно поэтому мастер-классы актуальны, прежде всего, в рамках профессионального цикла. Мастер-классы могут проводиться как в форме публичных лекций (демонстрационные), так и в формах, заимствованных у деловых игр (обучающие).

Безусловно, подготовка и проведение мастер-классов требуют серьезной подготовки, активного контакта преподавателя вуза и приглашенного специалиста.

Для лекции это, прежде всего, относится к обсуждению темы. Важно, чтобы тема была дискуссионной, касалась проблем, наиболее обсуждаемых в отрасли (в профессиональной литературе, на конференциях, выставках). Только подобные темы смогут вызвать заинтересованность студенческой аудитории.

Задача мастер-класса добиться «активного» слушания. Преподаватель в рамках читаемого им курса должен обозначить тему будущего мастер-класса, познакомить студентов с существующими точками зрения на проблему, помочь студентам сформулировать вопросы, которые будут заданы специалисту. Важно также обеспечить приглашенного специалиста необходимыми техническими средствами для демонстрации презентаций.

На наш взгляд, публичные лекции не могут, да и не должны проводиться в часы учебных занятий. Студенты должны понимать, что предложенный материал рассчитан на расширение и углубление их знаний по предмету, курса, может быть, в чем-то выходит за рамки курса. Это объяснимо: учебные программы не столь быстро перестраиваются вслед за практикой. Более того, некоторые возникающие в отрасли проблемы могут быть связаны с экономическим положением страны, законодательной базой и т. д. Однако знание о текущих проблемах позволит студенту быть готовым к тому, с чем он столкнется на рынке. Публичные лекции должны быть также открыты для всех желающих встретиться с ведущими представителями отрасли.

В отличие от лекции обучающие мастер-классы должны проводиться непосредственно на практических занятиях. Их подготовка требует другого алгоритма. Для таких мастер-классов могут использоваться формы круглых столов, где обсуждаются оригинальные решения профессиональных проблем. Это могут быть деловые игры, разборы конкретных профессиональных ситуаций. Здесь крайне важно, чтобы предлагаемые к обсуждению задания были привязаны к конкретной теме изучаемого курса.

163

Обучающий мастер-класс должен иметь форму итогового занятия по изучаемой теме. Студенты должны владеть и теоретическими знаниями, и некоторыми практическими навыками. Вопросы для обсуждения, предлагаемые специалистом, проводящим мастер-класс, не должны быть для студента новыми, неизвестными. Новыми должны быть подходы к решению конкретных профессиональных задач. Студент должен чувствовать, что имеющиеся у него знания, навыки позволяют ему быть вовлеченным в процесс реального принятия решения. Такие мастер-классы наиболее соответствуют прямой передаче профессиональных навыков «из рук в руки».

Мастер-классы актуальны для дисциплины «Технология редакционно-издательского процесса». Цели освоения дисциплины - создание у студентов системных представлений о современной технологии редакционно-издательского процесса, творческой организационной и производственной деятельности редактора, редактировании как профессиональной деятельности, методике подготовки рукописи к изданию, о деятельности редактора как организатора и непосредственного участника процесса выпуска издания.

Задачами изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области теории и первичных навыков практической работы редактора.

Мастер-классы в рамках дисциплины «Технология редакционно-издательского процесса» направлены на формирование следующих профессиональных компетенций:

• участвовать в формировании репертуара издательства;

• участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля;

• работать с клиентской базой издательства, участвовать в переговорах;

• обосновать концепцию издания;

• определять характеристики проектируемых книжных изданий;

• оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

• разрабатывать предложения по дизайну издания;

• формировать издательский оригинал и готовить издание к выпуску;

• разрабатывать внутрииздательский документооборот и др.

Мастер-классы могут быть использованы при изучении следующих тем и разделов дисциплины.

1. Общая характеристика технологического процесса в издательском деле

1.2. Взаимосвязь и взаимообусловленность производственных операций. Организация операций при переходе от одного технологического этапа к другому.

164

1.3. Издательский аутсорсинг: его место и роль в современной издательской технологии.

2. Отбор и оценка рукописей

2.1. Маркетинговые исследования в издательстве. Изучение книжного рынка и его отдельных сегментов. Анализ потребностей читательских групп в зависимости от издательского профиля. Прогнозирование читательских приоритетов, выявление причин изменения спроса на книжную продукцию. Факторы, определяющие формирование читательских потребностей. Меры и мероприятия издательства, влияющие на мотивацию спроса на книги. Взаимодействие маркетинговой службы с редакциями и отделами реализации продукции.

2.2. Формирование издательского репертуара. Использование глобальных и локальных сетей, баз данных других издательств и книготорговых организаций для обеспечения информационных потребностей предприятий. Издательские сайты, их роль и место в информационных системах.

2.3. Работа с авторскими предложениями. Критерии оценки рукописи. Принятие решения о публикации произведения. Создание издательских проектов, их презентация.

3. Концепция издания

3.1. Идея произведения и ее реализация в издании. Моделирование потребительских качеств будущего издания.

5. Полиграфическое исполнение издания

5.1. Организация взаимодействия с типографией.

6. Продвижение издания

6.1. Издательское книгораспространение. Участие редактора в мероприятиях по продвижению издания. Рекламные акции и мероприятия.

6.2. Реклама и PR.

Даже простой перечень тем курса позволяет увидеть, как мастер-классы позволяют преподавателю проверить, насколько предлагаемый им материал актуален, соответствует ожиданиям профессиональной сферы, какие разделы курса необходимо углубить, перестроить. Безусловно, не вызывает сомнения интерес студентов к мастер-классам. Контакт с ведущими специалистами отрасли позволит заглянуть «за кулисы» производственного процесса. Главным остается вопрос, как заинтересовать в проведении таких мастер-классов специа-листов-профессионалов. На этот вопрос вузовским преподавателям еще предстоит найти ответ.

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.