Научная статья на тему 'Массовые английские журналы как отражение викторианских представлений об идеальном пространстве дома'

Массовые английские журналы как отражение викторианских представлений об идеальном пространстве дома Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
339
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА / ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ПРОСТРАНСТВО ДОМА / ДЕКОР / АНГЛИЯ / CULTURE OF EVERYDAY LIFE / MASS CULTURE / VICTORIAN AGE / WOMEN'S MAGAZINES / HOME SPACE / DéCOR / ENGLAND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлова Екатерина Михайловна

Викторианская эпоха представляет собой уникальный период в истории Англии, положивший начало целому ряду новых для этой страны явлений, в корне изменивших повседневное существование человека. В это время активное участие в жизни общества начинают играть средства массовой информации, под воздействием которых меняются даже самые устоявшиеся феномены культуры. Так, пространство дома, которое в Англии во все времена являлось олицетворением традиционных ценностей и оплотом консерватизма, именно в бурную Викторианскую эпоху начинает уступать натиску времени. Оказавшись в под влиянием массовой культуры, жилое пространство постепенно выходит из сферы сакрального и становится подверженным веяниям моды, воздействию рекламы и новых правил и ценностей, отныне формулируемых с опорой на вкусы и воззрения среднего класса в пространстве массовой культуры, в том числе на страницах массовых журналов. Проведенное исследование позволяет рассмотреть, как на протяжении второй половины XIX столетия британские журналы превращаются в канал трансляции потребительских идеалов и инструмент подчинения личного пространства человека ценностям формирующейся массовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

English Mass Magazines As A Reflection of the Victorian Notion of the Ideal Home Space

The Victorian age is a unique period in the history of England that saw a great amount of new social phenomena that considerably changed people’s everyday life. During this period the printed media began to play an important part in the society’s life and influenced even the steadiest cultural phenomena. Thus home that had always embodied traditional values and had been a stronghold of conservatism exactly during the turbulent Victorian age began to yield to the times. Having fallen under the mass culture influence, the residential space was increasingly getting out of the sacral sphere and became a subject to fashion tendencies, advertising, new rules and values that were now being formulated considering middle class tastes and views in the sphere of mass culture, in particular on the pages of mass magazines. The aim of this article is to analyze these processes and the changes of the attitude towards the home space in the Victorian age. The research shows how during the second half of the XIX century British mass magazines became a channel of the translation of customers’ ideals and an instrument for the personal space submission to the developing mass culture. During a couple of decades periodicals became familiar with modern ways of communication with customers, formed new ideals, values and needs of the society. At the end of the XIX century a residential interior became one of the general spheres of the consumer culture influence while traditional English views on the ideal home connected with comfort, safety and rational economy gave way for luxury, seasonal fashion, mass production goods that had to demonstrate masters’ good taste and status.

Текст научной работы на тему «Массовые английские журналы как отражение викторианских представлений об идеальном пространстве дома»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.М. Михайлова

МАССОВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ

ВИКТОРИАНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ДОМА

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Викторианская эпоха представляет собой уникальный период в истории Англии, положивший начало целому ряду новых для этой страны явлений, в корне изменивших повседневное существование человека. В это время активное участие в жизни общества начинают играть средства массовой информации, под воздействием которых меняются даже самые устоявшиеся феномены культуры. Так, пространство дома, которое в Англии во все времена являлось олицетворением традиционных ценностей и оплотом консерватизма, именно в бурную Викторианскую эпоху начинает уступать натиску времени. Оказавшись в под влиянием массовой культуры, жилое пространство постепенно выходит из сферы сакрального и становится подверженным веяниям моды, воздействию рекламы и новых правил и ценностей, отныне формулируемых с опорой на вкусы и воззрения среднего класса в пространстве массовой культуры, в том числе на страницах массовых журналов. Проведенное исследование позволяет рассмотреть, как на протяжении второй половины XIX столетия британские журналы превращаются в канал трансляции потребительских идеалов и инструмент подчинения личного пространства человека ценностям формирующейся массовой культуры.

Ключевые слова: культура повседневности, массовая культура, Викторианская эпоха, женские журналы, пространство дома, декор, Англия.

Викторианская эпоха знаменует собой век неслыханных перемен в истории и культуре Англии, что нашло яркое отражение в повседневной жизни человека этого времени. Как справедливо отмечает Т.Ю. Загрязкина, «проблема повседневности прямо или косвенно охватывает всю сферу жизни человека, его бытие и сознание, многие пласты культуры, связанные множеством переплетающихся линий, которые не всегда можно отделить друг от друга, а иногда и просто разграничить» [Загрязкина, 2013: 95]. Быстрое развитие науки и техники, массового машинного производства, торговли и транспорта, расширение

Михайлова Екатерина Михайловна — аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: katyamihailova@inbox.ru).

контактов с другими странами, в том числе с колониями, приводят к появлению на рынке невероятного разнообразия товаров повседневного спроса, которые могут себе позволить представители разных сословий, а также к возникновению высокой конкуренции за рынки сбыта, что значительно ускоряет развитие промышленности — производители стремятся сделать свои товары более качественными, привлекательными и доступными для потребителя. Для укрепления позиций местных производителей зарождается идея дизайна, призванного сделать английские изделия более конкурентоспособными на рынке, изобилующем товарами из разных стран.

На фоне многочисленных событий, происходящих в стране и мире, активной политической, экономической, социальной и культурной жизни английского общества дом и повседневная жизнь человека приобретают важнейшее значение. По словам Т.Ю. Загрязкиной: «Повседневность имеет свои традиции, но и претерпевает изменения, связанные с контекстом эпохи. Между тем изменчивое не исключает стабильного» [Загрязкина, 2013: 97]. Действительно, в Викторианскую эпоху, когда человек постоянно сталкивается с многочисленными социальными и культурными изменениями, в том числе в повседневной жизни, олицетворением стабильности, спокойствия и национальных традиций становится дом, культ которого в это время приобретает невиданные ранее масштабы. В то же время именно в Викторианскую эпоху даже английский дом, один из самых консервативных, традиционных и устойчивых феноменов британского мира, начинает меняться под влиянием машинного производства, новых технологий, массовых вкусов и массовой культуры. Задача данной работы — исследовать, как проходил этот процесс.

В эту эпоху формирования и развития массовой культуры все большую роль в жизни общества начинают играть печатные средства массовой информации, которые стремятся проникнуть во все сферы человеческой жизни, завоевать доверие совершенно разных аудиторий читателей и оказывать воздействие на их вкусы, взгляды, пристрастия, в том числе касающиеся и пространства дома. Наступает время, когда, как и в современном мире, «медиасообщения все активнее заменяют действительность, формируя процесс восприятия и оценки миллионов» [Руцинская, 2011: 97].

Проникают средства массовой информации и в пространство дома, обстановка которого оказывается объектом влияния моды и стиля, а также средством репрезентации и самоидентификации. Наиболее ярко этот процесс прослеживается на страницах женских журналов, отражая необходимость в практических советах для молодых хозяек, которую начинают удовлетворять многочисленные учебники с советами

по домоводству, а впоследствии и по декору1, и женские журналы, возникающие в XIX в. и рисующие картину идеального дома и деятельной роли женщины в нем.

Стоит отметить, что Викторианская эпоха — достаточно продолжительный период, в течение которого десятки журналов возникали, развивались и прекращали свое существование, но взятые все вместе, они отражают изменяющиеся на протяжении этого периода вкусы и ценности, разделяемые представителями среднего класса как основной читательской аудитории этих изданий. Тема викторианского дома и повседневной жизни буржуазии в этот период изучалась целым рядом исследователей, таких как Марк Жируар [Girouard, 1979], Кэтрин Ферри [Ferry, 2013], Сьюзэн Лэсдан [Lasdun, 1981], Джудит Фландерс [Flanders, 2005] и др. В данной статье будут рассмотрены буржуазные представления об идеальном доме, формируемые женскими массовыми журналами Викторианской эпохи.

В отношении пространства дома в истории викторианских журналов можно выделить два периода: 1) 1830—1850-е, когда периодические издания еще только начинают осваивать тему пространства дома, и 2) 1860—1900-е, когда, полностью освоившись, журналы становятся важной частью и механизмом культуры потребления, активно навязывая новые ценности и выступая в роли посредника между продавцами товаров и услуг для дома и потребителями. Эти процессы будут эволюционировать и усложняться к рубежу XIX—XX вв.

В первой половине XIX в. на ранних этапах развития массовых журналов тема дома и его обстановки возникает лишь фрагментарно, уступая место политическим и экономическим новостям, моде, литературе и рукоделию, однако уже в это время можно проследить специфику отношения англичан к жилому пространству. Большое место в представлениях британцев об идеальном доме будет играть не столько декоративный, сколько функциональный критерий, проявляющийся в прагматическом отношении к жилью как к продуманному, функциональному, гигиенически чистому и безопасному пространству.

Мода на практичность и сдержанность в интерьере повлияла и на отношение к декору, говоря о котором авторы журнальных статей призывают в первую очередь задумываться об умеренности, чистоте и гигиеничности: «Зеркало в ванной должно быть достаточно большим, но без рамы или резьбы, в которых накапливается пыль. <...> Покупая предметы декора, необходимо сразу думать, как вы их будете защищать от пыли. Пыль на мебели, полках и в углах делает дом безобразным. Резьба усложняет уход за мебелью»2.

1 Тема, изученная рядом исследователей. См., например [Hamlet, 2006: 184—185].

2 How to furnish a house // The Ladies' Treasure. L., 1860. Vol. 4. P. 150-151.

Помимо продуманного оформления, чистоты и порядка важнейшими составляющими идеального дома викторианского времени являются хорошо организованное управление домашним хозяйством, образованность и учтивость хозяйки — все это составляет единое целое, круг забот женщины, направленный на создание уюта и привлекательности домашнего очага: «Дом должен радовать глаз, веселить сердце, удовлетворять душу. Все это можно добавить к декору дома, увеличив его комфорт или внеся спокойствие в мысли»3. В английских журналах этого времени прослеживается восприятие дома как мира, в котором все взаимосвязано и требует большого внимания, мудрости и знаний хозяйки. Особенно подчеркивается тесная связь обстановки дома и семьи, уюта домашнего очага и семейного счастья супругов в целом.

Начиная с 1870-х годов картина идеального дома и домашнего уюта, создаваемая массовыми журналами, претерпевает существенные трансформации. При этом теме оформления жилого интерьера начинает уделяться значительно больше внимания.

В данный период массовыми журналами широко постулируется отказ от утилитарности в пользу роскошного, декорированного интерьера, что становится повсеместной тенденцией. Как будет отмечено в одной из статей Myra's Journal, «в конце XIX века никто не должен жить среди плохо сделанной или некрасивой мебели. Единственная сложность — решить, что является наиболее красивым среди многочисленных и изящных вариантов шкафов, которые останавливают на себе взгляд очарованного посетителя любого из больших лондонских мебельных магазинов. Фарфор и стекло так же прекрасны, как более массивные предметы, и мы вряд ли можем поверить, что какая-нибудь другая эпоха могла создать такую красоту и разнообразие»4.

Вместо понятий «комфортный», «чистый», «удобный», «гигиеничный», «безопасный», являвшихся обязательными характеристиками «правильного» дома в первой половине XIX в., на первый план выходит такое качество интерьера, как "artistic", которое можно перевести как «художественный», «красивый», «стильный», «оригинальный» — то, что мы сейчас назвали бы «дизайнерским». С развитием машинного производства, ростом импорта из колоний, увеличением экзотических товаров на рынке и постепенным снижением цен на них появляется возможность творчества в рамках собственного дома, которое становится неотъемлемой частью домашнего уюта. Распространению этих идей способствуют и женские журналы, рассказывая о различных способах создания интерьера в экзотических стилях.

3 Ibid. P. 242-243.

4 Artistic homes: or, Fashion in Furniture // Myra's Journal. L., 1889. № 11. Vol. XV. P. 587.

При этом связь обстановки и домашнего уюта перестает быть столь явной. На первое место выходят идеи соответствия своему времени и исторической преемственности в любви к красоте и порядку: «Мода в мебели — это то, над чем стоит задуматься: все нации и народы имели свой стиль; достаточно обратиться к тому, что осталось от египтян, греков и римлян, чтобы убедиться в этом. Позднее, уже в нашей стране, мы можем видеть, как Елизаветинский стиль сменился стилем Королевы Анны, на смену которому пришел Георгианский стиль, и каждый из них имел свою особенную красоту»5.

К концу века представления об уютном доме как стильном и модном будут лишь укрепляться. Это будет происходить на фоне невероятного усиления роли средств массовой информации, которые, получив наконец власть над умами людей, становятся на удивление свободными и смелыми в своих действиях. Они без стеснения навязывают новые вкусы, необходимость приобретения тех или иных товаров, мода на которые становится сезонной, и с гордостью констатируют факт необычайного роста интереса к интерьерному декору: «Интерес к организации своего жилья превышает интерес к образованию. Массовое образование превращает ребенка в хорошего работника, добытчика, а не воспитывает в нем индивидуальность. Сейчас больше веры в "иметь", чем в "быть", и люди все больше стремятся окружить себя признаками власти, чем обладать реальным секретом власти»6.

Таким образом, на этапе зарождения массовой культуры в Англии в начале Викторианской эпохи тема уюта продолжает носить традиционный характер и проявляться в щепетильном отношении англичан к комфорту дома и его безопасности для всех членов семьи, тогда как сам дом является еще практически сакральным миром, в котором красота и уют понимаются как залог любви и семейного счастья, находящихся в руках женщины-хозяйки. Однако всего за несколько десятилетий пространство дома оказывается во власти средств массовой информации, которые меняют отношение к этому пространству, делая его объектом моды и постоянного потребления. Навязывается необходимость оригинального, «художественного» оформления интерьера с учетом принадлежности его к тому или иному историческому стилю и популярных тенденций. Через разностороннее информирование людей, их убеждение и демонстрацию им примеров «хорошего вкуса» производители от лица профессиональных декораторов стремятся мотивировать читателей журналов постоянно обновлять обстановку дома, покупать новые предметы мебели и предметы декора. К концу века украшение пространства дома становится важнейшей и широчай-

5 Artistic homes: or, Fashion in Furniture // Myra's Journal. L., 1888. № 6. Vol. XIV. P. 364.

6 Barnett C. The House Beautiful // The House Beautiful. L., 1904. № 1. Vol. 1. P. 6.

шей общественной тенденцией, которая отражает окончательное утверждение господства массовой культуры и которая будет лишь укреплять свои позиции в будущем.

Список литературы

1. Загрязкина Т.Ю. Культура повседневности — «вышивка», «гобелен» или «холст»? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 3. С. 92—103.

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2002.

3. Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX — начало XX) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. С. 74—92.

4. Hamlet J. Managing and Making the Home: Domestic Advice Books// Imagined interiors: Representing the domestic interior since the Renaissance. Edited by Jeremy Aynsley and Charlotte Grant with assistance from Harriet McKay. L.: V&A Publications, 2006. P. 184-185.

5. Flanders J. Inside the Victorian Home: A Portrait of Domestic Life in Victorian England. L.: WW Norton & Company, 2005.

6. Ferry K. The Victorian Home. Oxford: Share Publications Ltd, 2013.

7. Girouard M. The Victorian Country House. Oxford University Press, 1971.

8. Lasdun S. Victorians at home. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1981.

Ekaterina M. Mikhailova

ENGLISH MASS MAGAZINES AS A REFLECTION

OF THE VICTORIAN NOTION OF THE IDEAL HOME SPACE

Lomonosov Moscow State University 1, Leninskie Gory, Moscow, 119991

The Victorian age is a unique period in the history of England that saw a great amount of new social phenomena that considerably changed people's everyday life. During this period the printed media began to play an important part in the society's life and influenced even the steadiest cultural phenomena. Thus home that had always embodied traditional values and had been a stronghold of conservatism exactly during the turbulent Victorian age began to yield to the times. Having fallen under the mass culture influence, the residential space was increasingly getting out of the sacral sphere and became a subject to fashion tendencies, advertising, new rules and values that were now being formulated considering middle class tastes and views in the sphere of mass culture, in particular on the pages of mass magazines. The aim of this article is to analyze these processes and the changes of the attitude towards the home space in the Victorian age. The research shows how during the second half of the XIX century British mass magazines became a channel of the translation of customers' ideals and an instrument for the personal space submission to the developing mass culture. During a couple of decades periodicals became familiar with modern

ways of communication with customers, formed new ideals, values and needs of the society. At the end of the XIX century a residential interior became one of the general spheres of the consumer culture influence while traditional English views on the ideal home connected with comfort, safety and rational economy gave way for luxury, seasonal fashion, mass production goods that had to demonstrate masters' good taste and status.

Key words: the culture of everyday life, mass culture, Victorian age, women's magazines, the home space, décor, England.

About the author: Ekaterina M. Mikhailova — Postgraduate student at the Regional Studies Department of the Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lo-monosov Moscow State University (e-mail: katyamaihailova@inbox.ru).

References

1. Zagrjazkina T.Ju. 2013. Kul'tura povsednevnosti — "vyshivka", "gobelen" ili "holst"? [The Culture of Everyday Life: Embroidery, Tapestry or Canvas?] Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 92—103. (In Russ.) 3. Rucinskaja I.I. 2011. Putevoditel' kak instrument konstruirovanija regional'-nyh dostoprimechatel'nostej (vtoraja polovina XIX — nachalo XX) [A Guide Book as an Instrument of Regional Sights Construction (the second half of the XIX — the beginning of the XX cc.)]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 74—92. (In Russ.)

3. Ortega y Gasset J. 2002. Vosstanie mass [The Revolt of the Masses]. Moscow, Izdatel'stvo AST. (In Russ.)

4. Flanders J. 2005. Inside the Victorian Home: A Portrait of Domestic Life in Victorian England. L.: WW Norton & Company.

5. Ferry K. 2013. The Victorian Home. Oxford: Share Publications Ltd.

6. Girouard M. 1971. The Victorian Country House. Oxford University Press.

7. Hamlet J. 2006. Managing and Making the Home: Domestic Advice Books. In Aynsley J., Grant C. (eds.). Imagined interiors: Representing the domestic interior since the Renaissance. L.: V&A Publications.

8. Lasdun S. 1981. Victorians at home. L.: Weidenfeld & Nicolson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.