Алексеева Анна Павловна
Массовые беспорядки на спортивных объектах: проявления и проблемы криминалистического противодействия
В последние годы Россия является местом проведения большого количества международных спортивных мероприятий, в связи с чем все более значимой становится проблема правильной и эффективной организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах спорта. Требуется реализация мероприятий, которые в комплексе позволят обеспечить неотвратимость наказания виновным в организации массовых беспорядков и участии в них, оградить законопослушных граждан от опасности стать жертвой преступления во время посещения спортивных мероприятий.
Ключевые слова: международные спортивные мероприятия, организация охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, объекты спорта, криминалистические меры.
Mass riots at sports facilities: manifestations and problems of forensic counteraction
In recent years, Russia has been the venue for a large number of international sports events, in connection with which the problem of proper and effective organization of public order and public safety at sports facilities is becoming increasingly important. It is necessary to implement measures that together will ensure the inevitability of punishment for those guilty of organizing and participating in mass riots, as well as to protect law-abiding citizens from the risk of becoming a victim of crime while attending sports events.
Key words: international sports events, organization of public order, public safety, sports facilities, forensic measures.
В последние годы Россия является местом проведения большого количества международных спортивных мероприятий. В связи с этим все более значимой становится проблема правильной и эффективной организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах спорта.
Если затронуть вопрос истории происхождения хулиганства и вандализма на объектах спорта, то окажется, что раньше, чем в других странах, такие явления начались в Англии -еще в XIV в. [1, с. 14], хотя хулиганство и вандализм на спортивных объектах в том виде, в котором они существуют сегодня, зародились в этом государстве лишь в конце 1950-х гг. В то время молодые люди рабочих профессий, не имевшие достаточных средств на дорогостоящие развлечения, выбирали в качестве хобби традиционную для Англии игру - футбол. Увлеченные игрой и мастерством кумиров из знаменитых команд, они приходили на матчи, чтобы поддержать любимый клуб. С началом массовых занятий футболом и посещения футбольных встреч стали происходить и первые
столкновения между фанатами противоборствующих команд.
К середине 1960-х гг. английские стадионы преимущественно заполнились организованными группами зрителей, склонных к насилию. Выяснение отношений, ссоры, драки между фанатами разных клубов стали довольно популярны.
Сложившаяся ситуация потребовала немедленного вмешательства со стороны властей. На законодательном уровне были приняты нормативные правовые акты, ужесточающие ответственность за насильственные действия в местах проведения спортивных мероприятий [2, с. 125-135]. Полиция разработала систему карточек, в которых стали фиксировать самых злостных нарушителей правил поведения, организаторов массовых беспорядков. Впоследствии часть из них была привлечена к уголовной ответственности с применением наказания, связанного с лишением свободы. В отношении другой части суды ограничились штрафными санкциями с лишением временных абонементов, дающих право на посещение футбольных матчей. Некоторым преступникам суды запре-
43
тили посещать стадионы в период проведения игр и изъяли у них загранпаспорта с целью исключения вероятности выезда за границу для посещения там футбольных встреч [3, с. 71].
Позже, с появлением системы видеонаблюдения и видеофиксации нарушений в местах проведения массовых спортивных мероприятий, возможности совершить какое-либо преступление незаметно у фанатов практически не осталось.
Одним из направлений преступной деятельности в сфере спорта являются организуемые агрессивно настроенными лидерами преступных сообществ массовые беспорядки на спортивных объектах в период проведения там спортивных соревнований, сопровождаемые хулиганскими действиями и вандализмом. Под прикрытием «фанатского движения» нередко действуют организованные группы, сформированные из бывших спортсменов, не нашедших применения своим навыкам в обычной жизни, а также организованные группы, осуществляющие своеобразное силовое прикрытие и физическую охрану преступной деятельности, реализуемой в сфере спорта. Ведь спортивная деятельность - это инструмент, который дает человеку возможность добиться успехов в профессиональной деятельности или, имея явное превосходство над окружающими, обратить свои навыки и умения против обычных граждан и специализированных служб и стать преступником.
Соответственно, общественные отношения, складывающиеся в сфере спорта, непосредственно или опосредованно наделяют человека способностью и возможностью совершать определенные преступления. Для всех субъектов сферы спорта существенно повышается вероятность вовлечения их в преступную деятельность. Важно вовремя поставить надежный барьер на пути преступников, оградив законопослушных граждан от их негативного влияния.
Одним из субъектов превентивной деятельности являются подразделения органов внутренних дел, на которые возложена обязанность предупреждения массовых беспорядков во время проведения спортивных мероприятий.
Для предупреждения преступлений, нарушающих общественный порядок, посягающих на общественную безопасность во время проведения спортивных соревнований, подразделениям УБКМ МВД России следует продумать и организовать реализацию следующих мероприятий:
проверка на маршрутах патрулирования нарядами полиции мест наиболее вероятного совершения агрессивными гражданами и их группами хулиганских действий и актов вандализма;
поиск пунктов возможного укрытия агрессивных граждан и их групп, склонных к совершению или совершивших преступления, а также точек их концентрации;
обнаружение мест распития агрессивными гражданами и их группами спиртных напитков, употребления наркотиков, пресечение этих действий, особенно совершаемых в общественных местах;
проведение разъяснительной работы среди посетителей спортивных соревнований по соблюдению правил посещения спортивных объектов.
Противоправные действия организаторов и участников массовых беспорядков создают угрозу жизни и здоровью довольно большого числа законопослушных зрителей и лиц, охраняющих общественный порядок. При этом преступники по мере возможностей стараются остаться незамеченными. Раскрытие таких преступлений зависит, как правило, исключительно от работы правоохранительных органов. Соответственно, лицо, осуществляющее предварительное расследование массовых беспорядков на объектах спорта, должно сосредоточить свое внимание, прежде всего, на интенсивном поиске, обнаружении и закреплении доказательств для наиболее быстрого раскрытия и расследования совершенных деяний. Наиболее важными вопросами, связанными с доказыванием совершения массовых беспорядков на объектах спорта, являются следующие:
как организаторы и участники массовых беспорядков появились на объекте спорта, каким путем его покинули;
каким образом на охраняемый объект спорта были пронесены орудия и средства совершения преступления (зажигательные смеси, взрывчатые вещества, взрывные устройства, оружие или предметы, которые можно использовать в качестве оружия, и т.д.);
сколько преступников участвовало в массовых беспорядках на объекте спорта и какова роль каждого из них, какие признаки и данные их характеризуют;
были ли пособники совершения этого преступления среди вспомогательного персонала на объекте спорта;
какова цель, какие подготовительные, сопутствующие этому преступлению действия
44
совершены в том или ином месте его соучастниками;
какие следы и вещественные доказательства могли быть оставлены организаторами и участниками массовых беспорядков на месте преступления, какие следы и вещественные доказательства могли сохраниться на преступниках;
кто мог знать о подготовке организаторами и участниками массовых беспорядков на объекте спорта;
каковы условия, способствующие совершению массовых беспорядков на объекте спорта.
Анализ типичных ситуаций, возникающих на различных этапах расследования массовых беспорядков на объектах спорта, показал, что данным преступлениям свойственны единые закономерности расследования. Наиболее типичными следственными ситуациями являются следующие.
1. Преступник задержан на месте происшествия в момент совершения преступления. В этом случае возможны следующие варианты:
1.1. Преступник действовал в одиночку, а значит, у лица, осуществляющего предварительное расследование преступления в сфере спорта, имеется вся возможная информация, доступная на первоначальном этапе. Перед ним стоит задача закрепления имеющихся доказательств. Представляется, что по преступлениям, связанным с совершением массовых беспорядков на объектах спорта, проведение очных ставок обязательно независимо от возникающих противоречий. Это чисто психологический фактор, который позволяет в присутствии задержанного уточнить показания потерпевших и очевидцев, более конкретно поясняющих его действия, что положительно влияет на дальнейший ход расследования.
1.2. Задержанный преступник действовал в составе группы, однако другие соучастники не установлены. Здесь к ранее обозначенной задаче по закреплению имеющихся доказательств добавляется новая - по установлению скрывшихся соучастников. Для этого по месту жительства задержанного проводится обыск, в ходе которого изъятию подлежат не только орудия, средства совершения преступлений (таким образом задержанный проверяется на причастность к совершению иных преступлений), но и записные книжки, электронные устройства (телефоны, планшеты, винчестеры, флеш-карты и т.д.), ноутбуки, компьютеры, в которых могут быть сохранены фотографии,
видеозаписи, аккаунты в социальных сетях, переписка, содержащие сведения о связях и знакомствах задержанного. В случае наличия у задержанного судимостей изучаются материалы предыдущих уголовных дел для установления возможной причастности его бывших соучастников к совершенным массовым беспорядкам на объекте спорта.
2. Преступник задержан непосредственно после совершения преступления или в некотором отдалении от объекта спорта - места совершения массовых беспорядков либо спустя время после совершения преступления (например, в условном месте сбора организованных групп фанатов) с орудиями, средствами совершения преступления (зажигательными смесями, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами, оружием или предметами, которые можно использовать в качестве оружия, и т.д.). В данном случае также возможны варианты:
2.1. Задержан подозреваемый, и есть доказательства его причастности к расследуемому преступлению.
2.2. Задержан подозреваемый, но нет доказательств его причастности к расследуемому преступлению. Данная ситуация может возникать в тех случаях, когда задержанный, например, являлся случайным свидетелем, оказавшимся по стечению обстоятельств в эпицентре событий. Перед лицом, осуществляющим предварительное расследование массовых беспорядков на объектах спорта, стоит задача проверки задержанного на причастность к расследуемому преступлению, а также установления настоящего виновного. При подтверждении невиновности задержанного лицо, осуществляющее предварительное расследование, на допросе выясняет: велись ли в его присутствии до начала массовых беспорядков разговоры о подготовке к совершению преступления или о наличии у виновных при себе зажигательных смесей, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия или предметов, которые можно использовать в качестве оружия; известно ли задержанному о наличии у виновных предварительной договоренности о совершении преступления или умысел на его совершение возник у них внезапно, и т.д.
3. Лицо, участвовавшее в совершении массовых беспорядков, не задержано, но органы, осуществляющие предварительное расследование массовых беспорядков на объектах спорта, располагают о нем достаточной информацией. Основанием для подозрения
45
конкретного лица могут быть самые различные факты, в частности видеозаписи с камер слежения, установленных на объекте спорта; следы и предметы, обнаруженные на месте происшествия, показания очевидцев, данные о способе совершения преступления, который мог быть применен преступником; сведения, полученные оперативно-розыскным путем; сведения, полученные из криминалистических учетов; сведения об обстоятельствах, указывающих на связь преступника с фанатским движением, о наличии у него при себе на объекте спорта зажигательных смесей, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия или предметов, которые можно использовать в качестве оружия.
4. Информация о преступнике крайне незначительная. Такая ситуация наиболее сложная, основная задача лица, осуществляющего предварительное расследование, состоит в том, чтобы как можно быстрее собрать информацию о приметах преступника, месте его нахождения и эффективно использовать полученные данные для его выявления, задержания, изобличения. Расследование в этом случае требует привлечения и анализа информации, получаемой на основе криминалистической характеристики, осмотра места происшествия, результатов экспертиз и изучения других материалов.
Однако наиболее действенными оказываются правильно подготовленные и реализованные профилактические меры, которые (при достижении своей цели) исключают саму возможность совершения преступлений. Это:
1. Широкое использование современных технических устройств для контроля за поведением посетителей спортивных мероприятий [5, с. 101-106]. Кроме видеофиксации действий граждан, пришедших на спортивный объект, необходимо широко использовать возможности и другого оборудования: металлодетекто-ров; систем обнаружения оптических приборов; систем выявления взрывных устройств и элементов, содержащих в своей конструкции радиоэлектронные устройства (неконтактные электронные взрыватели, электронные и электромеханические таймеры, устройства си-
стем связи, сигнализации и датчики дистанционного управления и др.) и т.д.
2. Привлечение к охране общественного порядка гражданского населения и негосударственных структур. В этих целях еще в 2014 г. был принят Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» [6], который урегулировал на общегосударственном уровне возможность привлечения наряду с органами государственной власти, участвующими в пределах своей компетенции в предупреждении террористической и экстремистской деятельности, еще и сил общественности в следующих формах:
для патрулирования жилых кварталов города, прилегающих к местам проведения спортивных мероприятий, и своевременного информирования правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах - сотрудников частных охранных предприятий и гражданских лиц (например, волонтеров, членов ДНД и казачьих дружин);
для силовой поддержки проведения крупномасштабных следственно-оперативных мероприятий (задержаний, арестов, обысков, выемок и т.д.) в случае необходимости - групп быстрого реагирования негосударственных охранных предприятий;
для оснащения спецслужб, правоохранительных органов, частных охранных предприятий специальной техникой, предназначенной для защиты человека от поражений огнестрельным или холодным оружием, для выявления взрывных устройств и взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, а также оборудования этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей - потенциал негосударственных предприятий, занимающихся разработкой, производством и поставкой данной продукции.
Все перечисленные мероприятия в комплексе позволяют обеспечить неотвратимость наказания виновным в организации массовых беспорядков и участии в них, а также оградить законопослушных граждан от опасности стать жертвой преступления во время посещения спортивных мероприятий.
46
1. Бримсон Д. Фанаты: триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе. СПб., 2004.
2. Соловьев А.А. Зарубежный опыт правового регулирования обеспечения безопасности спортивных мероприятий // Право и образование. 2010. № 4. С. 125-135.
3. Соловьев А.А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте. М., 2011.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Осипенко А.Л., Лахин А.Н. Использование информационных технологий в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Вестн. Волгоград. акад. МВД России. 2016. № 2(37). С. 101-106.
6. Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 апр. 2014 г. № 44-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
1. Brimson D. Fans: the triumphant march of football hooligans across Europe. St. Petersburg, 2004.
2. Soloviev A.A. Foreign experience of legal regulation of safety of sports events // Law and education. 2010. № 4. P. 125-135.
3. Soloviev A.A. Russian and foreign experience of systematization of legislation on sport. Moscow, 2011.
4. About modification of separate legislative acts of the Russian Federation in connection with ensuring public order and public safety at carrying out official sports competitions [Electronic resource]: fed. law d.d. July 23, 2013 № 192-FL. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
5. Osipenko A.L., Lakhin A.N. The use of information technologies in the activities of operational units of internal affairs bodies //Vestnik of Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 2(37). P. 101-106.
6. On the participation of citizens in the protection of public order [Electronic resource]: fed. law d.d. Apr. 2, 2014 № 44-FL. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Алексеева Анна Павловна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.P. Alekseeva, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Criminal Law of the Educational-Scientific Complex on Preliminary Investigation in the Internal Affairs of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
47