Баженов С.В., Баженова Е.Ю.
МАССОВОЕ ОНЛАйН-ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Статья выполнена по гранту ЮФУ №213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи».
В данной статье будут рассмотрены и сопоставлены две четко фиксируемые в последнее время тенденции, возникшие вследствие глобализации: появление и стремительное распространение массового онлайн-образования и усиление внимания к аспектам национальной безопасности в связи с возникновением новых современных высокотехнологических вызовов и угроз.
В последнее время в результате т.н. «цветных революций» произошла многочисленная смена политического руководства ряда стран постсоветского пространства, стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Это были организованные внешними силами государственные перевороты в отдельных странах с целью последующего их перевода под внешнее управление в условиях искусственно созданной политической нестабильности. Подобные «цветные революции» являются прямой угрозой национальной безопасности суверенных стран второго и третьего мира, за счет реализации всеобъемлющего комплекса подготовленных и взаимосвязанных социально-политических мероприятий, которые направлены на смену неугодного легитимного политического режима в этих странах. Для этого организаторами подобных революций используются две основные группы технологий. В первую очередь — это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), как новейшие глобальные технологии, так и вспомогательные, а также гуманитарные технологии разной направленности.
Гуманитарные технологии, активно используются для работы с нормами и ценностями людей. Е. Островский определяет гуманитарные технологии как «набор тщательно выверенных и научно обоснованных приёмов и специальных техник непрямого воздействия на общество через управление социальным поведением» [5]. Базовой гуманитарной технологией управления международными процессами в рамках «цветных революций» является т.н. «мягкая сила» (Soft Power) [4]. В первую очередь она используется для изменения и переформатировании символического мира, при этом основная работа ведётся с сознанием индивида посредством информации, знаний и культуры, используются как краткосрочные, так и долгосрочные стратегии [10].
Примером долгосрочной стратегии может служить стратегия «навязывания демократии», частью которой является принудительное вовлечение в образовательный процесс страны-инициатора представителей «целевых групп» стран-мишеней по всему миру. В прошлом подобное обучение происходило через обучающие проекты разных уровней, например, через сеть программ для молодёжи «Work and Travel», через систему «академической мобильности» для студентов и аспирантов, через неправительственные сети обучающих семинаров, конференций, летних школ и лагерей и пр. по различной проблематике. В настоящий момент используются новейшие технологии, позволяющие сделать данный процесс глобальным, эффективным и масштабным.
Так, например, важной тенденцией в образовательном процессе является активно развивающийся сегмент электронного обучения, связанный с распространением т.н. массового онлайн-образования (Massive Open Online Courses, MOOCs). Под этим термином принято понимать инновационную модель получения образования онлайн, доступную практически без ограничений любому человеку, кто хочет принять в ней участие [7]. Участниками могут быть студенты учебного заведения, на базе которого находится MOOC, а также любой человек, имеющий доступ в интернет.
Широкое развитие MOOCs обусловлено целым рядом обстоятельств: 1) массовым спросом на образование в течение всей жизни; 2) невозможностью в достаточной мере обеспечить существующий спрос государственным бюджетным финансированием; 3) стремлением людей обучаться по индивидуальным учебным траекториям; 4) постоянным ростом цен на формальное традиционное образование; 5) желанием участников мирового рынка образования найти эффективный инструмент конкурентной борьбы; 5) опорой на идею, что образование будущего должно быть массовым и общедоступным. Подавляющее большинство курсов MOOC в настоящее время производится и предлагается в США (всего 2400 от 400 университетов). Тремя наиболее крупными провайдерами MOOC в настоящее время являются Coursera, edX и Udacity.
Следует отметить, что за три года своего развития, передовые MOOCs превратились в комплексный продукт на глобальном рынке образовательных услуг, в создании и функционировании которого задействованы государственные структуры, венчурный капитал, разного рода НПО, университеты и представители бизнеса, а также слушатели курсов, как конечные потребители.
В качестве наиболее характерного примера рассмотрим лидирующую образовательную платформу Coursera. На 01.12.2015 г. в Coursera зарегистрировано 16 458 000 пользователей и 1 492 курса от 138 образовательных учреждений из 28 стран мира [6]. Принято считать, что Coursera - это некоммерческая образовательная компания, созданная усилиями двух основателей-энтузиастов. Однако поражает масштаб целенаправленных финансовых вложений и количество участников, имеющих непосредственное отношение к созданию и интенсивному развитию данной образовательной платформы.
Финансирование платформы Coursera проходило в несколько этапов из венчурного капитала. В 2012 году в рамках начального «Раунда А» она получила инвестиции в размере $22 млн. от венчурных фондов Kleiner Perkins Caufield & Byers (KPCB) и New Enterprise Associates (NEA), образовавших для этого совместный проект. В выделении этого транша Coursera помогал Джонатан Грэейр (Jonathan Grayer), президент между-
народной компании Kaplan, Inc. - лидера в области предоставления образовательных и профессиональных сервисов, дочерней компании крупнейшей диверсифицированной образовательной и медийной ТНК Graham Holdings. Последующие инвестиции в рамках «Раунда В» в размере $43 млн. в 2013 году были получены от GVC Capital, International Finance Corporation (IFC), Laureate Education Inc. (LE), LearnCapital (LC) и Юрия Миль-нера. В 2015 году прошел «Раунд С», в рамках которого было инвестировано еще $49,5 млн. от KPCB, NEA, Times Internet Ltd., Coleman and Company Ltd. и IFC. Также в виде непрямых инвестиций в 2013 году было получено $3,7 млн. от Калифорнийского технологического университета (California Institute of Technology) и Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania). Таким образом, за период с 2012 по 2015 годы на развитие платформы было получено инвестиций на сумму $118,2 млн.
Технологическими партнерами платформы являются крупнейшая в мире американская компания по обороту среди продаж товаров и услуг через интернет Amazon и серверное решение NGINX.
Провайдерами контента являются лучшие университеты мира, подписаны соглашения со 138 образовательными учреждениями из 28 стран, среди которых есть и родной для основателей Стэнфордский университет (Stanford University), так и такие лидеры как Принстонский Университет (Princeton University), университет Дьюка (Duke University), Технологический институт Джорджии (The Georgia Institute of Technology), университет Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) и др. В качестве зарубежных партнеров Coursera можно выделить Эдинбургский университет (University of Edinburgh in Scotland), университет Торонто (The University of Toronto), федеральная политехническая школа Лозанны (EPF Lausanne) и многие др. Россия представлена шестью вузами: Новосибирским, Томским и Санкт-Петербургским госуниверситетами, НИУ «Высшая школа экономики», МФТИ и МИФИ.
Для партнерских образовательных учреждений Coursera дает следующие значимые преимущества: 1) расширяет доступ к образованию в конкретном вузе, давая возможность этому университету стать известным по всему миру; 2) поддерживает определенную «элитарность» университета, размещающего свои курсы на образовательной платформе; 3) за счет использования современных технологий анализа «больших данных» позволяет университету иметь наиболее подробный профиль по каждому обучающемуся и влиять на процесс обучения.
Следует заметить, что в области методологии образовательного процесса Coursera непосредственно работает с Американским Советом по образованию (American Council on Education) и Фондом МакАртуров (MacArthur Foundation), которые обеспечивают логистику процесса и необходимый методологический консалтинг.
Coursera активно использует положительный опыт других MOOCs, таких как например Udacity. Так, благодаря партнерству с профессиональной социальной сетью для установления деловых контактов LinkedIn и глобальной издательской и образовательной компанией Pearson PLC была запущена программа «Direct-to-Profile Certifications», позволяющая придать получаемому слушателем сертификату более реальное значение для потенциального работодателя.
В России ключевым партнером по обеспечению и продвижению идей Coursera
является центр новых технологий и технологического предпринимательства Digital October. Другой российской компанией, тесно сотрудничающей с Coursera, является ABBYY Language Services, которая в рамках проекта «Переведем Coursera» использует собственную облачную технологическую платформу SmartCAT для автоматизации перевода курсов на русский язык.
Другой весьма важной стороной работы образовательной платформы Coursera является ее тесное сотрудничество с американскими государственными структурами. Так, на первом этапе создания платформы оно сводилось к работе через ряд аффилированных НПО, таких как MacArthur Foundation. Но уже в конце октября 2013 года Coursera напрямую объединилась с Госдепартаментом США для создания «обучающих центров» (Learning Hubs) по всему миру. Заместитель помощника госсекретаря по академическим программам Госдепартамента США Меган Кертис (Meghann Curtis) отмечает: «Мы рады стать партнером Coursera, что позволит обучаемым получить новые знания и навыки, и они смогут присоединиться к студентам высших учебных заведений США» [11].
Следует отметить, что массовому онлайн-образованию имманентно присущи такие негативные особенности, как: нестабильное качество и глубина знаний, отсутствие единых образовательных стандартов, развитие шаблонного мышления, плагиат, проблема академической честности и пр., также присутствуют неготовность слушателей к подобным курсам, высокая степень неопределенности на следующий год [2]. Однако в рамках глобального проекта по влиянию на мировое образование, эти недостатки активно и целенаправленно используются, а через разворачиваемые образовательные сетевые структуры идет процесс их глобального применения. При соответствующем масштабе, который дает альянс Coursera с Госдепом США, подобные курсы способны негативно влиять на качество образования в странах третьего мира, что в свою очередь является одной из задач «навязывания демократии» как части «мягкой силы».
Работу со слушателями наиболее явно можно показать на примере второго MOOCs по масштабу. Платформа Udacity внедрила «Программу трудоустройства» (Job Placement Program) для повышения шансов трудоустройства слушателей курсов. В рамках этой программы платформа ведет автоматический учет активности слушателей (успеваемость, социальная активность в рамках курса и т.д.) и формирует подробный профиль и итоговое резюме. Потенциальные работодатели заключают договор с Udacity и за определенную плату получают доступ к резюме лучших слушателей из любого определенного географического региона мира на выбор, что в конечном итоге помогает им находить искомых кандидатов на вакантные рабочие места. Среди работодателей, постоянно активно пользующихся данной программой, можно отметить таких гигантов как Google, Bank of America, Facebook, Twitter и др., однако среди них пока отсутствуют российские компании.
Особо следует отметить угрозы глобального масштаба, которые связаны с негативной трансформацией международной системы высшего образования. Заметная включенность в систему массового онлайн-образования мировых грандов, таких как Гарвард, Стэнфорд, МТИ, Беркли и др. свидетельствует о переориентации частных вузов США на активное подавление национальных мировых систем образования в целом. Также, в рамках «второй» волны будет непременно происходить развал национальных
университетов среднего уровня, которые безусловно станут изгоями на сузившемся рынке традиционного очного образования.
«Взрывное» интенсивное развитие МООСs при согласованности и единой направленности действий трех основных лидеров рынка: Coursera, еdX и Udacity свидетельствует о тщательной подготовке и планировании проекта захвата рынка глобального образования. Здесь можно говорить о дерзкой попытке «изобрести заново» образование в мировом масштабе, сделав его доступным каждому желающему. При этом все отчетливее проявляются признаки т.н. «разрушительных» инноваций, которые изменяют соотношение ценностей на рынке [3].
Директор «Агентства стратегических инициатив» Д. Песков замечает: «...все системы массовых онлайн курсов основаны профессорами из Бостона, Кембриджа, Оксфорда и Кремниевой долины. Когда вы там учитесь, там существует ... «массовый автоматический анализ паттернов учащегося», ... система создаёт ваш персональный профиль компетенций. Этот профиль является товаром на рынке. Эти MOOC учатся его продавать ведущим компаниям. .Это одновременно величайшая возможность, и одновременно величайший риск и угроза» [1].
Следует также отметить, что MOOCs являются скрытой формой продвижения корпоративных интересов ТНК, что в конечном итоге приведёт к гомогенизации высшего образования, потере «академической свободы», замене значительного числа профессорско-преподавательского состава на т.н. «суперпрофессоров» (superprofessors) - тьюторов с непомерно большими полномочиями.
Другим важным моментом является применение технологии «естественного отбора», когда МООСs используют специально выстроенный сценарий обучения, при котором сам механизм участия в процессе обучения и последовательного прохождения заданий играет роль своеобразного «фильтра», позволяющего отсеивать пассивных и нелояльных слушателей. Тем самым дойти до конца курса удается только действительно лучшим и самым желаемым для организаторов МООС студентам. Именно они и являются искомой «целевой группой» для последующей продажи партнерам-заказчикам.
Развитие данного направления оценивалось и оценивается как стратегия в борьбе за человеческий капитал. Основные цели и ожидаемые последствия этой борьбы: 1) ослабление и торможение развития интеллектуального потенциала России и как следствие - окончательное разрушение национальной системы образования; 2) переориентация населения России на обучение в иностранных вузах, предоставляющих массовое онлайн-обучение по очень привлекательным ценам; 3) вынужденное погружение обучающихся в культуру другой страны, ориентация на ее базовые ценности и как следствие - размывание российской национальной идентичности.
Международная экспансия американских образовательных платформ породила ответные действия мирового сообщества. Так, уже в декабре 2012 года Великобритания запустила собственную платформу массовых онлайн-курсов Futurelearn. Она объединила 17 наиболее известных британских университетов, входящих в Russell Group, а также государственные Британский совет, ВВС, Британский музей и Британскую библиотеку. В 2013 году Германия запистила платформу Iversity, а Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU) запустила платформу OpenupEd. Под
эгидой Испании развернуты испаноязычные MiriadaX и Platzi, правительство Китая в союзе с Пекинским университетом и крупнейшей в мире компанией по интернет-продажам Alibaba запустила платформу Chineese MOOCs, а также проекты Genshuixue и Qingtajiao.
В России ситуация с развитием массовых онлайн курсов крайне противоречива. Концепция развития образования на 2016-2020 годы [8], утвержденная Правительством РФ и подписанная Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р), слабо учитывает аспекты современного электронного обучения и практически совершенно не учитывают феномен MOOC как угрозу национальной безопасности страны [9]. В данный момент различными научными группами при поддержке бизнес сообщества идет процесс создания, разворачивания и использования целого ряда проектов. Среди наиболее значимых можно отметить такие как: 1) «Универсариум» (http://universarium.org) - проект, позиционируемый как российская MOOC-платформа и запущенный при поддержке Агентства стратегических инициатив и РИА-Новости; 2) «Eduson» (https://www.eduson.tv) - ориентированная на профессионалов платформа для предоставления образовательных курсов по бизнес-тематикам; 3) «Uniweb» (http://uniweb.ru) - платформа онлайн-обучения для распространения как отдельных курсов, так и образовательных программ, разработанная РАНХиГС при поддержке МГУ, МГИМО и РМОУ; 4) «Intuit.ru» (Национальный открытый университет ИНТУИТ) - образовательное учреждение, предлагающее две программы бакалавриата и несколько программ второго высшего образования, большое количество отдельных курсов (повышение квалификации); 5) «Нетология» (http:// netology.ru) - платформа онлайн-обучения IT-специалистов.
Однако наиболее интересным и перспективным можно считать несколько запоздалый ответ Правительства РФ, которое в конце 2014 года сформировало Совет по открытому образованию, а уже в апреле 2015 под эгидой Рособрнадзора и Министерства образования и науки РФ учредило Ассоциацию «Российская национальная платформа открытого образования». В нее вошли 8 ведущих университетов России: МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПУ, Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и УрФУ. Планируется, что в ближайшие три года каждый из вузов-учредителей вложит в развитие открытого онлайн-обучения не менее 50 млн руб., а уже к маю 2016 года на образовательной платформе будет подготовлено и размещено порядка ста обучающих курсов.
Процессы глобальной трансформации международной системы высшего образования за последние три года качественно усилились за счет стремительного развития электронного обучения и так называемых массовых открытых онлайн курсов. Связанная с этими процессами международная конкуренция создает реальную угрозу глобального масштаба для национальной безопасности России. Анализ становления и развития лидирующих мировых образовательных платформ явно показывает, что все они являются комплексными, целенаправленными и хорошо продуманными проектами финансовых групп, частных университетов США, государственных и неправительственных структур и организаций по захвату рынка глобального образования и подавления национальных мировых систем образования, в том числе и российских.
Литература
1. Дмитрий Песков: «Вузы больше не являются основным поставщиком кадров для национальной экономики» // Executive.ru [Электронный ресурс] URL: http:// www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1777387-dmitrii-peskov-vuzy-bolshe-ne-yavlyautsya-osnovnym-postavschikom-kadrov-dlya-natsionalnoi-ekonomiki (дата обращения: 01.12.2015).
2. Инфографика: Тёмная сторона MOOC // Образование сегодня [Электронный ресурс] URL: http://www.ed-today.ru/infografika/155-infografika-tjomnaya-storona-mooc (дата обращения: 01.12.2015).
3. Матухин Д.Л., Соколова Э.Я., Адамчук А.В. Электронное обучение в вузе: мобильные системы, массовые онлайн-курсы, smart-образование. // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. - Казань: Издательство Молодой ученый - 2015. - № 8 (88). - С. 987-990. - ISSN 2072-0297.
4. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике, Новосибирск/Москва, 2006, с. 30-32.
5. Островский Е.В. Видение. Координаты новой политики. // Русский архипелаг [Электронный ресурс] URL:http://www.archipelag.ru/authors/ostrovsky/?library=947 (дата обращения: 01.12.2015).
6. Официальный сайт Coursera [Электронный ресурс] URL: https://www.coursera. org (дата обращения: 01.12.2015).
7. Официальный сайт Oxford University Press [Электронный ресурс] URL: http:// www.oxforddictionaries.com/definition/english/mooc (дата обращения: 01.12.2015).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, утверждающее концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы // http://минобрнауки.рф/документы/4952.
9. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» // http://base.garant. ru/71044750/#ixzz3tTCvx23t.
10. Fraser M. Weapons of Mass Distraction: Soft Power and American Empire. — Macmillan, 2014. — 288 p.
11. Introducing Coursera Learning Hubs: Global Participation, Local Access and Support! // Coursera Blog Coursera [Электронный ресурс] URL: http://blog.coursera.org/ post/65596539008/introducing-coursera-learning-hubs-global (дата обращения: 01.12.2015).