Научная статья на тему 'Социальный потенциал группового влияния'

Социальный потенциал группового влияния Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
908
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВОЕ ВЛИЯНИЕ / GROUP INFLUENCE / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / SOCIAL INFLUENCE / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIAL POTENTIAL / КОНФОРМИЗМ / CONFORMISM / ГРУППА / GROUP / ИНДИВИД / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евминов Константин Николаевич

Предложен эволюционный подход к поэтапному раскрытию социального потенциала группового влияния: концепции конформизма (Ф. Олпорт), социально-психологической конвергенции (М. Шериф), «социальной реальности», «групповой локомоции» и социального сравнения (Л.Фестингер), нормативного и информационного группового влияния (М. Дойч, Г. Джерард), эффективности и факторов группового влияния (С. Аш, Р. Кратчфилд), модальностей группового влияния и его соотношения с властью (С. Московичи), характера взаимодействия группы и индивида (К. Левин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social potential of group influence

We propose an evolutionary approach to the phase disclosure of the social potential of group influence: the concept of conformism (F. Olport), socio-psychological convergence (M. Sherif), "social reality", "group locomotion" and social comparison (L. Festinger), normative and information group influence (M. Deutsch, G. Dzherard), effectiveness and factors of group influence (S. Ash, R. Crutchfield), modalities of group influence and its relationship with the authorities (S. Moscovichi), the nature of the interaction of group and individual (K. Levin ).

Текст научной работы на тему «Социальный потенциал группового влияния»

К.Н. ЕВМИНОВ аспирант кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова'

Социальный потенциал группового влияния

Предварительно уточним понятия потенциала и социального потенциала применительно к групповому влиянию.

Понятие «потенциал» семантически произошло от латинского слова «р^епНа», что буквально переводится на русский язык как «сила». Потенциал в широком смысле можно определить как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; в узком смысле - это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Потенциал - это предел человеческих познаний о внутренних, скрытых возможностях результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и, в конечном счете, реализованы при идеальных условиях практической деятельности '.

Групповое влияние на тот или иной объект (в нашем случае - на организационное поведение) тоже имеет определенный потенциал. Это не только явные, но и «скрытые» возможности, которые реализуются в разных формах и по разным социальным траекториям - социальным, несоциальным, асоциальным. Групповое влияние может иметь как социально одобренный, позитивный, так и социально неприемлемый, деструктивный характер. Оно может относиться также к предметам, не имеющим явного социального значения. Таким образом, можно говорить о социальном, асоциальном и несоциальном влиянии и о соответствующем ему потенциале.

Нас интересует непосредственно социальный потенциал, то есть потенциал положительного, конструктивного влияния на поведение людей в организации. Что касается асоциального или несоциального потенциала, то он вызывает косвенный интерес, то есть интерес с точки зрения его ограничения и минимизации или, в лучшем случае, позитивной трансформации. Важно не допустить при этом ошибки «этического фетишизма». Суть этой ошибки заключается в ложном предположении, что предметы будут вести себя так, как мы их назвали. Так, мы утверждаем, что труд облагораживает человека. В принципе это

* Евминов Константин Николаевич, e-mail: evmink@mail.ru

1 Миско К.М. Ресурсный потенциал региона. М., 1991, с. 7.

утверждение, конечно, верно. Но следует ли из этого, что стоит человека заставить трудиться, как он тут же окажется под облагораживающим воздействием труда? Очевидно, нет. Труд труду -рознь. Одно дело, когда человек трудится по призванию, и совсем другое - по принуждению. Аналогичное можно сказать и о групповом влиянии. Нельзя переоценивать и абсолютизировать его позитивные тенденции и не забывать о возможности появления отрицательных тенденций. К ним можно отнести, в частности, феномен групповщины, который будет рассмотрен ниже.

Наиболее очевидное определение социального влияния звучит так: «социальное влияние включает процессы, посредством которых люди прямо или косвенно влияют на мысли, чувства и поступки других людей»2. При этом, в широком смысле слова, «социальное влияние» включает не только общественное (групповое), но и личное влияние. В узком смысле оно и будет использоваться в нашем исследовании.

Предтечей современных теорий социального влияния была концепция «внушения». Под внушением понимают иррациональное восприятие человеком влияния других людей, обусловленное социальными и эмоциональными связями. В качестве модели процесса внушения был выбран гипноз, признанный экстремальной формой внушения. Внушением объясняется наблюдаемое отличие психологии толпы от психологии отдельно взятого человека: возникновение в толпе единообразного, общего для всех поведения, основанного на этом иррациональном процессе взаимного подражания3.

Начало экспериментального изучения социального влияния было положено Ф. Олпортом4, который обнаружил, что люди в присутствии других более консервативно и сдержанно оценивают запахи и вес, чем когда делают это в отсутствии посторонних. Тенденция индивидов смягчать в группе свои суждения получила название конформности. По мнению Ф. Олпорта подобное явление основано на инстинктивном подчинении группе. Широкую известность получили его идеи о социальной фасилитации и социальной ингибиции. Он открыл, что присутствие других людей облегчает людям выполнение простых заданий (социальная фасилитации), но сложные задания в их присутствии выполняются хуже (социальная ингибиция).

Результаты этих исследований привели к предположению о протекании в группе процессов социально-психологической конвергенции, то есть стремлении людей к сближению и к тому, чтобы быть похожими друг на друга. Основные достижения в понимании этого явления связаны с именем М. Шерифа. Его исследования выявили связь образования социальных норм с формированием консенсуса внутри

2 Тернер Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003, с. 14.

3 Там же, с. 25.

4 Alport G.W. The historical background of social psychology. The handbook of social psychology. Vol.1, 3rd ed..New York: Random House., 1985. P.58.

группы. Он определил социальные нормы как «привычки, традиции, стандарты, правила, ценности, манеры и другие критерии поведения, которые стандартизировались вследствие контакта индивидуумов5.

Обращаясь к понятию «конформность», отметим, что оно выделяет движение отличающегося от группы индивида (или отличающихся от группы индивидов) в сторону групповых норм вследствие скрытого или явного давления со стороны членов этой группы6. Антипод конформности - независимость, антиконформность, нонконформность.

В 1950-е годы социальная психология обогатилась тремя теориями конформности, оказавшими исключительно большое влияние на все последующие исследования в этой области. Речь идет о теории неформального социального общения Л. Фестингера и о его же теории социального сравнения, а также о теории М. Дойча и Г. Джерарда, посвященной анализу информационного и нормативного социального влияния.

Л. Фестингера интересовала, прежде всего, проблема группового давления как источника униформности в спонтанном общении лицом к лицу членов группы, вовлеченных в выполнение некоего задания. Он раскрывает источники группового давления, факторы, определяющие его величину, способы достижения униформности и их влияние на коммуникацию. Фестингер предположил, что существуют два источника (или две функции) группового давления, которые он назвал социальной реальностью и групповой локомоцией7. Назначение социальной реальности - обеспечение субъективной валидности убеждений, мнений и установок членов данной группы. Это чувство уверенности индивида в валидности собственного суждения Л. Фестингер назвал субъективной валидностью, которая понимается как чувство уверенности человека в правильности своих убеждений и установок. Смысл гипотезы социальной реальности заключается в том, что по мере уменьшения возможностей тестирования физической реальности возникает зависимость от согласия с другими людьми.

Вторая причина возникновения группового давления - групповая локомоция - связана, по мнению Л. Фестингера, с тем, что униформность воспринимается как постоянное или необходимое условие движения группы к некой цели.

о

Развитие представлений Л. Фестингера8 о тестировании социальной реальности получило в теории социального сравнения. В ее основе лежит идея о том, что тяга человека к похожим на него людям, формирование группы, соперничество и групповое давление порождены потребностью человека в самооценках через сравнение с теми, кто

Sherif M. The psychology of social norms.The New York: Harper and Brothers (Harper Torchbook edition, 1966. P.3.

6 Allen V.L. Situational factors in conformity // Advances in Experimental Social Psychology. Ed. By L. Bericowitz. Vol. П. N.Y.: Academic Press, 1965. P. 133-176.

7 Festinger L. lnformal social communication // Psychological Review, № 57, 1950. P.P.271-282.

8 Там же, с.117-140.

похож на него. Люди ищут своих единомышленников, присоединяются к ним, отвергают «девиантов», чьи суждения сильно отличаются от их собственных, влияют на других и испытывают давление с их стороны, и все это они делают для того, чтобы иметь возможность информативно сравнить себя с окружающими и получить стабильные, корректные и точные сведения о себе9.

Теория информационного и нормативного социального влияния М. Дойча и Г. Джерарда представляет собой попытку разграничить два процесса, информационное влияние и нормативное влияние, лежащих в основе социальной конформности, и определить условия их протекания10.Они предположили, что эти концептуально отличные друг от друга процессы нередко протекают одновременно, вследствие чего их и не разделяли предыдущие исследователи. Нормативным М. Дойч и Г. Джерард назвали влияние, направленное на то, чтобы индивид проявил конформность по отношению к позитивным ожиданиям других (другого человека, какой-либо группы или по отношению к собственным позитивным ожиданиям). Позитивные ожидания - это такие ожидания, выполнение которых приводит к возникновению позитивных чувств и к солидарности с другими людьми. Информационное влияние - это влияние, направленное на принятие информации, исходящей от другого человека, как заслуживающих доверия сведений об объективной реальности. В этом процессе конформность мотивируется желанием сформировать правильное представление о реальности и действовать корректно. Информационное влияние усиливается неопределенностью по поводу правильности своих суждений, неоднозначностью стимульных ситуаций и ослабляется воспринимаемой неуверенностью других.

Значительный вклад в исследование группового влияния внесен экспериментами и теоретическими обобщениями С. Аша11. По его мнению, далеко не всякая социальная группа в организации способна контролировать конформность своих членов по отношению к групповым нормам и правилам. Здесь большую роль играют такие важные характеристики, как численность группы, структура коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности композиции группы. Кроме того, важными признаются следующие факторы: доля членов группы, поддерживающих данные нормы и правила поведения, наличие авторитетных лидеров, степень агрессивности членов группы.

Эффективность группового влияния на отдельного индивида зависит от многих факторов, характеризующих как саму группу, так и отдельных его членов. Один из важнейших результатов исследований С. Аша заключался в том, что единодушие группы тесно связано с тем,

9 Festinger L. Informai social communication // Psychological Review, № 57, 1950. P.P. 117-140.

10 Deutsch M., Gerard H.B. A study of normative and informational social influences upon individual judgment // The Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955. 51(3). - PP.629-636.

11 Asch S. Social рschology.Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1952; Asch S. Studies of independence and conformity. A minority of one against a unanimous majority. 1956. - Psychological Monographs, 70 (9, Whole No. 416).

насколько проявляется приверженность нормам. В частности, индивиды бывают меньше привержены групповому консенсусу, когда этот консенсус не поддерживается всеми членами группы. Размер группы также оказывает влияние на приверженность нормам. В основном, с увеличением размера группы растет и приверженность ее нормам. Однако каждый дополнительный член группы привносит в нее все меньшую дополнительную приверженность, то есть можно говорить об уменьшающейся предельной приверженности групповым нормам.

Исследования, проведенные последователем С.Аша Р.

Л О

Крачфилдом , показали, что отрицательная зависимость приверженности групповым нормам наблюдается от интеллекта, терпимости и эгоизма. Положительная зависимость отмечена между приверженностью нормам и склонностью к авторитарности или жесткости. Конформность может быть описана не как полярное явление конформизм-нонконформизм, а как многообразие (континуум) в разной степени осознаваемых реакций индивида на ситуации конфликта

мнений в малой группе13.

Важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки групповому влиянию.

1. Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определены, если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека, выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы. Степень конформизма зависит также от того, выдавал ли член группы публичные обязательства по поводу решаемой задачи или нет, а также от того, на какой стадии решения он заявил о своих обязательствах. Публичные и ранние заявления делают человека более подверженным общественному влиянию.

2. Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возразить или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять членов, то дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на усилении влияния группы на человека. Степень конформизма в поведении человека в группе зависит также от близости руководства в групповых действиях и частых контактов с руководством. Если начальник часто присутствует и участвует при принятии решений членом группы, то это приводит к повышению конформизма в поведении подчиненного.

12 Crutchfield R.S. Conformity and character, American Psychologist, 1955, 10. PP. 191-198.

13 Crutchfield R.S. Conformity and character, American Psychologist, 1955, 10. PP. 191-198.

3. Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и тому подобному. Чем лучше личные отношения между членами группы, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Изучение группового влияния было продолжено С. Московичи, К. Левиным.

С. Московичи ввел в научный оборот различие между понятиями «влияние» и «власть»: влияние - это то, что вызывает субъективное принятие, а власть - источник принуждения и вынужденного подчинения

Л Л

ему В этой связи заметим, что современный подход также рассматривает влияние и власть как альтернативные процессы изменения поведения других людей, признавая принятие следствием влияния, а подчинение - следствием употребление власти15.

Заслуга Московичи заключается также и в том, что он предположил существование трех основных модальностей влияния, которые определяют, как люди реагируют на конфликт: нормализация, конформизм (или влияние большинства) и инновация (или влияние меньшинства). Различие между этими модальностями проявляются в том, как в результате влияния формируются, поддерживаются и изменяются социальные нормы. Нормализация - это процесс бесконфликтного изменения норм внутри группы за счет взаимных уступок и постепенного сближения позиций. Конформизм - это разрешение конфликтной ситуации за счет подчинения меньшинства большинству, а инновация характеризуется разрешением конфликтной ситуации в результате привлечения меньшинством остальных членов группы на свою сторону.

В исследованиях С. Московичи значительное место занимает вопрос о влиянии меньшинства групп на ее большинство. Он также внимательно исследовал феномен групповой поляризации, согласно которому групповая дискуссия или любая другая аналогичная ей манипуляция с группой усиливают преобладающую в группе тенденцию. После вмешательства группы, действующей в том же направлении, средняя реакция членов группы становится более радикальной, чем она была до этого вмешательства.

Картина теоретических подходов к исследованию социального влияния была бы неполной без упоминания результатов, полученных К. Левиным при изучении процессов принятия групповых решений. Эти результаты свидетельствуют о том, насколько трудно изменить поведение индивидуума в отрыве от норм, которых он придерживается как член определенной группы16.

14

Moscovici S. Social Influence and Social Change,London: Academic Press, 1976.

15

Hollander E.R. Leadership and power // The handbook of social psychology, Vol.2, 1985. P. 485-537.

16 Lewin K. Group Decision and Social Change // In Readings in Social Psychology, 1947, PP. 330-344.

Как показали исследования К. Левина и его учеников, социальное влияние зависит во многом от характера взаимодействия группы и ее членов - либо кооперации, либо слияния, либо конфронтации.

В случае кооперации между коллективом и его членом устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его индивидуальным целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия.

При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между ним и остальной частью коллектива, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересам коллектива.

В случае конфликта наблюдается противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов: организационными и эмоциональными. Первая разновидность факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей и тому подобное. Если конфликт порожден этими факторами, то его легко уладить. Ко второй группе относятся такие причины, как недоверие к человеку, чувство угрозы, страх, зависть и злоба. Конфликты, основанные на этих факторах, слабо поддаются полному устранению.

Однако часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что он может привести к благоприятным последствиям: повышению мотивации на достижение целей, появлению дополнительной энергии к действию, улучшению

- 17

понимания отношений и позиций в группе и другому".

Иногда приходится проявлять конформизм по отношению к тем нормам других людей, которые мы не разделяем. Мы вынуждены -нравится это нам или нет - совершать какие-то тривиальные или важные действия, которые мы не считаем правильными. Это различие между конформностью по отношению к своим собственным нормам (пронормативное поведение) и конформностью по отношению к нормам других людей, которых человек лично не принимает (контрнормативное поведение), делает необходимым проведение границы между личным принятием влияния и публичной уступчивостью желаниям других18. Влияние, которое приводит к изменению личной установки, называется личным принятием. Влияние, которое изменяет наблюдаемое поведение в нужном направлении (но которое не обязательно приводит к изменению личной установки), называется публичной уступчивостью.

17 Воздействие группы на отдельного работника и на всю организацию [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://dipland.ru / Психология / Групповые нормы.

18 Тернер Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003, с. 18-19.

Хотя в действительности личное принятие и публичная уступчивость нередко идут рука об руку, заметна тенденция к использованию этих понятий как концептуальных оппонентов.

Эволюция научных представлений о социальном (групповом) влиянии представлена в обобщенном виде в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция научных представлений о групповом влиянии

№ п/п Концепции Основные положения

1. Концепция Ф. Олпорта Введение в научный оборот понятий конформности, социальной фасилитации, социальной ингибиции

2. Концепция М. Шерифа Исследование процессов социально-психологической конвергенции (сближения)

3. Теория Л. Фестингера Разработка положений о "социальной реальности" и "групповой локомоции" как источниках группового влияния. Исследование феномена социального сравнения

4. Теория М. Дойча и Г. Джерарда Выделение и исследование двух основных видов группового влияния нормативного и информационного

5. Теоретические обобщения С. Аша и Р. Кратчфилда Исследование эффективности группового влияния и ее факторов

6. Концепция С. Московичи Разграничение понятий "влияние" и "власть", выделение трех основных модальностей группового влияния (нормализация, конформизм, инновация)

7. Концепция К. Левина Описание характера взаимодействия группы и ее членов (кооперация, слияние, конфликт)

8. Концепция Дж. Тернера Выделение и исследование видов конформного поведения (пронормативное и контрнормативное)

Таким образом, социальное поведение личности протекает под влиянием окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане групповое влияние выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей. Групповое влияние проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он

интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном

- 19

следовании социальным нормам, предписанным этой группой .

Евминов К.Н. Социальный потенциал группового влияния. Предложен эволюционный подход к поэтапному раскрытию социального потенциала группового влияния: концепции конформизма (Ф. Олпорт), социально-психологической конвергенции (М. Шериф), «социальной реальности», «групповой локомоции» и социального сравнения (Л.Фестингер), нормативного и информационного группового влияния (М. Дойч, Г. Джерард), эффективности и факторов группового влияния (С. Аш, Р. Кратчфилд), модальностей группового влияния и его соотношения с властью (С. Московичи), характера взаимодействия группы и индивида (К. Левин).

Ключевые слова: групповое влияние, социальное влияние, потенциал, социальный потенциал, конформизм, группа, индивид.

Evminov K.N. Social potential of group influence. We propose an evolutionary approach to the phase disclosure of the social potential of group influence: the concept of conformism (F. Olport), socio-psychological convergence (M. Sherif), "social reality", "group locomotion" and social comparison (L. Festinger), normative and information group influence (M. Deutsch, G. Dzherard), effectiveness and factors of group influence (S. Ash, R. Crutchfield), modalities of group influence and its relationship with the authorities (S. Moscovichi), the nature of the interaction of group and individual (K. Levin ).

Keywords: group influence, social influence, potential, social potential, conformism, group, individual.

19

Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ. под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Акад. проект, 2002, 832 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.