Мастер-класс
и химических свойств фосфатов. Изучались методы определения фосфатов в природной воде, с помощью лаборатории завода «Геомаш» были проведены количественные исследования.
Большое внимание было уделено применению соединений фосфора в современной жизни: в пищевой промышленности, медицине, в качестве удобрений и кормовых добавок для животных. Проводились экологические исследования состояния местности, на территории которой добывались и перерабатывались фосфориты. Были выявлены рекультивированные и нерекультивированные участки. При воплощении проекта проводились экскурсии в краеведческий музей, лаборатории завода «Геомаш», комбинат хлебопродуктов, по территории добычи фосфоритов.
В этом учебном году для интересующихся старшеклассников была организована учебная практика «Химик-аналитик», в рамках которой они приобрели первоначальные сведения и навыки по ведению гравиметрического, объёмного и физикохимических методов анализа. В рамках практики проводились исследования природных вод слободы Пригородняя.
Кроме того, исследования осуществлялась мною через внеклассную и внешкольную работу.
Для любознательных учащихся среднего звена веду кружки «Исследователь» и «Юный химик», где кружковцы получают первоначальные практические навыки в области биологии и химии. В школе имеется опытный участок, где члены кружка под моим руководством проводят опыты. Результаты работы кружка неоднократно отмечались наградами.
Гришакина О.П.,
учитель МОУ гимназия №7, г. Чехов
Мастер-класс по теме «Введение в науку»
Уважаемая редакция! С удовольствием начали читать ваш журнал. Надеемся, что темы, затронутые в нем, помогут нашему образованию работать эффективнее, используя лучший опыт из теории и практики педагогики.
Предлагаем вашему вниманию статью о практическом проведении «мастер-классов» из опытаработы учителей гимназии, победителей ПНПО-2007 Гришакиной Ольги Петровны, Ярыкиной Ирины Геннадьевны.
«Мастер-классы» - это удобная форма знакомства с опытом учителей и более воспринимаемая слушателями система получения новой педагогической информации. В течение 2007-2008 учебного года в рамках распространения опыта педагогов-победителей ПНПО мы провели несколько таких занятий по различным темам
Для успешной работы в первую очередь создаю условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Для этого ставлю своей целью стать партнёром учащегося, знать, почему кто-то из учеников не может освоить учебный материал. Ведь причиной неуспешности может быть и недостаток знаний, и низкий уровень общеучебных навыков, несоответствие излюбленной учителем формы подачи материала индивидуальному стилю учебной деятельности ученика. Поэтому приходится быть в напряжении каждую минуту урока, так как предметом исследовательской деятельности является учебная ситуация, приходится владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников. Для этого приходится поддерживать системность в оборудовании, в подборе дидактического материала, чтобы можно было самостоятельно отработать с учащимся пропущенный материал, чтобы мотивировать заскучавшего отличника.
Есть и положительные результаты моей деятельности. Все выпускники средней школы имеют по химии и биологии только хорошие и отличные отметки. Некоторые из них готовятся к поступлению в сельскохозяйственные и медицинские вузы. Учатся в них и выпускники прежних лет.
Но самым важным считаю, что при исследовательской деятельности вижу неподдельный интерес в глазах учащихся, их желание и любознательность в творчестве, приобретение практических навыков в созидательной работе.
для учащихся, учителей, для заместителей директоров и директоров школ района.
Думаем, что примерные планы «мастер-классов» и методические рекомендации по их содержанию окажутся полезными педагогам, занимающимся научноисследовательской и проектной деятельностью со старшеклассниками.
I. «Мастер-классы» являются одной из форм профессионального обучения учителей, формой знакомства с опытом работы педагогов и представляют собой занятия, сочетающие теоретические и практические методы, наглядную демонстрацию особенностей применения представляемых методик и систем деятельности учителя, получившего право назваться «учитель-мастер».
Такими учителями обычно становятся педагоги с большим стажем работы, победители профессиональных конкурсов, руководители районных и школьных методических объединений и кафедр, энтузиасты, новаторы овладевшие новыми интересными приемами и методами работы, приносящей более высокие результаты в развитии школьников, чем в обычных традиционных системах.
66
Эксперимент и инновации в школе 2008/1
Мастер-класс
В «мастер-классе» объединяются учителя, желающие получить более полную информацию об опыте учителя и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.
Цель «мастер-класса» - создание возможностей для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации условий для профессионального общения и обмена опытом работы.
«Мастер-классы» помогают обобщению и распространению опыта эффективной работы по определенной проблеме, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов, форм и результатов наглядно демонстрируют методику работы, повышают профессиональное мастерство слушателей и заинтересовывают их в самообразовании.
«Мастер-классы» могут иметь различные формы проведения в зависимости от цели, содержания материала, отведенного времени, аудитории слушателей. В зависимости от них учитель и составляет программу, планирует его работу. «Мастер-классы» могут включать и циклы занятий по определенным темам.
Наиболее популярными и удачными считаются такие формы как:
• представление системы уроков с наблюдением по заранее анонсированному плану;
• уроки с педагогами, на которых демонстрируются методы и приемы работы с учениками с конкретным рассмотрением тонкостей структуры уроков и других педагогических аспектов, совместное моделирование урока;
• изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников в виде творческого отчета;
• самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя-мастера;
• интегрированные занятия: теория - практика,
• круглые столы и дискуссии.
Обычно «мастер-класс» делится на следующие части:
1) анонсирование плана занятия,
2) введение в представляемую методику,
3) выделение ее наиболее результативных моментов, представление элементов теории,
4) презентация опыта работы в данном направлении,
5) демонстрация методики, программы (проведение урока, показ приемов),
6) практическое занятие,
7) вопросы-ответы,
8) предложение методических рекомендаций (раздаточного материала, электронной версии, методичек)
Общее время занятия 40-80 минут, т.е.1-2 урока.
II. Предлагаем тезисный план «мастер-класса» по теме: «Введение в науку» и методические материалы к нему. Матер - класс может проводиться для старшеклассников, желающих познакомиться с основами исследовательской деятельности, и педагогов, занимающихся с учащимися по этой проблеме.
«Введение в науку»
Общее время занятия - 60 минут Общий план занятия:
1. Введение - знакомство с планом мастер-класса (1 мин)
2. «Ода науке» - стихотворная заставка, демонстрация на экране высказываний ученых и мудрых мыслей о науке, изобретениях и исследованиях (1 мин)
(1-й учащийся)
В мире науки и скоростей,
Скажем честно, открыто и прямо,
Полны мы стремления и идей.
И к ним сквозь преграды шагаем упрямо.
(2-й учащийся)
Мы верим, что придет минута славы,
И наряду с великими людьми
Как Менделеев, Ломоносов, Докучаев
Прославим матушку Россию - МЫ!
(3-й учащийся)
Учеба и знанья - вот главный успех Всех наших побед и наших дерзаний Пусть гимн прозвучит, окрыляя нас всех Для новых открытий и начинаний.
(звучит отрывок из гимна студентов, гимна школы и т.д.)
Пример мудрых мыслей для демонстрации на экране и плакатах:
Одаренных людей немного, но на них держится весь прогресс.
В. Акиндинов Учитель и ученик растут вместе.
Конфуций
Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами.
А.Эйнштейн
3. Из опыта организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся:
- сведения из истории данного направления работы и представление ее результатов (5 мин) (Приложение № 1)
4. О методике проведения научных исследований и проектов. Введение в науку.
• (теоретическая часть - 15 мин) (Приложение № 2)
5. Знакомство с выставкой научно-справочной литературы библиотеки, сборниками тезисов и публикаций учащихся. (3 мин)
6. Выступления учащихся с представлением научно-исследовательских работ (20 мин) - (демонстрация готовых исследований и их защиты), примеры работ:
• «Слово об учителе» - о А.М. Прокине, учителе и краеведе, которому благодарные ученики поставили
Эксперимент и инновации в школе 2008/1
67
Мастер-класс
памятник (единственный памятник учителю в РФ) -ученица 1
• «Я бы в Армию пошел, пусть меня научат...» - о проблемах современной Армии и подготовке к ней призывников, материалах экскурсии в в\ч 57389 - ученики 2
• «Город Чехов приглашает» - электронный туристический буклет о городе Чехове и его образах в поэзии местных авторов, ученики 3
7. Заключение - стихотворная заставка, приглашение к участию в научно-исследовательских конференциях и форумах (5 мин) (Приложение №3)
(1-й учащийся)
Наш каждый день свершений чудных полон,
Наш каждый час - познание себя,
За поиск истин, за ребячий гомон,
Так ценим мы, гимназия, тебя!
(2-й учащийся)
Наш край родной, как любим мы тебя И это всем сегодня показали.
Надеемся, что с нами вы, друзья,
Все интересное о городе узнали.
(3-й учащийся)
К вершинам знаний нужно сделать шаг,
Творите смело, думайте, дерзайте.
Пусть радость от побед стучит в сердцах И знания свои - приумножайте!
(автор стихов А.А.Липницкая)
8. Вопросы - ответы, работа по конкретным терминам исследований (10 мин)
Вовлеченный в исследовательскую деятельность ученик находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознает смысл и результат своих усилий не только по указанию учителя, но и в результате собственного поиска.
Приложение №1
Из опыта научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
МОУ гимназия №7 города Чехова - учреждение повышенного статуса, одной из задач которого является работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебе, развитие их способностей к активному интеллектуальному труду.
В результате длительной творческой и экспериментальной работы коллектива здесь сложилась целостная педагогическая система, ориентированная на учащихся, активно воспринимающих процесс образования и готовых вести научную и проектную деятельность.
Учебно-познавательная деятельность учащихся - это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного ранее научного знания, продукта деятельности на основе мысленного или практического преобразования существующего. Это активное развитие интеллекта и способностей детей.
Работа гимназии в данном направлении является частью ее успехов и побед, среди которых:
• Победа в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в Приоритетном национальном проекте «Образование-2007»,
• Получение звания «ЛИДЕР» - (1-е место) в номинации «Школа социального партнерства» в областном конкурсе «Лучшие школы Подмосковья-2004», участие в конкурсе «Лучшие школы России»
• Выпуск 29 медалистов за последние 5 лет
• Получение 115 призовых мест в районных предметных олимпиадах за последние 5 лет.
• Получение 2-х призовых мест в областных олимпиадах (немецкий язык, география)
• Получение учащимися 68 Грамот, Дипломов, Званий лауреатов, нагрудных знаков, побед и призовых мест во всероссийских научно-практических конференциях и форумах.
Традиционными видами научно-исследовательской и проектной деятельности в гимназии являются:
• самостоятельная работа и подготовка по заданию учителей сообщений, докладов, рефератов по предметам «За страницами учебника»;
• выступления на семинарах, научно-практических конференциях;
• чтение и прослушивание спецкурсов, обучение методике исследовательской деятельности;
• индивидуальное консультирование;
• использование образовательных Интернет-ресурсов;
• участие в дистанционных программах;
• работа научного ученического общества «Хрустальная сова»;
• выставки проектов, научно-исследовательских работ;
• использование научных библиотек социальных партнеров, ССУЗов и ВУЗов, работающих на базе гимназии; встречи с учеными и специалистами;
• участие в региональных и всероссийских форумах, фестивалях и конференциях.
Основные темы курса «Введение в науку» для учащихся 8-11 классов в гимназии:
• Цели, задачи и особенности исследовательской и проектной деятельности.
• Виды исследований и проектов.
• Основные этапы учебных исследований. Постановка проблемы, определение целей, задач, объекта и предмета исследований, актуальности, научности и практического значения работы.
• Гипотезы и проблемы исследований.
• Методы ведения исследований и экспериментов.
• Обучение научной организации труда при работе с литературой. Литературный обзор.
• Погрешности исследований и экспериментов: абсолютные, относительные, систематические, случайные, грубые.
• Использование в учебных исследованиях информационнокоммуникационных технологий.
• Компьютерная грамотность в использовании программ Word, Excel, Power point.
• Образовательные ресурсы Интернета. Поисковые системы. Достоверность информации.
• Основные этапы исследований. Анализ, сравнение, обобщение, систематизация, выводы и заключение.
• Виды представления учебных исследований и система их защиты (стендовые доклады, рефераты, научные обзоры, публичные выступления...)
• Требования к оформлению работ.
• Культура научных документов. Научная этика.
• Обучение методике составления докладов и тезисов.
• Процедура защиты работы.
• Подготовка публикаций в печати.
• Экспертиза научных работ и проектов.
• Фестивали, конкурсы, форумы, конференции.
Старшеклассники гимназии выступали на различных муниципальных, областных, всероссийских и международных конкурсах, научно-практических конференциях, форумах, фестивалях: областной конференции «Природа собирает дру-
68
Эксперимент и инновации в школе 2008/1
Мастер-класс
зей», I-ой областной зональной конференции ученических научных обществ Южного Подмосковья, Всероссийских открытых конференциях обучающихся «Юность, наука, культура» и «Национальное достояние России», Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО», Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке», Всероссийском симпозиуме «Моя законотворческая инициатива», Всероссийском фестивале научно-исследовательский и творческий работ «Портфолио», общеевропейском конкурсе компьютерных работ на иностранном языке «Join Multimedia». В 2006 году данные о 10 педагогах и учащихся опубликованы в энциклопедии «Одаренные дети - будущее России» - ежегодном приложении к энциклопедии «Лучшие люди России»,
За последние 5 лет гимназисты завоевали там много дипломов, грамот, призовых мест, нагрудных знаков, медалей и званий. Среди наград есть 4 звания «Национальное достояние России», 2 нагрудных знака «Депутатский Резерв», 9 дипломов общеевропейского школьного конкурса, Премия Президента РФ для поддержки талантливой молодежи, медаль «За вклад в образование и воспитание молодежи», Почетная грамота и диплом Государственной Думы, Грамоты Российского военного историко-культурного Центра при Правительстве РФ, нагрудные знаки Министерства МЧС.
Приложение 2
О методике проведения научных исследований и проектов
Учебные исследования и проекты школьников - новая и интересная возможность развития информационно-коммуникативных навыков учащихся
Учебно-исследовательская и проектная и деятельность меняет цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности» (личностно-ориентированный подход).
В основе исследовательской и проектной деятельности лежит развитие у учащихся: познавательных навыков; критического и творческого мышления; умения самостоятельно конструировать свои знания; умения ориентироваться в информационном пространстве; умения увидеть, сформулировать и решить проблему, умения использовать современные ИКТ.
Основные требования к применению метода учебных исследований и проектов:
• Наличие значимой, актуальной в исследовательском или творческом плане проблемы, требующей для ее решения интегрированного знания, исследовательского поиска
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
• Желание работать творчески не только для себя, но и для других, для науки,
• Самостоятельная деятельность по работе с большими объемами информации, проведение встреч, интервью, экспериментов и опытов
В ходе организации исследований и проектов нужно ориентироваться на использование исследовательских методик и знать этапы работы:
1. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования.
2. Выдвижение гипотез их решения.
3. Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений).
4. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, публикации, защиты творческих отчетов, доклады в рамках «Дней науки», выступления на конференциях и др.).
5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных, встречи, опыты, эксперименты.
6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация и защита.
7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Нужно знать значение главных терминов: объект, предмет,
гипотеза, цель, задачи, методика исследования, научная новизна, практическая значимость, библиографический обзор, ссылки и сноски, выводы.
Примеры видов представления учебных исследований и проектов.
• Сообщение - это выступление информативного, иллюстрирующего или аналитического характера, как правило, по одной проблеме.
• Доклад - это развернутое, аргументированное, подробное рассмотрение какой-либо проблемы. Докладчик не просто излагает информацию, а проводит ее доказательный анализ, дает собственную оценку, подтверждает или опровергает мнения других авторов или источников.
• Стендовый доклад. Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Стандартный стенд обычно рассчитан на 2 листа ватмана. Соотношение текстового и иллюстративного материала составляет 1:2. Необходимо указать цели, задачи, этапы работы, показать выводы и результаты.
• Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.
• Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или произведение перед их публикацией, защитой
• Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.
• Научный отчет- документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Приложение 3
Приглашаем вас к участию в конкурсах! http://www.nauka21.firmsite.ru/
Всероссийская открытая конференция «Национальное Достояние России», Всероссийский молодежный форум «ЮНЭКО», Всероссийский фестиваль «Меня оценят в XXI веке», Симпозиум «Моя законотворческая инициатива», Конкурс научнотехнических разработок в области ТЭК http://portfolio.1september.ru/
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
http://unk.future4you.ru/ г. Обнинск, ДНТО «Интеллект Будущего», конкурсы исследовательских работ учащихся «Юность, наука, культура», «Научный потенциал - XXI», «Первые шаги в науку»
http://www.bmstu.ru/
http://www.step-into-the-future.ru/
Программа для молодежи и студентов МГТУ им. Баумана http://konkurs.redu.ru/
Конкурсы и конференции для школьников
Эксперимент и инновации в школе 2008/1
69
Заочная Школа педагога-исследователя
Этой разработкой мы открываем на страницах нашего журнала рубрику «Заочная Школа педагога-исследователя», которая будет полезна тем, кто поставил себе целью покорить вершины исследовательской деятельности, а, может быть и - написания квалификационной диссертационной работы.
Сиденко А.С., профессор, к.п.н., зав. кафедрой АПК и ППРО
Концептуальные
подходы деятельности
Школы педагога-исследователя
Модель выпускника
Школы педагога-исследователя (ШПИ)
Начинается все, конечно же, с того, каким мы видим выпускника нашей Школы:
- человек, способный методологически грамотно осуществлять экспериментальную и исследовательскую деятельность;
- человек, способный увлечь и организовать исследовательскую (поисковую) работу детей на уроке или вне урока;
- человек коммуникабельный, умеющий общаться и ориентированный на согласование различных позиций и точек зрения, способный аргументировано высказать свою точку зрения, выслушать и понять другого, развить свою и другую точку зрения;
- человек, владеющий современными образовательными технологиями, видящий свою задачу в сохранении и развитии молодого поколения нашего общества, имеющий потребность и способность к самоизменению и саморазвитию;
- человек нравственный, руководствующийся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающий своего ученика как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- человек, способный укреплять и восстанавливать свое здоровье (интеллектуальное, психическое, духовное, физическое) и здоровье своих учеников;
- человек свободный и ответственный за свои действия и поступки перед своей совестью, родителями, детьми, обществом, культурой, природой; человек, способный принимать решения и нести за них ответственность;
- человек, способный к личностному и профессиональному самоопределению в выборе стратегии и тактики развития образования (в своей школе, своем классе, городе);
- человек - мыслитель, владеющий способами и средствами организации своей деятельности, мышления, общения; обладающий творческими способностями, умеющий видеть проблему и найти способ ее решения; обладающий способностями к самоанализу и коррекции своей деятельности.
Достижение образовательных целей (аккумулированных в модели выпускника ШПИ), возможно через проникновение в направления деятельности Школы концептуальных идей (педагогического и управленческого характера) и принципов образовательной политики.
Стратегическая целеобразующая педагогическая идея
- переход от “знаниевого типа” повышения квалификации к «способностному».
Технологическая идея стратегического уровня
- поиск и выявление педагогических технологий че-ловеко - ориентированных, формирующих положительную «Я - концепцию» учителя, создающих ситуацию успеха для каждого участника заочной школы ШПИ.
Образовательные идеи
1. Опора на актуальный уровень развития субъектов образовательного пространства: учителей, администрации, родителей и др. заинтересованных лиц и организация их совместной деятельности в зоне ближайшего развития с использованием принципа “выращивания” индивидуального и коллективного сознания.
2. Подготовка к жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях нестабильности, неопределенности функционирования сфер общественной жизни.
3. Овладение культурой мышления и согласования как всеобщими способами деятельности всех участников образовательного процесса.
4. Создание гибкой, вариативной и открытой образовательной среды, отвечающей динамике образовательных потребностей учительства на всех профессиональных этапах (ступенях и уровнях) ее становления; потребностям общества, государства и обеспечивающей непрерывность образования личности.
5. Обеспечение традиции “проживания” образовательного содержания через применение в учебном пространстве элементов оргдеятельностных игр.
6. Создание в школе пространства творческого самовыражения для педагогов и учащихся, характеризующегося налаженностью, согласованностью инновационных процессов в деятельности педагогов, комфортным психологическим климатом в курсовой подготовке, наличием у всех участников образовательного процесса мотивации к личностному росту, саморазвитию
70
Эксперимент и инновации в школе 2008/1