МАССОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Элмира Мухаммаджановна Шамсиддинова
Ташкентский государственный транспортный университет, ассистент
Впервые о феномене массового сознания заговорил французский социолог, психолог Гюстав Лебон (1896). Именно «толпа» как социологическая категория привлекла его внимание. Ученый утверждал, что, смешиваясь в толпе, люди, независимо от их статуса, богатства, репутации, национальности, профессии и других параметров, становятся частью «души толпы», которой свойственно быть носителем определённых эмоций и обладать заметно сильной энергетикой.[1]
Массовое сознание представляет собой набор представлений, знаний, отражающих жизнь общества и отраженных в сознании отдельных людей. Важнейшим фактором, влияющим на массовое сознание, являются средства массовой информации. Еще одним понятием со схожей спецификой является «общественное сознание», однако последнее в большей степени подвержено социально-политическим оценкам.
Почему нам вообще следует говорить о феномене массового сознания? Во-первых, это объективная научная категория, которая возникает на базе биологических и химических процессов в человеческом организме.[2] В нашем головном мозге существует сеть функционирующих зеркальных нейронов, которые связаны с копированием того, что мы воспринимаем через органы чувств. Зеркальные нейроны бывают трёх типов: двигательные нейроны; нейроны эмпатии (или сопереживания); нейроны моделей поведения.
Если первый вид нейронов связан с повторением механических движений, которые мы видим вокруг, второй - со способностью подстраиваться под эмоциональный тон другого человека и сопереживать с ним его чувства, то третий тип копирует более сложные системы, которые формируются в определенном информационном пространстве. Мы словно переносим на себя «часть»
April 21-22
926
поведения отдельных личностей, которые наиболее четко и ярко откладываются в нашем сознании.
Безусловно, зеркальные нейроны в значительной степени формируют модель нашего мышления и поведения, выбирая в качестве источника информации принятые общественные нормы и правила.[3]
Во-вторых, еще с древних времён наши предки старались быть частью коллектива, не отрываться от внешнего вида, образа мышления своих сородичей, что стало основой для такого понятия как конформизм.
Конформизм - это пассивное приспособленческое принятие готовых общественных стандартов, касающихся различных сфер жизни, игнорирование уникальных взглядов. Конформизм в какой -то степени убивает индивидуальность и способствует подчинению личности каким-либо образцам. Например, когда все члены коллектива соответствуют черномудресс-коду, человек не станет отрываться от коллег, даже если не любит черный цвет, и предпочитает носить яркие цвета, иначе он рискует потерять свое место работы либо заработать неприязнь со стороны коллег ввиду акцентирования своей индивидуальности.
В социологии конформизм - это необходимый компонент личности, оказывающий влияние на успешность социализации индивида. В социологии это понятие в той или иной степени выраженности приписывают практически каждому человеку. [4] В социальном плане конформизм отождествляется с приспособлением человека к существованию в коллективе. Конформностьпонимается как умение человека следовать нормам и правилам, установленным в группе. В обществознании и политике конформизм - это примирение.
Политический конформизм можно наблюдать в период превыборнойаггитации. Конформность в обществознании связана с давлением группы на индивида. Это приводит к трансформации системы ценностей человека, смене его позиций и убеждений.
Определения конформизма и конформности в психологии практически совпадают, так как эти термины являются синонимами. Но есть и различие между ними. Конформность в психологии - это личностная черта, а конформизм - это стиль поведения, социальный шаблон. [5]
Противоположным понятием этого феномена является нонконформизм и стремление к лидерству. В качестве
April 21-22
927
примера нонконформизма можно привести бунтаря, который готов встать в оппозицию, отстаивая свои интересы.
Как показывают социально-психологические исследования, внутренний конформизм и внешняяконформность присущи 50% людей. Явление группового конформизма было установлено в психологических экспериментах практически у всех испытуемых, кто не достиг 17 лет. Эффект конформизма позволяет человеку чувствовать единение с группой. Чтобы слиться с группой, индивидуум вынужден принять правила и нормы поведения в ней, сделать ценности группы своими собственными. В данном случае конформизм означает стремление отдельной личности следовать за лидером в коллективе. Эта черта индивида помогает ему избежать трудностей и конфликтов в период адаптации к новому коллективу. Степень проявления конформности находится в прямой зависимости от численного состава группы и уровня ее сплоченности.
Традиционно выделяются 2 вида конформизма: внутренний и внешний. Если говорить кратко, то определение внутреннего конформизма связано с фактическим изменением человеком собственных установок, мнений и позиции. Внешняя разновидность этого явления предполагает создание видимости изменения взглядов человека: он остается при своем мнении, но внешне выражает согласие с мнением большинства.
В соответствии с другим подходом к классификации конформности, принято выделять такие ее разновидности, как:
Идентификация - это определение конформности в психологии, базирующееся на стремлении индивидуума слиться с группой. Данный вид распадается на подвиды:классическая идентификация - стремление человека быть похожим на авторитетную личность, которое достигается формированием у себя определенных черт личности и выражением симпатии лидеру;
идентификация реципрокно-ролевого общения - это форма внутригруппового влияния участников коллектива друг на друга (слияние с группой достигается через осуждение вызывающего поведения и поощрение стандартного).
Подчинение - внешнее выражение согласия с авторитетной личностью в пределах одной конкретной ситуации (при этом действительные убеждения человека остаются прежними).
Интернализация - полное или частичное совпадение позиций человека или группы с убеждениями лидера. В
April 21-22
928
психологии считается, что такаяконформность - это результат активной мыслительной деятельности человека.
В психологии феномен конформизма - это неотъемлемая часть социальной жизни. Позицией, противостоящей конформизму, является нонконформизм.
Конформизм имеет как достоинства, так и недостатки, поэтому его сложно охарактеризовать как однозначно положительное или отрицательное явление. Если человек понимает, что конформность ему мешает получать удовольствие от жизни, значит он сделал первый шаг к независимости и самостоятельности.
Психологи пришли к выводу, что признанию собственной конформности личности препятствует убежденность человека в том, что это плохо. Однако нонконформизм - это тоже признак незрелости личности. Получается, что в человеке все личностные качества должны находиться в балансе. Только в этом случае он сможет достичь высоких результатов в деятельности и получать удовольствие от жизни.
REFERENCES
1. Anthologyof World Philosophy. - M., 1969.
2. Bourdieu P. Public opiniondoes not exist // Sociologyofpolitics - M., 1994.
3. Gegel G.V. Philosophyof Law // Works. - M.-L., 1934.
4. EXISTENCE AND PHILOSOPHICAL VIEWS OF ABU RAIKHAN BERUNI // Achievementsofscienceandeducation № 3 (44), 2019 European Journal of Life SafetyandStability www.ejlss.indexedresearch.org 116 | Page
5. FUNDAMENTALS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH IN THE WORKS OF ABU RAY // Problems of Science № 4 (40), 2019
® о
April 21-221
International Scientific and Practical Conference
©
О
929