УДК 316. 35
Конформное поведение в студенческой группе как стратегия выбора личностной позиции
Никонова Э.И.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета
В статье рассматриваются проблемы конформности и негативизма личности по отношению к группе; показана необходимость дифференцированного подхода к определению соотношения различных позиций членов студенческой группы и устранению причин, тормозящих их конструктивное взаимодействие; на основании анализа результатов авторского исследования, определены стратегии выбора модели взаимодействия личности и группы, оценены перспективы их применения.
Ключевые слова: конформизм, негативизм, групповое влияние, позиция личности, стратегии поведения.
Целостность современного общества во многом зависит от устойчивости, характера, целей и особенностей элементов его образующих. Важным элементом структуры любого общества являются социальные группы. Каждый человек с момента своего рождения поэтапно становится членом микросоциума: семьи, дошкольного учреждения, школы, института, трудового коллектива. Индивиды, образующие социальные группы, неизбежно связаны определенными нормами, ценностями и характером социальных связей и отношений. И с каждым новым этапом развития личности меняется характер социальных отношений в малой группе. Личность в процессе социализации по-разному усваивает нормы и ценности своей группы и соответственно этому строит свою модель поведения. Насколько эта модель адекватна требованиям современного общества, насколько конформное и неконформное поведение влияет на общественное и личностное развитие - вопросы, волнующие ученых-исследователей многих стран мира более половины столетия.
Особенно остро данная проблема стоит в отношении студенческой молодежи, поскольку, как утверждают исследователи, в современном мире именно молодежь «в попытках противостоять социальным стереотипам общества вырабатывает альтернативные, как конформистские, так и нонкон-
формистские нормы» [1, с. 143]. При наличии определенных условий и конформисты, и негативисты нового поколения в условиях трансформации коллективистской культуры в индивидуалистскую могут сформировать социально опасную социальную среду и создать угрозу целостности и устойчивости общества. В связи с этим актуализируется проблема исследования соотношений конформного и неконформного поведения в студенческой группе, факторов, влияющих на выбор личностной позиции индивидов, с целью выявления негативных тенденций влияния конформизма и негативизма и определения механизмов их устранения.
Исследователи еще в середине ХХ столетия, рассматривая конформизм как социальное явление, заявляют о сложности изучения этой формы социального взаимодействия и объявляют его «неизбежным результатом развития общества» [2, с. 167]. Так, в работе «Культура против человека» Д. Генри утверждает, что «цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости» [2, с. 168]. Классические исследования М. Шерифа (1935 г.), С. Аша (1951 г.) и С. Милграма (1963 г.) свидетельствуют о наличии множества факторов, влияющих на степень его проявления. Изучение таких факторов, как пол, возраст, уровень знаний, самооценка, значимость своей группы позволяет определить причины конформного поведения [2].
Безусловно, заслуживают особого внимания исследования С. Аша, который в результате многочисленных исследований конформного поведения в группе определил основные виды конформизма, тем самым поделив всех членов группы на конформистов и неконформистов:
1. Внутренний (искреннее одобрение индивидом решений группы).
2. Внешний (демонстрационные уступки индивидом группе при личностном несогласии).
3. Негативизм (постоянное несогласие индивида с мнением группы).
Стремление развивающейся личности к конформизму вполне объяснимо. Быть «как все», «не быть изгоем», получать одобрение за укрепление позиций лидера, быть «своим» в своей группе любым способом - значит избежать изоляции, получить поддержку, необходимую в случае незрелости собственной позиции в выборе модели поведения в группе.
Причины конформного поведения, по мнению Д. Майерса, заключаются в следующем:
1. Настойчивость и давление на личность со стороны членов группы в убеждении ошибочности его личностной позиции.
2. Осознание или неосознание членом группы выбора позиции, исключающей наказание, или осуждение со стороны группы.
3. Неопределенность и недостаточность информации, влияющей на податливость личности мнению группы [3].
Противоположностью конформизму исследователи называют самостоятельность личности, независимость в принятии решений, устойчивость к групповому давлению [4]. Мы понимаем данную стратегию поведения как нонконформизм. Отмечается, что конформное и нонконформное поведение имеют схожие черты. Каждый член группы может проявлять себя как конформист в одних ситуациях, а в других стоять на жестких нонконформистских позициях, противостоять социальному давлению, причем зачастую даже не осознавать свое нонконформистское поведение. Опасность подобной личностной позиции в группе заключается в том, что в результате острого конфликта «негативист» будет вынужден ее покинуть.
Кроме того, немаловажную роль могут играть микросоциальные факторы:
- характер достижения целей и реализация задач группы (при недостаточно конкретно поставленных целях и нереальности выполнимых задачах конформность членов усиливается);
- социальная зрелость группы (выраженный конформизм характерен для недостаточно зрелых групп);
- межличностные отношения (дружеские и доверительные отношения повышают уровень конформизма в группе);
- статусные характеристики членов группы (чем более высок социальный статус члена группы, тем менее он проявляет конформность);
- ценность группы для личности (чем более человек дорожит группой, тем больше уровень конформизма);
- численный и половой состав группы (например, в студенческой группе девушки в большинстве случаев более конформны, чем юноши).
Важно отметить, что и конформизм, и нонконформизм определенным образом влияют на целостность и устойчивость социальной группы, имея как негативные стороны, так и позитивные. На основании типологии С. Аша и исследований конформного поведения студенческой молодежи мы осуществили попытку расширить классификацию конформистов, сформулировать основные причины проявления конформизма/ нонконформизма в малых группах и дифференцировать уровни опасности для социума (таб. 1).
Можно с уверенностью утверждать, что и конформное и неконформное поведение в молодежной среде имеет положительные и отрицательные стороны. Как справедливо утверждает Ч. Кули, «.. .между конформизмом и нонконформизмом нет никакой демаркационной линии: есть просто более или менее специфический и необычный выбор, более или менее специфическая и необычная комбинация влияний» [1, с. 214].
Следует добавить, что имеет значение и вектор влияния конформизма и нонконформизма на членов группы. Так, при условии расхождения целей студенческой группы с общепринятыми социальными и правовыми нормами, давление конформного большинства будет рассматриваться в негативном плане, а негативисты - наоборот, будут выступать за сохранение порядка и руководствоваться нормами социума.
В проблеме выбора личностной позиции в студенческой группе большое значение имеет потребность члена группы в уважении, признании его группой, нуждаемость в группе, степень доверия группе, от которых во многом зависит уровень конформизма/нонконформизма.
В апреле-мае 2017 г. нами был проведен социологический опрос (анкетирование) студентов вузов г. Казани, основной целью которого было изучение степени удовлетворенности студентов своей группой, характера влияния группы на личность, выбора личностной позиции по отношению к большинству. Кроме того, нас интересовало, каково соотношение в студенческой группе различных позиций студентов, указывающих на конформное и неконформное поведение. В опросе участвовало 190 респондентов в возрасте 18-23 лет. Анализ результатов исследования показал:
1. Большая часть опрошенных студентов в целом удовлетворены выбором своего вуза (77 %).
Таблица 1
Классификация личностных позиций в студенческой группе
Виды Характерные черты Причины проявления Общественная опасность
Положительные Отрицательные
Конформисты-ситуативисты Групповая солидарность в кризисных ситуациях; высокая степень самоконтроля. Высокая подчиненность большинству, в т.ч. и при наличии острого внутреннего противоречия. Неуверенность в собственных знаниях, отсутствие собственной позиции и недостаток информации. Негативные социальные явления (террор, бунт и пр.) в результате постоянной приспособляемости.
Конформисты внешние (уступающие) Принятие мнения большинства внешне, в целях достижения единства группы, профилактики конфликтов, уход от наказания. Потеря индивидуальности, авторитета в группе, уменьшение степени доверия в результате постоянных уступок. Слабохарактерность, трусость, боязнь стать изгоем в группе или приверженность к личной выгоде. Торможение развития группы и общества, неясность целей и стагнация при большом количестве таких членов
Конформисты внутренние (одобряющие) Личностное согласие и осмысленное принятие мнения большинства, что способствует сплоченности группы. Отсутствие индивидуальности, слепое подчинение силе давления группы. Слабость и неуверен-ность в собственных возможностях низкая способность к лидерству. Деградация группы и общества в результате безвольного выполнения воли сильных представителей
«Умеренные» нонконформисты Генерация новых, свежих идей, стремление к инновациям, разрушение «отживших» консервативных взглядов. Активное сопротивление давлению группы, даже при условии правомерности ее решений, отрицание всех стандартов. Высокая самооценка, уверенность в собственных силах, склонность к рискованным действиям Вероятность конфликта в группе повышается при наличии сторонников такого меньшинства.
Радикальные нонконформисты - негативисты Влияние на большинство в группе при необходимости смены лидера. Открытое противопоставление своих интересов групповым. Высокая устойчивость к групповому давлению. Конфронтация и уничтожение ценностей, норм и общепринятых стандартов.
2. Более половины опрошенных пользуются уважением в группе и к их мнению прислушиваются; четвертая часть участников опроса занимает нейтральную позицию по отношению к решениям группы и прислушивается к мнению большинства; у 10 % опрошенных личностная позиция противоположна мнению большинства.
3. Около 80 % опыт согласия с мнением большинства оценили в целом как положительный, остальные участники опроса - как отрицательный. Это может указывать на тенденцию к конформному поведению большинства членов группы при наличии потенциальных негативистов.
4. Более половины студентов высоко ценят мнение большинства в группе, однако около половины не согласны с таким положением. Противоречивость мнений может быть обусловлена ситуациями личностного выбора, межличностными отношениями, симпатиями и пр. Соотношение конформистов и ноконформистов условно одинаковое.
5. Вызывает озабоченность тот факт, что 28 % опрошенных отмечают безразличное отношение к ценности своей группы и не дорожат группой как неотъемлемой частью своей студенческой жизни. Это может быть связано с конфликтными ситуациями в группе, личностными особенностями каждого члена группы.
6. В отношении влияния группы на личность, можно отметить следующее: 75 % студентов отметили, что чаще всего внешне и внутренне согласны с решениями своей группы (конформность высокая). Одновременно с этим около 10 % студентов указали на отсутствие на них группового влияния, личную независимость от группы. Около 10 % опрошенных, при внешнем согласии, отметили внутренний протест групповым решениям.
Исследования конформного поведения в студенческих группах проводятся во многих регионах России. Так, например, тюменские психологи определили, что группы, в которых больше конформистов, оказались более сплоченными, чем те, в которых конформистов вполовину меньше; девочки более конформны, чем мальчики; у конформистов высокий самоконтроль, а у нонконформистов, наоборот, низкий; и у конформистов, и у нонконформистов чаще неадекватная оценка, т.к. одни недооценивают себя, а другие переоценивают [6].
Подводя итоги исследованию, нами выдвинут тезис о том, что каждая студенческая группа состоит из личностей всех видов социальных конформистов и нонконформистов, что, безусловно, не может не влиять на качество межличностных взаимодействий. И конформисты, и неконформисты выполняют свою роль в группе. Полезность конформистов
заключается в обеспечении постоянного взаимодействия членов группы без ущемления своих принципов. Нонконформисты, в свою очередь, помогают увидеть необходимость изменений, по-новому взглянуть на традиционные способы решения проблем, научить конформистов не бояться рисковать и отстаивать свою точку зрения.
Для исследования соотношения конформистов и нонконформистов в студенческой группе целесообразно проведение исследований деятельности группы по различным направлениям: характеристика общественной полезности, солидарность, конфликтность членов группы, выявление факторов риска. В числе основных задач, стоящих перед исследователями, приоритетными должны стать возможность применения методов распределения студентов в группах, установление предпочтений и выявление факторов, тормозящих развитие вну-тригрупповых отношений. Например, количество выявленных с помощью тестов и опросов «негати-вистов», влияющих на сплоченность группы и неудовлетворяющих целям группы, можно корректировать с помощью метода ротации членов группы (по аналогии с ротацией кадров в трудовых коллективах). Соблюдение социального порядка и устойчивости коллектива является важной задачей, стоящей перед руководством учебного заведения.
Если нонконформизм носит неагрессивный характер, целесообразно задействовать таких студентов в мероприятиях, соответствующих их интересам, где требуется инициатива и творческий подход. Почему «негативисты» осуществили выбор такой позиции в группе? Вопрос, который требует изучения как на уровне личности, так и на уровне группы в целом. Выбор личностной позиции и установка на негативистское поведение может корректироваться также с помощью механизмов поощрения, доверия, привлечения к интересующим видам деятельности и даже снисхождения к недостаткам (ограниченного характера).
Нонконформисты с присущими им самостоятельностью, настойчивостью и нестандартными подходами в решении проблем могут стать движу-
Социология
щей силой развития конструктивных взаимодействий в группе. Одним конформным поведением не вырастить кадры, способные на рискованные и смелые поступки. В любом случае нонконформисты должны объединять какой-то определенный процент единомышленников, и эта категория студентов в группе может стать значимой по численности и в конечном итоге оппозиционировать «устаревшему лидеру» и его «группе поддержки». В идеале каждый член группы должен обладать определенной долей как конформизма, так и нонконформизма, что определяется реальной самооценкой и достаточным уровнем уверенности в себе. Главная цель каждого члена студенческой группы - получение знаний, личные достижения и формирование социальной и гражданской ответственности.
Литература:
1. Розенберг Н.В., Ушкина И.А. Конформизм как социальный феномен // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 142-150.
2. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 164-173.
3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
4. Кидинов А.В. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 127 с.
5. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 320 с.
6. Димитрова Е., Крючева Я. Исследование конформизма в студенческой группе. Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2014. - С. 239-241.
Conformist Behavior in a Student Group as a Strategy of Choosing Personal Position
E.I. Nikonova Kazan State University of Architecture and Engineering
The article deals with the problems of conformism and negativism of the individual towards the group showing the needfor a differentiated approach determining comparisons of the different positions of the student group members and eliminating the reasons that inhibit their constructive interaction. Based on the analysis of the author's research results, strategies for choosing the modelfor interaction between the individual and the group were determined, and so were the prospects for their application.
Key words: conformism, negativism, group influence, position of the individual, strategy of behavior.