Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ'

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПОРТСМЕНЫ-БОРЦЫ / МЕТОДИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лаптев Алексей Иванович, Шевцов Алексей Викторович

В научной работе рассматриваются оптимальное соотношение применения тренировочной нагрузки способствующей улучшению физической подготовленности борцов на этапе начальной специализации. Научная новизна исследования заключается в представлении результатов уточняющих содержание и направленность тренировочных нагрузок в греко-римской борьбе на этапе ранней специализации. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные данные позволят оптимизировать тренировочные нагрузки на этапе ранней специализации борцов. В экспериментальной части работы предлагается три варианта воздействия нагрузки на организм борцов и оценивается эффективность применения данных вариантов. В результате экспериментального исследования установлено, что вариант со сравнительно равномерным распределением тренировочных средств направленных на воспитание двигательных качеств, является наиболее эффективным методическим построением этапа начальной спортивной специализации в грекоримской борьбе. Результаты исследований могут быть использованы при планировании тренировочных нагрузок борцов в многолетней спортивной тренировке; для коррекции учебнотренировочного процесса на этапе ранней специализации спортсменов; при составлении программно-методических документов, регламентирующих работу спортивных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PHYSICAL TRAINING AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION OF YOUNG WRESTLERS

The scientific work considers the optimal ratio of the use of training loads that contribute to improving the physical fitness of wrestlers at the stage of initial specialization. The scientific novelty of the study consists in the presentation of the results that clarify the content and direction of training loads in Greco-Roman wrestling at the stage of early specialization. The practical significance of the study lies in the fact that the presented data will allow optimizing training loads at the stage of early specialization of wrestlers. In the experimental part of the work, three variants of the impact of the load on the body of wrestlers are proposed and the effectiveness of these variants is evaluated. As a result of the experimental study, it was established that the variant with a relatively uniform distribution of training tools aimed at developing motor qualities is the most effective methodological construction of the stage of initial sports specialization in Greco-Roman wrestling. The results of the study can be used in planning the training loads of wrestlers in the conditions of long-term sports training; for correcting the training process at the stage of early specialization of athletes; when drawing up program and methodological documents regulating the work of sports schools.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ»

11. Gil, S., Ruiz, F., Irazusta, A., Gil, J. and Irazusta, J. (2007), "Selection of young soccer players in terms of anthropometric and physiological factors", Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, Vol. 47, pp. 25-32.

12. Ali, A., Williams C., Hulse, M., Strudwick, A., Reddin, J., Howarth L., et al. (2007), "Reliability and validity of two tests of soccer skill", Journal of Sports Sciences, Vol. 25, pp.1-10.

13. Suchilin, A.A., and Novokshchenov, I.N. (2018), "Innovative approach to the methodology of players' physical fitness improvement in indoor soccer", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, Vol. 13 (1), pp. 46-52, DOI: 10/14526/01_2018_282

14. Lobanovskiy, V. V. and Razumovskiy, E.A. (2007), Technical-tactical actions of football players, Physical culture and sport, Moscow.

15. Matvienko, A. I. (2013), "Developing the structure of tactical actions of the players from professional football clubs in competitive process", Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 7, pp. 165-170.

16. Di Salvo, V., Baron, R., Tschan, H., Calderon Montero, F.J., Bachl, N. and Pigozzi F. (2007), "Performance characteristics according to playing position in elite soccer", International Journal of Sports Medicine, Vol. 28, pp. 222-227.

Контактная информация: kzm_diss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2021

УДК 796.82

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ

Алексей Иванович Лаптев, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Викторович Шевцов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный

университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

В научной работе рассматриваются оптимальное соотношение применения тренировочной нагрузки способствующей улучшению физической подготовленности борцов на этапе начальной специализации. Научная новизна исследования заключается в представлении результатов уточняющих содержание и направленность тренировочных нагрузок в греко-римской борьбе на этапе ранней специализации. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные данные позволят оптимизировать тренировочные нагрузки на этапе ранней специализации борцов. В экспериментальной части работы предлагается три варианта воздействия нагрузки на организм борцов и оценивается эффективность применения данных вариантов. В результате экспериментального исследования установлено, что вариант со сравнительно равномерным распределением тренировочных средств направленных на воспитание двигательных качеств, является наиболее эффективным методическим построением этапа начальной спортивной специализации в греко-римской борьбе. Результаты исследований могут быть использованы при планировании тренировочных нагрузок борцов в многолетней спортивной тренировке; для коррекции учебно-тренировочного процесса на этапе ранней специализации спортсменов; при составлении программно-методических документов, регламентирующих работу спортивных школ.

Ключевые слова: юношеский спорт, греко-римская борьба, этап начальной специализации, физическая подготовка, физические качества, спортсмены-борцы, методика, планирование, методический подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p180-184

METHODS OF PHYSICAL TRAINING AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION OF YOUNG WRESTLERS

Aleksey Ivanovich Laptev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Viktorovich Shevtsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The scientific work considers the optimal ratio of the use of training loads that contribute to improving the physical fitness of wrestlers at the stage of initial specialization. The scientific novelty of the study consists in the presentation of the results that clarify the content and direction of training loads in Greco-Roman wrestling at the stage of early specialization. The practical significance of the study lies in the fact that the presented data will allow optimizing training loads at the stage of early specialization of wrestlers. In the experimental part of the work, three variants of the impact of the load on the body of wrestlers are proposed and the effectiveness of these variants is evaluated. As a result of the experimental study, it was established that the variant with a relatively uniform distribution of training tools aimed at developing motor qualities is the most effective methodological construction of the stage of initial sports specialization in Greco-Roman wrestling. The results of the study can be used in planning the training loads of wrestlers in the conditions of long-term sports training; for correcting the training process at the stage of early specialization of athletes; when drawing up program and methodological documents regulating the work of sports schools.

Keywords: youth sports, Greco-Roman wrestling, stage of initial specialization, physical training, physical qualities, athletes-wrestlers, methodology, planning, methodical approach.

В исследованиях по проблеме спортивной тренировки разработан ряд основных положения теории и методики тренировки спортсменов различных квалификаций и специализаций в педагогических и медико-биологических аспектах.

Специфические физические качества представляют собой один из важнейших фактор, обеспечивающий успешное освоение тактико-технических действий, составляющих основу соревновательной деятельности борцов [1].

Ведущие специалисты единоборств [2, 3, 4] рекомендуют для дальнейшего совершенствования методики подготовки спортсменов особое внимание обращать на скорост-но-силовую подготовленность. Одним из ключевых вопросов воспитания физических качеств спортсменов является научно-обоснованное планирование подготовки на различных этапах спортивной тренировки и в различных возрастных группах.

Цель исследования. Экспериментально обосновать эффективную методику физической подготовки борцов на этапе начальной спортивной специализации.

Для решения поставленной цели сформулированы задачи исследования:

1) определить оптимальный объем соотношения средств, направленных на воспитание физических качеств на этапе начальной специализации юных борцов.

2) выявить динамические изменения физической подготовленности борцов на этапе начальной спортивной специализации в зависимости от направленности тренировочных нагрузок.

При проведении исследования мы руководствовались современными принципами и требованиями, предъявляемыми к методам, которые были подобраны в соответствии с целью и задачами исследования.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение учебно-методической литературы и документов;

2. Антропометрия (определение морфофункционального статуса);

3. Педагогическое тестирование (бег на 3000 м., 800 м., 60 м., 30 м., становая тяга, прыжка вверх с места толчком двух ног);

4. Методы математической статистики.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии со спортивной подготовки педагогический эксперимент проводился поэтапно. Был сформирован педагогический эксперимент для выявления наиболее эффективной методики физической подготовки борцов греко-римского стиля на этапе начальной спортивной специализации. Нами были сформированы и внедрены различные

объемы физических нагрузок в тренировочный процесс спортсменов. По ходу педагогического эксперимента были сформированы три однородные группы юных единоборцев 12-13 лет, в каждой из которых было по 8 спортсменов, прошедших этап предварительной подготовки. Учитывая предварительную подготовку подростков, мы планировали четыре занятия в неделе. Каждое тренировочное занятие было посвящено в основном воспитанно одного из физических качеств.

Методы и средства, направленные на воспитание выносливости, силы, скоростных и скоростно-силовых качеств в группах были одинаковыми и отличались лишь по объему.

Для воспитания общей выносливости мы использовали непрерывный длительный бег (медленный длительный бег, длительный кроссовый бег, «фартлек»). С помощью этих средств, которые является основными в подготовительном периоде тренировка, совершенствуются преимущественно аэробные возможности организма.

Для воспитания скоростных качеств мы использовали комплексный метод тренировки, который предполагает применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на воспитание данного качества.

В основу силовой подготовки были положены принципы круговой тренировки, которая считается эффективным средством воспитанная силы и различных ее проявлений у спортсменов. Комплекс упражнений мы подбирали так, чтобы охватить все основные группы мышц. Объем нагрузки во всех группах мы постепенно увеличивали.

В основу педагогического эксперимента входило распределение тренировочного времени затрачиваемого на воспитание двигательных качеств, было предложено три варианта сочетания нагрузки.

Первый вариант (группа А) предусматривал преимущественное применение тренировочных средств, направленных на воспитание скоростных качеств, которым отводилось 50% времени, 25% времени было отведено средствам, направленным на воспитание общей выносливости, и 25% - на общую физическую подготовку.

Второй вариант (груша Б) характеризовался преимущественным применением средств, направленных на воспитание общей выносливости, чему было посвящено 50% времени; 25% времени было посвящено средствам, направленным на воспитание скоростных качеств, и 25% - общей физической подготовке.

Третий вариант (группа В) был основан на сравнительно равномерном распределении тренировочного времени: 35% его было отведено тренировочным средствам, направленным на воспитание общей выносливости, 25% - скоростных качеств, 15% - специальной выносливости и 25% - общей физической подготовке.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе педагогического эксперимента изучалось влияние различ-ных тренировочных нагрузок на морфофункциональное состояние ор-ганизма юных борцов. Известно, что адекватная тренировочная нагрузка оказывает положительное воздействие на организм детей, увеличивает резервные возможности организма, повышает деятельность кардио-респираторной системы. Вместе с тем, чрезмерное повышенные и высокоинтенсивные тренировочные нагрузки вызывают нарушение в регуляции кардио-респираторной системы, снижают приспособляемость организма к нагрузкам, отрицательно влияют на состояние здоровья юных спортсменов.

Данные полученные в результате эксперимента свидетельствуют о положительных сдвигах в функциональном состоянии организма борцов во всех группах, практически во всех группах происходит достоверный прирост изучаемых показателей, но достоверных различий по показателям между групп не наблюдается. Наибольшие приросты прослеживаются у 2 группы, где в программе занятий преимущественный удельный вес приходился на тренировочные нагрузки аэробного характера. Тем самым, согласно полученных ре-

зультатов, на этапе начальной спортивной специализации аэробная работа вызывает существенные сдвиги в морфофункциональном развитии организма спортсменов.

Различия в программе тренировки экспериментальных групп нашли свое отражение в особенностях изменения уровня физической подготовленности борцов. В таблицах 1 и 2 приведены результаты физической подготовленности до и после педагогического эксперимента.

Таблица 1 - Физическая подготовленность борцов на этапе начальной спортивной специализации в экспериментальных группах до эксперимента_

№ п/п Параметры 1 группа (М1±т1) 2 группа (М2±т2) 3 группа (М3±т3)

1 Прыжок вверх (см) 46,0±0,8 45,0±1,1 47,1±0,8

2 Относ. становая сила (кг/кг) 2,19±0,4 2,18±0,2 2,14±0,2

3 30 м с/х (с) 4,1±0,2 4,0±0,2 4,0±0,2

4 60 м с/ст (с) 8,9±0,4 8,9±0,3 8,9±0,5

5 800 м (с) 158,2±2,2 156,5±2,2 156,9±2,1

6 1500 м (с) 337,6±2,0 335,9±2,1 336,5±2,5

7 3000 м (с) 728,7±2,8 731,9±2,9 730,5±2,4

Таблица 2 - Физическая подготовленность борцов на этапе начальной спортивной специ-

ализации в экспериментальных группах после эксперимента

№ п/п Параметры 1 группа (М1±т1) 2 группа (М2±т2) 3 группа (М3±т3)

1 Прыжок вверх (см) 55,1±0,8*х 51,1±1,1 54,1±0,9

2 Относ. становая сила (кг/кг) 2,44±0,3*х 2,34±0,3 2,35±0,1

3 30 м с/х (с) 3,6±0,3*х 3,9±0,2 3,9±0,2

4 60 м с/ст (с) 8,0±0,4*х 8,5±0,4 8,2±0,4

5 800 м (с) 148,6±2,2 142,1±2,2 135,9±2,0*х

6 1500 м (с) 317,4±2,0 298,6±2,0 288,7±2,2*х

7 3000 м (с) 657,4±3,4* 594,5±2,6*х 599,1±2,4*х

* - наличие достоверности различий в показателях до и после эксперимента (при Р<0,05); х - различия достоверны между экспериментальными группами (при Р<0,05).

Проведя педагогический эксперимент и протестировав спортсменов всех 3 групп выяснили, что в беге на 3000 м результаты соответственно улучшились в группе «А» с 12 мин. 0,87 с. до 10 мин. 57,4 с. (на 9,8%, Р<0,05), в группе «Б» - с 12 мин 11,9 с. до 9 мин. 54,5 с. (на 18,8%, Р< 0,05), в группе «В» - с 12 мин. 10,5 с. до 9 мин. 59,1 с. (на 18,0%, Р< 0,05). За время педагогического эксперимента у испытуемых всех групп значительно вырос уровень скоростных качеств. Наилучшие результаты в беге на 30 м и 60 м со старта были достигнуты в группе «А» где они соответственно улучались на 0,43 и 0,87 с. (10,7% и 9,8%), в группе «Б» - на 0,11 и 0,42 с. (2,8% и 4,8%); в группе «В» - на 0,16 и 0,72 с. (4,0% и 8,1%). Статистически, достоверные различия были между группой «А» и группами «Б» и «В» (Р<0,05).

Высокий уровень силовых и скоростно-силовых качеств в группе «А» был, очевидно, обусловлен применением большого объема средств скоростно-силовой и силовой направленности. Если в силовом показателе существовали статистически достоверные различия между группой «А» и группами «Б» и «В», то в скоростно-силовом достоверно значимых различий между группами «А» и «В» не было. По-видимому, тот объем специальных беговых упражнений, который выполнен в группе «В», способствовал повышению уровня данного качества.

ВЫВОДЫ

1. Экспериментальное исследование различных вариантов построения этапа начальной спортивной специализации в борьбе свидетельствует о том, что по достигнутому уровню физической подготовленности вариант, в котором 35 % времени отводилось средствам, направленным на воспитание общей выносливости, 25 % - скоростных ка-

честв, 15% - специальной выносливости и 25% - общей физической подготовке, является наиболее эффективным, по сравнению с вариантами преимущественного применения средств, направленных на воспитание общей выносливости или скоростных качеств.

2. Педагогический эксперимент показал, что на этапе начальной спортивной специализации в варианте со сравнительно равномерным распределением средств, направленных на воспитание физически качеств (общая выносливость, силовые и скоростные качества), прирост общей выносливости составил 18,0%, скоростно-силовых качеств -14,9%, а скоростных и силовых - соответственно 4,0% и 9,8%. Два других методических направления привели к значительно меньшим положительным изменениям исследованных физических качеств. При этом преимущество данного варианта было в большинстве случаев подтверждено статистически (Р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Греко-римская борьба : учебное пособие / Р.Н. Апойко, С.В. Коваленко, А.В. Шевцов, Б.И. Тараканов. - Санкт-Петербург НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012. - 136 с.

2. Курников, С.Н. Основные подходы к построению тактико-технических действий в спортивной борьбе / С.Н. Курников, О.Б. Малков, А.А. Колесов // Тактика спортивных единоборств : сборник научно-методических статей. - Москва, 2002. - Вып. 2. - С. 67-71.

3. Лаптев, А.И. Влияние методики комплексной оценки и коррекции физического состояния на аэробную работоспособность борцов греко-римского стиля / А.И. Лаптев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 88-93.

4. Свищёв, И.Д. Индивидуализация подготовки единоборцев / И.Д. Свищёв // Теория и практика прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. - 2013. - № 3 (28). - С. 58-62.

REFERENCES

1. Apoiko, R.N., Kovalenko, S.V., Shevtsov, A.V. and Tarakanov, B.I. (2012), Greco-Roman wrestling: tutorial, the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg.

2. Kournikov, S.N., Malkov, O.B. and Kolesov, A.A. (2002), "Basic approaches to the construction of tactical and technical actions in wrestling", Tactics of combat sports: collection scientific-methodical articles, Moscow, Issue 2, pp. 67-71.

3. Laptev, A.I. (2012), "The influence of the methodology of complex assessment and correction of physical condition on the aerobic performance of Greco-Roman style wrestlers", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (92), pp. 88-93.

4. Svishchev, I.D. (2013), "Individualization of training of martial artists", Theory and practice of applied sports and extreme activities, No 3 (28), pp. 58-62.

Контактная информация: laptaleksej@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2021

УДК 37.037

К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРИЕМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ

Александр Николаевич Ларин, старший преподаватель, Кирилл Сергеевич Рыжов,

старший преподаватель, Сергей Васильевич Лузин, старший преподаватель, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

Аннотация

В работе затрагивается проблема по физическому самосовершенствованию курсантов вузов Росгвардии в процессе формирования навыков приемов противодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.