Научная статья на тему 'МАССОВЫЙ СПОРТ, СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ'

МАССОВЫЙ СПОРТ, СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / РАЗВИТИЕ СПОРТА / ВЛИЯНИЕ СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТИВНЫЕ НАВЫКИ / ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунтягин Андрей Андреевич, Орлов Владимир Владимирович, Мельников Антон Сергеевич, Мальцев Роман Алексеевич, Давыдов Денис Николаевич

В статье уделено внимание рассмотрению таких понятий как «массовый спорт», «спорт высших достижений» и «курсантский спорт». Считаем, что спортивная подготовка способствует выработке таких необходимых как как уверенность, самодисциплина, упорство, настойчивость, решительность и др. Целью исследования выступает изучение принципов организации занятий массовым спортом, спортом высших достижений и спортивной деятельности курсантов. К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификация и формализация. К основным результатам исследования можно отнести подтверждение гипотезы исследования о том, что существуют серьезные отличия между массовым спортом и спортом высших достижений, заключающиеся в целях и принципах. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что целью массового спорта является улучшение физического состояния, поддержание тела в тонусе, укрепление здоровья и поднятие спортивного духа, а целью спорта высших достижений - достижение максимально возможного результата в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трунтягин Андрей Андреевич, Орлов Владимир Владимирович, Мельников Антон Сергеевич, Мальцев Роман Алексеевич, Давыдов Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS SPORTS, SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS AND SPORTS ACTIVITIES OF CADETS: CONCEPT, GOALS, PRINCIPLES

The article pays attention to the consideration of such concepts as "mass sport", "sport of the highest achievements" and "cadet sport". We believe that sports training contributes to the development of such necessary things as confidence, self-discipline, perseverance, perseverance, determination, etc. The aim of the study is to study the principles of organizing mass sports, elite sports and sports activities of cadets. The research methods include: analysis, questioning, classification and formalization. The main results of the study include confirmation of the research hypothesis that there are serious differences between mass sports and elite sports, consisting in goals and principles. The conclusion of this study should be considered the position that the goal of mass sports is to improve physical condition, keep the body in good shape, improve health and raise the spirit of sports, and the goal of elite sport is to achieve the highest possible result in this area.

Текст научной работы на тему «МАССОВЫЙ СПОРТ, СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ»

4. Дуглас Бобби. Последний тейкдаун: Олимпийский борец и главный тренер по борьбе университета штата Айова / Бобби Дуглас. - Вашингтон : Библиотека Конгресса. - 2004. - 200 с.

5. Завьялов А.А. Биомеханика: основы формирования тактико-технических действий (для группы начальной подготовки школьников-борцов вольного стиля): монография / А.А. Завьялов — Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2009. - 128 с.

6. Кривошапкин П.И. Биомеханические основы общей и специальной физической подготовки юных борцов : монография / П.И. Кривошапкин, Б.А. Подливаев, Н.С. Филиппов - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2019. - 192 с.

7. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства: монография / А.А. Новиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Советский спорт, 2012. - 256 с.

8. Никифоров, Н.В. Технико-тактическая подготовка борцов хапсагаистов на начальном этапе тренировочного процесса: монография / Н. В. Никифоров, С. Н. Никитин. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2018. - 148 с.

9. У ВэйСинь. Целительная сила цигун. - Санкт-Петербург : Нева ; Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 160 с.

10. Гимнастика «Цигун» как фактор восстановления в скоростно-силовом периоде тренировки спортсменов / Г.К. Хомяков, Л.В. Косыгина, А.Г. Демидов, И.М. Утяшева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7(101). - С. 161-167.

REFERENCES

1. Bemshtein, N.A. (1940), Research on the biodynamics of walking, running, jumping (proceedings of laboratories for the study of movements), Physical culture and Sport, Moscow.

2. Bernshtein, N.A. (2017), On dexterity and its development, 2nd edition, TVT Division, Mo-

socw.

3. Druzyanov, I. (2020), Historical and pedagogical experience of Yakut national wrestling khapsagai and its implementation in modern practice of physical education, dissertation, Yakutsk.

4. Douglas, B. (2004), The Last Takedown: By Olympic Wrestler and Iowa State University Head Wrestling Coach, Library of Congress Washington.

5. Zavyalov, A.A. (2009), Biomechanics: the basics of the formation of tactical and technical actions (for the group of initial training of schoolchildren-freestyle wrestlers): monograph, Krasnoyarsk.

6. Krivoshapkin, P.I., Podlivaev, B.A. and Filippov, N.S. (2019), Biomechanicalfoundations of general and special physical training of young wrestlers: monograph, Yakutsk,

7. Novikov, A. A. (2012), Fundamentals of sportsmanship: monograph, 2nd ed., revised. and additional , Soviet sport, Moscow.

8. Nikiforov, N.V and Nikitin, S.N. (2018), Technical and tactical training of khapsagai wrestlers at the initial stage of the training process: monograph, Yakutsk.

9. Wu WeiXin (2002), The healing power of tsigong, Neva, St. Petersburg.

10. Khomyakov, G.K., Kosygin, L.V., Demido,v A.G. and Utyasheva, I.M. (2013), "Gymnastics "Tsigong " as a recovery factor in the speed-strength period of athletes' training", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7(101), pp. 161-167.

Контактная информация: torgovkinvg@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2022

УДК 796.011.1

МАССОВЫЙ СПОРТ, СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ

Андрей Андреевич Трунтягин, доцент, майор внутренней службы, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань; Владимир Владимирович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент полковник полиции, Омская Академии МВД России, г. Омск; Антон Сергеевич Мельников, старший преподаватель, Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир; Роман Алексеевич Мальцев, аспирант, Денис Николаевич Давыдов, аспирант, Московская государственная академия физической

культуры, г. Москва

Аннотация

В статье уделено внимание рассмотрению таких понятий как «массовый спорт», «спорт высших достижений» и «курсантский спорт». Считаем, что спортивная подготовка способствует выработке таких необходимых как как уверенность, самодисциплина, упорство, настойчивость, решительность и др. Целью исследования выступает изучение принципов организации занятий массовым спортом, спортом высших достижений и спортивной деятельности курсантов. К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификация и формализация. К основным результатам исследования можно отнести подтверждение гипотезы исследования о том, что существуют серьезные отличия между массовым спортом и спортом высших достижений, заключающиеся в целях и принципах. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что целью массового спорта является улучшение физического состояния, поддержание тела в тонусе, укрепление здоровья и поднятие спортивного духа, а целью спорта высших достижений - достижение максимально возможного результата в данной сфере.

Ключевые слова: студенты, студенческий спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, развитие спорта, влияние спорта, физическая культура, здоровье, спортивные навыки, тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p415-420

MASS SPORTS, SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS AND SPORTS ACTIVITIES OF CADETS: CONCEPT, GOALS, PRINCIPLES

Andrey Andreevich Truntyagin, the docent, Major of the Internal Service, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Vladimir Vladimiro-vich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Police Colonel, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk; Anton Sergeevich Melnikov, the senior teacher, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir; Roman Ale-kseevich Maltsev, the post-graduate student, Denis Nikolaevich Davydov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture, Moscow

Abstract

The article pays attention to the consideration of such concepts as "mass sport", "sport of the highest achievements" and "cadet sport". We believe that sports training contributes to the development of such necessary things as confidence, self-discipline, perseverance, perseverance, determination, etc. The aim of the study is to study the principles of organizing mass sports, elite sports and sports activities of cadets. The research methods include: analysis, questioning, classification and formalization. The main results of the study include confirmation of the research hypothesis that there are serious differences between mass sports and elite sports, consisting in goals and principles. The conclusion of this study should be considered the position that the goal of mass sports is to improve physical condition, keep the body in good shape, improve health and raise the spirit of sports, and the goal of elite sport is to achieve the highest po s-sible result in this area.

Keywords: students, student sports, mass sports, elite sports, sports development, the impact of sports, physical culture, health, sports skills, training.

ВВЕДЕНИЕ

В последние дни молодежь начинает вести здоровый образ жизни, который включает в себя не только отказ от алкоголя и сигарет, но и активные занятия физической культурой и спортом. Государство способствует развитию данных начинаний у молодого поколения, ведь именно со здоровой молодежи начинается здоровая нация. Активно строятся и развиваются тренажерные залы и секции, спортивные кружки и организации. Считается, что они должны повысить уровень спортивной подготовки подрастающего поколения. Отметим также, что в наше время появилась положительная тенденция введения обязательной дисциплины «Физическая культура» в учебных заведениях.

Физические упражнения выполняются с различными целями: это и поддержание организма в тонусе, и развитие определенных навыков, и формирование спортивной фи-

гуры, и совершенствование внешнего вида занимающегося, а также достижение определенных спортивных результатов. Безусловно, спорт оказывает также положительное воздействие на эмоциональное состояние человека, что выражается в повышении его коммуникативных навыков.

Баранов В.Н. отмечает, что спортивные задачи во многом совпадают с задачами физкультуры, однако отличие заключается в регулярности, количестве и эффективности проводимых тренировок [1, с. 88-90]. Большая часть молодежи начинает заниматься спортом с юных лет. Однако существенную популярность спорт набирает в студенческих кругах, то есть среди молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет. Как показывают результаты исследований, каждый пятый студент занимается каким-либо видом спорта в свободное от учебных занятий время. Государственные программы обучения предоставляют любому обучающемуся в ВУЗе найти возможность заниматься спортом.

Теория физической культуры выделяет массовый спорт и спорт высоких достижений, которые отличаются по целям и задачам, которые они призваны выполнять. В данной статье мы рассмотрим каждый спорт более подробно, определив его характерные черты.

Про массовый спорт. Изначально необходимо уделить внимание именно «массовому спорту», ведь с ним сталкивался каждый гражданин нашей страны, ведущий активный образ жизни. Данный спорт носит общественный, или массовый, характер, так как каждый человек принимает в нем участие. Занимающиеся массовым спортом желают улучшить своё физическое состояние, удержать свое тело в тонусе, укрепить здоровье, поднять спортивный дух, а также увеличить продолжительность жизни. Массовый спорт помогает рядовым гражданам противиться угрозам современного мира: всеобщей глобализации, информатизации, инертности жизни и отрицательному влиянию экологии.

Любой спорт высших достижений начинается именно с приобщения к массовому спорту, так как массовый спорт есть нескончаемый общественный опыт, накопив который человек открывает заложенные в нем таланты, а также расширяет данные ему от природы навыки и дарования. Таким образом, массовый спорт позволяет занимающимся найти себя, определить свои интересы, снять стресс, а также открыть природные таланты.

К сожалению, в данный момент данная сфера переживает нехватку квалифицированных специалистов, которые бы смогли внести спорт именно в массы: в каждый двор и каждый дом. На плечах спортивных педагогах лежит ответственность за здоровье граждан нашей страны.

Саяпина С.Г. думает, что массовый спорт в нашей стране переживает непростой период, заключающийся в нехватке спортивного инвентаря и оборудования, упадке интереса народных масс к спортивным достижениям, низком уровне социальной ответственности граждан, отсутствии квалифицированных спортивных мастеров, а также слабом финансировании данной отрасли со стороны государства [5, с. 162-167]. Если не решить данную проблему сегодня, то завтра наша страна останется без спортсменов высокого уровня, ведь, как известно, всё большое начинается с малого.

Про спорт высших достижений. В противовес массовому спорту выступает спорт высоких достижений, который носит не массовый, а индивидуальный характер, в редком исключении групповой. Основное отличие заключается в целях, которые ставят перед собой тренирующиеся - это достижение определенного уровня спортивных результатов. «Быть быстрее, выше, сильнее, чем другие» - вот такими словами можно охарактеризовать мотивацию занимающихся спортом. Завоевание спортивных наград, олимпийских медалей, общественного признания своего мастерства - эти и другие цели ставит перед собой спортсмен. Общество с большим интересом наблюдает за спортивными состязаниями, ведь именно так можно посмотреть на «лучших из лучших», а также получить заряд мотивации на занятие своим видом спорта. Нередко кумиры и звезды заставляют других приобщаться к спорту. Для российского общества данная тенденция отнюдь не нова.

Граждане уважают спортсменов за их упорный труд и силу воли, а потому спортивные награды у нас в большом почете.

Так, спорт высших достижений есть деятельность, направленная на поиск пределов возможностей не только одного человека, но и человечества в целом. Ведь в данном спорте задействованы все физические и волевые качества человеческого организма. Нередко, именно по таким спортсменам ученые дают оценку правильным тренировкам и подходам к выполнению того или иного упражнения не только в профессиональной, но и общественной деятельности. Впоследствии, как правило, формируются методические рекомендации с предложениями к обучению граждан. В методиках обучения содержится информация о том, что нужно делать, чтобы достичь тех или иных спортивных результатов, что существенно упрощает путь тренирующихся.

Именно по этой причины спорт высших достижений полезен для общества. Благодаря ему, у человечества есть возможность не только узнать пределы человеческих возможностей, но и повторить путь спортсмена, занимающегося по определенным методикам, скорректированным научно-исследовательскими институтами. Стимулирование массового спорта - вот одна их важнейших целей спорта высших достижений.

Конечно, существует масса различий в проведении тренировок различных видов спорта. Однако одно можно сказать точно: высокий результат требует проведение изнурительных тренировок и постоянного оттачивание мастерства, доведение движений до совершенства. Трудности, с которыми сталкиваются все спортсмены трудно с чем -то сравнить, ведь, как правило, они уникальны и каждый сам находит наиболее эффективные способы их преодоления.

Изучая спорт высоких достижений, мы приходим к выводу, что спортсмен сознательно отказывается от каких-либо общественных благ ради достижения желаемого результата, иногда стоящего за гранью его физических и интеллектуальных способностей. Данный факт заставляет не только удивляться, но и гордиться путем, который избрал спортсмен.

Главным фактором является не получение спортивного телосложения и повышение работоспособности, а улучшение здоровья организма, повышение его физических возможностей, что отражается уже на всех остальных второстепенных проявлениях: увеличение выносливости организма, подтянутый внешний вид, бодрость духа и успешное овладение социальными навыками, профессией. Ведь именно физическое развитие определяет крепость и здоровье организма человека на протяжении всего его существования.

Про спортивную деятельность курсантов. Далее в статье хочется уделить внимание еще одному немаловажному аспекту спортивной деятельности, выделив его в отдельную категорию, а именно речь пойдет о спортивной деятельности курсантов ведомственных образовательных организаций. Данная деятельность, на наш взгляд, является средним между массовым спортом и спортом высоких достижений. Она включает в себя физические нагрузки разных уровней сложности, сессионные зачеты, сдачу предусмотренных образовательной программой нормативов, практическое применение полученных навыков. Для этого курсант должен быть хорошо подготовлен не только физически, но и психологически, что проверяется на вступительных испытаниях.

В рамках данной деятельности мы провели исследование бюджета времени курсантов, в ходе которого установили, что курсанты по-разному распоряжаются имеющимся у них временем. Связано это со спецификой их учебной деятельности, внеучебными нагрузками, служебными нарядами, облагораживанием территории образовательного учреждения, трудностью образовательной программы, а также способностями самого курсанта.

Так, исследования Састамойненов Т.В. указывают на увеличение частоты сердечных сокращений при наступлении сессионных зачетов в отличие от обычной учебной деятельности [4, с. 11-14]. Данный факт является очевидным, ведь сессия - это всегда

стресс, как для отличника, так и для «троечника». У курсантов также повышается кровяное давление, сбивается ритм дыхания, из-за чего впоследствии уменьшается обогащение крови кислородом. Отметим, что данное состояние является привычным для спортсмена, ведь он привык к такому темпу нагрузок: постоянные тренировки и соревнования позволяют ему легче переносить экзаменационную сессию.

Изучая внеучебное время студентов, отмечается, что оно составляет примерно 4 часа. Это означает, что ситуация, в которой они живут, работают и отдыхают, оказывает значительное влияние не только на их свободное время, но и на их способность работать. В каждом отдельном случае должно быть сочетание занятий и спортивной подготовки, необходимо установить идеальное соотношение, которое будет зависеть как от конкретных качеств и способностей человека, так и от факторов академической работы.

Большинство курсантов на дисциплине «Физическая подготовка» понимают это как период отдыха, разгрузки от стандартизированных учебных курсов. Чем больше курсант интересуется этими упражнениями, тем разнообразнее психофизический эффект от этой самой физической подготовки. Способность ученика самостоятельно выбирать из разных видов физических упражнений на следующий учебный год только усилит желание тренироваться, ведь его мотивация - активный отдых. Станет ли это его страстью, решать ему самому. Спорт в свободное время является неотъемлемой частью физического воспитания курсантов.

Во внеучебное время курсанты могут участвовать в различных секциях, группах подготовки по разным видам спорта. Именно постоянные тренировки и физические упражнения помогают раскрыть природные задатки и способности молодого человека. Такие занятия могут восполнить то, чего ему не хватало в детстве.

Калмыков С.В. отмечает, что курсантам предлагается выбрать то, что им больше всего нравится, и, основываясь на этом выборе, определить пути своего развития и самосовершенствования [2, с. 34-36]. Конечно, в ходе программы физической подготовки школы и университета очень сложно разобраться во всех видах спорта по тем или иным причинам, поэтому необходимо совершенствовать и развивать определенные навыки и не только во время занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если говорить о важности спорта в подготовке к будущей жизни и профессиональной деятельности, то мы должны заниматься не только решением вопроса совершенствования и развития различных систем организма, нам также необходимо уделить внимание развитию психологической подготовки. Однако многие молодые специалисты жалуются на то, что они не были готовы работать с обществом, не были обеспечены психологической решимостью и настойчивостью при работе с людьми. Здесь необходимо уделить должное внимание особой важности спорта в развитии людей с сильной волей и твердым характером, что напрямую связано с регулярной необходимостью выдерживать различные физические и умственные нагрузки не только на соревнованиях, но и в процессе постоянных физических упражнений. Именно эти нагрузки оказывают наибольшее влияние на развитие личности человека.

Климов О.Е. приходит к выводу, что спортивная тренировка методом обучения практическим действиям и поведению обеспечивает повышение требуемых качеств - самодисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, уверенности в себе, решительности, способности проявлять максимум усилий в спорте, работе и общественной деятельности [3, с. 26]. Следует также отметить, что невозможно сделать человека смелым, мужественным и коллективным, просто рассказав о нем. Он должен быть помещен в условия, требующие проявления этих качеств. Спорт снова и снова ставит молодого человека в такие условия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сб. науч. тр. по итогам III междунар. науч.-практ. конференции. - Самара, 2016. - Вып. 3. - С. 88-90.

2. Калмыков С.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков. -Улан-Удэ : Изд-во Бурятского университета, 2007. - 203 c.

3. Климов О.Е. Общие основы методики обучения технике рукопашного боя / О.Е. Климов. - Могилев : Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2017.- 52 с.

4. Састамойнен Т.В. Проблема оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састамойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 11-14.

5. Саяпина С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта / С.Г. Саяпина // Форум молодых ученых / РЭУ им. Г.В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал). - Кемерово, 2017. - С. 162-167.

REFERENCES

1. Baranov, V.N. and Shustin B.N. (2016), "Main directions of scientific research in the field of physical culture and sports", Topical issues ofpsychology, pedagogy and education: collection of articles. scientific. tr. following the results of the III international scientific-practical conferences, Samara, Issue 3, pp. 88-90.

2. Kalmykov, S.V. (2004), Competitive activity in wrestling, Publishing House of the Buryat University, Ulan-Ude.

3. Klimov, O.E. (2017), General principles of teaching techniques for hand-to-hand combat, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Mogilev.

4. Sastamoinen, T. V. (2014), "The problem of human health improvement in the XXI century", Actual problems of health and physical culture, No. 1, pp. 11-14.

5. Sayapina, S.G. (2017), "Actual problems of research in the field of physical culture and sports", Plekhanov Russian University of Economics Kemerovo Institute (branch), Forum of Young Scientists, Kemerovo, pp. 162-167.

Контактная информация: trunaa87@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.04.2022

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Ольга Евгеньевна Туковская, аспирант, Анатолий Иосифович Кравчук, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье рассматривается особенности развития двигательных навыков детей 2-3 лет, занимающихся по программе комплексного физического воспитания в условиях Крайнего Севера. Рассматриваются пути совершенствования методики воспитания движений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Целью исследования является анализ состояния развития двигательных навыков и соответствия их возрастным нормативным показателям в процессе комплексного физического воспитания детей 2-3 лет дошкольного образовательного учреждения на Крайнем Севере. Исследование проводилось на базе детского сада «Колобок» г. Нового Уренгоя Ямало-ненецкого автономного округа. Дети имели три физкультурных занятия по физическому воспитанию в неделю. В исследовании участвовали 15 детей двух лет, 53 ребенка трех лет, регулярно посещающих детский сад. Тестирование детей осуществлялось по методике оценки качества двигательных навыков детей раннего и дошкольного возраста А.И. Кравчука (2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.