О. В. Дякив
АНГЛИЙСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ В ИНТЕРЬЕРЕ ВИКТОРИАНСКОГО ЗАГОРОДНОГО
ДОМА (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ)*
В истории Англии Викторианская эпоха представляет собой одно из самых уникальных и неповторимых явлений. В этот период экономическое и политическое превосходство Англии вывело ее художественную культуру на самый высокий уровень. Большую роль в художественной культуре викторианской Англии, базировавшейся на незыблемости традиций, устойчивости и стабильности, играл дух собственничства. Поэтому материальные ценности занимали одно из самых важных мест в повседневной жизни вик-торианцев. Каждый лавочник и клерк или высокооплачиваемый служащий мечтали приобрести собственный загородный коттедж и поселиться в нем постоянно. При этом ценность загородного дома определялась не только его высокой стоимостью или роскошью, но и живописностью. Безмятежность, уют, достаток и достоинство ассоциировались в Викторианскую эпоху с образом загородного дома. Множество английских писателей того времени в своей оригинальной художественной манере приводят описание викторианского особняка и его интерьера. Среди них Дж. Голсу-орси, Ч. Диккенс, Ш. Бронте, А. Конан Дойл и др.
Викторианский интерьер представляет собой воплощение многовекового, переходящего из поколения в поколение девиза
* Дякив О.В. Английские настольные часы в интерьере викторианского загородного дома (на материале художественных произведений викторианских писателей). - Режим доступа: http://www.terrahumana.ru/arhiv/14_04/14_04_18.pdf
Английские настольные часы
«мой дом - моя крепость», где можно укрыться и согреться у камина прохладными туманными вечерами. Уют составлялся многообразием художественных стилей. Каждая комната декорировалась по-разному. Библиотека - в стиле возрожденной готики, спальня - в духе возрожденного рококо, а неоклассическая прихожая располагалась рядом с персидской курительной комнатой. Но было и общее, что присуще всем комнатам в викторианском стиле. Это обилие картин и фотографий на стенах, а также тяжелой, помпезной мебели - многочисленных столиков, кресел с пуфиками и полочек со статуэтками - из-за чего в помещении невозможно было лишний раз повернуться.
В викторианских интерьерах преобладал золотой геометрический или растительный орнамент, при этом красный или бордовый цвет считался идеальным. Бордовые портьеры и драпировки из плюша, золото - в карнизах. В викторианском интерьере непременно чувствовалось также влияние восточных колоний, свидетельством чему было обилие тканей: шторы, чехлы на стульях и диванах, подушки, пледы, абажуры.
Но на фоне всего этого разнообразия главное место в викторианском интерьере, возникшем в конце 30-х годов Х1Х в., отводилось английским настольным часам. Обладая большой мобильностью и практичностью в использовании, во внутреннее убранство королевской резиденции или загородного дворянского особняка они вносили особый шарм, становясь эпицентром любого помещения. В интерьере загородного дома часы могли располагаться в небольших помещениях - в столовой или гостиной, библиотеке, будуаре, спальне, на каминной полке и даже на лестничной площадке.
В произведениях Чарльза Диккенса довольно часто встречается образ английских настольных часов как непременный элемент в убранстве викторианского интерьера, как символ, хранитель домашнего очага, создающий комфорт и уют. Писатели часто используют эту особенность настольных часов, связывая их с важными событиями или с особенностями повседневного образа жизни обитателей английского особняка, как, например, в рассказах Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, в произведениях Агаты Кристи или в сказках Льюиса Кэрролла. Во второй половине Х1Х в. викторианские настольные часы стали предметом массового производства и получили доступ в дома простых обывателей.
Т.А. Фетисова