Научная статья на тему 'Массовизация высшего образования (из исследования международного опыта развивающихся стран)'

Массовизация высшего образования (из исследования международного опыта развивающихся стран) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
947
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовизация / высшее образование / динамика изменений / развивающиеся страны / massivization / higher education / the dynamics of change / developing countries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. В. Пацукевич

В представленной автором статье рассматривается одна из важнейших тенденций в мировом образовательном пространстве – массовизация высшего образования. По данной проблеме изложены и анализируются современные статистические данные, предоставленные известными международными исследователями. В результате наблюдается динамика изменения общемировой численности студентов в сторону ее увеличения. При этом отмечается смещение вектора направленности массовизации из развитых стран в сторону развивающихся. Автором делается попытка определить причины роста числа студентов в странах азиатского и тихоокеанского региона, а также их последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Massivization of higher education (from studies of international experience of developing countries)

The article examines one of the most important trends in the global educational space – massivization of higher education. On this issue we have presented and analyzed modern statistical data provided by well-known international researchers. The result is the dynamics of the global number of students in the direction of its increase. We have noted the change in massivization direction vector from developed countries towards developing countries. The author makes an attempt to determine the reasons for the increasing number of students in Asian and Pacific region, as well as their consequences.

Текст научной работы на тему «Массовизация высшего образования (из исследования международного опыта развивающихся стран)»

лению (обязательные модули и модули на выбор), в четвертом семестре - готовят магистерскую работу (30 кредитов), которую защищают в конце обучения. Для специальности «сельское хозяйство» можно выбрать направления (специализации): агрономия, животноводство, сельскохозяйственная техника, почвоведение, экономика.

После обучения в магистратуре соискатели могут продолжить подготовку в докторантуре (3 года) по различным направлениям. В области сельскохозяйственных наук это почвенные ресурсы и экология ландшафтов; растениеводство, питание растений и обеспечение качества продукции; селекция растений, защита растений и биотехнология; животноводство и биотехнология; сельскохозяйственная техника и техника для защиты окружающей среды; экономические и социальные науки в сельском хозяйстве и пищевой промышленности; сельское хозяйство и пищевая промышленность в тропиках и субтропиках; глобальная продовольственная безопасность; водные ресурсы.

Составной частью университета Хоэнхайм и государственной школы садоводства является Ботанический комплекс, который состоит из нескольких частей. Старейшая часть - Экзотический сад, или дендрарий, происходит из английского парка, созданного в 1779 г. К югу от замка располагается Замковый парк, он же Старый ботанический сад, история которого начинается в 1829 г. На территории опытных садов университета в 1964 г. заложены Новый ботанический сад и Ландшафтный сад. На территории комплекса есть также многочисленные оранжереи, виноградник и овечье пастбище. Вегетационный период длится практически круглый год и круглый год весь Ботанический комплекс открыт для бесплатного посещения. Общая площадь Ботанического комплекса составляет более 30 га, на которой представлены более 5000 видов, подвидов и форм различных растений; в оранжереях представлено более 1000 видов тропических и субтропических растений [4, 6].

На территории университета Хоэнхайм функционирует также три музея: музей немецкого сельского хозяйства, музей зоологии и ветеринарии, музей истории Хоэнхайма.

Заключение

Университет Хоэнхайм (Штутгарт) является старейшим высшим сельскохозяйственным учебным заведением в Германии. В настоящее время в университете Хоэнхайм ведется подготовка специалистов в бакалавриате и магистратуре по целому ряду сельскохозяйственных, естественнонаучных и экономических специальностей, а также в докторантуре (аспирантуре). Опыт в подготовке специалистов в университете Хоэнхайм особенно актуален в связи с присоединением Республики Беларусь к Болонскому процессу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саскевич, П. А. Старейшина высшего образования - 175 славных лет / П. А. Саскевич // Вестник БГСХА.- 2015. -Юбилейный выпуск. - С. 4-11.

2. Agrarwissenschaften (Bachelor of Science): Studienplan. - Stuttgart: Universität Hohenheim, 2015. - 24 S.

3. Agrarwissenschaften (Master of Science): Studienplan. - Stuttgart: Universität Hohenheim, 2015. - 24 S.

4. Die Hohenheimer Gärten. - Stuttgart: Universität Hohenheim, 2015. - 8 S.

5. Informationen für Studieninteressierte 2015: unsere Universität im Überblick. - Stuttgart: Universität Hohenheim, 2015. - 130 S.

6. Universität Hohenheim [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.uni-hohenheim.de. - Дата доступа 11.01.2016.

УДК 378:005.44

МАССОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН)

О. В. ПАЦУКЕВИЧ

УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», г. Горки, Могилевская область, Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 11.01.2016)

В представленной автором статье рассматривается одна из важнейших тенденций в мировом образовательном пространстве - массовизация высшего образования. По данной проблеме изложены и анализируются современные статистические данные, предоставленные известными международными исследователями. В результате наблюдается динамика изменения общемировой численности студентов в сторону ее увеличения. При этом отмечается смещение вектора направленности массовизации из развитых стран в сторону развивающихся. Автором делается попытка определить причины роста числа студентов в странах азиатского и тихоокеанского региона, а также их последствия.

Ключевые слова: массовизация, высшее образование, динамика изменений, развивающиеся страны.

The article examines one of the most important trends in the global educational space - massivization of higher education. On this issue we have presented and analyzed modern statistical data provided by well-known international researchers. The result is the dynamics of the global number of students in the direction of its increase. We have noted the change in massivization direction vector from developed countries towards developing countries. The author makes an attempt to determine the reasons for the increasing number of students in Asian and Pacific region, as well as their consequences.

Keywords: massivization, higher education, the dynamics of change, developing countries.

Введение

На нынешнем этапе развития социума в результате стремительных социально-экономических изменений, происходящих в мире, достаточно отчетливо определилась тенденция перехода к новой экономике, основанной на современных знаниях. Финансовый капитал уступил лидирующие позиции капиталу социальному и интеллектуальному. Безусловно, эти процессы не могли не повлиять на ландшафт мирового образовательного пространства, испытавшего в последнее время значительные трансформации.

Происходящие изменения были связаны главным образом с активным повышением спроса на высшее образование, обусловившего тем самым появление такой мировой образовательной тенденции, как массовизация. Эти процессы не могли не затронуть Республику Беларусь, поскольку обеспечение ее устойчивого развития во многом зависит от уровня и качества образования граждан. В этой связи особую значимость для нашего государства приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности постиндустриальной цивилизации. Для осуществления эффективной образовательной политики нашего государства необходимо изучение международного опыта по вопросам массовизации высшего образования, в частности, развивающихся стран, в которых эти процессы происходят наиболее интенсивно.

Основным информативным источником по проблеме массовизации высшего образования выступает аналитический журнал «Международное высшее образование», который содержит все новейшие данные. В частности, активному обсуждению выше обозначенной проблемы посвящен 80-й юбилейный выпуск журнала за 2015 г., в котором предметом научной дискуссии среди международных исследователей явились вопросы высшего образования в развивающихся странах азиатского и латиноамериканского регионов. Как писал его главный редактор Филипп Дж. Альтбах: «Международное высшее образование - это площадка для обмена информацией и дискуссий о насущных проблемах высшего образования» [1].

Первым системным исследованием по данной проблеме стал коллективный труд монографического характера «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?» таких зарубежных исследователей, как Исак Фрумин и др. Авторы предлагают свое видение того, как те или иные изменения социально-экономических условий, а также политическая ситуация влияют на развитие высшего образования в государстве. На страницах монографии анализируется современное состояние высшего образования в Китае, Индии, России, Бразилии.

Среди отечественных исследователей изучением вопросов массового высшего образования в мировом масштабе занимается В. А. Бейзеров, о чем свидетельствуют публикации его работ в таких известных журналах, как «Экономика образования», «Известия Гомельского государственного университета» и др.

Основная часть

При проведении исследования использовались следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, системного анализа и сравнений.

В мировой образовательной практике XX век знаменуется важным событием - появлением так называемого «разделения функций» между двумя типами вузов - элитарными и массовыми. Впервые идея данного разделения документально зафиксирована в 1959 г. в специальном учебном плане штата Калифорния (США). Согласно одному из пунктов этого документа, все вузы были классифицированы в зависимости от выполняемых ими функций. В итоге четко выделились элитарные университеты со специализацией на научно-исследовательской работе высокого уровня и так называемые массовые университеты, ориентирующиеся в основном на профессиональное обучение студентов. Вследствие такой дифференциации в системе высшего образования в разы увеличилось количество студентов вузов.

В настоящее время массовое высшее образование представляет собой общемировую образовательную тенденцию. По мнению некоторых исследователей, в XXI веке в высших учебных заведениях будет учиться больше студентов, чем училось в течение десяти последних веков вместе взятых.

В пользу этого утверждения свидетельствуют следующие данные, предоставленные международными исследователями. По их подсчетам, ежегодно по всему миру в вузы поступают больше 150 млн. человек. За последние 10 с лишним лет этот показатель увеличился на 53 %. Сейчас 26 % населения студенческого возраста получают высшее образование по всему миру, а в 2000 г. эта доля составляла только 19 %. Во многих развитых странах доступность высшего образования превысила 50 %, а в некоторых - и все 80 % [2]. Такой рост доступности высшего образования традиционно оценивается, безусловно, как позитивное явление в мировой образовательной практике благодаря следующим факторам: усиление социальной мобильности индивидуумов, экспансия экономики знаний отдельных наций, рост уровня квалификации во всем мире. О том, насколько стремительно тенденция массови-зации расширяет границы своего влияния, свидетельствуют статистические данные, приведенные исследователем Эллен Хэйзелкорн в журнале «Международное высшее образование».

Так, в 1995 г. в мире насчитывалось примерно 68 млн. студентов. К 2000 г. их численность возросла до 100 млн. Уже в 2012 г. цифры достигли отметки в 196 млн. По прогнозам аналитиков, к 2030 г. общемировая численность студентов возрастет до 430 млн. человек.

В странах-участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за этот период процент молодых людей в возрастном диапазоне 20-29 лет, обучающихся в вузах, вырос в среднем на 10 %, а в некоторых государствах (Дании, Финляндии, Греции, Исландии) - более чем на 40 % [2, 9].

Необходимо обратить внимание на следующий значимый факт. В последнее время массовизация образования изменила вектор направленности. Она переместилась из развитых европейских стран, которые достигли по этому показателю очень высокого уровня, в сторону развивающихся и некоторых стран со средним уровнем дохода. Фактически львиная доля роста студенческой массы в ближайшие несколько десятилетий придется на две страны - Китай и Индию. Расширение доступа к начальному и среднему образованию в Китае сделало университеты более досягаемыми для низших социальных страт, чем в Индии. Сейчас Китай представляет 23 %, а Индия - около 12 % всей молодежи студенческого возраста в мире. Например, динамика изменения численности студентов в Китае выглядит следующим образом. В начале 1990-х гг. лишь 3-4 % релевантной возрастной когорты в Китае обучались в университетах или высших профессиональных учебных заведениях [7].

В 1995 г. в Китае насчитывалось примерно 5,2 млн., в 2012 г. цифры достигли отметки 32,6 млн., а в 2013 г. китайские вузы зачислили уже 34,5 млн. абитуриентов. По прогнозам исследователей, к 2020 г. численность дипломированных специалистов в Китае будет больше всего работоспособного населения США, так как их число превысит 40 млн. человек [8].

С переходом к массовому высшему образованию многие азиатские страны получили возможность увеличить наборы в вузы. К примеру, Южная Корея демонстрирует самый большой рост числа молодых людей, продолжающих обучение в вузе и лучшую динамику, начиная с 1990-х гг. Так, согласно данным, в Южной Корее охват высшим образованием составляет 70 %, в то время как в Европе эта цифра не достигает и 50 % во многих государствах. Кроме того, и другие азиатские страны, включая Тайвань, Малайзию, Гонконг, Сингапур, демонстрируют положительную динамику расширения высшего образования. Очевидно, что данная тенденция - результат стремительного социально-экономического роста в этих странах и схожести культурных традиций [4].

Второй регион, характеризующийся резким ростом числа студентов вузов - Латинская Америка. И это происходит несмотря на то обстоятельство, что всем странам данного региона присуще огромное социальное неравенство. Для успешного социально-экономического развития этих стран необходимо повышение численности обучающихся как в университетах, так и тех, кто их успешно оканчивает. Следует отметить, что за последние сорок лет в этом направлении достигнуты значительные успехи, так как численность студентов выросла с 1,6 млн. в 1970 г. до 20 млн. в 2009 г. На сегодняшний день доля учащихся среди молодежи составляет примерно 30 %, т. е. этому показателю есть куда прогрессировать. Кроме того, наблюдающийся прирост отнюдь не равномерен в различных группах населения [6].

В этой связи один из известных специалистов по изучению данной проблемы исследователь В. А. Бейзеров отмечает, что значительное увеличение числа студентов в Азии и Латинской Америке происходит в основном за счет нетрадиционных потребителей высшего образования. Как показывает статистика, около 50 % студентов вузов в настоящее время - представительницы слабого пола. Помимо этого, наблюдается тенденция роста числа студентов, обучающихся заочно и дистанционно. Следует отметить, что в предшествующий период большинство студентов обучались по очной форме. Это не могло не отразиться на рынке труда. Существует и обратное влияние: поскольку работодатели требуют от своих работников все большей компетентности, работники в свою очередь стремятся повысить собственную квалификацию, чтобы остаться конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому в настоящее время более 10 % от общего числа обучающихся в вузах составляют люди в возрасте, превышающем 40 лет. В предшествующий период такие цифры были нереальны [5].

В этой связи массовизация высшего образования создала и дополнительные финансовые трудности. Это приводит к критической ситуации, когда объем государственных расходов в расчете на одного студента падает, а спрос на образование продолжает расти. В целом, согласно данным, предоставленным Организацией экономического сотрудничества и развития за 2013 г., если в 1995 г. деятельность вузов на 77 % обеспечивалась за счет государственных средств, то в 2013 г. - уже на 68 % [9].

Следует обратить внимание на тот факт, что резкий рост числа студентов как в Азии, так и в Латинской Америке стимулировался за счет расширения границ высшего образования. В качестве одной из причин появления этой тенденции необходимо выделить уничтожение юридических и экономических барьеров, позволивших представителям не только элиты общества, но и более низких классов получать высшее образование. Тем не менее, процент молодежи, получающей высшее образование, варьируется от страны к стране и во многом зависит от уровня экономического и социально -культурного развития. Поэтому одни страны все еще не могут обеспечить заинтересованной молоде-

жи возможность получения высшего образования, а в других основной проблемой является старение населения и сокращение господдержки образования.

С учетом этих обстоятельств, дополнительное финансовое бремя, которое не всякое правительство может вынести, спровоцировало бум в частном образовательном секторе. Это же в свою очередь привело к распространению нового типа частных, коммерчески ориентированных образовательных заведений, нацеленных прежде всего на извлечение краткосрочной финансовой выгоды и мало заботящихся о контроле качества образования и защиты прав студентов.

Однако, несмотря на доступность высшего образования в последние годы, исследования показывают, что существенного сближения между различными по уровню дохода группами населения не происходит. Высшее образование по-прежнему остается для многих недосягаемым, особенно если речь идет о престижных университетах, чьи студенты - выходцы из благополучных слоев населения. Мало где в мире ведется систематический сбор информации о социально-экономическом происхождении студентов, однако анализ подобной статистики, где она доступна, позволяет увидеть очевидные диспропорции. Так, например, в Чили численность студентов среди богатейших 20 % жителей страны в четыре раза выше, чем среди наиболее 20 % бедных. Аналогичное соотношение в Аргентине равно 5 %, а в Мексике вообще - 18 % [3].

Заключение

Таким образом, активное распространение высшего образования в общемировом масштабе имеет, безусловно, положительный эффект. Он проявляется, в первую очередь, в росте количества студентов в мире. Это происходит не только за счет развитых европейских стран, но и стран азиатского и латиноамериканского регионов. Многие развивающиеся страны получили возможность обеспечить многих своих граждан высшим образованием, т. е. оно стало доступным для широких социальных слоев населения, чего не было ранее. Об этом свидетельствует тот факт, что сегодня все больше потребителей высшего образования - это женщины, люди в возрасте свыше 40 лет, а также представители небогатых слоев населения, которые ранее были не в состоянии обучаться в вузах. Кроме того, повышение доступа к высшему образованию для представителей неблагополучных групп населения позволяет распространить блага высшего образования на те группы общества, которые более всего в нем нуждаются.

Негативные последствия массовизации проявляются в том, что для государства возникли дополнительные финансовые расходы, снизилось качество подготовки выпускаемых специалистов. Высшее образование перестало быть прерогативой элиты, по сути, оно девальвировалось, так как перестало выполнять свое основное предназначение - воспроизводить интеллектуальную элиту общества в ее классическом варианте.

Однако, несмотря на повышение доступа к высшему образованию, массовизация в развивающихся странах осуществляется в первую очередь за счет представителей привилегированных слоев населения и в меньшей степени затрагивает остальные группы. Поэтому основная задача институтов высшего образования на ближайшие десятилетия - обеспечить представителям всех социальных слоев возможность использовать те блага, которые несет с собой высшее образование. В долгосрочной перспективе стабильно развивающаяся система высшего образования - это залог экономической и социальной устойчивости любой страны. Для выполнения этой задачи государственная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать повышение доступности высшего образования для социально и экономически неблагополучных слоев населения, создание и поддержание надежной системы контроля качества, стимулирование многопрофильных вузов и разработку новых, справедливых механизмов распределения финансирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтбах, Ф. Дж. Два десятилетия аналитики и новостей / Ф. Дж. Альтбах // Международное высшее образование. - 2015. - № 80. - С. 6.

2. Альтбах, Ф. Дж. Массовизация высшего образования и глобальная экономика знаний: тянущиеся противоречия / Ф. Дж. Альтбах // Международное высшее образование. - 2015. - № 80. - С. 8-9.

3. Бассет, Р. М. Обеспечение справедливости как важнейшая мировая проблема высшего образования / М. Р. Бассет // Международное высшее образование. - 2015. - № 80. - С. 10-11.

4. Бейзеров, В. А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века / В. А. Бейзеров // Экономика образования. - 2014. - № 2. - С. 31-37.

5. Бейзеров, В. А. Высшее образование: современные приоритеты и тенденции развития / В. А. Бейзеров // Известия Гомельского государственного университета имени Ф Скорины. - 2013. - № 3 (78). - С. 9-15.

6. Кнобель, М. Поддержание качества высшего образования в условиях массовизации: возможно ли это? / М. Кно-бель // Международное высшее образование. - 2015. - № 80. - С. 15.

7. Минь, В. Высшее образование в Китае в ближайшие два десятилетия / В. Минь // Международное высшее образование. - 2015. - № 80. - С. 17-18.

8. Фрумин, И. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / И. Фрумин, К. Кунс, М. Карной, П. Лоялка, Б. Г. Джандхайл, Т. Рафик, Д. Ванг.- М.: Высшая школа экономики. - 2014. - 400 с.

9. Хейзелкорн, Э. Устойчивость и доступность высшего образования: есть ли какое-то чудодейственное средство? / Э. Хейзелкорн // Международное высшее образование. - 2015. - № 80. - С. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.