Научная статья на тему 'Английские настольные часы в интерьере викторианского загородного дома (на материале художественных произведений викторианских писателей)'

Английские настольные часы в интерьере викторианского загородного дома (на материале художественных произведений викторианских писателей) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
568
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА / ВИКТОРИАНСКИЕ ПИСАТЕЛИ / ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ / ИНТЕРЬЕР / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дякив Оксана Викторовна

Английские настольные часы Викторианской эпохи в рамках искусствоведения и художественной культуры практически неизведанный предмет интерьера. Рассматриваются образ, место и роль английских настольных часов в интерьере викторианского загородного дома на основе обращения к художественным произведениям писателей Викторианской эпохи. Представляются также элементы незаурядной смысловой программы в образе викторианских настольных часов как символа английского загородного дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дякив Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Английские настольные часы в интерьере викторианского загородного дома (на материале художественных произведений викторианских писателей)»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 7.067.4 ББК (Щ) 85.12

О.В. Дякив

английские настольные часы в интерьере викторианского загородного дома (на материале художественных произведений викторианских писателей)

Английские настольные часы Викторианской эпохи в рамках искусствоведения и художественной культуры - практически неизведанный предмет интерьера. Рассматриваются образ, место и роль английских настольных часов в интерьере викторианского загородного дома на основе обращения к художественным произведениям писателей Викторианской эпохи. Представляются также элементы незаурядной смысловой программы в образе викторианских настольных часов как символа английского загородного дома.

Ключевые слова:

Викторианская эпоха, викторианские писатели, загородный дом, интерьер, художественная культура, художественный стиль.

В истории Англии Викторианская эпоха представляет собой одно из самых уникальных и неповторимых явлений. В этот период экономическое и политическое превосходство Англии вывело ее художественную культуру на самый высокий мировой уровень. Франция лишилась традиционных позиций арбитра мировой моды, так как Англия стала владычицей мира. Художественная культура викторианской Англии базировалась на незыблемости традиций, устойчивости и социальной стабильности. Высокая культура викторианской Англии оказывала сильное влияние на формирование духовных и материальных ценностей. Укрепившиеся также на протяжении многих столетий нравы, обычаи, характер англичан, в Викторианскую эпоху стали результатом впечатляющего прогресса и процветания в таких сферах культурной деятельности, как изобразительное искусство, скульптура и театр, а особый дух собственничества в этот период достиг своего небывалого апогея. Поэтому материальные ценности занимали одно из самых важных мест в повседневной жизни викторианцев. Так, ценность загородного дома определялась не только его высокой стоимостью или роскошью, но и типичной живописностью, уютом и покоем. Каждый лавочник или клерк, представитель среднего класса и даже высокооплачиваемый служащий мечтал приобрести собственный загородный коттедж

и поселиться в нем постоянно. Вкладывая средства в приобретение старинных построек, состоятельные англичане-виктори-анцы таким образом открывали широкой публике их необычность и красоту. Викторианский стиль, использовавшийся в оформлении интерьеров английских загородных коттеджей, уникален тем, что соединил в себе элементы классики, готики и даже восточной экзотики. Сдержанная королевская роскошь и богатство этого стиля привлекают внимание многих современных дизайнеров интерьера и художественных критиков. Английские настольные часы по праву считались изящным украшением интерьеров английских загородных коттеджей в викторианском стиле. Однако мода XXI столетия постепенно возвращает в дома гарнитуры английских настольных часов. Поэтому тема английских настольных часов в викторианском интерьере, несмотря на их крайне малую изученность, как с искусствоведческой, так и с культурологической точки зрения, в последние годы приобретает все большую актуальность и интерес.

В Викторианскую эпоху образ загородного дома ассоциировался с безмятежностью, уютом, достатком и достоинством. Для представителей мира искусства загородный дом превратился в средство противостояния буржуазным тенденциям и «в некий ^ эстетический манифест, выражавшийся на со языке культуры жилища и ландшафта» [15, ^

о

с. 450-457]. В этот период каждый автор в своей оригинальной художественной манере приводит описание викторианского загородного дома и его интерьера. Среди них Дж. Голсуорси, Ч. Диккенс, Ш. Бронте, А. Конан Дойл и многие другие. Вот что пишет Джон Голсуорси в «Саге о Форсайтах»: «Местоположение домов было для Форсайтов вопросом громадной важности, и в этом не было ничего удивительного, ибо дом олицетворял собой самую сущность их жизненных успехов» [2, с. 43]. Также он делает акцент и на деталях, которые сразу бросаются в глаза: медный молоток на входной двери, оконные рамы, розовые гортензии и др. «Как и вся просвещенная верхушка лондонцев одного с ним класса и поколения, уже утратившая веру в красную плюшевую мебель и понимавшая, что итальянские мраморные группы современной работы - просто vieux jeu, Сомс Форсайт жил в таком доме, который мог сам постоять за себя. На входной его двери висел медный молоток, выполненный по специальному заказу, оконные рамы были переделаны и открывались наружу, в подвесных цветочных ящиках росла фуксия, а за домом (немаловажная деталь) был маленький дворик, вымощенный зелеными плитами и уставленный по краям розовыми гортензиями в ярко-синих горшках» [2, с. 87]. А в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» с многочисленными аллюзиями и реминисценциями образ викторианского загородного дома на фоне готически пасмурного поместья Торнфильд приобретает особую патетичность и живописность: «Мы медленно поднялись по аллее и скоро очутились перед домом. В одном окне сквозь занавески пробивался свет, все остальные были темны. Лошадь остановилась у подъезда. Я вышла из экипажа и вступила в дом... Вообразите себе маленькую уютную комнату; у жаркого камина круглый стол; в старинном кресле с высокой спинкой сидит самая чистенькая и аккуратная старушка, какую только можно себе представить, в чепце, черном шелковом платье и белоснежном кисейном переднике - в точности такая, какой я рисовала себе миссис Фэйрфакс, только менее представительная и более кроткая. Старушка вязала. У ее ног, мурлыча, сидела большая кошка. Словом, это был совершенный идеал домашнего уюта» [1, с. 91].

На основе описаний интерьеров в художественных произведениях викторианских писателей можно также вывести особенности таких интерьеров. В частности, что викторианский интерьер является отражением многовекового, переходящего из поколения в поколение девиза «мой дом - моя кре-пость»1, где можно согреться у камина про-

хладными, туманными вечерами. Вместе с тем викторианские интерьеры отличались многообразием художественных стилей. Поэтому каждая комната по-своему декорировалась: библиотека - в стиле возрожденной готики, спальня - в духе возрожденного рококо, а неоклассическая прихожая располагалась рядом с персидской курительной комнатой. Но общие особенности любой комнаты в викторианском стиле состояли в том, что стены были сплошь увешаны картинами и фотографиями, и в такой комнате с помпезной, тяжелой мебелью невозможно было лишний раз повернуться из-за многочисленных столиков, кресел с пуфиками и полочек со статуэтками. В викторианских интерьерах преобладал золотой геометрический или растительный орнамент, который можно было увидеть на тисненых обоях, в картинах в золоченых рамах, где красный или бордовый цвет считался идеальным. Бордовые портьеры и драпировки из плюша использовались в столовых помещениях и библиотеках, а золото - в карнизах. В викторианском интерьере непременно чувствовалось также влияние восточных колоний, показателем которого являлось обилие тканей: шторы, чехлы на стульях и диванах, подушки, пледы, абажуры. Таким представляется интерьер в книге «Собственник» «Саги о Форсайтах» Джона Голсу-орси: «Небольшой сумрачный кабинет с окнами из цветного стекла, чтобы не видеть улицу, был заставлен мебелью красного дерева с темно-зеленой бархатной обивкой и сложной резьбой» [2, с. 48].

Но на фоне всего этого разнообразия главное место в викторианском интерьере, который возник в конце 30-х гг. XIX столетия, но до сих пор привлекает внимание своим спокойствием и классически красивыми формами, отводилось английским настольным часам. Обладая большей мобильностью и практичностью в использовании, во внутреннее убранство королевской резиденции или загородного дворянского особняка они вносили особый, необыкновенный шарм, становясь эпицентром любого помещения и оживляя интерьеры своими мерными, мелодичными звуками. Художественные произведения викторианских писателей свидетельствуют также о том, что английские настольные часы занимали особо важное место в интерьере викторианского загородного дома. Они могли располагаться в небольших помещениях -в столовой или гостиной, в библиотеке, будуаре, спальне, на каминной полке и даже на лестничной площадке, а их внешний облик отличался разнообразием. Так, в произведениях всем известного писателя

Рис. 2. Джон Тенниел. Иллюстрации к книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (1872).

Рис. 3. Кадры из британского детективного телесериала «Пуаро Агаты Кристи» (2009), снятого основе произведения А. Кристи «Часы».

о

Викторианской эпохи Чарльза Диккенса, таких как «Большие надежды», «Холодный дом», «Часы мистера Хамфри», довольно часто встречается образ английских настольных часов как непременный элемент в убранстве викторианского интерьера и символ, хранитель домашнего очага, создающий комфорт и уют: «Все оставалось как было: мрачный старый дом, желтый свет в затемненной комнате, поблекший призрак в кресле перед зеркалом; казалось, вместе с часами само Время остановилось в этом таинственном жилище, и пока вне его и я, и все вокруг росло и старилось, само оно пребывало неизменным» [3, с. 142]; «одно лишь тиканье часов да потрескиванье дров в каминах нарушают тишину комнат... » [4, с. 355]; «Мои старинные веселые, общительные часы. Как бы мне только донести до окружающих мысль о комфорте и утешении, которые олицетворяют эти часы для меня на протяжении многих лет!.. Какая другая неодушевленная вещь могла бы так воодушевлять меня, как это делают часы! Какая другая неодушевленная вещь (я не буду говорить о том, как мало таких вещей существует) становится таким же терпеливым, верным, неустанным другом! Как часто длинными, зимними вечерами в их звонком голосе я чувствовал приятное общество! Как часто в летних сумерках, когда мои мысли блуждали в грустном прошлом, постоянный шепот часов возвращал их в спокойное и мирное настоящее! Как часто в мертвом спокойствии ночи звон старинных часов, разбивающий угнетающую тишину, придавал мне уверенность, что они все еще охраняют меня в моем маленьком уютном доме!» [16, с. 105-106]. В книге «Собственник» «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси викторианские настольные часы напоминают о бренности человеческой жизни, а также приводят к выводу о том, что такие часы играли важную роль в жизни их владельцев: «Старинные часы, которые он (старый Джолион) приобрел почти полвека назад, еще до женитьбы, своим тиканьем вели ревнивый счет секундам, навсегда ускользавшим от их старого хозяина» [2, с. 48].

Но английские настольные часы Викторианской эпохи, в частности каминные, в художественной литературе представляются не только в качестве символа домашнего очага. Они могут иметь тесную взаимосвязь с определенно важными событиями или поведать об особенностях повседневного образа жизни обитателей английского особняка, как, например, в рассказах Артура Конан Дойла о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона: «Проснувшись в одно апрельское утро 1883 года, я увидел,

что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Одет он был не по-домашнему. Обычно он поднимался с постели поздно, но теперь часы на камине показывали лишь четверть восьмого. Я посмотрел на него с удивлением и даже несколько укоризненно. Сам я был верен своим привычкам» [7]; «...Он (Шерлок Холмс) замолчал, чтобы бросить взгляд на часы, стоявшие на каминной доске. - Гм, у нас есть еще час, - закончил он. - Поэтому давайте оставим проблемы, связанные с многообразными пороками человека, и отдадимся во власть той высокой силы, которой подвластны даже худшие из нас. Ватсон, передайте мне Страдивариуса. Он в углу сзади вас» [8] (рис. 1).

Произведения английского математика и писателя Викторианской эпохи Льюиса Кэрролла, облеченные в форму детских сказок (как и у викторианской писательницы Беатрикс Поттер), пронизаны некоторым «духом противоречия»Ь. В его книге «Алиса в Зазеркалье», написанной в 1871 году как продолжение книги «Алиса в стране чудес«, каминные часы предстают в качестве одушевленного предмета интерьера, однако свидетельствующего об отсутствии в сказке времени как такового, так как в последующих эпизодах все часы всегда показывали шесть, то есть обеденное время. Сюжетные эпизоды запутаны во времени, а все в них происходящее видится Алисе совсем не так, как на первый взгляд. В сравнении с другими авторами, здесь проявился совершенно неординарный подход Льюиса Кэрролла к художественному воплощению викторианских настольных часов в интерьере: «...Алиса стала оглядывать Зазеркальную комнату и увидела много занимательного. Портреты на стене ожили и весело подмигивали ей. А круглые часы, стоявшие на каминной полке (раньше Алиса видела их только сзади), вдруг оказались забавным Старичком Часовичком... Часовичок смешно гримасничал и улыбался» [11, с. 165] (рис. 2).

Роман английской писательницы Агаты Кристи (1890-1976), являющейся представительницей позднего периода Викторианской эпохи и затем последующего XX столетия, «Часы» всецело был посвящен только интерьерным часам. В этом романе события происходят в Викторианскую эпоху. На месте преступления были обнаружены шесть интерьерных часов разных видов и показывавших разное время, а дальнейшее расследование тесно и интригующе переплеталось с данными часами: «Бросалось в глаза необычайное множество часов - высокие напольные часы, тикавшие в углу, часы из дрезденского фарфора на

каминной полке, серебряные часы в форме ранства, но и символом, хранителем домаш-

кареты на письменном столе, маленькие, него очага, свидетелем всех происходящих

причудливые позолоченные часики на эта- в нем важных событий, как реальных во

жерке с безделушками у камина и, наконец, времени и пространстве, так и наделенных

дорожные часы в полинявшем кожаном духом противоречия. Впоследствии, ког-

футляре с выцветшей позолоченной над- да в середине и второй половине XIX века

писью «Розмари» в углу... Часы с кукушкой викторианские настольные часы становят-

пробили три, но все другие часы спешили ся предметом массового производства, ста-

примерно на час...» [9, с. 10, 22]. Как видно ло возможным увидеть их в интерьерах не

из приведенной цитаты, викторианские только загородных особняков, но и в домах

настольные часы занимают разные места в простых обывателей Викторианской эпохи. интерьере и представляются автором как Кроме того, образ викторианских на-

загадочные свидетели совершенного пре- стольных часов обладает огромным смыс-

ступления. И то, что все данные часы по- ловым значением в произведениях таких

казывали разное время, может говорить об викторианских писателей, как Чарльз

их неком «духе противоречия», абсурдном Диккенс, Артур Конан Дойл, Джон Голсу-

несоответствии действительности (рис. 3). орси, Льюис Кэрролл и др., хотя так же, как

Итак, образ английских настольных на примере Агаты Кристи, оставил незна-

часов на фоне викторианского интерьера, чительный след и в истории зарубежной

представленный на основе художествен- художественной литературы XX столетия.

ных произведений писателей Викториан- Возможно, когда пройдут годы, десяти-

ской эпохи, в своей сущности многогранен. летия, образ викторианских настольных

Такие часы являлись не только одним из часов станет предметом художественного

самых важных декоративных элементов уб- воплощения и в современной литературе.

Список литературы:

[1] Бронте Ш. Джейн Эйр. - Нальчик: издательский центр «Эль-Фа», 1997. - 445 с.

[2] Голсуорси Дж. Собрание сочинений: в 8 т. / Пер.с англ. . Т. 1. Сага о Форсайтах: Собственник; В петле: романы. - М.: Худож. лит., 1983. — 671 с.

[3] Диккенс Ч. Большие надежды: роман / Пер. с англ. М. Лорие. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 543 с.

[4] Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. Холодный дом: роман / Пер. с англ. М.И. Клягиной-Кондратьевой. - М.: Худож. лит., 1985. -784 с.

[5] Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Известия Урал. гос. ун-та. Сер. 2: Гуманит. науки. Т. 35. - 2005, № 9. - С. 28-44.

[6] Из истории комнатных и карманных часов в Германии, Англии и Франции // Наука и жизнь. - 1965, № 9. - С. 74-75.

[7] Конан Дойл А. Приключения Шерлока Холмса: Пестрая лента. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.serann.ru/text/pestraya-lenta-9600 (20.03.2014)

[8] Конан Дойл А., Джон Диксон Карр Дж. Тайна закрытой комнаты (Из рассказа Артура Конан Дой-ла «Большой палец машиниста»). - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.litmir.net/br/?b=48770 (14.03.2014)

[9] Кристи А. Часы: детективный роман / Под ред. В. Тирдатова. - М.: Эксмо, 2011. - 320 с.

[10] Крючкова Н. Д. Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века / Дис. ... канд. ист. наук. - Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2004. - 247 с.

[11] Кэрролл Л. Приключения Алисы / Пересказ Л. Яхнина, ил. Д. Тенниела. - М.: Эксмо, 2014. - 352 с.

[12] Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера: от античности до наших дней / Пер. с англ. Е. А. Кантор. - М.: Искусство, 1990. - 247 с.

[13] Махлина С.Т. Часы в интерьере // Вестник Орловского государственного университета, 2011. -С. 248-250.

[14] Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойла: [антология викторианской детективной новеллы: переводы / Сост.: А. Борисенко, В. Сонькина. - М.: Иностранка, 2009. - 575 с.

[15] Якубовская И. В. Историко-культурный текст Викторианской эпохи: коттедж в образе жизни англичан XIX века // Фигуры истории или «общие места» историографии: Вторые Санкт-Петербург. чтения по теории, методологии и философии истории. - СПб.: Северная звезда, 2005. - С. 450-457.

[16] Benson J.W. Time and time-tellers. - London: R. Hardwicke, 1875. - VII, 189, [1] p. front., ill.

[17] Influences in Victorian Art and Architecture / Ed. by S. Macready, F.H. Thompson. - London: Society of Antiquaries: Distributed by Thames and Hudson, 1985. - VII, 171 p.: ill. (some col.).

1 С английского: My house is my castle. Выражение принадлежит английскому юристу XVII века Эдуарду Коку (1552-1634). Встречается в его комментариях к британскому законодательству, которые были опубликованы (1628-1644) под названием «Установления английского права». Смысл выражения: мой дом - это то место на земле, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности.

2 Данная фраза встречается в пьесе французского драматурга XX столетия Ионеско Э. «Лысая певица», в которой настенные часы над камином всегда показывали противоположное время и отбивали количество ударов всегда разное, не соответствующее действительному времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.