Научная статья на тему 'МАССОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ'

МАССОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАССОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ»

МАССОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Элмира Мухаммаджановна Шамсиддинова

Ташкентский государственный транспортный университет, ассистент

Впервые о феномене массового сознания заговорил французский социолог, психолог Гюстав Лебон (1896). Именно «толпа» как социологическая категория привлекла его внимание. Ученый утверждал, что, смешиваясь в толпе, люди, независимо от их статуса, богатства, репутации, национальности, профессии и других параметров, становятся частью «души толпы», которой свойственно быть носителем определённых эмоций и обладать заметно сильной энергетикой.[1]

Массовое сознание представляет собой набор представлений, знаний, отражающих жизнь общества и отраженных в сознании отдельных людей. Важнейшим фактором, влияющим на массовое сознание, являются средства массовой информации. Еще одним понятием со схожей спецификой является «общественное сознание», однако последнее в большей степени подвержено социально-политическим оценкам.

Почему нам вообще следует говорить о феномене массового сознания? Во-первых, это объективная научная категория, которая возникает на базе биологических и химических процессов в человеческом организме.[2] В нашем головном мозге существует сеть функционирующих зеркальных нейронов, которые связаны с копированием того, что мы воспринимаем через органы чувств. Зеркальные нейроны бывают трёх типов: двигательные нейроны; нейроны эмпатии (или сопереживания); нейроны моделей поведения.

Если первый вид нейронов связан с повторением механических движений, которые мы видим вокруг, второй - со способностью подстраиваться под эмоциональный тон другого человека и сопереживать с ним его чувства, то третий тип копирует более сложные системы, которые формируются в определенном информационном пространстве. Мы словно переносим на себя «часть»

April 21-22

926

поведения отдельных личностей, которые наиболее четко и ярко откладываются в нашем сознании.

Безусловно, зеркальные нейроны в значительной степени формируют модель нашего мышления и поведения, выбирая в качестве источника информации принятые общественные нормы и правила.[3]

Во-вторых, еще с древних времён наши предки старались быть частью коллектива, не отрываться от внешнего вида, образа мышления своих сородичей, что стало основой для такого понятия как конформизм.

Конформизм - это пассивное приспособленческое принятие готовых общественных стандартов, касающихся различных сфер жизни, игнорирование уникальных взглядов. Конформизм в какой -то степени убивает индивидуальность и способствует подчинению личности каким-либо образцам. Например, когда все члены коллектива соответствуют черномудресс-коду, человек не станет отрываться от коллег, даже если не любит черный цвет, и предпочитает носить яркие цвета, иначе он рискует потерять свое место работы либо заработать неприязнь со стороны коллег ввиду акцентирования своей индивидуальности.

В социологии конформизм - это необходимый компонент личности, оказывающий влияние на успешность социализации индивида. В социологии это понятие в той или иной степени выраженности приписывают практически каждому человеку. [4] В социальном плане конформизм отождествляется с приспособлением человека к существованию в коллективе. Конформностьпонимается как умение человека следовать нормам и правилам, установленным в группе. В обществознании и политике конформизм - это примирение.

Политический конформизм можно наблюдать в период превыборнойаггитации. Конформность в обществознании связана с давлением группы на индивида. Это приводит к трансформации системы ценностей человека, смене его позиций и убеждений.

Определения конформизма и конформности в психологии практически совпадают, так как эти термины являются синонимами. Но есть и различие между ними. Конформность в психологии - это личностная черта, а конформизм - это стиль поведения, социальный шаблон. [5]

Противоположным понятием этого феномена является нонконформизм и стремление к лидерству. В качестве

April 21-22

927

примера нонконформизма можно привести бунтаря, который готов встать в оппозицию, отстаивая свои интересы.

Как показывают социально-психологические исследования, внутренний конформизм и внешняяконформность присущи 50% людей. Явление группового конформизма было установлено в психологических экспериментах практически у всех испытуемых, кто не достиг 17 лет. Эффект конформизма позволяет человеку чувствовать единение с группой. Чтобы слиться с группой, индивидуум вынужден принять правила и нормы поведения в ней, сделать ценности группы своими собственными. В данном случае конформизм означает стремление отдельной личности следовать за лидером в коллективе. Эта черта индивида помогает ему избежать трудностей и конфликтов в период адаптации к новому коллективу. Степень проявления конформности находится в прямой зависимости от численного состава группы и уровня ее сплоченности.

Традиционно выделяются 2 вида конформизма: внутренний и внешний. Если говорить кратко, то определение внутреннего конформизма связано с фактическим изменением человеком собственных установок, мнений и позиции. Внешняя разновидность этого явления предполагает создание видимости изменения взглядов человека: он остается при своем мнении, но внешне выражает согласие с мнением большинства.

В соответствии с другим подходом к классификации конформности, принято выделять такие ее разновидности, как:

Идентификация - это определение конформности в психологии, базирующееся на стремлении индивидуума слиться с группой. Данный вид распадается на подвиды:классическая идентификация - стремление человека быть похожим на авторитетную личность, которое достигается формированием у себя определенных черт личности и выражением симпатии лидеру;

идентификация реципрокно-ролевого общения - это форма внутригруппового влияния участников коллектива друг на друга (слияние с группой достигается через осуждение вызывающего поведения и поощрение стандартного).

Подчинение - внешнее выражение согласия с авторитетной личностью в пределах одной конкретной ситуации (при этом действительные убеждения человека остаются прежними).

Интернализация - полное или частичное совпадение позиций человека или группы с убеждениями лидера. В

April 21-22

928

психологии считается, что такаяконформность - это результат активной мыслительной деятельности человека.

В психологии феномен конформизма - это неотъемлемая часть социальной жизни. Позицией, противостоящей конформизму, является нонконформизм.

Конформизм имеет как достоинства, так и недостатки, поэтому его сложно охарактеризовать как однозначно положительное или отрицательное явление. Если человек понимает, что конформность ему мешает получать удовольствие от жизни, значит он сделал первый шаг к независимости и самостоятельности.

Психологи пришли к выводу, что признанию собственной конформности личности препятствует убежденность человека в том, что это плохо. Однако нонконформизм - это тоже признак незрелости личности. Получается, что в человеке все личностные качества должны находиться в балансе. Только в этом случае он сможет достичь высоких результатов в деятельности и получать удовольствие от жизни.

REFERENCES

1. Anthologyof World Philosophy. - M., 1969.

2. Bourdieu P. Public opiniondoes not exist // Sociologyofpolitics - M., 1994.

3. Gegel G.V. Philosophyof Law // Works. - M.-L., 1934.

4. EXISTENCE AND PHILOSOPHICAL VIEWS OF ABU RAIKHAN BERUNI // Achievementsofscienceandeducation № 3 (44), 2019 European Journal of Life SafetyandStability www.ejlss.indexedresearch.org 116 | Page

5. FUNDAMENTALS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH IN THE WORKS OF ABU RAY // Problems of Science № 4 (40), 2019

® о

April 21-221

International Scientific and Practical Conference

©

О

929

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.